Тайна следствия и судопроизводства кратко

Обновлено: 02.07.2024

Тайпу следствия и судопроизводства составляют сведения, которые стали известными лицу в связи с его участием в оперативно-розыскной или в следственно­судебной процессуальной деятельности.

Как правовая категория тайна следствия и судопроизводства объединяет следующие разновидности информации с ограниченным доступом: тайну предварительного расследования, тайну оперативно­розыскной деятельности, тайну совещания судей, тайна совещания присяжных заседателей и тайну закрытого судебного заседания.

Статьи 182 и 183 УПК РФ закрепили гарантии информационной безопасности граждан и юридических лиц при производстве обыска и выемки. Следователь должен принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе обыска обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого был произведен обыск, 1 Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ//СЗ РФ 2001.24 декабря. N 52 (I ч.), ст. 4921.

его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится следователем исключительно с санкции прокурора.

На сохранение тайны предварительного расследования направлено содержание стати 217 УПК РФ. Право обвиняемого и его защитника на выписывание любых сведений и копирование материалов уголовного дела ограничивается применительно к документам, содержащим информацию с ограниченным доступом. Копии документов и выписки из уголовного дела, в котором содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, хранятся при уголовном деле и предоставляются обвиняемому и его защитнику только во время судебного разбирательства.

20 Закона). Не могут быть предметом цензуры предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых, адресованные в органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения (ст. 21 Закона).

В отдельных случаях тайной предварительного расследования может признаваться факт задержания подозреваемого. Согласно ст. 96 УПК дознаватель, следователь или прокурор не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого должен уведомить кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии - других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому

1 Статья 17 Федсрхзьного закона от 15 июля 1995 г. N 1ОЗ-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых н обвиняемых в совершении престу ПЛСНИЙ7/СЗ РФ 1995 г. 17 июля. N 29, ст. 2759.

подозреваемому. Однако при необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания, уведомление с санкции прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.

При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе сохранить в тайне данные об их личности, нс указывая их в протоколе следственного действия. В этом случае следователь с согласия прокурора выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу (п. 9 ст. 166 УПК РФ).

Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда (ст. 5 Закона).

1 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" ст. ст. 5,6,8,9 И Российская газета. 1995.18 августа.

Нормы о тайне совещания судей присутствуют в каждой процессуальной отрасли права России. Как важный элемент се использует арбитражно-процессуальное (ст.ст. 167, 184, 270, 288 АПК РФ), гражданско-процессуальное (ст.ст. 194, 364 ГПК РФ) и уголовно-процессуальное (ст.ст. 298, 328, 333, 341, 381 УПК РФ) законодательство. Особое место нормы об обеспечении тайны занимают в третейском судопроизводстве. Имеющая глубокие исторические корни несудебная форма разрешения гражданско-правовых споров 2 в современном законодательстве исходит из необходимости неукоснительного соблюдения конфиденциальности третейского разбирательства.

В своей совокупности данные нормы представляют собой правовой механизм, обеспечивающий реализацию международно-правовых обязательств России. Так, вместе с другими государствами - участниками ООН Российская Федерация признала для себя обязательным правило, согласно которому судьи обязаны хранить профессиональную тайну в отношении своей работы и конфиденциальной информации, полученной в ходе выполнения ими своих обязанностей, за исключением

1 См. также ст. 19 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации'7/СЗ РФ 1995. 10 апреля. N 15. ст. 1269.

2 О третейских судах см. подробнее: Воложанин В.П. Несудсбные формы разрешения гражданскоправовых споров. Свердловск, Среднеуральское книжное издательство, 1974.204 с.

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Фсдсрации'7/Российская газета.- N 137,- 2002.-27 июля

случаев открытого судебного разбирательства, и нс должны принуждаться к даче показаний по таким вопросам *.

Как механизм судопроизводства тайна совещания судей, с одной стороны, призвана обеспечивать объективность и беспристрастность принятия судьями решения, не допускает вмешательства в процесс выработки решения третьих лиц. C другой стороны, оставляя в неизвестности для третьих лиц информацию о выводах и суждениях конкретных судей, тайна совещании судей создаст оптимальные условия для принятия коллегиального решения, распределяет моральную ответственность за принятое решение между всеми участниками совещания, то есть, в конечном счете, делает ответственным за принятое решение государственную власть.

Как разновидность информации с ограниченным доступом тайна совещания судей представляет собой любые сведения, ставшие известными судьям в связи с принятием решения (постановлением приговора) в коллегиальном прядке. Сохранность тайны совещания судей обеспечивается процессуальными правилами, согласно которым в помещении, в котором суд проводит совещание и принимает судебный акт, могут находиться только лица, входящие в состав суда, рассматривающего дело. Доступ в это помещение других лиц, а также иные способы общения с лицами, входящими в состав суда запрещается. Судьи нс вправе сообщать кому бы то ни было сведения о содержании обсуждения при принятии судебного акта, о позиции отдельных судей, входивших в состав суда, и иным способом раскрывать тайну совещания судей (ст. 167 АПК РФ, ст. 194 ГПК РФ, ст. 298 УПК РФ).

Нарушение правила о тайне совещания судей является безусловным основанием отмены соответствующего судебного акта (ст. 270 АПК РФ, ст. 364 ГПК РФ, ст. 381 УПК РФ).

Тайна совещания присяжных заседателей аналогична тайне совещания судей. Согласно ст. 341 УПК РФ, вынесение вердикта присяжными заседателями производится в совещательной комнате, где присутствие иных лиц, за исключением коллегии присяжных заседателей, не допускается. Присяжные заседатели нс могут разглашать суждения, имевшие место во время совещания. Факт нарушения тайны

1 Пункт 15 Основных принципы независимости судебных органов (приняты седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Милан (Италия), 26 августа - 6 сентября 1985 г., одобрены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 1985 г. N 40/146)//Совстская юстиция. 1991. N 16. стр. 27

совещания присяжных заседателей является основанием отмены приговора (ст. 381 УПК РФ).

Большое значение в судопроизводстве имеет тайна закрытого судебного заседания 1 . Представляя собой исключение из общего принципа гласности судопроизводства, она гарантирует законные интересы тех участников судебного процесса, которые имеют право на сохранение в тайне информации с ограниченным доступом, раскрываемой в судебном заседании. Основное правило данного правового режима сводится к возможности суда отступить от конституционного принципа открытости судебного заседания, в случае, когда рассмотрение дела в обычном порядке может привести к нарушению государственной или иной охраняемой законом тайны (ст. 11 АПК РФ, ст. 10 ГПК РФ, ст. 241 УПК РФ). Участники судебного процесса под угрозой юридической ответственности обязаны сохранять в тайне любые сведения, полученные на закрытом судебном заседании.

В целом, анализ законодательства о тайне следствия и судопроизводства обнаруживает следующие недостатки.

Наряду с указанной теоретико-практической проблемой, законодательство о тайне следствия и судопроизводстве вызывает также ряд замечаний прикладного характера 2 .

1 См.: Бозров В. Гласность и тайна в уголовном процессе //Российская юстиция,- 2002.- № 2.

2 См. также: Сергеев В. Адвокат и "секретные материалы"//Бизнес-алвокат.- 2001.- № 13

Так ст. 182 УПК РФ, регламентирующая основания и порядок производства обыска, обязывает следователя принимать меры к обеспечению информационной безопасности только физических лиц. Возможность разглашения коммерческой тайны и иной конфиденциальной информации юридических лиц остается без внимания.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ, который наряду с всеобщей обязанностью неразглашения данных предварительного расследования предусматривает прямые аналогичные обязанности конкретных участников судопроизводства (потерпевшего, свидетеля, защитника и т.д.), не содержит нормы, прямо обязывающей не разглашать тайну предварительного расследования прокурора, следователя или дознавателя. Включение такой нормы в состав УПК РФ, на наш взгляд, сделает механизм привлечения прокурора, следователя или дознавателя к ответственности за разглашение тайны предварительного расследования более эффективным.

Механизм привлечения к ответственности судей, следователей и иных держателей тайны следствия и судопроизводства имеет и более существенные недостатки. Действующее законодательство практически не содержит норм, предусматривающих юридическую ответственность за разглашение тайны следствия и судопроизводства. Исключение составляет лишь ст. 310 УК РФ, признающей преступлением разглашение данных предварительного расследования лицом, предупрежденным в установленном законом порядке о недопустимости их разглашения, если оно совершено без согласия прокурора, следователя или лица, производящего дознание.

Как видно из приведенных примеров, недостатки действующего законодательства о тайне следствия и судопроизводства во многом связаны с отсутствием надлежащего доктринального фундамента. Теория, а вслед за ней и законодательство надлежащим образом не отвечают на основные вопросы о правовой природе, понятии, признаках и видах тайны следствия и судопроизводства, ее субъектном составе и месте в общей информационной системе.

Отвечая на поставленные вопросы, мы предлагаем рассматривать тайну следствия и судопроизводства как разновидность информации с ограниченным доступом и вид профессиональной тайны. Данный вывод сделан па основании ранее разработанного в настоящем исследовании определения профессиональной тайны.

От других видов профессиональной тайны тайну следствия и судопроизводства отличает, прежде всего, се субъектный состав и способы возникновения данного правового режима в отношении конкретных сведений.

Держателями и распорядителями тайны следствия и судопроизводства выступают, как правило, специальные субъекты оперативно-розыскной и следственно-судебной процессуальной деятельности, которые осуществляют свои обязанности на профессиональной основе: судьи, следователи, прокуроры, дознаватели, должностные лица органов оперативно-розыскной деятельности и т.п. Права и обязанности, в том числе обязанности по сохранению профессиональной тайны возникают для указанных лиц с момента вступления в соответствующую должность. C этого момента любая ставшая известная им при исполнении должностных обязанностей информация становится профессиональной тайной, при условии, если такая информация обладает общими признаками информации с ограниченным доступом.

Вместе с тем, обязанность по неразглашению тайны следствия и судопроизводства может возлагаться и на непрофессиональных участников оперативно-розыскной и судебно-следственной деятельности: граждан,

содействующих оперативно-розыскной деятельности, свидетелей, потерпевшего, гражданского истца и т.п. Обязанность по неразглашению тайны следствия и судопроизводства возникает у указанных лиц с момента, когда они предупреждены об ответственности за разглашение полученной информации (ст. 161 УПК РФ, 10 ГПК РФ).

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что тайна следствия и судопроизводства должна рассматриваться как элемент единой системы информации с ограниченным доступом, обладающая особыми признаками как вид профессиональной тайны. Такой подход позволяет не только внести ясность в теоретические вопросы оборота тайны следствия и судопроизводства, дополнить единый теоретический фундамент информации с ограниченным доступом как правового явления и создать условия гармоничного развития этого правового института. Он позволяет ответить на ряд практических вопросов о понятии, признаках, видах и субъектном составе тайны следствия и судопроизводства, что имеет принципиальное значение в повседневной правореализации.

Каждое преступление расследуется уполномоченными правоохранительными органами путем производства дознания или следственных действий, целью которого является сбор доказательств и поиск виновных лиц.

Уголовно-процессуальным кодексом РФ разглашение данных следствия запрещено.

К тайне следствия относятся сведения о:

  1. планировании расследования и следственных версиях;
  2. полученных доказательствах;
  3. применяемых в отношении участников расследования мерах безопасности;
  4. тактике, ходе и результатах проведения следственных действий;
  5. личности, месте жительства и других данных должностных лиц, ведущих следствие;
  6. родственниках и близких работников правоохранительных органов, принимающих участие в расследовании, свидетелей, потерпевших, обвиняемых, подозреваемых, либо лиц, которые могут ими стать.

Под запретом разглашения находятся не все сведения, относящиеся к уголовному делу, а только те, которые получены следственными органами в процессе расследования и отражены в материалах уголовного дела.

Данные расследования могут быть обнародованы лишь с разрешения следователя, дознавателя и только в том объеме, который ими будет признан допустимым. Разглашение данных о частной жизни участников следствия без их согласия не допускается.

Максимальное наказание за данное преступление – арест на срок 3 месяца (ст. 310 Уголовного кодекса РФ).

Прокуратура
Санкт-Петербурга

24 марта 2021, 07:55

Тайна следствия

Каждое преступление расследуется уполномоченными правоохранительными органами путем производства дознания или следственных действий, целью которого является сбор доказательств и поиск виновных лиц.

Уголовно-процессуальным кодексом РФ разглашение данных следствия запрещено.

К тайне следствия относятся сведения о:

  1. планировании расследования и следственных версиях;
  2. полученных доказательствах;
  3. применяемых в отношении участников расследования мерах безопасности;
  4. тактике, ходе и результатах проведения следственных действий;
  5. личности, месте жительства и других данных должностных лиц, ведущих следствие;
  6. родственниках и близких работников правоохранительных органов, принимающих участие в расследовании, свидетелей, потерпевших, обвиняемых, подозреваемых, либо лиц, которые могут ими стать.

Под запретом разглашения находятся не все сведения, относящиеся к уголовному делу, а только те, которые получены следственными органами в процессе расследования и отражены в материалах уголовного дела.

Данные расследования могут быть обнародованы лишь с разрешения следователя, дознавателя и только в том объеме, который ими будет признан допустимым. Разглашение данных о частной жизни участников следствия без их согласия не допускается.

Максимальное наказание за данное преступление – арест на срок 3 месяца (ст. 310 Уголовного кодекса РФ).

УПК РФ Статья 161. Недопустимость разглашения данных предварительного расследования

(в ред. Федерального закона от 17.04.2017 N 73-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Данные предварительного расследования не подлежат разглашению, за исключением случаев, предусмотренных частями второй, четвертой и шестой настоящей статьи.

2. Данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя или дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

4. Запрет на предание гласности данных предварительного расследования не распространяется на сведения:

1) о нарушении закона органами государственной власти и их должностными лицами;

2) распространенные следователем, дознавателем или прокурором в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или иным публичным способом;

3) оглашенные в открытом судебном заседании.

5. Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия, а также данных о частной жизни несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего возраста четырнадцати лет, без согласия его законного представителя не допускается.

6. Не является разглашением данных предварительного расследования:

1) изложение сведений по уголовному делу в ходатайствах, заявлениях, жалобах и иных процессуальных документах по этому делу, а также в заявлениях и иных документах, подаваемых в государственные и межгосударственные органы по защите прав и свобод человека;

2) предоставление сведений по уголовному делу лицу, привлекаемому к участию в этом деле в качестве специалиста, при условии дачи им письменного обязательства о неразглашении указанных сведений без согласия следователя или дознавателя.


В век высоких технологий и молниеносного обмена информацией крайне сложно что-то утаить. Особенно информацию организации, в которой большое количество работников. Даже если доступ к таким данным имеет только один работник, конфиденциальность сохраняется лишь до поры до времени – обмен информацией заложен в человеческой природе. Поэтому так важно сохранить ее конфиденциальность.

СВЕДЕНИЯ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188. Согласно этому документу к конфиденциальной информации относятся сведения:

ТАЙНЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ…

Тайна в широком смысле этого слова – конфиденциальная информация, распространение которой возможно лишь в определенных ситуациях.

Иными словами, информация – это не только документы или файлы с какими-то данными. Информация – это все, что нас окружает: услышанное на переговорах и совещаниях, увиденное в документах на различных носителях – как материальных, так и электронных, написанное собственноручно или напечатанное с помощью технических средств, нарисованное или начерченное в любом виде и пр.

То есть то, что мы видим, слышим, созерцаем, и есть информация, представленная в самых разнообразных формах. Федеральный закон № 149-ФЗ также дает определение конфиденциальности информации, понимая под этим обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя (п. 7 ст. 2).

Поскольку нас интересует соблюдение тайны работниками организации, перечислим виды тайн (с указанием НПА, их регулирующих), которые чаще всего встречаются в организациях:

• информация о содержании корпоративного договора, заключенного участниками непубличного общества (ст. 67.2 Ч. 1 ГК РФ);

• информация о новых решениях и технических знаниях, если она получена сторонами по договору подряда (ст. 727 Ч. 2 Гражданского кодекса РФ);

• сведения, касающиеся предмета договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, хода их исполнения и полученных результатов, если иное не предусмотрено договорами (ст. 771 Ч. 2 ГК РФ);

Читайте также: