Производственные силы раннего родового строя кратко

Обновлено: 02.07.2024

Общие сведения. Стадия раннепервобытной общины характеризуются простым, присваивающим хоз-вом так называемых низших охотников , рыболовов и собирателей и соответствующими ему примитивными формами общественных отношений. Но не во временном , ни пространственном отношении эта стадия не была единообразной

Прежде всего на протяжении этой стадии наблюдался заметный рост производственных сил. В 3-3 раза расширился ассортимент орудий труда. Большое значение имело изобретение лука со стрелами, появление которого часто считают гранью м/д 2 этапами присваивающей деятельности: архаическим и более развитым охотничье - собирательным хоз-вом, в ряде районов сочетавшиеся также с рыболовством. Грань эта не универсальна . В Ю. Америке, Океании и Юг-Вост. Азии известны охотничьи общества, пользовавшиеся не луком со стрелами, а другим эффективным оружием – духовой стрелометательной трубкой. Археологически эти два этапа соответствуют эпоха верхнего палеолита и мезолита. Немалое значение имели и другие сдвиги в вещественных производительных силах на этой стадии, в частности, приручение собаки, усовершенствование водных транспортных средств, орудии рыболовства и морского зверобойного промысла.

Прогрессировали субъективные производственные силы – производственные навыки человека. Расширились знания о природной среде, накопился производственный опыт, улучшилась организация коллективного труда. Труд был простой кооперацией, т. е. сотрудничеством, не знавшим продвинутых форм разделения труда. Полной однообразности трудовых операции ни когда не было. Постепенное усложнение производственных навыков чем, дальше тем больше требовало хозяйственной специализации. Поэтому существовавшее ещё в праобщине естественное разделение труда по полу и возрасту полуило дальнейшее развитие. Мужчина стал преимущественно охотником, позднее рыболовом , женщина сосредотачивалась на собирательстве, н домашнем хоз-ве, стала хранительницей очага. Дети и старики помогали трудоспособным членам общины . старики являлись хранителями коллективного опыта и активно участвовали в изготовление орудии труда.

В первобытности человек в наставительно большей степени, чем позднее, зависел от природных условии. У общин, живущих в умеренных, а тем более в северных широтах, собирательство видимо, играло меньшую роль, чем у общин субтропических и тропических широт.

Стадия раннепервобытной общины - время существования человека современного вида, и для её исторической реконструкции широко применяют наряду с археологическими материалами этнологические аналогии. Это коренное население Тасмании и Австралии и др. все эти племена как правило , - племена мезолитического облика, но в культуре многих из них сохранились и верхнепалеолитические традиции.

Подъём производительных сил и расширение первоначальной ойкумены. С появление человека современного вида мы вступаем в эпоху заключительного этапа развития палеолитической каменной техники – эпоху верхнего палеолита. Эта эпоха характеризуется значительным подъёмом производительных сил , улучшение техники обработки камня.

Верхнепалеолитическая ойкумена гораздо больше насыщена памятниками, исчисляемыми тысячами, чем среднепалеолитическая и тем более нижнепалеолитическая. Памятники сохранились лучше, но увеличение их числа на порядок не может отражать увеличение численности и плотности населения.

Повышение уровня орудийной оснащённости человечества в это время имеет своей причиной изобретение новой техники обработки камня. Одно из таких изобретений это пластины, которые имели строго правильную форму и достаточно равномерную толщину и ширину но всей длине. Широкое использование дерева и кости, позволяло в большом количестве получать основные орудия труда.

Для верхнепалеолитического времени типичны долговременные стойбища, использовавшиеся по-видимому, по нескольку десятилетий: во Франции, Чехии. То что их использовали на протяжение нескольких десятилетии, можно объяснить огромными скоплениями в культурном слое остатков сотен и тысяч крупных животных. Продуктивность охоты, и обилие добычи снабжали верхнепалеолитического периода всем необходимым для поддержания жизни в условиях перехода от мягкого климата к суровым условиям эпохи последнего обледенения, на которую падает завершение верхнего палеолита.

Начало верхнего палеолита , отстоит от современности примерно на 40-45 тыс. лет. Окончание верхнепалеолитической эпохи по-разному датируется различными авторами. Некоторые видят в изобретение лука со стрелами ту черту, которая обозначает рубеж м/д верхним палеолитом и мезолитом. Другие настаивают на решающем значении появление чрезвычайно малогабаритных орудий. Третьи указывают на вымирание крупных представителей четвертичной фауны. По сути дела все эти признаки отражают разные стороны единого процесса

До сравнительно недавнего времени в европейской археологии главенствовала периодизация, возникшая на заре археологической науки. Верхнепалеолитическая эпоха делилась в соответствии с этой периодизацией на три периода – ориньяк (ориньянский), солютре (солютрииский), мадлен(мадленский) все они получили название по названию местечек во Франции где были найдены. Для ориньякской эпохи были характерны более или менее все верхнепалеолитическое формы. Для солютрейской эпохи было характерно выделение двусторонне обработанного орудия, для мадленской – значительное богатство бытовавшей наряду с каменными инвентарём костяной индустрии. Свойственные им признаки характерны только для этого места.

Сначала казалось естественным, что Америка заселена через Тихий океан из Юго- Восточной Азии. Французский этнолог Поль Реви, собрал достаточно большое число совпадений в языке и материальной культуре между американским индейцами, особенно индейцами Юж. Америки и народами Юго-Восточной Азии от океанического пути заселения Америки с запада со временем пришлось отказаться. Океанический путь заселения Америки, теоритически говоря, возможен и с востока, т. е. через Атлантический океан. Здесь же с ново указывается на аналогии в культурах м/д цивилизациями Африканского континента и древними цивилизациями Африканского континента , но и от этой теории пришлось отказаться.

Остаётся, следовательно, только один-единственный путь, он и принят современной наукой, - путь через Берингов пролив из Азии. Заселение Америки человеком имело место примерно 20-25 тыс. лет тому назад, а в то время на месте Берингова пролива существовал обширный сухопутный мост.

В эпоху верхнего палеолита Африка сохранила своё своеобразие, присущее её в среднепалеолитическое время. На севере сохранялась та форма индустрии, которая была здесь представлена в эпоху среднего палеолита. Типы орудий в верхнем палеолите более совершенны , но прогресс в общем несущественен.

В мезолите хоз-во и материальная культура испытывали заметные изменения, которы сказались на многих областях ойкумены.

К началу мезолита плейстоцен сменился голоценом: ледниковый период закончился. Это непосредственно отразилось на климате, флоре и фауне значительной части Евразии и Сев. Америки. Повсеместно здесь исчезли такие наиболее крупные животный: мамонты, шерстистые носороги.

Из-за природно-хозяйственных особенностей различных областей ойкумены фаунистический кризис рубежа верхнего палеолита и мезолита одинаково сказался на хоз-ве и материальной культуре мезолитических общин, через культурные влияния – он коснулся и большей части ПЧ.

Переход к охоте на менее крупных животных потребовал расширения отходнического промысла и большего разнообразия приёмов. Распространилась добыча на средних и мелких млекопитающих. Лук со стрелами а также его аналоги, копьеметалка более усовершенствованные оружия, которые использовались в охоте. Наряду с загонной охотой получила развитие индивидуальная с засадами. В мезолите была приручена собака. Она стала хорошим помощником в охоте, это и первый шаг в становление скотоводства. Наиболее шире стало практиковаться рыболовство, местами возник морской зверобойный промысел.

Для мезолита характерно дальнейшее облегчение веса каменных орудий, достигнутое широким использованием микролитов. Микролиты – маленькие, в 1-2 см длиной, заострённые изделия из кремния, агата и т. д. в форме треугольников, ромбов трапеций. Употреблялись как наконечники стрел. Появились в верхнем палеолите , но широкое применение получили только в мезолите.

Образ жизни мезолитических общин определялся тем, что они стремились использовать все охотничьи, рыболовческие и собирательские ресурсы. Это вело к подвижности, принимавшей одних случаях сезонно-оседлый, в других – бродячий характер. Вместе с тем было уже немало относительно оседлых общин.

Аборигены Австралии охотились на кенгуру и др. сумчатых, страусов, а на побережье на тюлений и морских черепах. Охота коллективная и индивидуальная. По некоторым данным в охоте использовалась собака динго. Важнейшие оружия копья и палица, деревянная копьеметалька, бумеранги. Повсеместно большую роль играло собирательство.

По другому жили мезолитические общины, ориентированные преимущественно на прибрежные ресурсы. Яганы и алакалуфы ловили рыбу, собирали моллюсков и крабов. Занимались собирательством. Гл. охот. Орудием были: копья, гарпуны. Были известны лук, праща и бола. Применялись для охоты собаки. В окружение поселения было много раковинных куч, что вообще типично для ориентированных на прибрежные ресурсы мезолитических культур. За такими кучами в археологии закрепился термин «кьеккенмьеддинги.

18. Брак и семья в раннеродовой общине.

С возникновением родовой организации и свойственной её дуальной экзогамии в первобытном обществе возник брак, т. е. особый институт, регулирующий отношения м/д полами. Одновременно, а по другой точке зрения несколько позже, возник институт семьи, регулирующий отношения как м/д супругами, так и между родителя и детьми. Вопрос о начальной форме брака пока ещё не может быть решён вполне однозначно. По данным этнологии и отчасти археологии допускают две его основные трактовки. Первая: исходной формой был групповой брак, лишь позднее сменившийся различными формами индивидуального брака и индивидуальной семьи. Вторая: с самого начала сущ-ли индивидуальный брак и индивидуальная семья, которые в своём развитии принимали различные формы.

Начало первому решению было положено Л.Г. Морганом. Он наметил пять последовательно сменявших друг друга форм семьи: кровнородственная(брачная общность м/ж всеми лицами одного поколения), пуналуальная( также общность с исключ., из неё сиблингов-родных братьев и сестёр), парная (непрочные и лишённые эконом., основы соединения 2 супругов), промежуточно патриархальна (семья с выраженной властью мужа), моногамная (прочное соединение супругов с властью мужа как частного собственика). Две первые формы были основаны на групповом браке, а остальные – на индивидуальном.

Большая часть учёных считают концепцию первичности группового брака несостоятельной. Они исходят из того, что даже у наиболее отставших в своём развитии низших охотников, рыболовов собирателей обнаружены парный брак и семья. Археологически на этой стадии также достаточно широко фиксируются небольшие одноочажные жилища.

Л. Файсон понимал групповой брак не как сочетание всеобщего многожёнства и многомужества в двух взаимобрачных группах, а как право-обязанность этих групп поставлять друг другу фактических супругов, совместная жизнь которых могла более или менее длительной. Спор идёт не только о фактической, сколько о понятийно-терминологической стороне дела. Если групповой брак существовал лишь в потенции, то его проявлениями можно было бы считать всякую эндогамию – локальную, кастовую, даже этническую. Видимо групповой брак – это миф.

Предменов споров остаётся также вопрос о локализации первоначального брака. Современные сторонники идей первичности группового брака считают, что он был дислокальным, т. е. супруги не селились вместе , а оставались жить в своих группах, эпизодически встречаясь. Ещё шире распространены различные обычаи обособления мужчин и женщин. Сторонники идеи первичности парного брака рассматривают его как унилокальной ведущий к совместному поселению супругов. И образованию ими семьи.

У низших охотников и др., наряду с матрилокальным или уксорилокальным и даже патрилокальным или вирилолокальный брак . от суда не редко делаю вывод, что матрилокальность и патрилокальность возникли паралельно. В условиях бродячего мезолитического хозяиства, увиличивавшего роль охотника- мужчины. Семёновым показано, что при исходной матрилокальности с началом трудового распределения имели место два основных варианта развития зачаточных семейных ячеек, состоявших из женщины с её детьми и охотника-мужчины. В одних случаях брат женщины, и возникала ячейка, называемая большой материнской семьёй. В других случаях им оказывался муж женщины, и возникла парная семья. Бывало что при этом матрилокальность переплеталась с патрилокальностью, приходя к амбилокальности или к дуолокальности.

Правила регулировали заключение брака: экзогамия. Для обществ низших охотников и др., характерна дуально-фратриальная экзогамия в форме так называемого, или кросскузенного, брака. Мужчины женились на своих двоюродных сестрах. Фактически в брак вступали не только двоюродные, но и троюродные, четвероюродные и т. д. братья и сестры. Экзогамия при этом не нарушалась. Ведь при унилинейном счёте родства мужчины и женщины этих двух взаимобрачных групп вообще не считались сородичами.

В некоторых обществах возникли иные разновидности кросскузенных браков - односторонние, при которых несколько групп как бы по кольцу поставляли брачных партнёров друг другу.

В то же время существовали механизмы для предотвращения половых, а тем более брачных связей м/д людьми, не принадлежавших к кругу понтециальных мужей и жён. Важнейшим из них был обычай избегания м/д такими лицами: запрещение разговаривать, приближаться друг к другу и т.п. У аборигенов Австралии наблюдалось некоторое избегание м/д братом и сестрой и очень ярко выраженное – м/д зятем и тёщей.

В процессе межполового разделения труда супруги в той или иной мере обменивались хозяйственной деятельностью . Могло сущ-ть общесемейное хоз-во. Семья выполняли функцию социализации детей, заботу о них проявляла не только мать, но и отец. Семья не составляла самостоятельной, противостоящей общинной ячейки. Имущество наследовалось. Дети воспитывались близкой роднёй.

Исходной основой возникновения и существования первобытнообщинного строя является род (родовая община), который объединял людей по кровно-родственному принципу.Производство и потребление продуктов труда членов родовой общины, как и весь уклад их жизни, носили коллективистский характер. Все усилия сородичей были направлены на сохранение рода, его выживание и продолжение. С этим связано как подчинение действий всех членов общины общим интересам рода, так и защита каждого из них всем родом, включая и кровную месть за убийство сородича чужаком.

Управление жизнью и делами рода представляло собой общинное самоуправление и носило коллективный общественный характер.Общественный порядок в первобытном обществе поддерживался общеобязательными нормами сложившихся обычаев и институтами общественной власти.

Всякая социальная власть – это нормативно определенный порядок организации общественной силы и применения официального принуждения для управления общественными делами и отношениями в данном сообществе людей. Именно определенная нормативная организация силы всего сообщества (и соответствующее упорядочение применения этой объединенной силы) обозначает отличие официальной власти в данном социуме от господства физической силы и официально-властного принуждения, от непосредственного насилия.

Различные виды социальной власти (родовая власть, государственная власть и т.д.) отличаются друг от друга видом тех социальных норм (типом нормативности), которые определяют соответствующий порядок организации общественной силы и осуществления официального принуждения. Так, организация и применение общественной силы в виде государственной власти определяются правом(принципом и нормами права) как формой свободы индивидов – членов государства. Власть в первобытном обществе – это власть рода в целом, а не власть

Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 192

индивидов – членов рода. Эта родовая власть определяется, обобщенно говоря, родовой нормативностью (комплексом родовых норм, обычаями рода и т.д.), верховным принципом которой является выживание, сохранение и продолжение данного рода. Как сам этот принцип, так и нормы родового строя и соответствующая родовая власть носят родоохрани-тельный характер.

Основным институтом власти в родовой общине было родовое собрание,на котором взрослые сородичи решали все основные вопросы жизни общины. Родовое собрание избирало вождя (старейшину) рода,а также ряд других должностных лиц – военачальника, руководителя по делам охоты и т.д.

Роды объединялись в племя,а некоторые племена – в союз племен.При этом совет старейшин племени,куда входили старейшины (вожди) объединившихся родов, избирал вождя племени и других должностных лиц племени – военачальника племени и т.д. Аналогичным образом совет вождей объединившихся племен избирал вождя союза племен, военачальника и других должностных лиц такого союза племен.

Властные полномочиявсех этих должностных лиц опирались на авторитет и доверие общества, на согласие и поддержку членов родовых общин. Вместе с тем назначение и функции этих должностных лиц, как и правила поведения всех остальных членов общества, были жестко подчинены устоявшимся непререкаемым обычаям,нарушение которых влекло суровые кары.

Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 193




такого единства были подчинены все регулятивные средства того времени.

Формировавшееся социальное сознание и представления о социальных нормах повсеместно в примитивных обществах носили мифологический характер. Миф при этом выступает одновременно и как идеологическая форма высшего признания, оправдания и обоснования сложившихся норм и в целом существующего социального порядка (в его единстве с порядком природы и вообще всего окружающего мира), и как авторитетная форма фиксации действующих общеобязательных социальных норм, форма и источник их общезначимого выражения, толкования и применения.

Благодаря мифам, ритуалам и т.д. коллективные представления и установления социума активно влияют на формирование надлежащего образа жизни и действий всех его членов, прочно скрепляют их социальное единство и солидарность. Так, функция причащения подрастающего поколения к взрослому коллективу отчетливо проявлялась в обрядах инициации, в ходе которых молодые люди не только приобщались к мифологическим таинствам, проходили испытания, приобретали взрослые роли (мужчины или женщины) и т.д., но и усваивали сложившиеся социальные ценности и нормы.

Особенности первобытного мышления (образность, символизм, синтетичность и т.д.) существенным образом отражались и на регулятивных средствах того времени, когда еще не проводилось различие между сущим и должным, описанием (словами, знаками, магическими и ритуальными действиями) и предписанием.

Мифологические представления о возникновении мира, человека и человеческого бытия играли роль объяснительного принципа человеческих взаимоотношений и были вместе с тем источником общеобязательных норм и правил человеческого поведения, подлежащих безусловному исполнению в настоящем и будущем. Описание в мифе имеет одновременно значение

Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 194

предписания, в силу чего положения мифа, обладавшие высшим (сверхъестественным) авторитетом и санкцией, играли роль императивной модели для соответствующего устроения первобытного общества, человеческих связей и взаимоотношений.

Мифологическая система социальной регуляции ориентировала всех членов общества на соблюдение общих представлений о надлежащем и запрещенном (затабуированном) и безусловно отвергала отрыв и отклонения индивидуального от общеколлективного. В поддержании единства и стабильности социума, принятого типа социального поведения существенную роль играли многообразные запреты(табу) [3], относящиеся к различным сферам жизни (половым, трудовым, брачным, бытовым и т.д.). На весьма ранних этапах становления социальной жизни табуируются каннибализм, инцест и убийство (членов данного социума).

Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 195

Функции очистительной жертвы фармака уходят своими корнями во времена ритуальных людских жертв. На определенном этапе фармаки уже выступают в качестве символического воплощения старого, умирающего года, сменяющегося (по природному циклу движений солнца) новым годом; в таком контексте на фармаков как бы переносится все зло за прошлое (прошлый год).

Уже у истоков формирования социального порядка, представлений о нормальном и отклоняющемся поведении система социальной регуляциирасполагает весьма жесткими, мощными и действенными средствами позитивного и негативного характера, необходимыми для освящения, возвышения, защиты и укрепления сложившихся отношений, правил и форм одобряемого образа жизни и поведения, с одной стороны, и для всемерной дискредитации и суровой кары отступников и нарушителей, с другой.

Предыдущий | Оглавление | Следующий

[1] Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1967. С. 60.

[2] Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л., 1976. С. 16.

[4] См.: Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. С. 90.

[5] См.: Фрейденберг О.М. Указ. соч. С. 596.

Исходной основой возникновения и существования первобытнообщинного строя является род (родовая община), который объединял людей по кровно-родственному принципу.Производство и потребление продуктов труда членов родовой общины, как и весь уклад их жизни, носили коллективистский характер. Все усилия сородичей были направлены на сохранение рода, его выживание и продолжение. С этим связано как подчинение действий всех членов общины общим интересам рода, так и защита каждого из них всем родом, включая и кровную месть за убийство сородича чужаком.

Управление жизнью и делами рода представляло собой общинное самоуправление и носило коллективный общественный характер.Общественный порядок в первобытном обществе поддерживался общеобязательными нормами сложившихся обычаев и институтами общественной власти.

Всякая социальная власть – это нормативно определенный порядок организации общественной силы и применения официального принуждения для управления общественными делами и отношениями в данном сообществе людей. Именно определенная нормативная организация силы всего сообщества (и соответствующее упорядочение применения этой объединенной силы) обозначает отличие официальной власти в данном социуме от господства физической силы и официально-властного принуждения, от непосредственного насилия.

Различные виды социальной власти (родовая власть, государственная власть и т.д.) отличаются друг от друга видом тех социальных норм (типом нормативности), которые определяют соответствующий порядок организации общественной силы и осуществления официального принуждения. Так, организация и применение общественной силы в виде государственной власти определяются правом(принципом и нормами права) как формой свободы индивидов – членов государства. Власть в первобытном обществе – это власть рода в целом, а не власть

Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 192

индивидов – членов рода. Эта родовая власть определяется, обобщенно говоря, родовой нормативностью (комплексом родовых норм, обычаями рода и т.д.), верховным принципом которой является выживание, сохранение и продолжение данного рода. Как сам этот принцип, так и нормы родового строя и соответствующая родовая власть носят родоохрани-тельный характер.

Основным институтом власти в родовой общине было родовое собрание,на котором взрослые сородичи решали все основные вопросы жизни общины. Родовое собрание избирало вождя (старейшину) рода,а также ряд других должностных лиц – военачальника, руководителя по делам охоты и т.д.

Роды объединялись в племя,а некоторые племена – в союз племен.При этом совет старейшин племени,куда входили старейшины (вожди) объединившихся родов, избирал вождя племени и других должностных лиц племени – военачальника племени и т.д. Аналогичным образом совет вождей объединившихся племен избирал вождя союза племен, военачальника и других должностных лиц такого союза племен.

Властные полномочиявсех этих должностных лиц опирались на авторитет и доверие общества, на согласие и поддержку членов родовых общин. Вместе с тем назначение и функции этих должностных лиц, как и правила поведения всех остальных членов общества, были жестко подчинены устоявшимся непререкаемым обычаям,нарушение которых влекло суровые кары.

Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 193

такого единства были подчинены все регулятивные средства того времени.

Формировавшееся социальное сознание и представления о социальных нормах повсеместно в примитивных обществах носили мифологический характер. Миф при этом выступает одновременно и как идеологическая форма высшего признания, оправдания и обоснования сложившихся норм и в целом существующего социального порядка (в его единстве с порядком природы и вообще всего окружающего мира), и как авторитетная форма фиксации действующих общеобязательных социальных норм, форма и источник их общезначимого выражения, толкования и применения.

Благодаря мифам, ритуалам и т.д. коллективные представления и установления социума активно влияют на формирование надлежащего образа жизни и действий всех его членов, прочно скрепляют их социальное единство и солидарность. Так, функция причащения подрастающего поколения к взрослому коллективу отчетливо проявлялась в обрядах инициации, в ходе которых молодые люди не только приобщались к мифологическим таинствам, проходили испытания, приобретали взрослые роли (мужчины или женщины) и т.д., но и усваивали сложившиеся социальные ценности и нормы.

Особенности первобытного мышления (образность, символизм, синтетичность и т.д.) существенным образом отражались и на регулятивных средствах того времени, когда еще не проводилось различие между сущим и должным, описанием (словами, знаками, магическими и ритуальными действиями) и предписанием.

Мифологические представления о возникновении мира, человека и человеческого бытия играли роль объяснительного принципа человеческих взаимоотношений и были вместе с тем источником общеобязательных норм и правил человеческого поведения, подлежащих безусловному исполнению в настоящем и будущем. Описание в мифе имеет одновременно значение

Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 194

предписания, в силу чего положения мифа, обладавшие высшим (сверхъестественным) авторитетом и санкцией, играли роль императивной модели для соответствующего устроения первобытного общества, человеческих связей и взаимоотношений.

Мифологическая система социальной регуляции ориентировала всех членов общества на соблюдение общих представлений о надлежащем и запрещенном (затабуированном) и безусловно отвергала отрыв и отклонения индивидуального от общеколлективного. В поддержании единства и стабильности социума, принятого типа социального поведения существенную роль играли многообразные запреты(табу) [3], относящиеся к различным сферам жизни (половым, трудовым, брачным, бытовым и т.д.). На весьма ранних этапах становления социальной жизни табуируются каннибализм, инцест и убийство (членов данного социума).

Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 195

Функции очистительной жертвы фармака уходят своими корнями во времена ритуальных людских жертв. На определенном этапе фармаки уже выступают в качестве символического воплощения старого, умирающего года, сменяющегося (по природному циклу движений солнца) новым годом; в таком контексте на фармаков как бы переносится все зло за прошлое (прошлый год).

Уже у истоков формирования социального порядка, представлений о нормальном и отклоняющемся поведении система социальной регуляциирасполагает весьма жесткими, мощными и действенными средствами позитивного и негативного характера, необходимыми для освящения, возвышения, защиты и укрепления сложившихся отношений, правил и форм одобряемого образа жизни и поведения, с одной стороны, и для всемерной дискредитации и суровой кары отступников и нарушителей, с другой.

Предыдущий | Оглавление | Следующий

[1] Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1967. С. 60.

[2] Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л., 1976. С. 16.

Первобытнообщинный строй (общиннородовой, первобытно-коммунистический) — первая в истории человеческого общества общественно-экономическая формация. Он охватывает, согласно общепринятым в марксистской науке представлениям, эпоху от возникновения человека и человеческого общества до становления классовых отношений, археологически — в основном эпохи палеолита, мезолита и неолита.

В отличие от последующих классовых формаций, первобытнообщинный строй характеризуется тем, что уровень развития производительных сил был крайне низок, орудия труда были примитивными, недостаточно развитыми и совершенными, труд людей носил коллективный характер, собственность выступала в форме общинной собственности, производство было по своему характеру и форме натуральным, господствовало уравнительное распределение продуктов, не существовало социального деления общества.

Периодизация первобытнообщинного строя

История первобытнообщинного строя восстанавливается главным образом по археологическим, антропологическим и этнографическим источникам. Археология и антропология представляют прямые, но ограниченные по значению данные: они, например, мало что говорят об общественной организации первобытных людей. Данные этнографии шире, но они, как правило, относятся не к подлинно первобытным, а к отсталым народам нового времени и тем самым имеют лишь косвенное значение. В наших представлениях о первобытнообщинном строе, наряду с твёрдо установленными основными положениями, есть ещё много пробелов, гипотез и спорных моментов. Марксистская наука строит периодизацию первобытнообщинного строя на материалистической основе, исходя из уровня развития производительных сил и соответствующих им производственных отношений.

Большинство современных исследователей подразделяют эту эпоху на 3 основных периода:

Роль труда в становлении и формировании человеческого общества

Возникновение человека явилось важнейшим поворотным пунктом в развитии жизни на Земле. Вместе с человеком возникает и формируется человеческое общество. Начинается история общественно-экономического развития, осуществляющегося в соответствии с объективными законами.

«Вместе с человеком, — говорит Ф. Энгельс, — мы вступаем в область истории. И животные имеют историю, именно историю своего происхождения и постепенного развития до своего теперешнего состояния. Но они являются пассивными объектами этой истории; а поскольку они сами принимают в ней участие, это проис

Первобытно общинный строй — первая общественная формация, существовавшая многие десятки тысячелетий у всех народов на ранней ступени их развития. При первобытно общинном строе основой производственных отношений являлась общая собственность на средства производства. Общей собственностью данного коллектива, орды, рода являлись орудия производства, земля. Общей собственностью являлись также жилище, хозяйственный инвентарь и т. п.

Каждая первобытная группа людей кочевала, занимаясь собиранием съедобных растений и охотой. В пределах общей собственности на средства производства существовала и личная собственность на предметы домашнего обихода, одежду и т. п. При первобытно-общинном строе не было эксплуатации человека человеком, но было классов и государства. Производство здесь велось при помощи примитивных орудий коллективно, сообща, целыми родами. Продукты также потреблялись сообща, делились поровну.

Производственные отношения первобытно-общинного строя возникли на основе низкого уровня развития производительных сил, примитивного состояния орудий производства, отсутствия общественного разделения труда. Только работая сообща, первобытные люди могли добывать средства к жизни и обезопасить себя от нападения хищных зверей или соседних обществ.

На осново образования первого крупного общественного разделения труда — отделения скотоводства от земледелия — производительные силы первобытного общества начинают развиваться значительно быстрее. С ростом их возникает и развивается обмен, появляется частная собственность, экономическое неравенство между отдельными членами общины. Первое крупное общественное разделение труда, вызвавшее появление частной собственности на средства производства, породило рабство. Возникновение рабства в ещё большей мере усилило экономическое неравенство и способствовало разложению первобытной общины.

Коллективное производство и уравнительное распределение продуктов из формы, способствующей развитию производительных сил, становятся их оковами. На высшей ступени первобытного общества происходит второе крупное общественное разделение труда: ремесло отделяется от земледелия, что способствует дальнейшему разрушению первобытно-общинного строя. В результате появляются богатые и бедные, появляется эксплуатация, классы, возникает государство. Первобытно-общинный строй окончательно разрушается. На смену ему приходит классовое общество — рабовладельческий строй (см.), феодализм (см.).

Правильное понимание любого социального явления невозможно без знания его исторических корней, того, в каких условиях данное явление возникло, как оно развивалось и каким стало в современной действительности. Такой исторический подход необходим для познания и уяснения сущности государства и права. Подробное изучение истории возникновения государства и права у разных народов рассматривается в курсе истории государства и права. В курсе теории государства и права дается лишь обобщенная картина главных закономерностей их происхождения.

К числу таких закономерностей, выявленных и подтвержденных современной наукой, относится тот факт, что государство и право появились на определенной ступени развития человечества. Это положение представляется сегодня очевидным: по новейшим данным антропологии, только история современного кроманьонского человека (homo sapiens, или неоантропа) насчитывает около 40 тыс. лет. Между тем первые государственные образования в истории человечества возникли лишь около 5 тыс. лет назад. Иными словами, десятки тысяч лет люди современного типа, неоантропы, существовали, не зная государства и права. Этому периоду соответствовали другие формы организации человеческого общества. Их остатки сохраняются у некоторых народов и в настоящее время.

Самые ранние формы объединения предков современного человека - архоантропов и палеоантропов - были связаны с неупорядоченными (временными) семейно-родовыми связями, с необходимостью защиты от внешней среды и совместного добывания пищи. Такими формами могли быть и отдельные "семьи", но наиболее известны группы, образующие первобытное стадо, возникшее уже среди охотников донеандертальской, олдувайской культуры (около 2 млн. лет назад). Эти формы связаны лишь с применением примитивных орудий, которыми служили грубообработанные палки, колья, камни.

Только спустя тысячелетия первобытные люди научились делать своими руками более совершенные орудия палеолитической культуры (древнего каменного века): грубо обработанные каменные копья, топоры, скребки, костяные и каменные "крючки" для рыбной ловли, стали добывать огонь, строить примитивные жилища. В это время возникают более устойчивые формы общего труда и тесных связей первобытных людей, появляется первобытная родовая община, ставшая основной общественной ячейкой первобытного человека.

Прежние "дородовые" объединения не были устойчивыми, не могли обеспечить условий сохранения и развития человека как биологического вида. Изготовление и совершенствование орудий труда требовало развития не только инстинктов, но и памяти, навыков сознания, членораздельной речи, закрепления и передачи их последующим поколениям. Преемственность поколений не могла быть осознана и закреплена без объединения рода как наиболее устойчивой формы естественной связи между предками и потомками первобытного человека. Кровнородственная организация соответствовала и потребности здорового физического развития человека, поскольку кровосмешение не давало здорового потомства. Установление экзогамии (брачных отношений только между представителями разных родов) явилось поэтому одной из важнейших закономерностей эволюции человечества.

Большое значение имел род как устойчивая форма общежития и для развития первобытного производства, его материальной культуры. Экономика первобытной общины базировалась на низком уровне развития производительных сил. В эпоху палеолита и мезолита (среднего каменного века) хозяйство родового строя было добывающим, то есть получающим готовый продукт от дикой природы благодаря охоте, собирательству плодов, рыбной ловле. Лишь на позднейших этапах родового строя появляются зачатки мотыжного земледелия. Такое хозяйство могло обеспечить только минимальные потребности родовой общины, зачастую при максимальном напряжении объединенных усилий. Все члены родовой общины, не исключая и подростков, должны были трудиться на общее благо, коллективно защищать интересы своего рода. Полученный продукт, добытый охотой и рыбной ловлей, собирательством плодов, составлял общую собственность общины и делился среди членов рода поровну с учетом заслуг каждого охотника, добытчика первобытного хозяйства. Однако прибавочного, избыточного, сверх необходимого минимума для жизни продукта такое хозяйство, как правило, не приносило.

Возникший кровнородственный принцип объединения первобытной общины был в те времена единственно возможной, естественной формой связи людей. Происхождение ребенка от матери было наиболее очевидным признаком родовой связи, а забота о детях, домашнем очаге возвышала роль женщины в роде. К тому же собирание плодов, а затем и мотыжное земледелие, которым занимались женщины, давало постоянный, хотя и более скромный, доход, нежели охота мужчин, не всегда удачная. Поэтому в первобытной общине роль женщины часто бывала ведущей, а род у многих предков современных народов строился на основе матриархата. Известны, однако, и древние патриархальные роды (например, в Древнем Египте, Иудее, Индии, у скифов и восточных славян).

Другой закономерностью является и тот факт, что родовая община сохраняла свою роль не только в глубокой древности, но и на последующих ступенях развития цивилизации - в период становления раннефеодальных государств у древних германцев, англосаксов, славянских народов, а также в период развития раннеклассовых государств Месоамерики[97] в первом тысячелетии н. э.

Таким образом, род (первобытная родовая община) представлял собой первичную ячейку организации первобытнообщинного строя, объединяемую кровным родством, совместным коллективным трудом, общей собственностью на продукты производства и проистекающими из этих условий равенством социального положения, единством интересов и сплоченностью членов рода.

§ 1.3. Разложение первобытно-общинного строя и появление государства

§ 1.3. Разложение первобытно-общинного строя и появление государства Развитие общественного производства не могло остановиться на первобытном уровне. Следующий эволюционный этап связан с переходом от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирание плодов) к

СТАТЬЯ 94. Выход участника общества с ограниченной ответственностью из общества

СТАТЬЯ 94. Выход участника общества с ограниченной ответственностью из общества Участник общества с ограниченной ответственностью вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников. При этом ему должна быть выплачена стоимость части

Статья 94. Выход участника общества с ограниченной ответственностью из общества

Статья 94. Выход участника общества с ограниченной ответственностью из общества 1. Участник общества с ограниченной ответственностью вправе выйти из общества путем отчуждения обществу своей доли в его уставном капитале независимо от согласия других его участников или

Статья 94. Выход участника общества с ограниченной ответственностью из общества

Статья 94. Выход участника общества с ограниченной ответственностью из общества Участник общества с ограниченной ответственностью вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников. При этом ему должна быть выплачена стоимость части

СТАТЬЯ 94. Выход участника общества с ограниченной ответственностью из общества

СТАТЬЯ 94. Выход участника общества с ограниченной ответственностью из общества 1. Участник общества с ограниченной ответственностью вправе выйти из общества путем отчуждения обществу своей доли в его уставном капитале независимо от согласия других его участников или

Статья 12. Внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции

Статья 12. Внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции 1. Внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции осуществляется по решению общего собрания акционеров, за

Статья 14. Государственная регистрация изменений и дополнений в устав общества или устава общества в новой редакции

Статья 14. Государственная регистрация изменений и дополнений в устав общества или устава общества в новой редакции 1. Изменения и дополнения в устав общества или устав общества в новой редакции подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13

Статья 71. Ответственность членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) и (или) членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), управляющей организации или управляющего

Статья 71. Ответственность членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) и (или) членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), управляющей

Статья 84.2. Обязательное предложение о приобретении акций открытого общества, а также иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции открытого общества

Статья 84.2. Обязательное предложение о приобретении акций открытого общества, а также иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции открытого общества 1. Лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1

Статья 84.7. Выкуп лицом, которое приобрело более 95 процентов акций открытого общества, ценных бумаг открытого общества по требованию их владельцев

Статья 84.7. Выкуп лицом, которое приобрело более 95 процентов акций открытого общества, ценных бумаг открытого общества по требованию их владельцев 1. Лицо, которое в результате добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг открытого общества,

Статья 84.8. Выкуп ценных бумаг открытого общества по требованию лица, которое приобрело более 95 процентов акций открытого общества

Статья 84.8. Выкуп ценных бумаг открытого общества по требованию лица, которое приобрело более 95 процентов акций открытого общества 1. Лицо, указанное в пункте 1 статьи 84.7 настоящего Федерального закона, вправе выкупить у акционеров – владельцев акций открытого общества,

Статья 87. Заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества или аудитора общества

Статья 87. Заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества или аудитора общества По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия (ревизор) общества или аудитор общества составляет заключение, в котором должны

2.1 Социальная организация первобытного общества

2.1 Социальная организация первобытного общества В науке существует множество теорий о появлении государства. Причины такого множества можно объяснить следующим образом:1) формирование государства у разных народов шло различными путями, что обусловило разную трактовку

Читайте также: