Танцы и танцевальный этикет кабардинцев и балкарцев кратко

Обновлено: 17.05.2024

Многообразные танцы народов мира наполнены исторической ценностью, бытовыми особенностями и духом создателей.

Так кабардинский танец наполнен национальным темпераментом, музыкальными творениями, ярким костюмированным представлением. Какие еще яркие черты в нем имеются, как его разучить раскрывает данная статья.

Особенности танца

Традиционно кабардинские национальные танцы начинают изучать с малых лет. Постепенно изучая специфику каждого танца, выдерживая длительные, но яркие тренировки. Осваивается искусство импровизации.

Самым древним танцем является хороводное исполнение. Далее следуют другие танцевальные представления, позволяющие народу проявить себя и раскрыть особенности быта.

Вобрал в себя кабардинский танец "Кафа" горные просторы, свободу. Ведь именно пики Кавказских гор, подарили такое прекрасное название. Участвуют в нем мужское и женское население. В первую очередь создается общий круг. Далее в нем выполняются движения:

  1. Разделившись на две группы отдельно мужчины, отдельно женщины. По одному заходят в круг.
  2. Проходит танцор по кругу и приветствует всех участников.
  3. Участники не касаются друг друга. И держат дистанцию.
  4. Варианты и количество движений строго установлено правилами.
  5. Музыка к танцу, наигрывается на гармошки, женщиной, принимающей активное участие во всем процессе.

Исполняется кабардинский массовый танец при большом собрании народа. В былые времена это были жители поселений при проведении праздников и обрядовых процессов, привлекающих успех, победу, достаток, урожайность.

Выделяется в исполнении подобного жанра кабардинский танец "Дзуцев Сослана" . Наполняя каждое движение духом свободы, гордости, грации. Движения отражают полет птиц, дуновение ветра, шепот деревьев. Мир природы и гармонии стал прародителем традиционных танцев кабардинцев.

Важным смыслом наделяются кабардинские танцы на свадьбах , ведь они благословляют молодых на счастливую жизнь. Правильное исполнение подарит влюбленным достаток, благополучие и крепость чувств. Роль каждого участника символична.

Благородные, состоятельные семьи преобразили традиционные мотивы, так зародился кабардинский княжеский танец , полный изящества, благородства и статности. Активно проявил себя на званых приемах. По сей день является украшением многих традиционных мероприятий.

Объединяет в себе традиционные мотивы и балетные па кабардинский танец "Лъапэрисэ" , так же исполняется он в групповом варианте. Плавные, воздушные движения погружают зрителей в волшебный мир нежности, любви, очарования. Исполняется под песню с аналогичным названием.

Техника исполнения

Приступая к разучиванию кабардинского народного танца, важно помнить о сдержанности и строгость исполнения. Ведь народ чтит свои традиции, следует им в независимости от внешних изменений. Воспитывая в молодежи честь, благородство и кротость. Но в тоже время, сохраняя дух свободы, мужества, героизма.

Относительно кабардинский танец музыка, это традиционное звучание гармоники, как в живом исполнении, так и в записи. Так же традиционные песни. Как правило, каждый танец имеет определенное музыкальное сопровождение.

Просматривая кабардинские танцы видео, исполнители выделяют:

  • особенности костюмов;
  • своеобразие шагов, поворотов, движения рук;
  • расстояние между исполнителями;
  • количество движений, их распределение в течение всего танца.

Представлять национальные танцы на торжествах нужно, ведь они формируют в людях, уважение к другим культурам. Дают возможность, познакомится с их бытом.

В дополнении танцевальный коллектив, совершенствует свои навыки техники исполнения, улучшает уровень исполнения, расширяет границы возможностей.

Попасть на карачаевский и балкарский той — так называются балы с национальными танцами — не так сложно, как кажется. Их проводят и в Москве, и в Санкт-Петербурге в дни национальных фестивалей, а уж в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии и вовсе устраивают почти на каждый праздник. Присоединиться к танцам может любой желающий, даже не зная всех правил и движений. Осуждать за ошибки здесь не принято, особенно новичков. Но все же стоит помнить, что это не обычная вечеринка, а настоящий бал со множеством национальных традиций.


Фото из личного архива Мариям Тамбиевой

Начнем с одежды: строгого дресс-кода на тое нет. Надо просто одеться соответственно событию — свадьба ли это, семейный или государственный праздник в городе или на природе. Универсальное правило одно: откажитесь от чересчур облегающего и открытого наряда — для танца он неуместен.

Начинается той всегда одинаково: участники выстраиваются в круг, образуя в центре подобие танцпола, а все желающие танцевать выходят внутрь этого круга и встают группами друг напротив друга. Девушки с одной стороны, молодые люди — с другой. Раньше это правило соблюдалось строго, сейчас — по ситуации. На городских площадках, где много людей, становятся обычно вперемешку, компаниями с которыми пришли.

Все, кто стоит в кругу, — участники тоя. Они, даже если не танцуют сами, должны поддерживать пары аплодисментами в такт музыке. А вот громко смеяться и говорить на посторонние темы в кругу считается неприличным.

Важное правило — в первый ряд становятся только те, кто готов танцевать. Имейте в виду, отказывать, если вас пригласили на танец, считается проявлением невоспитанности — это унижает достоинство и того, кто пригласил, и того, кто отказал. Поэтому, если пляски в ваши планы не входят, становитесь в задние, зрительские, ряды.


Фото из личного архива Мариям Тамбиевой

Если к вам подошел молодой человек и с легким поклоном протянул руку — поздравляем, вы приглашены. Здесь важно не оплошать: ни в коем случаем не подавайте руки в ответ. Самое строгое правило карачаевского и балкарского тоя — прикасаться к партнеру нельзя: ни в танце, ни вообще когда-либо (исключение только одно — танец абезек). Даже соприкасаться одеждой строго запрещается. Чтобы принять приглашение, просто сделайте пару шагов навстречу своему кавалеру, слегка наклонив голову.

Помните, что половина успеха в кавказских танцах — это осанка и посадка головы. Не сутультесь, спину нужно держать ровно, голову горделиво приподнять. Для девушки смотреть в упор на партнера считается неприличным, поэтому глаза должны быть полуопущены. А мужчина, наоборот, должен смотреть только на партнершу. А вот отвлекаться на что-то во время танца для кавалера — дурной тон.

По окончании танца кавалер должен проводить партнершу к ее месту и только потом снова занять свое место в шеренге.

Хотя хорошие танцоры на Кавказе всегда в большом почете, проявлять пренебрежение к тем, кто менее искусен, считается постыдным. Наоборот, правило хорошего тона — всячески подбадривать новичков, особенно если это гости. Разобраться в рисунке танца достаточно легко, нужно только понаблюдать за другими танцующими.

Три главных танца

Вплоть до 20-х годов прошлого века каждому событию в жизни карачаевцев и балкарцев полагался свой танец. До наших дней дошли упоминания около 150 танцев. В них отображался эпос, жизненный уклад (свадебные, охотничьи, пастушьи танцы), были обрядовые и даже магические танцы. Со временем многие потеряли актуальность и теперь исполняются лишь ансамблями на сцене. Некоторые выдержали испытание временем — их можно увидеть на любом празднике в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.

В большинстве случаев в программу тоя входят три танца. Это массовый танец абезек, исполняющийся в самом начале или, наоборот, в самом конце вечера, а также парный танец тюз тепсеу и зажигательное соло — истемей.

Тюз тепсеу: только без рук


Фото из личного архива Мариям Тамбиевой

Еще несколько правил:

1. Одна пара может танцевать танец тюз тепсеу лишь единожды за вечер, исключение делается только для гостя. Ему дозволялось пригласить ту же девушку еще раз.
2. Муж и жена не могут танцевать вместе, исключение могли сделать, если просил распорядитель. Вообще, женатые парни и замужние девушки танцевали только с родственниками: братьями, сестрами, племянниками.
3. Никто из партнеров не может закончить танец раньше положенного момента — это неуважение к своей паре.
4. В танцах под руку девушки всегда стоят справа от своего партнера. Это знак особого уважения к партнерше. Исключение — парный танец тюз тепсеу, в нем девушка находится по левую руку от партнера.
5. Неприличными считается громкий смех на танцплощадке, посторонние разговоры, громкие крики.

Исполняется он в паре. Рисунок довольно простой: двое, плавно ступая внутри воображаемой окружности, несколько раз сходятся в центре — девушка при этом вторит движениям мужчины. Затем, не поворачиваясь спиной друг к другу, меняются местами и снова повторяют движения, плавно сближаясь и расходясь.

Сложность танца в деталях: особой поступи, плавности движений, осанке, повороте головы, движениях рук. У наиболее искусных танцоров плавность движений настолько отточена, что полы длинных платьев и черкесок не двигаются.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Национальные танцы балкарцев Хаджиева алия

Описание презентации по отдельным слайдам:

Национальные танцы балкарцев Хаджиева алия

Национальные танцы балкарцев Хаджиева алия

Национальная одежда Народная одежда - это отрасль творчества, которая еще сов.

Национальная одежда Народная одежда - это отрасль творчества, которая еще совсем недавно тесно смыкалась с жизненным укладом народа. В силу исторических условий она крайне плохо представлена в настоящее время в музеях и в национальном быту. Поэтому трудно проследить историю развития ее основных видов. Это возможно сделать лишь с помощью литературных источников, бытовых фотографий, а также привлечения археологических материалов. Балкарскую одежду в ее уже сложившемся виде можно увидеть запечатленной на рисунках и фотографиях в книге немецкого путешественника Готфрида Мерцбахера, который побывал в горах Центрального Кавказа в конце XIX века. Большой вклад в дело изучения одежды балкарцев сделан работами Е.Н. Студенецкой.

Движения танцев Богатое и разнообразное традиционное хореографическое искусст.

Движения танцев Богатое и разнообразное традиционное хореографическое искусство балкарцев и карачаевцев привлекает к себе пристальное внимание как практиков, так и исследователей. В трудах исследователей истории и культуры балкарцев и карачаевцев в той или иной степени затрагиваются вопросы, касающиеся традиционного танца как неотъемлемой части различных обрядов, как обязательного компонента культовых действ, как яркого проявления художественной одаренности народа. Древние танцы балкарцев и карачаевцев носят синкретический характер, где танец тесно связан с песней, музыкой, драмой, молитвой, реквизитом. В карачаево-балкарcких танцах отразились труд человека, уклад жизни народа, животный и растительный мир, характер, нравы, история, которые передаются телодвижением в изобразительно-подражательной форме. В обрядах танец несет многофункциональную специфику. Обрядовые танцы не оставались такими, какими они возникли в глубокой древности.

движения Каждая эпоха накладывала свой отпечаток. Они трансформировались. При.

движения Каждая эпоха накладывала свой отпечаток. Они трансформировались. При этом какие-то элементы выпадали, обогащаясь новым содержанием. Об этом ярко свидетельствуют варианты танцев. Во всех обрядах танец занимает главенствующее положение среди других жанров действа. В традициях искусства танца, прежде всего карачаевцев и балкарцев, имеются существенные типичные черты и закономерности, которые играют очень важную роль. Одной из основных отличительных особенностей народного танца можно считать наличие внутренней пульсации, особого чувства внутреннего ритма у исполнителей, которое является основой, организующей танцевальные движения, источником их зарождения.

Танцевать могут все Детский танцевальный коллектив "Звёздочка" из Кабардино-Б.

Кабардинские танцы. Танцы народов Кавказа. Публикации.

Танцы народов Кавказа: Кабардино-Балкария.


кабардинские танцы

728×180 Banner — Pub

Кабардинские танцы – неотъемлемая часть культуры Кабардино-Балкарской республики, которой этот народ очень дорожит.


Кафа

Обрядовый вариант древнего Тюз Тепсеу по традиции исполнялся перед пахотой. Считалось, что правильно исполненные обряды во время исполнения этого танца, обеспечат наилучшую плодородность земли в будущем сезоне.

Распад Советского Союза положил конец единым внутренним войскам МВД СССР. В феврале 1992 года был утвержден штат Главного управления командующего внутренними войсками (ГУКВВ) МВД России. После распада Советского Союза миротворческие операции внутренних войск ограничиваются Северо-Кавказским регионом - Северной Осетией, Ингушетией, Чечней, Дагестаном. В районах чрезвычайного положения личный состав внутренних войск нес службу по охране общественного порядка, обеспечивал общественную безопасность.

В сентябре-октябре 1993 года в Москве начались массовые беспорядки, переросшие 3-4 октября в вооруженные столкновения.

В этой сложной обстановке внутренние войска обеспечивали общественный порядок и безопасность населения, проявляя при этом высокую организованность, строгое соблюдение законности, твердость духа и решительность в действиях. К сожалению, не обошлось без потерь.

Соединения и части внутренних войск МВД России продолжали выполнять задачи по охране важных государственных объектов, исправительно-трудовых учреждений, нести службу по охране общественного порядка.

Ярко и всесторонне облик внутренних войск, их боевые возможности, выучку и твердость духа военнослужащих, их верность присяге и воинскому долгу выявили боевые действия в Чеченской республике.

Война в Чечне - это доблесть и боль внутренних войск. Доблесть, так как личный состав с честью выполняет свои задачи, демонстрирует смелость, отвагу и мужество в боях с бандитскими формированиями. Боль, потому что войска при выполнении задач по защите конституционного строя России теряли военнослужащих.

За умелое и решительное выполнение боевых задач в Северо-Кавказском регионе, проявленные при этом мужество, героизм и отвагу более 18 тысяч военнослужащих внутренних войск награждены государственными наградами, 76 человек удостоены звания Героя Российской Федерации.

Переход бандитов от прямых боестолкновений к диверсионно-террористическим методам борьбы вызвал изменения в тактике действий внутренних войск. На первый план вышли войсковая и инженерная разведка, спецоперации, засады, секреты, разминирование, оперативная работа. Подразделения внутренних войск выполняют локальные (адресные) задачи.

В настоящее время внутренние войска представляют собой хорошо слаженный, мобильный личный состав, оснащенный современным вооружением и техникой, накопивший богатый боевой опыт, готовый успешно выполнить задачи по обеспечению безопасности и государственной целостности России.

1. Основные положения и особенности Адыгского этикета и этикета балкарцев.

2. Обычай гостеприимства.

3. Уважительное отношение к старшим.

4. Почтительное отношение к женщине.

5. Застольный этикет.

6. Ритуалы приветствия и прощания.

Литература:

1. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978.

2. Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1999.

3. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992.

4. Мусукаев А.И. Традиционное гостеприимство кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1990.

5. Маф1эдз Сэрэбий. Адыгэ Хабзэ. Нальчик, 1994.

6. Мамхегова Р. Очерки об адыгском этикете. Нальчик, 1993.

7. Унежев К.Х. Культура адыгов (черкесов) и балкарцев. Нальчик, 2003.

8. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик, 1983.

9. Гутов А.М. Этюды о Кавказском этикете. Нальчик, 1998.

10. Адыгская (черкесская) энциклопедия. Москва, 2006.

1. Основные положения и особенности этикетных норм в традициях кабардинцев и балкарцев.

Сегодня под этикетом понимается совокупность правил поведения человека в обществе, семье и в различных жизненных ситуациях.

Этикет – это составная часть внешней культуры общества. Это культура поведения.

Этикет имеет сложную систему детально разработанных правил учтивости, правила обхождения с представителями различных классов и сословий, с должностными лицами в соответствии с их рангом, правила поведения в различных кругах: придворный этикет, дипломатический этикет, этикет высшего общества, внутрисемейный этикет и т.д.




Составной частью Адыгэ Хабзэ являлись адыгагъэ или адыгэ нэмыс, которые в совокупности обуславливали такие важные нравственные категории, как честь, добропорядочность, честность, правдивость, стыдливость, умение вести себя в коллективе, чуткость, внимательность, уважение к старшим, к лицам противоположного пола и т.д.

Адыгэ Хабзэ своей строгостью и изысканностью стало нарицательным и общепризнанным среди народов Северного Кавказа. Европейские ученые и путешественники XVIII – XIX веков сравнивали адыгский этикет с рыцарским этикетом первых королей в Германии и Франции.

Именно поэтому представители феодальной верхушки соседних народов Кавказа посылали своих детей на продолжительное время для воспитания в духе адыгского этикета и обучения военному искусству.

Намыс в представлении кабардинцев и балкарцев – это обобщенное выражение всех наиболее важных положительных черт личности, ценимых в народе: скромность, вежливость, честность, уважение к старшим, к женщине, к гостями т.д.

Кроме кабардинского и балкарскогонэмыс есть общая для всех адыгов и бесспорно более древняя категория, служащая концентрированным выражением моральных правил поведения. Она носит название адыгагъэ, что буквально означает адыгство.

Адыгагъэ – долг рыцарской чести, основанный на принципах Адыгэ Хабзэ. Под понятием адыгагъэ большинство адыгов понимает соблюдение этикета. Это понятие, как правило употребляется в зависимости от обстоятельства. Это может быть указанием на гостеприимность, на уважение к старшим, к женщине, на готовность помочь страждущему, на мужество, стойкость, человечность, терпимость, верность своему слову.

Адыгагъэ – высшая ценность для основной массы населения, идеал, в направлении которого следует совершенствовать себя.

Внутренние войска МВД России на современном этапе.

Распад Советского Союза положил конец единым внутренним войскам МВД СССР. В феврале 1992 года был утвержден штат Главного управления командующего внутренними войсками (ГУКВВ) МВД России. После распада Советского Союза миротворческие операции внутренних войск ограничиваются Северо-Кавказским регионом - Северной Осетией, Ингушетией, Чечней, Дагестаном. В районах чрезвычайного положения личный состав внутренних войск нес службу по охране общественного порядка, обеспечивал общественную безопасность.

В сентябре-октябре 1993 года в Москве начались массовые беспорядки, переросшие 3-4 октября в вооруженные столкновения.

В этой сложной обстановке внутренние войска обеспечивали общественный порядок и безопасность населения, проявляя при этом высокую организованность, строгое соблюдение законности, твердость духа и решительность в действиях. К сожалению, не обошлось без потерь.

Соединения и части внутренних войск МВД России продолжали выполнять задачи по охране важных государственных объектов, исправительно-трудовых учреждений, нести службу по охране общественного порядка.

Ярко и всесторонне облик внутренних войск, их боевые возможности, выучку и твердость духа военнослужащих, их верность присяге и воинскому долгу выявили боевые действия в Чеченской республике.

Война в Чечне - это доблесть и боль внутренних войск. Доблесть, так как личный состав с честью выполняет свои задачи, демонстрирует смелость, отвагу и мужество в боях с бандитскими формированиями. Боль, потому что войска при выполнении задач по защите конституционного строя России теряли военнослужащих.

За умелое и решительное выполнение боевых задач в Северо-Кавказском регионе, проявленные при этом мужество, героизм и отвагу более 18 тысяч военнослужащих внутренних войск награждены государственными наградами, 76 человек удостоены звания Героя Российской Федерации.

Переход бандитов от прямых боестолкновений к диверсионно-террористическим методам борьбы вызвал изменения в тактике действий внутренних войск. На первый план вышли войсковая и инженерная разведка, спецоперации, засады, секреты, разминирование, оперативная работа. Подразделения внутренних войск выполняют локальные (адресные) задачи.

В настоящее время внутренние войска представляют собой хорошо слаженный, мобильный личный состав, оснащенный современным вооружением и техникой, накопивший богатый боевой опыт, готовый успешно выполнить задачи по обеспечению безопасности и государственной целостности России.

1. Основные положения и особенности Адыгского этикета и этикета балкарцев.

2. Обычай гостеприимства.

3. Уважительное отношение к старшим.

4. Почтительное отношение к женщине.

5. Застольный этикет.

6. Ритуалы приветствия и прощания.

Литература:

1. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978.

2. Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1999.

3. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992.

4. Мусукаев А.И. Традиционное гостеприимство кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1990.

5. Маф1эдз Сэрэбий. Адыгэ Хабзэ. Нальчик, 1994.

6. Мамхегова Р. Очерки об адыгском этикете. Нальчик, 1993.

7. Унежев К.Х. Культура адыгов (черкесов) и балкарцев. Нальчик, 2003.

8. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик, 1983.

9. Гутов А.М. Этюды о Кавказском этикете. Нальчик, 1998.

10. Адыгская (черкесская) энциклопедия. Москва, 2006.

1. Основные положения и особенности этикетных норм в традициях кабардинцев и балкарцев.

Сегодня под этикетом понимается совокупность правил поведения человека в обществе, семье и в различных жизненных ситуациях.

Этикет – это составная часть внешней культуры общества. Это культура поведения.

Этикет имеет сложную систему детально разработанных правил учтивости, правила обхождения с представителями различных классов и сословий, с должностными лицами в соответствии с их рангом, правила поведения в различных кругах: придворный этикет, дипломатический этикет, этикет высшего общества, внутрисемейный этикет и т.д.

Составной частью Адыгэ Хабзэ являлись адыгагъэ или адыгэ нэмыс, которые в совокупности обуславливали такие важные нравственные категории, как честь, добропорядочность, честность, правдивость, стыдливость, умение вести себя в коллективе, чуткость, внимательность, уважение к старшим, к лицам противоположного пола и т.д.

Адыгэ Хабзэ своей строгостью и изысканностью стало нарицательным и общепризнанным среди народов Северного Кавказа. Европейские ученые и путешественники XVIII – XIX веков сравнивали адыгский этикет с рыцарским этикетом первых королей в Германии и Франции.

Именно поэтому представители феодальной верхушки соседних народов Кавказа посылали своих детей на продолжительное время для воспитания в духе адыгского этикета и обучения военному искусству.

Намыс в представлении кабардинцев и балкарцев – это обобщенное выражение всех наиболее важных положительных черт личности, ценимых в народе: скромность, вежливость, честность, уважение к старшим, к женщине, к гостями т.д.

Кроме кабардинского и балкарскогонэмыс есть общая для всех адыгов и бесспорно более древняя категория, служащая концентрированным выражением моральных правил поведения. Она носит название адыгагъэ, что буквально означает адыгство.

Адыгагъэ – долг рыцарской чести, основанный на принципах Адыгэ Хабзэ. Под понятием адыгагъэ большинство адыгов понимает соблюдение этикета. Это понятие, как правило употребляется в зависимости от обстоятельства. Это может быть указанием на гостеприимность, на уважение к старшим, к женщине, на готовность помочь страждущему, на мужество, стойкость, человечность, терпимость, верность своему слову.

Адыгагъэ – высшая ценность для основной массы населения, идеал, в направлении которого следует совершенствовать себя.

Читайте также: