Сысертский фарфоровый завод история кратко для детей

Обновлено: 05.07.2024

Что общего у денег и почтового рожка? Как это неудивительно, но они родственники. В стародавние.

Christie’s выставила на торги русские книги

Собрание литературных произведений с иллюстрациями русских авангардистов Поля Дестриба будут.

Древнейшие произведения искусства

Считается, что искусство настолько же древнее, как сам человек, и это действительно так. Более.

Наша рассылка

Сысертский фарфор — это продукция уральского завода, который один из немногих сумел сохранить производство тонкостенной керамики. При этом качество продукции всегда остается на высоком уровне.

В настоящее время завод выпускает большое количество изделий:

  • посуду;
  • сервизы;
  • сувенирную продукцию;
  • вазы и др.

Однако большая часть ассортимента предназначается для церкви. Церковная утварь создается для Екатеринбургской епархии. Практически все производимые изделия расписываются вручную по специальным технологиям, которые были характерны для старинных промыслов.


Родоначальником данного вида фарфоровых изделий принято считать Н. И. Иноземцева, который был керамистом. Он приехал в Екатеринбург в 1963 году. Урал всегда славился своими гончарными мастерами. Уже в то время в этом регионе сложился свой самобытный стиль изготовления гончарных изделий гармоничных пропорций и росписью с растительными мотивами.

Сысертский фарфор

Предпосылки создания производства

Родоначальником художественного фарфора в Сысерти считается керамист Николай Сергеевич Иноземцев. Он прибыл в небольшой городок под Свердловском (сегодня Екатеринбург) в 1963 году, сразу по окончании Абрамцевского училища им. Васнецова. Уральский регион издавна славился своими гончарами, которые работали на местных белых и цветных глинах. Здесь сформировался свой особый стиль с гармоничными пропорциями, плавными, округлыми линиями и росписью широким мазком. Аналогичная техника характерна также для Гжели, когда растительные мотивы наносились одним движением кисти с разным нажимом.

Сысертский фарфор - сервиз

Уральские гончары отдавали предпочтение функциональной посуде: кринкам, горшкам, кувшинам, корчагам, кубышкам (квадратные бутыли для масла), кружкам и латкам (аналоги современной утятницы). Производство сосредотачивалось вокруг крупных глиняных месторождений под Оренбургом, Пермью, Уфой и Челябинском. В екатеринбургской области гончарным делом славился Невьяновский район, в частности две деревни – Верхние и Нижние Таволги.

Сысертский фарфор - описание

Первый фарфор

Первые попытки изготовить малую пластику на основе каолинового сырья предприняла в 1953 году местная керамистка Н. И. Меньшикова под руководством технолога И. А. Корюкова. Эксперименты по изготовлению статуэток и кукольных головок проводились при содействии Загорского НИИ игрушки. Меньшикова использовала каолин из Верхнесысертского карьера и кварц из отвалов золотоносных приисков. Изделия обжигались при температуре 1280°С, что недостаточно для создания действительно высококачественного тонкостенного фарфора. Кроме того, пробные образцы Меньшиковой имели заметный сероватый оттенок из-за примесей железа и слюды.

На новый уровень предприятие поднял Николай Сергеевич Иноземцев, целенаправленно занимавшийся развитием художественного направления. Прежде чем приступить к реорганизации, молодой специалист, при содействии загорского технолога, занимался изучением особенностей производства, а также искал подходящее сырьё, ориентируясь на карту каолиновых месторождений Урала. В результате завод стал использовать глину из Кыштыма в Челябинской области, которая позволяла выпускать тонкостенную, белоснежную посуду и предметы декора. Золото, люстр и пигменты для росписи поставлялись Дулёвским фарфоровым заводом.

Сысертский фарфор

  1. Скульптор и художник Н. Ф. Малышев, ведущий специалист и модельмейстер, также выпускник Абрамцевского училища,
  2. С. И Синявская – автор большинства образцов мелкой пластики.
  3. Скульптор В. Н. Прокопченко, создававший преимущественно, композиции сказочной тематики.
  4. Художник-живописец М. Я. Рачгус.

Автор уральских сказов родился в Сысерти, а свои знаменитые произведения писал, большей частью, в Свердловске. Рождённые творческим воображением Бажова персонажи – хозяйка Медной горы, Данила-мастер, Огневушка-поскакушка, Дарёнка и другие, словно созданы для воплощения в фарфоре, который обладает большими выразительными возможностями.

Сысертский фарфор

Флагман российской индустрии

В 1966 году был построен ещё один заводской корпус, что позволило эффективнее организовать производственный процесс. Тогда же предприятие окончательно перешло на выпуск высокохудожественных изделий с максимальным процентом ручного труда. Продукция уральского производителя стала регулярно выставляться на ВДНХ, наряду с флагманами отечественной индустрии керамики.

Сысертский фарфор - фигурки

Сысертский фарфор - подарочные изделия

Роза ругоза

Сысертский фарфор

Смена названия и статус народных промыслов

В 1977 году предприятие переименовали в Сысертский завод художественного фарфора. А ещё 3 года спустя на его базе была создана творческая лаборатория, занимавшаяся улучшением технологии производства и повышением качества сысертской тонкостенной керамики. Соответствующей мировым стандартам белизны и просвечивамости достигли повышением температуры обжига в электропечах современной конструкции. Производство было модернизировано, многие трудоёмкие процессы переведены в полуавтоматический режим. Однако расписывали изделия только вручную, что делало каждое из них неповторимым. Тонкие колористические эффекты достигались, благодаря применению цветных люстров, придававших посуде и статуэткам жемчужный блеск.

Иконостасы

Сысертский фарфор - иконостас

Несмотря на новизну работы с фаянсом, технология обработки которого близка к фарфору, но всё же отличается, сысертские мастера великолепно справились с задачей. Изготовление мастер-моделей для 300 элементов иконостаса впервые велось с применением компьютерной 3D-графики. Впоследствии предприятием был выполнен аналогичный проект для Храма-на-крови в Екатеринбурге, построенного на месте гибели Николая II и его семьи. Сегодня иконостасы входят в перечень продукции, выпускаемой Сысертским фарфоровым заводом. С 2006 года 50% акций предприятия принадлежат Екатеринбургской епархии.

Клейма

Сысертский фарфор маркировался клеймами трёх типов. С 1962 по 1977 годы использовался логотип СКЗ в конструктивистском стиле. Внутри надписи, нанесённой красным цветом, могло располагаться название города-производителя.

Сысертский фарфор - клейма

Я уже писала о том, как в прошлый приезд открыла для себя Сысертский фарфоровый завод. Тогда я была очень удивлена и восхищена изделиями завода. А в этот приезд решила познакомиться с производством поближе.

Сысертскую глину для производства посуды использовали еще в 18 веке, но настоящий фарфоровый промысел появился в середине 20 века. Разработкой производства именно художественного фарфора занимался Николай Сергеевич Иноземцев. Его стараниями был создан материал из уральских минералов, который превращался в легкий, белый, почти прозрачный фарфор.

Роза пишется одним движением кисти – с поворотом и разной степенью нажима от края к центру. И по ним легко распознать сысертские сервизы. А тема сказок нашла себя не только в посуде, но и в разнообразных статуэтках. Сегодня все эти линейки продолжают выпускаться.

В советский период фабрика обеспечивала фарфором Уральский регион. После перестройки у завода были трудные времена, но производство сохранилось и даже были найдены новые рынки. Сысерть нашла себя в выпуске фаянсовых алтарей и всякого церковного убранства.

sysertskiy-farforoviy-zavod02

sysertskiy-farforoviy-zavod05

И сто лет назад, и сейчас производство фарфоровых изделий — сложный и трудоёмкий процесс, в котором преобладает ручной труд. Прежде всего, нужно отлить форму, для чего из глины сначала готовят фарфоровую массу, предварительно размолов глину в шаровых мельницах. Подготовленная масса поступает в литейно-формовочный участок, где вручную заливается в гипсовые формы. Затем застывшая форма подвергается ручной доработке, и проводится ее глазурование. После этого форму обжигают и расписывают. Выполненные вручную цветочные орнаментальные декоры — отличительная особенность сысертского фарфора. А фирменными небольшими скульптурами завода являются персонажи сказов Бажова, который родился и жил в Сысерти.

sysertskiy-farforoviy-zavod03

sysertskiy-farforoviy-zavod04

Завод изготавливает фарфоровые иконостасы. И хотя фарфор — материал хрупкий, иконостас очень прочен, так как в основе сооружения — металлический каркас, на который крепятся фарфоровые детали. Вершину иконостаса венчает литой фарфоровый крест. Сысерсткие иконостасы украшают храмы Верхотурья, Невьянска, Екатеринбурга, храмы России, Италии и Греции.

Читайте также: