Связь обществознания с историей кратко

Обновлено: 04.07.2024

учитель истории и обществознания

Реализация программы исторического образования на ступени основного и среднего (полного) общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществознания, истории России и всеобщей истории, а также других предметов позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе.

Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач.

В задачах обучения необходимо отражать применение, развитие, закрепление и обобщение знаний и умений, полученных обучающимися при изучении других предметов. В содержании учебного материала важно выделить вопросы, изучение которых требует опоры на ранее усвоенные (из других предметов) знания, а также вопросы, которые получат развитие в последующем обучении дисциплинам.

Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.

При организации планирования межпредметных уроков может помочь тематическое и поурочное планирование. В этом плане должна быть отражена логическая структура учебного материала уроков, опорные знания из других курсов и перспективные связи. Составляя тематический план, учитель видит с какой познавательной целью на отдельных уроках необходимо использовать те или иные задания из других курсов: в одних случаях создается опора для введения новых понятий, в других объясняются причинно – следственные связи в изучаемых явлениях, в третьих конкретизируются общие идеи или доказываются выводы, новые теоретические положения и т.п. В зависимости от познавательных целей использования межпредметных связей отбираются методы и приемы их осуществления, формулируются вопросы и задания для учащихся. Такое планирование учитывает многообразие видов межпредметных связей и позволяет выделить основные направления активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения учебной темы. Поурочное планирование. Поурочный план показывает, когда, на каком этапе урока и как, какими способами включаются знания из других курсов в изучение нового или закрепление учебного материала. Можно спланировать цели и задачи урока с учетом межпредметных связей, сформулировать конкретные вопросы к обучающимся, требующих воспроизведения и применения знаний.

В российском образовании накоплен значительный опыт использования интегративного подхода к обучению. Так, наиболее распространёнными являются следующие варианты интеграции:

• проведение интегрированных уроков;

•создание циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного (внутрипредметная интеграция) или нескольких предметов (межпредметная интеграция) с сохранением их независимого существования;

• введение новых предметов и спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких предметов;

• использование различных интегративных технологий.

Межпредметные связи выступают непременным условием развития у учащихся интереса к знаниям, как по истории, так и основ наук в целом. Использование на уроке различных дополнительных сведений о географических открытиях, исторических событиях в значительной степени повышает познавательный интерес к предмету.

Образовательное значение межпредметных связей заключается в том, что постоянное обращение к обществоведческим, литературным , географическим понятиям позволяет сформировать у учащихся целостную систему знаний.

Воспитательное значение межпредметных связей состоит в том, что на базе усвоения основ наук создаются возможности для формирования мировоззрения школьников, развития у них высоких нравственно-правовых качеств, патриотических чувств, этических и эстетических понятий.

Развивающее значение раскрытия связей между предметами заключается в том, что они активизируют умственную деятельность учащихся, развивают их умения, навыки повышают самостоятельность.

Однако эффективному осуществлению межпредметных связей мешают в ряде случаев недостатки учебного плана. Например, неудачное соотношение курса истории Древнего Мира с курсом географии. В 5 классе при изучении истории Древнего Мира, мы должны научить ребят правильно определять местоположение той или иной страны. По географии же учащиеся начинают изучать карты несколько позже. В связи с этим возникают определенные сложности: в 5 классе школьники еще не умеют работать с картой, не могут определять на карте стороны света. Поэтому учителям истории на своих уроках приходится уделять много времени изучению основ географии.

Эффективное же осуществление межпредметных связей обеспечивается применением системы методических приемов и средств, которая включает:

Итак, межпредметные связи могут включаться в урок в виде фрагмента, отдельного этапа урока, на котором решается определенная познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов. Следует тщательно отбирать информацию из других учебных предметов, чтобы дополнительные сведения не перегружали урок и не заслоняли содержание учебного материала по истории.

Можно проследить связь истории и обществознания с другими предметами:

1.История – Русский язык, литература.

При знакомстве с новыми терминами, понятиями обязательно даётся их этимология (происхождение, перевод, значение). Анализируются исторические документы, фрагменты из художественных произведений, художественной литературы, и сопоставление их с соответствующими описаниями, характеристиками и оценками в учебниках истории. Речевая деятельность является основой межпредметных связей русского языка с другими предметами, а развитие речи – это общая образовательная и воспитательная задача учителей, поскольку обучение на уроках по любому предмету происходит в процессе речевого общения учителя и обучающихся. На уроках истории и обществознания составляются: сложный план, сравнительная характеристика, эссе. На ЕГЭ по истории и обществознанию проверяются умения написать эссе, привести аргументы, составить план, подготовить развернутый ответ, изложить мысли по поводу какой-либо проблемы (часть С).

2. История – География.

История современного общества сложна и разнообразна, это разнообразие зависит от особенностей географического положения, природных условий, социальной структуры региона. Фактически в курсе географии и истории изучаются одни и те же процессы с учетом специфики каждого предмета. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания обучающихся о закономерностях пространственной организации мира, социально-экономическом развитии стран на разных этапах развития, закрепляет умение оперировать статистическим, табличным, картографическим материалом. Например, по истории России в 10 классе изучается вопрос об особенностях становления Российской цивилизации, где учитывается влияние природно-географического фактора (климат, полноводные многочисленные реки, удаленность от мировых морских и океанских путей, открытость границ, расположение в Европе и Азии и др.). При изучении войн необходима опора на картографический материал.

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории и обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и обучающимся в деятельности различные источники информации. Школьники, активно использующие навыки работы с компьютером, применяют в самостоятельной работе более высокий уровень умений ориентации в бурном потоке информации, выделяют главное, систематизируют и обобщают. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учителем и обучающимися составляются презентации, позволяющие создать информационную поддержку при подготовке и проведении уроков истории, обществознания. Презентация позволяет учителю иллюстрировать изучаемый учебный материал. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство учащихся, фиксируя их внимание на изучаемом объекте. Данная программа позволяет развить познавательный интерес и творческие способности учащихся. Использование ресурсов Интернета позволяет применять в создании творческих проектов по курсу истории иллюстрации, карты, схемы, фотографии, справочный материал.

4.История, обществознание – Математика.

5.История, обществознание – Биология, экология.

Таким образом, реализация межпредметных связей является важным средством повышения эффективности познавательной деятельности школьников, так как глубокое и разностороннее раскрытие содержания всех учебных предметов во взаимосвязи и взаимообусловленности способствует:

Одним из факторов совершенствования историко-обществоведческого образования является приведение содержания учебных предметов в единую систему, выявление в содержании курсов истории и обществознания совокупности идей и понятий, обеспечивающих межпредметную координацию этих дисциплин и использование этой координации для повышения научности и доступности обучения, усиления познавательной деятельности учащихся, а в конечном счете, для улучшения качества знаний, экономии учебного времени.

Современная наука выделяет два типа связей между учебными предметами:

- понятийную, предполагающую одинаковую трактовку научных понятий на основе общих методических (научных) положений;

- хронологическую (временну́ю), предполагающую согласование во времени прохождения программ по смежным предметам.

Сравнительный анализ элементов содержания программных курсов истории и обществознания с 5 по 11 класс позволил скоординировать материал на основе трех видов временны́хсвязей.

Это связи, которые при изучении обществознания опираются на знания, полученные при изучении истории (история дает средства и приемы общего и точного выражения зависимости между духовным и материальным миром общества, человека). Курс истории создает знаниевую базу для осознанного освоения обществознания.

Учителю обществознания необходимо глубоко знать содержание школьного курса истории, принятую в нем терминологию и трактовку материала для того, чтобы обеспечить на уроках обоих предметов общий обществоведческий понятийный аппарат. Очень важно добиться единого понимания обучающимися встречающихся терминов. Следует учитывать, что, владея понятиями, школьники еще недостаточно подготовлены к глубокому анализу и решению познавательных и практических задач, отражающих ситуации в различных сферах жизни общества.

Таким образом, необходимо изучить программы смежных предметов и использовать только одинаковые трактовки научных понятий на основе общих научных и методических положений.

На уровне среднего общего образования роль координации межпредметных связей усиливается. Знания, полученные на уроках обществознания, могут быть использованы на уроках истории следующим образом:

- материал по типам мировоззрения можно применить при изучении мифологической картины мира и формировании научной формы мышления в античном обществе;

- знания о традиционном (аграрное) обществе можно использовать при изучении динамики развития европейской средневековой цивилизации;

Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 144 с.

Иоффе А. Современный урок по общественным дисциплинам: планирование и принципы // Общественные науки. – №1. – 2012. – С. 22-23.


Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач.

Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории так и для практики. [1, c .10]

Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.

Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

Интеграция, на наш взгляд, принадлежит к числу дидактических принципов и не будет преувеличением сказать о ней как о первой среди равных.

Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

Важно учесть тот факт, что интеграционные связи между предметами начальной школы мало разработаны, изложены противоречиво, много разногласий среди учёных в понимании сущности этих связей. Учителя не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, вынуждены решать эту проблему на эмпирическом уровне. [2, c .45]

Введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом.

Многолетние наблюдения показывают, что учащиеся, а позднее выпускники средней школы, получив подготовку по тем или иным предметам, затрудняются применять знания, умения и навыки при изучении других предметов на практике. Им не хватает самостоятельности мышления, умения переносить полученные знания в сходные или иные ситуации. Все это происходит из-за взаимной несогласованности занятий по различным учебным предметам в начальной школе [Сухаревская, 2007:165].

Обозначают и особенности отбора содержания при интеграции: интеграция материала из традиционных, классических предметов и включение нового для школы содержательного материала. При использовании этих подходов могут быть и разные результаты:

а) рождение абсолютно новых предметов;

б) рождение новых спец. курсов, обновляющих содержание предметов;

в) рождение цикла уроков, объединяющих материал одного или нескольких предметов с сохранением независимого существования;

г) разовые интегрированные уроки разного характера.

Переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира. При этом следует помнить, что такой переход возможен только при наличии определенной базы знания внутрипредметных связей, иначе перенос может быть поверхностным и механическим.

Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность школьника, заставляет искать новые способы познания учебного материала, формирует исследовательский тип личности.

Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы.

Интеграция увеличивает информативную емкость урока.

Интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов.

Интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.

Интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.

В задачах обучения необходимо отражать применение, развитие, закрепление и обобщение знаний и умений, полученных обучающимися при изучении других предметов. В содержании учебного материала важно выделить вопросы, изучение которых требует опоры на ранее усвоенные (из других предметов) знания, а также вопросы, которые получат развитие в последующем обучении дисциплинам.

Межпредметные связи могут включаться в урок в виде фрагмента, отдельного этапа урока, на котором решается определенная познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов. Следует тщательно отбирать информацию из других учебных предметов, чтобы дополнительные сведения не перегружали урок и не заслоняли содержание учебного материала по истории.

Можно проследить связь истории и обществознания с другими предметами, в частности с экономикой. [5, c .47]

Одна из важнейших задач современного образования — показать ребятам единство окружающего мира. Для формирования целостной картины мира целесообразно использовать на уроках межпредметные связи, с помощью которых школьники учатся видеть сходные законы и закономерности в развитии тех или иных процессов и явлений.

Экономика — предмет прикладного характера, и учащимся необходимо, в первую очередь, овладеть практическими умениями и навыками. Наряду с этим предполагается изучение и осмысление основных экономических процессов, явлений, законов и закономерностей. Подчас абстрактная теория довольно сложна для понимания, поэтому для описания и для конкретизации ведущих экономических понятий и концепций приходится привлекать знания учащихся об аналогичных процессах и явлениях, изучаемых в курсах физики, химии, биологии, географии, истории и других предметов.

Также межпредметные связи помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Учитель имеет возможность опереться на определенный круг интересов и увлечений учащихся. При этом учитываются основные принципы современного образовательного процесса (принцип вариативности обучения, принцип интеграции, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип развивающего обучения, принцип самостоятельности и творческой активности учащихся).

изучение (в курсе экономики) важнейших законодательных актов, которые определяют права и обязанности экономических субъектов (налоговое законодательство, Закон о защите прав потребителей и т. п.);

анализ политических ситуаций , имевших место в те или иные периоды в разных странах; оценка их влияния на экономическую жизнь стран (индустриализация, Великая депрессия и пр.);

Глинская, Е. А. Межпредметные связи в обучении / Е. А. Глинская, С. В. Титова. — 3-е изд. — Тула: Инфо, 2007. — 44 с.

Липсиц И. В. Экономика. — М., 2000.

Машина М. В. Экономическая азбука. — М., 1995.

Основные термины (генерируются автоматически): предмет, интеграция, интегрированный урок, учебный материал, знание, окружающий мир, связь, урок, целостная картина мира, начальная школа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

История - мы уже знаем,в самом общем смысле означает всякий процесс развития природы и человечества; а также как наука( историческая наука) изучает во всей конкретности и многообразии существование отдельных индивидов в прошлом, а также социальных общностей людей и результатов их деятельности (равно как взаимодействия) в хронологическом развитии.

Александрина Т.Н. – учитель истории, обществознания и географии. МБОУ Поклоновская ОШ. Х. Поклоновский, Алексеевский район, Волгоградской области. 2017 г.

Статья. (защита исследовательской работы)

Цели: -показать, что в настоящее время основное место в развитии методологии истории занимают идеи междисциплинарности.

Задачи: - выявить материал и документы по рассматриваемой теме;

- проанализировать и обобщить изученный материал и сделать выводы.

1. Введение. Значимость данной темы. 2. Главы основной части доклада: 2.1.Роль истории как предмета в учебном процессе. 2.2. Сближение с социологией. 2.3 Гносеология и история. 2.4. Связь истории и географии. 2.5.Ведущая роль истории и социальной психологии. 3. Заключение. 4. Список источников и литературы.

Введение. История – мы уже знаем, в самом общем смысле означает всякий процесс развития природы и человечества; а также как наука (историческая наука) изучает во всей конкретности и многообразии существование отдельных индивидов в прошлом, а также социальных общностей людей и результатов их деятельности (равно как и взаимодействия) в хронологическом развитии. Центральное место в методологии истории на современном этапе заняли идеи междисциплинарного изучения прошлого за счёт интеграции исторической науки в единое исследовательское пространство с географией, экономической наукой, социологией, социальной психологией и иными науками. Уже из практики видно, что движение по этому пути позволило историкам увидеть новые горизонты исследований, способствовало возникновению новых дисциплин, лежащих на стыках с другими науками (историческая география, историческая демография, историческая социология, психоистория и т.д.). Параллельно осуществляется заимствование методического инструментария смежных наук. Так, например, с вовлечением в исследовательский оборот массовых источников в исторической науке получили распространение математические (количественные) методы. Из социологии в историю пришёл контент-анализ; использование подходов, выработанных психоанализом, часто применяется для объяснения мотивов поведения отдельных исторических персонажей.

2. Основная часть.

2.1.Роль истории как предмета в учебном процессе.

Если рассматривать основные теоретические проблемы истории как науки, то можно заметить, что история как единое целое многообразных проявлений прошлого, понятия исторической необходимости, динамики исторического развития, детерминизма в истории, проблему смысла и цели истории и пр. Для учащихся близка к образовательной также воспитательная функция, посредством которой осуществляется социализация отдельных личностей и подрастающих поколений. История является действенным средством в воспитании патриотических чувств. Историческая наука востребована обществом и властью в качестве одного из эффективных инструментов для разъяснения социальных и политических проблем, для поиска способов их разрешения.

2.2. Сближение с социологией.

2.3 Гносеология и история.

2.4. Связь истории и географии.

2.5.Ведущая роль истории и социальной психологии.

3. Заключение.

4. Литература.

4.Вестник РУДН, серия История России 2013г №3

5.О.С.Поршнева. Роль междисциплинарности в интеграции истории и социальных наук.

Читайте также: