Связанная речь это кратко

Обновлено: 08.07.2024

Речь — это практическое применение языка, цель которой общение с людьми. Она возникает и развивается наряду с мышлением и присуща людям, чтобы удовлетворить потребность в общении друг с другом, передачи знаний и навыков.

Приходит момент, когда ребенок, накопив достаточный словарный запас, пытается высказать свои желания или беспокойства.

Наступает момент постановки связной речи. Теперь задачей родителей и педагогов стает комплектное обучение малыша навыкам общения.

Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка

Связная речь — это структурный компонент общения, имеющий сочетающиеся между собой законченных фраз, которые также объединены общей темой. Развернутое, логически выдержанное, грамотное, последовательное изложение своих мыслей — это характеристики связной речи.

То есть это не набор слов, сформированных в речевых центрах, это последовательность мыслей по данной (предложенной) теме, которая будет понятна собеседнику. Главная функция связной речи — социальная. Для ребенка важно:

  • устанавливать коммуникативные связи;
  • грамматически правильно пользоваться русским языком, словарным составом;
  • научиться регулировать и контролировать поведение.

Виды связной речи

Связная речь используется в двух формах — в монологических и диалогических высказываниях.

Диалог и монолог в связной речи дошкольников

При диалогической речи надо уметь четко задавать вопросы, чтобы побудить собеседника отреагировать развернутым ответом, восклицанием или междометьем.

Если предмет разговора интересен собеседнику, тогда и он подает в ответ реплику, чтобы поддержать и продолжить диалог. Возможны при диалоге споры, дискуссии, отстаивание своей точки зрения.

Монологическая речь исходит от одного лица. Предмет разговора должен быть понятен, а рассказ был связным, логически выстроенным, с нужными деталями и эмоционально окрашено. Или монолог рискует превратиться в монотонное изложение.

В бытовом общении встречается крайне редко, но дошкольника необходимо учить этим навыкам. Монологи бывают повествовательными: простой рассказ о последовательности событий, обычно с глаголами и прилагательными).

У монолога-рассуждения присутствуют причинно-следственные связи, изъяснительные конструкции и пр. Монологи-исповеди представляет симбиоз повествования и рассуждения). Внутренний монолог — ежедневное размышление, которое человек строит у себя в мыслях.

Монолог — организационная речь. Человеку, для грамотного изложения необходимо построить в голове примерный план своего повествования. А в профессиях,как лектор, учитель планы излагаются на бумаги или в цифровом формате.

Речь дошкольника, как правило, стихийна и ситуативна. Она не планируется, а формируется по ходу высказывания, находится под действием и под влиянием коммуникативных связей между членов социума, от тематической направленности разговора, от степени вовлеченности в предмет разговора.

Уровни связности речи

Проводить обследование, чтобы выявить уровень связной речи, необходимо в обстановке, знакомой ребенку. Это исключит рассеивание внимания. Воспитатель или логопед также должен иметь предварительный опыт общения с конкретным ребенком.

Лучше использовать дидактический материал или задавать вопросы, опираясь на личный опыт дошкольника. При необходимости создать дополнительную мотивацию.

Используйте картинку с несложным сюжетом или игрушку с предметом в руках (например, кукла с цветами).

Обязательно побудить ребенка к рассказу. “Кукла собралась в гости и купила хозяйке цветы. Как ты думаешь цветы ей понравятся? А чем будут угощать куклу?”

Взрослому лучше не задавать вопросы, а рассказать свою историю и подсказывать слова-связки ребенку. Возможно, понадобится не одна беседа.

В современной логопедии различают 4 уровня.

  1. I уровень — высокий. Рассказы ребенка грамотно оформлены. Описания подробны, признаки объекта повествования наделяются признаками, ребенок использует простые средства выразительности (сравнения, определения). Мысли между собой связываются при помощи местоимений, лексического повтора, синонимов. Высказывания имеют логическое строение и последовательность, содержат описание, прямую речь.
  2. II уровень — достаточный. Описания состоят из двух частей. В основной части тем раскрывается неполностью, но связь между мыслями есть. В рассказах возможен пропуск какого-либо описания или характеристики, но основная мысль изложена четко. В рассказе события развиваются в основном последовательно, логическая цепочка в наличии.
  3. III уровень — средний. Все характеристики отличаются незавершенностью. Второстепенные темы есть, но раскрываются не полностью. Средства выразительности используются редко. Связь в тексте формальная, не имеет четкой структуры. В основной части нарушена последовательность действий и связей. Практически отсутствуют синонимы и местоимения.
  4. IV уровень — низкий. Рассказ по картинке описательного характера. Просто перечисляется части объекта, не используются глаголы и прилагательные. Ребенок тщательно подбирает слова, чтоб характеризовать предмет и действие.

Обязательно учитывать объем рассказа, использование слов-паразитов, наличие интонационных пауз.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Развитие связной речи происходит постепенно, наряду с мышлением, усложняется по ходу деятельности. Уровень речи напрямую зависит от наличия постоянного общения с окружающими.

К окончанию первого года жизни, ребенок издает осмысленные звуки, но чаще всего он выражает свои потребности и желания. Понимание речи хорошее. Уже к полутора годам малыш обозначает предмет словом, а еще чуть позже прибавляет действие к слову. (“Дай мяч”)

Следующий год жизни обусловлен быстрым развитием темпа речи, словарный запас обогащается, активно вступает диалогическая речь, особенно в совместной деятельности.

К четырем-пяти годам ребенок начинает активно пользоваться монологической речью и односторонним диалогом. Озвучиваются все игрушки, с разными интонациями, подражая взрослым.

В дошкольный период происходит самое активное развитие речи ребенка. Его высказывания становятся более осмысленными, наполненными подробностями и наблюдениями. Потребность в общении возрастает, ребенку необходимо делиться потоком информации, которая проходит через него.

В высказываниях присутствуют синонимы, местоимения, сравнения и определения. Словарный запас неуклонно растет.

Приемы для развития связной речи дошкольников

Сенситивным периодом в развитии связной речи является дошкольный возраст. Основной метод, который используется педагогами — наглядный. Это экскурсии, рассматривание предметов, игрушек, картин, фотографий, составление по ним рассказов.

Такой способ расширяет словарный запас, закрепляет знания понятий. Словесный метод применяется у дошкольников немного реже, он основан на составлении рассказа без предмета или картинки, пересказа.

Практический метод дополнительно развивает и совершенствует навыки связной речи. Это могут быть дидактические игры, любая театральная деятельность — инсценировки, этюды, хороводы, драматизации, пантомимы.

Приемы развития связной речи

Из приемов развития связной речи выделяют три.

  1. Словесный — речевой образец, указание, разъяснение, вопрос — все то, что может использоваться педагогом для подражания. Главное — доступность по форме и содержании . Необходимо громко и четко, особенно в младших группах, произносить задания или образцы. Уместно повторение, как взрослым, так и детьми. Также в данном приеме хорошо бы использовать вопросы: наводящие и уточняющие.
  2. Наглядный. Использование дидактического материала и иллюстраций, показ артикуляционной гимнастики, наблюдение за речевым аппаратом, при обучении правильному произношению.
  3. Комбинированный. Чаще всего, для улучшения результатов обучения связной речи используют комбинированные методы и приемы.

Исходя из практики логопедов и воспитателей существует несколько конкретных приемов, которые с успехом помогают развить связную речь.

Обучение дошкольников пересказу

Пересказ — отличный способ формировать навык связной монологической речи и состоит в том, что дошкольник воспроизводит содержание текста, услышанного ранее.

Расширить задание можно, предложив ребенку придумать некоторые детали, например к описанию героя, или продолжить действия героя.

Чтобы пересказ получился точным и грамотным, необходимо, проанализировать текст, его структуру и композицию. Затем извлек из текста информацию, запомнил ее и повторил как можно точнее.

Полезность этого метода возрастает в разы, когда взрослый использует художественные тексты, с самобытной литературной речью, яркими описаниями, многочисленными приемами и оборотами.

Связная речь постепенно становится более выразительной, в ней присутствуют эмоциональные и образные обороты.

Чтоб не потерять нить повествования и не переключаться на второстепенные детали, ребенок учится внимательно следить за структурой и логической цепочкой текста.

Развитие связной речи с опорой на картинки

Чтобы связная речь формировалась более эффективно, педагоги активно используют картинки и иллюстрации. Дети составляют описательные рассказы, а им предлагают алгоритм. Учат выделять существенные признаки предмета или основной его части (Девочка с косичками, на которых яркие бантики.

Подробная характеристика цвета волос, бантиков и т.д.) Предлагает синонимы, сравнения и речевые обороты, которые более точно опишут картинку.

В итоге получается грамотный рассказ-описание. Здесь важна умственная работа дошкольника. Ведь необходимо сначала выделить самое главное , наделить признаками и свойствами, вспомнить что-то из личного опыта о таком же предмете.

Педагогу необходимо показать пример от своего лица, от лица игрушки, которая пришла в гости к детям. Деятельность со взрослым, и групповая детей друг с другом только приветствуется.

Формирование связной речи с помощью сочинения историй

Связная речь успешно развивается в процессе сочинительской деятельности ребенка.

Предложить тему, рассказать какие новые обороты можно использовать. Именно этот метод подходит для внедрения новых слов в речь ребенка.

Можно познакомить с основными литературными приемами известных авторов-сказочников. Вместе узнать, что бывают истории фантастические или сказочные, а бывают истории из жизни. В таких сочинениях ребенок может очеловечить любой персонаж, наделить его различными качествами.

Предложить к самой интересной истории придумать другой финал.

Методика обучения связной речи – мнемотехника

Мнемотехника по сути — это связь слова и действия. Это совокупность приемов для лучшего запоминания. Впоследствии ребенок без проблем воспроизводит информацию.

Мнемотехника или мнемоника очень хорошо помогает развивать ассоциативное мышление, слуховую и зрительную память, внимание, мелкую моторику и конечно на основе всего этого, связную речь.

Суть приема проста. На каждое слово или словосочетание придумывается образ, который потом воплощается в картинку-схему или иллюстрацию. То есть ребенок, смотря на картинку не придумывает к ней подходящее словосочетание, а вспоминает ранее услышанное или заученное.

По таким схемам, состоящим из нескольких картинок, хорошо получается пересказ текста, творческий рассказ, отгадывание загадок.

В дошкольном возрасте целесообразно использовать цветные картинки, потому что у детей так быстрее возникают ассоциации. Ель-зеленая, волк-серый и т.д.

В старшем дошкольном возрасте можно схемы рисовать черно-белые, чтоб внимание не переключалось и не отвлекалось на детали.

Работа по развитию связной речи у детей с ОНР

У детей с общим недоразвитием речи страдают все компоненты системы, значит и формирование связной речи становится проблемой. Чем раньше начнется работа с ребенком, тем быстрее будет результат.

Преодолеть системное недоразвитие и подготовить к обучению к школе — задача для взрослых. Главное — это общение. Чем больше разговаривать с ребенком, эмоционально окрашивать свою речь, тем быстрее будет заметен прогресс.

Ребенка с ОНР необходимо социализировать. Занятия с педагогами, общение со сверстниками — все это языковая среда, в которую ребенка необходимо погрузить при первой возможности.

Логопед на начальном этапе корректирует дефекты произношения. Воспитатель на занятиях пополняет словарный запас, учит пересказу, рассказу по картинке. Родители дома закрепляют материал.

Затем работа по образованию связной речи выходит на другой этап, на котором логопед добивается, чтоб рассказ ребенка был логически выстроен, наполнен деталями.

Сложнее всего детям с ОНР даются рассуждения, где очень важны установление причинно-следственные связи и обобщение понятий. Необходимо усилить некоторые методы.

Например, наглядность на занятии должна быть всегда. Рассказ или пересказ сопровождается иллюстрацией, используется мнемотехника и пр.

Построение плана высказывания — действенный способ также. У ребенка должна быть активная позиция. Он не просто слушает и повторяет, он придумывает сам, наделяет героев характеристиками, предметы дополнительными признаками. Задача — побудить к речевой активности.

Определение ее заключается в том, что Связанная речь – это отрезок речи, обладающий протяженностью, содержательностью, прочностью, точностью, логичностью, ясность и разнообразие.

Выделяют 2 вида связанной речи : это монологическая и диалогическая речь.

В первую очередь мы должны ознакомить с диалогической речью, для нее характерны: реплики (речевые реакции, вопрос- ответ, знакомый предмет разговора. В диалогической речи мысль не развернута, речь неполная, разговорная лексика и кратковременное обдумывание, речь ситуативная.

Дошкольник осваивает хорошо речь через диалог, ученые выделили несколько особенностей:

- в раннем возрасте речь ребенка развита с практической деятельностью

- для детей 2-3 года, разговор со взрослым более привлекателен, чем слушать сказки

-для 3-4 после двух, трех вопросов, отказываются отвечать

- в 4-5 лет беседа протекает оживленно

- в 5-6 лет получают удовольствие от беседы

- в 6-7 лет инициатива переходит к ребенку

Также различают и выделяют несколько методов обучения диалогической речи. Это в первую очередь беседа – целенаправленное задание, подготовительный разговор воспитателя с детьми на определенную тему.

Значение беседы в том, что педагог объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает интерес друг другу, особые значения раскрыли в своих работах Тихеева, Лерина, Радина, Короткова и др. ученые

Начать беседу можно по разному:

-обращения к детям.

-с чтения стихотворения

-с показа картины

-с вопроса, который должен вызвать в памяти детей впечатления о фактах и т. д.

Можно также использовать наводящие вопросы, часто вопрос задаваемый воспитателем возбуждает у ребенка свою цель, ассоциации.

Итак, я пришла к выводу, что диалогическая речь, очень важно для детей дошкольного возраста, т. к. они, разговаривая, развивают свою речь, умственные способности.

Следующий вид связанной речи – это моногическая речь, более сложный вид. Формирование связанного высказывания или по определению лингвисто, умение создавать текст.

А текст можно назвать речевым произведением, если он преобладает следующими признаками: цельность текста, структурное единство и коммуникативная целеустановка (основная мысль) и законченность.

При изучении монологической речи, ученые выделили фрагменты текста определенного типового значения, которые назвали типами речи (описание, повествование, рассуждение).

В первом случае рассмотрим описание- это тип речи, модель монолога, в котором перечисляются признаки объекта, описывают цвет, размер, объем, коллективное соотношение целого и частей и внутреннего качества: характер, увлечение, повадки, состояние и т. д.

В детском саду же учат описанию игрушек и натуральных предметов, и описанию картин.

Обучают детей прежде всего над работой заглавием, затем над формированием умения строить высказывания в определенной композиционной форме.

Очень широко в детском саду применяются картины в обучении повествования.

Приемами обучения в ДОУ служат: вопросы воспитателя, коллективное составление рассказов, составление письма, образцы, план, словесное творчество.

И последний тип речи – это рассуждение, характеризуется логичностью, отношениями между входящим в его состав суждениями, образующие умозаключение, изложение в форме доказательства. В рассуждении всегда используются слова как, потому что, если что, поэтому и т. д. При обучении рассуждению Яшина и Семенов рекомендуют:

-разностороннее наблюдение за живой и неживой природой, речевые игры и упражнения

-чтение художественной литературы с последующим ее обсуждением и рекомендуют пользоваться приемами как логические задачи, упражнения, речевые ситуации.

Таким образом, я пришла к выводу, что монологическая речь намного сложнее диалогической, развивая разным типам речи детей, мы способствуем формированию у них умственного развития.

Итог в том, что диалог и монолог взаимосвязаны, монолог вплетается в диалог и наоборот.

Основные виды ходьбы и бега ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ХОДЬБЫ 1. Обычная Техника выполнения: Нога ставится на опору с пятки, затем перекатом через ступню на носок и переходит в.

Развитие связанной речи у детей со сниженным интеллектом и недоразвитием речи Для детей со сниженным интеллектом и умственно отсталых свойственны проблемы в развитии речи. Это проявляется в ограниченном запасе словарных.

Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Речевые недостатки дошкольников4-5 лет, поступающих.

Уверенность в своих силах, целеустремленность, нахождение своего места в обществе - все это напрямую связано с развитостью речи, умением правильно и четко выражать свои мысли. Связная речь – это объединение фрагментов, обозначающих одну конкретную тему и несущих единую смысловую нагрузку.

обучение связной речи

При рождении у ребенка заложены задатки речи. Главное задание взрослых и педагогов – правильно их развить. Ведь сформированная связная речь ребенка – залог будущего успешного развития личности. Что же означает это понятие? Связная речь – это умение формулировать и излагать свои мысли.

Виды речи

Выделяют два основных вида связной речи:

Первая требует больших навыков общения. От того, насколько правильно выражена мысль, зависит, как окружающие ее поймут. От рассказчика требуется хорошая память, правильное применение речевых оборотов, развитое логическое мышление, чтобы повествование звучало последовательно и четко.

При диалоге обычно не применяются сложные словесные обороты. Речь не имеет четкой логичной последовательности. Направление беседы может меняться произвольно и в любом направлении.

Закладка речевых навыков

Формирование связной речи происходит в несколько этапов.

1-й этап – подготовительный, от 0 до 1 года. На данном этапе малыш знакомится со звуками. Свои первые недели он просто слушает взрослую речь, при этом у него формируется пассивный набор звуков, им издаются первые крики. Позже появляется лепет, который состоит из произвольно произнесенных звуков.

В этот же период ребенку показывают предметы и называют характеризующие их звуки. Например: часы – тик-так, водичка – кап-кап. Позже малыш реагирует на название предмета и ищет его взглядом. К концу первого года кроха произносит отдельные слоги.

формирование связной речи детей

3-й этап – дошкольный, от 3 до 7 лет. Это период уже более осознанного формирования личности. Ближе к 7 годам сформирован речевой аппарат, звуки четкие, правильные. Ребенок начинает грамотно строить предложения, у него уже имеется и постоянно пополняется словарный запас.

4-й этап - школьный, от 7 до 17 лет. Главная особенность развития речи на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит письменной речи.

Данные этапы не имеют строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.

Развитие связной речи дошкольников

После начала хождения в садик у ребенка меняется окружение и вместе с ним - форма речи. Поскольку до 3 лет малыш постоянно находится рядом с близкими ему людьми, то все общение построено на его просьбах к взрослым. Присутствует диалогическая форма речи: взрослые задают вопросы, а ребенок отвечает. Позже у малыша появляется желание поведать о чем-то, передать свои ощущения после прогулки, при этом слушателями уже могут быть не только близкие люди. Так начинает закладываться монологическая форма речи.

Вся речь является связной. Однако формы связности с развитием меняются. Представленная ребенком связная речь – это умение рассказать так, что услышанное становится понятным на основе своего собственного содержания.

Составляющие речи

Речь можно разделить на две составляющие: ситуативную и контекстную. Выражая свои мысли или описывая ситуацию, человек должен строить монолог так, чтобы слушателю было понятно, о чем идет разговор. Дети же сначала не способны описать ситуацию, не уточнив конкретных действий. Взрослому, слушая рассказ, сложно понять, о чем разговор, не зная ситуации. Таким образом, первой формируется ситуативная связная речь дошкольников. При этом полностью исключить присутствие контекстной составляющей нельзя, поскольку такие моменты речи всегда взаимосвязаны.

развитие связной речи дошкольников

Контекстная речь

Постепенно ребенок начинает выстраивать речевой контекст. Это становится заметным при исчезновении из разговора большого количества местоимений и замене их на существительные. Связная речь определяется логичностью мыслей человека.

Нельзя овладеть связностью и при этом не иметь логики. Ведь речь напрямую зависит от мыслей. Связная речь – это последовательность и логичность мыслей, выраженных вслух и объединенных в грамматически правильные предложения.

По разговору ребенка понятно, насколько развита у него логика и какой присутствует словарный запас. При нехватке слов даже логически правильно построенная мысль вызовет трудности высказывания вслух. Поэтому речь должна быть развита в комплексе: логика, память, богатый словарный запас. Все должно быть гармонично.

Основные виды формирования связной речи

Развитие связной речи у детей происходит с помощью различных методик. Основные из них:

  • Развитие навыков диалога.
  • Пересказ.
  • Рассказ по картинкам.
  • Составление описательных рассказов.

Первый вид ведения беседы, который осваивает ребенок, - это диалог. Детей учат:

Детей в возрасте 4-7 лет обучают простым формам построения монолога.

связная речь это

Пересказ требует от ребенка внимательности и усидчивости. Для начала происходит подготовка к пересказу, потом воспитатель читает текст, и после этого дети отвечают на вопросы, связанные с прочтенным материалом. Составляется план пересказа, затем воспитателем снова читается рассказ, и начинается пересказ. Дети младшего дошкольного возраста делают почти все вместе с воспитателем. Старшие дети сами разрабатывают план пересказа. Тем самым поддерживают связь между логичностью и речью.

Картинки – инструмент развития связности

Обучение связной речи происходит с помощью картинок. Рассказ по картинкам облегчает обычный самостоятельный пересказ. Поскольку ход рассказа изображен на рисунках, не требуется запоминать все. Для младшего дошкольного возраста используются поштучные картинки с изображенными на них предметами. Дети, отвечая на вопросы воспитателя, описывают изображение.

С 4 лет ребенка учат составлять рассказ по картинке. Это требует такой подготовки:

  • Рассматривание картинки.
  • Ответы на вопросы воспитателя.
  • Рассказ воспитателя.
  • Рассказ детей.

В процессе рассказа воспитатель подсказывает опорные слова. Он контролирует правильное направление речи. К 5 годам детей учат составлять план и по нему рассказывать. В 6-7 лет ребенок способен акцентировать внимание на заднем плане картинки, описать пейзаж, незначительные, на первый взгляд, детали. Рассказывая по картинке, ребенок, опираясь на изображение, должен поведать, что произошло перед показанными событиями и может произойти после.

уровень связной речи

Воспитатель своими вопросами намечает сюжетную линию, которая выходит за границы картинки. При рассказе ребенка необходимо следить за правильным грамматическим построением предложения, за достаточным словарным запасом.

Особое внимание надо уделить рассказам по пейзажным картинкам. Поскольку тут требуется умение употреблять слова в переносном смысле, делать сравнения, употреблять синонимы и антонимы.

Рассказ-описание

Большое значение в развитии связной речи дошкольников играет и умение описывать конкретный предмет, ситуацию, время года.

В младшем дошкольном возрасте детей учат делать рассказ-описание по игрушке. Воспитатель задает вопросы и направляет рассказчика. Рассматриваются основные опорные слова, по которым ведется описание: размер игрушки, материал, цвет. Чем старше становится ребенок, тем самостоятельнее он рассказывает. Начинают проводить сравнительное описание предметов и живых объектов, двух разных объектов. Учат детей находить общие характеристики и противоположные. Составляются сюжетные рассказы, с включением в них описываемых предметов.

Также дети в старшем дошкольном возрасте рассказывают истории из личного опыта, описывают происходящие с ними ситуации, содержание просмотренных мультфильмов.

Методика связной речи – мнемотехника

Методика основана на использовании картинок. Все рассказы, стихи кодируются картинками, по которым потом и ведется рассказ. В основе методики лежит то, что дети в дошкольном возрасте больше опираются на зрительную память, чем на слуховую. Обучение происходит с помощью мнемодорожек, мнемотаблиц и схем-моделей.

методика связной речи

Символы, которыми кодируются слова, максимально приближены к речевому материалу. Например, рассказывая про домашних животных, рядом с изображенными животными рисуют дом, а для диких животных – лес.

Изучение идет от простого к сложному. Дети рассматривают мнемоквадраты, позже - мнемодорожки с изображенными символами, значение которых им известно. Работа проходит поэтапно:

  • Изучение таблицы.
  • Кодирование информации, преобразование представленного материала из символов в образы.
  • Пересказ.

С помощью мнемотехники усваивание речи у детей идет интуитивно. При этом у них появляется хороший словарный запас и умение связно вести монолог.

Уровни связности речи

После применения на практике различных методик в своей работе воспитатели проверяют уровень связной речи у детей. Если у некоторых ее развитие находится на нижнем уровне, к ним применяются другие методики, которые при работе с такими детьми будут более эффективными.

Связная речь дошкольников делится на три уровня:

связная речь дошкольников

Заключение

Формирование связной речи детей – непрерывный процесс обучения воспитателем с помощью различных методик и игровых форм. В результате ребенок начинает связно и грамматически правильно выражать свои мысли, вести монолог, пользоваться литературными приемами.

С первых минут жизни малыш попадает в социум, где есть определенные правила, отношения, формы взаимодействия. Основной способ общения и передачи информации в человеческом обществе — речь.

У новорожденного знакомство с внешним миром строится при помощи тактильных ощущений. Но после 28 дней здоровый ребенок четко слышит звуки. В 9-12 недель он пытается определить их источник, поворачивая голову, двигая глазками.

Таким образом, примерно за 6 лет своей жизни ребенок учится составлять связанные смысловые цепочки предложений, которые помогают ему, прежде всего, достигать взаимопонимания с окружающими.

упражнения для развития связной речи

Высказывание или связная речь — это несколько законченных отрезков (предложений), которые соединены между собой тематически, по смыслу, структуре. Она служит для облегчения коммуникации и выражается в двух видах:

  • монолог — умение рассуждать об определенном образе, действии и т. д.;
  • диалог — непосредственное взаимодействие с другим человеком или людьми посредством общения.

Высказывания являются результатом восприятия, осмысливания, умения выразить свои мысли. Связная речь дает четкое понимание взаимосвязи умственного и речевого развития ребенка, помогает решать задачи всех сфер воспитания и образования.

Монологическая речь старших дошкольников состоит из нескольких основных видов:

  • описание — включает общее название предмета (действия), перечисление его свойств, качеств, а в заключении — оценка или отношение к нему (части этой структуры могут переставляться);
  • повествование — констатация факта, в котором четко прослеживается начало истории, ее кульминация, итог или развязка;
  • рассуждение — отдельный тип высказывания, который отражает определенную связь событий, фактов, явлений (состоит из утверждения, доказательства, вывода).

Все эти варианты связной речи встречаются у детей в смешанном виде.

Начальным и важнейшим этапом развития связной речи у малышей является диалог. Он раскрывает специфику взаимодействия, позволяет донести до ребенка нормы и правила дальнейшего выстраивания монологической речи согласно законам литературного языка.

Чтобы правильно построить работу по формированию связной речи у дошкольников, необходимо знать этапы ее развития, а также выявить основные задачи для каждого типа речи в отдельности.

Возрастные критерии развития связной речи у ребенка

Различные образцы общения и постепенное усложнение деятельности дошкольника помогают развитию его мышления и речи.

Первые наполненные смыслом слова малыши обычно употребляют на втором году жизни. Постепенно они учатся обозначать ими предмет, не показывая, а называя. Дальше происходит грамматически правильное формирование определений.

У трехлетнего малыша быстро растет словарный запас, активизируется речь, предложения становятся более сложными.

Связанная диалогическая речь

Для формирования совместных предметных действий ребенок использует первый тип речи — диалог (он больше связан с практическими видами деятельности).

В возрасте от 3 до 4 лет ребенка нужно побуждать легко вступать в общение со сверстниками, взрослыми; выражать просьбы предложениями; отвечать на вопрос фразами, а не одним-двумя словами.

Малыша стоит подводить к тому, чтобы он хотел выполнять простые правила этикета (здороваться, благодарить), делиться впечатлениями (чем занимался, в какие игры играл); поощрять желание интересоваться жизнью вокруг и задавать вопросы.

Стоит постепенно вовлекать ребенка в общие беседы, где нужно уметь выслушивать других и выражать собственные мысли по просьбе либо по очереди. То есть происходит формирование навыков культурного общения.

В старшем дошкольном возрасте проводятся различные виды познавательно-образовательных мероприятий (игры, занятия, наблюдения, экскурсии), которые помогают совершенствовать полученные ранее умения и навыки, закрепляя и расширяя знания.

Связанная монологическая речь

Параллельно с диалогической речью происходит последовательное обучение детей монологу. В разном возрасте он занимает определенное место:

До 3 лет закладываются предпосылки к появлению монологического вида речи.

Трехлетних малышей учат слышать и воспринимать короткие, понятные по смыслу истории, сказки. Предлагают повторить отдельные словосочетания, кратко воспроизвести события, глядя на иллюстрацию.

При систематических занятиях дети быстро учатся не только составлять повествовательно-описательные сюжеты, используя картинки (игрушки), но и обходится без наглядных материалов.

В развитии связанной монологической речи важнейший фактор — обучение, в диалогической — непосредственное взаимодействие двух или нескольких человек. И здесь основные методы — бытовое общение, игровые действия, выполнение заданий, совместная деятельность. Только кропотливая, ежедневная работа взрослых дает отличный результат в процессе развития связной речи малышей.

Причины задержки формирования связной речи у детей

развитие связной речи у детей

Чтобы определить уровень развития связной речи, нужно проанализировать соответствие возрастным критериям, перечисленным выше, то есть произвести своеобразную диагностику. Ее стоит проводить в игровой форме, не акцентируя внимание ребенка на результате, не делая замечаний, не исправляя, не поучая. Просто создать ситуацию и понаблюдать за поведением и речью дошкольника.

Сложности и затруднения в речевом развитии могут возникать у детей по медицинским причинам:

  • патология внутриутробного развития (перенесение мамой инфекционных заболеваний, интенсивный токсикоз);
  • родовые травмы (асфиксия, преждевременные роды, инфицирование и пр.);
  • детский травматизм головы, особенно в области расположения речевых зон;
  • слуховое или речевое нарушение (последнее диагностируется к 5 годам).

Также существуют социальные причины, замедляющие развитие связной речи у ребенка:

Чрезмерная опека также может привести к появлению речевых задержек, так как у ребенка просто нет необходимости говорить, если его желания угадываются и мгновенно выполняются.

Как правило, к 5-6 годам ребенок умеет:

  • последовательно давать ответы на вопросы;
  • составлять небольшие повествования на основе иллюстраций;
  • описывать свои впечатления об увиденном;
  • передавать содержание услышанного или увиденного по памяти;
  • придумывать продолжение сказки, фантазировать.

Но чтобы результат соответствовал возрастным требованиям, необходимо на каждом этапе взросления уделять достаточно внимания общению и занятиям с ребенком.

Способы развития связной речи у детей дошкольного возраста

развитие связной речи у дошкольников

Методы и приемы, применяемые в работе с детьми для развития связной речи делятся на:

  • наглядные — с использованием демонстрационного материала, иллюстраций, живых объектов, предметов, схем;
  • словесные — чтение, рассказывание, беседы, пересказы, заучивание стихотворений, выполнение речевых упражнений, проговаривания и т. п.;
  • практические — ролевые, дидактические игры и упражнения (с речевым содержанием), театрализация, сюрпризные моменты, персонажи, хороводы.

В зависимости от возраста ребенка и степени его индивидуального развития используется комплекс средств, которые способствуют развитию связной речи.

Чтобы активизировать работу мозга, стоит задействовать мелкую моторику рук. Лепка, рисование, работа с конструктором помогают формировать образы, способствуют развитию речи ребенка.

Игры и упражнения для развития связной речи

игры на развитие связной речи

Среди часто используемых приемов можно перечислить:

  • действия по словесным указаниям с их последующим описанием (сначала взрослый говорит, что делать, затем ребенок рассказывает о том, как он выполнял указания);
  • используя фланелеграф и различные силуэты, выкладывается последовательная ситуация, ребенок комментирует и составляет небольшой рассказ;
  • составление описание предметов и ситуаций по картинке или серии картин;
  • рассуждение;
  • пересказ;
  • разучивание и чтение стихов.

Наряду с давно отработанными методами и приемами формирования связной речи можно задействовать и нечто новое, нетрадиционное . Например:

  • Чего хочет шкаф?
  • Что в нем лежит?
  • Чего он боится?
  • Что могло с ним приключиться?

Ответы дошкольников могут быть настолько необычными, что удивят даже самого искушенного слушателя.

  • Где она находится?
  • О чем мечтает?
  • Что любит?
  • Как передвигается?

Отвечая на подобные вопросы, дети составят небольшой рассказ на основе имеющегося опыта и собственных наблюдений.

4. Упражнение с использованием музыки — прослушав короткую мелодию, ребенок рассказывает, что он представляет, где он может находиться, во что одет, что делает.

5. Применение теневого театра, записей различных звуков, и даже задействование компьютерных игр могут успешно способствовать развитию детской связной речи, неразрывно связанной с логикой, мысленным структурированием, фантазией.

Важно помнить, что для успешного формирования грамотной, связной речи требуется тесное взаимодействие взрослого и ребенка. Только в общении у дошкольника развивается способность рассуждать, последовательно выстраивать свою речь. Педагоги и родители учат детей планировать, структурировать свои рассказы. Таким образом, в процессе овладения дошкольниками сложным навыком монологической речи участие старших обязательно.

blogArticleAd-image

blogArticleAd-image

Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов

Читайте также: