Связь темперамента с эмоциями кратко

Обновлено: 02.07.2024

Эмоции. Эмоции представляют собой реакции организма на внешние или внутренние раздражители, направленные на усиление или ослабление состояния, вызванного этими раздражителями. Эмоции отражают соответствие какой-либо потребности возможности ее удовлетворения.

Что же такое потребность? Потребность - это недостаток чего-либо необходимого человеку для нормальной жизнедеятельности организма или развития его личности. Потребности можно разделить на биологические, вызванные нехваткой пищи, воды, сна. Другой вид потребностей — социальные. Социальные потребности заставляют человека стремиться занять более высокое место в обществе, быть признанным лидером, следовать требованиям и нормам общепринятого поведения. И наконец, у человека есть идеальные потребности. Эти потребности заставляют людей стремиться заниматься наукой, искусством, постоянно познавать новое, жадно поглощая информацию.

Так вот, если вероятность добиться снижения какой-либо желаемой потребности мала, возникают отрицательные эмоции (тревога, страх, разочарование). Если же какая-либо желаемая потребность успешно достигается, возникают положительные эмоции (наслаждение, радость, удовольствие).

В основе эмоций лежит активация систем специализированных мозговых структур, приводящая к изменению поведения с целью ослабить (отрицательная эмоция) или усилить (положительная эмоция) испытываемое организмом состояние. Положительная эмоция сигнализирует о приближении момента удовлетворения потребности, отрицательная — об удалении этого момента.

Вот, например, представьте себе такую ситуацию, когда вы, сильно проголодавшись, собираетесь в гости к друзьям, где вас накормят всякими вкусными вещами до отвала. Какие же эмоции будут возникать у вас в этот момент? Ясно, что положительные. Или же вы ждете начала экзамена, к которому по какой-то причине не успели подготовиться и вероятность его успешной сдачи близка к нулю, то вас будут одолевать отрицательные эмоции — тревога, страх.

Важнейшим материальным субстратом эмоций являются структуры лимбической системы мозга, о чем уже упоминалось выше. Эмоции очень ярко выражаются в жестах человека и его мимике. Общаясь при помощи слов, любой человек невольно дополняет содержание своей речи целым рядом сигналов. В гневе люди сжимают кулаки и искривляют рот, а при удивлении — разводят руки и приподнимают брови. Жестикуляция и мимика придают большую значимость словам и помогают правильно понять мысли собеседника. Мимика так важна для определения состояния организма человека, что люди зачастую приписывают животным склонности и особенности своего характера. Например, нам кажется, что совы мудры, а лисы хитры.

Работая сначала с собаками, И. П. Павлов обратил внимание на то, что их высшая нервная деятельность различается по нескольким параметрам нервных процессов: силе, уравновешенности и подвижности.

Различные варианты сочетаний этих свойств нервной системы позволяют выделить довольно много типов высшей нервной деятельности (темпераментов). Однако Павлов, проводя классификацию, старался держаться в рамках четырех классических темпераментов, выделенных еще Гиппократом почти 2500 лет назад.


Меланхолик (слабый тип). Тип легковозбудимый, малообщительный, неуверенный в себе. Отличается сниженным уровнем двигательной и речевой активности, эмоциональной ранимостью. Склонен к глубоким внутренним переживаниям. Меланхоликам в наибольшей степени свойственны нестандартность мышления, богатство воображения.

Холерик (сильный неуравновешенный тип). Тип легковозбудимый, эмоциональный, общительный. Его отличает высокий уровень активности, энергичность действий, сильные и ярко выраженные эмоциональные переживания. Для холерика характерна несдержанность, вспыльчивость в конфликтных ситуациях.

Флегматик (сильный уравновешенный инертный тип). Тип малоэмоциональный, малообщительный, малоподвижный, с хорошо развитым вниманием и работоспособностью. Его отличает низкий уровень поведенческой активности, он медлителен, спокоен, ровен. Для флегматика характерно постоянство чувств и настроений. Процесс изменения привычек и навыков у флегматика затруднен.

Сангвиник (сильный уравновешенный подвижный тип). Тип спокойный, устойчивый, с хорошо развитым вниманием и работоспособностью, максимально высоким уровнем исследовательской активности. Он подвижен, общителен, быстро отзывается на события, легко переживает неудачи и неприятности.


Тип нервной системы наследуется от родителей, но на него существенное влияние оказывает окружающая среда. Нет плохих или хороших темпераментов. Человек с любым типом нервной деятельности, имеющий сильную волю, может подавить отрицательные и, наоборот, развить положительные стороны своего темперамента.

Не следует думать, что слабый тип значит плохой. Меланхолики бывают очень чутки к переживаниям других людей, искренне выражают им сочувствие. Они осторожны, осмотрительны. В спокойной обстановке отличаются добросовестностью, внимательностью, обязательностью по отношению к данному слову.


Проверьте свои знания

Подумайте

Почему и как окружающая среда влияет на формирование нервной системы?

Темперамент человека определяется силой, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов, происходящих в его организме. Внешне темперамент выражается как эмоциональность человека, его подвижность и общая активность. Современную классификацию темпераментов создал И. П. Павлов. На формирование типа нервной системы влияет наследственность и окружающая среда.

Эмоциональная сфера в структуре личности, в зависимости от типа темперамента человека, может иметь различный характер.

Так, холерик (от греческого chole – желчь) – это типичный экстраверт, склонный к резким сменам настроения, порывистый, вспыльчивый, нетерпеливый, он бывает подвержен эмоциональным срывам, а иногда и агрессии. Человек, обладающий холерическим темпераментом, эмоционально нестабилен, беспокоен, импульсивен, переменчив, но в то же время оптимистичен.

Флегматик (от греческого phlegma – слизь), так же, как и меланхолик, – интраверт, однако у него преобладает ровное, спокойное, миролюбивое настроение; чувства и настроения флегматика, фактически при отсутствии их внешнего выражения, обычно обладают постоянством. Флегматик склонен к скептицизму. При неблагоприятных же условиях его эмоции, как правило, приобретают вялость и бледность, а сам он спасается выполнением привычных, однообразных дел.

Любому педагогу обязательно нужно знать тип личностного темперамента учащихся, потому что от него зависит характер работы не только эмоциональных, но и познавательных процессов.

Сангвиники – люди работоспособные, выдерживают большие нагрузки и, если устают, то быстро восстанавливаются. Однако выполняемая ими работа непременно должна быть интересна, в противном случае их охватывает скука. Сангвиников также отличает быстрый темп речи, но речь их более уравновешенная.

Несмотря на то, что свойства темперамента человека заложены природой и представляют собой некую данность, все же они, в определенной степени, поддаются коррекции, в частности при помощи средств поведенческого тренинга, тренинга сензитивности, ролевого тренинга и тренинга общения, чему в ИЛПТ отводится немаловажное место.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Темперамент маленького человека

Темперамент маленького человека Как же повезло родителям уравновешенного малыша-сангвиника. Да… Но не больше, чем остальным. Почему-то многие уверены, что быстро адаптироваться в новых условиях и трезво рассуждать в критических ситуациях – главное в жизни, а ведь у

А знаете ли вы, какой у вашего малыша темперамент

А знаете ли вы, какой у вашего малыша темперамент Что такое темперамент? Если говорить просто, это скорость и сила реагирования нервной системы в ответ на раздражитель. И пока малыш маленький, он реагирует на все, только исходя из своего темперамента, но по мере того как

Что такое темперамент?

Что такое темперамент? Если говорить просто, это скорость и сила реагирования нервной системы в ответ на раздражитель. И пока малыш маленький, он реагирует на все, только исходя из своего темперамента, но по мере того как карапуз взрослеет, его нервная система становится

Определим, какой темперамент ближе вашему ребенку

Определим, какой темперамент ближе вашему ребенку Вроде и типов-то темперамента немного – всего четыре, но так порой сложно понять, к какому же из них отнести своего малыша! Чтобы помочь родителям в этом разобраться, психологами был разработан специальный тест. Просто

Темперамент

Темперамент Итак, темперамент.Всего четыре позиции.Холерик. Сангвиник. Меланхолик. Флегматик.Трудно найти человека, который не слышал бы об этих четырех типах темперамента. Еще труднее найти тех, которые четко представляют себе, как

3.3. Чувства и эмоции

3.3. Чувства и эмоции Особую, очень важную сторону внутренней жизни человека составляют чувства и эмоции. Для субъекта достоверность и очевидность собственного внутреннего мира выступают прежде всего как эмоциональная реальность, как его переживания. Все мы в каждый

1.3.3. Личностный и познавательный интерес. Как его возбудить?

1.3.3. Личностный и познавательный интерес. Как его возбудить? Каждый человек – отдельная определенная личность, которой вторично не будет. Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. Чем больше становится кто сам собою, тем глубже начинает

Моделируем эмоции

Таков темперамент

Таков темперамент Дети набирают жир не только из-за потребления слишком большого количества калорий, но также и из-за того, что не сжигают достаточное их количество. Активные, непоседливые дети обычно сжигают больше калорий и имеют меньший риск набрать лишний вес.

Темперамент и сон

Детский темперамент – родительская отзывчивость

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ

Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation

Эмоции и темперамент

Эмоции

Эмоции – это наиболее древняя форма отражения действительности, связанная с удовлетворением потребностей. В переводе с французского слово эмоция означает "возбуждаю, переживаю".

В головном мозге существуют центры, возбуждение которых приводит к удовольствию или к страданию, их образно называют центрами рая и ада. Благодаря работе этих центров человек и животные на бессознательном уровне анализируют поступающую информацию и оценивают ее значение: вредные или полезные события она предвещает.

Различают такие проявления эмоций:


Эмоциональное состояние может быть положительным, отрицательным или нейтральным, если развивающиеся события не имеют к нам отношения. В зависимости от этих состояний происходят гормональные сдвиги в организме. Так, вы уже знаете, что при страхе в кровь выделяется адреналин, а при боевом возбуждении – норадреналин.

В связи с этим различают стенические (от греч. stheneia - сила) эмоции, повышающие работоспособность человека, и астенические (от греч. аstheneia - слабость), мешающие ему осуществлять задуманные действия. К первым можно отнести задор, уверенность в успехе дела, ко второму – волнение, мешающее думать, говорить, действовать. Проявления эмоционального состояния: настроение (хорошее или плохое); страсть, когда воля и эмоция сплавляются в едином порыве (высшее выражение страсти – вдохновение); стресс – напряжение, близкое к предельным возможностям организма; аффект – эмоциональная вспышка, выходящая из-под контроля воли. Именно в состоянии аффекта Иван Грозный убил своего сына Ивана. Эта сцена изображена на известной картине И. И. Репина "Иван Грозный и сын его Иван".

Эмоциональные отношения – это те чувства, которые мы испытываем к другому человеку, животному, делу, новой информации и пр. Любовь, в том числе половая, ненависть, ревность, зависть – все это проявления различных чувств. От эмоциональных состояний их отличает направленность на определенный объект. Чувства бывают довольно противоречивыми: любовь может быть смешана с досадой, грустью, радостью, т. е. в зависимости от обстоятельств знак эмоций может меняться.

Чувства обладают динамикой: они рождаются, достигают высшей силы, потом угасают, а то и становятся противоположными: ненависть может перейти в любовь, пылкая любовь – смениться равнодушием. Особенно скоротечны увлечения, они часто бывают в подростковом, но могут быть и в зрелом и даже в пожилом возрасте. Несмотря на пылкость, увлечения быстро угасают после первого достигнутого результата, так как, по существу, связаны с явлениями доминанты, а доминанта, как известно, после своего разрешения уступает место другой.

Важнейшим материальным субстратом эмоций являются структуры лимбической системы мозга. Эмоции очень ярко выражаются в жестах человека и его мимике. Общаясь при помощи слов, любой человек невольно дополняет содержание своей речи целым рядом сигналов. В гневе люди сжимают кулаки и искривляют рот, а при удивлении — разводят руки и приподнимают брови. Жестикуляция и мимика придают большую значимость словам и помогают правильно понять мысли собеседника. Мимика так важна для определения состояния организма человека, что люди зачастую приписывают животным склонности и особенности своего характера. Например, нам кажется, что совы мудры, а лисы хитры.

Темперамент

Работая сначала с собаками, И. П. Павлов обратил внимание на то, что их высшая нервная деятельность различается по нескольким параметрам нервных процессов: силе, уравновешенности и подвижности.

Различные варианты сочетаний этих свойств нервной системы позволяют выделить довольно много типов высшей нервной деятельности (темпераментов). Однако Павлов, проводя классификацию, старался держаться в рамках четырех классических темпераментов, выделенных еще Гиппократом почти 2500 лет назад.

Меланхолик (слабый тип) . Тип легковозбудимый, малообщительный, неуверенный в себе. Отличается сниженным уровнем двигательной и речевой активности, эмоциональной ранимостью. Склонен к глубоким внутренним переживаниям. Меланхоликам в наибольшей степени свойственны нестандартность мышления, богатство воображения.


Сангвиник (сильный уравновешенный подвижный тип) . Тип спокойный, устойчивый, с хорошо развитым вниманием и работоспособностью, максимально высоким уровнем исследовательской активности. Он подвижен, общителен, быстро отзывается на события, легко переживает неудачи и неприятности.


Холерик (сильный неуравновешенный тип) . Тип легковозбудимый, эмоциональный, общительный. Его отличает высокий уровень активности, энергичность действий, сильные и ярко выраженные эмоциональные переживания. Для холерика характерна несдержанность, вспыльчивость в конфликтных ситуациях.


Флегматик (сильный уравновешенный инертный тип) . Тип малоэмоциональный, малообщительный, малоподвижный, с хорошо развитым вниманием и работоспособностью. Его отличает низкий уровень поведенческой активности, он медлителен, спокоен, ровен. Для флегматика характерно постоянство чувств и настроений. Процесс изменения привычек и навыков у флегматика затруднен.


Тип нервной системы наследуется от родителей, но на него существенное влияние оказывает окружающая среда. Человек с любым типом нервной деятельности, имеющий сильную волю, может подавить отрицательные и, наоборот, развить положительные стороны своего темперамента.

Не следует думать, что слабый тип значит плохой. Меланхолики бывают очень чутки к переживаниям других людей, искренне выражают им сочувствие. Они осторожны, осмотрительны. В спокойной обстановке отличаются добросовестностью, внимательностью, обязательностью по отношению к данному слову.

Темпераменты не могут быть плохими или хорошими. Так, меланхолический темперамент имели Ч. Дарвин, Н. В. Гоголь, Ф. Шопен. Холерическим темпераментом обладали А. С. Пушкин, В. И. Ленин, А. В. Суворов. К сангвиникам принадлежали А. И. Герцен и немецкий композитор В. А. Моцарт, к флегматикам – полководец М. И. Кутузов и баснописец И. А. Крылов. Все они стали историческими личностями, и темперамент не помешал им, так как под влиянием воспитания многие недостатки темперамента можно преодолеть.

Эмоции связаны с возможностью (или невозможностью) удовлетворить потребности. Эмоциональные реакции (смех, плач, физиологические сдвиги в работе сердца, гормональной системы) имеют безусловно-рефлекторную природу. Эмоциональные состояния (настроение, волнение, стресс, страсть, аффект и пр.) или благоприятствуют деятельности (стенические эмоции), или нарушают ее (астенические эмоции). Эмоциональные отношения, или чувства в узком смысле (любовь, ненависть, ревность и пр.), всегда направлены на определенный объект и обладают динамикой.

Темперамент основан на типологических врожденных особенностях нервной системы.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: