Взаимодействие личности и общества кратко

Обновлено: 05.07.2024

Социология, исследуя личность использует данные самых различных наук (философию, этику, психологию, социальную психологию, педагогику), но преимущество отдается изучению личности как источника социальной жизни, как ее единственный носитель и деятель.

Проблема " личность и общество" в социологии выступает в двухотносительно самостоятельных, но тесно связанных ракурсах.

Первый подход направлен на осмысление того, как устроена социаль­ная жизнь, как социальные институты, общности, общество в целом соот­носятся с потребностями единичной личности; насколько они должны и могут выражать ее интересы или они независимы от нее.

Второй подход состоит из нескольких проблем: а) как личность взаимодействует в конкретном социуме, насколько способна проявить свою не­зависимость, свою автономность; б) общество, общественные связи, инсти­туты достаточно жестко программируют ценности, иерархию, жизненный путь личности, ее взлеты и падения.

Социология занимается исследованием личности как реально дей­ствующего, выбирающего, предпочитающего субъекта. При этом внимание фо­кусируется на устойчивых, повторяющихся элементах реальной жизнедеятель­ности личности, ее взаимосвязей в обществе.

Таким образом, социология изучает взаимодействие личности и со­циальной среды, что в самом общем виде понимается как деятельность удо­влетворяющего свои потребности, преследующего свои цели в конкретных социальных связях и взаимодействиях индивида.

Автономия личности проявляется как в процессе восприятия ею предложений, условий, требований, предъявляемых обществом, так и в про­цессе осуществления ею своих социальных ролей.

Следовательно, основные проблемы отношения личности и общества сводятся к таким положениям:

- как соотносятся стабильные социальные институты с подвижными потребностями и интересами отдельной личности;

- как в конкретном обществе организовано взаимодействие одних личностей с другими;

- какова степень автономности, независимости личности от социаль­ных институтов общества.

Проблемы взаимоотношений человека и общества проявляются в том, что поведение человека социально детерминировано и сам он является объ­ектом социальных отношений, т.е. действий, идущих со стороны общества и его институтов.

С другой стороны воздействия человека на общество предполагает рассмотрение его как субъекта общественных отношений. Это означает, что человек одновременно должен рассматриваться в качестве активно дейст­вующего лица, способного изменять и постоянно изменяющего среду своего обитания.

Социальная активность личности является необходимым условием осуществления ею своей функции субъекта (творца) общественных отно­шений. Рассмотрим ее в двух основных аспектах: а) как свойство личнос­ти, обусловленное прежде всего ее природными данными и усиленное ка­чествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, об­щения и практической деятельности; б) активность рассматривается в ка­честве некоторой конкретной меры деятельности. В данном случае акти­вность может быть выражена в определенных количественных показателях и потому часто становится предметом социологических исследований. При­мером может служить измерение трудовой активности. Исходя из этого может быть предложен матричный подход к активности, т.е. анализ ее в вертикальном и горизонтальном срезах.

Основные виды социальной активности совпадают с основными сфера­ми общественной жизни - трудовой, социально-политической, духовной, семейно-бытовой и др. При характеристике содержательной стороны социальн­ой активности необходимо учитывать отношение личности к объекту ее де­ятельности. Высшим проявлением социальной активности в этом смысле является творчество.

Отразив проблемы взаимоотношения личности и общества, где личность выступает не только объектом, но и активным субъектом соци­альных отношений перейдем к рассмотрению социального статуса и соци­альных ролей как механизма взаимодействия личности и общества.

Слово "статус" пришло в социологию из латинского языка. В Дре­внем Риме оно означало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце XIX века английский историк Г.Д. Мейн придал ему социо­логическое значение. Статус - социальное положение человека в обществе.

Социальное положение - обобщающая характеристика, охватывающая профессионально-экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека. "Врач" - профессия; "работник наемного труда, име­ющий средний доход" - экономический параметр; " член демократический партии" - политическая характеристика; женщина в возрасте 35 лет" – демографический показатель (к ним же относится и национальность). Все эти характеристики описывают социальное положение одного и того же человека, но с разных позиций.

Каждая позиция (или ячейка) имеет ряд существенных прав иобязанностей. Благодаря им и получается функциональная зависимость ячеек. Например, мы знаем обязанности отца, матери по отношению к де­тям, а дети – соответственно к родителям.

Статус описывает место индивида в системе общественного разде­ления труда, которая "пронизывает" все общество. Статус - это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями посредством системы прав и обязанностей. Любой че­ловек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций. Каждого человека можно охарактеризовать статусным набо­ром (термин ввел амер. социолог Р. Мертон). Статусный набор - совокупн­ость всех статусов, занимаемых данным индивидом. Например, господин Р. – мужчина, средних лет, заведующий кафедрой, член профсоюза, член консе­рвативной партии, православный, избиратель, муж, отец, дядя и. т.д.

В каждом наборе статусов всегда найдется ключевой. Главным ста­тусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому выделяют его окружающие или с которым его отождествляют.

Необходимо различать два вида статуса - личный и социальный.Социальный - это положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классо­вой, национальной). Личный статус - положение, которое человек зани­мает в малой (или первичной) группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Заметно, что социальн­ый статус играет главенствующую роль среди незнакомых людей, а личный – среди знакомых.

Каждый из нас обладает набором социальных и личных статусов, по­скольку мы причастны ко многим большим и малым группам. К последним относятся семья, круг родственников, знакомых, спортивная команда, шко­льный класс, студенческая группа, клуб по интересам и т.д.

Существуют и другие виды статуса. Например, приписываемый статус или аскриптивный– это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени. Приписываемый статус не совпа­дает с прирожденным. Прирожденнымисчитаются только три социальных ста­туса: пол, национальность, раса. Негр, прирожденный статус, характери­зующий расу. Мужчина - прирожденный статус, характеризующий пол. Рус­ский – прирожденный статус, характеризующий национальность.

Таким образом, приписываемый (аскриптивный) статус - это такое положение в обществе, над которым индивид не имеет контроля и/или которое он занимает независимо от своей воли, желания, усилий.

Существенно отличается от приписываемого статуса достигаемый. Достигаемымназывается статус, который человек получает благодаря соб­ственным усилиям, желанию, свободному выбору, либо приобретается благо­даря удаче и везению. Достигаемый статус требует принятия самостоятель­ных решений и самостоятельных действий. Чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее. Установлено, например, что раньше в европейском обществе бы­ло больше приписываемых, а сейчас больше достигаемых статусов.

Приведенная выше иерархия статусов представляет собой основу социальной стратификации, так как когда идет речь о ранжировании ста­тусов, то имеется в виду прежде всего престиж функций, закрепленных за данным статусом. Престиж, по существу, представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, в обществен­ном мнении.

Иерархия и престиж статусов зависят, во-первых, от реальной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его основных структур, во-вторых, от системы ценностей, шкалы предпоч­тений, учитываемой в данной культуре. Эти два фактора одновременно и тесно взаимодействуют друг с другом и относительно независимы друг от друга. Общество, в котором существует необоснованная престижность одних статусов, и, наоборот, необоснованная заниженность других, утра­чивает состояние равновесия статусов и неспособно обеспечить свое нормальное функционирование.

Низкая статусная самооценка обычно связана со слабой сопротив­ляемостью внешнему влиянию, с конформизмом, неуверенностью в себе и пессимизмом. Высокая самооценка, наоборот, чаще связана с активностью предприимчивостью, уверенностью в своих силах, жизненным оптимизмом.


Общество представляет собой устойчивую систему взаимоотношений между людьми. Общество как система взаимоотношений между людьми оказывает воздействие на отдельные личности как его элементы. Социологи указывают на два способа воздействия общества на личность:

• специально организованное воздействие на личность через воспитание, пропаганду и т. д.;

• воздействие на личность через перестройку ее микросреды, условий жизнедеятельности.

Взаимоотношения личности и общества – это, прежде всего, взаимоотношение интересов. В общественных интересах выражается то, в чем заинтересовано общество в целом (развитие экономики, средств коммуникации, охраны окружающей среды и т. д.). К общественным интересам относятся и интересы социальных групп данного общества. Личные интересы выражают потребности отдельного человека, связанные с обеспечением его материальных нужд и духовных запросов.

Существуют различные концепции относительно соотношения общественных и личных интересов. Одна из них отдает приоритет интересам личности. Эта концепция конкретизировалась, например, в требовании свободы частного предпринимательства, невмешательства государства в дела предпринимателей. Концепция приоритета интересов личности иногда перерастает в концепцию абсолютной свободы личности. Но если посмотреть на реальное положение дел, ведь человек не может быть независимым от окружающей среды, как социальной, так и природной. К тому же если бы один индивид мог стать абсолютно свободным, это означало бы несвободу других. Хотя абсолютной свободы личности не может быть, однако люди кровно заинтересованы в возрастании степени свободы, освобождения от угнетения, эксплуатации, насилия.


И наконец, третья концепция утверждает необходимость сочетания общественных и личных интересов в некое гармоническое единство. При этом, конечно, нужно учитывать, что полного совпадения личных и общественных потребностей и интересов достичь невозможно. Интересы людей здесь нужно рассматривать в соотношении с главными особенностями образа жизни их социальной среды.

Основоположники диалектико-материалистической философии утверждали концепцию гуманизма. Гуманизм в широком смысле означает утверждение права человека на свободу, счастье, развитие своих способностей, равенство, социальную справедливость. Благо человека является критерием оценки любых социальных действий и институтов.

Сегодня перед нами две задачи. Первая – восстановить истинный смысл общественных интересов, не отождествляя их с государственными и интересами некоторых отдельных групп. Вторая – развитие личности, ее инициативности, оригинальности и т. д. Реализация этих задач – нелегкое дело, предполагающее такую демократизацию общества, от которой мы еще достаточно далеко.

При анализе проблемы взаимоотношения личности и общества обращается внимание на явление, называемое отчуждением.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

2. Личность и общество

2. Личность и общество Импульсы развития личности В истории социальной мысли мы обнаруживаем три варианта решения проблемы взаимодействия личности с окружающей конкретно-исторической средой. Первый из них был предложен Джоном Локком в его учении о человеке как tabula rasa

3.8. Личность и общество

3.8. Личность и общество Начиная рассуждение о взаимоотношениях личности и общества, нужно иметь в виду, что исторически всегда существовали конкретные общества с конкретными типами личностей. Но в этих конкретных обществах и конкретных типах личностей были некоторые

Глава третья Личность и общество

Глава третья Личность и общество Такова проблема, с которой сталкивается большинство из нас: личность, только ли она инструмент общества или она цель общества? Вы и я как личности, используемся ли мы, управляемся ли мы, воспитываемся ли мы, контролируемся ли мы,

Глава третья Личность и общество

Глава третья Личность и общество Такова проблема, с которой сталкивается большинство из нас: личность, только ли она инструмент общества или онацель общества? Вы и я как личности, используемся ли мы, управляемся ли мы, воспитываемся ли мы, контролируемся лимы, формируемся

Глава 4 Личность и общество

Глава 4 Личность и общество Что такое личность? Каковы ее отличия от природной особи? Какова степень влияния общества на поведение личности? Или социальное поведение определяется внутренними структурами (мотивами, убеждениями)? Эти вопросы давно волнуют не только ученых,

1. Я и личность. Индивидуум и личность. Личность и вещь. Личность и объект

2. Личность и общее. Личность и род. Личное и сверхличное. Монизм и плюрализм. Единое и множественное

2. Личность и общее. Личность и род. Личное и сверхличное. Монизм и плюрализм. Единое и множественное Проблема личности связана также с традиционной проблемой реализма и номинализма, проблемой общего и частного. Принято думать, что для защиты личности благоприятен

4. Личность и изменение. Личность и любовь. Личность и смерть. Старый и новый человек. Заключение

4. Личность и изменение. Личность и любовь. Личность и смерть. Старый и новый человек. Заключение Уже было сказано, что личность есть изменение и имеет неизменную основу. В реализации личности кто-то вечно меняется, но этот кто-то остается все тем же, сохраняется тождество.

2. Личность субстанциальная и личность атрибутивная

2. Личность субстанциальная и личность атрибутивная В нашей настоящей работе мы часто употребляем термины"личность"и"безличие", которые могут вызвать сомнение в случаях отсутствия полной договоренности относительно смысловой направленности этой терминологии. При

Личность и общество

Личность и общество Одно из любимых слов советской пропаганды и учебников марксизма — это "народ". "Народ — творец истории". "Народные массы — решающая сила исторического развития". Но для советского человека "народ" — такая же абстракция, такая же внешняя, безличная сила,

2. Индустриальное общество — модернизированное сословное общество

2. Индустриальное общество — модернизированное сословное общество Особенности антагонизмов в жизненных обстоятельствах мужчин и женщин можно определить теоретически в сопоставлении с положением классов. Классовые противоречия резко вспыхнули в XIX веке из-за

3. Личность благословляет человеческое общество

Читайте также: