Танцевальная терапия это кратко

Обновлено: 19.05.2024

В современной психологической науке под танцева льно-дви гательной терапи ей (ТДТ) называют направление психотерапии, в котором танец и движение используются как процесс, который способствует эмоциональной и физической интеграции индивида.

Работы В. Райха, А. Лоуэна, Ф. Александера рассматривают личность в соотношении с её телесной организацией, на основании чего делаются выводы о том, что:

1) телесные движения отражают внутренние эмоциональные состояния, личностные особенности и историю развития человека;

2) изменения в двигательном поведении могут привести к изменениям в психике, способствуя здоровью и личностному росту.

Танцевально - двигательная терапия способствует выявлению неэффективных стереотипов движения, поведения и взаимодействия; приобретению новых возможностей проявления себя через изменение старых стереотипов; развитию положительного образа тела, социальных умений; повышению самооценки путём развития более положительного образа тела; приведение членов группы в контакт с их чувствами путём установления связи чувств с движениями.

В коррекционной работе педагогу-психологу метод танцевальной терапии для работы с детьми необходим и важен. Так как люди (дети, подростки) при нашей современной культуре начинают относится к своему телу как к предмету, они отчуждены от своего тела. Поведение в обществе требует умения контролировать свое тело, придавать ему какой-то вид, форму, сдерживаться. Это ведет к внутриличностным конфликтам, к низкой самооценке, к замкнутости и, конечно же, развиваются комплексы.

Танцевальная терапия приглашает тело к “разговору”, дает ему возможность “высказаться”, раскрепоститься. В танце человек развивается физически и эмоционально, тело и сознание рассматриваются как равноценные силы. Танцевальная терапия проявляет больший интерес к тому, как движение чувствуется, а не к тому, как оно выглядит.

Упражнение “Танец отдельных частей тела”

Цели: Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.

Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

Всех участников я приглашаю встать в круг. Наше занятие мы начнем с разминки. Я буду называть по очереди части тела, танец которых мы будем исполнять. Каждый придумывает свои движения.

танец кистей рук

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Вопросы для обсуждения:

Какой танец было легко исполнить, какой трудно?

Что чувствовали во время исполнения танцев?

Сложно или легко было придумать свои движения?

II этап – основная деятельность.

Цели: Углубление осознания участниками группы собственного тела; развитие осознания возможностей использования тела, способов выражения чувств; установление участниками группы связи чувств с движениями, высвобождение и исследование чувств через танцевальную экспрессию.

Упражнение “Актер режиссер”

Цели: приобретение нового двигательного опыта, осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.

Материалы: ритмическая музыка.

Время выполнения: 10 минут

Обычно наши движения достаточно стереотипны и сейчас мы попытаемся с вами изменить эти движения. И первым заданием будет выполнение простых движений. Я буду называть их словом, а вы выполнять. С начала стереотипно просто, как вы это делаете ежедневно, а потом каким-нибудь особенным способом, как вы не когда не делали.

Следующее упражнение очень интересное. Называется оно “Актер, режиссер”. Сейчас разделимся на пары. Один будет актером, другой режиссером. Актер начинает совершать произвольные движения. При слове “сдвиг”, произнесенном режиссером, актер кардинально меняет свои движения. Задание выполняется в течение 2 минут. Далее смена ролей и продолжение еще 2 минуты.

Сейчас я предлагаю обсудить ваш новый двигательный опыт. Что вы почувствовали? Что вы пережили? Ваше отношение? На какие движения партнера вы обратили внимание?

Упражнение: “Следование за ведущим”

Цели: Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого; осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.

Материалы: Музыкальные записи разных стилей, стимулирующих танцевальную экспрессию.

Для следующего упражнения нам нужно разделиться на группы по 4-5 человек.

Каждая из групп по 4-5 человека должна выстроиться в ряд, у каждой группы должен быть свой один ведущий, стоящий напротив группы. Ведущий должен выполнять танцевальные движения самого необычного характера, а остальные члены группы повторяют за ним, копируя его. При смене музыки ведущий встает в конец змейки, и тот, кто шел сразу за ним, становится ведущим, и должен выполнять все те же функции. Каждый должен вносить свои движения, особенности. В качестве ведущего должны минимум по одному разу побывать все члены группы.

Опишите, что вы пережили? Что вы чувствовали в роли ведущего и в роли ведомого? Что было для вас сложнее придумывать движения или повторять? Опишите, пожалуйста, ваши ощущения от выполненного упражнения.

Я предлагаю выполнить следующее упражнение “Имя”. Ваша задача, по очереди показать свое имя в движении. Так как вам этого хочется. Как вы видите свое имя. И обязательно произнесите его.

А сейчас мы усложним упражнение. Сейчас мы с вами все вместе по очереди будем повторять движение, и произносить имя каждого участника.

Что сейчас вы чувствуете, опишите?

III этап – завершение.

Цели: Восстановление дыхания; снятие напряжения и эмоционального возбуждения; закрепление, полученных в ходе тренинга, результатов.

Материалы: музыкальный проигрыватель,

Упражнение “Восход солнца”

Цели: Снятие напряжения и эмоционального возбуждения; установка на позитивное мышление.

Материалы: медленная, спокойная музыка.

Процедура: Группа садится в круг по своим местам. Звучит расслабляющая музыка. Ведущий медленно и четко проговаривает следующий текст: “Наш тренинг подходит к своему завершению, но как говорят философы, любой конец есть начало чего-то нового. В нашем случае, это будет осознание себя, своих возможностей, единение с общей Вселенной и ее могуществом, интеграция души и тела. Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Глаза можете закрыть, а можете оставить открытыми. Попытайтесь своим внутренним зрением перенестись в предрассветные секунды, когда небо становится светлее и вот-вот должно взойти солнце. Понаблюдайте вокруг. Природа, будто бы замерла в ожидании солнца. Деревья, животные, насекомые – все наполнены необыкновенной тишиной, будто бы перенеслись, в своем ожидании, в волшебную страну, между сном и реальностью, между ночью и днем, тьмой и светом. Страну, которой нет ни на одной из карт мира. Страну, где возможно все. Ждите и вы. Ждите восхода, как первую любовь, с таким же глубоким ожиданием, с такой надеждой и подъемом. Молчаливо. А теперь, позвольте солнцу взойти! Позвольте его лучам согреть вас своим теплом и светом. Сделайте глубокий вдох. Когда вы вдыхаете, представьте себе золотой свет, входящий через вашу голову в тело, как будто солнце встало совсем рядом с вашей головой. Вы просто пусты, и золотой свет наполняет вашу голову и идет вглубь, вглубь до пальцев ног. Когда вы вдыхаете, представляйте это. Этот золотой свет поможет, он очистит все ваше тело и наполнит его созидательностью. Почувствуйте как волшебное солнечное тепло разливается по вашему телу, по каждой его клеточке. Сохраните эти ощущения. Сделайте еще один глубокий вздох. Теперь можете открыть глаза те, у кого они были закрытыми, займите привычную вам позу. С этого момента, если когда-нибудь в жизни, вы будете чувствовать тревогу, страх, печаль, напряжение, позвольте вашему внутреннему солнцу взойти. ”

Мое знакомство с домашней Масленицей. Мастер-класс

Мое знакомство с домашней Масленицей. Мастер-класс Продолжая знакомство с видами славянских народных кукол, узнала для себя новое: у большой ростовой соломенной куклы Масленицы существует.

Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольников

Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольников Мастер-класс по изготовлению практического пособия: "Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Подготовил учитель школы МОУ СОШ №36

Алтухов Александр Валентинович

1. История возникновения

2. Функции танцевальной терапии

3. Основные принципы и задачи танцевальной терапии

3.1 Принципы танцевальной терапии

3.2 Основные задачи танцевальной терапии

4. Виды, техники и этапы танцевальной терапии

4.1 Виды танцевальной терапии

4.2 Техники танцевальной терапии

4.3 Этапы танцевальной терапии

Танцевальная терапия - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.

Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения и межличностного взаимодействия [2].

Цель танцевальной терапии - осознание собственного тела, создание его позитивного образа, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта.

Танцевальная терапия помогает обрести свободу и выразительность движения, развить подвижность.

Движения под музыку называются танцем. Танец - самая древняя форма творчества, поскольку в первобытном обществе с помощью танца человек выражал свое отношение к окружающему миру, пытался понять его и оказать на него воздействие. Танец был первой формой религиозного обряда.

Танце терапия стремится дать возможность каждому пациенту реализовать свои ощущения в непосредственном потоке самовыражения, представляющем собой скорее естественные, самопроизвольные и неограниченные движения, чем выполнение формальных танцевальных движений.

1. История возникновения

Танцевальная терапия ведет свое происхождение от творческого танца. На раннем этапе истории танец стал средством выражения мыслей и чувств, которые, нелегко было перевести в слова. Спонтанные движения и жесты служили для человеческой коммуникации задолго до появления формального языка.

На протяжении тысячелетий в разных культурах существовали ритуальные танцы для празднования победы, оплакивания мертвых, лечения больных. Танец был сильным средством самопроявления и выражения чувств.

Одним из главных танцевальных новаторов была Айседора Дункан. Она была неповторима как исполнительница и выражала именно те идеи, которые были знаменем модернистского искусства. Немецкая танцовщица и хореограф Мэри Вигман стала основоположницей танцевального экспрессионизма. Ее больше всего интересовали человеческие аффекты. Эмоциональное переживание рождало телесную форму и определяло качество движения. В балете же, наоборот, набор определенных форм служит выражению различных содержаний. Мэри Вигман привнесла в танцевальную педагогику и балетмейстерское искусство и импровизацию.

Танцевальная импровизация - это когда человек спонтанно двигается, он выражает себя очень точно и искренне -- в спонтанном движении могут материализоваться бессознательные стороны личности. Открывается возможность к самопознанию и обретению большей личностной целостности, что является основной целью всего психотерапевтического процесса. Другими словами, сама импровизация сталкивала танцовщиков и педагогов с целительной силой танца.

Основной задачей групп танцевальной терапии является осуществление спонтанного движения. Танцевальная терапия побуждает к свободе и выразительности движения, развивает подвижность и укрепляет силы как на физическом, так и на психическом уровне. Тело и разум рассматриваются в ней как единое целое.

Главная установка формулируется следующим образом: движения отражают черты личности. При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие, как душевное, так и физическое, и соответственно меняется характер наших движений.

Большое влияние на развитие танцедвигательной терапии оказала аналитическая психология К. Юнга. "Тело без души нам ни о чем не говорит, так же как - позволим себе встать на точку зрения души - душа ничего не может значить без тела. " К. Юнг считал, что артистические переживания, которые он называл "активным воображением", выраженные, например, в танце, могут извлечь неосознанные влечения и потребности из бессознательного и сделать их доступными для катарсического освобождения и анализа. "Душа и тело - не отдельные сущности, а одна и та же жизнь".

2 Функции танцевальной терапии

Танец выполняет следующие функции:

1. Психофизиологические, психологические и психотерапевтические функции . Во время танца происходит высвобождение сдерживаемых, подавляемых чувств и эмоций, в том числе социально нежелательных. Танец способствует моторно-ритмическому выражению, разрядке и перераспределению избыточной энергии, активизации организма, уменьшению тревожности, напряжения, агрессии. Помимо, этого танец оказывает оздоровительное воздействие и способствует саморегуляции организма.

2. Функция общения . Через танец происходит познание людьми друг друга, межличностное взаимодействие. Также танец способствует формированию и развитию отношений между людьми.

3. Социально-психологическая функция . С помощью танца создается образ партнера и группы, запускаются процессы интерпретации и диагностики отношений.

4. Социокультурная функция . Через танец выражаются социальные ценности, общественные установки и социальные мотивы.

3. Основные принципы и задачи танцевальной терапии

3.1 Принципы танцевальной терапии

2. Танец - это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром.

5. Обращение к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии [3].

3.2 Основные задачи танцевальной терапии

Танцевальная терапия направлена на решение следующих задач:

1. Углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. Это не только улучшает физическое, эмоциональное состояние участников, но и служит развлечением для многих из них. В начале первого занятия психолог наблюдает за участниками, оценивает сильные стороны и изъяны двигательного репертуара каждого, затем определяет, какие движения подойдут каждому клиенту лучше всего

3. Развитие социальных навыков посредством приобретения участниками соответствующего приятного опыта. Танцевальные движения представляют собой относительно безопасное средство связи с окружающими во время обучения социально приемлемому поведению. Танцевальная терапия создает условия для творческого взаимодействия, позволяет преодолевать барьеры, возникающие при речевом общении.

Помимо вышеперечисленных решаются также и следующие задачи:

- повышение двигательной активности;

- коммуникативного тренинга и организации;

- получения диагностического материала для анализа поведенческих стереотипов клиента и его самопознания;

- раскрепощения клиента [2].

4. Виды, техники и этапы танцевальной терапии

4.1 Виды танцевальной терапии таковы:

терапия в малых группах;

Наиболее часто встречается на сегодняшний день групповая форма работы, которая отличается наибольшей эффективностью, так как чаще всего в нее включены методы индивидуальной и парной танцевально-двигательной терапии.

4.2 Техники танцевальной терапии

1. Спонтанный, неструктурированный танец. Одним из основных методов танцевальной психотерапии является использование преимущественно спонтанного, неструктурированного танца (индивидуального, диадного, группового) для самовыражения и выражения отношений.

2. Круговой танец. Использование кругового танца занимает в танцевальной терапии особое место. В силу того, что круговой танец -- это исторически первая форма танца, в мифологическом сознании первобытного человека сопряженная с определенными культами. В психотерапевтическом процессе круговой групповой танец выполняет такие функции: снижения тревожности и сопротивления; возникновения чувств общности, сопричастности; развития внутригруппового единства и межличностных отношений

3. Аутентичное движение. Аутентичное движение, с одной стороны, считается одним из методических приемов танцевальной терапии, который представляет собой внутренне направленные движения, во время выполнения которых терапевт выступает в роли наблюдателя, а с другой стороны, двигательной практикой, используемой вне терапевтического контекста. Метод аутентичного движения способствует выражению разнообразных аспектов личности, как сознательных, так и бессознательных, в безопасной обстановке принятия и внимания. В рамках групповой работы в качестве наблюдателя могут выступать психолог, отдельные участники группы или группа участников в целом[3].

4.3 Этапы танцевальной терапии

На заключительной стадии занятия тема разрабатывается с использованием всего предоставленного группе пространства, при этом меняется скорость движений и их последовательность. Руководитель либо определяет характер движения участников, либо сам их повторяет. Он создает обстановку спокойствия и доверия, позволяющую участникам исследовать себя и других, а также отражает и развивает спонтанные движения участников группы. Обычная продолжительность занятия -- 40-50 минут. Занятия могут быть ежедневными, еженедельными (на протяжении нескольких месяцев или лет). В профилактических целях возможно проведение одноразовых танцевальных марафонов. Оптимальный количественный состав группы - 5-12 человек.

Танцевальная терапия в работе с детьми с ОВЗ

Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с ОВЗ, определяют необходимость оказания им своевременной психолого-педагогической помощи с использование эффективных арт-технологий. В разных странах мира в настоящее время всё более активно применяется психотерапия искусством, которая, согласно международной классификации, представлена четырьмя направлениями:

• арт-терапией (психотерапия посредством изобразительного творчества);

• драма-терапией (психотерапия посредством сценической игры);

• танцевально-двигательной терапией (психотерапия посредством движения и танца);

• музыкальной терапии (психотерапия посредством звуков и музыки).

В работе с детьми с ОВЗ важны и непринужденная атмосфера, и эмпатия, и одновременно рациональное анализирующее мышление. Одно из главных необходимых качеств - способность установить с ребенком контакт, быть на его стороне, говорить с ним в одной плоскости.

Воздействуя на его компенсаторные возможности, можно стимулировать активность ребёнка и ускорить процесс социальной адаптации через танцевально-выразительные движения. Таким образом, в процессе работы сложилась образовательная практика танцевальной терапии.

Движение для ребенка - это естественный способ познания себя и мира. Наблюдая за взрослыми, подражая им, имитируя их движения, ребенок учится – действовать, чувствовать, строить отношения с миром. Язык тела – универсален, говорить на нем и понимать его может каждый, вне зависимости от возраста, словарного запаса или уровня развития интеллекта.

Непрестанная смена ритмов, различные по характеру рисунка танцы, аутентичные движения, сопровождающие практически каждую песню, несут в себе освобождающий и терапевтирующий заряд такой огромной силы, что лишают нас сомнений относительно их уместности в концепции интегративной арт-терапии. Общеизвестно, что движения связаны с нервной системой, именно она в основном занимается движениями мышц органов, неподконтрольных сознанию структур. Качественным грациозным движениям соответствует качественная жизнь.

Современный человек значительно отошел от природы, которая никогда не освобождала нас от необходимости двигаться. Вся двигательная активность, человека, который не занимается никакими видами спорта, сводится к лежанию, стоянию, поездкам в транспорте, сидению на работе и у телевизора. В лучшем случае вечером "прогулка" по магазинам. Такой режим ведет к недостатку кислорода в тканях, ухудшая деятельность организма.

Отсутствие двигательной активности и большие нервные перегрузки, стрессы - основные причины практически всех заболеваний. Человек, который начинает двигаться, танцевать становиться более жизнеспособным, энергичным, здоровым. У него улучшается обмен веществ, работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается иммунитет к различным заболеваниям. Более того, занятия нормализуют вес, улучшают фигуру, осанку, самочувствие, снимают утомление. Это не удивительно. Ведь движение - это накопление энергии, а не трата ее. Энергия - накапливается!

Танцетерапия стремится дать возможность каждому пациенту реализовать свои ощущения в непосредственном потоке самовыражения, представляющем собой скорее естественные, самопроизвольные и неограниченные движения, чем выполнение формальных танцевальных движений. Танцетерапевты поддерживают и мотивируют лечение своих пациентов тем, что учат использовать эту форму искусства исцеления, чтобы подключиться к сфере бессознательного. И многие из практикующих эту методику врачей считают, что суть целебного эффекта основана на подсознательном стимулировании в танце каналов энергии, что позволяет жизненной силе двигаться более свободно.

Танцетерапия еще эффективнее! По статистике, танцоры живут исключительно долго. И это счастливые люди! Они до глубокой старости молоды и душой, и телом. С этим все ясно и уже очень давно. Но в чем же проблема? Проблема - в изменении менталитета населения. Вот когда все больше людей старших поколений начнут осознавать, что танцевать в "зрелом" и в "солидном" возрасте не только не "глупо и стыдно", а наоборот ПРЕСТИЖНО и ПОЛЕЗНО, - вот тогда танцетерапия покажет себя как массовое, эффективное, общедоступное средство обеспечения ВЕЧНОЙ МОЛОДОСТИ. Без кавычек. Танцы - это не эликсир бессмертия, танцы - это эликсир вечной молодости! Танцетерапия - это проверенное тысячелетиями, абсолютно надежное и самое приятное средство лечения многих болезней и обеспечения здоровья и долголетия!

Список использованной литературы

Загорная Е.В. Настольная книга детского психолога. – М.: Наука и техника, 2010.

Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. — М.: Сфера, 2002.

Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг / Шкурко Т.А. – СПб. : Речь, 2003.

Козлов В. В., ГиршонА. Е., Веремеенко Н. И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. 2-е изд., расширен, и доп. СПб.: Речь, 2006. 286 с.

ОсиповаА.А. Общая психокоррекция. М . , 2000.

Шкурко Т . А, Танцевально-экспрессивный тренинг. СПб.: Речь, 2003.192 с.

Рудестам К.Е., Групповая психотерапия. Психокоррекционные методы: теория и практика: Прогресс, 1990.

Pesso, A. Experience in action. New York: New York University Press, 1973. 3. Salkin .

Баскаков В. Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии. М., 2002.

Колесников Л., Никитюк Б., Этинген Л. Движение, ты прекрасно! М., 2003.

Курис И. Биоэнергетика йоги и танца. М., 2004.

Рудестам К. Групповая психотерапия. Прогресс, 2000.

Сборник Танцевально-двигательная терапия, перевод Бирюковой И., Ярославль, 2004. Статьи Старк А.и Хендрикс К.)

Фельденкрайз. Сознавание через движение. М., 2004.

Фрегер Р.,Фэйдимен Д. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. Москва, 1996, 1 том.

Кравченко А. И. Общая социология, -М., 2001.Ядов В. А. Стратегия социального исследования.- М., 2002.

- Чем отличается танцевально-двигательная терапия от танцев в клубе?

- Действительно, танцуя где угодно, в том числе в клубе, люди могут наблюдать разные терапевтические эффекты - меняется состояние, настроение, самоощущение, отношения с людьми. Танец, религиозный или светский, выполнял множество подобных функций с древних времён. Является ли это психотерапией? Нет. Что же является? Ответ на самом деле очень простой: тот танец, который размещён в психотерапевтический контекст.

Это значит, что есть человек, который обращается с определённым запросом относительно себя и своей жизни, и есть фигура профессионала - психотерапевта. Значит, что на первом месте - некоторые терапевтические цели, которые они совместно стараются реализовать посредством танца. В такой форме это существует относительно недавно. Психотерапия как таковая появляется на рубеже 19 и 20 веков, а танцевально-двигательная терапия - в середине 20 века.

С этой точки зрения то занятие, которое состоится в мае, не является танцевально-терапевтическим. Его основная цель - ознакомительная: немного приблизить к пониманию, что это такое, вывести за рамки привычного. Оно скорее просветительское, побуждающее к исследованию.

- Ты сказала, что танцевально-двигательная терапия появилась в середине двадцатого века. Ты могла бы чуть больше рассказать о том, как это произошло?

Танцевально-двигательная терапия наследует многое из области танца – как методы (например, системный анализ движения, предложенный Рудольфом Лабаном), так и представления, ценности танца модерн – такие, как экспрессивность, аутентичность, эмоциональность. Первые танцевально-двигательные терапевты были именно танцорами, которые заинтересовались психологическими аспектами своей работы. В то же время, параллельно развивалась психотерапия как таковая, в том числе телесно-ориентированная – так что они могли обратиться к каким-то наработанным концепциям относительно того, как соотносятся тело и психика. В центре ТДТ – идея об их неразрывной взаимосвязи.



Луи Фуллер, американская актриса и танцовщица

Мэрион Чейс, одна из первых ТДТ- терапевтов

Марта Грэм, американская танцовщица, хореограф

- Как проходит сеанс танцевально-двигательной психотерапии?

Со с тороны может показаться, что есть некая одна танцевально-двигательная терапия, и занятие по ней происходит каким-то определённым образом. Но когда мы немного приближаемся, становится понятно, что внутри ТДТ есть много разных направлений, которые смотрят на процесс по-своему. Более того, внутри одного направления разные люди будут работать по-своему. А один и тот же терапевт может предложить совсем разные вещи в зависимости от того, кто является клиентом и чего клиент хочет. Поэтому ответить на этот вопрос крайне сложно.

Кто-то работает с музыкой, а на сессии Аутентичного Движения, например, люди двигаются в тишине и с закрытыми глазами, от импульсов внутри тела. Где-то движение будет очень структурированным и вся группа будет его повторять – а на других занятиях будет больше импровизации, и каждый участник будет двигаться по-своему. Бывает – движение очень активное, а слов немного. А иногда развернутого в пространстве движения почти нет, например, на индивидуальной сессии, но человек обращает внимание на тело, может исследовать какую-то позу или жест. Также в сочетании с танцем могут применяться другие арт-методы – рисование, лепка, написание текстов. Очень важно, что область эстетического включена в этот процесс – это про то, что искусство и творчество могут быть частью повседневной жизни, способом её проживания.

Основное, что мне хочется донести, что ТДТ не предполагает каких-то конкретных движений; или даже вообще, что это будет похоже на танец в общепринятом представлении. Любое движение и/или неподвижность на сессии может рассматриваться как танец. Главное - это внимательность к телу, осознанность этого движения и размещение его в определенный смысловой контекст.

- Какое образование имеет ТДТ-психотерапевт?

ТДТ - это междисциплинарная область. Во-первых, у танцевально-двигательного терапевта должно быть психологическое образование, представление психотерапии, основных теориях и методах работы. Второе - это танец: танец как культурное явление, каким он был на протяжении истории человечества, как развивался в 20 веке, современный танец. При этом не обязательно быть танцором или хореографом, хотя есть люди, которые приходят в ТДТ из этой области. Ещё полезны познания в анатомии и физиологии. Ну а на основании этого всего уже – собственно танце-терапевтические методы работы. Очень важен собственный двигательный опыт, регулярная прктика, свой опыт как клиента в психотерапии.

Это я сейчас говорю больше об американских и европейских стандартах, которые и определяют представления об этой профессии. Там всё это развито больше, есть специальные магистерские программы, которые обучают ТДТ-терапевтов, с большим объемом клинической практики и возможностью сертификации в этой области. В нашей стране мне известно две долгосрочные программы, дающие соответствующие знания и навыки.

Я думаю, одного правильного пути стать ТДТ-терапевтом нет. Скорее, нужно настроиться, что потребуется разносторонняя подготовка, что это обучение на протяжении всей жизни, часть повседневной практики и жизненной философии.


Фото занятия Анны Халприн, американской танцовщицы и хореографа
Фото с танцевально-терапевтического занятия, фотограф Иван Сахаров

- Для каких клиентов подходит ТДТ? Можно ли сказать, что ТДТ-терапия больше подойдёт людям, занимающимся танцами, танцорам, хореографам?

Этот вид терапии хочется рассмотреть в контексте нашей культуры. Тогда видно, какой у него есть плюс - он же и недостаток. ТДТ - в первую очередь про телесный способ себя ощущать, предъявлять и чувствовать, что для нашей культуры не очень свойственно. В школе мы сидим за партой, не двигаемся, стараемся усмирить своё тело. Потом это всё так и продолжается: большую часть рабочего времени многие из нас сидят, в транспорте некомфортно, много людей. Комнаты небольшие, особенно не подвигаешься. Если начать замечать телесные ощущения, большинство из них будут не очень приятными. Представления о танце из детства могут быть сопряжены с тем, что это либо скучно, либо глупо, либо я в этом чувствую себя неуклюже и испытываю стыд. И у многих людей есть установка, что "я не про это - я про "подумать, поговорить". Это то, что доминирует в культуре.

И здесь кроется возможный недостаток: люди могут просто не доходить до такой терапии, потому что им некомфортно, стыдно, слишком непонятно. И даже если они приходят, им тяжело. С другой стороны, это одновременно является преимуществом. Потому что люди получают доступ к такому богатому, потенциальному материалу, который был до недавнего времени закрыт. И даже небольшие какие-то действия или пробы могут сразу привести к очень интересным результатам. Бывает, что те проблемы, которых человек долго думал, окажется гораздо проще разрешить в движении, буквальном ощущении и проживании. Поэтому можно сказать, что у тех, кто профессионально танцем не занимается, даже есть преимущество – танцорам нужно преодолевать какие-то свои наработанные привычки. Хотя танцорам тоже может быть очень интересно.

Наверное, чаще приходят люди, которые чувствуют себя в движении достаточно комфортно – они что-то попробовали, заметили терапевтический эффект и решили, что, возможно, такая терапия им поможет. А бывает наоборот, в ТДТ приходят люди, которые хотят попробовать какой-то кардинально новый для себя способ – например, они проходили другую форму терапии и думают: нет, мне не помогает, я не дохожу до чего-то важного, нужно попробовать что-то другое.

- А это может быть связано с тем, что у человека есть ранние травмы, того возраста, когда ребёнок ещё не разговаривает?

Да, конечно, так и есть. Часть работы внутри ТДТ посвящена ре-паттерингу, то есть смене тех двигательных паттернов, которые сформировались в процессе развития ребёнка. Есть такая идея, что на каждом году жизни перед детьми стоят свои двигательные задачи - должны запуститься соответствующие рефлексы, ребёнок должен научиться определенным движениям. А у ребёнка, которого, например, туго пеленают, или ему негде ползать, эти двигательные задачи упущены. Тогда человек заново пытается включить рефлексы и освоить движения. Это работа с вещами, которые трудно выразить в словах. Такая работа на невербальном, телесном уровне перестраивает взаимодействие человека с миром – с близким человеком, с пространством вокруг.

- Чего ожидать клиенту по длительности психотерапевтической работы?

Нужно понимать, что ТДТ - это не какой-то отдельный подход, а метод, который может в разных подходах применяться. Длительность зависит уже от психотерапевтического подхода. Это может быть одна или несколько сессий, долгосрочная работа, групповые форматы. Но какой-то сильный эффект, как и в любом деле, наверное, приходит с регулярной практикой.


Кадр, снятый во время сессии Аутентичного Движения. Фотограф Мария Лебешева
Пабло Пикассо, Три балерины, 1919

- Имеют ли возможность студенты ВШЭ поработать с ТДТ-терапевтом в центре психологического консультирования?

Я иногда включаю здесь такие элементы в свою работу, если человек, например, заговаривает об этом либо проявляет интерес к телу, к ощущениям в нем, которые он подмечает. Я могу предложить ТДТ как способ поработать с проблемой, но клиент сам определяет, насколько ему комфортно это сейчас сделать, насколько он видит для себя этот способ интересным и приемлемым. И всё-таки больше я работаю вербально. Движения, как правило, минимальны - мы не танцуем активно под музыку, но можем немного подвигаться в пространстве, поэкспериментировать с разными способами движения. Также я не работаю здесь через прикосновение, хотя такие методы тоже существуют. Это то, что мне кажется уместным в условиях ВУЗа.

- А что ждёт студентов на открытом занятии ТДТ, будут ли ведущие показывать какие-то движения, нужен ли будет партнёр для упражнений?

На открытом ознакомительном занятии я не планирую заданий, где нужно будет интенсивно взаимодействовать друг с другом телесно. Движение будет в большей степени индивидуальным, под музыку. Иногда буду предлагать объединяться с кем-то, чтобы что-то обсудить или попробовать вместе. Можно сказать, что это занятие наследует какие-то элементы из двигательной импровизации даже больше, чем из ТДТ - мы не будем их подробно разворачивать в терапевтическую плоскость, хотя попробуем немного поработать и со смыслами, которые могут приписываться этим движениям. Эта рефлексия как раз планируется в паре. После движения можно будет обсудить, как это было - сложно, просто, интересно. Можно говорить ровно столько, сколько захочется, что-то при себе оставить, какие-то вещи в процессе обсуждения становятся более выпуклыми и ясными.

- Кого мы приглашаем на него, это будет развлекательное занятие для всех или есть какие-то ограничения?

На занятии будет музыка, мы будем танцевать в пространстве. Я бы не говорила, что это будет развлекательное мероприятие. Элемент развлечения будет для тех, кому захочется этого захочется. Если кому-то захочется чего-то другого, будет пространство и для этого. Возможно, просто для движения, телесного разогрева и высвобождения. Возможно, для какого-то эстетического, эмоционального и интеллектуального переживания движения. То есть, кому чего захочется.

Кого приглашаем? Наверное, это те люди, которым сейчас интересно попробовать вообще погрузить своё тело во что-то незнакомое, почувствовать себя чуть-чуть свободнее, побыть в исследовательской позиции, посмотреть, что из этого получится. То есть тех, кто чувствует любопытство. Людям, у которых сейчас серьёзные жизненные периоды, трудности или сложные переживания, связанные с телом, лучше в этот формат не идти, потому что может потребоваться более спокойная обстановка, которую даёт индивидуальная работа. Наверное, также не стоит идти тем, кто не готов по-честному погрузиться в процесс - если приходить, то нужно прямо намерение участвовать, хотя при этом участие может быть минимальным. Люди, которые по каким-то причинам не могут интенсивно двигаться, мне кажется, могут найти своё место в этом процессе: можно прожить целое путешествие в самых малых внешних движениях.

Стив Пэкстон, американский танцовщик и хореограф, создатель контактной импровизации

Поль Гоген, Бретонские девочки танцуют, 1888 г.

ВЕБИНАР: Помощь женщине в трудной жизненной ситуации: арт-терапевтические техники групповой и индивидуальной работы

Гендерные особенности личности: арт-терапия в гармонизации мужского и женского начала

Арт-терапия психосоматических расстройств

Скоро

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

Авторы

/module/item/name

— Что такое танцевально-двигательная терапия?

— Сейчас танцевально-двигательными терапевтами называют себя все, кто работает с танцем. Это неверно. Почему так произошло? Танец сам по себе терапевтичен, он задействует моторику и эмоции. Но танцевальной терапией он становится только тогда, когда происходит психокоррекция и лечение.

Танцевально-двигательной терапии приходят учиться как психологи, так и хореографы. Как правило, психолог после получения университетского образования недостаточно владеет танцем и движениями, у него недостаточный моторный язык. Без дополнительного обучения ему не хватит движений, чтобы через движения работать с клиентом, и он перейдет на вербальную психотерапию и будет проводить вербальное консультирование, танец уйдет на второй план. Такой психолог попросит клиента сымпровизировать что-то, а потом будет эту импровизацию обсуждать.

У хореографа большой набор движений, которые он может варьировать в зависимости от клиента, с которым работает, но часто это происходит бессознательно. Моторика первична: с ее помощью можно и разговаривать, и терапевтировать.

Если мы набираем группу клиентов, мы должны написать: зачем набираем, кого набираем. И мы должны предварительно побеседовать с каждым человеком, который пришел в танцевально-терапевтическую группу. Психолог это сделает профессионально, а хореограф может не знать какие-то аспекты и тонкости вербального консультирования.

В танцевально-двигательной терапии не надо разделять психолога и танцовщика, иначе специалист будет колебаться или в ту сторону, или в другую.

— Какое психологическое направление лучше изучать танцовщику, который хочет стать психологом?

— Можно обучиться на танцевального терапевта и после этого пройти второе высшее. Я думаю, что лучше изучать клиническую психологию или психологию личности, потому что тогда будет лучше сформировано видение проблематики.

— С какими заболеваниями работают методом танцевально-двигательной терапии?

— Танцевальная терапия справляется со многими заболеваниями. Некоторые техники танцевальной терапии (например, аутентичное движение, контактная импровизация) могут иметь побочные эффекты, поэтому для определенных категорий клиентов они противопоказаны. Так, аутентичное движение категорически нельзя использовать в работе с больными шизофренией, с людьми с высокой степенью тревожности, с невротиками. Как правило, аутентичное движение используется со здоровыми клиентами. Но все мы условно здоровые, у каждого есть свои фобии, страхи. Специалист увидит, когда надо перестроить работу, и уберет упражнения, которые для конкретного человека не годятся.

Автор

Оганесян Наталия Юрьевна

Дружинина Елизавета Владиславовна

Читайте также: