Право граждан на жилье кратко

Обновлено: 05.07.2024

Одним из ключевых социально-экономических прав гражданина считается право на жилище, которое определяет Конституция России.

Понятие и содержание права человека на жилище

Одним из ключевых социально-экономических прав гражданина считается право на жилище, которое определяет Конституция России (п.1 ст. 40). Определить содержание права на жилище возможно, указав на его ключевые составляющие:

  • Данное право заключается в том, что государство дает гарантию каждому человеку, проживающему на территории России, иметь возможность использовать то жилище, которым он владеет. Конституционное право граждан на жилище закрепляет ст. 23 Основного закона про неприкосновенность личной жизни и ст. 25, в которой провозглашены принципы жилищной неприкосновенности.
  • Право человека на жилище состоит в том, что государство берет обязательства оказывать содействие в том, чтобы каждый гражданин России был обеспечен жилищем, а также создает условия для приобретения иного жилья, для улучшения своих жилищных условий.

Ст. 673 Гражданского кодекса РФ определяет жилище, как жилое помещение, которое является изолированным и пригодным для проживания. В широком смысле – это все жилые помещения, при этом форма собственности не имеет значения: квартиры, коттеджи, общежития, дома-интернаты, отдельные изолированные комнаты, служебные помещения и т.д. Определение пригодности для проживания проводится в порядке, который предусмотрен ст. 15-16 Жилищного кодекса.

Гарантии реализации права на жилище

Политика государства, в том числе и жилищная, сегодня обусловлена состоянием экономики и сложившейся социально-политической ситуацией, поэтому переориентация на рыночные отношения является неизбежной. Это значит, что человек в первую очередь сам несет ответственность за создание для себя соответствующих условий проживания. Также неизбежными являются ограничения в использовании льгот в этой сфере, так как одна категория лиц получает их за счет остальных категорий. И, тем не менее, государство старается обеспечить право на жилище каждого человека минимальными гарантиями, в связи с чем на органы государственной власти и местного самоуправления возлагаются обязательства обеспечить базу.

Через создание условий, позволяющих человеку осуществлять право на жилище, государство решает несколько задач:

  • Формируется базис для развития рыночных отношений в жилищной сфере: происходит развитие рынка недвижимого имущества, рынка земельных участков для возведения жилья и т.д. Одновременно предоставляется поддержка нуждающимся и малообеспеченным через предоставление им льготного жилья, например, заключается договор социального найма.
  • Обеспечивается надзор за внедрением жилищного законодательства и защитой прав и интересов человека в жилищной сфере: ведется учет лиц, которые нуждаются в жилье, обеспечивается контроль за соответствием санитарным и техническим нормативам, за эксплуатацией и сохранностью жилищного фонда, обеспечивается защита и гарантия прав и интересов лиц, которые покупают жилье и эксплуатируют его на законных основаниях и т.д.

Согласно ст. 40 Конституции России любой человек обладает определенными гарантиями осуществления своего права на жилище:

  • гарантия постоянного использования помещения, которое занимает человек на условиях найма в зданиях различных жилищных фондов, участия в кооперативах, приобретенного на основании различных договоров и на других основаниях, которые допускаются законодательной базой России;
  • гарантия улучшения легитимными способами жилищных условий для человека;
  • гарантия возможности строить или покупать жилое помещение за счет личных сбережений, привлекая государственные денежные субсидии или банковские кредиты;
  • гарантия передачи помещения третьим лицам на основании контракта коммерческого найма;
  • создание для жителей безопасной среды проживания;
  • невозможность произвольно лишать человека его права на жилище.

Способы реализации конституционного права на жилище

Конституционное право граждан на жилище внедряется через систему мер содействия лицам, которые хотят сделать лучше условия проживания. В п. 2 ст. 40 Конституции России зафиксировано, что поощряется возведение жилья и создание условий для использования человеком своего права на жилище.
Так, граждане, которые не имеют жилья, могут рассчитывать на поддержку государства, которое развивает постройку домов различных жилищных фондов, предназначенных для предоставления по договору найма, а также через использование системы льгот и субсидий по оплате строительных и ремонтных работ.

Органы государственной власти и местного самоуправления должны:

  • дать возможность гражданам получить налоговую льготу или кредитную поддержку при возведении или покупке жилья;
  • обеспечить продажу участков земли для жилищного строительства на соответствующих территориях;
  • помочь в получении различных льгот предпринимателям и организациям, которые осуществляют строительные работы, ремонт жилищного фонда;
  • поддерживать финансовые учреждения, которые выдают льготные кредиты и т.д.

Граждане, проживающие в России, могут рассчитывать на получение субсидий, которые позволяют оплачивать жилье в рамках определенных нормативов, с учетом общего дохода семьи. При строительстве или покупке можно рассчитывать на взятие ссуды под залог, например, недвижимого имущества, а также под гарантии органов государственной власти или же под гарантии общественных объединений.

Человеку, который проводит строительство или покупает жилье за личные средства или за счет целевого займа, предоставляются налоговые льготы. Лица, которые осуществляют индивидуальное строительство без использования наемного труда, в случае потери работы не по своей вине в течение двух лет получают дотации в порядке, определенном законодательством России для безработных, которые принимают участие в общественных работах.

Рыночная система экономики вызвала необходимость внедрения государством вспомогательных гарантий оказания помощи нуждающимся в жилье, в том числе малоимущим. Для некоторых категорий, таких как инвалиды ВОВ и лица, которые к ним приравниваются, ветераны войны, семьи, чей доход ниже прожиточного минимума и др., предусмотрена возможность получить жилье на условиях подписания договора найма в домах, принадлежащих государственному, муниципальному и прочим жилищным фондам, безвозмездно или за приемлемую цену.

Анализируя положения Основного закона России и прочих нормативных актов, можно выделить также формы реализации права на жилище. А именно:

  • покупка или возведение жилища за личные средства без ограничения жилой площади;
  • приобретение жилого помещения за счет использования безвозмездных субсидий, банковской ипотеки, различных ссуд и на прочих законных основаниях, таких как принятие в дар, наследование и т.д.;
  • приобретение жилого помещения в доме, принадлежащем государственному или муниципальному жилищному фонду социального назначения на условиях договора найма.

Прочие формы жилищного обеспечения в России имеют временный характер. К ним относятся:

  • служебные помещения;
  • специализированные помещения: общежитие, дом-интернат и т.д.;
  • жилое помещение, предоставленное по контракту безвозмездного пользования;
  • помещения, которые предоставляются на условиях коммерческого найма в домах, принадлежащих к различным фондам.

Таким образом, в законодательстве сформирована мощная база для обеспечения условий реализации права человека на жилище.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Жилищный Кодекс РФ, вступивший в действие с 1 марта 2005 г, является основным законом, который помогает гражданам реализовывать жилищные права, а в случае необходимости - защищать их.

Правовые принципы регулирования жилищных отношений, отнесенные ст. 1 Жилищного кодекса РФ к основным началам жилищного законодательства, основаны на положениях Конституции РФ.

Таковыми являются: необходимость обеспечения условий для реализации права на жилище, безопасность, неприкосновенность и недопустимость произвольного лишения жилища, необходимость беспрепятственного осуществления жилищных прав, обеспечения их судебной защиты и восстановления в случае нарушения, обеспечение сохранности жилищного фонда и использование жилых помещений по назначению, признание в качестве общего правила равенства участников жилищных отношений.

Жилищным кодексом РФ прежде всего закреплено право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ. В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий содействуют осуществлению гражданами права на жилище, создают необходимые условия для удовлетворения потребностей граждан в жилье.

Например, малоимущие и иные предусмотренные законом определенные категории граждан (участники Великой Отечественной войны, военнослужащие, дети-сироты, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний и т. д.) имеют право на предоставление жилья бесплатно или за доступную плату. Жилье предоставляется из государственного и муниципального жилищного фонда. Площадь жилья должна быть не менее установленной законом нормы. Малоимущим гражданам для оплаты жилья и коммунальных услуг государство предоставляет субсидии. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают контроль за соответствием жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, за соблюдением установленных требований при жилищном строительстве. В силу ст. 15 ЖК РФ жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Законом запрещено размещение в жилых помещениях промышленных производств. Согласно ст. 17 ЖК РФ при пользовании жилыми помещениями должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные требования. В соответствии со ст. ст. 86-89 ЖК РФ при выселении граждан из ветхого, аварийного жилого помещения им предоставляется благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение по договору социального найма, равнозначное площади ранее занимаемому.

Принцип неприкосновенности жилища обусловлен ст. 25 Конституции РФ, содержание которой воспроизведено в ст. 3 Жилищного кодекса РФ. Понятие неприкосновенности жилища связано исключительно с проникновением в него посторонних лиц для законно проживающих в помещении граждан.

Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным Жилищным кодексом РФ и иными федеральными законами. Данный принцип действует в отношении граждан, владеющих жилищем на законном основании. Гражданин, вселившийся в жилое помещение без правоустанавливающих документов, выселяется из данного жилого помещения на основании решения суда без предоставления другого жилого помещения.

Законодателем закреплено право граждан на свободное установление и реализацию жилищных прав на основе жилищного законодательства или договора. Права, возникающие из договора, также подлежат защите, как и права, возникающие из требований закона. При этом осуществление жилищных прав граждан не должно нарушать права, свободы и законные интересы других лиц. Ограничение жилищных прав возможно только на основе федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данное положение основывается на п. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Положение Жилищного кодекса РФ о праве граждан на свободный выбор жилого помещения для проживания в пределах Российской Федерации конкретизирует ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, в соответствии с которой, каждый, кто законно находится на территории России, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Жилищное законодательство исходит из необходимости восстановления нарушенных прав в случае их нарушения.

В Жилищном Кодексе РФ содержится немало норм, конкретизирующих общие положения о защите субъективных прав, предусматривающих меры, направленные на восстановление права в случае его нарушения.

Например, в соответствии с ч. 3 ст. 29 ЖК РФ собственник жилого помещения либо наниматель жилого помещения, самовольно переустроивший жилое помещение, обязан привести данное жилое помещение в прежнее состояние. В силу ст. 35 ЖК РФ при прекращении у гражданина права пользования жилым помещением он подлежит выселению из жилого помещения по решению суда.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. Жилищные споры подведомственны суду. В силу ч. 2 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Решением Серовского районного суда удовлетворен иск прокурора в интересах семьи Б. о предоставлении благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма, равноценного по общей площади ранее занимаемому.

В соответствии с актом межведомственной комиссии жилой дом признан непригодным для проживания. Состояние фундамента, стен, крыши и других конструктивных элементов оценивалось как недопустимое. Дом не включен в перечень аварийных домов, подлежащих расселению на территории городского округа в 2014-2017 г.г., в связи с чем расселение жильцов не планировалось. Поскольку существует реальная угроза жизни и здоровью проживающих в доме граждан на орган местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению другого жилого помещения по договору социального найма во внеочередном прядке. Судом восстановлены нарушенные жилищные права граждан.

Судебная практика и законодательство — Жилищный кодекс РФ

2.1. Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс);

2.2. постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (далее - Постановление) и утвержденными им Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила);

Таким образом, определение жилого дома блокированной застройки не в полной мере соотносится с определением жилого дома, закрепленным в Жилищном кодексе.

В этой связи, в настоящее время Минстроем России проводятся комплексные мероприятия по разработке проектов нормативных правовых актов, в том числе определяющих понятия "многоквартирный дом", "жилой дом блокированной застройки", "жилой блок".

внесение изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Жилищный кодекс Российской Федерации в части предоставления собственнику жилого помещения права предоставлять гостиничные услуги в принадлежащем ему жилом помещении

внесение изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Жилищный кодекс Российской Федерации в части предоставления собственнику жилого помещения права предоставлять гостиничные услуги в принадлежащем ему жилом помещении

Дополнительно отмечаем, жилой дом, часть жилого дома рассматривается Жилищным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 16) в качестве жилого помещения исключительно для целей жилищного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 плана мониторинга Минстроем России, ФАС России и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации проведен мониторинг правоприменения в сфере действия Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также подзаконных нормативных правовых актов.

ЖК РФ для случаев, в которых собственники помещений в многоквартирном доме не могут самостоятельно выбрать способ управления таким многоквартирным домом, а именно в силу наличия менее 50% голосов, с целью соблюдения прав собственников установлен особый порядок выбора управляющей организации, с использованием публичных процедур, обеспечивающий равный доступ на рынок управления многоквартирными домами всех заинтересованных хозяйствующих субъектов с соблюдением принципов состязательности и публичности.

3. Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Жилищный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ);

11. Финансовая поддержка предоставляется при наличии утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации региональных программ проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа) и (или) краткосрочных планов реализации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - краткосрочный план) или нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - иная программа), содержащих:

Статья 2. Право граждан на жилище

Граждане Российской Федерации имеют право на жилище. Это право обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади.

Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья.

Читайте также: