Связь на жд транспорте кратко

Обновлено: 04.07.2024

Для организации перевозочного процесса и управления работой всех подразделений железнодорожного транспорта, связанных с обеспечением безопасности движения поездов, используют различные виды технологической связи. Связь, предназначенную для решения задач оперативного характера, называют оперативно-технологической (ОТС). Она имеет различное назначение и находится обычно в ведении той или иной службы, ответственной за организацию движения поездов, грузовую или коммерческую работу, а также за техническую эксплуатацию пути, подвижного состава, устройств электроснабжения и т. д.

ОТС классифицируют на магистральную, дорожную, отделенческую и местную. К магистральной и дорожной ОТС относят дорожно-распорядительную связь (ДРС) и связь совещаний (СС).

ДРС служит для регулирования вагонопотоков и распределения подвижного состава между отделениями железных дорог Ее организуют между Д1Т1 (распорядительными отделами служб движения дорог) и дежурными по отделениям, а также дежурными по станциям (ДСП) сортировочных, участковых и отдельных крупных грузовых станций. Связь совещаний дает возможность руководству МПС, управлений железных дорог, отделений и станций проводить совещания с подчиненными им работниками.

Местная или станционная распорядительная связь (СРС) позволяет выполнять все виды работ на сортировочных, участковых и грузовых станциях. Ее организуют между станционным диспетчером и дежурными по паркам, сортировочным горкам, пунктам технического обслуживания и другим подразделениям станций.

Для оперативного руководства работой на железнодорожных’ линиях применяют следующие виды отделенческой связи:

поездную диспетчерскую связь (ПДС) - для переговоров поездного диспетчера (ДНЦ) с дежурными всех раздельных пунктов, входящих в обслуживаемый участок, по вопросам руководства движением поездов;

энергодиспетчерскую связь (ЭДС) - для оперативного руководства электроснабжением электрифицированных участков железных дорог;

вагонную диспетчерскую связь (ВДС) - для служебных переговоров работников отделения со станциями по вопросам распределения и использования вагонного парка;

служебную связь электромехаников (СЭМ) - для оперативного руководства работой технического персонала дистанций автоматики, телемеханики и связи по обеспечению действия соответствующих устройств на станциях и перегонах;

билетную диспетчерскую связь (БДС) - для централизованного распределения мест на пассажирские поезда;

линейно-путевую связь (ЛПС) - для оперативного руководства работой технического персонала дистанций пути, занятого обслуживанием путевых устройств и искусственных сооружений;

информационную связь (ИС) - для передачи сведений о подходе поездов и составе грузов на сортировочных станциях;

постанционную связь (ПС) - для служебных переговоров работников промежуточных станций, платформ, разъездов и остановочных пунктов между собой и с прилегающими участковыми станциями;

поездную межстанционную связь (МЖС) - для переговоров дежурных смежных станций по вопросам движения поездов;

перегонную связь (ПГС) - для переговоров линейных работников, находящихся на перегоне, с дежурным ближайшей станции, а также с поездным диспетчером, энергодиспетчером, конторами дистанций пути или сигнализации и связи.

Особенностью оперативно-технологических связей является их самостоятельная область применения, оперативно-служебный характер переговоров, подчиненность одному командиру. ОТС организуют по групповому принципу, т. е. все промежуточные пункты подключают к соответствующим цепям параллельно. Такой принцип позволяет более простыми средствами создавать протяженнее цепи, дает возможность вести переговоры командиру (диспетчеру) с одним или одновременно с несколькими подчиненными. Для того чтобы эти переговоры не мешали другим пунктам, телефонные аппараты промежуточных пунктов подключают к цепи ОТС только на время переговоров. Для вызова нужного промежуточного пункта со стороны распорядительной станции используют специальные системы избирательного вызова, которые обеспечивают индивидуальный вызов одного абонента (промежуточного пункта), группы или всех. Телефонную связь, оборудованную устройствами избирательного вызова, называют избирательной телефонной связью.

Широкое применение избирательная связь находит в организации ОТС отделения дороги. В местной специальной связи из-за особенности ее эксплуатационного использования избирательный вызов используют редко.

В вопросах организации перевозочного процесса и управления работой железнодорожного транспорта важнейшая роль отводится системам и устройствам связи. Связь на железнодорожном транспорте стала неотъемлемой частью технологического процесса.

Сети электросвязи делятся на первичные и вторичные. Первичная сеть электросвязи — совокупность сетевых узлов, сетевых станций и линий связи, образующая сеть групповых трактов и каналов передачи.

Каналы первичной сети связи предназначены для построения вторичных сетей, в состав которых входят следующие сети: телефонная общего пользования; сеть передачи данных для автоматизированной системы управления железнодорожным транспортом; оперативно-технологическая связь.

Телефонная и телеграфная сети общего пользования применяют соответственно для служебных переговоров и обмена служебными телеграммами работников железнодорожного транспорта. Сеть общего пользования должна обеспечивать связь между любыми железнодорожными пунктами.

Телефонная оперативно-технологическая связь предназначена для оперативного руководства и управления технологическим процессом работы железнодорожного транспорта (связь совещаний, дорожно-распорядительная, диспетчерская, постанционная, комбинированная, прямая). Сеть оперативно-технологической связи в зависимости от назначения подразделяется на магистральную (между МПС РФ и управлениями железных дорог), дорожную (в пределах одной железной дороги), отделенческую (в пределах одного отделения железной дороги), станционную (в пределах одной железнодорожной станции). В состав каждого из этих видов входят распорядительная связь и связь совещаний.

Связь совещаний организуется для проведения оперативных совещаний руководящих работников центрального аппарата МПС с управлениями железных дорог, руководства управлений и отделений железных дорог с подчиненными им работниками подразделений транспорта.

Для оперативного руководства работой дорог и отделений дорог предназначена магистральная и дорожная распорядительная связь.

Поездная диспетчерская связь (ПДС) используется для руководства движением поездов и предоставляется в единоличное распоряжение поездному диспетчеру. По поездной диспетчерской связи можно оперативно вызвать дежурного любой станции, группы станций или одновременно дежурных всех станций участка и вести с ними двусторонние переговоры. Предусматривается также возможность вызова и переговоров с диспетчером смежного участка.

Одновременно поездной диспетчер должен иметь возможность вести переговоры с машинистами локомотивов.

Поездная межстанционная связь (МЖС) предназначена для ведения служебных переговоров по движению поездов между дежурными смежных раздельных пунктов.

Постанционная связь (ПС) необходима для служебных переговоров работников промежуточных станций (разъездов и остановочных пунктов) между собой, а также с работниками участковых станций, отделений дорог и т. д.

Поездная радиосвязь (ПРС) применяется для служебных переговоров машинистов поездных локомотивов с поездным диспетчером в пределах диспетчерского участка, с дежурными по станциям в пределах смежных перегонов, а также с машинистами других локомотивов, находящихся на одном и том же перегоне. Преимуществом радиосвязи по сравнению с проводной является то, что она дает возможность вести переговоры с работниками, находящимися в движении.

Для обеспечения безопасности движения радиосвязь устанавливается у дежурных по переезду.


Поездную радиосвязь устраивают в виде сочетания радио- и проводной связи (рисунок). Проводной канал организуют между диспетчерским распорядительным и раздельными пунктами (станциями), а радиоканал — между стационарными радиостанциями (т.е. радиостанциями, устанавливаемыми на станциях) и радиостанциями подвижных единиц, между радиостанциями подвижных единиц, а также между стационарными радиостанциями смежных раздельных пунктов.

Локомотивные радиостанции устанавливают в кабине или в машинном отделении локомотива, а пульты управления — в месте, удобном для пользования машинистом и его помощником. Стационарные радиостанции размещают в служебных помещениях дежурных по станциям, а пульт управления — на столе ДСП. Все переговоры в системе поездной радиосвязи должны документально регистрироваться с помощью специальных магнитофонов для дальнейшего контроля за регламентом ведения переговоров и анализа причин аварийных ситуаций.

Перегонная связь проектируется на участках железных дорог с автоблокировкой, а также на участках с кабельными линиями связи. Перегонная связь предназначена для ведения переговоров между работниками, находящимися на перегоне, и дежурными раздельных пунктов, ограничивающих перегон, поездным и энергодиспетчером, диспетчерами дистанций пути, сигнализации и связи.

Линейно-путевая связь (ЛПС) организуется в пределах дистанций пути и предназначена для переговоров по вопросам содержания путевого хозяйства. В канал ЛПС включают телефонные аппараты начальника дистанции пути, дорожных и мостовых мастеров, бригадиров пути и путевых обходчиков, участки которых требуют особого внимания, дежурных по переездам, а также дежурных по станциям.


Энергодиспетчерская связь предназначена для оперативного руководства работой хозяйства электрификации и электроснабжения и организуется на участках с интенсивным движением поездов, оборудованных автоблокировкой, а также на всех электрифицированных участках.

Служебная диспетчерская связь применяется на участках с автоблокировкой, а также с кабельными линиями связи для служебных переговоров работников дистанций сигнализации и связи с линейными электромеханиками. В канал служебной диспетчерской связи включают: телефонные аппараты начальника и дежурного диспетчера дистанции сигнализации и связи; дежурных по станциям, включая станции, примыкающие к границам дистанции сигнализации и связи; дежурных инженеров и электромехаников СЦБ.

Ремонтно-оперативная радиосвязь предназначена для руководства ремонтными и ремонтно-восстановительными работами различного характера на перегонах грузонапряженных линий. Система радиосвязи должна обеспечивать надежную двустороннюю связь руководителя работ как с ответственными исполнителями, находящимися в зоне ремонтно-восстановительных работ, так и с машинистами локомотивов, с руководством и дежурным аппаратом соответствующей службы.

Информационную телеграфную связь о подходах поездов и грузов организуют между информационным центром отделения и сортировочными станциями своего и соседних отделений, а также между информационным центром, грузовыми станциями и предприятиями-грузополучателями.

На станциях для оперативного руководства технологическим процессом работы используются станционная распорядительная телефонная связь, стрелочная телефонная связь, информационная связь сортировочных станций, двусторонняя парковая связь, связь громкоговорящего оповещения, станционная радиосвязь, а также средства промышленного телевидения.

Admin добавил 15.06.2011 в 17:19
Вы можете дополнить или изменить данную статью, нажав кнопку Редактор

На сети РЖД применяются следующие виды проводной связи:

  • поездная диспетчерская — для переговоров поездного диспетчера с дежурными по станциям, входящих в его диспетчерский круг
  • поездная межстанционная — для переговоров дежурных двух соседних раздельных пунктов
  • постанционная — для служебных переговоров работников станций между собой и передачи телеграмм на линейные станции в пределах отделения дороги
  • линейно-путевая — для переговоров работников дистанции пути
  • магистральная — для связи РЖД с управлениями дороги и дорог между собой
  • дорожная — для служебной связи между управлением дороги и отделениями, крупными станциями, депо и между собой
  • местная станционная — для общей служебной связи работников станции
  • информационная — для передачи на сортировочную станцию сведений о подходе поездов
  • Энергодиспетчерская - для связи энергодиспетчера с тяговыми подстанциями и дежурными по станциям участка.

Кроме проводной связи, на железных дорогах используется также радиосвязь:

  • станционная — для переговоров работников службы движения на станции по вопросам организации перевозочного процесса.
  • поездная — для переговоров машинистов локомотивов, находящихся на участке с дежурными по станциям и поездным диспетчером.
  • маневровая — для ведения местных переговоров машинистов локомотивов, технических работников, обслуживающих станцию или узел.

Линии связи разделяются по значению на три класса:

  • I — связывают РЖД с управлениями дорог, а также последние между собой
  • II — обеспечивают связь между управлением и отделениями железной дороги, а также между отделениями
  • III — предназначены для организации местной и внутриотделенческой связи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Связь на железнодорожном транспорте" в других словарях:

Автоматика, связь, информатика — Специализация: научно технический Периодичность: 1 раз в месяц Язык: русский Главный редактор: Т.А. Филюшкина Страна: Россия, Москва … Википедия

Избирательная телефонная связь — система оперативной телефонной связи пунктов (абонентов) с центральном пунктом и между собой посредством параллельного включения большого количества телефонных аппаратов в одну общую электрическую цепь. При И. т. с. каждый пункт… … Большая советская энциклопедия

Тарасов, Евгений Михайлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Тарасов. В Википедии есть статьи о других людях с именем Тарасов, Евгений. Тарасов Евгений Михайлович Дата рождения: 22 февраля 1953(1953 02 22) (59 лет) Место рождения … Википедия

В предыдущей статье мы коротко обозначили, что в общих чертах представляет собой совокупная электрическая связь на железной дороге. Прокладка и монтаж линий связи — одна из услуг, оказываемых специалистами НКА-СтройСервис в рамках строительства объектов СЦБ. Рассмотрим, какие виды связи применяются на железнодорожном транспорте.

Виды железнодорожной связи и их назначение

По типу реализации для приёма/передачи данных применяются следующие виды связи на железнодорожном транспорте:

Структурная схема организации железнодорожной радиосвязи

  1. проводная — до настоящего времени остаётся основной. Проводные линии связи бывают кабельными и воздушными. К проводным относятся как телеграфные и телефонные средства связи на железной дороге (аналоговая связь), так и оптоволоконная цифровая связь;
  2. радиосвязь:
    • станционная — обеспечивает 2-стороннюю служебную связь между станционными работниками;
    • поездная — обеспечивает 2-стороннюю служебную связь между машинистом локомотива и дежурным по станции/поездным диспетчером;
    • маневровая — обеспечивает 2-стогроннюю служебную связь между машинистом и обслуживающим ЖД-станцию или узел техническим персоналом;
  3. радиорелейная — незаменима при организации линий связи в труднодоступных местностях со сложным рельефом. Часто радиорелейные линии связи на железной дороге используется при устройстве так называемой “последней мили” — канала связи, соединяющего клиентское оборудование связи с сетевым узлом оператора связи, а также для создания резервных каналов при ВОЛС. В последнее время радиорелейная связь на железной дороге находит всё большее применении не только при организации сетей беспроводного доступа, но и при строительстве новых или замене действующих магистральных линий связи;
  4. спутниковая — обеспечивает магистральную связь на многих участках сети железных дорог.

По району действия существуют такие виды жд связи:

  1. магистральная — связь между ОАО РЖД и подотчётными управлениями железных дорог. Включает в себя магистральную совещательную связь (МСС), магистральную распорядительную (МРС), связь транспортной милиции, военизированной охраны и т. п.;
  2. дорожная — связь между управлением и отделением дороги, а также линии связи между крупными станциями. Имеет в своём составе дорожную совещательную связь (ДСС), дорожную распорядительную (ДРС) и диспетчерскую связь управления дорог со службами дистанций;
  3. отделенческая — поездная диспетчерская связь (ПДС), энергодиспетчерская (ЭДС), служебная диспетчерская (СДС), вагонно-диспетчерская (ВДС), перегонная (ПГС), линейно-путевая (ЛПС), билетно-диспетчерская и т. д.;
  4. местная — обеспечивает связь между работниками станций, вагонных и локомотивных депо, электроснабжения, дистанций пути, сигнализации и пр. Организуется на базе телефонных станций с авто (АТС) или ручным (РТС) обслуживанием;
  5. станционная — станционная распорядительная и стрелочная связь, используемые для приёма/отправки поездов и маневровой работы.

По назначению виды железнодорожной связи подразделяются на:

  1. оперативно-технологическую связь (ОТС), обеспечивающую оперативную связь между железнодорожными работниками, участвующими в одном технологическом процесс, в первую очередь — между диспетчером и его подчинёнными;
  2. общетехнологическую связь (ОбТС), предназначенную для служебных переговоров между служащими одной или нескольких станций. Формируется на базе местной сети с выходом на междугородные телефонные линии связи.

Сейчас все существующие виды железнодорожной связи активно автоматизируются. Это позволит абонентам самостоятельно связываться с нужным пунктом. Дорожные и сетевые линии связи на железной дороге связаны с каналами Единой автоматизированной сети связи РФ и СНГ.

Кроме того, широко применяются электронные АТС на микросхемах — АТСЭ. Помимо малых габаритов, АТСЭ надёжны и устойчивы в эксплуатации, обеспечивают отсутствие шумовых помех и обладают относительно низкой себестоимостью.

Читайте также: