Тайпин тяньго это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Китай – страна не христианская, однако христианство там распространялось и в Средние века, и в Новое время. В последнем случае вера в Христа в китайской версии приняла чудовищные формы, не имевшие ничего общего с христианством, зато имевшие много общего с психопатологическими, антисистемными еретическими движениями. Впрочем, движения, крайне напоминающие хилиастические, в Китае возникали с глубокой древности, и до XIX века - безо всякой связи с христианством. Почти всегда им предшествовали природные катаклизмы и голод, разрушительные войны, а также периоды наиболее жестоких правлений.

Начиная с VII века, когда в Китай впервые прибыли христианские миссионеры (это были несториане со Среднего Востока – из Персии или Мавераннахра), христиане не оставляли попыток обратить китайцев в свою веру. На протяжении многих веков эти попытки были мало результативными (в VII-XIII веках в Северном Китае существовали небольшие христианские общины, но с течением времени они исчезли). Но в 40-е годы XIX века христианский прозелитизм начал неожиданно приносить плоды: китайцы южной провинции Гуандун, чаще всего общавшиеся с европейцами (там расположены Гонконг и Макао), мяо и чжуаны (южнокитайские народности провинции Гуанси) начали обращаться в веру Христа. Правда, христианство в их понимании сильно отличалось от всего, что знала прародина этой религии – Ближний Восток и Европа: учение Христа наложилось на даосские и местные языческие воззрения.

Движение тайпинов распространялось в Китае, как пожар. Этому способствовал запрет тайпинов на грабежи и насилия по отношению к мирным жителям, борьба с пьянством и наркоманией, азартными играми и проституцией. Социальная составляющая в самом начале движения была ясна: богатых в лучшем случае облагали суровыми налогами, а чаще – лишали имущества, которое делилось между бедняками.

Тайпинское восстание стало, возможно, самой страшной катастрофой в истории человечества. За 26 лет в его горниле погибло примерно 100 миллионов человек. Китай начал путь в пропасть: войны, восстания и революции в Поднебесной не утихали сто лет - до 1949 г., когда власть в измученной стране захватили коммунисты.

«Основанная в провинции Хэнань, в Китае в 1990 г., Восточная Молния (также известная как Церковь Господа Всемогущего или Церковь Царства Евангелия) является христианской сектой, где верят в конец света/апокалипсис. Восточная Молния считает, что мир идет к концу, и в то же время, их обязанностью является убить как можно больше демонов, насколько это возможно. В то время как большинство христиан разделяют чрезвычайно патриархальную точку зрения (как и их исламистские коллеги), и считают, что женщины уступают мужчинам, Восточная Молния верит, что Иисус Христос вернется на Землю в образе китаянки. Но при этом они вполне способны на насилие в отношении женщин. Например, мае 2014 г., члены секты избили до смерти 37-летнюю женщину по имени Ву Шуоян в Макдональдсе в провинции Чжаоюань, в Китае, когда она отказалась дать им свой номер телефона. Члены Восточной Молнии Чжан Лидонг и его дочь, Чжан Фан, были осуждены за убийство и казнены в феврале 2015 г. В своем интервью в 2014 г., будучи в тюрьме, Лидонг не выразил никакого раскаяния, когда он говорил о Шуоян: "Я бил ее изо всех сил. Она была демоном. Мы должны были уничтожить ее".

Содержание

Введение 3
Глава 1. Тайпинское восстание и строительство государства Тайпин Тяньго 8
1.1. Причины тайпинского восстания 8
1.2. Создание государства Тайпин Тяньго 16
1.3. Особенности государственного строя и аграрная программа тайпинов 21
Глава 2. Стратегический перелом и крушение Тайпинского государства 26
2.1. Внутрення борьба в Тайпинском руководстве 26
2.2. Основные трудности тайпинов 30
2.3. Интервенция иностранных держав и поражение тайпинов 33
Заключение 42
Литература 45

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая тайпин тяньго.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

по курсу "Новая история стран Азии и Африки"

"Государство Тайпин Тяньго"

Полякова Яна Сергеевна

Кандидат исторических наук

Глава 1. Тайпинское восстание и строительство государства Тайпин Тяньго 8

1.1. Причины тайпинского восстания 8

1.2. Создание государства Тайпин Тяньго 16

1.3. Особенности государственного строя и аграрная программа тайпинов 21

Глава 2. Стратегический перелом и крушение Тайпинского государства 26

2.1. Внутрення борьба в Тайпинском руководстве 26

2.2. Основные трудности тайпинов 30

2.3. Интервенция иностранных держав и поражение тайпинов 33

Введение

Для мирового сообщества ХIX в. был неразрывно связан с процессом глобализации истории. Цивилизации, государства, культуры, сформировавшиеся и долгое время существовавшие в совершенно различных географических, исторических, хозяйственных и культурных условиях в силу объективных причин вынуждены были вступать в контакт.

Взаимодействие неизбежно должно было породить проблемы культурных заимствований, соотношения ценностей, изменения одних традиций под воздействием других. Не менее актуальным являлся и вопрос о поиске взаимно приемлемых форм контакта. И в этом смысле очень интересным и актуальным представляется опыт взаимодействия Цинской империи и передовых капиталистических держав того времени и могущественных соседей – Англия, Франция, США и Российская империя.

Современный Китай – это государство, построенное на коммунистических принципах. Идейный строитель основ государственности современного Китая, Мао Цзэдун, считал, что восставшие тайпины положили начало освободительной борьбе китайцев за свою независимость. Мао не скрывал своей симпатии и к государственным идеям тайпинов. Которые пытались воплотить на практике идеи утопического социализма.

За полтора столетия Китай прошел долгий путь от государства-вассала до мирового экономического и политического лидера. Именно с этим связана актуальность изучаемой темы. Китай является соседом и важнейшим стратегическим партнером России. Традиции и понимание этих традиций имеет принципиальное значение в отношениях с Китаем, поэтому очень важно изучать и придти к верному понимаю истоков и корней современного Китая для выстраивания качественных взаимовыгодных партнерских отношений.

Что касается источников по изучаемым событиям, доступных на русском языке, то здесь можно выделить следующие материалы.

Созданное тайпинами государство было по-разному оценено в отечественной историографии. В советском востоковедении в работах таких ученых, как В.П. Илюшечкин 3 , В.Н. Никифоров 4 , А. Л. Нарочницкий 5 , подчеркивался антифеодальный, антиманьчжурский характер тайпинской войны (1850-1864), и как следствие специфики государственного устройства.

В современных работах российских востоковедов (О.Е. Непомнин 6 , Л.С. Васильев 7 , С.Б. Сенюткин 8 и др.) антифеодальные аспекты движения не рассматриваются, антиманьчжурский характер движения не вызывает сомнения.

Позиции историков советской и постсоветской школы совпадают по проблемам: а) антиманьчжурской направленности войны; б) уравнительных утопических идеалов тайпинов. По остальным направлениям отмечаются разногласия.

В работах последних лет, в отличие от исследований советского периода, определение восстания как антиколониального, антизападного встречается все реже. Ибо тайпины, не только не воевали с европейскими колонизаторами, но и восприняли западные идеи. Л.С. Васильев считает, что Тайпинское восстание не было прямой реакцией на колониализм, оно было реакцией на социально-экономический кризис, вызванный колониализмом. Среагировало же китайское общество традиционным способом: тайпины хотели восстановить нарушенную норму, добиться социальной справедливости. Средством для достижения цели было привычное для Китая стремление создать новое государство, по обычной модели, но более справедливое 9 . Выступление тайпинов против буддизма доказывает антиманьчжурский характер движения. Необычными были христианские идеи, воспринятые тайпинами. Однако в сознании восставших они ничуть не противоречили традиционным китайским верованиям. Практика же привела к полному поглощению западных идей китайской конфуцианской традицией.

Хронологические рамки данной работы охватывают временной период со второй четверти XIX века до 1864 г. Мы рассматриваем не только непосредственно время существования Тайпинского государства, но также и предшествующий период для того, чтобы проанализировать социально-экономическую и политическую ситуацию в Китае в период, предшествующий Тапинскому государству.

Это государство восставших шахтеров и крестьян имело название Тайпин Тяньго, и оно было создано в середине XIX века (в Китае), на юго-востоке тогда обширной империи манчжурской династии Цин. Хроника существования Тайпин Тяньго определена в даты начала Тайпинской революции в г.Цзинтяне в 1851 году и по 1864 год (дата гибели государства в г.Нанкине).

Глава 1. Тайпинское восстание и строительство государства Тайпин Тяньго

1.1. Причины тайпинского восстания

Поднебесная империя в середине XIX столетия находилась в остром экономическом кризисе. На мировой рынок Китай вступает в качестве полуколонии европейских держав. Произошел развал структуры общества, покоившейся на сочетании мелкого крестьянского хозяйства с домашним ремеслом (в ряде местностей страны с тысячевековым укладом жизни указанная структура прекратила существование).

С конца XVIII в. капиталистические державы предприняли наступление на Китай с целью получить рынки сбыта и источники сырья.

С 1839 года англичане развернули против Китая военные действия, которые положили начало "опиумным войнам". Феодальная армия не могла противостоять первоклассно вооруженным сухопутным войскам и флоту Англии, а цинские власти показали полную неспособность организовать оборону страны.

В августе 1842 г. в Нанкине был подписан первый в истории Китая неравноправный договор. Этот договор открывал для торговли, кроме Гуанчжоу, еще четыре китайских порта. К Англии отошел остров Сянган (Гонконг). Цинское правительство обязалось также выплатить англичанам огромную контрибуцию, ликвидировать китайскую торговую корпорацию, монопольно занимавшуюся посреднической торговлей с иностранцами, и установить выгодный для Англии новый таможенный тариф 12 .

В 1843 году Нанкинский договор был дополнен протоколом, согласно которому иностранцам предоставлялось право экстерриториальности в создаваемых ими сеттльментах, где устанавливалась не подчиненная китайским властям система управления, содержались иностранные войска и полиция. Местные китайские власти должны были в открытых портах не только разрешать систему этих иностранных поселений, но и выделять для них земли и дома за "справедливую" арендную плату. Иностранцы полностью изымались из-под юрисдикции китайских судов, для них устанавливалась консульская юрисдикция. Вслед за Англией неравноправные договоры с Китаем были заключены США и Францией (1844 г.) 13 .

Увеличивающийся дефицит внешней торговли Китая приводил к отливу серебра за границу. Рост курса серебрянного ляна, рост налогов в медных вэнях. Авторитет Цинов подорван поражением в войне 1840.

Увеличивающийся дефицит внешней торговли Китая приводил к отливу серебра за границу. Рост курса серебрянного ляна, рост налогов в медных вэнях. Авторитет Цинов подорван поражением в войне 1840.

Веками китайцы совершенно не стремились ни с кем торговать. Вели замкнутый образ жизни, старались не пускать к себе иностранных купцов. Многовековая изолированность привела к тому, что они вообще не принимали ничего иностранного. Китайцы могут полностью обеспечить себя сами. Рынок Поднебесной империи не принимал ни английского сукна, ни даже индийского хлопка. А иностранцам очень хотелось торговать с Китаем. Но чем же их заинтересовать? Только опиумом 14 .

Тайпинское восстание в Китае (1850-1864 гг.) – одно из самых значимых событий в истории страны. Что послужило поводом к началу крестьянской войны и как это событие повлияло на дальнейшее развитие государства? Об этом читайте далее.

Китай накануне восстания

Поражение в Первой опиумной войне и дальнейшее активное вторжение в экономику страны иностранного капитала подорвали престиж правящей династии. И именно в это время в Китае зарождается новая оппозиционная идеология, отцом которой считается Хун Сюцюань.

Идеология тайпинов

Тайпинское восстание

Рассмотрим основные идеи учения Хун Сюцюаня.

Начало восстания и периодизация

Летом 1850 г. началось Цзиньтяньское восстание. Тайпины сочли обстановку в стране благоприятной для открытого выступления против государственной власти, во главе которой стояла династия Цин. 10 тыс. повстанцев сконцентрировались в районе деревни Цзиньтянь на юге провинции Гуанси.

11 января 1850 года было официально объявлено о начале восстания.

На первом этапе борьбы тайпины ставили своей главной целью освободить Китай. Цин (династия, которая правила здесь уже более 100 лет) была провозглашена вражеской и должна быть свергнута.

Восстание тайпинов

В целом, исследователи сходятся во мнении, что Тайпинское восстание в Китае прошло в своем развитии 4 основных этапа:

1 этап охватывает 1850-1853 гг. Это время блестящих успехов тайпинской армии. В сентябре 1851 года она захватила город Юнъань. Именно здесь были заложены основы тайпинского государства.

2 этап – 1853-1856 гг. Начало нового периода борьбы знаменует захват повстанцами города Нанкин. На этом этапе тайпины направили основные силы на расширение своего государства.

3 период крестьянской войны в Китае продолжался с 1856 по 1860 г. По времени он совпал со Второй опиумной войной.

4 этап охватывает 1860-1864 гг. Он ознаменовался открытой военной интервенцией западноевропейских держав в Китай и самоубийством Хун Сюцюаня.

Первый этап войны

В 1851 году тайпины двинулись на север Гуанси. Здесь они заняли город Юнъань, где и создали свое правительство.

В декабре 1852 года тайпинская армия двинулась вниз по течению реки Янцзы, на восток страны. В январе 1853 года им удалось занять стратегически важный регион – Трехградье Ухань, который включал такие города, как Учан, Ханьян и Ханькоу. Военные успехи тайпинской армии способствовали росту популярности идей Хун Сюцюаня среди местного населения, поэтому повстанческие ряды постоянно пополнялись. К 1853 году число восставших превысило 500 тыс. человек.

После захвата Трехградья Ухань повстанческая армия двинулась в провинцию Аньхуэй и заняла ее важнейшие города.

В марте 1853 года тайпины штурмовали один из крупнейших городов Китая Нанкин, который затем стал столицей их государства. Это событие ознаменовало конец первого и начала второго этапа крестьянской войны.

Тайпинское восстание в Китае

Организация тайпинского государства

Крестьянская война в Китае началась в 1850 году, и уже спустя год на юге страны было создано государство тайпинов. Рассмотрим основные принципы его организации подробнее.

Хун Сюцюань

Второй этап войны

Восстание тайпинов с 1853 года набирает новую силу. Начало нового этапа войны ознаменовал захват повстанцами крупнейшего китайского города Нанкина. В этот период тайпины вели активную борьбу за расширение границ своего новообразованного государства.

В мае 1853 года было принято решение о начале Северного похода. Его главной целью стал захват Пекина – столицы Китая. В Северный поход было отправлено две армии. В июне состоялся неудачный захват Хуайция. Далее войска двинулись в провинцию Шаньси, а затем – Чжили.

В октябре тайпинская армия подошла к Тяньцзиню (последнему форпосту на пути к Пекину). Однако к этому времени войска были сильно ослаблены. Кроме того, наступила суровая зима. Тайпины страдали не только от холода, но и от недостатка провианта. Тайпинская армия потеря много бойцов. Это все привело к поражению повстанцев в Северном походе. В феврале 1854 года отряды оставили провинцию Тяньцзинь.

Фактически одновременно с Северным начался и Западный поход тайпинской армии. Повстанческие войска возглавил Ши Дакай. Целью этого похода было расширение границ тайпинского государства к западу от Нанкина и захват новых территорий по среднему течению реки Янцзы. В июне восставшим удалось вернуть утерянный ранее город Аньцин, а затем – и другие важные пункты. Зимой 1855 года армия Ши Дакая вновь завоевала города Трехградья Ухан.

В целом, Западный поход был весьма успешным для тайпинов. Границы их государства значительно расширились к западу от столицы Нанкина.

Империя Цин

Кризис государства тайпинов

Несмотря на ряд успешных военных походов, в 1855 году в новообразованном государстве начался кризис, который охватил все сферы жизни общества. Восстание тайпинов охватило широкие территории и встретило большую поддержку населения. Однако его предводители не смогли реализовать большинство своих планов, а Конституция государства стала, по своей сути, утопической.

В это время значительно увеличилось количество князей. В 1856 году их уже было не 4, а более 200. Кроме того, тайпинские вожди начали отдаляться от простых крестьян. К средине войны о всеобщем равенстве и братстве уже никто не говорил.

Кризис охватил и саму систему власти. По сути, тайпины разрушили старое государственное устройство и взамен не смогли организовать правильную систему. В это время обострились разногласия и между правителями. Апогеем этого стал государственный переворот. В ночь на 2 сентября 1860 года были убиты Ян Сюцин и его семья. Страну охватила волна террора. Уничтожались не только сторонники Ян Сюцина, а и других ванов (Ши Дакая). Государственный переворот 2 сентября 1860 года стал переломным моментом в истории крестьянской войны и ознаменовал начало ее третьего этапа.

Вторая опиумная война

Начало третьего этапа борьбы тайпинов против манчжурской династии ознаменовала Вторая опиумная война. Тайпинское восстание в это время потеряло свое мощь, а новообразованное государство было вынуждено существовать в условиях военной агрессии западных государств.

В 1857 году объединенные англо-французские войска захватили Гуанчжоу. Спустя год они оккупировали Тяньцзинь – стратегически важный пункт, который находился на подступах к Пекину.

В 1858 году был подписан Тяньцзиньский мирный договор. Империя Цин была вынуждена капитулировать. Однако перед самой ратификацией мирного договора император Китая объявил о продолжении войны.

В августе 1860 года англо-французские войска вновь оккупировали Тяньцзинь. Решающее сражение состоялось 21 сентября у моста Балицяо (в районе Тунчжоу). Китайская армия была разбита. В октябре 1860 года объединенные англо-французские войска подошли к Пекину. Китайское правительство было вынуждено приступить к переговорам.

25 октября 1860 года была подписана Пекинская конвенция. Основные ее результаты сводились к следующим положениям:

  1. Англия и Франция получили исключительное право создавать в Пекине свои посольства.
  2. В Китае было открыто для иностранной торговли 5 новых портов.
  3. Иностранцы (купцы и дипломаты) получили право свободно передвигаться по территории страны.
  4. Тяньцзинь объявлялся открытым городом.

Династия Цин

Четвертый этап и завершение восстания

Тайпинское восстание в 1860-1864 гг. уже не было таким мощным. Кроме того, новообразованное государство было вынуждено перейти от активных военных действий к обороне. Четвертый период крестьянской войны в Китае характеризуется переходом США, Англии и Франции к открытой военной интервенции в страну.

В начале 60-х гг., несмотря на ослабление армии, тайпинам удалось одержать ряд крупных побед. Войска под руководством Ли Сючена направились в приморские провинции. Здесь им удалось завоевать крупные порты – город Хуанчжоу и другие центры Чжэцзян и Цзянсу. Кроме того, тайпины совершили два похода на Шанхай. Однако захватить город им так и не удалось.

В 1861 году началось наступление контрреволюционных сил.

В то же время Англия, Франция и США перешли к открытой интервенции против тайпинов. В 1863 году северное побережье реки Янцзы оказалось под контролем династии Цин. Тайпины затем были вынуждены покинуть все приморские провинции.

В 1864 году манчжурские подразделения при поддержке западноевропейских войск окружили Нанкин. В результате было уничтожено более 100 тыс. тайпинов. В городе начался сильный голод.

Хун Сюцюань осознал всю безвыходность положения и покончил жизнь самоубийством. После его смерти руководство обороной Нанкина перешло в руки Ли Сючэна. В июле 1864 года императорские войска взорвали крепостные стены города и ворвались в столицу Тайпин Тяньго. Ли Сючэну с небольшим отрядом удалось покинуть Нанкин. Однако после он был схвачен и казнен.

Таким образом, в 1864 году война тайпинов подошла к концу. Их основные силы были уничтожены, а руководители восстания казнены. Последние очаги сопротивления императорские войска подавили в 1868 году.

Крестьянская война в Китае

Итоги и последствия крестьянской войны

Для империи Цин восстание тайпинов стало серьезным потрясением. Оно подорвало основы феодального строя и экономики страны. Были разрушены города и крупные порты, восстание привело к массовому истреблению населения Китая.

Тайпин Тяньго стало большим социальным экспериментом, в который были вовлечены широкие крестьянские массы.

Крестьянская война также оказала значительное влияние на положение династии Цин. Ее позиции в стране пошатнулись, и была утеряна поддержка населения. Для подавления массовых выступлений правящая верхушка была вынуждена обратиться за помощью к крупным землевладельцам. Это привело к усилению позиций помещиков. Как следствие, этнические ханьцы (китайцы) все чаще стали принимать участие в управлении страной, а в государственном аппарате уменьшилось число манчжур. В 60-х гг. в Китае происходит укрепление региональных группировок. Это также приводит к ослаблению позиций центральной власти.

Кроме того, средина XIX века в истории Китая ознаменовалась рядом других крупных восстаний.

Более 18 лет длилась война народности мяо в районе Гуйчжоу. В 1862 году началось крупное восстание дунганского народа, которое охватило провинции Шаньси и Ганьсу. В 1855 году в районе Юньнани вспыхнула антиправительственная война. Участие в ней принимала народность хуэй, исповедовавшая ислам. Все эти восстания оказали значительное влияние на дальйнешее развитие Китая и его взаимоотношения с западноевропейскими государствами.

Но новая секта или новое тайное общество отличалось от прежних тем, что было основано на преломлённом в китайском сознании христианстве.

Китайский брат Иисуса Христа

Сын зажиточной сельской семьи Хун Сюцюань трижды ездил в Кантон, посвятив первые 30 лет жизни неудачным попыткам сдать пресловутые экзамены на чиновничью должность. Именно там он познакомился с китайскими переводами христианских книг и проповедей, а перегруженный конфуцианской схоластикой мозг и жестокое разочарование в традиционном миропорядке (провал на экзаменах означал конец мечтам о карьере) породили сначала духовный кризис, а подом прозрение, иллюминацию и религиозно-политическую экзальтацию, ставшую началом нового учения и государства.

​Государственные экзамены на чиновничий чин, средневековый китайский рисунок. Общегосударственная система экзаменов существовала в Китае свыше тысячелетия вплоть до 1905 года - Восстание тайпинов: младший брат Христа против Конфуция | Военно-исторический портал Warspot.ru

Государственные экзамены на чиновничий чин, средневековый китайский рисунок.
Общегосударственная система экзаменов существовала в Китае свыше тысячелетия вплоть до 1905 года

Подобно христианским святым Хун, после третьего провального экзамена, ставшего для него концом прежней жизни, 40 дней и ночей находился при смерти, бредя стихами, в которых смешивал христианские элементы с традиционными китайскими. Выздоровев, он уже не думал о сдаче экзаменов, а намеревался изменить мир. Ведь он уже был братом Иисуса Христа…

К счастью для нового мессии, у него оказались очень практичные последователи, как выяснится в близком будущем, наделённые недюжинными организаторскими и военными талантами. Таков был Ян Сюцин, сын нищих крестьян из соседней провинции Гуанси, сменивший немало занятий и оказавшийся безработным после того, как по итогам опиумной войны центр иностранной торговли переместился из Кантона в Шанхай. Ян вряд ли до конца верил в то, что уважаемый им учитель Хун — родной сын Иеговы и брат Иисуса, но это не помешало ему объявить себя вторым младшим братом бога-сына. И уж тем более, подобно всем пассионарным личностям, он искренне считал себя ничем не хуже Христа или маньчжурского императора.

​Китайский рисунок на библейскую тематику. Преломлённое в средневековом китайском сознании христианство оказалось способно породить и не такие сюжеты… - Восстание тайпинов: младший брат Христа против Конфуция | Военно-исторический портал Warspot.ru

Китайский рисунок на библейскую тематику. Преломлённое в средневековом китайском сознании христианство оказалось способно породить и не такие сюжеты…

В 1847 году Хун Сюцюань приехал в Кантон к протестантским миссионерам из США, чтобы принять обряд крещения. Но это были уже не те христиане первых веков, что сокрушили рабовладельческую империю Рима – испугавшись странного китайца, американский священник отказался его крестить.

Богоискатели не сразу превратились в повстанцев. Местные власти гоняли непонятных проповедников, потом стали сажать в тюрьму и освобождать за взятки. Через семь лет новое учение охватило значительные массы, а секта превратилась в разветвлённую подпольную организацию, с лета 1850 года начавшую подготовку к открытому восстанию.

​Хорошо видна обязательная мужская причёска в империи Цин – выбритый спереди лоб и длинная коса сзади. Фото XIX века - Восстание тайпинов: младший брат Христа против Конфуция | Военно-исторический портал Warspot.ru

Хорошо видна обязательная мужская причёска в империи Цин – выбритый спереди лоб и длинная коса сзади. Фото XIX века

В дальнейшем, в ходе затянувшейся гражданской войны, когда отдельные города и районы не раз переходили из рук в руки, особо хитрые и конформистские обыватели умудрялись, отрастив волосы, сохранять и косу, скрывая её под головными уборами от тайпинов, чтобы в случае возвращения маньчжуров, быстренько сбрив лишнее, предъявить этот знак верноподданности маньчжурской династии.

Помимо кос, тайпины отменили и традиционный для конфуцианского Китая обычай бинтования женских ног. Вообще, женщины у тайпинов получили равный социальный статус и на первом этапе движения в их армии существовали даже особые женские отряды.

Эти особенности движения и превратили восстание тайпинов в сложную и долгую гражданскую войну – выродившуюся династию Цин с их разложившимся военно-бюрократическим аппаратом от китайских революционеров спасли китайские же традиционалисты, убеждённые конфуцианцы, вступившие в шаткий союз с последними маньчжуро-монгольскими пассионариями.

Именно Цзэн Гофань и его ученик и соратник по гражданской войне Ли Хунчжан в ходе борьбы с тайпинами положат начало новой, уже не средневековой китайской армии, которая спасет династию Цин для того, чтобы в начале XX века сбросить её с трона, а к середине столетия исчезнуть под ударами наследников тайпинов – китайских коммунистов, которые в свою очередь создадут новую армию, одну из крупнейших в нашем XXI веке.

Но оставим историческую диалектику и вернёмся к тайпинам.

Традиционное для всех тайных обществ подчинение авторитетам помогло тайпинам в самом начале движения сформировать отличный военный костяк с железной дисциплиной, храбростью и преданностью, основанными на религиозном (а по сути политическом) фанатизме. Среди лидеров тайпинов было немало образованных людей, знакомых с древнекитайскими военными трактатами, в то же время они не были скованны присущей цинским военным чиновникам косностью и стереотипами.

Читайте также: