Тактильные средства общения кратко

Обновлено: 15.05.2024

  • Тактильное общение — это способ общения и взаимодействия людей и животных посредством чувства осязания. Тактильно-кинестезические данные поступают от сенсорных рецепторов, которые находятся в коже, суставах, мышцах, сухожилиях и во внутреннем ухе. Тактильное чувство предоставляет информацию о внешнем мире, формирует представления о положении тела в пространстве. Помимо предоставления информации о поверхностях и текстурах, осязание, или тактильное чувство, является составной частью в межличностной коммуникации, называемой также невербальной или не визуальной. Осязание крайне важно для людей и является необходимым для выражения физической близости. С помощью коммуникации человек может привлечь внимание, выразить своё отношение к собеседнику, наладить контакт, но также может вызвать отрицательные эмоции: сокращение психологической дистанции создает неудобство у некоторых людей.

Осязание по своему значению может быть позитивным, игривым, обрядным, намеренным и нечаянным. Оно может быть как сексуальным (поцелуй), так и отвлеченным (например, щекотки). Осязание — это первое чувство, которое развивается в эмбрионе. Развитие осязательных чувств у эмбриона и соотношение их к развитию других чувств, таких как зрение, стало предметом большого количества исследований. По данным ученых, у младенцев наблюдались большие проблемы с выживанием в случае, если у них не было развито чувство осязания, даже при наличии возможности видеть и слышать.

Связанные понятия

Осязательная коммуникация — это коммуникация, выражающаяся через чувство осязания, с помощью которого люди и животные взаимодействуют. Помимо того, что, используя этот вид коммуникации, можно узнать о текстуре и характере объекта, осязательная коммуникация также является компонентом межличностных отношений, невербальных и невизуальных. Осязание очень важно для людей и необходимо для выражения физической близости.

Тактильная коммуникация (тактильный контакт; англ. haptic communication) — это форма коммуникации, которая передает прямой физический контакт с другим человеком (напр., рукопожатие, похлопывание по плечу или спине). Также тактильный контакт, как правило, зависит от культуры, к которой принадлежит человек. Каждый имеет свой предел, который определяет границы приемлемого.

БДСМ — психосексуальная субкультура, основанная на эротическом обмене властью и иных формах сексуальных отношений, затрагивающих ролевые игры в господство и подчинение.

Материнская деприва́ция (лат. deprivatio — потеря, лишение) — процесс эмоционального и психологического обеднения ребёнка, вследствие отрыва ребёнка от матери в раннем возрасте. В основе этого феномена лежит полное или частичное отсутствие у ребёнка привязанности ко взрослым, подрыв доверия ко взрослому миру.

Теория социального проникновения — теория, которая развивает тематику взаимного поведения при контакте двух людей, чьи отношения находятся в процессе развития. Причём данное поведение может зависеть как от невербального обмена информацией, так и от межличностного восприятия. Поведение находится в прямой зависимости от различных уровней близости, возникающих во время отношений.

Гаптика (от греч. hapto — касаюсь, хватаю) — это язык касаний и тактильной коммуникации. Также рассматривается как раздел невербальной коммуникации и сенсорной психофизиологии.

Перцептивная защита — эффект негативного воздействия мотивации человека на восприятие через повышение порога восприятия определённого объекта индивидом, при котором он не замечает стимулы, угрожающие его сознанию. В ходе перцептивной защиты человек старается выстроить барьер на воздействие неприятных событий, фактов, переживаний.

Влюблённость — сильное положительно окрашенное чувство (комплекс чувств), направленное на другого человека. По мнению психологов, влюблённость сопровождается сужением сознания, следствием чего может быть искажённая оценка объекта влюблённости. Влюблённый закрывает глаза на недостатки любимого человека и на противоречия, возникающие в отношениях с ним, в то время как его положительные качества и позитивный опыт взаимодействия приобретают особенную ценность. Несмотря на положительную окраску самого.

Эффе́кт аудито́рии (эффе́кт За́йонца, эффе́кт фасилита́ции) — влияние постороннего присутствия на поведение человека. Этот эффект необходимо учитывать при проведении, к примеру, психологических исследований: эффект аудитории можно рассматривать как один из факторов, угрожающих внутренней валидности.

Проксемика (от англ. proximity — близость) — область социальной психологии и семиотики, занимающаяся изучением пространственной и временной знаковой системы общения.

Теория самовосприятия — это оценка формирования, которую разработал психолог Дэрил Бем. Он утверждает, что люди развивают свои отношения (когда нет предшествующего отношения из-за недостатка опыта и т. д., а эмоциональный ответ неоднозначен), наблюдая за своим поведением и заключая, какие отношения должны были вызвать это. Теория носит неконкурентоспособный характер, поскольку общепринятая мудрость заключается в том, что отношения определяют поведение. Кроме того, теория предполагает, что люди вызывают.

Психологическая манипуляция — тип социального воздействия или социально-психологический феномен, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной и насильственной тактики.

Социальный обмен эмоциями можно охарактеризовать как явление из области психологии, связанное со стремлением людей рассказать о своих эмоциональных переживаниях и поделиться ими с другими . Иными словами — это процесс повторного переживания эмоций в рамках межличностного взаимодействия. Данный термин был введен французским психологом Бернардом Риме в 1991 году. Он проводил научные исследования, посвященные изучению эмоционального состояния людей после чрезвычайных происшествий или сильных эмоциональных.

Привязанность в зрелом возрасте — чувство привязанности, возникающее у взрослых людей в рамках партнёрских отношений.

Синдром упущенной выгоды (англ. Fear of missing out; сокр. FoMO) — навязчивая боязнь пропустить интересное событие или хорошую возможность, провоцируемая в том числе и просмотром социальных сетей. Четыре человека из десяти испытывали СУВ хотя бы иногда, причём мужчины чаще, чем женщины. По другим данным, боязнь пропустить что-то важное испытывают 56 % людей. Это явление характеризуется непреодолимым желанием постоянно оставаться в курсе дел друзей и знакомых. СУВ также часто называют чувством сожаления.

Страх сцены (страх публичных выступлений, страх аудитории) — патологическая боязнь выступать на публике. Является одним из распространенных социальных страхов. Симптомами страха сцены являются сильное сердцебиение, потливость, дрожание голоса, тремор губ и конечностей, зажатость голосовых связок, подташнивание, и др. В некоторых случаях страх сцены может быть частью более общих психологических проблем (фобий), но многие люди испытывают страх сцены, не обладая какими-либо другими психологическими.

Самораскрытие — процесс коммуникации, в котором человек раскрывает информацию о себе кому-либо. Информация может быть описательной или оценочной, может включать в себя мысли, чувства, цели, неудачи, успехи, страхи и мечты, как и свои симпатию, антипатию, привязанность.

Детский апперцептивный тест (англ. Children’s Apperception Test; САТ) — вариант Тематического Апперцептивного Теста (ТАТ) для детей; проективная психодиагностическая детская методика, которая была разработана Леопольдом и Соней Беллок. CAT предназначен для психологической диагностики эмоционального состояния, потребностей и личности детей в возрасте от 3 до 10 лет.

Сексапи́льность (от англ. sex appeal) — сексуальная привлекательность, специфичная манера поведения, направленная на привлечение внимания и возникновение сексуальных фантазий. Долгое время относилась преимущественно к женскому полу, однако в настоящее время, в связи с развитием общества, стала присуща и мужчинам.

Де́тская психоло́гия — отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребёнка. Тесно связана с педагогической психологией и педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией. Предметом детской психологии является изучение условий и движущих причин онтогенеза (индивидуального развития организма) человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), различных видов деятельности (игр, труда, учения), формирования личности.

Окулесика (англ. oculesics от лат. oculus — глаз) — исследование зрительного контакта, поведения глаз. Будучи неотъемлемой частью мимики, передаёт информацию синхронно с другими частями лица.

В когнитивной науке искажение в восприятии сделанного выбора - тенденция задним числом приписывать положительные качества предмету или действию, которые человек выбрал. Это когнитивное искажение. Что запоминается о решении, может быть столь же важным, как и сами решения, особенно в определении того, сколько сожаления или удовлетворения испытывает человек от принятого решения. Исследования показывают, что процесс создания и вспоминания выбора дает воспоминания, которые, как правило, искажаются предсказуемым.

Кинесика (др.-греч. κίνησις — движение) — совокупность телодвижений (жестов, мимики), применяемых в процессе человеческого взаимодействия (за исключением движений речевого аппарата). Важно учитывать, что в разных культурах один и тот же жест может трактоваться по-разному.

За́пах — специфическое ощущение присутствия в воздухе летучих пахучих веществ (ЛАВ), обнаруживаемых химическими рецепторами обоняния, расположенными в носовой полости животных и людей.

Гендерные стереотипы — это распространённые в обществе представления об особенностях и поведении представителей разных гендеров, в первую очередь мужчин и женщин. Гендерные стереотипы тесно связаны с существующими в данном обществе гендерными ролями и служат для их поддержания и воспроизведения. В частности, гендерные стереотипы способствуют поддержанию гендерного неравенства.

Сте́реосугге́стия (лат. suggestio — сугге́стия, внушение; др.-греч. στερεός — объёмный, пространственный) — внушение, осуществляемое в гипнотическом или трансовом состоянии посредством визуальной и слуховой стимуляции, основным принципом которого является разграничение подаваемой информации в различные полушария мозга в соответствии со спецификой их функционирования.

Деиндивидуализация — социально-психологический феномен, означающий утрату собственного Я, самосознания, из-за чего человек становится более восприимчивым к нормам толпы. Возникает в групповых ситуациях, которые гарантируют анонимность и не концентрируют внимание на отдельном человеке. Термин введен Леоном Фестингером, Альбертом Пепиоуном и Теодором Ньюкомом в 1952 году.

Эффект расторма́живания в Сети (англ. online disinhibition effect) — это эффект ослабления психологических барьеров, ограничивающих выход скрытых чувств и потребностей, который заставляет людей вести себя в Интернете так, как они обычно не поступают в реальной жизни. Это ослабление зависит от множества факторов, среди которых: диссоциативная анонимность, невидимость, асинхронность, солипсическая интроекция, диссоциативное воображение, минимизация власти, а также личные качества пользователя. Эффект.

Агресси́вность (лат. aggressio — нападать) или враждебность — устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость).

Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения.

Нейроэстетика — раздел эмпирической эстетики. Нейроэстетика была впервые определена в 2002 году как учение о нейрологических принципах создания и анализа произведений искусства. Нейэроэстетика является относительно новой областью эмпирической эстетики. Эмпирическая эстетика использует научный подход в изучении эстетического восприятия музыки, искусства или любого другого объекта, который может вызывать в человеке эстетическую оценку. Нейроэстетика использует нейрологию для объяснения и понимания.

Бигендерность не следует путать с раздвоением личности, так как бигендер представляет собой одну цельную личность, но исполняет в обществе социальную роль то мужчины, то женщины.

Психосексуальное развитие (англ. psychosexual development) — процесс формирования полового самосознания, половой роли и психосексуальных ориентаций.

Эффект знакомства с объектом — это психологический феномен выражения симпатии к объекту только на основании имеющегося знакомства с ним. В социальной психологии этот эффект иногда называют принципом панибратства. При исследовании межличностного притяжения выяснили, что чем чаще человек видит кого-то, тем приятнее и привлекательнее ему кажется этот человек.

Интерпассивность — феномен, обозначающий лишённость человека аутентичного опыта наслаждения. Данное понятие предложено впервые венским профессором философии Робертом Пфалмером в анализе понятия интерактивности. Используется в психоанализе словенским мыслителем Славой Жижеком для анализа современной культуры.

Реактивное сопротивление — мотивационное состояние, возникающее в ситуации, когда какое-либо внешнее условие (другой человек, предложение, или правило) ограничивает свободу или создает угрозу ограничения проявлений индивида. Главная задача такого поведения — восстановление утраченной или ограниченной свободы.

Отражение — это простейшая форма копирования кого-либо как способ общения с ним. В человеческом поведении обычно наблюдают виды отражения: перенимание позы, жестикулирование и выделение тоном голоса.

К ним относятся объятия, рукопожатия, похлопывания по плечу или спине, прикосновения, поцелуи.

Объятия. По характеру объятий, их силе, длительности определяют значение выражаемых человеком чувств. Закадычные друзья, находившиеся в долгой разлуке, при встрече чуть ли не душат друг друга в крепких объятиях. Влюбленные задерживаются в нежных объятиях продолжительное время. Объятия между дальними родственниками, в зависимости от поддерживаемых ранее контактов, могут быть как сдержанными, холодными, так и пылкими. Между близкими людьми они носят мягкий задушевный смысл. На соревнованиях по борьбе, например, участники коротко обнимаются и расходятся. Такое средство невербального общения как объятия чаще встречаются у представителей сильной половины человечества, между женщинами они встречаются немного реже. Сейчас можно на улицах увидеть двух девчонок-подростков, бегущих друг к другу с распростертыми объятиями. В этом возрасте частота подобных контактов, как между мальчиками, так и между девочками носит экспрессивный характер, когда хочется выплеснуть наружу избыток радости, восторга и восхищения встречей. Если вы видите однополые пары, медленно прохаживающиеся по тротуару в сплетенных объятиях, это невольно может навести на мысль о нетрадиционной ориентации.



Похлопывания по спине или плечу. Похлопывания по спине или плечу в основном характерно для мужчин. Эти невербальные жесты часто интерпретируются как проявление дружеского расположения, участия или ободрения. Их можно увидеть практически во всех возрастных категориях. Похлопывание как бы демонстрирует мужскую силу и готовность его обладателя прийти на помощь. Кстати, не следует путать этот жест с применяемым в медицинской практике. По спине хлопают новорожденного ребенка, чтобы тот закричал и расправил легкие, сзади хлопают подавившегося человека. Похлопывание является разновидностью приемов в массажной практике. То есть, от текущей ситуации зависит конкретное значение данного жеста.


Прикосновения. Прикосновения широко встречаются в мире невербального общения. В учебной деятельности оно помогает остановить расшалившегося озорника, в случае с глухим человеком – обратить на себя его внимание, во врачебной практике с помощью данного жеста диагностируют состояние здоровья, техника массажа построена на совокупности способов прикосновения к телу, в интимной сфере между супругами они служат прелюдией к соединению. Различного характера прикосновения являются индикатором невысказанных чувств партнера. Они могут быть нежными, ласковыми, легкими, сильными, грубыми, ранящими и т.д.


Поцелуи. Поцелуи, как разновидность тактильного жеста, широко применяется во всех аспектах жизни человека. По отношению к конкретному объекту меняется характер поцелуев. Мать целует ребенка нежно и с любовью, между любящими людьми они могут варьировать от легкого прикосновения губ до страстного поцелуя. Здесь мы отметим, что поцелуи могут быть как искренними проявлениями чувств, так и формальными, холодными, традиционными. Целуют при встрече и на прощание, целуют во время рождения.


Под средствами общения понимаются операции, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком. Для осуществления общения используются следующие средства: речевые средства общения (или вербальные – в переводе с латинского – устный, словесный) и неречевые (или невербальные).

Вербальные средства общения

В вербальной коммуникации основной является техника активного слушания, позволяющая лучше понять человека и расположить его к себе.

Невербальные средства общения

Невербальное общение – это коммуникация между индивидами без использования слов, т. е. без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом общения становится тело человека, обладающее исключительно широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею. Как сознание, так и бессознательные и подсознательные компоненты психики человека наделяют его способностями воспринимать и интерпретировать информацию, переданную в невербальной форме. Исследования А. Мейерабиана показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7 %, звуки и интонации 38 %, прочее неречевое взаимодействие 53 % [5] . Таким образом, большая часть информации передается посредством невербальных средств общения, которые необходимы для того, чтобы:

1) создавать и поддерживать психологический контакт, регулировать течение процесса общения;

2) придавать новые смысловые оттенки словесному тексту, направлять истолкование слов в нужное русло;

3) выражать эмоции оценки, принятую роль, смысл ситуации.

Установлено, что невербальные способы общения имеют два источника происхождения: биологическую эволюцию и культуру. Как известно, для животных то, что мы называем невербальными способами общения, является основным инстинктивно обусловленным условием выживания и единственным инструментом социальной коммуникации. В животном мире позы, движения, звуки передают информацию об опасности, близости добычи, наступлении брачного периода и т. д. Эти же средства выражают их отношение друг к другу в конкретных ситуациях. Человек сохранил в арсенале поведения многое из своего животного прошлого. Это наглядно проявляется в сходстве внешних признаков некоторых эмоциональных реакций животного и человека на те или иные ситуации (проявления настороженности, страха, паники, радости и т. п.). Об эволюционном происхождении многих компонентов невербального общения и поведения свидетельствует также то, что одни и те же эмоциональные реакции и состояния в разных культурах выражаются одинаковыми способами и средствами.

Среди неясных в плане формирования средств невербального общения остается, в частности, вопрос о том, как люди приобретают навыки невербальной коммуникации. Многое объясняется, конечно, подражанием и наблюдением за поведением других. Но как, например, объяснить обретение индивидом более или менее сложной системы жестов, которыми он сопровождает свою речь? Загадка заключается в том, что и сам человек не может в большинстве случаев сказать: почему он использует тот или иной жест в каком-то пункте беседы, какой смысл имеет этот жест, зачем он нужен и откуда взялся и т. д.

2. Типы невербальных средств общения

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, т. е. понять язык невербального общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Невербальное поведение личности полуфункционально, поскольку:

• создает образ партнера по общению;

• выражает качество и изменение, взаимоотношений партнеров по общению, формирует эти отношения;

• является индикатором актуальных психических состояний личности;

• поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;

• выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.

Существуют различные классификации невербальных средств общения, что обусловлено их богатством и многогранностью. Рассмотрим следующую систематизацию невербальных средств общения, которая строится на выделении четырех групп:

Первая группа включает те невербальные средства общения, которые человек, в первую очередь, воспринимает при помощи органа зрения.

Визуальные невербальные средства общения включают:

Мимика – это выражение лица, положение головы человека. Мимика является одним из главных показателей чувств говорящего. Она позволяет лучше понять партнера по общению, разобраться, какие чувства он испытывает.

Кинестезические выражения включают: поза; движение рук (жестикуляция), головы, ног, туловища человека, его походка и осанка.

Движение глаз – направление взгляда, визуальный контакт, частота и длительность фиксации глаз другого человека.

Кожные реакции: покраснение, побледнение.

Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него, сигнализирует о направлении мыслей.

Вспомогательные средства общения: признаки пола, возраста, расы; одежда, прическа, косметика, украшения, очки.

Акустические невербальные средства общения

Следующие виды невербальных средств общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.

Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям.

Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т. д.

Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замешают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

Тактильные невербальные средства общения

К тактильным (или такесическим) средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя, а также контакты с предметами. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства.

Тактильные средства общения в большей мере, чем другие невербальные средства, выполняют в общении функцию индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Неадекватное использование личностью этих средств может привести к конфликтам в общении.

Ольфакторные средства общения объединяют запахи, которые оказывают воздействие на процесс и результат общения. Они подразделяются на:

• приятные и неприятные запахи окружающей среды;

• естественные и искусственные запахи человека.

Задания для самостоятельной работы

• Находясь в транспорте, незаметно приглядитесь к какому-либо лицу. Желательно делать это так, чтобы проявленный интерес к человеку оставался для него незамеченным. (Если это не получается, то, возможно, взгляд наблюдающего слишком настойчивый, прямой, что ограничивает возможности коммуникации. Ненавязчивое изучение другого человека взглядом может стать обычным повседневным упражнением. Естественно, если внимание обеспокоило человека, нужно тут же отвести глаза.) Попытайтесь вообразить изучаемое лицо улыбающимся, опечаленным, насмешливым, гневным, испуганным, полным нежности и т. д. Тот, кому не удается это вообразить, основываясь на сиюминутном выражении реального лица, вероятно, испытывает затруднения в понимании смены чувств и настроений на лицах своих собеседников.

Вопросы для самоподготовки

2. Какие типы невербальных средств общения можно выделить?

Понятие малой группы. Ее виды и структура

1. Понятие и признаки малой группы

2. История исследования малых групп

3. Типология малых групп

4. Причины вступления в группу

5. Структура малой группы

1. Понятие и признаки малой группы

Что такое малая группа? Ответ на этот вопрос кажется очевидным, до тех пор, пока несколько человек не захотят сравнить свои определения. Являются ли группой пассажиры самолета? Не следует ли понимать под группой лишь такое собрание людей, в котором все знакомы друг с другом и ощущают взаимную привязанность? Или, может быть, группу образуют только те люди, которые преследуют общую цель и полагаются друг на друга?

Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Большинство эмпирических исследований в социальной психологии выполнены на малых группах, и этому есть несколько причин. Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. Статус социальной психологии как науки, ее специфика во многом определяются тем, что малая группа и возникающие в ней психологические феномены являются центральными признаками в определении ее предмета. Малые группы на протяжении всей истории социальной психологии являлись основным объектом эмпирических исследований, в том числе лабораторных экспериментов. Наконец, проблемы формирования и развития малых групп, групповых методов обучения, тренинга и психокоррекционного воздействия, совместной трудовой деятельности и руководства деятельностью малых групп традиционно являются одним из главных направлений приложения теории и методов социальной психологии в практике.

Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Объединение людей с общности, протекающее как процесс обособления и противопоставления внешнему социальному окружению с одновременным уподоблением и единением общности внутри, является универсальным социально-психологическим механизмом, посредством которого реализуются и воспроизводятся отношения между социальными группами – т. е. общественные отношения. С первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность.

Малая группа определяется как небольшое по размеру объединение людей, в котором общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Малая группа – это не просто любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь контакты есть всегда и в произвольном случайном собрании людей), но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью.

Границы малой группы определяются качественными признаками, основными из которых являются контактность и целостность. Контактность – это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями. Целостность определяется как социальная и психологическая общность входящих в группу людей, позволяющая воспринимать их как единое целое.

Помимо качественных признаков малой группы, выделяют ее количественные показатели. Нижняя граница размеров малой группы-три человека, поскольку в группе из двух человек (диаде) групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20–30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие, в которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи принято выделять группы первичные, т. е. наименьшие по размеру и далее не делимые общности, и вторичные, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп.

Таким образом, малая группа – ограниченная совокупность непосредственно взаимодействующих людей, которые:

1) относительно регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, на минимальной дистанции, без посредников;

2) обладают общей целью или целями, реализация которых позволяет удовлетворить значимые индивидуальные потребности и устойчивые интересы;

3) участвуют в общей системе распределения функции и ролей в совместной жизнедеятельности, что предполагает в различной степени выраженную кооперативную взаимозависимость участников, проявляющуюся как в конечном продукте совместной активности, так и в самом процессе его производства;

4) разделяют общие нормы и правила внутри– и межгруппового поведения, что способствует консолидации внутри-групповой активности и координации действий по отношению к среде;

5) расценивают преимущества от объединения как превосходящие издержки и большие, чем они могли бы получить в других доступных группах, а потому испытывают чувство солидарности друг с другом и признательность группе;

6) обладают ясным и дифференцированным (индивидуализированным) представлением друг о друге;

7) связаны достаточно определенными и стабильными эмоциональными отношениями;

8) представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны.

2. История исследования малых групп

Исследование американским психологом Н. Триплетом (1887) эффективности индивидуального действия, выполненного в одиночку и в условиях группы, принято считать первым экспериментальным исследованием в социальной психологии. Прошло несколько десятилетий, прежде чем экспериментальное (шире – эмпирическое) направление исследований получило дальнейшее развитие в зарубежной специальной психологии. В 20-е годы XX в. усилилась тяга к эмпирическим исследованиям, начался эмпирический бум в социальных науках, особенно в психологии и социологии. Неудовлетворенность умозрительными схемами способствовала поиску объективных факторов. Две крупные работы тех лет (в Германии В. Меде и в США Ф. Оллпорта) во многом продолжали линию исследований, начатую Н. Трипплетом.

Вторая мировая война явилась переломным моментом в развитии психологии малых групп за рубежом – в этот период возникает практическая потребность изучения закономерностей группового поведения и эффективных приемов управления группами. К началу 70-х годов можно было выделить девять крупных подходов, определявших развитие психологии групп, таких, как: социометрическое направление, психоаналитическая ориентация, общепсихологический подход средством эмпирико-статистическое направление, формально-модельный подход, теория подкрепления.

В России изучение малых групп (или коллективов) имеет давнюю традицию. Отдельные эмпирические факты группового поведения людей в боевых условиях содержатся в публикациях ряда участников русско-японской войны 1904–1905 гг. Решающую роль в становлении психологии малых групп в нашей стране сыграли научные труды и практическая деятельность В.М. Бехтерева, А.С. Залужского.

После гражданской войны для развития психологии коллективов характерен повышенный интерес исследователей к проблеме вожачества. Среди многочисленных разработчиков этой проблемы мы встречаем имена таких психологов, как П.П. Блонский и Д.Б. Эльконин, чьи взгляды на некоторые аспекты вожачества (типологию, роли, механизмы, динамику) и сегодня привлекают внимание специалистов.

Вышедшие в 30-40-е годы труды А.С. Макаренко ознаменовали собой принципиально новый этап разработки психолого-педагогических проблем коллектива. В работе Макаренко реализуются (хотя и в упрощенном виде) важнейшие методологические принципы исследования социальной группы: деятельности, системности, развития. В этих исследованиях разнообразно представлена феноменология малой группы, организация, структура и управление (включая руководство и лидерство), нормативная регуляция поведения, сплоченность, психологический климат, мотивация групповой длительности, эмоциональные и деловые отношения, личность в динамике приобретения качественных новообразований в связи с развитием самой группы.

Послевоенные годы характеризуются преимущественно эмпирической направленностью работ, активным знакомством с зарубежным опытом изучения малых групп, переосмыслением отечественного опыта исследования малых групп и коллективов. В этот период формируются социально-психологические центры, ориентированные на проблематику малых групп и коллективов, функционирующих в сфере производства, спорта, образования, в условиях особой трудности и повышенного риска.

1970-е годы составили второй этап в развитии отечественной групповой психологии. В это десятилетие оформилось несколько крупных исследовательских подходов, среди которых наибольшую известность и влияние приобрели стратометрическая и параметрическая концепции коллектива. Обе они опираются на обширный массив эмпирических данных, относящихся к широкому кругу групповых феноменов. Значительному расширению в 1970-е годы подверглась сама проблематика отечественных исследований малых групп, в которой среди прочих появились разделы, связанные с управленческой деятельностью, межгрупповыми отношениями, экологией группы, социально-психологическим тренингом, групповой сплоченностью и эффективностью, психотерапией.

На протяжении третьего этапа (1980-е годы) продолжались и усиливались тенденции постановки и решения методологических вопросов групповой психологии, укрепления и расширения ее теоретического фундамента. Появляется ряд итоговых публикаций по отдельным проблемам групповой психологии: руководству и лидерству, групповой интеграции и эффективности, социально-психологическому тренингу, психологическому климату поведению личности в группе, внутригрупповым и межгрупповым отношениям.

Анализ многолетних исследований в области групповой психологии в нашей стране позволяет выделить ряд подходов к изучению феноменов социальной группы, сложившихся за истекшие десятилетия и в немалой степени влияющих на развитие научной мысли. Это – деятельностный подход, социометрическое направление, параметрическая концепция и организационно-управленческий подход.

Тактильный контакт

Тактильный контакт присутствует во всех культурах. Это способ выражения чувств, отношения к собеседнику. Язык жестов рассказывает больше, нежели слова. Через прикосновения люди демонстрируют любовь, дружбу, симпатию либо презрение и ненависть. Тактильная коммуникация присутствует во всех сферах человеческих отношений, является неотъемлемой частью межличностного общения.

Определение понятия

Передача информации происходит с использованием осязания. Это специфический способ общения при помощи прямого физического контакта с другим человеком. Тактильные данные поступают в головной мозг от сенсорных рецепторов, находящихся в мышцах и суставах. Таким способом человек получает информацию о положении тела в пространстве, внешнем мире.

Тактильное общение является одним из способов коммуникации. Это визуальный либо невербальный контакт. С помощью тактильной коммуникации человек привлекает внимание, налаживает связь, выражает отношение к партнеру, демонстрирует отрицательные эмоции. Тактильная коммуникация и нормы, которые с нею связаны, зависят от культуры местности.

По своему значению осязание бывает обрядным, игривым, сексуальным, дружеским, а также намеренным, случайным. Тактильное общение дополняет визуальную и вербальную коммуникацию.

Необходимость прикосновений для человека

В психологии различают 18 значений физических контактов. Условно их разделили на 7 групп:

  1. Позитивное эмоциональное воздействие.
  2. Контроль.
  3. Игра.
  4. Смешанные прикосновения.
  5. Ритуальные.
  6. Целенаправленные.
  7. Случайные.

Положительными эмоциями обмениваются люди, находящиеся в хороших отношениях:

  1. Поддерживающие прикосновения показывают заботу, утешение, защиту. Контакт считается уместным, когда собеседник пребывает в состоянии отчаяния, подавленности, тревоги.
  2. С помощью прикосновения одобрения люди выражают признательность, благодарность, а также дают согласие на определенные действия.

Прикосновения одобрения

  1. Присоединение предполагает психологическую близость. Указывает на совместное взаимодействие, то есть люди занимаются одним делом, в процессе выполнения своих функций происходит физическое воздействие.
  2. Сексуальные прикосновения означают взаимную симпатию, половое влечение, привлекательность.
  3. Привязанность показывает положительное отношение человека к партнеру.

Прикосновения игры бывают воздействующими и агрессивными. Суть контакта в том, что информацию нельзя воспринимать серьезно. Кроме того, с помощью игры происходит воздействие на человека для получения определенного эффекта. Контроль нужен для направления внимания партнера в нужное русло, вызова реакции. К ритуальным прикосновениям причисляют приветствие, прощание. Сюда относят рукопожатие, похлопывание по плечу. Случайный тактильный контакт не несет никакого смысла, осуществляется ненамеренно.

Общение между людьми происходит с помощью слов, жестов, прикосновений. При использовании всех инструментов коммуникации наблюдается полноценная передача информации.

Выражение чувств

Невербальное общение является средством выражения собственных чувств к другому человеку, поступку, ситуации. С помощью прикосновений демонстрируют дружеское либо любовное отношение, привлекают внимание, восстанавливают душевное равновесие, завоевывают лидерство.

Безопасность

Сюда относят объятия, с помощью которых один человек выражает свою готовность помочь, поддержать, а другой чувствует это отношение. Потребность в объятиях возникает с самого рождения. Для младенца изначально важно ощущать маму рядом, чувствовать ее прикосновения. Со временем ребенок запоминает голос мамы, а затем улавливает смысл слов.

Любовь

Любовь — невербальный способ общения, оказывающий наибольший эффект на межличностные отношения. Ее демонстрируют родители, дети, братья, сестры, родные и близкие люди. Проявляется это благородное чувство объятиями, пожатиями рук, поцелуями. Увеличение количества прикосновений между мужчиной и женщиной свидетельствует о переходе отношений в личные, а потом в интимные.

Прикосновения любящих людей

Доверие

Физический контакт, выражающий доверие, не возникает между малознакомыми людьми. Проявляется с помощью объятий. Когда присутствует доверие, человек разрешает к себе прикасаться, обнимать, целовать.

Дружба

Мужчины не приветствуют чрезмерное проявление тактильности, но в некоторых ситуациях позволяют объятия. Друзья обнимаются, когда долго не виделись, хотят выразить свою признательность, совместно переживают радостное либо печальное событие. Кроме этого, друзья позволяют себе объятия в состоянии опьянения, даже если дружба не такая уж и близкая.

Женщины спокойно относятся к тактильному общению, если оно не носит эротического характера. Подруги часто обнимаются, целуются в щечку и губы, спят на одном диване, подолгу держатся за руки.

Когда дружат представители разных полов, проявление чувств должно быть в рамках приличия. Частые прикосновения носят интимный подтекст. В губы друзья точно не целуются. Допускаются объятия, поцелуи в щечку.

Сексуальная подоплека

Невербальное общение направлено на привлечение внимания партнера. В процессе ухаживаний с помощью тактильного контакта партнеры демонстрируют свое желание стать ближе. Основные средства, которые при этом используются, — ласки, поцелуи, массаж. Когда пара знакомится, начинается все с внимания, общения. Затем следует фаза прикосновений и занятий любовью. Тактильное общение присутствует на последних этапах.

Прикосновения изначально случайные. Заинтересованный в близости партнер прикасается к нейтральным частям тела. Реципиент, которому интересно такое развитие событий, разрешает это делать. Затем появляются целенаправленные движения, которые завершаются сексом. С помощью прикосновений происходит проверка реакции партнера.

Сексуальная подоплека

Защита

Проявление этого чувства выражается в объятиях, поглаживаниях. В ситуации, когда требуется молниеносная реакция, беззащитного партнера отталкивают в сторону, чтобы встать впереди. Такое поведение свойственно мужчинам, защищающим женщин, а также мамам.

Контакт между партнерами

Невербальное общение — мощный инструмент, с помощью которого без слов понимают истинные намерения, отношения. Осторожность нужно соблюдать руководителям, поскольку подчиненные могут неправильно истолковать их жесты. К примеру, руку руководителя на своем плече один расценит как поддержку, заботу, а другой посчитает сексуальным домогательством. В деловых взаимоотношениях количество тактильных контактов ограничено. Партнеры держат дистанцию. Допускается пожатие рук, похлопывание по плечу во время дружеского приветствия.

Общение матери и ребенка

Для младенца любовь матери проявляется в ее частых прикосновениях. Он еще не понимает слов, не особо слушает голос. Ему нужно ощущать тепло рук. Мамы обнимают малыша, целуют, поглаживают, носят на руках. С возрастом количество прикосновений уменьшается. На первое место становится вербальное общение с помощью слов. Однако ребенку вне зависимости от возраста требуется проявление любви мамы. При отсутствии объятий и поцелуев появляется ощущение одиночества.

Эффективность прикосновений

Чтобы добиться своего, нужно соблюдать несколько правил:

  1. Соответствующий внешний вид. Человек не должен испытывать брезгливости либо чувства страха. Внешний вид оппонента должен вызывать положительные впечатления либо нейтральные.
  2. Характер прикосновений. Сильное и продолжительное прикосновение воспринимается как давление, вызывает дискомфорт и неловкость. Касания должны быть легкими, непродолжительными.
  3. Скорость. В Японии гейш учили касаться воды. Таким способом девушки понимали, насколько легким должно быть прикосновение. Резкие и быстрые движения вызывают негативную реакцию, а поверхностные позволяют воздействовать на партнера с минимальными физическими усилиями.

Тактильный контакт с незнакомцем

  1. Место. К незнакомому или малознакомому человеку в случае необходимости разрешается прикасаться к рукам в зоне кисти, предплечья. Друзья могут позволить себе обниматься, целоваться, но касание к интимным местам допускается только при сексуальном контакте.
  2. Обстоятельства. Чем спокойнее обстановка, тем сильнее эффект от движений. В суете либо агрессивной среде прикосновения игнорируются.

Физический контакт помогает расслабиться, успокоиться, избавиться от стресса, а также позволяет манипулировать другими людьми.

Язык тела: смыслы прикосновений

Тактильная коммуникация иногда дает больше информации, нежели вербальное общение. Зная язык тела, можно разобраться в человеке, понять его истинные намерения:

  1. Рукопожатие. Формальное приветствие. Означает хорошее расположение партнера. Сигнал предрасположенности становится сильнее, когда оппонент кладет левую руку на плечо либо поверх правой руки партнера.
  2. Объятие за талию. Воспринимается как гетеросексуальный жест, поскольку рука мужчины находится вблизи гениталий женщины. Означает интимную связь либо намек на секс. Часто используется при ухаживании.
  3. Поцелуй в губы. Демонстрация теплых чувств между влюбленными. Иногда такой поцелуй могут позволить себе подружки либо ребенок, прикасаясь губами к маме.
  4. Рука на голове. Самая уязвимая часть тела — голова. Даже самое легкое прикосновение демонстрирует доверие, тесную духовную и эмоциональную связь.
  5. Голова к голове. Позволяют себе мужчины, которые находятся в состоянии алкогольного опьянения. Жест указывает на близкие отношения, поддержку. Но больше свойственно такое прикосновение влюбленным. Оно означает желание мужчины и женщины находиться рядом, причем вдали от всех.
  6. Ласка. Является частью сексуальной прелюдии. Жест, продемонстрированный на публике, указывает на интимную связь между партнерами.
  7. Держание на руках. Означает поддержку. На руках может сидеть ребенок у родителей, близких людей, девушка у своего любимого парня.

Держание на руках

Читайте также: