Россия в революционном вихре 1917 г по пути демократии кратко
Обновлено: 05.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Конспект урока по истории 11 класс
Выяснить расстановку политических сил в феврале-августе 1917 года, оценить альтернативы послефевральского развития страны. Рассмотреть шансы различных политических сил в борьбе за власть. Ответить на вопрос: неизбежны ли были октябрьские события и приход большевиков к власти. Оценить роль субъективных и объективных факторов.
Воспитание чувства заинтересованности к изучению переходного периода истории своей страны, через анализ событий XX века. Размышление ребят о будущем своей Родины, формируется чувство не посредственного наблюдателя, а возможного творца истории от которого зависит развитие государства.
Развитие умений работы с историческими источниками, программными документами, историографическими оценками и т.д.
-подвести обучающихся к пониманию, осознанию исторической закономерности февральской революции, ее объективных и субъективных предпосылок;
-обучающиеся должны уяснить причины движущих сил революции в России; давать аргументированную оценку двоевластию .
Требования к уровню подготовки учащихся: основные факты, процессы и явления реформы; проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации; анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом ; форма проведения – беседа.
План изучения темы урока:
Расстановка политических сил.
Кризисы политической власти
Слайд 1 (тема урока). Учителю необходимо выяснить :
-положение в стране перед началом революции
- период двоевластия (чем характеризовался)
- расстановку политических сил (партии)
- почему происходит усиление власти большевиков
Проверка знаний учащихся .
Вопрос к классу: Каковы общие причины революции начала XX века?
Примерные ответы учащихся:
- необходимость модернизации аграрной сферы, политического строя;
Эти вопросы стояли в ходе революции 1905 года, царизм хоть и пытался провести реформы (Столыпинские и др.), но все это было малоэффективным, потому что Николай II не был заинтересован в дальнейших изменениях, боясь потревожить основы самодержавия.
Вопрос к классу: Какие события и явления способствовали возникновению революции 1917 года? Примерные ответы учащихся:
- новые противоречия, порожденные войной
-усилившаяся экономическая разруха
-угроза голода, снижение уровня жизни, инфляция
-изменения психологии масс, чувство озлобленности к верхам
- падение авторитета царской власти (неудачи на фронтах, неспособность разрешения экономических проблем, распутинщина)
-неуступчивость режима в отношении предложений оппозиции о привлечении популярных общественных деятелей к управлению
Вопрос к классу: Мог ли царь в условиях начинающихся февральских событий изменить ситуацию?
Примерные ответы учащихся.
- Николай II не мог в тех условиях изменить ситуацию, т.к. от него уже ничего не зависело, и царь мог бы удержать власть в своих руках, если бы не думская оппозиция в лице кадетов.
3. Основная часть. Подготовка к изучению новой темы.
Учитель: Мы с вами выяснили, какие события и явления способствовали революции, теперь непосредственно приступим к изучению революции.Поговорим о том, с чего же начинается революция 1917 г. Всеобщее недовольство царской властью привело к революционному взрыву в столице России- Петрограде.
Слайд 2 . (начало революции)
Нужно сказать, что февральские события в значительной степени носили стихийный характер.
Однако в ходе её возникли новые органы власти , которым предстояло переустраивать России.
Слайд 3,4. (Временное правительство)
Утром 27 февраля члены Думы приняли решение о создании Временного комитета Государственной думы
С председателем Думы М.В. Родзянко. Задача ВКГД – установление контакта с правительственными учреждениями и попытка наведения порядка в стране.
Слайд 5 . (Задача временного правительства).
Члены комитета при этом не претендовали на всю полноту власти в своих руках. Однако комитет не имел серьезной опоры в массах и вынужден был искать поддержку у другого органа, созданного революцией.
Петроградский Совет рабочих депутатов.
Слайд 6.
Первое заседание Петрсовета состоялось вечером 27 февраля в Таврическом дворце, там же, по соседству, где заседала дума. Заметное преимущество в выборах совета – эсеро-меньшевистская интеллигенция. Председатель Н.С.
Слайд 7. ( большевики оказались на вторых ролях)
Эсеро-меньшевистские лидеры считали, что революция является буржуазной и развернули свою деятельность по двум направлениям.
Слайд 8.
Были заблокированы попытки либеральных политиков сохранить монархию, придав ей конст. формы. Николай II , испытывая сильное давление со стороны Петрсовета и командование армии, 2 марта отрекся от престола в пользу брата Михаила.
Слайд 9,10.
3 марта отказался принять царскую корону, оценив настроение народных масс.
Слайд 11.
Одновременно исполком Петрсовета вступил в переговоры с комитетом Думы, предложив ему образовать Временное правительство. Слайд 12,13,14.
Совет же должен смотреть за властью, т.е. контролировать действия буржуазного правительства с позиций защиты интересов трудящихся.
Таким образом, уже 28 февраля был принят Приказ №1, который вводил в армии комитеты из выборных солдат и матросов, которые должны были контролировать деятельность офицеров. Т.е. армия фактически переходила под контроль Советов. В сложившейся ситуации Временному правительству приходилось согласовывать свои действия с Петрсоветом.
Слайд 16.
Можно сделать вывод, что в России сложилась система двоевластия.
Слайд 17.
Но это еще не все, кроме установления двоевластия, наступает значительная группировка политических сил .
Слайд 17.
Слайд 18.
Праволиберальные партии – октябристы и прогрессисты.
Они переживали острый кризис.
Слайд 19.
Кадеты (до 70 тыс. чел) превратились в правящую партию. Лидер – Милюков.
Важнейшими задачами партии были:
1.Продолжение войны до полной и окончательной победы над врагом.
2.Агр.отношения –принудительный выкуп части помещечьих земель государством.
3.Единовластие Временного Правительства .
Слайд 20.
Умеренные социалисты – эсеры ( 800 тыс.чел.) и меньшевики ( 200 тыс.чел.)
Важнейшие задачи партии:
Отложили выполнение своих программ в области национально-государственного строительства, аграрных отношений, рабочего законодательства до созыва Учредительного собрания.
Слайд 21.
Левый фланг – большевики (24 тыс.чел.) - руководители (Каменев, Сталин).
Важнейшие задачи партии:
Ориентация партии на борьбу за завершение буржуазно-демократической революции.
Слайд 22.
Слайд 23.
Определяющие для Ленина значение имели 2 исходных момента:
Слайд 24.
Особенностью политической ситуации в после февральской России
Во многом определялось позицией, занятой ведущими политическими силами страны. И именно большевистский лидер сделал
Вывод – о неготовности быстро и кардинально решить самые насущные задачи, ведущими политическим салами:
-покончить с войной;
-дать землю крестьянам;
-свободу угнетенным народам.
Российская буржуазия не всегда умела отделять свои стратегические интересы (удержание власти и в целом господствующего положения в обществе) от интересов тактических преходящих, сохраняя крупное частное землевладение. В продолжении войны, которая приносила огромной прибыли и сулила в случае победы территориальные приобретения.
Ленин понимал, что безынициативность и вялость кадетских и эсеро-меньшевистских политиков неизбежно будет дестабилизировать ситуацию в стране и что в свою очередь открывает путь к власти левым силам.
Слайд 25 . Апрельские тезисы В.И.Ленина
4. лозунг о необходимости перехода всей государственной власти к Советам рабочих депутатов;
5.Не парламентская республика, а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху
8.Контроль Советов за общественным производством и распределением продуктов;
Слайд 26.
VII конференция РСДРП(б) в конце апреля 1917 г., утверждала курс на подготовку социалистической революции.
Вопрос к классу: Как вы понимаете что это?
18 апреля министр иностранных дел кадет Милюков обратился с нотой к союзникам России, где заверял их в решимости довести войну до победного конца. Это явилось поводом к мощным демонстрациям протеста в Петрограде и других городах.
Милюков и военный министр Гучков были вынуждены уйти в отставку.
Вопрос к классу : Объясните почему так произошло?
В начале мая в состав Временного Правительства вошли лидеры умеренных социалистов Чернов (эсер), Церетели (меньшевик), которые стремились укрепить позиции буржуазной власти. Правительство стало коалиционным.
Таким образом, большевизм в этой ситуации набирает силу.
Слайд 27.
Дополнилось это тем, что в июне 1917 года в ходе наступления русских войск на Юго-западном фронте закончилось сокрушительным поражением.
Слайд 28. Работа со слайдами. Логическое задание:
Закрепление материала:
Предложенные задания для закрепления выполняются учащимися индивидуально за компьютерами.
а) как период свободного развития капитализма;
б) как период перерастания буржуазно-демократической революции в революцию социалистическую;
в) как период подготовки буржуазно-демократической революции.
3. Причину сложившегося в России двоевластия В. И. Ленин видел:
а) в нерешительности буржуазных и советских лидеров взять на себя ответственность за судьбу страны;
б) в добровольном согласии лидеров кадетов и меньшевиков поделить власть;
в) в недостаточной сознательности и организованности пролетариата.
б) в ходе вооруженного восстания;
в) в результате государственного переворота.
5. Для этого партия большевиков должна была по предложению Ленина:
а) поддержать меньшевистских лидеров Советов в давлении на Временное правительство;
б) заняться вооружением пролетариата, его военной подготовкой;
в) расширять и укреплять влияние большевиков в Советах.
а) сплочение российского общества, поиск компромиссов и согласия между его группировками;
б) усиление раскола, поляризацию социальных и политических сил российского общества;
в) смягчение противоречий между умеренными и радикальными социалистами.
а) высказался за немедленное прекращение войны;
в) провозгласил лозунг революционного оборончества.
а) установление рабочего контроля над производством и потреблением;
б) национализация промышленных предприятий;
в) сокращение рабочего дня и повышение заработной платы.
9. Временное правительство, в отличие от большевистского лидера, не бралось за немедленное решение вопросов о власти, земле и мире потому, что:
а) в его составе были крупные землевладельцы и фабриканты, не заинтересованные в этом;
б) на Временное правительство энергичное давление оказывали страны Антанты, стремившиеся не допустить выхода России из войны с Германией;
в) министры-капиталисты стремились остаться в рамках законности и не решать вопросы, относящиеся к компетенции Учредительного собрания.
а) были встречены с пониманием его соратниками;
б) были поддержаны умеренными социалистами (меньшевиками и эсерами);
в) были закреплены в решениях партийной конференции после упорной разъяснительной работы.
ОТВЕТЫ: 1-й (апрельский) кризис: 1, 5, 6.
2-й (июньский) кризис: 2, 11, 12, 14.
3-й (июльский) кризис: 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13.
ОТВЕТЫ: 1, б; 2, в; 3, в; 4, а; 5, в; 6, б; 7, а; 8, а; 9, а (в); 10, в.
Выставление оценок: комментирование работы наиболее активных и пассивных обучающихся.
Домашнее задание : п.10 Творческое задание:
1) отождествить себя с современником революции 1917 г., определив свое место проживания, социальное положение и отношение к февральским событиям в Петрограде;
2) от имени своего героя, его глазами, эмоционально и образно описать экономическую и политическую ситуацию в стране, повседневную жизнь людей весной — летом 1917 г., ссылаясь на достоверные исторические факты;
3) адекватно положению и мировоззрению героя выдвинуть предложения Временному правительству, кратко аргументировать их целесообразность или описать вероятные
Общая проблема. Каковы были альтернативы развития России в 1917 г.? Почему революция принесла победу большевикам?
Проблема. В чём сила и слабость российской демократии после Февраля 1917 г.?
Вспомните значение понятий: амнистия, Временное правительство, Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, двоевластие, коалиционное правительство.
Ответьте на вопросы. 1. Каковы причины революционного взрыва в России в начале 1917 г.? 2. Какие проблемы предстояло решить в революционной России?
Февральские события носили стихийный характер. Однако в ходе их возникли новые органы власти, которым предстояло переустраивать Россию. Утром 27 февраля создаётся Временный комитет Государственной думы. Свою первоочередную задачу Комитет видел в том, чтобы наладить контакты с правительственными учреждениями и нормализовать обстановку в столице. При этом члены Комитета отнюдь не претендовали на то, чтобы взять всю полноту власти в свои руки. Напротив, такая возможность скорее пугала их. Они надеялись, что сумеют наконец-то заставить царя пойти на уступки, склонив его к сотрудничеству и образованию Кабинета министров, ответственного перед Думой.
Однако Комитет, опиравшийся в основном на либеральные слои общества, не обладал реальной силой для осуществления своих замыслов. Это стало очевидным на фоне активной деятельности другого органа, созданного революцией и сразу получившего массовую поддержку, — Петроградского Совета рабочих депутатов. Депутаты избирались от заводов и фабрик. Первое заседание Совета состоялось вечером 27 февраля, а 1 марта он пополнился представителями от столичного гарнизона. При выборах в Петроградский Совет (а затем и в другие возникшие по всей России Советы рабочих и солдатских депутатов) прочное большинство оказалось у умеренных социалистов — эсеров и меньшевиков.
Эсеро-меньшевистские лидеры Советов считали, что начавшаяся революция является буржуазной и возглавлять её должна буржуазия. Исходя из этого они развернули свою деятельность по двум направлениям:
— были заблокированы попытки либеральных политиков сохранить монархию, придав ей конституционные формы. Николай II, испытывая сильное давление со стороны революционного Петрограда и командования армии, 2 марта отрёкся от престола в пользу своего брата Михаила. Но и Михаил, оценив настроение народных масс, 3 марта отказался принять царскую корону;
— одновременно исполком Петроградского Совета во главе с его председателем меньшевиком Н. С. Чхеидзе вступил в переговоры с Комитетом Думы, предложив ему образовать Временное правительство.
Состав Временного правительства определился к вечеру 2 марта. В него вошли: министр-председатель князь Г. Е. Львов, кадеты Π. Н. Милюков, А. А. Мануйлов, Н. В. Некрасов, октябристы А. И. Гучков и И. В. Годнее, другие буржуазные политики. Единственным социалистом в нём был А. Ф. Керенский.
Вместе с тем лидеры Петроградского Совета не желали полностью устраниться от реального влияния на события. По их убеждениям, задачей социалистических Советов должен был стать контроль за деятельностью Временного правительства и оказание на него давления в случае отклонения от демократического курса. Ещё 1 марта был сделан шаг, призванный в решающей степени обеспечить условия такого контроля: Петросовет издал приказ № 1 по столичному гарнизону, тут же получивший распространение в армии. Он ограничивал единоначалие офицеров, предписывал создавать в воинских частях выборные солдатские комитеты, подчинённые Советам, запрещал исполнять приказы, противоречащие их распоряжениям. Армия фактически переходила под контроль Советов. В сложившейся ситуации официальному Временному правительству приходилось согласовывать каждое своё действие с Петроградским Советом. После падения самодержавия в России установилось двоевластие.
Определите политический режим в России после Февраля. Для ответа примените сведения, полученные из курса обществознания.
Политические партии о настоящем и будущем России. Известный поэт В. Я. Брюсов так передал охватившие его чувства в первые дни революции:
Воплощены сны вековые
Всех лучших, всех живых сердец:
Свободной стала наконец!
Февральские события привели к заметной перегруппировке политических сил. Крайне правые — черносотенно-монархические объединения (Союз русского народа, Союз Михаила Архангела и др.) — были сметены революцией, их активисты на время ушли в тень, затаились. Острый кризис переживали праволиберальные партии октябристов и прогрессистов, тесно связанные с прежним режимом.
После Февраля 1917 г. резко возросли численность и влияние умеренных социалистических партий — эсеров и меньшевиков. Они преобладали в Советах, профсоюзах и других массовых общественных организациях. Партия эсеров насчитывала тогда 800 тыс. человек, партия меньшевиков — 200 тыс. человек.
Политическая лихорадка, охватившая центральные районы России, не могла обойти национальные окраины (Прибалтика, Белоруссия, Украина, Средняя Азия), где возникало множество либерально-буржуазных и социалистических партий регионального уровня. Пока их главным лозунгом было требование автономии в составе России.
В. И. Ленин
Углубление раскола в обществе. Неустойчивая ситуация в России, едва контролируемая совместными усилиями Временного правительства и Петроградского Совета, подверглась первому испытанию после возвращения из Швейцарии (через территорию враждебной Германии) в Петроград 3 апреля 1917 г. В. И Ленина.
Своеобразие политической ситуации в послефевральской России действительно существовало и заключалось не только в двоевластии. Ещё более заметную роль здесь играла позиция, занятая ведущими политическими силами страны. Анализ уже первых недель деятельности буржуазных и социалистических партий позволил лидеру большевиков сделать вывод, в дальнейшем полностью оправдавшийся, об их неготовности к кардинальному решению самых жгучих вопросов российской жизни — дать землю крестьянам, хлеб голодным, свободу угнетённым народам, покончить с войной.
Чем же объяснялось такое обстоятельство, особо важное для понимания дальнейшей судьбы России?
А как вы относитесь к этим объяснениям историков?
Думается, что главную роль играли здесь следующие причины:
— небольшой политический опыт отечественной буржуазии, ещё не успевшей пройти той школы государственной деятельности, социальных компромиссов и лавирования, какая имелась у буржуазии западноевропейской. Поэтому она не всегда умела отделить свои стратегические интересы (удержание власти и в целом господствующего положения в обществе) от интересов тактических, преходящих. К последним относилась нескрываемая заинтересованность российской буржуазии в сохранении крупного частного землевладения (многие земли помещиков к 1917 г. перешли в собственность промышленных и финансовых магнатов), в продолжении войны, которая приносила ей огромные прибыли и сулила в случае победы территориальные приобретения, новые торговые и экономические привилегии;
— сознательная умеренная позиция социалистического крыла властвующего в стране политического блока по отношению к буржуазии.
Не меньшую роль играл и внешнеполитический фактор: давление держав Антанты на правящие круги России с целью удержать русских солдат на фронте. Это серьёзно затрудняло саму возможность политического маневрирования властей вокруг вопроса войны и мира — важнейшего из тех, что накаляли обстановку в обществе.
Из курса новейшей истории вспомните, как действовала правящая элита стран Запада в условиях, когда возникали угрозы для сохранения её контроля над обществом. Какие методы при этом использовались?
18 апреля министр иностранных дел кадет Π. Н. Милюков обратился к союзникам с нотой, в которой вновь заверял их в решимости России довести войну до победного конца. Это явилось поводом к мощным демонстрациям протеста в Петрограде и других городах. Π. Н. Милюков и военный министр А. И. Гучков вынуждены были уйти в отставку. В начале мая в состав Временного правительства вошли лидеры умеренных социалистов (эсер В. М. Чернов, меньшевик И. Г. Церетели и др.), стремившиеся авторитетом своих партий укрепить позиции буржуазной власти. Правительство стало коалиционным, что, однако, никак не сказалось на характере и направленности его политики.
План урока. 1. Опрос по пройденному материалу. 2. Пояснения к домашнему заданию.
Примерный вариант устного опроса:
1. С каких событий начинается Февральская революция?
2. Что такое двоевластие?
В ходе революции сформировались два органа, ни один из которых не был готов в полной мере взять на себя ответственность за судьбу страны.
3. Какие два органа власти сформировались?
Временный комитет Государственной думы и в конечном счете — Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.
4. Представители каких партий входили в Петроградский Совет? Какие партии преобладали в Совете?
Члены партий эсеров, меньшевиков, большевиков и др. Партии эсеров и меньшевиков.
5. Когда в России перестала существовать монархия?
2 марта 1917 г. Николай II подписал Манифест об отречении от престола в пользу своего брата Михаила Александровича. На следующий день Михаил также отрекся от престола.
6. Под каким предлогом отрекся от престола Михаил?
В отречении указывалось, что он может возложить на себя власть только с решения Учредительного собрания, избранного народом.
7. Кто вошел в первое Временное правительство?
8. Какова была цель созыва Учредительного собрания (по декларации первого Временного правительства)?
Оно должно было установить форму правления и конституцию страны.
9. Почему Временное правительство не провозгласило республику?
Вопрос откладывался до созыва Учредительного собрания.
10. С чем связан кризис Временного правительства?
С нотой П. Н. Милюкова от 18 апреля 1917 г.
Домашнее задание. § 28 — для ознакомления.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
1917 год - год 100-летия двух революций в России. Разделяем мнение тех историков, который считают их единым революционным вихрем, лишившим власти династию Романовых и Временное правительство.
События развивались стремительно. 24 февраля (по старому стилю) в Петрограде началась всеобщая забастовка, переросшая в вооружённое восстание. 26 февраля император Николай II издал указ о роспуске Государственной думы, видя в ней очаг революции. Совет старейшин Думы не подчинился указу. Лидеры думских фракций образовали Временный комитет членов Государственной Думы для восстановления порядка (председатель — октябрист М. В. Родзянко). 2 марта комитет был преобразован во Временное правительство, которое возглавляли князь Г. Е. Львов и А. Ф. Керенский (заседало в Таврическом дворце).
Вечером 27 февраля в другом крыле Таврического дворца состоялось первое заседание Петроградского совета, который возглавил меньшевик Н. С. Чхеидзе. Большевиков в первом составе Петросовета не было. До переезда в августе 1917 года в Смольный ВЦИК Советов заседал в Таврическом дворце .
2 марта 1917 года император Николай II отрёкся от престола и власть перешла к Временному правительству. В России установилось Двоевластие, закончившееся 3 июля 1917 года установлением единовластия Временного правительства.
В уездах Пензенской губернии в марте к власти пришли в основном представители партий кадетов и октябристов, к лету 1917 года - эсеры. В Краснослободском уезде, в который входило село Ельники, комиссаром Временного правительства стал эсер Ремезов.
В августе 1917 года произошёл неудавшийся мятеж генерала Корнилова, осенью началась большевизация советов, 25-26 октября произошло вооружённое восстание в Петрограде и установление советской власти: председатель СНК В. И. Ленин, председатель ВЦИК - Я. М. Свердлов.
События 1917 года и наши земляки
Октябрьская революция заслонила собой другие события 1917 года, однако мы располагаем свидетельствами наших земляков о них. Этих свидетельств немного, но они ярко передают мировосприятие людей, живших в ту переломную эпоху и пытающихся понять, что происходит в стране.
Каразеев Антон Ильич (1896 г. р., Стародевичье), участник Первой мировой войны, пишет о Февральской революции: «Помню, в окоп пришёл поручик Быков и нам зачитал известие о том, что царя свергли. Сейчас Временное правительство. Приказал называть офицеров не ваше благородие, а господин прапорщик или поручик. И так нам показалось как-то неловко: царя нет, революция. Лично я, да и почти все солдаты, не знали тогда, кто такие большевики, меньшевики, социалисты-революционеры (эсеры). Однако сразу у солдат поднялось настроение: теперь скоро мир и возвращение домой. Но ошиблись, зря заранее радовались. В июле месяце 1917 года Керенский сумел бросить часть армии в наступление. Мы имели временный успех, но были отброшены.
Антонов Иван Семёнович (1888 г. р., Сбродовка) в 1917 году служил на Балтийском флоте во 2-ом Балтийском флотском экипаже (флотский экипаж приравнивался к сухопутному полку). 2-й флотский экипаж базировался в Петрограде на набережной Крюкова канала. Сохранилась фотография тех лет. Иван - справа: безупречный внешний вид, прекрасная выправка, красивое лицо. В конце 1917 года Иван Антонов должен был демобилизоваться.
По имеющимся данным, действительно, в 1917 году в нашей округе имели место погромы имений. 14-19 октября 1917 года крестьяне разгромили имение помещика Ненюкова при Уркатском хуторе. На 150-200 подводах увезли и разделили между собой хлеб, скот, производили рубку леса.
Февральская революция 1917 года в России ещё носит название Буржуазно-демократической. Она вторая по счету революция (первая произошла в 1905 году, третья в октябре 1917-го). Февральской революцией началась великая смута в России, в ходе которой пала не только династия Романовых и Империя перестала быть монархией, но и весь буржуазно-капиталистический строй, в результате чего в России полностью сменилась элита
Причины Февральской революции
Ход Февральской революции
- 2 марта около 15 часов царь Николай II принял решение отречься от престола в пользу своего наследника, цесаревича Алексея при регентстве младшего родного брата великого князя Михаила Александровича. В течение дня царь принял решение отречься также и за наследника.
- 4 марта — в газетах были опубликованы Манифест об отречении Николая II и Манифест об отречении Михаила Александровича.
Читайте также: