Пересвет и челубей куликовская битва кратко

Обновлено: 07.07.2024

А был ли поединок?

Получается, Пересвет участвовал в сражении, а не погиб в поединке с Челубеем, да и выглядит он не чернецом в схиме, а витязем в золоченом доспехе. А у Осляби еще и сын Яков сражался с татарами! И никаких намеков на знаменитый поединок…

Кстати, супротивник Пересвета в разных списках именуется по-разному — Челибей, Темир-Мирза, Таврул. Именуется он то татарином, то печенегом, хотя этот народ к XIV веку уже стал легендарным и из Причерноморья ушел.

Получается, что поединок Пересвета и Челубея — скорее всего красивый вымысел. Впрочем, это нисколько не умаляет заслуг нашего витязя, ведь, если он остался в памяти народа и был персонально упомянут в летописи, значит, действительно отличился в сражении.

Сюжет с переодеваниями, или бедный Бренок

Если же говорить о ходе битвы, то все источники указывают на то, что главную роль в ней сыграл удар засадного полка, до решающего момента скрывавшегося в дубраве. Командовал этим отборным отрядом двоюродный брат Дмитрия князь Владимир Андреевич Серпуховской (получивший прозвище Храбрый) и опытный воевода князь Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский.

Когда татарской коннице после изнурительного боя удалось потеснить левый фланг русских войск и просочиться в тыл, молодой князь хотел атаковать сразу, но матерый воевода, кстати, потомок литовского князя Гедиминаса, женатый на сестре Дмитрия Донского, уговорил его подождать. И лишь когда татары в довольно большом числе сосредоточились в тылу большого полка и построились для атаки, Боброк дал приказ своим воинам напасть на врага. Удар свежего отборного конного полка был столь внезапен и решителен, что татары не смогли перестроиться и оказались зажаты между русскими частями — большая часть была изрублена, выжившие побежали, увлекая остальных.

Использование скрытого резерва в военной науке не новость. Его применял еще Юлий Цезарь в битве при Фарсале. Однако в русской военной истории это был первый подобный пример. И, главное, применен резерв был чрезвычайно удачно и своевременно, что говорит о недюжинных полководческих талантах князя Дмитрия и (или) его воевод.

Литовский след и русские потери

Известно, что союзниками Мамая в этой битве выступали литовец Ягайло и рязанский князь Олег. Считается, что они шли к Дону, но к битве не поспели. А скорее всего, и не собирались поспевать. Если бы Мамай всерьез рассчитывал на их помощь, он вполне мог подождать, но темник предпочел сам атаковать превосходящие силы врага.

Позже Олег был гарантом договора Дмитрия и Михаила Тверского. Когда же Дмитрий разбил татар на Воже, ответный удар татары нанесли именно по рязанским землям, а Дмитрий соседям не помог. Вряд ли Олег хотел воевать на стороне Мамая, скорее боялся, что его порубежное княжество от набега пострадает больше остальных. Отсюда и двойственность его политики. Кстати, завершится долгая княжеская распря свадьбой сына Олега Рязанского Федора с дочерью Дмитрия Донского Софьей.

Ни в одном русском источнике не упоминается страшный и прискорбный факт — нападение литовских отрядов на обоз с ранеными русскими воинами, возвращавшимися домой после битвы. Однако на это прямо указывают прусские хронисты — монах-францисканец Торнского монастыря Дитмар Любекский и живший в Ризенбурге чиновник из Помезании Иоганн Пошильге.

(из хроники Дитмара Любекского)

Хочется верить, что эти сведения не достоверны. Они не меняют исторического смысла куликовской победы, хотя, возможно, поясняют огромные потери русских.

Поворотная точка истории

К сожалению, пока мало изучены и не очень широко фигуры других героев Куликовской битвы: князя Владимира Храброго, Дмитрия Боброка, Андрея и Дмитрия Ольгердовичей, Семена Мелика, Микулы Васильевича и других московских воевод. Всех не перечесть. Но вспоминать о них хотя бы в дни годовщин — наш долг.

Поединок Александра Пересвета с непобедимым татаро-монгольским воином Челубеем является одной из загадок истории.

Поединок Пересвета с Челубеем часто называют битвой Сил Света и Сил Тьмы…

Почему этому поединку придается такая значимость? И кто были на самом деле Пересвет и Челубей?

Известно, что поединок предшествовал битве на Куликовом поле 1380 года.

Поединок Пересвета

Куликовская битва или Мамаево побоище является крупнейшим в истории сражением русского войска во главе с великим князем Дмитрием Донским и войском беклярбека и темника Золотой Орды Мамая.

Битва состоялась 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, в районе к югу от впадения реки Непрядва в Дон (юго-восток Тульской области).

Куликовская битва стала решающим сражением русских войск с войском Золотой Орды, господствующей над русскими землями более сотни лет.

Перед боем на Куликовом поле великий князь Дмитрий Иванович направился за благословлением к преподобному Сергию Радонежскому.

Игумен земли русской, как называли преподобного Сергия, не только благословил князя на битву, но и предрек победу, которая превратила московского правителя в великую историческую фигуру – Дмитрия Донского.

Также Сергий Радонежский отправил в поход с князем своих иноков-воинов – Александра Пересвета и Андрея Осляби.

Их присутствие должно было укрепить веру князя и вдохновить русское войско.

Поединок Пересвета

Пересвет

Александр Пересвет происходил из боярского рода. Он был одним из лучших воинов своего времени.

Незадолго до поединка на Куликовом поле Пересвет был пострижен в монахи (Великую схиму) преподобным Сергием Радонежским.

Великая схима – является высшей ступенью монашеского посвящения.

Принятие Великой схимы Пересветом, означало его отказ от мира.

Принявший Великую схиму монах, как бы умирает для мира и принимает на себя великий Ангельский образ, становясь схимонахом, или схимником.

Также от Сергия Радонежского оба инока, Пересвет и Осляби получили благословение на битву и монашеское облачение (схимы расшитые крестами).


На Куликово поле Пересвет и Осляби вышли вместе…

На бой с Челубеем пошел Пересвет.

Челубей

Челубей (в некоторых источниках Чалабай или Темир-Мирза) был не просто богатырем и опытным воином из войска темника Мамая, не знавшим поражений и победившим более чем в 300 боях.

Челубей был тибетским монахом, практиковавшим древнее тибетское боевое искусство Маг-Цзал.


Тибетцы называли таких воинов ДАБДОБ и считали, что они избраны духами.

Поединок Пересвета

Считалось, что такой монах-воин практически непобедим.

Воины-маги, такого уровня, которого достиг Челубей, были большой редкостью и особым явлением в магической практике Тибета.

Челубей должен был духовно сломить русских еще до поединка. Поэтому именно он был выставлен на бой против русского воина.

Поединок

Пред началом битвы два самых сильных воина от каждой стороны должны были сразиться между собой.

Это был ритуальный поединок, результат которого расценивался обеими сторонами как знамение, предсказывающее исход битвы.

На поле боя вышли два воина, два монаха…

Поединок предполагал бой на копьях верхом на лошадях.

Оба воина были одеты в доспехи и готовились к сражению.

Однако, вопреки логики, перед началом поединка Александр Пересвет откладывает в сторону щит, снимает с себя доспехи и остается лишь в монашеском облачении (схиме расшитой крестами), подаренной ему преподобным Сергием Радонежским.

Пересвет берет в руки копье, садится на коня и едет навстречу Челубею…

Поединок Пересвета

Секрет Челубея

Мастер конных поединков, Челубей не знал поражений еще и потому, что его копье было на метр длиннее обычного.

В поединке с ним ни один противник не мог нанести ему удар, так как более длинное копье Челубея выбивало противника из седла.

Знал ли об этом Пересвет. Неизвестно. Но именно отсутствие доспех позволило ему нанести смертельный удар непобедимому Челубею.

Всадники разъехались и разогнав коней, начали сближаться.

Богатыри ринулись на встречу друг другу, как две молнии…

Копье Челубея на большой скорости прошло сквозь мягкие ткани тела Пересвета, не успев вышибить его из седла и тогда он смог приблизится к противнику и нанести ему удар.

Удар копья Пересвета пришелся в щит Челубея, пробил щит насквозь и поразил его насмерть.

Челубей, получил смертельную рану и рухнул на землю, головой к ордынским войскам.

Несмотря на пробитую копьем грудь, Пересвет остался сидеть в седле и сумел доскакать до русского войска.

В воздухе витал вопрос:

Был нарушен привычный ход вещей.

У воинов Орды пошатнулась вера и появился страх.

Жертвенный подвиг Пересвета вдохновил русских воинов, которые ринулись в бой.

И первым среди них был Андрей Ослябя.


Победа русских войск в Куликовской битве стала важным шагом на пути к восстановлению единства Руси и будущему свержению ига Золотой Орды.

Александр Пересвет и Андрей Ослябя были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Их память совершается 7 (20) сентября.

С большим уважением к памяти Пересвета относятся в Китае и на Тибете.

Так в одном из тибетских монастырей имя русского воина-монаха Пересвета записано в особой священной книге, где фиксируются важнейшие духовные события.

Поединок Пересвета и его победа над бессмертным ДАБДОБОМ занесена туда как событие, вышедшее за рамки обычного хода вещей.


Воин Света и Воин Тьмы

И Пересвет, и Челубей были великими воинами.

Один из них был Воином Света, принявшим Великую Схиму и Ангельский образ.

Поединок Пересвета и Челубея был поединком Духа и поединком Веры.

Поединок Пересвета еще раз доказывает, что, никакая мудрость восточных практик, никакой опыт и воинское мастерство не способны устоять против силы Духа и Веры русских воинов.


Икона святых воинов Пересвета и Осляби

Поединок Пересвета : 6 комментариев

Мощная статья.! Прям мурашки….

Спасибо за Ваш комментарий!

Спасибо за Ваш комментарий!

Получается, что великий шифу тибетских боевых искусств Челубей, одерживал победы в 300 поединках не за счет пресловутой Маг цзал, а просто догадавшись удлинить на один метр свое копье! Забавно. Получается, что великий шифу тибетских боевых искусств Челубей, одерживал победы в 300 поединках не за счет пресловутой Маг цзал, а просто догадавшись удлинить на один метр свое копье! Смекалка, однако! Забавно…

Добавить комментарий Отменить ответ

БЕЗОПАСНЫЕ ПАДЕНИЯ

Михаил Грудев - Безопасные падения

Мастера боевых искусств

Мэнни Пакьяо

Мэнни Пакьяо

Мэнни Пакьяо (полное имя Эммануэль Дапидран Пакьяо) — филиппинский боксер-профессионал, известный также, как актер, политик и председатель спортивного комитета сената


Великая мудрость и прозорливость замечательного русского святого, преподобного Сергия, проявилась в самой сути этой схватки. Это была битва сил света и сил тьмы. И это вовсе не образное выражение, а самое существо событий, произошедших 8 сентября 1380 года.

Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.

Описание картины

Композиция картины довольно проста. Центральное место занимают взвившиеся на дыбы могучие кони, с сидящими на них Пересветом слева и Челубеем справа. Они изображены очень крупно и подавляют собой остальное изображённое на картине. Развевающиеся гривы, оскаленные зубы и свирепые морды делают коней страшными. Ярко выделяется развевающаяся по ветру пёстрая попона коня Челубея и расписной круглый щит, проткнутый копьём русского богатыря. У Пересвета ярко поблескивают на солнце стальной шлем и кольчуга.

Копья противников ударяют в щиты друг друга. Щиты и кольчуги не выдерживают удара и копья протыкают их, вонзаясь в тела богатырей. Челубей слетает с седла лошади от удара копья русского богатыря. С его бритой головы летит красный малахай. Подался назад и Пересвет. Его фигура крайне напряжена, глаза лютой ненавистью впиваются в поверженного врага.

Кочубей и пересвет история. Поединок Пересвета с Челубеем

Кочубей и пересвет история. Поединок Пересвета с Челубеем

Поединок перед Куликовской битвой

В том историческом бою оба воина погибли, но победа была признана за Пересветом, сумевшем доехать на коне до русских полков, а выбитый из седла Челубей остался лежать на поле.

Значение Куликовской битвы для судьбы Русского государства очень велико, поскольку господство Орды тогда основательно пошатнулось.Уже сам исход Куликовской битвы, по мнению историков, был предрешен результатом поединка русского и татарского богатырей.

Оказывается, по сложившимся ещё в древности законам, поединки сильнейших воинов перед боем назначались только при возникновении сложной или неопределённой ситуации.

Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Хорошо известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для исхода боя. Тот из участников, который оказывался проигравшей стороной, обрекал своё войско на большие потери. Что за ситуация в соотношении противоборствующих сил имела место перед Куликовским сражением?

Оказывается, русское и татарское войска были на то время примерно равными по силе, имели примерно одинаковое количество воинов. Это ни у одной из армий не вызывало желания атаковать первыми, так как потерять значительную часть своего войска никому не хотелось. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия от противоположной стороны.

У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения – они ждали спешащее к ним на подмогу войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами.

Он уже более 300 раз побеждал своих соперников в поединках на копьях, используя хитрый приём: благодаря неимоверной силе он брал копьё на 1 метр длиннее копья соперника, чтобы иметь возможность первым поражать противника.

От русичей вызвался могучий воин Александр Пересвет – монах из Троицко-Сергиевского монастыря. Понимая что защита не спасет от удара противника-гиганта, Пересвет не надел на поединок кольчугу, чтобы быть посвободнее в движениях. Именно это и помогло ему поразить Челубея.

Когда всадники сблизились в смертельном ударе, более длинное копьё печенега проткнуло не защищенное кольчугой тело Пересвета насквозь, но не выбило того из седла из за низкого сопротивления живой плоти железу. А копьё Александра, за счёт сокращения расстояния между противниками, смогло поразить противника насмерть и выбить его из седла.

Русский богатырь ещё некоторое время оставался живым и нашел в себе силы на коне доехал до русского войска. Мамай видел, что победа принадлежит русскому воину, поэтому сразу бросил своих передовых конников в атаку.

Куликовская битва закончилась разгромом Мамаева войска, остатки которого русичи преследовали ещё много вёрст от поля Куликова.

За ратный подвиг во имя Руси Пересвет был причислен к лику святых, его память празднуется в соборе Тульских святых 22 сентября по юлианскому календарю. Могила героя до сих пор так и не найдена.

Автор вложил эту фразу в уста Пересвета, который еще не думал, что в скором времени придется сделать самый непростой выбор в своей жизни: выбор между жизнью и смертью.

Советское понимание Куликовской битвы

Но тема духовно-нравственного выбора и мировоззрение русских людей того времени, а следовательно, и корень (источник) победы в мультфильме в силу, скорее всего, атеистической политики советского периода, не раскрыта. История победы Русского народа показана как подвиг народа, не только на поле брани, но и как трудовой подвиг. Весьма полезно, но без раскрытия корней урок будет не усвоен.

Духовно – нравственные вопросы Пересвета

О непротивлении злу насилием

Иван Ильин о непротивлении злу насилием
Готовность Пересвета

Образ христианского воина

В итоге, перед нами возникает образ духовно созревшего человека: боримого, но каящегося, смелого, но кроткого. Не такой ли образ идеального христианина? Не это ли есть сильный человек?

Уже упомянутый Иван Ильин писал о сильном человеке:

…сильный человек утверждает свою силу именно тем, что не бежит от конфликта в мнимо-добродетельную пассивность …; сильный человек видит трагичность своего положения и идет ей навстречу, чтобы войти в нее и изжить ее. Он берет на себя неправедность, но не для себя, а во имя Божьего дела. И то что он делает в этой борьбе, является его собственным поступком, его собственною деятельностью, которую он и не думает приписывать Богу. Это есть его человеческий исход, который он сам осознает как духовный компромисс и который есть в то же время его подвиг: ибо это есть великое, предметное напряжение его ведущей борьбу за благо воли.

…Напряжение духа нужно здесь не только для того, чтобы убить злодея, но и для того, чтобы вынести свой поступок и пронести через жизнь совершенное дело, не роняя своего поступка малодушным отречением от его необходимости, но и не идеализируя его нравственного содержания.

Раскрытие мотивов через образ монголов

Как раскрывается образ врага? Кем по сути являются ордынцы? В образе ханского баскака, можно сказать, противоположно отражены христианские добродетели, о которых мы упоминали, говоря о Пересвете.

Дмитрий Донской как образ правильного правителя

Все победоносные войны Руси начинались с молитвы и благословения. Авторы мультфильма этот момент не только продемонстрировали, что уже не мало важно, но и раскрыли образ князя Дмитрия Донского как правителя именно Христианского. Хотели ли Русские пролития крови? Нет. Трижды Князь пытался откупиться щедрыми дарами, тем самым не допустив пролития крови. Но враг, жаждал крови, отмщения и войны, по сути не оставив русичам выбора. Должны ли русские отдать Землю на поругание врагу? Нет.

Несмотря на столетнее пребываниев под игом, русские смогли противостоять ордынцам, хотя сменилось не одно поколение. Уже не помнит земля людей, которые жили не при монголах. Но именно преемственность является залогом победы как сохранение памяти отцов, и, прежде всего, через Веру. Что олицетворяют собой мальчишки в мультфильме, бегущие за войском? Именно преемственность – это будущие воины будущих побед.

Попущением божьим, за грехи наши, по наваждению дьявола поднялся князь восточной страны, по имени Мамай, язычник верой, идолопоклонник и иконоборец, злой преследователь христиан…

Сон Дмитрия Ивановича

Во сне князь Дмитрий видит битву между ангелами и бесами, в котором воины Христовы побеждают, что олицетворяется высвобождением очень яркого света.

Дмитрию этот сон придает уверенности, т.к. войско русское стоит за правду:

Битва Пересвета с Челубеем

Во что верит Челубей? В свою непобедимость, в свои силы. Тем самым, он ограничиает свои силы человеческими возможностями.

В глазах Пересвета смирение и спокойствие. Он понимает, что для Бога возможно все. Поэтому первую победу Александр Пересвет совершил еще до битвы, уповая не на свои силы, а на силы Бога. Вспомним, что перед битвой Пересвет и Ослябя приняли от Сергия Радонежского куколи Великой схимы (пострижены в схимонахи), что стало их судьбой, оружием и доспехами.

Пересвет прощается с дружиной, просит прощения, кается – он готов предстать перед Господом. И молится, – не за себя а за братьев!

Помните слова Пересвета о страхе в глазах как приговоре на смерть? Именно страх после гибели Челубея мы видим в глазах генуэзских наемников Мамая. Проигрыш Челубея – это символ духовного сломления, предвестник проигрыша.

Битва совершается не только на поле сражения, а успех битвы зависит не только в крепости меча. За войско русское молится Сергий Радонежский, совершая свой духовный подвиг.

Гибель Осляби

Вставляя в битву эпизод с мальчишками, показано как человеческие мечты, если они благи по своему содержанию, могут вылиться в настоящий подвиг. Не такие ли мечты были у русского народа чахнувшего под игом и посмевшего восстать против Мамая? Не такие ли мечты должны закладываться у подростающего поколения?

Трусость Мамая

Темник Мамай изображен как трус. Посмотрите как он показан сначала: сидит уверенно, рядом золотой кубок, который усиливает образ правителя который держит все под контролем. И тот же кубок олицетворяет трусость Мамая, когда в кадре присутствует только, собственно, кубок, а Мамай поспешно уплетывает в кибитке.

Русские воины – праведники

Немаловажно, чтобы родители не только фильтровали мультфильмы, которые показывают детям, но и смогли объяснить что несет в себе картина, какой смысл заложен в сценарии, что полезного можно вынести после просмотра.

Во многом для этого и задуман наш сайт – помочь родителям глубже понимать мультпроизведения.

ОТ ВЕЧЕ К ПРЕСТОЛУ…Выставка памяти художника Павла Рыженко


Тихон Рыженко, историк и писатель – сын Павла Рыженко, проводит экскурсии по выставке – ср., чт., пт., сб., вс. в 13 ч. и в 16 ч.

Также проводятся экскурсии для детей и школьников – вт., ср., чт., пт., сб., вс. в 11.30

Запись по тел., – Екатерина

Книга “Пути Империй. Благословенная эпоха” скоро снова появится в продаже ограниченным тиражом, успейте приобрести!

Стоимость входа на выставку – 200 р., льготный – 100 р.

Экскурсии бесплатные _________________________

Рыженко прожил 44 года, скоропостижно умер от инсульта 16 июля 2014 г. Ученик Ильи Глазунова, Павел Викторович продолжил реалистическую линию Сурикова, Васнецова и Нестерова. Он учился и затем работал в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, где продолжают чтить традиционное искусство и традиционные ценности. Эта Академия – единственная скала в бушующем море теперешнего обезумевшего псевдоискусства.




Фотография на память



ПРОЩАНИЕ С КОНВОЕМ

ДРЕВНЯЯ РУСЬ



ПОБЕДА ПЕРЕСВЕТА



ПОЛЕ КУЛИКОВО




НЕВСКАЯ БИТВА



Великокняжеский меч

Читайте также: