Особенности буддистского типа культуры кратко

Обновлено: 05.07.2024

Буддийская культура иллюстрируется через Буддийское искусство, Буддийская архитектура, Буддийская музыка и Буддийская кухня. По мере распространения буддизма из Индийский субконтинент он перенял художественные и культурные элементы принимающих стран в других частях Азия.

Содержание

Особенности буддийской культуры

Экономика или способ организации трудовой жизни и удовлетворения производственных потребностей составляют неотъемлемую часть любой культуры. Буддийская экономика является неотъемлемой частью буддийской культуры. Буддийская экономика работает не на максимальное потребление, а на человеческое благополучие, которое заключается в простой, целеустремленной и послушной жизни, в которой зарабатываются законные средства к существованию. Люди должны оставаться верными своему наследию и избегать материалистических поисков. На механическую и избыточную работу, лишающую душу значимого занятия, смотрят свысока, а слишком много досуга также не одобряют. Включение женщин в активную рабочую силу считается провалом экономической системы, поскольку женщины вынуждены уходить, присматривая за детьми, чтобы заниматься хозяйственной деятельностью, в то время как дети остаются без присмотра. Культуры сосредоточены на физическом и рациональном, а религии - на духовном и иррациональном. Религиозное разнообразие угрожает единству различных наций в Юго-Восточной Азии, потому что религия определяет убеждения, ценности и поведение людей. Они бежали от большого населения к наименьшему населению. Религия: особая система веры и поклонения. И культура, и религия - социальные конструкции. Религии влияют на культуры, культуры влияют на религии. Юго-Западная Азия (Ближний Восток) - колыбель трех великих монотеистических систем: Иудаизм и его ответвления христианство и ислам. Иудаизм, основанный в регионе Восточного Средиземноморья около 4000 лет назад, постулирует заветные отношения между Богом - источником божественного закона - и человечеством. Основные религии на субконтиненте - индуизм, ислам, сикхизм, буддизм и христианство. На диаграмме ниже показаны различные религии в Южной Азии и процентная доля более чем 1,29 миллиарда человек, исповедующих каждую из них. Большинство людей в Южной Азии исповедуют индуизм. Подобно языку, религия также разделила народы Южной Азии. Основные религии на субконтиненте - индуизм, ислам, сикхизм, буддизм и христианство. На диаграмме ниже показаны различные религии в Южной Азии и процентная доля более чем 1,29 миллиарда человек, исповедующих каждую из них. Сильное влияние Индии, Китая, Бирмы и других стран Юго-Восточной Азии все еще проявляется в традиционной тайской культуре. Буддизм, анимизм и вестернизация также играют важную роль в формировании культуры. Три основных фактора повлияли на развитие буддизма в Таиланде. Наиболее заметное влияние оказала школа буддизма Тхеравады, пришедшая из Шри-Ланки. . Второе важное влияние на тайский буддизм - индуистские верования, пришедшие из Камбоджи, особенно во времена королевства Сукхотай.

Буддизм и здравоохранение

Для буддизма психическое здоровье имеет первостепенное значение, и люди должны стремиться к его улучшению, практикуя ненасилие и воздерживаясь от сексуальных проступков и лжи. Однако буддийские традиции признают физическое неблагополучие. Боль и страдания неизбежны, как смерть, от которой не запрещен прием любых лекарств. Принимаемые лекарства не должны вызывать опьянения или каким-либо образом влиять на ясность ума. Любое физическое недомогание необходимо переносить терпеливо и стойко, поскольку любая форма физического страдания дает время для саморефлексии и духовного прогресса. Лучший способ вылечить болезнь - это улучшить свою диету, практикуя вегетарианство, отражающее ненасильственный образ жизни. Буддизм также уделяет большое внимание посту в особые дни, который помогает оживить физическое и духовное существо. Любая форма трансплантации органов также рассматривалась как высшая форма щедрости.

Буддийское искусство


Буддийское искусство возник в Индийский субконтинент в веках после жизни исторического Гаутама Будда в 6-5 веках до н.э., прежде чем развиваться через контакты с другими культурами и распространение через остальную часть Азия и мир. Первый, по сути индийский, аниконная фаза (избегая прямых представлений о Будде), примерно с I века н.э. культовый фаза (с прямыми изображениями Будды). С того времени буддийское искусство разнообразилось и развивалось по мере его адаптации к новым странам, в которых расширялась вера. Он развивался на север через Центральная Азия и в Восточная Азия сформировать северную ветвь буддийского искусства, а восточную - до Юго-Восточная Азия сформировать южную ветвь буддийского искусства. В Индии процветало буддийское искусство и даже повлияло на развитие Индуистский искусство, пока буддизм почти не исчез примерно в 10 веке с расширением индуизма и ислам.

В самой ранней форме буддийского искусства Будда не был представлен в человеческой форме, а вместо этого был представлен с использованием знаков и символов, таких как следы или пустой трон. С V века до н. Э. до первого века до нашей эры индийские художники создавали писания, которые вращались вокруг тем исторической жизни Будды и предыдущих жизней Будды. [1] Нежелание к антропоморфным представлениям Будды и изощренное развитие аниконических символов, позволяющих избежать этого (даже в сценах повествования, где появлялись бы другие человеческие фигуры), как полагают, связаны с 70 высказываниями Будды, которые не одобряли представления о самом себе после исчезновения его тело. [ нужна цитата ] Эта фаза определяется как антиконическая фаза буддийского искусства. Культовый этап начинается с I века нашей эры, когда Будде были приданы реалистичные человеческие черты и пропорции.

Буддийская архитектура


Буддийская религиозная архитектура наиболее заметно развит в Южная Азия в третьем веке до нашей эры.

Два типа структур связаны с ранним буддизм: ступы и вихарас. Первоначальной функцией ступы было почитание и охрана мощей святых. Будда. Самый ранний существующий образец ступы находится в Санчи (Мадхья-Прадеш). В соответствии с изменениями в религиозной практике, ступы постепенно включались в Чайтья-грихас (ступа залы). Они достигли своего апогея в I веке до н.э., примером чего являются пещерные комплексы Аджанта и Эллора (Махараштра). Вихары были разработаны с учетом растущих и все более формализованных буддийских монашество. Существующий пример находится на Nālandā, (Бихар).

Истоки буддийской школы архитектуры можно проследить до нашей эры. 255 г., когда император Маурьев Асока установил буддизм в качестве государственной религии своей большой империи и поощрял использование архитектурных памятников для распространения буддизма в разных местах. [2]

Буддизм, который также является первой индийской религией, требующей больших общественных и монастырских пространств, вдохновил на создание трех типов архитектуры; первая - ступа, значительный объект буддийского искусства и архитектуры. Ступы занимают самое важное место среди всех самых ранних буддийских скульптур. На самом базовом уровне Ступа - это могильный холм Будды. Первоначальные ступы содержали прах Будды. Ступы - это куполообразные памятники, которые используются для размещения реликвий буддистов или для увековечения важных фактов буддизма. [3]

Второй тип архитектуры, уникальный для буддизма, - это Вихара, буддийский монастырь, в котором также есть общежитие для монахов. Третий тип - это Чайтья, актовый зал со ступой (без мощей). Центральный зал Чайтья устроен так, чтобы позволить обход ступы внутри него.

Буддийская музыка

Буддийская музыка заметно включает Хонкёку, Буддийское пение, и Shomyo. Хонкёку - это части сякухатиёку для просвещения и милостыни еще в 13 веке.

Буддийское пение это петь используется или вдохновляется буддизмом, включая многие жанры во многих культурах. Это включает в себя:

    имени Амитабха в Буддизм Чистой Земли.
  • Shomyo в Японский Буддизм Тендай и Сингон. в тибетский Буддийское пение (один из аспектов Тибетская буддийская музыка)

Музыкальное пение, чаще всего на тибетском или санскрите, является неотъемлемой частью религии. Эти сложные песнопения часто повторяют священные тексты или посвящены различным праздникам. Пение Ян, исполняемое без метрического хронометража, сопровождается звучными барабанами и низкими продолжительными звуками.

Шомио (声明) - это стиль японского Буддийское пение; в основном в сектах Тендай и Сингон. Существует два стиля: рёкёку и риккёку, которые описываются как трудные и легко запоминающиеся соответственно.

Многие ритуальные музыкальные инструменты используются в буддийской практике, включая поющие чаши, колокола, тинша, барабаны, тарелки, духовые инструменты и др.

Отношения между буддизмом и музыкой считаются сложными, поскольку связь музыки с земными желаниями привела к тому, что ранние буддисты осудили музыкальную практику и даже наблюдение за музыкальным исполнением монахов и монахинь. Однако в буддизме Чистой Земли буддийский рай представлен как музыкальные места, в которых буддийский закон принимает форму мелодий. Большинство буддийских практик также включают пение в той или иной форме, а некоторые также используют инструментальную музыку и даже танец. Музыка может действовать как подношение Будде, как средство запоминания буддийских текстов и как форма личного самосовершенствования или медитации. [4]

Чтобы очистить сердца слушателей, буддийские мелодии сильны, но мягки и чисты. Буддийская музыка играет центральную роль в повседневной культурной практике буддистов, поскольку ее также играют во многих церемониях, таких как свадьбы и похороны. [5]

Буддийская музыка возникла, когда буддизм распространился на Тибет. Тибетские традиции буддизма поощряли использование песни и танца в определенных церемониях. На больших церемониях использовалось большое количество разнообразных инструментов, таких как специальные типы барабанов, дыхательных трубок, спиральных раковин и труб.

Гимны обычно используются в буддийской культуре на церемониях подношения или приглашения Будды и Бодхисаттв. Буддийские гимны выражают пять добродетельных качеств, а именно искренность, элегантность, ясность, глубину и невозмутимость, и считается, что регулярное прослушивание буддийских гимнов или фанбей может дать следующие пять благ: уменьшение физической усталости, уменьшение смятения и забывчивости, снижение умственной усталости, большее красноречие и большая легкость выражения и общения. Поэтому в практике буддизма гимны или фанбэй играют важную роль в повседневной жизни, например, в церемониях покаяния. Они не предназначены для того, чтобы пытаться поднять или возбудить эмоции участников или практикующих, но на самом деле направлены на то, чтобы помочь сохранить эмоциональную энергию, успокоить мышление, уменьшить желание и позволить практикующим ясно увидеть свою истинную природу. [5]

Буддийская кухня


Вегетарианский ресторан в Тайбэе, Тайвань, предлагает блюда буддийской кухни в виде "шведского стола".

Строгое соблюдение вегетарианства является правилом для священников, монахов, монахинь и тех, кто чувствует себя на пути бодхисаттвы, за исключением некоторых школ и сект. [6]

Буддийские фестивали


Японские фестивали и Фестивали Баруа часто вовлекают Буддийская культура, как и фестивали пагоды проводится как ярмарки состоится в Буддийские храмы Мьянмы. Особенности буддийского Тибетские фестивали может включать традиционные чам танец, что также характерно для некоторых буддийских фестивалей в Индия и Бутан. Много фестивали Непала религиозные фестивали с участием буддизма, как и многие Бирманские традиционные фестивали. Лунный Новый год Фестивали буддийских стран Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии включают некоторые аспекты буддийской культуры, однако они считаются культурными фестивалями в отличие от религиозных.

буддийская статуя

Предыстория

Буддизм зародился на сотни лет раньше двух других мировых религий: христианства и ислама. Он возник на территории древней Индии, где сейчас расположены 4 континентальных государства: Непал, Бангладеш, Пакистан, сама Индия и остров Шри-Ланка.

Это духовное течение появилось в Индии в противовес брахманизму. Благодаря первому, в древнеиндийском обществе стало развиваться свободомыслие. Проповедники буддийского учения критиковали положения брахманизма, согласно которым, при возникновении противоречия между личным опытом и Писанием, нужно было верить написанному в Ведах.

История рассказывает, что мятежные шраманы – философствующие странники – хотели познать истину самостоятельно и отказывались от традиции ритуалов и жертвоприношений.

Среди групп странников проводились диспуты, которые и положили начало развитию философии в Индии. Истины, рождавшиеся в спорах шраманов, обосновывались и доказывались ими.

индийский бродяга

Будда был вначале одним из них. Обретя просветление, он смог изменить свою жизнь и указал путь к спасению тем, кто принял его учение. Передав своё учение – Дхарму – последователям, он закончил свою жизнь в возрасте восьмидесяти лет.

Его останки были захоронены под восемью ступами, культовыми постройками куполообразной формы, – первыми архитектурными памятниками в этой стране.

Они стали прообразами появившихся в дальнейшем чортенов в Тибете, пагод в Китае, субурганов в Монголии и так далее. Таким образом, буддизм повлиял на развитие местной архитектуры. Все индийские памятники раннего периода так или иначе связаны с этим духовным течением.

ступа в Индии

Буддийское учение распространилось далеко за индийские границы и охватило своим влиянием совершенно разные народы, с их различной культурой, богами и традициями, чем и заслужило право называться мировой религией.

В 1956 году мировая общественность отмечала 2500 лет буддизма, так как ЮНЕСКО приняла начальной точкой отсчёта смерть (паринирвану) его основателя – Сиддхартхи Гаутамы – 544 год до современной эры.

На пути к просветлению

Сам Гаутама не претендовал на истину в последней инстанции. Неоднократно повторял он своим ученикам, что не стоит слепо верить его словам. Нужно проверять всё на своём собственном опыте и убеждаться в истинности того, что он проповедовал.

Люди, которые хотели исповедовать буддизм, должны были найти прибежище в трёх драгоценных истинах: осознать Будду внутри себя, опираться на Дхарму (его учение) и искать помощи у более опытных учителей – монахов Сангхи.

принятие буддизма

Понятие Бога, как такового, отсутствует в буддийском мире. Этим буддизм, основывающийся на собственном опыте, а не на абстрактной вере, кардинально отличается от других религиозных течений.

Каждый может стать просветлённым божеством, если будет следовать срединным путём: не истязать себя, но и не предаваться излишествам. Нужно быть мудрым, придерживаться строгой дисциплины и определённых нравственных правил.

Так как понятия праведности и греха в буддийской теории резко не разделены, Будда полагал, что адепты его учения будут руководствоваться здравым смыслом, следуя его наставлениям. Ведь наказаний нет, и успешное продвижение адепта по выбранному им пути зависит только от него самого.

Целью буддиста является очищение омрачённого состояния ума, которое не даёт воспринимать вещи, как они есть. Завесы в сознании создаются чувствами, знакомыми каждому — праздностью, злобой, эгоцентризмом, ревнивостью, завистливостью, гневом, невежественностью, скупостью.

Работая над собой, адепт формирует и укрепляет такие возвышенные и благородные свойства как человеколюбие, великодушие, признательность, способность к сопереживанию, усердность, мудрость.

Благодаря этому идёт процесс познания и очищения своего сознания. Это влияет на человека, он становится менее беспокойным и раздражительным, усиливается невозмутимость, ощущение счастья, безбедности.

Жизнь в обществе

Срединный путь, избавивший Будду от сансары – череды перевоплощений в бесконечной круговерти страданий повседневности – называется ещё восьмеричным, по числу правил, которые он создал для последователей.

Принявшему это учение следует быть мудрым, осознавая, что:

  • От рождения и до старости человек страдает от перемен, неосуществимых желаний, болезненных влечений, неприятных чувств, болея, и затем, умирая.
  • Причиной этого является ненасытное желание удовлетворять свои потребности, привязанность, ненависть.
  • Страданию можно положить конец.
  • Путь к этому избавлению восьмеричный.

Вслед за обретением правильных воззрения и намерения, адепту следует позаботиться о нравственности. Она включает три аспекта: соответствующие речь, поведение и образ жизни.

Не нужно лгать, употреблять грубые и неприличные выражения, сеять слухи, приводящие к ссорам между другими людьми, пустословить.

монах Камбоджи

Буддисту неприемлемо иметь отношение к убийству и воровству. Распутство и опьянение не способствуют улучшению кармы.

Исходя из вышеизложенного, чтобы обрести внутреннюю гармонию и покой, не следует выбирать профессии, связанные с убийством животных, обманом, причинением вреда каким-либо живым существам:

  • торговля людьми,
  • проституция,
  • изготовление и сбыт оружия,
  • работа, связанная с производством мяса,
  • создание и продажа наркотических веществ, алкогольных напитков,
  • деятельность, приводящая к преступному обогащению,
  • предсказания,
  • мошенничество

Всё это, и подобные им занятия, не для буддиста.

Буддистам разрешается служить в армии, так как защита других людей не противоречит буддийским принципам. Но это не касается армии-агрессора. Там им не место.

Последние три правила восьмеричного пути о духовной дисциплине используются, в основном, монахам во время психопрактики. Это усилие, памятование и сосредоточение, выполненные правильно.

Культурное взаимопроникновение

География распространения буддийского течения широка. В России – это Бурятия, Тува, Калмыкия, Иркутская область, а также крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Самара.

Юго-Восточная Азия, Тибет и Дальний Восток также являются оплотом этого учения. За последние десятилетия им заинтересовались европейцы и жители американского континента.

Буддизм инспирировал глубочайшее влияние на культуру Индии и на другие страны, по мере его распространения. Прежде всего, под его воздействием развивались местные религии.

Индийская ведическая религия, японский синтоизм, китайские даосизм и конфуцианство получили мощное обновление. Часть их составила с буддийским учением неразрывное целое, например, синтоизм.

послушники в монастыря Японии

В связи с массовой постройкой монастырей, храмов, комплексов в пещерах и на скалах, многоярусных пагод, искусство архитектуры этих стран обогатилось новыми чертами. Они теперь являются визитной карточкой в восточной культуре.

сад камней в Японии

Скульптура эволюционировала в сотворении величественных статуй Будды, бодхисаттв, дхармапал. В монастырских стенах собиралась и творила творческая интеллигенция того времени: стихотворцы, писатели, мыслители, живописцы, учёные.

Послушники, усердно переводившие и переписывавшие сутры, преумножали достижения письменности. Буддизм принёс в Японию грамоту из Китая, а в Тибет – индийскую письменность.

В общем, не существует области культуры стран Азии, где бы ни проявились буддийские особенности.

Заключение

Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований.

И это действительно так. Друзья, на этом прощаемся с вами.

Если статья оказалась для вас полезной, порекомендуйте ее к прочтению в социальных сетях, нажав на кнопочки ниже.

Буддизм — одна из крупнейших религий в мире, имеющая немалое количество различных направлений. Тем не менее, основные культурные и религиозные традиции буддизма имеют единую основу, поскольку неразрывно связаны с вехами жизни основателя течения — Сиддхартхи Гаутамы (Будды). Эти традиции и ритуалы существенно отличаются от других крупных мировых религиозных течений и исполняются в строгой атмосфере аскезы — неукоснительного соблюдения предписаний, обычаев, обрядов и обетов.

Традиции буддизма

Монашеский образ жизни

Понятие монаха в буддизме не совсем соответствует обычному представлению. Это не священнослужители и не принявшие определенный постриг послушники, а рядовые ученики, проходящие общее обучение, изучающие священные писания, тексты, мантры и основы медитации. Живут они в общинах, которые называются сангха и располагаются на территории определенного храма Будды. Ограничений на вступление в общину практически нет, это может быть как мужчина, так и женщина.

У каждого направления буддизма имеется определенный свод правил, эти предписания должны соблюдаться монахами из числа последователей данного учения неукоснительно. К примеру, одни из них накладывают запрет на употребление мясной пищи, другие обязывают заниматься исключительно сельскохозяйственными работами, третьи сугубо запрещают участие в социальной и, тем более, политической жизни общества. Все, что нужно для жизни, последователи данного религиозного учения получают от подаяний.

Монахи

Традиционные праздники в буддизме

Праздники в Буддизме

На основании всего этого постепенно очищается сознание, уходит все наносное, восстанавливается особая тонкая структура человеческой души. В дни буддийских праздников считается необходимым посещение храма, кроме того, делаются подношения членам своей общины, храму, Учителю, Будде. Тем не менее, нет ничего страшного, если монах остается в праздник дома, если сочтет нужным и решит, что это поможет лучшему настрою его души. Считается, что, если он правильно ее настроит, то, независимо от местонахождения тела, сможет присоединиться к общему энергетическому полю торжества.

Список особых дней в буддизме достаточно широк, остановимся на основных и самых важных и знаковых из них.

Вишакха Пуджа

Данный праздник являет собой символ трех главных событий из земной жизни Будды. Это его рождение, последующее просветление или пробуждение и уход от земной жизни в нирвану. Во многих направлениях религии существует мнение, что даты этих событий совпадают. Празднование длится неделю. К этому времени на всех храмах развешивают украшения из бумажных фонариков и ярких цветочных гирлянд, а по их территории расставляют множество горящих лампадок. Приходящим мирянам рассказывают истории из жизни Великого Учителя и философские назидания, читают молитвы.

Вишакха Пуджа

Асалха

Асалха

Торжество приходится на июль и устанавливается в день полнолуния. Асалх посвящен Дхарме — учению о просветлении, а также указывает на основание общин. Самые первые и них были созданы из учеников Будды, которые шли за ним следом и исполняли то, что он говорил. Таким образом, праздник олицетворяет три эти понятия (Будда, Дхарма и Сангха) и их единство. С этого дня начинается обязательный период затворничества, в который принимать пищу позволительно только в первой половине дня — от восхода солнца и до полуденного часа. Начало периода затворничества совпадает с началом сезона дождей. В это время Будда запрещал монахам передвигаться, чтобы случайно не раздавить насекомое

Катхина

По устоявшейся традиции, миряне приносят для монахов новые одеяния, а также другие подношения, поскольку после окончания поста они снова выходят из стен монастыря и многие из них отправляются странствовать. В настоящее время многие буддийские храмы на территории Таиланда имеют в качестве земных покровителей влиятельных лиц страны, и те инициируют данную ежегодную церемонию. Сам Король или другое уполномоченное лицо Его Величества лично преподносит ткани настоятелям важнейших монастырей страны. Помимо Таиланда, Катхина также отмечается подобным образом в Бирме и Лаосе.

Катхина

Принесенные в общину одеяния, ткани и другие подарки распределяются между ее членами. В число подношений по традиции входят восемь предметов — это готовая одежда, ткани для нее, чаши для подаяний, бритвенные принадлежности, зонты для защиты от солнца и некоторая бытовая утварь. Богатые прихожане приносят полный набор, остальные — кто что может.

Семейные традиции в буддизме

Отношение к семье и браку у последователей буддизма особое. Прежде всего, оно основано на внутреннем осознании значимости и ответственности. С одной стороны, никто никого не осуждает, не принуждает к чему-либо и не ограничивает. С другой стороны, это крепкие браки, в которых практически не бывает измен и прочего разгула страстей. Традиции семейной культуры буддизма основываются не на запретах и предписаниях, а на рекомендациях основателя течения. Эти рекомендации описывают, что и как нужно делать мужу и жене отношении друг друга и детей, чтобы созданная семья стала счастливой и достойной. В рекомендациях сказано, что не стоит не только изменять супругу или супруге, но и флиртовать с другими мужчинами и женщинами во избежание разжигания своих собственных чувств и нарушения душевного покоя супруги (супруга) и заинтересованных особ.

Свадьба

Даная религия ничего не имеет против брака как такового, считая это личным делом и решением каждого. Точно также нет принуждения к сохранению созданного союза до конца жизни, если супругам по какой-то причине семейные узы становятся в тягость. Но расторжение брака должно также происходить по взаимному согласию. Кроме того, считается, что при строгом соблюдении предписанных правил и заповедей Учителя такой необходимости возникнуть просто не может, за исключением редких индивидуальных случаев. Разводы в буддизме, несмотря на разрешение, очень редки. Также принимается во внимание совет Буды не вступать в брак при значительной разнице в возрасте по вполне понятным причинам. Считается, что семья все же создается не для сексуального удовлетворения, а для совместного духовного роста, развития и взаимной поддержки. Это помогает избежать одиночества для тех, кому оно в тягость, и прочих жизненных трудностей и лишений.

Ритуалы в буддизме

Посвящая свою жизнь данной религии, человек принимает ее правила и ритуалы, многие из которых могут показаться европейскому человеку довольно странными. Тем не менее, все они имеют строгое обоснование и основаны на мистической подоплеке и понимании всего происходящего на планете и во Вселенной. Считается, что исполнение данных ритуалов помогает человеку повлиять на собственную карму и на судьбы всего человечества.

Мэнгын Засал

Проводится единожды в девять лет и предназначается для избавления от негативных последствий каждого девятого года жизни человека. Таким образом, они приходятся на 18 (9-летний возраст в расчет не берется), 27, 36 и каждый 9-й последующий год жизни. Считается, что в этом возрасте человек становится наиболее уязвимым, и ему нужна божественная помощь.

Мэнгын Засал

Тчаптуй

Представляет собой ритуальное омовение и проводится для тех, кого одолевают болезни или неудачи. Причина этого усматривается в загрязнении жизненной энергии, на устранение этой энергетической грязи и направлено омовение. Ритуал проводится в закрытой комнате, где помещается специальный сосуд. Над ним в течение длительного времени читается мантра, число ее повторов огромно, от 100 тысяч до миллиона раз. По вере монахов это приводит к схождению божества на воду и приданию ей целебной силы, способной устранить негатив.

Мандал Шива

Поводом для проведения ритуала может послужить рождение ребенка, заключение брака или начало какого-то значимого дела, например, закладки фундамента нового дома. Представляет собой подношение Таре — богине, которой приписывается способность устранять какие угодно препятствия. Ей подносят ароматизированную воду, благоухающие цветы, благословенную пищу, источники света и различные благовония. Все это сопровождается пением специальных мантр и преподнесением особой мандалы, состоящей из 37 элементов.

Мандал Шива

Новый год — традиции праздника

Буддистский Новый год носит называние Салаалган и является одним из немногих торжественных событий, отмечаемых в различное время в зависимости от конкретного религиозного направления. Этот день также традиционно посвящен Будде, однако при встрече Нового года особо вспоминается Шридеви — так в буддизме называют повелительницу времени и высочайшую хранительницу великих тайн жизни и смерти. В эту ночь принято не спать, а возносить молитвы, чтобы привлечь как можно больше успеха и удач в наступающем году. На стол принято ставить молочные продукты.

В некоторых регионах существует новогодняя традиция надевать на статуи, изображающие Будд, новые монашеские одежды. На другой день их снимают и отдают кому-то из монахов для ношения. Это считается великой честью и подразумевает повышение уровня кармы этого человека.

Буддистский Новый год

Особая интересная традиция существует в Лаосе. Здесь под Новый год буддисты стараются купить на рынках или у рыбаков живую рыбу с тем, чтобы выпустить ее в море. Это также дает возможность надеяться на улучшение кармы за проявленное сострадание к обреченному живому существу.

За свою длинную историю буддизм успел претерпеть множество изменений и трансформаций, однако, суть его самого и его традиций осталась прежней — сделать все для будущего счастья человечества и успеть самому за свою жизнь хотя бы на одну ступеньку приблизиться к тому просветлению и пробуждению, которого достиг основатель.

Фигурка Будды

Из трех мировых религий буддизм — самое древнее вероучение: ему более 2,5 тысяч лет. Его принципы и воззрения органично воспринимаются новыми поколениями. Идеи буддизма присутствуют во многих современных системах самосовершенствования, далеких от религии. Кратко рассмотрим, в чем притягательность ценностей этого учения.

Главное о буддизме

Буддизм возник в Древней Индии в середине I тысячелетия до нашей эры. Его появление связывают с именем принца Сиддхартхи Гаутамы. До 30 лет он жил безмятежно и был потрясен, увидев горе, нужды и смерть людей. Принц стал аскетом, наблюдал за своим сознанием и духовным миром, медитировал, в результате чего достиг просветления — стал Буддой. С 35 лет он стал проповедовать новое учение.

Несколько веков учение Будды существовало в устных преданиях. Только в I веке до н. э. его впервые записали на пальмовых листьях. С тех пор приверженцы этой религиозной системы создали множество трудов, которые стали основой этики буддизма.

Что такое буддизм?

Буддизм в целом рассматривается как религиозно–философское учение, его определяют как:

  • религию;
  • философию;
  • этическое учение;
  • культурную традицию.

Будда утверждал, что каждый человек своими усилиями может стать просветленным и частью божественной сущности. Поэтому последователи не наделяли своего учителя сверхъестественными чертами, не обожествляли. В самом учении отрицается существование Бога-творца и вечной души. В этом существенное отличие буддизма от возникших позже христианства и ислама.

Известный ученый-религиовед, буддолог Евгений Торчинов объясняет, что буддизм стал мировой религией, потому что переступил границы и распространился среди сотен миллионов жителей планеты, его духом пронизана вся культура Востока.

Фигурка медитирующего человека

Медитация — путь к просветлению разума: Pxhere

Суть и философия буддизма

Будда утверждал, что понимание жизни пришло к нему не как божественное откровение, а стало результатом размышлений. Его интересовало, почему жизнь людей так тяжела и есть ли возможность избавления от этого.

В чем заключается философия буддизма? Будда сформулировал 4 постулата учения:

  1. Мир полон страданий и несовершенства. Человек существует в условиях страха, тревожности, непостоянства. Они искажают реальность, поэтому следует постигнуть причину страданий, чтобы найти путь избавления от них.
  2. Источник страданий человека Будда находит в желаниях и страстях, в жажде жизни и чувственных удовольствиях, которые одолевают людей. Эти страсти заставляют вращаться колесо жизни по кругу рождений и смертей.
  3. Есть возможность вырваться из этого круговорота, чтобы прекратить страдания. Это путь преодоления страстей, путь просветления. Высшая цель этого пути — достижение нирваны (состояния блаженного небытия).
  4. Будда определил, как идти к этой цели. Он описал путь спасения, который состоит из 8 этапов, в том числе:
  • соблюдение этических норм;
  • постижение мудрости;
  • медитации и др.

Другое название пути — срединный, то есть равноудаленный как от аскетизма, так и от удовольствий.

Направления и школы буддизма, современные формы

Ряды людей в оранжевых одеждах

Основные идеи буддизма: Pixabay

В результате распространения вероучения еще в древности возникли его разновидности. Какие есть направления буддизма? Главные из них:

  1. Хинаяна — направление, которое возникло в III веке до н. э. Его сторонники идеализировали монашескую жизнь, считали, что никто не может помочь человеку на пути спасения, что это возможно сделать, только приложив собственные усилия.
  2. Направление махаяна зародилось позже, в I веке н. э. В нем преобладало мнение, что миряне в благочестии могут сравняться с монашеством, а помощь на пути спасения им окажут святые.
  3. Внутри махаяны в V веке возникло тантрическое направление — ваджраяна. В нем главным средством достижения просветления считались тайные мантры.

В США и Западной Европе в начале ХХ века учение распространилось в виде дзен-буддизма. Современный исследователь Н. Кузнецова отмечает, что его сторонники — это преимущественно интеллектуалы. Для них приоритетным стало достижение контроля разума над телом, медитация и йога. Наблюдается своеобразная американизация буддизма — создаются дзен-центры, коммуны молодежи и студентов.

Основные принципы и уроки буддизма

За века и тысячелетия существования религиозно-философского учения в его рамках сформировались основы морали и нравственности. Они составляют общечеловеческие ценности, не утратившие актуальности и для современного человека.

Правила буддизма

В основу этики буддизма положены 5 обетов (правил), общих для всех направлений учения:

  1. Запрет на причинение вреда всем живым существам. Прямо запрещаются убийства, в том числе смертная казнь, эвтаназия, аборты. Как продолжение этого завета, культивируются доброта, сострадание, благожелательность.
  2. Запрещается воровство. Приветствуется проявление щедрости и самоотверженность.
  3. Прелюбодеяние запрещается во всех формах. Буддисты призывают формировать сексуальную ответственность, приверженность долгосрочным обязательствам.
  4. Порицаются лживые высказывания, оскорбления, ругань, сплетни. Последователи учения призывают воспитывать в себе такие качества, как честность и надежность.
  5. Буддизм осуждает любые формы опьянения — алкоголь, наркотики и пр.

Таким образом, этика буддизма основывается на принципах умеренности и благожелательности к миру (нельзя наносить вред никому и ничему). В ней приветствуется развитие чистых и благородных качеств, которые очищают разум и ведут к просветлению.

Позолоченная статуя Будды

Направления буддизма: Pixabay

Чему учит буддизм?

Учение Будды основано не на вере, а на многогранном опыте. Оно совершенствовалось многими последователями, создавшими тысячи трудов. В результате сложилась этика буддизма, которой руководствуются миллионы людей на планете в повседневной жизни.

Есть некоторые правила, которые имеют практическое значение не только для приверженцев этого учения:

  • Будьте благодарны за все, что происходит в вашей жизни. Хорошие явления делают нас счастливее, плохие приносят опыт, чему-то учат. Благодарность притягивает радость, любовь, здоровье и процветание.
  • Умейте прощать. Обиды травят душу, мешают жить. Освобождение от них приносит душевный покой.
  • Никто не появляется в вашей жизни случайно. Каждый человек возник с какой-то целью, но вам решать, принимать его урок или отвергнуть.
  • Верьте, что в самые тяжелые времена Вселенная придет на помощь. Человеку не будет дано больше испытаний, чем он сможет вынести.
  • Решайте проблемы через их осознание. Не загоняйте их внутрь — смотрите правде в глаза. Буддизм учит, как принять страхи и слабости, пройти через них, чтобы избавиться.
  • Делитесь любовью, мудростью, талантом. Все, что отдаете, к вам вернется. Отдаете хорошее — получите в ответ много прекрасного.
  • Достижение совершенства, перфекционизм — иллюзия. Расслабьтесь и позвольте себе делать ошибки, будьте счастливы независимо от результата своих усилий.
  • Живите настоящим, а из прошлого выносите уроки. О будущем мечтайте без фанатизма, но помните, что счастье здесь и сейчас.
  • Живите среди тех, кто вас любит и поддерживает. Не тратьте жизнь на тех, кто в вас не верит.
  • Берите от природы и окружающего мира энергию и все, что требуется для здоровья. Это просто и доступно всем.
  • Не принимайте все слишком близко к сердцу, позже пожалеете о своих страданиях, которые того не стоили.

Человеку свойственно стремление к лучшему, он ищет пути развития и совершенствования. Философия буддизма дала многое современным системам саморазвития. Она предлагает понятные принципы и правила, которые изменяют жизнь человека и его взаимоотношение с миром в лучшую сторону.

Читайте также: