Мораль в христианстве кратко

Обновлено: 05.07.2024

Главная книга христианства – Библия. В ней заложены все основы христианского вероучения, этические нормы поведения человека в обществе, общечеловеческие культурные и правовые основы человеческого бытия.

Согласно Библии и христианскому вероучению, первый человек сначала не имел представления о законах морали, понятия добра и зла не были ему органично присущи.

В таком состоянии человек мог нарушать нравственные законы, но только невольно (без умысла и пристрастия), невольные нарушения закона не могли быть вменены человеку в вину, потому что он в принципе не понимал что такое добро и зло.

Человек, не имевший понятия о добре и зле, не мог вступить в противоречие с совершенной волей Бога, но это единение в добре не было результатом свободного выбора человека, оно было для человека неизбежно.

Вкусив запретный плод, первый человек вкусил знание нравственного закона вопреки воле Бога, человек был предупреждён о том, что знание закона повлечёт за собой страдания и смерть, то есть знание закона повлечёт ответственность за его несоблюдение.

Необходимость подчинения человека законам добра, необходимость их принятия человеком - это не каприз Господень, это единственная возможность обеспечить гармоничное, братское существование любого сообщества.

А какую цель, кроме устроения совершенного бытия, может преследовать Господь Бог?

И библейские пророчества, и вся логика христианской теории эволюции бытия свидетельствуют о намерении Бога устроить совершенное бытие, но гармоничное мироустроение может основываться только на всеобщем и добровольном соблюдении законов добра.

Необходимость единообразно - предсказуемого поведения человека в обществе вынуждает общество устанавливать нормы поведения, (этикета) который и принимается общественным сознанием за нормы морали. Поведенческие традиции этикета не имеют прямого отношения к морали, и потому часто воспринимаются со стороны как нелепые и комичные неписаные законы, которые со временем приходят и уходят, в отличие от вечных и неизменных законов добра.

В христианской системе взглядов основополагающими являются понятия добра и зла , понятия исконного, всеобщего, безусловного закона, закона заведомой справедливости, правоты и праведности. К интуитивному пониманию законов добра и зла (к совести) человечество получило от Бога так же прямое, точное, ясное изложение этих законов, содержащееся в Евангельских заповедях.

Евангельская этика отличается от прочих моральных кодексов: отсутствием в ней частных, преходящих поведенческих норм; исчерпывающей предметной полнотой; всеобъемлющей универсальностью; и невероятной нравственной высотой.

Эта качественная исключительность евангельской этики свидетельствует не только об ее предметной истинности, но и об ее сверхъестественном происхождении.

Об исключительности евангельской этики свидетельствует хотя бы то, что в иных этических системах полностью или почти полностью отсутствует принципиально важная для гармонии человеческих отношений, сложная для понимания, и очень болезненная этическая дилемма: гордость-смирение, занимающая в христианском нравственном богословии одно из центральных мест.

Евангельские (этические) законы, (законы добра и зла) преследуют ту же цель, что и два других поведенческих кодекса: право и этикет - это поддержание порядка в обществе

Библейские этические нормы осуждают ложные религиозные культы и обряды . Множество околохристианских сект не способны сделать человека лучше, ибо их модели вероисповедания носят мально - обрядовый, или ограниченно - избирательный, или необременительно - удобный характер.

Воля же Отца Небесного, изложенная в Евангельских заповедях заключается исключительно в этических требованиях, предъявляемых человеку.

Классификация христианских понятий, относящихся к предмету морали, привела некоторых библиологов к построению следующей этической системы:

1. Совесть - (самокритичность, честность, добросовестность, покаянность, самоосуждение и т.п.).

2. Любовь - (доброта, альтруизм, благожелательность, сострадательность, милосердие, отзывчивость, жертвенность и т.п.).

3. Терпимость - (прощение, сдержанность, уступчивость, снисходительность, великодушие и т.п.)

4. Умеренность - (умение довольствоваться малым (имеющимся), воздержанность, аскетичность, неприхотливость и т.п.).

5. Скромность .

Совестливость , в понимании христианской этики - это способность замечать в себе проявления зла, несправедливости, непорядочности, порочности и устыжаться их. Интересы совести всегда направлены против эгоистических интересов человека.

Самодовольный может быть столь виртуозен в самооправдании, что будет видеть себя добропорядочным, даже если у него руки будут по локоть в крови. Совестливый же, избегая стыда перед судом своей совести, избегает делать зло, таким образом становясь совершенней.

Совершенство человека может определяться только тонкостью видения им своего зла, и мерой стыда перед его совершением. Человек может преодолеть свою неправедность лишь в той мере, в которой сможет ее осознать.

Согласно христианскому вероучению невозможно быть безупречно - добросовестным хотя бы из-за того, что зло неотъемлемо от любых человеческих проявлений, но возможно увидеть свою вину, раскаяться и стать лучше. Раскаяние - это признание справедливости нравственного закона и своей вины перед ним.

- благожелательность (желание блага другому как самому себе, доброта);

- сострадательность (следствие благожелательности), милосердие, отзывчивость, сочувствие, неспособность причинить зло (человек сострадательный не способен причинить зло другому, потому что это было бы равносильно причинению им зла самому себе);

- жертвенность (следствие сострадательности), щедрость, самоотверженность, подвиг;

- соучастие радости (следствие жертвенности);

- симпатия (следствие соучастия радости, расположение, приязнь);

- духовное влечение: (следствие симпатии) стремление к общению, единению и братству;

- телесное влечение – эрос, нравственная семейная жизнь.

Бездушность, безжалостность, бесчувственность, грубость, жадность, жестокость, наглость, нетерпимость, черствость, способность причинить зло - вот проявления эгоизма. Живущий для себя, своими интересами и представлениями легко пренебрегает и жертвует интересами окружающих хотя бы в силу своего эгоистичного понимания справедливости.

Добродетель библейской терпимости заключается главным образом в отказе от беспредельных претензий на воцарение своих собственных представлений о справедливости. Терпимость - это миротворчество за счет личных интересов, это нераспространение ответного зла. Терпимость, это прежде всего способность прощать. Терпимость без прощения - это сокрытие зла. Простить - это, значит, принести в жертву миру раненую гордыню, праведную обиду, справедливый гнев, превосходство правоты, понесенный ущерб, надежду на месть. Прощение - это отпущение грехов против себя. Великодушие в прощении. Сильному легко прощать, слабому – трудно….

Если вдуматься, то станет очевидно, что мера дружественности человека определяется не по его отношению к друзьям и близким, а по его отношению к посторонним, а в особенности, по его отношению к своим неприятелям.

Полюбить своего недруга вроде бы и невозможно, но если проявить христианское великодушие и не мстить ему, не злословить, не желать зла, думать о нем без злости, встать на его место и понять его, найти ему оправдание, а себе долю вины, пожалеть его пребывающего в заблуждении и злобе - вот вам и любовь к врагу.

Нравственная задача человека по отношению к удовольствиям и радостям бытия, это сохранение свободы своей воли от пристрастия к ним. Страсть к преумножению своего довольства является смертным грехом, то есть таким грехом, который становится натурой человека, который подчиняет волю, свободу и совесть человека необратимо. Зло смертного греха (страсти) в том, что человек, попавший в его власть, становится не волен в выборе модели своего поведения, он становится недружественным и даже опасным сопричастником бытия.

Ещё один постулат христианской этики заслуживает внимания – умеренное и разумное удовлетворение потребностей человека . Потребности человека бывают трех видов:

  • Физические потребности (проявляются как пристрастность к удовольствиям и комфортности бытия).
  • Потребность в безопасности (проявляется как тревожная озабоченность перед возможными болезнями, бедами, бедностью, болью, голодом, врагами и тому подобным, и как стремление предохраниться и застраховаться от всего вышеперечисленного).
  • Эмоциональные потребности (проявляются как пристрастность к приятным и сильным эмоциям и впечатлениям, как стремление к развлечениям, играм, зрелищам, событиям, к информации, к алкоголю и наркотикам).

Эмоционально-информационная недостаточность (скука) обращает на себя внимание лишь в крайних своих проявлениях, в действительности же скука преследует человека непрестанно и является одним из основных стимулов к действию. Как только человек перестает чем-либо заниматься, в отсутствии внешних источников впечатлений его тут же настигает приступ эмоционально-информационного голода, который и толкает человека к действию. Эмоциональный голод (скука) порождается праздностью, внутренней бессодержательностью человека и его привычкой к сильным эмоциям и впечатлениям.

Подобным образом можно рассмотреть все библейские этические нормы бытия. Как видно, все они основаны на общечеловеческих ценностях и присущи вероисповеданиям абсолютного большинства религий мира.
***

Отличие христианской морали от языческой и ветхозаветной.

Совсем иной подход к вопросам морали находим мы в Ветхом Завете – и в десяти заповедях Моисея и в обличениях пророков. Здесь моральная жизнь ставит людей перед лицом Божиим; не правда человеческая, как бы ни была она возвышена, а правда Божия, признается здесь целью нашей жизни. Поэтому ветхозаветная мораль есть, по существу, мораль религиозная – она неразрывно связана с нашим отношением к Богу, с религиозной нашей жизнью. В этом высота ветхозаветной морали, – и на вершинах ее мы видим великих праведников, во главе которых сияет светлый образ Девы Марии, Божьей Матери.

Новозаветная мораль; ее общие черты.

Понимание христианской морали в различных исповеданиях.

Человеку, как было указано, по его природе свойственна моральная жизнь. Первыми проводниками морального начала в человеке являются наши чувства – и больше всего стыд, жалость, чувство долга, благоговения, любовь. Это все врожденные нам чувства, и если они ослабевают у людей и у них начинают господствовать дурные чувства (жадность, эгоизм, жестокость и т. д.), то это уже само по себе свидетельствует о расстройстве во внутреннем мире человека. Действительно стыд (когда мы стыдимся наших поступков, даже мыслей и желаний), осуждает все дурное в нас. Жалость побуждает нашу душу сострадать несчастьям и страданиям людей и требует от нас того, чтобы мы помогли им. Чувство долга побуждает нас исполнить то, к чему зовет наша совесть, оттого чувство долга очень динамично. Во имя долга мы способны преодолевать усталость, равнодушие, лень; во имя долга нередко совершаются героические дела. В чувстве благоговения, которое всегда обращено к тому, что выше нас, в душе зарождается способность поклоняться всему, что возвышенно и благородно; в этом чувстве часто зреет вдохновение добра, свобода от мелочности и эгоцентризма. Наконец чувство любви есть самое высокое естественное моральное чувство. Сначала оно бывает узким, т. е. мы любим только близких и симпатичных людей, а потом, соединяясь с жалостью, оно может распространяться на всех людей и симпатичных нам и несимпатичных, и близких и далеких.

Отношение к себе.

В моральном (т. е. правильном) отношении к самому себе надо различать: а) отношение к своему телу, б) к социальному своему положению и в) к нашей духовной жизни. Разберем кратко эти три темы.

Отношение к семье, к собственности и к социальному строю.

Что касается отношения христианского сознания к приобретению собственности и к экономическому строю, то христианство не только не видит в богатстве ценности, но наоборот видит в нем препятствие для духовной жизни. Мы уже указали на то, что богатство всегда развращает людей. Хозяйствование, организация социально-экономической жизни возможна и без накопления богатства в руках отдельных людей. Но перестройка социально-экономической жизни на основах напр., кооперации все еще не удается или удается в малых размерах, так как людей тянет к себе богатство. Поэтому и приобретение собственности морально сомнительно – именно потому, что она основывается почти всегда на накоплении богатства и усиливает жажду богатства. Современные нескончаемые социальные конфликты свидетельствуют о том, что неправда современного социально-экономического строя ведет к опасным взрывам, разжигая ненависть между людьми. Но с тем большей силой надо утверждать принципиальную возможность реорганизации социально-экономических отношений в духе христианства. Это не под силу отдельному человеку – но возможно для большой группы людей – и здесь открывается огромная задача перед государственной властью.

Церковь и право.

Церковь и государство.

Церковь должна быть свободна, т. е. недопустим тот порядок, когда государственная власть вмешивается в чисто церковные дела. Но свобода церкви совсем не означает равнодушия ее к делам государства, – поэтому молитвы о государственной власти не только уместны, но и обязательны.

Заключение.

Библиография.

1) Олесницкий – Нравственное богословие.

2) Еп. Феофан – Христианское нравоучение.

3) Влад. Соловьев – Основы духовной жизни.

4) Влад. Соловьев – Оправдание добра.

5) С. Л. Франк – Свет во тьме.

6) В. Зеньковский – На пороге зрелости.

Самое высокое учение о любви находим у Ап. Павла в его чудном гимне любви (1 Кор. гл. 13).

Средневековая этическая мысль отрицает античную моральную философию, основывается на вере, а разуму и воле человека отводит второстепенную роль. Для христианской этики Средневековья характерны:

• пессимистический взгляд на земную жизнь людей;

• оптимистическое упование на Царство Божие;

• утверждение ригоризма, аскетизма и полного подчинения воле Божьей.

Определение зла Августином

С проблемой творения тесно связана проблема зла. Августин углубляет проблему, выделяя три уровня зла: 1)метафизико-онтологический, 2)моральный, 3)физический.

2) Моральное зло - это грех. Грех зависит от воли порочной. Воля, по природе своей, тяготеет и должна тяготеть к высшему Благу. Но, поскольку существует множество конечных благ, то для души всегда есть возможность нарушить предпочесть высшему благо низшее, Богу - его создание. Таким образом, зло проистекает из факта, что не единственное благо есть, но многие. В ошибочном выборе между ними и заключается зло.

3) Зло физическое, т.е. болезни, страдания, душевные муки и смерть, имеет свой точный смысл: оно есть последствие первородного греха, т.е. зла морального: «Порча тела, что отяжеляет душу, - не причина, но кара за первый грех.

Учение о граде божием

Одно из важнейших сочинений Августина Блаженного. По мысли Августина, ‘два града — нечестивцев и праведников — существуют от начала человеческого рода, и пребудут до конца века. Теперь граждане обоих живут вместе, но желают разного, в день же Суда поставлены будут розно’. Люди, живущие в Боге, вместе образуют ‘Град Божий’, или ‘Град небесный’; прочие — ‘Град Земной’. Принадлежность к одной из двух общностей определяет, будет ли человек спасён после Страшного суда. По Августину, каждому человеку заранее определено, к какому Граду он принадлежит, но никто не может узнать свою судьбу до Страшного суда. По мысли Августина, ‘две разновидности любви порождают два града: земной град создан любовью к самим себе, доведенной до презрения к Богу, небесный — любовью к Богу, доведенной до полного самозабвения. Первая возносит самое себя, вторая — Бога’. Оба града имеют своих посланников на небе: восставших ангелов и тех, кто сохранил верность Богу. На земле они разнятся как потомки Каина и Авеля, эти два библейских персонажа выступают символами двух сообществ. При этом гражданин ‘Града земного’ на этой земле производит впечатление повелителя и господина мира, гражданин ‘Града Божьего’ — уподобляется страннику и пилигриму. Первый определен к вечному проклятию, второй — к спасению во веки вечные. Как отмечает Августин: ‘Небесный град вечен; там никто не рождается, потому что никто не умирает; там истинное и полное счастье, которое есть дар Божий. Оттуда мы получили залог веры на то время, пока, странствуя, вздыхаем о красоте его’.

Вопрос 14. Общая характеристика философии средневековья: периоды, идеи, правители. Основы христианской морали. Постановка проблемы соотношения позитивного знания и веры в средневековой философии. Доказательство бытия Бога Фомы Аквинского.




Доказательство бытия бога Фомы Аквинского.

1. Доказательство от движения (кинетическое) - любой движущийся объект когда-то был приведен в движение каким-то другим объектом, который в свою очередь был приведен в движение третьим и так далее. В итоге мы всегда обнаружим "двигатель", который движет всё остальное - Бог.

2. Доказательство от производящей причины, гласит, что в материальном мире существует определенный причинный порядок, берущий свое начало от первой причины, то есть Бога.

3. Доказательство от необходимости и случайности. Все вещи появляются и исчезают. Это происходит случайно. То, что необходимо для их появления – Бог.

4. Доказательство от степени совершенства. Люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее – этим является Бог.

5. Доказательство от божественного руководства миром. Есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе, и его мы именуем Богом.

Вопрос 15. Культура и философия Ренессанса: переходный характер. Наука и философия. Коперник, Бруно, Галилей.

Характеристика

Философия эпохи Возрождения развивалась под влиянием общеевропейского увлечения классическим гуманизмом, возникшим в 14 веке (Флоренция). Гуманисты считали, что изучение античных произведений поможет современному (для них) познанию и усовершенствованию социальной природы человека.

Перечислим основные черты философии эпохи Возрождения:

· Антропоцентризм: основные философские вопросы касаются человека. Он отделяется от божественного начала и рассматривается как самостоятельная система. Человек должен познать и развить себя, определить свои цели, в достижении которых нужно опираться на личные способности;

· Антирелигиозность: критикуются официальные католические утверждения; философия приобретает гражданский, а не церковный характер. Центром всего больше не является Бог или космос;

· Интерес к античности: использовались идеи того времени; утверждения, содержащиеся в античных произведениях, составляли основу гуманизма.

В философии Ренессанса чаще всего выделяют такие главные направления:

Гелиоцентризм: распространялась идея о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, как было принято считать ранее.

Гуманизм: утверждалась высшая ценность человеческой жизни, право людей на свободное выражение своих взглядов, самостоятельный выбор жизненных ценностей;

Секуляризм: уверенность в том, что религиозные представления и их проявления не должны зависеть от воли правителей и регулироваться правовыми нормами. Сюда относится свобода вероисповедания, право на атеизм (неверие). Деятельность же людей должна основываться на фактах, а не религиозных представлениях.

Философы
Николай Коперник (1473-1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия: Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм); Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца; все космические тела движутся по собственной траектории; космос бесконечен; процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены "священного" смысла.

Галилео Галилей (1564-1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно: изобрел телескоп; с помощью телескопа исследовал небесные тела; доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси; открыл спутники вокруг других планет; исследовал динамику падения тел; доказал множественность миров во Вселенной. Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в наблюдении; выдвижении гипотезы; расчетах воплощения гипотезы на практике; экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.

Средневековая этическая мысль отрицает античную моральную философию, основывается на вере, а разуму и воле человека отводит второстепенную роль. Для христианской этики Средневековья характерны:

• пессимистический взгляд на земную жизнь людей;

• оптимистическое упование на Царство Божие;

• утверждение ригоризма, аскетизма и полного подчинения воле Божьей.

Определение зла Августином

С проблемой творения тесно связана проблема зла. Августин углубляет проблему, выделяя три уровня зла: 1)метафизико-онтологический, 2)моральный, 3)физический.

2) Моральное зло - это грех. Грех зависит от воли порочной. Воля, по природе своей, тяготеет и должна тяготеть к высшему Благу. Но, поскольку существует множество конечных благ, то для души всегда есть возможность нарушить предпочесть высшему благо низшее, Богу - его создание. Таким образом, зло проистекает из факта, что не единственное благо есть, но многие. В ошибочном выборе между ними и заключается зло.

3) Зло физическое, т.е. болезни, страдания, душевные муки и смерть, имеет свой точный смысл: оно есть последствие первородного греха, т.е. зла морального: «Порча тела, что отяжеляет душу, - не причина, но кара за первый грех.

Учение о граде божием

Одно из важнейших сочинений Августина Блаженного. По мысли Августина, ‘два града — нечестивцев и праведников — существуют от начала человеческого рода, и пребудут до конца века. Теперь граждане обоих живут вместе, но желают разного, в день же Суда поставлены будут розно’. Люди, живущие в Боге, вместе образуют ‘Град Божий’, или ‘Град небесный’; прочие — ‘Град Земной’. Принадлежность к одной из двух общностей определяет, будет ли человек спасён после Страшного суда. По Августину, каждому человеку заранее определено, к какому Граду он принадлежит, но никто не может узнать свою судьбу до Страшного суда. По мысли Августина, ‘две разновидности любви порождают два града: земной град создан любовью к самим себе, доведенной до презрения к Богу, небесный — любовью к Богу, доведенной до полного самозабвения. Первая возносит самое себя, вторая — Бога’. Оба града имеют своих посланников на небе: восставших ангелов и тех, кто сохранил верность Богу. На земле они разнятся как потомки Каина и Авеля, эти два библейских персонажа выступают символами двух сообществ. При этом гражданин ‘Града земного’ на этой земле производит впечатление повелителя и господина мира, гражданин ‘Града Божьего’ — уподобляется страннику и пилигриму. Первый определен к вечному проклятию, второй — к спасению во веки вечные. Как отмечает Августин: ‘Небесный град вечен; там никто не рождается, потому что никто не умирает; там истинное и полное счастье, которое есть дар Божий. Оттуда мы получили залог веры на то время, пока, странствуя, вздыхаем о красоте его’.

Вопрос 14. Общая характеристика философии средневековья: периоды, идеи, правители. Основы христианской морали. Постановка проблемы соотношения позитивного знания и веры в средневековой философии. Доказательство бытия Бога Фомы Аквинского.

Доказательство бытия бога Фомы Аквинского.

1. Доказательство от движения (кинетическое) - любой движущийся объект когда-то был приведен в движение каким-то другим объектом, который в свою очередь был приведен в движение третьим и так далее. В итоге мы всегда обнаружим "двигатель", который движет всё остальное - Бог.

2. Доказательство от производящей причины, гласит, что в материальном мире существует определенный причинный порядок, берущий свое начало от первой причины, то есть Бога.

3. Доказательство от необходимости и случайности. Все вещи появляются и исчезают. Это происходит случайно. То, что необходимо для их появления – Бог.

4. Доказательство от степени совершенства. Люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее – этим является Бог.

5. Доказательство от божественного руководства миром. Есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе, и его мы именуем Богом.

Вопрос 15. Культура и философия Ренессанса: переходный характер. Наука и философия. Коперник, Бруно, Галилей.

Характеристика

Философия эпохи Возрождения развивалась под влиянием общеевропейского увлечения классическим гуманизмом, возникшим в 14 веке (Флоренция). Гуманисты считали, что изучение античных произведений поможет современному (для них) познанию и усовершенствованию социальной природы человека.

Перечислим основные черты философии эпохи Возрождения:

· Антропоцентризм: основные философские вопросы касаются человека. Он отделяется от божественного начала и рассматривается как самостоятельная система. Человек должен познать и развить себя, определить свои цели, в достижении которых нужно опираться на личные способности;

· Антирелигиозность: критикуются официальные католические утверждения; философия приобретает гражданский, а не церковный характер. Центром всего больше не является Бог или космос;

· Интерес к античности: использовались идеи того времени; утверждения, содержащиеся в античных произведениях, составляли основу гуманизма.

В философии Ренессанса чаще всего выделяют такие главные направления:

Гелиоцентризм: распространялась идея о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, как было принято считать ранее.

Гуманизм: утверждалась высшая ценность человеческой жизни, право людей на свободное выражение своих взглядов, самостоятельный выбор жизненных ценностей;

Секуляризм: уверенность в том, что религиозные представления и их проявления не должны зависеть от воли правителей и регулироваться правовыми нормами. Сюда относится свобода вероисповедания, право на атеизм (неверие). Деятельность же людей должна основываться на фактах, а не религиозных представлениях.

Философы
Николай Коперник (1473-1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия: Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм); Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца; все космические тела движутся по собственной траектории; космос бесконечен; процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены "священного" смысла.

Галилео Галилей (1564-1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно: изобрел телескоп; с помощью телескопа исследовал небесные тела; доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси; открыл спутники вокруг других планет; исследовал динамику падения тел; доказал множественность миров во Вселенной. Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в наблюдении; выдвижении гипотезы; расчетах воплощения гипотезы на практике; экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.

Мораль — это историческая концепция. Она принадлежит к тем общечеловеческим духовным ценностям, которые определяют содержание социального бытия с зари человеческой цивилизации и останется его важнейшим атрибутом до тех пор, пока есть человек и общество. Как одна из древнейших форм общественного сознания, нравственность формировалась в процессе отделения человека от животного мира в процессе формирования социальных отношений, формирования социальных коллективов и сообществ.

Христианство, несомненно, является одним из величайших явлений в истории человечества. Религиозная мораль — это совокупность моральных понятий, принципов и этических норм, сложившихся под прямым влиянием религиозного мировоззрения. Утверждая, что нравственность имеет сверхъестественное, божественное происхождение, проповедники всех религий провозглашают вечность и неизменность своих нравственных принципов, свою вневременную природу.

В христианстве, крупнейшей мировой религии, первостепенное значение придается этическим проблемам, а нравственность имеет религиозное происхождение. Основатель этой религии, Иисус Христос, является Творцом новой морали, которую можно определить как этику любви.

Христианская мораль и нравственные представления верующих и неверующих - Понятие морали и основные идеи о ее формировании

Понятие морали и основные идеи о ее формировании

Суть его учения заключается в том, что несчастье человека началось в тот момент, когда он отвернулся от Бога и вообразил, что он может решать, что такое добро, и бороться со злом, с насилием и обманом. Такое тщеславие лишь умножает зло в мире и доводит человечество до смертельного предела. Спасение заключается в осознании лживости разделения людей на добро и зло, а также необходимости борьбы со злом с помощью добра.

Все люди — дети Божьи, и в каждом из них есть искра Божья. Поэтому их отношения должны быть похожи на отношения между детьми в семье и основываться на любви. Любовь оригинальна и самодостаточна. В то же время, смысл любви глубже; она не ограничивается земной жизнью, а подразумевает стремление к Богу. Земная жизнь несовершенна, поэтому сердце не должно принадлежать миру и его ценностям. Истинно нравственные ценности заставляют человека стремиться к божественной духовности. Высшее духовное бескорыстие действует как символ божественной любви. Земной мир отмечен смертью, божественный мир вечен. Чем меньше человек хочет иметь, тем больше он будет иметь на небесах.

Первая, высшая и фактически единственная заповедь христианской этики — это заповедь любви к Богу. Она стоит над любовью человека, над всеми земными узами и целями. Любовь Божья требует всего человека, всех его мыслей и поступков.

Любовь к ближнему — это, как бы, конкретизация любви к Богу. Мы должны любить наших соседей именно потому, что они богоподобны. Служа ближнему нашему, мы служим Богу. Любовь к ближнему во всех ее проявлениях есть не что иное, как любовь к Богу. Благотворительность оказывается смиренностью перед социальной несправедливостью: она призвана разрывать отчужденные формы связей между людьми, и становится их утонченным извинением.

Человек, однако, не просто одно из Божьих творений, наряду с бесчисленными другими, он — привилегированное существо, обладающее относительной властью над миром, ибо он подобен Богу. Его богобоязненность выражается в том, что человек создан безвозмездно, и высшая цель служения Богу кажется ему долгом, задачей, которую он должен решить сам. В той мере, в какой человек наделен способностью не грешить, способностью подчиняться Богу свободным поступком, он уподобляется Богу как абсолютная личность.

Человек безнадежно грешен. Христианство однозначно утверждает, что греховность человека непреодолима его собственными усилиями. Предполагается, что это происходит по Божьей милости, при непосредственном и непосредственном участии Бога.

Образ Иисуса Христа, Который есть и Бог, и человек, является ясной моделью нравственности в христианском смысле, нравственным идеалом. Следовать за Богом — значит следовать за Христом. С точки зрения христианской логики, как грех пришел в мир через грех Адама, так и благодать пришла в мир через благодать Христа.

Таким образом, доктрина постулирует божественное происхождение этики. Бог — источник, основа нравственности.

Нравственное христианство

Христианские богословы считают библейские заповеди божественными по своему происхождению и универсальными по своему нравственному значению, потому что Бог един. Христианская мораль находит выражение в конкретных идеях и понятиях нравственной и аморальной, в наборе конкретных нравственных норм (например, заповедей), в конкретных религиозных и нравственных чувствах (христианская любовь, совесть и т.д.) и некоторых качествах воли верующего (терпение, послушание и т.д.), а также в системах нравственного богословия или богословской этики. Все эти элементы вместе формируют христианское нравственное сознание.

Особенности христианской морали

Другая особенность христианской морали, вытекающая из ее связи с догмами учения, заключается в том, что она содержит такие нравственные заповеди, которые не встречаются в системах нерелигиозной морали. Это, например, христианские учения о добрых страданиях, прощении, любви к врагам, неспособности противостоять злу и другие положения, противоречащие насущным интересам реальной жизни людей.

В христианском мире происхождение основных нравственных норм описывается с точки зрения передачи десяти заповедей Моисею Самим Богом. Нравственные нормы христианина не исчерпываются заповедями Моисея, а дополняются пониманием необходимости и возможности духовного возрождения, провозглашенного Иисусом Христом в Нагорной проповеди в учении о Блаженстве.

При создании своего морального кодекса христианство также включало в себя некоторые простые универсальные моральные нормы. Самые простые общие требования к индивидуальному поведению в обществе, отраженные в ветхозаветном декалоге, были выработаны на основе коллективного опыта задолго до того, как они были включены в тексты еврейской Торы. Такие обычаи, как запрет на убийство человека из племени или запрет на вступление в брак внутри племени, возникли из глубины племенного уклада.

Отношение к нравственности

Первые четыре заповеди десяти заповедей не имеют прямого отношения к нравственности. В них содержатся религиозные и церемониальные предписания ивритской религии, но нет никаких моральных норм. Истинная мораль — это человечность. Интересы коллективной человеческой жизни требуют дружбы, взаимопомощи между людьми.

Несмотря на то, что не все люди верят в Бога, а потому не верят в божественное происхождение нравственных заповедей христианства, подавляющее большинство людей в современных западных и восточных славянских цивилизациях принимают общие базовые нравственные нормы в версии, которая как-то близка к десяти заповедям. Общие для всех — верующих и неверующих, богатых и бедных, молодых и старых, мужчин и женщин, представителей разных национальностей и разных уровней образования — это не все десять заповедей, а только их часть, потому что другая часть, как было сказано выше, принадлежит к чисто религиозным постулатам.

Через устные и печатные проповеди, через эмоциональные ритуалы, настроенные на важнейшие события в жизни верующего, кодекс христианской морали воздействует на нравственное сознание человека, а через него и на его практическую нравственность. Этот кодекс дает верующему идеал праведной жизни с точки зрения христианства, который ставит печать на все поведение человека, его привычки, его повседневную жизнь.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: