Изобразительное искусство 18 века в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

В первой четверти XVIII века в России осуществляются преобразования, непосредственным образом связанные с "европеизацией" русской культуры. Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.

Тем не менее, русская культура XVIII века формируется как культура национальная. В то же время, как уже указывалось, она становится элементом мировой, а точнее — западноевропейской культуры. Русское искусство — литература, архитектура, театр и изобразительное искусство — развивается в рамках классицизма1, зачастую перерастая эти рамки. Подведем итоги развития русской культуры восемнадцатого столетия.

Во-вторых, свободомыслие выступает фактором формирования новой социальной группы — российской интеллигенции. Этот процесс широко развернется в XIX веке, но его истоки — в рассматриваемом столетии.

В-третьих, среди проблем, особенно интересующих деятелей культуры, особое место отведено социальным и этическим. Итогом их рассмотрения стало развитие антропоцентрической картины мира, окончательно утвердившейся в русской культуре.

Русская культура XVIII века исполнила свою великую миссию: она стала культурой, одухотворившей русскую жизнь новыми идеалами, заложившей основы русского общественного самосознания. В художественной культуре сформировались принципы, наиболее полная реализация, которых определяет уже век XIX. Великая культура России нового столетия затмевает своей значимостью противоречивую, полную исканий и мучительного перехода от средневековой эпохи к эпохе Просвещения культуру века предшествующего. Но она — основа замечательных процессов развития русской духовности XIX и даже XX веков.

Что касается скульптуры, то Россия в XVIII веке не имела преемственной связи с традицией средних веков, которая во всех западных странах играла большую роль. Однако благодаря усердию профессора Петербургской Академии художеств французского скульптора Жилле в конце XVIII века образовалась целая плеяда русских мастеров. Шедевр Фальконе „Медный всадник" также содействовал развитию вкуса к этому виду искусства.

В художественной культуре XVIII века возникают и развиваются самые различные виды и жанры искусства: круглая скульптура, пейзаж, батальная живопись. Остановимся подробнее на искусстве портрета — жанре, наиболее полно выразившем то новое, что появилось в художественной культуре восемнадцатого столетия. Искусство портрета определяется одной из главных идей восемнадцатого столетия — идеей прославления человечности и человека, восхищения красотой его тела, ума, чувств. Закономерен и повышенный интерес к активной, деятельной, просвещенной личности. Портретное искусство стало средством выражения этого интереса.

Вот почему XVIII век стал периодом высокого взлета русского портрета. Подготовленное парсуной XVII века в начале нового столетия расцветает творчество И. Н. Никитина и А. Матвеева. Именно эти художники начинают формировать новый образный язык русской портретной живописи. И тот, и другой стремятся передать реальный облик модели, показать не только внешний вид, но и внутреннюю жизнь портретируемого.

Эстафету приняли художники середины века, освоившие идейно-образную систему и язык новой художественной культуры — И. Я. Вишняков, А. П. Антропов, И. П. Аргунов. Эти художники создали мощный фундамент для деятельности нового поколения мастеров, поставивших русскую портретную живопись в один ряд с лучшими произведениями западноевропейского искусства. Это поколение наиболее полно представляют Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский.

Уже с самого начала века новое буквально врывается в самые различные виды искусства. Русская архитектура осваивает неизвестные ранее разновидности зданий административного, промышленного, учебного и научного назначения. Важнейшим атрибутом архитектуры нового времени становится ордер. Вся система ордера и каждый ее элемент, как известно, отработаны на протяжении многих веков искусством Западной Европы. Русский классицизм XVIII века предпочитает более свободное расположение архитектурных масс, чем классицизм в других странах Европы. Архитектурная масса его зданий производит более органичное и живое впечатление.

Русский вкус в архитектуре сказался не только в характере декораций и стен, но и в общем расположении зданий. Начало перехода к регулярной застройке новых городов (Санкт-Петербург, Азов, Таганрог) улицами, пересекающимися под прямыми углами и с выносом фасадов по линии улиц. Строительство государственных, военных, производственных и гражданских зданий симметрично. Высокие шпили венчали важнейшие городские здания.

Отступление от классических канонов дает о себе знать и в выстроенном из розового кирпича мосте Царицына с его стрельчатыми арками. Стиль Баженова в Царицыне принято называть псевдоготическим или неоготическим.

В Россию были приглашены иностранные архитекторы, что способствовало слиянию западноевропейской культуры с русским зодчеством и формированию архитектурного стиля - петровского барокко. Новым явлением в архитектуры стало сооружение триумфальных арок.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Развивалось деревянное зодчество. Всемирную славу получила Преображенская церковь на острове Кижи. Светское начало в архитектуре получило преобладание над церковным.

Культурные преобразования и нововведения XVIII века касались преимущественно привилегированных сословий русского общества. Низшие сословия они почти не затрагивали. Они вели к разрушению прежнего органического, единства русской культуры

Влияние европейской культуры на русскую прослеживается и в более ранние нежели Петровские времена. Первые признаки копирования европейской моды и заимствования в области культуры относятся к царствованиям Б. Годунова, который посылал молодых бояр на учебу за границу, царя Алексея Михайловича, имевшего придворный театр и рукописную газету; при князе Вас. Голицыне, фаворите царевны Софьи в Москве получила распространения польская мода. При Петре I имели место тенденции: дальнейшего обмирщения культуры; европеизации и преодоления национальной замкнутости; ускорения темпов и усложнения общественного развития – модернизация, которая происходила главным образом в экономической сфере, только затронув политическую и культурную области.

Несмотря на усиление роли государства, ставшего новой этической сверхценностью, происходило развитие личностного начала – ведь строили новую Россию инициативные и энергичные люди. Вероятно поэтому наиболее популярный жанр искусства того времени портрет. Братья Никитины, Ф. Черкасов, М. Захаров учились в Италии, осваивали новые колористические приемы, композиционные нововведения.

Им необходимо было преодолеть традиции портретного стиля XVII в., т.н. парсуны (от сл. персона), техника исполнения которой и стиль были заимствованы у иконописи. Но благодаря парсунам потомкам известны черты лиц известных исторических персонажей XVI-XVII вв., например, царя Ивана Грозного, Лжедмитрия I, князя Михаила Скопина-Шуйского.

Как и другие области художественной куль­туры XVIII в., изобразительное искусство развивалось в тесной связи с общественными переменами, воплощало новые эстетические принципы. При Петре I и в последующем на первый план выдвинулись светская живопись, видовая и батальная гравюра, декоративная роспись. Для написания парадных портретов были приглашены европейские художники, использующие приемы барокко и рококо (Л. Каравак и др.).

Другим русским художником, прошедшим европейскую школу живописи, стал Андрей Матвеевич Матвеев (1701 – 1739). Влияние голландской и фламандской школ очевидно в его портрете с женой: изящном и интимном парном портрете молодых супругов.




Влияние европейской культуры на русскую прослеживается и в более ранние нежели Петровские времена. Первые признаки копирования европейской моды и заимствования в области культуры относятся к царствованиям Б. Годунова, который посылал молодых бояр на учебу за границу, царя Алексея Михайловича, имевшего придворный театр и рукописную газету; при князе Вас. Голицыне, фаворите царевны Софьи в Москве получила распространения польская мода. При Петре I имели место тенденции: дальнейшего обмирщения культуры; европеизации и преодоления национальной замкнутости; ускорения темпов и усложнения общественного развития – модернизация, которая происходила главным образом в экономической сфере, только затронув политическую и культурную области.

Несмотря на усиление роли государства, ставшего новой этической сверхценностью, происходило развитие личностного начала – ведь строили новую Россию инициативные и энергичные люди. Вероятно поэтому наиболее популярный жанр искусства того времени портрет. Братья Никитины, Ф. Черкасов, М. Захаров учились в Италии, осваивали новые колористические приемы, композиционные нововведения.

Им необходимо было преодолеть традиции портретного стиля XVII в., т.н. парсуны (от сл. персона), техника исполнения которой и стиль были заимствованы у иконописи. Но благодаря парсунам потомкам известны черты лиц известных исторических персонажей XVI-XVII вв., например, царя Ивана Грозного, Лжедмитрия I, князя Михаила Скопина-Шуйского.

Как и другие области художественной куль­туры XVIII в., изобразительное искусство развивалось в тесной связи с общественными переменами, воплощало новые эстетические принципы. При Петре I и в последующем на первый план выдвинулись светская живопись, видовая и батальная гравюра, декоративная роспись. Для написания парадных портретов были приглашены европейские художники, использующие приемы барокко и рококо (Л. Каравак и др.).

Другим русским художником, прошедшим европейскую школу живописи, стал Андрей Матвеевич Матвеев (1701 – 1739). Влияние голландской и фламандской школ очевидно в его портрете с женой: изящном и интимном парном портрете молодых супругов.

Рус­ская живо­пись 18 века — это осо­бен­ное явле­ние в миро­вой живо­пи­си. Нача­лом раз­ви­тия свет­ской рус­ской живо­пи­си мож­но счи­тать 18 век. С это­го момен­та древ­не­рус­ская живо­пись при­об­ре­та­ет некую свет­скость и отхо­дит от кано­нов ико­но­пи­си. У худож­ни­ков воз­ни­ка­ет потреб­ность изоб­ра­жать повсе­днев­ную жизнь, при­ро­ду, чело­ве­ка. В этот пери­од вре­ме­ни про­ис­хо­дят пере­ло­мы прак­ти­че­ски во всех сфе­рах рус­ской куль­ту­ры, в том чис­ле и в живописи.

Развитие русской живописи в 18 веке

Рус­ская живо­пись после пет­ров­ских пре­об­ра­зо­ва­ний 18 века пре­тер­пе­ва­ет еще боль­шие изме­не­ния. Ино­стран­ные худож­ни­ки начи­на­ют при­ез­жать в Рос­сию и рабо­тать при дво­ре. Появ­ля­ет­ся Ака­де­мия худо­жеств, откры­ва­ют­ся кар­тин­ные гале­реи. Рус­ская живо­пись вры­ва­ет­ся в миро­вое искус­ство и за несколь­ко деся­ти­ле­тий 18 века про­хо­дит такой путь, кото­рый Евро­па про­шла до это­го за несколь­ко веков.

В 18 веке в Рос­сии появ­ля­ют­ся раз­лич­ные сти­ли и направ­ле­ния, при­чем, если в Запад­ной Евро­пе живо­пись раз­ви­ва­лась после­до­ва­тель­но, тече­ния посте­пен­но сме­ня­ли друг дру­га, то в Рос­сии раз­ви­тие раз­ных жан­ров про­ис­хо­дит прак­ти­че­ски параллельно.

Рус­ская живо­пись в 18 сто­ле­тии ста­но­вит­ся про­фес­си­о­наль­ной: в боль­шом коли­че­стве начи­на­ют созда­вать­ся как парад­ные, так и камер­ные порт­ре­ты, в живо­пись при­хо­дит натюр­морт, так попу­ляр­ный в то вре­мя в Евро­пе. Во вто­рой поло­вине XVIII века, бла­го­да­ря Ака­де­мии худо­жеств, в Рос­сии рас­цве­та­ет клас­си­цизм (в основ­ном, это кар­ти­ны на исто­ри­че­ские, биб­лей­ские и мифо­ло­ги­че­ские сюжеты).

Особенности русской живописи XVIII века

Посте­пен­но рус­ская живо­пись начи­на­ет обрас­тать наци­о­наль­ны­ми осо­бен­но­стя­ми. На полот­нах начи­на­ют появ­лять­ся сюже­ты из рус­ской исто­рии, наря­ду с биб­лей­ски­ми пер­со­на­жа­ми геро­я­ми кар­тин ста­но­вят­ся былин­ные бога­ты­ри, не усту­пая пер­вым в нака­ле стра­стей. Порт­рет­ное искус­ство во вто­рой поло­вине 18 века обре­та­ет новое дыха­ние с при­хо­дом новых масте­ров живописи.


Порт­рет­ный жанр обо­га­ща­ет­ся новы­ми направ­ле­ни­я­ми – костю­ми­ро­ван­ный и мифо­ло­ги­че­ский порт­рет. Посте­пен­но порт­рет­ное искус­ство пере­ста­ет быть эли­тар­ным. Порт­рет выхо­дит за пре­де­лы сто­лиц и при­хо­дит в рус­скую про­вин­цию, ста­но­вясь вер­ши­ной рус­ской живо­пи­си 18 века.

К кон­цу сто­ле­тия в рус­ской живо­пи­си начи­на­ет зарож­дать­ся новый жанр – быто­вой. И его глав­ным геро­ем ста­но­вит­ся про­стой народ и, конеч­но, рус­ское крестьянство.

В кон­це 18 века еще одно направ­ле­ние рус­ской живо­пи­си выде­ля­ет­ся в само­сто­я­тель­ное – это пей­заж. Худож­ни­ки начи­на­ют рас­смат­ри­вать при­ро­ду как цен­ность, достой­ную отдель­но­го изоб­ра­же­ния. Тогда как ранее при­род­ные фоны исполь­зо­ва­лись толь­ко как укра­ше­ние зад­не­го пла­на картины.

Искусство России первой половины XVIII века

Начало XVIII в. для России ознаменовалось сломом привычного образа жизни, поворотом в сторону подражания западным культурным образцам, охватившим в первую очередь столичное и провинциальное дворянство. Искусство России с начала XVIII в. становится светским. Появляются неизвестные дотоле виды и жанры пространственных искусств: гравюра, памятник, скульптурный портрет, ландшафтная архитектура и т.д. Появление новых видов и жанров искусства было связано с необходимостью создавать чертежи и карты строящегося Петербурга, отражать победы русской армии и флота.

Возникает система профессионального обучения граверов, скульпторов и живописцев, архитекторов. Часто преподавателями выступают приглашенные из-за границы признанные мастера. В Россию приходят из Европы несколько художественных стилей — барокко и рококо, классицизм, просветительский реализм, позднее — сентиментализм и предромантизм. Тем самым художественные процессы в России все теснее связываются с общеевропейскими, только народное искусство сохраняет верность традиционным образцам и приемам деятельности.
Ведущим художественным стилем первой половины XVIII в. в России становится барокко — стиль абсолютизма, воплощающий великолепие и мощь Российского самодержавия. Русское барокко отличалось от западноевропейского споим оптимистическим пафосом, позитивным началом. Главное в русском барокко — строительство дворцов новой столицы России — Петербурга.

Б.-К. Растрелли. Бюст Петра I. 1723-1 729 гг. На кирасе Петра — рельефные изображения Полтавской битвы. А также изображение Петра в одеянии римских императоров, высекающего женскую фигуру со скипетром и державой

Б.-К. Растрелли.
Бюст Петра I. 1723-1 729 гг.
На кирасе Петра — рельефные изображения Полтавской битвы. А также изображение Петра в одеянии римских императоров, высекающего женскую фигуру со скипетром и державой

В 1706 г. для руководства строительными работами была учреждена Канцелярия городовых дел во главе с У.А. Синявиным. На левом берегу Невы началось возведение крепости-верфи Адмиралтейства.
В 1710-1711 гг. был построен первый Зимний дворец Петра I. Двухэтажное здание, перекрытое высокой кровлей, украшали небольшой нарядный портал и узкие пилястры. В 1726-1727 гг. архитектор Доминико Трезини прибавил к зданию два крыла и подчеркнул его центр четырьмя колоннами.

Петергоф. Большой дворец. Гравюра

Петергоф. Большой дворец. Гравюра

К концу 1720-х гг. облик Петербурга определился. В 1737 г. была учреждена Комиссия о Санкт-Петербургском строении, ее архитектурную часть возглавил П.М. Еропкин. Комиссия разработала генеральный план столицы, согласно которому центр переносился на Адмиралтейскую сторону. Были намечены направления трех главных городских магистралей, расходившихся от башни Адмиралтейства. И.К. Коробов (1700/1701-1747) предложил возвести семидесятиметровую каменную башню Адмиралтейства с высоким золоченым шпилем и флюгером в виде корабля.
Весь центральный район предписывалось застраивать только каменными зданиями. Преобладающий тип здания этого времени — дворец-усадьба в столице или в ее пригородах.

Вид Летнего сада со стороны Невы. Гравюра А.Ф. Зубова. 1717 г.

Вид Летнего сада со стороны Невы. Гравюра А.Ф. Зубова. 1717 г.

В 1749 г. Елизавета издает указ о строительстве Смольного монастыря. Строительство собора, начатое в 1748 г., приостанавливалось из-за нехватки средств. Растрелли так и не закончил его, но и созданное здание явилось одним из замечательных его творений.
Работая над сооружением Смольного монастыря, Растрелли получает распоряжение императрицы начать работу по переустройству Большого Петергофского дворца. Зодчему было поставлено условие: сохранить оставшийся от Петра комплекс построек, значительно расширив дворец.

Самое совершенное творение Растрелли — Большой, или Екатерининский, дворец в Царском Селе, работы над строительством которого велись с 1752 по 1757 гг. Строительство дворца, начатое ранее, не удовлетворило Елизавету. Растрелли превратил дворец в громадную анфиладу зал, в обширном регулярном саду возвел парковые павильоны. Другой стороной дворец обращен к огромному двору, ограниченному одноэтажными корпусами. Анфилада комнат центральной части дворца имела замечательную отделку — позолоченную деревянную резьбу, живопись плафонов.

Ф.Б. Растрелли. Ф.Б. Растрелли. Екатерининский дворец. Общий вид. 1752-1756 гг. Ф.Б. Растрелли. Модель колокольни Смольного монастыря.

Ф.Б. Растрелли.

В центре Петербурга Растрелли возвел четвертый Зимний дворец. Сохранившийся почти без изменений Дворец, вершинное достижение русского барокко, построен в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором, своими размерами он доминирует над окружающим пространством. Бесчисленные колонны то собираются в группы, особенно живописные на углах здания, то расступаются. На балюстраде кровли установлены десятки декоративных ваз и статуй. Каждый фасад Растрелли проектировал по-разному. Так, Северный фасад, обращенный к Неве, тянется более или менее ровной стеной, не имея заметных выступов. Южный фасад, выходящий на Дворцовую площадь, имеет семь членений и является главным. Центр его выделен широким, пышно декорированным ризолитом, прорезанным тремя въездными арками. Из боковых фасадов наиболее выразителен западный, обращенный в сторону Адмиралтейства. Из внутренних помещений дворца, созданных Растрелли, сохранили барочный облик Иорданская лестница и частично Большая церковь. После восшествия на престол Екатерины II Растрелли перестал получать заказы, стиль барокко не нравился двору. 23 октября 1763 г. Екатерина принимает решение об отставке Растрелли с поста обер-архитектора. В 1771 г. он подает прошение о принятии его в члены Императорской Академии наук, прошение было удовлетворено 9 января 1771 г. В этом же году Растрелли умирает.

Екатерининский дворец. Фрагмент садового фасада Зимний дворец. Фрагмент углового западного фасада

Влияние творчества Растрелли было сильным и для самостоятельно работающих архитекторов. Одним из таких мастеров был С. И. Че- вакинский (1709/1713 — ок. 1780), построивший двухэтажный Никольский Морской собор.

Читайте также: