Танатос по фрейду кратко

Обновлено: 04.07.2024

Танатос – 1. греч. - бог смерти; 2. в психоанализе – инстинкт смерти, разрушения. Проявляется склонностью к суициду, членовредительству, отказом от удовольствий и др. Теория инстинкта смерти осталась в психоанализе фактически неразработанной, хотя именно этому инстинкту приписывается доминирующее значение.

* * *
(греч. Thanatos – смерть) – термин, используемый для обозначения влечения к смерти. В древней мифологии Танатос – это бог смерти.

* * *
(Фанатос, Танат, Фанат; от гpеч. thanatos – смерть) – 1. Бог смерти. 2. Олицетворение смерти. 3. Персонифицированное обозначение инстинкта смерти, влечения к смерти, инстинкта и влечения к агрессии и деструкции. Как общее символическое обозначение смерти T. получил разнообразные отражения в мифологии, искусстве и психологии (главным образом в психоанализе). В жизни каждого из нас по значимости событие номер один – смерть. Осознание человеком краткости жизни, роли и значения смерти существенно влияют на его поведение в конфликтах.

Разговор о Фрейде и психоанализе Фрейда обычно подразумевает разговор о либидо и сексуальном влечении в какой-то момент. И что отец психоанализа считал, что психическая жизнь в основном связана с этим типом влечения, являясь либидо ядром психической жизни и жизненной энергии.

Однако это влечение, также называемое жизненным влечением или Эросом (по отношению к греческому богу), не является единственным важным для автора. На протяжении всей своей работы и по мере продвижения в формулировании своей теории Фрейд рассматривал существование другого типа влечения в отличие от первого, который объясняет часть человеческой психики, которую Эрос не может закрыть. Мы говорим о влечение к смерти или Танатос , о котором мы будем говорить на протяжении всей этой статьи.

Танатос как двигатель: определение двигателя смерти

Привод смерти или Танатос концепция, разработанная Зигмундом Фрейдом , который рождается в отличие от жизненного влечения или Эроса и который определяется как неосознанный импульс и генератор органического возбуждения (то есть влечения), который появляется как поиск бытия, чтобы вернуться к абсолютному покою небытия. Это можно рассматривать как импульс, который ищет собственную смерть и исчезновение.

в то время как Эрос стремится объединить и сохранить жизнь, в дополнение к удовлетворению либидо Танатос стремится удовлетворить агрессивные и разрушительные импульсы, ставя своей целью разобщение материи и возвращение в неорганическое состояние. Этот импульс часто проявляется в форме агрессивности по отношению к другим или к самому себе, происходит ли это прямо или косвенно. Кроме того, в то время как Эрос - это сила, которая генерирует динамизм, для Танатоса характерна генерация самоотречения и поиск отдыха, если это не связано с эротизмом.

Танатос руководствуется не принципом удовольствия, как Эрос, а принципом Нирваны: стремление к распаду, ослабление и устранение волнения не для того, чтобы получать удовольствие от решения конфликтов, которые позволяют выживание и разрешение конфликтов, но для найти его в роспуске и возвращении ни к чему .

Эта концепция имеет особенность быть чем-то, что непосредственно не видно: в то время как Эрос или либидозная жизненная энергия способствует объединению и действию, Танатос имеет тенденцию проявляться косвенно через проекцию, агрессию или через никакого действия или связи с миром. Примером этого является распространение нездорового поведения или отставка и пассивное принятие какого-либо типа аверсивного события.

Пульсационный синтез

Эрос и Танатос не остаются как отдельные диски, но они постоянно взаимодействуют, хотя речь идет о противостоящих силах : Эрос является обязательной силой и Танатос разобщенности.

Хотя часть влечения к смерти остается разобщенной, что порождает постепенный сдвиг в сторону смерти, слияние этого с Эросом приводит к тому, что большая часть влечения к смерти проявляет себя, выступая наружу, порождая агрессивность.

Стремление смерти, не всегда отрицательное

По словам отца психоанализа, жизненный и смертельный влечения необходимы для людей, находящихся в постоянном конфликте, который во многих аспектах полезен для человека.

Хотя идея инстинкта смерти спорна и может показаться отвращением, правда в том, что для Фрейда это тип импульса, необходимого для выживания.

На психическом уровне существование влечения к смерти позволяет нам отделить себя от объектов, что, в свою очередь, позволяет нам не отождествлять себя и не психически сливаться с ними, сохраняя индивидуальность , Также была бы определенная связь с Эдиповым комплексом, в то время как либидозные и агрессивные аспекты по отношению к родителям существовали.

В дополнение к этому агрессивность, возникающая в результате слияния обоих типов дисков, является выгодной в определенных ситуациях, позволяя бороться за выживание и самооборону .

Аналогично, конфликт между жизненным влечением и смертным влечением также связан с моментом оргазма, поскольку Эрос создает эффект сексуального и эротического удовлетворения, но связывает сам пол и момент кульминации с разрядкой, связанной с идеей Отдохните и вернитесь к исходному уровню, и в этом есть определенный агрессивный компонент.

Фактически, такие авторы, как Лакан, отождествляют стремление к смерти с идеей наслаждения, удовлетворение тем, что обычно должно вызывать у нас недовольство , Это отчасти объясняет удовлетворение тем, что такие вещи, как месть, садизм или даже страдания, могут принадлежать им или другим.

В патологии

Влечение к смерти может быть позитивным, но оно также может быть отражено в аспектах, которые не столь благоприятны для человека.

Фрейд пришел бы подумать, что концепция вины будет связана с влечением к смерти а также стойкость поведения, противоречащего здоровью, или даже принуждение к повторению неприятных действий, таких как самоповреждение или различные типы навязчивого поведения. Также возникновение смирения, отчаяния и апатии может быть связано с Танатосом, а также с размышлениями и хромотой. Точно так же, доведенный до крайности, это стремление может привести к мазохистским взглядам, самоубийственным идеям или попыткам.

Эрос и Танатос: от мифологии до Фрейда

Фрейд назвал жизнь и смерть побуждающими Эроса и Танатоса соответственно, в явной ссылке на греческую мифологию. Вот почему для завершения статьи может быть интересно проанализировать символизирующее их божество.

Танатос, с другой стороны, бог ненасильственной смерти, сын богини ночи Никс и тьмы, Эребо , Этот бог, близнец Хипноса, бога мечты, действовал с некоторой мягкостью, будучи его мягким прикосновением и отвечая за исполнение воли мойр относительно судьбы смертных, когда пришло время. Несмотря на это, это было опасное существо и сила разобщенности с жизнью, также связанная с уходом из жизни.

Это описание может заставить нас увидеть некоторые из основных атрибутов влечения к жизни или смерти. Но мифология позволяет нам увидеть не только то, что атрибуты, связанные с этими богами, являются антагонистическими, но и то, что Есть несколько мифов о конфликте между ними , Один из них связан со смертью нимфы Ninfea.

Миф говорит нам, что Эрос, бог любви и в некоторых версиях эротизма и страсти, склонен подходить и подстрекать богиню Артемиду (богиню охоты и девственности) и нимф (также девственницу) к что богиня ответила, дистанцируя его с его датами. Устав от этого, Эрос решил бросить одну из своих стрел любви в богиню, чтобы заставить его влюбиться, но после того, как Артемида уклонилась от стрелы, он должен был попасть в одну из нимф, Нинфея.

У нимфы началось неконтролируемое сексуальное желание и возбуждение, что привело к сильному конфликту между этим желанием и его целомудрием. Этот конфликт вызвал у него такие страдания, что он решил искать освобождения в смерти, бросившись в воды озера, чтобы утопить себя. В это время Эрос попытался бы спасти ее, но его остановил бог ненасильственной смерти Танатос. Из-за этого Ninfae утонул, будучи позже преобразованным Артемидой в первую водяную лилию и получить дар уменьшения страсти.

Этот миф (который имеет разные версии) объясняет взаимодействие и конфликт между жизненной и разрушительной энергией, которая является частью нашей психики, согласно теории Фрейда.

Что они представляют собой в мифологии

В древнегреческой мифологии Эросом был бог любви, он же сын, помощник и спутник Афродиты. Его латинские ипостаси — Купидон, Амур. Порою предстает с повязкой на глазах, ведь любовь слепа. Неизменные стрелы посылают человеку любовь или ненависть. Эрос в позднегреческой мифологии остается юношей-проказником.

Архетипический образ бога любви имеет 3 уровня. Первый, поверхностный образ игривый, немного детский. На втором уровне Эрос обладает силой и знанием, он учит людей мастерству любви, глубокому пониманию партнера. На третьей ступени Эрос предстает в образе могучей, великой Силы.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Древние греки считали, что вначале был Хаос, затем из Хаоса возник Хронос (время), Эрос и Антерос (отрицание любви). Эрос не рос, неизменно оставаясь очаровательным мальчуганом с пухлыми щечками, потому что любовь не растет без страсти. Тогда Афродита воспроизвела Антероса (Страсть), в паре с которым Эрос вырастает в прекрасного юношу. Но когда Антерос покидает Эроса, тот возвращается к своему детскому виду и забавам.

Антипод Эроса — Танатос, бог смерти и стремления. Танатос стал сыном Нюкты, богини ночной темноты и Эреба, бога вечного мрака. Танатос отличался железным сердцем, жил на краю света. Одиозный, он был противен и неугоден другим богам.

Концепция Эроса и Танатоса, описание

Австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд реализовал в своих трудах концепцию, раскрывающую жизнедеятельность человека в переплетении двух противоборствующих программ: влечения к жизни, влечения к смерти.

Жизнь человека становится ареной поединка между Танатосом и Эросом. В качестве одного из примеров приводятся войны, которые люди вели испокон веков.

Базис структуры закладывается в раннем детстве. Большое влияние на ребенка оказывает личность матери и ее отношение. В начале жизни больше полномочий и силы оказывается у Эроса. Компетенция Танатоса сказывается в постепенном завершении жизненного срока и приготовлении к смерти. Но, случается, силы смешиваются, замещают друг друга. Это ведет к неблагоприятным результатам.

Сила энергии Танатос выпукло проявляется в страдании, в болезненных и мучительных отношениях. Жертвы зачастую не могут и не хотят менять создавшуюся связь. Их как будто непреодолимо влечет в боль. Так проявляется разрушительная активность Танатоса. Окружающие при этом могут испытывать непонимание и упрекать жертву в отсутствии силы воли.

Саморазрушительное поведение может трансформироваться в злоупотребление алкоголем, наркотиками. Самодеструкция проявляется в затяжных депрессиях, суицидах. В таких случаях устранить негативные последствия возможно преобразуя энергию в созидающую, то есть Эрос. Нелюбовь, чувство вины, агрессию нужно осознать и попытаться трансформировать в самореализацию, карьеру, достижение ресурсов.

Агрессия тоже проявление Танатоса. Она может быть направлена как на окружение, так и внутрь себя. Большое количество разрушительной энергии приводит к серьезным проблемам и неприятным историям. Чувство вины самое деструктивное, непродуктивное, оно запускает механизмы готовности к наказанию. Процесс обычно зарождается в детстве, когда накапливается предельное количество наказаний и угроз. Супер-эго берет на себя контролерские функции и обрушивает на эго весь запас негатива.

Эрос как стремление к жизни

Эрос наполнен энергией развития, идеей продолжения жизни, он увлечен красотой и благом. Выступает посредником между небесами и земным миром. Бог провоцирует в человеке процессы самозавершения и стремления к духовному бессмертию. Но Эрос также агрессия, ярость, потому что сила любви между мужчиной и женщиной подвергается предсказуемому напору. Такая агрессия не несет шлейфа негативизма, она необходима людям, чтобы выжить. Инстинктивная агрессия преобразуется (сублимируется) в обряды дружбы, ухаживания.

Эрос — юнец, он чист и не изранен. Архетип Эроса выражает исключительную любовь. К одному человеку и на всю жизнь. Такой тип чувства призывает безоговорочно следовать своему сердцу. Но такое следование в высшей степени трудная задача. Нужно искать компромисс. Необходимо практиковать привязанность, не исключающую свободу. Так Эрос олицетворяет любовь, дающую силу и стремление к жизни.

Эрос воплощает отвагу, мужество. Его детская непосредственность отличается яркой харизмой, бесстрашием, любознательностью. Он ищет и находит новые ресурсы, пышет здоровьем, энергией.

Энергия Эроса ориентирована на сохранение и воспроизведение жизни.

Танатос как инстинкт к смерти

Танатос выражает страшное, мрачное чувство. Он антипод Эроса. Архетип Танатоса объясняет жизнь на пределе, стремление выходить за край. Смертельный риск позволяет почувствовать особый нерв, кураж. Смерть постигает людей, находящихся на войне. И оттого простые моменты жизни так желанны. С другой стороны, когда человек находится в неудовлетворительной ситуации, ему кажется, что он хочет умереть. Но это лишь обманка.

Стремление к смерти связывается Тайной. Загадка противопоставляется скуке будней. Природное любопытство провоцирует в человеке бунтарство. Отсюда вытекают причины саморазрушающего поведения, которое противопоставляется любви.

Брат Танатоса — Гипнос. Его архетип проявляется в волшебном сне-смерти. Смерть дублирует сон, братья-близнецы переплетаются и дополняют друг друга.

Формы саморазрушающего поведения:

  • самоубийство;
  • хроническое самоубийство: мученичество, аскетизм, психозы, неврастения;
  • локальное самоубийство: симуляция, членовредительство, импотенция и фригидность;
  • органическое самоубийство: соматические заболевания.

Фрейд о направлении психики к жизни или смерти

Две антагонистические теории австрийский врач и великий психиатр З. Фрейд рассматривал в своей второй теории влечений.

Фрейд рассматривал существование человека в разрезе и переплетениях бессознательного стремления к жизни и смерти. Биологически смерть индивидуума служит развитию общества, популяции, эволюции. Через смерть отдельной особи сохраняется вид и жизнь в целом.

Танатос — проекция агрессии, садизма. Может быть направлена на собственное Я и фиксироваться в первичном мазохизме. Эрос же провозглашает сексуальные влечения и способствует самосохранению. Эрос — любовь, созидание, связь с окружающим миром. Танатос — разрушение всяких связей, саморазрушение.

У каждой особи проявляется доминанта: либо стремление к жизни, либо готовность к смерти. Последняя психическая структура определяется как деструктивная: садизм, мазохизм. Тогда танатологические установки заявляют о себе в алкоголизме, наркомании, распаде семей, суицидах. В случаях, когда доминирует стремление к жизни, деструктивная энергия парализуется. Агрессия трансформируется в постановку и реализацию социально одобряемых целей и задач.

Психологические знания так же стары, как и сам человек. Он не мог существовать, если бы не руководствовался поведенческими мотивами и чертами характера своих ближних. Когда исследователи обращаются к изучению личности, они могут сначала столкнуться с различными чертами и их проявлениями в поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты, связь между сознательным и бессознательным (подсознательным), и многое другое — это неполный список черт, с которыми нужно бороться.

С различными качествами, личность, в то же время, является единым целым. Это порождает две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять совокупность черт личности как системы и выделить в ней то, что обычно называют системообразующим фактором (или чертой), и, во-вторых, раскрыть объективные основы этой системы.

Теория структуры личности, разработанная З. Фрейд, который очень популярен в западных странах, можно классифицировать как психодинамическую, неэкспериментальную теорию, охватывающую всю жизнь человека и использующую внутренние психологические характеристики человека, особенно его потребности и мотивы, чтобы описать его как личность. Он считал, что лишь малая часть того, что происходит в сознании человека и отличает его как личность, на самом деле осознается им.

Эрос и Танатос по Фрейду - Сущность психоаналитической теории личности

Сущность психоаналитической теории личности

Согласно мыслям Фрейда, началом и основой жизни человеческой души являются различные инстинкты, стремления и желания, которые изначально присущи человеческому телу. Недооценивая сознание и социальную среду в процессе формирования и существования человека, Фрейд утверждал, что главную роль в организации человеческой жизни играют различные биологические механизмы. В частности, он считал, что существуют врожденные влечения к инцесту (инцесту), каннибализм, стремление убивать в каждом человеке с рождения, которые оказывают большое влияние на все психологические действия и поведение человека. Фрейд настаивал на том, что психическое развитие человека отражает развитие человечества, потому что каждый человек несет в своих психических структурах бремя далеких предковых переживаний.

По мнению Фрейда, две универсальные космические движущие силы играют особенно важную роль в формировании человеческой жизни: эрос (сексуальное влечение, стремление к жизни, стремление к самосохранению) и танатос (смертельное влечение, агрессивное влечение, разрушительное влечение).

Изображая жизнедеятельность человека в результате борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются главными движущими силами прогресса. Единство и борьба Эроса и Танатоса не только обуславливают конечность существования человека, но и в значительной степени определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств.

Согласно концепции Фрейда, носителем полового влечения является универсальная психическая энергия с сексуальной окраской (либидо), которую он иногда интерпретирует как энергию сексуального притяжения или сексуального голода.

Очень важную роль играет концепция либидо. В то же время, Фрейд не смог выработать четкую интерпретацию либидо, и в зависимости от различных поворотов теоретических исследований, он интерпретировал либидо в том или ином смысле.

В некоторых случаях он называл либидо количественно переменной силой и заявлял, что либидо следует отличать от энергии, которая должна лежать в основе всех психических процессов. В других он утверждал, что либидо, в своей глубочайшей основе и в конечном результате, является лишь продуктом дифференциации энергии, действующей в целом в психике.

Неосознанные (особенно сексуальные) стремления личности составляют ее потенциал и основной источник ее деятельности, задают мотивацию ее действий. В связи с невозможностью удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественной форме, человек вынужден постоянно искать компромисс между глубоким стремлением и социально приемлемой формой его реализации. Модель личности Фрейда представляет собой трехуровневую структуру: нижний слой (Я или ИД), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями Средний слой (Я или Эго) и верхний слой (Суперэго или Суперэго) — нормы общества, принятые индивидом. Самые агрессивные, агрессивные и спорные слои — это эго и суперэго. Они атакуют человеческую психику с обеих сторон и порождают невротическое поведение. Поскольку суперэго неизбежно становится больше, массивнее и тяжелее по мере развития общества, Фрейд видит всю историю человечества как историю нарастающего психоза.

Раскрывая суть концепции Фрейда, следует отметить, что ученый считал — важнейшую роль в формировании и функционировании человеческой жизни играет и Эдипов комплекс. Изучая сны своих пациентов, Фрейд заметил, что многие из них сообщали ему с возмущением и возмущением о снах, в которых главным мотивом был половой акт с матерью (инцест). Рассматривая это как определенную тенденцию, Фрейд приходит к выводу, что первое социальное влечение человека направлено на мать, в то время как первое сильное желание и ненависть направлены на отца.

Структура личности

Таким образом, мы можем обойтись без наших трёх терминов (сознательного, бессознательного, преклонного) до тех пор, пока не упускаем из виду тот факт, что в описательном смысле есть два вида, бессознательное и в динамическом смысле только один. В одних случаях, когда повествование преследует особые цели, это различие может быть проигнорировано; в других, разумеется, оно абсолютно необходимо.

Реальная разница между бессознательным и предсознательным состоит в том, что первое остается неизвестным (неопознанным) по материалу, а второе связано с изображением слов.

Чувства и ощущения также становятся однозначными только при контакте с системой; если путь туда заблокирован, то это не достигается в форме отношений.

Сокращенно, но не совсем корректно, тогда говорят о бессознательных ощущениях, как о близких к бессознательным представлениях, хотя эта аналогия недостаточно обоснована. Различие между сознательным и пред-сознательным не имеет смысла в случае ощущений, так как здесь пред-сознательное исключается; ощущения либо сознательные, либо бессознательные.

Даже когда ощущения ассоциируются со словесными представлениями, их сознание не обусловлено последним: они становятся непосредственно сознательными. Проясняя взаимосвязь между внешними и внутренними восприятиями и системой поверхностей, мы можем начать строить наше представление о себе.

Мы видим, что он исходит из системы восприятия бессознательного, или из его центра, ядра, и включает в себя, прежде всего, предсознательное, которое вступает в контакт со следами воспоминаний.

Эрос и Танатос

По мнению Фрейда, Эрос и Танатос — две антагонистические категории, первая из которых тяготеет к жизни, а вторая — к смерти.

В греческой мифологии Эрос — бог любви и сексуальности, жизненного инстинкта и самосохранения. Очень мощное представление об Эросе было создано Платоном в его философии, где тиран Эрос находится в авангарде человеческих желаний, ведя их в качестве телохранителя. В Платоне Эрос никогда не одевается в земное тело и служит своего рода проводником от богов к человеку и обратно.

Противоположным полюсом к Эросу является Танатос, стремление к смерти, стремление к агрессии и разрушению. Танатос стремится разорвать связи, разрушить, даже самоуничтожить. Примерами проявления Танатоса являются распад семьи, алкоголизм, война, самоубийство, наркомания и др.

Борьба между Эросом и Танатосом попеременно успешна, но исход этой борьбы предопределен природой вещей и может быть только один — Танатос всегда побеждает.

Танатос силен и функционирует на основе энергии либидо. У него есть два направления действий:

  • О людях и различных объектах в форме деструктивных действий, таких как садизм и вандализм;
  • на себя, что проявляется в мазохизме и самоубийстве.

Когда Эрос нарушает мир и подчиняется принципу удовольствия, инстинкты смерти ищут мира и берут человека с собой. Каждый человек управляется либо тоской по смерти, либо тоской по жизни.

В смертельной тоске формируется саморазрушающаяся психическая структура — например, садизм, мазохизм. Во втором случае деструктивная составляющая нейтрализуется, а агрессия используется в интересах самого себя и направляется на социально согласованные цели. Но даже в этом случае, разрушительная составляющая энергии либидо, когда передается на внешние объекты, может проявиться как стремление к лидерству, доминированию и власти.

С самого раннего детства, подчеркнул Фрейд, отказ от прямой агрессии представляет собой самую сложную жертву, которую общество требует от человека.

Эрос как желание жизни

Эрос как инстинкт жизни предполагает биологический инстинкт, а не какую-либо заметную степень сексуальности. Фактически, принципу удовольствия предшествует сублимация, которая вводит репрессивные элементы в общественно полезную деятельность.

Все человеческое поведение, отметил Фрейд в своих ранних работах, так или иначе вытекает из жизненного инстинкта.

Энергия Эроса направлена на сохранение жизни и ее воспроизводство. Агрессия в этом контексте рассматривалась как реакция на блокирование этих импульсов, то есть агрессия в человеческой жизни еще не имела черт постоянного и неизбежного явления.

После ужасов Первой мировой войны ученый делает мрачные выводы о природе и источнике агрессии. Он начинает говорить о существовании антагонистического инстинкта, Танатос.

Между Эросом и Танатосом существует постоянная оппозиция, а значит, и напряженность. Он согласился с заявлением о том, что существуют определенные вещества, которые могут накапливаться.

Конфликт между Эросом и Танатосом в структуре личности становится центральным.

Существуют обстоятельства, при которых возникает противоречивая природа доктрины инстинкта смерти и связанной с ним агрессии. Во-первых, это чистая теория без всякой эмпирической поддержки, а во-вторых, по мнению Э. Фромма, теория Фрейда применима ко всем живым организмам, в том числе и к животным. Однако аналогичного эффекта в отношении животных не наблюдается. По этой причине большинство последователей Фрейда отвергли доктрину Танатоса.

Однако утверждение о том, что наступление агрессии происходит от врожденного драйва, находит поддержку и сегодня.

Танатос, как фактор смерти

В одной из существующих версий говорится, что инстинкт смерти пробуждается от основных неудовлетворенных биологических потребностей. Это может быть плохое питание, неэффективная социальная реализация, самоутверждение собственности, которые активируют механизм мортидо.

При активации мортидо возникает постоянное депрессивное состояние ума — это подавление обмена веществ, гормональной секреции и иммунной активности. Мортидо активируется эндорфин-анкефалиновым дисбалансом в нейрохимии мозга и проявляется как тревога и агрессия.

По сравнению со своим антонимом, либидо, мортидо недостаточно изучено в психоанализе.

Термин, относящийся к энергии ломки, распада и противостояния жизни, был введен Паулем Федерном, учеником Фрейда.

Согласно теории психоанализа, личность человека основывается на фундаментальных побуждениях — либидо (творческое), которое переживается как приятно знакомое, и мортидо (разрушительное), которое переживается как боль, неизвестное, пугающее.

Когда человек находится в плохом состоянии, кажется, что он хочет умереть, но на самом деле это вряд ли так.

Фрейд вывел инстинкт смерти из простого наблюдения, что все живые существа рождаются и умирают, поэтому все живые существа бессознательно стремятся к смерти.

Генетики склонны говорить о существовании генетически обусловленного механизма старения, следствием которого является смерть.

Жизнь основана на рождении и смерти, а сущность основания, пищевой пирамиды, основана на убийстве и питании. Значит, смерть — это средство жизни, но не ее конец.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Эрос и Танатос - это две антагонистические категории по Фрейду, первая из которых влечет к жизни, а вторая - к смерти.

В греческой мифологии Эрос – бог любви и сексуальности, инстинкт жизни и самосохранения. Очень мощное представление об Эросе создал Платон в своей философии, где тиран Эрос стоит во главе желаний человека и ведет их за собой как телохранителей. У Платона Эрос никогда не облекается в земное тело и служит своеобразным проводником от богов к людям и обратно.

Противопоставлением Эросу выступает Танатос – инстинкт смерти, влечение к агрессии и деструкции. Танатос направлен на разрыв связей, на разрушение, включая, саморазрушение. Примером проявления действия Танатоса является распад семей, алкоголизм, война, суицид, наркомания и др.

Борьба между Эросом и Танатосом идет с попеременным успехом, но исход этой борьбы предопределен природой вещей и может быть только один – победу всегда одерживает Танатос.

Танатос силен и функционирует на основе энергии либидо. Он имеет два направления действия:

  1. на людей и разные предметы в форме таких деструктивных действий как садизм и вандализм;
  2. на себя, что выражается в мазохизме и суициде.

Если Эрос нарушает спокойствие и подчиняется принципу удовольствия, то инстинкты смерти стремятся к покою и влекут за собой индивида. У каждой конкретной личности будет доминировать либо влечение к смерти, либо к жизни.

Готовые работы на аналогичную тему

С самого раннего детства, подчеркивал З. Фрейд, отказ от прямой агрессии, представляет самую трудную жертву, которую общество требует от индивида.

Эрос как инстинкт жизни

Как инстинкт жизни Эрос, более всего, указывает на биологический инстинкт, а не на значительный объем сексуальности.В действительности принципу удовольствия предшествует сублимация, которая репрессивные элементы вводит в социально полезные виды деятельности.

Любое поведение человека, утверждал З. Фрейд в своих ранних произведениях, так или иначе, вытекает из инстинкта жизни.

Энергия Эроса направлена на сохранение жизни и её воспроизводство. Агрессия в этом контексте рассматривалась как реакция на блокирование этих импульсов, т.е. агрессия в жизни человека ещё не имела черт постоянного и неизбежного явления.

После ужасов Первой мировой войны ученый делает более мрачные выводы относительно сути и источника агрессии. Он начинает говорить о существовании антагонистического инстинкта – Танатоса.

Между Эросом и Танатосом существует постоянное противодействие, а значит, имеет место напряжение. Он соглашался с утверждением, что существуют определенные субстанции, способные накапливаться.

Конфликт между Эросом и Танатосом в структуре личности становится центральным.

Существуют обстоятельства, из которых вытекает противоречивость учения об инстинкте смерти и связанной с ним агрессии. Во-первых, это чистая теория, не имеющая никакого эмпирического подкрепления, и, во-вторых, по мнению Э. Фромма, теория Фрейда распространяется на все живые организмы, включая животных. А вот в отношении животных аналогичное действие не наблюдается. Большинство последователей З.Фрейда по этой причине учение о Танатосе как инстинкте, отвергли.

Однако утверждение о том, что начало агрессии идет из врожденных инстинктивных сил, имеет поддержку и сегодня.

Танатос как инстинкт смерти

Одна из существующих версий говорит, что инстинкт смерти просыпается от неудовлетворенности основных биологических потребностей. Это может быть плохое питание, неэффективная социальная реализация, имущественное самоутверждение, которые включают механизм мортидо.

Постоянный депрессивный психический статус возникает при активизации мортидо – это угнетение метаболизма, гормональной эмиссии, иммунной активности. Мортидо активизируется вследствие эндорфин-энкефалинового дисбаланса нейрохимии мозга и проявляется через страх и агрессию.

Мортидо, по сравнению со своим антонимом либидо, в психоанализе изучено ещё недостаточно.

Термин, относящийся к энергии изъятия, распада, противостояния жизни, был введен учеником З. Фрейда – Полом Федерном.

В основе личности человека, по теории психоанализа, лежат фундаментальные побуждения – либидо (креативное), переживаемое как приятное знакомое и мортидо (деструктивное), переживаемое как боль, неизвестное, вселяющее страх.

Когда человек находится в плохом состоянии, ему кажется, что он хочет умереть, но на самом деле, едва ли это будет правдой.

Инстинкт смерти Фрейд вывел из простого утверждения, что всё живое рождается и умирает, поэтому всё живое бессознательно стремится к смерти.

Генетики склонны говорить о существовании генетически обусловленного механизма старения, следствием которого является умирание.

Жизнь построена на рождении и умирании, а суть основы – пищевая пирамида, основана на убивании и поедании. Таким образом, смерть – это средство жизни, но не её цель.

Читайте также: