Связь мифа с ритуалом кратко

Обновлено: 03.07.2024

РИТУАЛЬНО-МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ЛИТЕРА ТУРОВЕДЕНИИ

Ритуально-мифологическая школа в литературоведении возникла в результате освоения опыта литературного модернизма и на путях экспансии этнологических теорий XX в. в область литературы. Ритуально-мифологическая критика, достигшая расцвета в 50-х годах[88], подвела итоги неуклонному сближению этнологии и литературы, начавшемуся значительно раньше, еще в 10-х и 20-х годах нашего века.

Сказочно-мифологическая основа романа о рыцарях Круглого Стола несомненна, ритуальные модели в принципе не исключены, но их выявление требует более тонких методов; ритуальные же корни самого жанра в отличие от драмы весьма и весьма проблематичны. Скорее всего, здесь можно говорить о ритуальных мотивах волшебной сказки (особенно связанных с обрядами инициации), отраженных в рыцарском романе вторично, через посредство сказки, или в том же роде об архаических прообразах светского рыцарского ритуала, отраженного в романе.

Уточнения, внесенные Уилрайтом, полезны, хотя и недостаточны, поскольку представление о механизме функционирования мифов в литературе не меняется.

1. Заря, весна, рождение – мифы о рождении героя, о пробуждении и воскресении, о творении и гибели тьмы, зимы, смерти. Дополнительные персонажи – отец и мать. Архетип дифирамбической и рапсодической поэзии, романса.

2. Зенит, лето, брак, триумф – мифы апофеоза, священной свадьбы, посещения рая. Персонажи – спутник и невеста. Архетип комедии, пасторали, идиллии, романа.

3. Заход солнца, осень, смерть. Мифы падения, умирающего бога, насильственной смерти и жертвоприношения, изоляции героя. Персонажи предатель и сирена. Архетип трагедии и элегии.

4. Мрак, зима, безысходность. Миф триумфа темных сил, миф потопа и возвращения хаоса, гибели героя и богов. Персонажи – великан и ведьма. Архетип сатиры.

Апокалипсическая и демоническая образность в известной мере, как считает Фрай, соответствует комическому и трагическому (отчасти ироническому) видению артиста.

Вдохновленный некоторыми мыслями Уильяма Блейка, Фрай утверждает глубокое принципиальное единство творческого акта художника и критического проникновения литературоведа.

связь ритуала с мифом давно отмечена исследователями Обряд составляет как бы инсценировку мифа , а миф выступает как объяснение или обоснование совершаемого обряд, его истолкование. Такая связь миф-обряд особенно отчетливо прослеживается в т.н культовых мифах.

Миф как некое верование лежащее в основе ритуала. То есть миф и ритуал взаимосвязаны( синкретичны) Миф и ритуал образовывали сложное единство: они объясняли и дополняли друг друга. Это были два способа говорить об одном и том же. Ритуал - инсценировка мифа, а миф - описание, рассказывание ритуала

Что возникло раньше миф или обряд?

.Проблема отношений мифа и ритуала в современной культурологии во многом представляет собой пресловутую проблему курицы и яйца: исследователи мифологии спорят, что возникло раньше – миф или обряд – и, соответственно, миф объясняется через обряд – или обряд объясняется мифом.(1) Между тем само существование этой проблемы вызвано, как кажется, не в последнюю очередь тем, что если под "ритуалом" все понимают примерно одно и то же, и этот предмет не требует строгих дефиниций, то природа мифа сама является объектом оживленных дискуссий. Миф как имя и образ древнее ритуала и порождают его. Миф как повествование младше ритуала и порождается им.

Что более способно изменяться

Миф имеет дело со словом. Язык все время обновляется и изменяется. Миф может забываться, а ритуал остается. Изменяться может миф, а не ритуал. Мифы, объясняющие ритуал, - забытые прошлым. Миф подстраивается под время. Ритуал выполняется в последовательном действии. Поэтому, более изменяется миф.

Значение сакральности мифа и ритуала для развития культуры?

Сакральность ритуала в его неизменяемости потому, что это был единственный способ сохранения и передачи информации последующим поколениям. Ритуал держится за счет своей неотменяемости. Более поддается изменениям миф. Человек соблюдающий ритуал вызывает положительное впечатление потому что он является носителем и хранителем культуры. Ритуал несет в себе то, что было в культуре.

Мифологема пути - обряд инициации у австралийцев. Молодых юношей водят по пути первопредков. дорога и шествие объединяются в ритуал . В Христианстве эта мифологема нашла отражение в похоронном обряде.

связь ритуала с мифом давно отмечена исследователями Обряд составляет как бы инсценировку мифа , а миф выступает как объяснение или обоснование совершаемого обряд, его истолкование. Такая связь миф-обряд особенно отчетливо прослеживается в т.н культовых мифах.

Миф как некое верование лежащее в основе ритуала. То есть миф и ритуал взаимосвязаны( синкретичны) Миф и ритуал образовывали сложное единство: они объясняли и дополняли друг друга. Это были два способа говорить об одном и том же. Ритуал - инсценировка мифа, а миф - описание, рассказывание ритуала

Что возникло раньше миф или обряд?

.Проблема отношений мифа и ритуала в современной культурологии во многом представляет собой пресловутую проблему курицы и яйца: исследователи мифологии спорят, что возникло раньше – миф или обряд – и, соответственно, миф объясняется через обряд – или обряд объясняется мифом.(1) Между тем само существование этой проблемы вызвано, как кажется, не в последнюю очередь тем, что если под "ритуалом" все понимают примерно одно и то же, и этот предмет не требует строгих дефиниций, то природа мифа сама является объектом оживленных дискуссий. Миф как имя и образ древнее ритуала и порождают его. Миф как повествование младше ритуала и порождается им.

Что более способно изменяться

Миф имеет дело со словом. Язык все время обновляется и изменяется. Миф может забываться, а ритуал остается. Изменяться может миф, а не ритуал. Мифы, объясняющие ритуал, - забытые прошлым. Миф подстраивается под время. Ритуал выполняется в последовательном действии. Поэтому, более изменяется миф.

Значение сакральности мифа и ритуала для развития культуры?

Сакральность ритуала в его неизменяемости потому, что это был единственный способ сохранения и передачи информации последующим поколениям. Ритуал держится за счет своей неотменяемости. Более поддается изменениям миф. Человек соблюдающий ритуал вызывает положительное впечатление потому что он является носителем и хранителем культуры. Ритуал несет в себе то, что было в культуре.

Мифологема пути - обряд инициации у австралийцев. Молодых юношей водят по пути первопредков. дорога и шествие объединяются в ритуал . В Христианстве эта мифологема нашла отражение в похоронном обряде.


С религиозными верованиями людей связаны миф и ритуал.

Ритуал (от латинского ritus - религиозный обряд) – это вид обряда, строго упорядоченная и регулярно повторяющаяся важная общественная церемония.

По своему содержанию ритуал есть превращение, прыжок от хаоса к порядку. Поэтому в ритуале обычно присутствуют две реальности: До и После скачка, а между ними - жертвоприношение. Смысл жертвы определяется так: если это обряд инициации, переводящий подростка в ранг взрослого, то смерть может быть символизирована уводом в лес - с возвращением в новом качестве; если бракосочетание, то - пересечением водной преграды, символически отделяющей навсегда прошлую жизнь от наступающей.



Мифы (от греческого mythos – сказания) – это древние народные сказания о богах, легендарных героях, демонах, духах, о явлениях природы, об устройстве и истории мира.

Мифом была пронизана вся жизнь первобытного человека. Древние люди считали, что существует неразрывная связь между человеком и природой: на человека переносились черты животных и растений, а природа очеловечивалась. Миф является наиболее ранним видом фольклора (народного творчества) , он дал начало сказке и героическому эпосу.


Существует несколько циклов мифов:


Фрэзер развивал сравнительный метод в этнографии, он является одним из родоначальников сравнительного религиоведения. Его работы затрагивали широкий спектр антропологических исследований.
Он был первым, кто предположил наличие связи между мифами и ритуалами.

В основу его исследований были положены три принципа: эволюционное развитие, психическое единство человечества и фундаментальная противоположность разума предрассудку.

В этой книге собран и систематизирован огромный фактический материал по первобытной магии, мифологии, тотемизму, анимизму, табу, религиозным верованиям, фольклору и обычаям разных народов. В этой книге проводятся параллели между древними культами и ранним христианством.

Полезное

Смотреть что такое "ОБРЯДЫ И МИФЫ" в других словарях:

Мифы Арголиды — Содержание 1 Введение 2 Аргос. Старшая династия (до Даная) 3 … Википедия

Обряды скандинавского культа — Cтатья является частью серии о Северное язычество … Википедия

Мифы Элиды — Содержание 1 Введение 2 Царские династии 3 Нимфы и божества 4 … Википедия

ЗАГОВОРЫ И МИФЫ — Заговоры особые тексты формульного характера, которым приписывалась магическая сила, способная вызвать желаемое состояние. Заговоры самым тесным образом связаны с мифом и со всей мифо поэтической сферой, но эта связь до сих пор оставалась… … Энциклопедия мифологии

СКАЗКИ И МИФЫ — В архаическом фольклоре различение между мифом и сказкой (С.) трудноустановимо. Выделяемые самими носителями традиции две формы повествования [пыныл и лымныл у чукчей, хвенохо и хехо у фон (Бенин), лилиу и кукванебу у киривна в Меланезии и т. п.] … Энциклопедия мифологии

КУЛЬТОВЫЕ МИФЫ — условное название мифов, в которых даётся объяснение (мотивировка) какого либо обряда (ритуала) или иного культового действия. К. м. существовали, вероятно, у всех народов, хотя и не везде изучены. Нет ни одного религиозно магического обряда,… … Энциклопедия мифологии

БЛИЗНЕЧНЫЕ МИФЫ — мифы о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и часто выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев. Б. м. можно разделить на мифы о близнецах братьях (соперниках или позднее союзниках), близнецах брате и… … Энциклопедия мифологии

Содержание

Обзор

Исторически важные подходы к изучению мифологический мысли были те из Вико, Шеллинг, Шиллер, Юнг, Фрейд, Люсьен Леви-Брюль, Леви-Стросс, Фрай, то Советская школа, Школа мифов и ритуалов. [4]

Ритуал из мифа

Сразу же возникает одна возможность: возможно, ритуал возник из мифа. Многие религиозные ритуалы, особенно Пасха среди евреев, Рождество и Пасхальный среди христиан, и Хадж среди мусульман - ознаменование или участие в ознаменовании событий в религиозной литературе.

Э. Б. Тайлор

Миф из ритуала (первенство ритуала)

Уильям Робертсон Смит

Стэнли Эдгар Хайман

"На Фиджи [. ] физические особенности острова с одним небольшим участком плодородной почвы объясняются мифом о том, как Мберевалаки, культурный герой, пришел в ярость от плохого поведения жителей острова и бросил всю почву, которую он приносил им в кучу, вместо того, чтобы выложить ее должным образом. Хокарт указывает, что миф используется этиологически для объяснения природы острова, но возник не из этой попытки. Приключения Мберевалаки возникли, как и вся мифология в ритуальном исполнении и большая часть преданий фиджийских информаторов Хокарта состояла из таких ритуальных мифов. Когда их интересует топология острова или их спрашивают об этом, утверждает Хокарт, они делают именно то, что сделали бы мы, а именно искать ответ в их знаниях ". [11]

Здесь Хайман выступает против этиологической интерпретации мифа, согласно которой мифы возникли из попыток объяснить происхождение (этиологии) природных явлений. Если это правда, этиологическая интерпретация сделает миф старше ритуала или, по крайней мере, независимым от него - как Э. Тайлор считает, что это так. Но Хайман утверждает, что люди используют миф в этиологических целях только после того, как миф уже существует: короче говоря, мифы возникли не как объяснение природных явлений. Далее, утверждает Хайман, миф возник в результате ритуального исполнения. Таким образом, ритуал предшествовал мифу, и миф зависит от ритуала в своем существовании до тех пор, пока он не приобретет независимый статус этиологической истории.

Джеймс Фрейзер

Знаменитый антрополог Сэр Джеймс Джордж Фрейзер утверждал, что миф возникает из ритуала в ходе естественного процесса религиозной эволюции. Многие из его идей были вдохновлены идеями Робертсон Смит. [8] В Золотая ветвь (1890; 1906–1915), Фрейзер широко утверждает, что человек переходит от веры в магию (и ритуалов, основанных на магии) через веру в религию к науке. [12] Его аргумент следующий.

Человек начинает с рефлексивной веры в закон природы. Он думает, что может влиять на природу, правильно применяя этот закон: «В магии человек зависит от своей силы, чтобы противостоять трудностям и опасностям, которые преследуют его со всех сторон. Он верит в определенный установленный порядок природы, на который он, несомненно, может рассчитывать, и которым он может манипулировать в своих целях ". [12]

Однако естественный закон, который воображает человек, а именно магия, не работает. Когда он видит, что его мнимый закон природы ложен, человек отказывается от идеи познаваемого закона природы и «смиренно бросается на милость определенных великих невидимых существ за завесой природы, которым он теперь приписывает все эти далеко идущие последствия. силы, которые он когда-то присвоил себе ". [12] Другими словами, когда человек теряет веру в магию, он оправдывает свои ранее магические ритуалы, говоря, что они воспроизводят мифы или прославляют мифических существ. По словам Фрейзера,

"миф меняется, а обычай остается неизменным; люди продолжают делать то, что их отцы делали до них, хотя причины, по которым действовали их отцы, давно забыты. История религии - это долгая попытка примирить старый обычай с новым разумом, найти здравая теория для абсурдной практики ". [13]

Джейн Эллен Харрисон и С. Х. Гук

Миф и ритуал как несовместимые

Не все изучающие мифологию думают, что ритуал возник из мифа или миф возник из ритуала: некоторые позволяют мифам и ритуалам большую степень свободы друг от друга. Хотя мифы и ритуалы часто встречаются вместе, эти ученые не думают, что у каждого мифа был или был соответствующий ритуал, или наоборот.

Вальтер Буркерт

Бронислав Малиновский

Мирча Элиаде

Изложение мифов и разыгрывание ритуалов служат общей цели: это два разных способа оставаться в священном времени.

Читайте также: