Связь гносеологии и онтологии монизм дуализм плюрализм кратко

Обновлено: 02.07.2024

Основной вопрос онтологии: что существует?

Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.

Онтология, таким образом, представляет собой попытку описать вселенную существования в максимально общем виде, не ограничиваясь данными отдельных наук и, возможно, не сводясь к ним.

Другое понимание онтологии дает американский философ Уиллард Куин: По его мнению, онтология — это содержание теории, т.е. объекты, постулируемые этой теорией как существующие.

Вопросы онтологии — древнейшая тема европейской философии, восходящая к доктрине и особенно к Пармениду. Платон и Аристотель внесли важнейший вклад в развитие онтологических проблем. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (вселенных).

Основным предметом онтологии является сущность, определяемая как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.

Реальность традиционно ассоциируется с материей (материальный мир) и духом (духовный мир, включая понятия Бога, души) и разделяется (материалистами) на мирную, живую и социальную материю (что приводит к формализму и отношению к индивидууму как к обезличенной в целом).

Бытие, как и то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимо ничему (как и не-бытие возможности в аристотелевской философии). В феноменологии и экзистенциализме ХХ века бытие отождествляется с человеком, который является единственным, кто способен думать и сомневаться в существовании. В классической метафизике, однако, бытие понимается как Бог. Человек, как существо, обладает свободой и волей.

Связь онтологии и гносеологии - Гносеологическая проблематика

Гносеологическая проблематика

Таким образом, традиционная гносеологическая проблематика интегрируется в более широкий социокультурный контекст и, соответственно, в более широкую концептуальную систему. Методология науки и эпистемология занимает центральное место в Г.

Мысли Декарта и Вольфа

Онтологическое значение картезианского аргумента заключается в неоспоримой самоодостоверности этого акта. Благодаря этому, мышление больше не действует только как мышление о существе, но и становится самим собой актом бытия. Таким образом, для Декарта мысль становится наиболее адекватным способом не только найти бытие, но и аутентифицировать его, а бытие становится содержанием и целью мысли.

Развивая идеи Декарта, Вольф развивает рационалистическую онтологию, в которой мир понимается как совокупность существующих объектов, каждый из которых определяется своей сущностью, которая воспринимается разумом в виде ясной и ясной идеи. Важнейшим методологическим принципом вольфовской онтологии становится принцип последовательности, понимаемый как фундаментальное свойство самого бытия, ибо ничто не может быть и не может быть. Принцип достаточного основания, в свою очередь, направлен на то, чтобы объяснить, почему одни объекты реализуются, а другие — нет, и именно это требует объяснения и обоснования, а не отсутствия. Основным методом такой онтологии является дедукция, с помощью которой необходимые истины о существовании выводятся из ясных и неоспоримых первых принципов.

Неклассическая онтология

Центральной проблемой философии классической рациональности является проблема знания бытия — проблема такой организации человеческой субъективности, которая могла бы обеспечить объективность содержания человеческого сознания, его совпадение с существующим существом вне его и независимо от него. Тема сущности человека и философской антропологии становится главной темой новой философии, сформировавшейся в рамках феноменологическо-экзистенциалистской традиции. Антропологическая ветвь современной философии решительно смещает свое внимание от проблемы знания к сущности самого человека и стремится выяснить экзистенциальную природу его жизнедеятельности, истории и культуры, знания.

Аксиологическая парадигма

Путь к высшим ценностям должен пониматься не как акт обращения или просвещения, а как сложный культурно-исторический процесс становления, охватывающий эмоциональное и рациональное, духовное и физическое, индивидуальное и социальное.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Онтология – это один из разделов философии, занимающийся изучением бытия.

  1. как учение о бытие, как таковом;
  2. в качестве учения о сверхчувственном мире;
  3. как учение о мире в целом.

Связь онтологии с гносеологией

Онтология – один из важнейших философских разделов наряду с гносеологией, этикой и социальной философией. Вместе с этими науками онтология образует системное целое философское учение. Особенно тесная взаимосвязь у онтологии и гносеологии.

Определенная онтология предполагает определенную, соответствующую ей гносеологию, и наоборот. Любой вопрос о родах и видах сущего, его свойствах, сразу же вызывает вопрос о том, откуда появилось это знание, откуда человек может это знать.

Готовые работы на аналогичную тему

С другой стороны, любые познавательные рассуждения являются рассуждениями о том, что человек познает и как он это делает, явно или неявно будет конструироваться объект познания, чем и как будет выстраиваться определенная онтология. Между теоретическими построениями онтологии и гносеологии существует неразрывная связь.

Также онтологией образован фундамент этики, так как философское обоснование нравственности невозможно без связи с вопросом о сущем, ибо любое этическое учение должно на чем-то базироваться, без этого оно не будет убедительным для людей. В качестве основания этического убеждения может выступать, например, традиция или авторитет. Этическое учение мировой религии основывается на Божественном авторитете, так как он считается с их источником. Философские этические доктрины базируются на учении об устройстве самого бытия, они вытекают из определенного порядка сущего.

Такого рода связь и взаимосвязь философских разделов не во всех философских учениях поступает одинаково очевидно и явно.

Впервые со всей очевидностью она проявилась у Платона, в метафизике которого различие мира идей и мира вещей подразумевало гносеологический критерий, а мир идей и бестелесных образцов вещей такие имеет значение нравственного совершенства и нравственного образца. Идеи были благими и прекрасными в любом смысле этого слова: прекрасные в качестве совершенно сделанных, как нравственно совершенных и как совершенных эстетически. Вышеупомянутая взаимосвязь онтологии, гносеологии и этики также четко отслеживается в философии эпикурейцев, стоиков, неоплатоников и прочих античных школ. Не исчезла она и в Средневековой философии.

Явной и очевидной остается связь онтологии, гносеологии и этики с рационалистической философией Нового времени. В своем крайнем выражении рационализм перерождается в панлогизм – тождество бытия и мышления, с позиций которого порядок и связь идей такие же, как и порядок и связь вещей.

Однако в философии XIX века связи онтологии, гносеологии и этики, наоборот, стали не такими очевидными в связи с тем, что силу набирала тенденция к дезомтологизации философии и увеличение в ней места, которое занимала гносеология и методология. Свою роль в этом сыграла и углубляющаяся дифференциация философского знания в силу которой многие философы отказывались от построения целостной системы и сосредотачивались на отдельных вопросах, отдельных философских областях.

Субъективно-идеалистические философские учения, приобретшие огромную популярность в последней трети XIX века, не содержат отчетливых онтологических построений вообще, но при этом последние присутствуют в них неявно, имплицитно.

Можно встретить отдельные случаи несоответствия онтологии и этики. Например, некоторые материалистические учения содержат информацию о несоответствии онтологии и этики, построенной на принципах крайнего натурализма, а также сенсуалистическая гносеология эклектически сочетается с идеалистической этикой.

Особенного внимания заслуживает связь онтологии с социальной философией. Эти два раздела философского знания объединены одной общей областью, которая может быть названа социальной онтологией. Ее можно в равной степени относить и к социальной философии и к онтологии. Социальная онтология должна давать ответ на главный свой вопрос - что такое бытие общества, или как возникают и существуют разного рода социальные явления? Если ли такой особый род бытия, или они материальны и идеальны.

Онтологическая установка заключается в том, что философы предлагали определенную картину реальности, а позже объясняли, как эта реальность может познаваться человеком. Аргументом против было то, что нельзя вводить знания о реальности, а позже объяснять, что такое знание и как оно может осуществляться.

Философия, обобщая наблюдение и изучение мира, неизбежно останавливается перед проблемой: сколько существует глубинных основ (начал, первопричин, исходных принципов) самого мира? При решении этой проблемы возникают такие типы философии, как монизм, дуализм, плюрализм.

Монизм – учение о всеединстве действительности, в основе которой – одно начало, одна субстанция (Божественная – пантеизм; сознание – психологизм, феноменализм; материя – материализм; наивный монизм: первовещество – вода (Фалес)). Монизм может быть материалистическим (единая основа, первопричина – материя) или идеалистическим (единая основа – дух, идея, чувства). Материалистический монизм: философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов XVIII в., Л. Фейербаха; марксизма, позитивизма.

Идеалистический монизм выражен в философии Платона, Д. Юма, Г. В. Ф. Гегеля (наиболее последовательный сторонник), В. Соловьева, современного неотомизма, теизма.

Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма.

Учение Р. Декарта о двух не зависимых друг от друга субстанциях – протяженной и мыслящей. Картезианство делит мир на два рода субстанций – духовную и материальную.

Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами – мышлением и протяженностью, прочие – производны от них. Впечатление, воображение, желание – модусы мышления, а фигура, положение – модусы протяженности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Лекция № 1. Предмет философии и ее место в системе научного знания

Лекция № 30. Решение проблемы классификации ценностей в философии

Лекция № 30. Решение проблемы классификации ценностей в философии Ценности отражают значимость тех или иных объективных явлений в жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют три вида производства: людей, вещей и

Лекция № 34. Этапы истории философии

Лекция № 34. Этапы истории философии Возникновение, развитие и смену философских фактов изучает история философии. Разрозненные теологические комментарии к сочинениям Г. Гегеля (1770–1831) впервые были систематизированы в курс лекций по истории философии («Лекции по

Лекция № 61. Понятие культуры в философии

ПЛЮРАЛИЗМ

ПЛЮРАЛИЗМ Теорией плюрализма предполагается, что власть не сконцентрирована в каком — то единственном центре, а широко рассеяна в обществе. Плюрализм является ключевой характеристикой либерально-демократических политических систем, в которых возможно открытое

Монизм

Монизм Монизм (от греческого monoV – единый) – обозначает собой философское направление, признающее только один принцип бытия; в этом смысле М. противоположен как дуализму, допускающему два противоположных принципа бытия, так и плурализму, допускающему бесконечное

МОНИЗМ

МОНИЗМ (греч. monos - один) - 1) тип организации философского знания, определяющийся наличием в нем одного основного принципа, в соответствии с которым осуществляется все содержательное наполнение философской системы; семантически противостоит дуализму и плюрализму; 2)

ПЛЮРАЛИЗМ

ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pluralis - множественный) - философско-мировоззренческая позиция, утверждающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему-то единому и независимых друг от друга. П. проявляется в онтологии, гносеологии,

Предмет философии. Место и роль философии в культуре

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития Уже в первый период жизни человечества (V–IV тысячелетия до н. э.) люди предпринимали попытки осмыслить окружающий мир — живую и неживую природу, космическое пространство и

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития Уже в первый период жизни человечества (V–IV тысячелетия до н. э.) люди предпринимали попытки осмыслить окружающий мир. В процессе осознания космоса как чего-то

Предмет философии. Место и роль философии в культуре

Во все времена мыслители занимались поиском ответа на ключевой вопрос о первопричине мира. Тема бытия, роль в ней человека и природы актуальны на протяжении столетий. Многие философы пытались открыть тайну создания, но пока окончательный ответ не дал никто из великих. Вместо этого наука о познании стала объёмной и наполненной жизненными принципами. Монизм, дуализм, плюрализм в философии являются отдельными учениями, раскрывающими смысл бытия.

Онтологический монизм

Проблема бытия в истории

Окружающий человека мир не является простой субстанцией. По мнению мыслителей, это сложные основы, смысл которых в передаче информации, связи всех элементов. Ничто не появилось само по себе, и окружающую реальность надо воспринимать как результат определённых действий. Регулярные и трудоёмкие поиски учёных привели к развитию философии, возникновению разных типов и принципов, благодаря которым в разные периоды истории мыслители приближались к разгадке главного вопроса — как создался мир.

Монизм дуализм плюрализм в философии

Конечно, детально изучить все направления философии тяжело, поэтому за основу брались наиболее популярные и получившие призвание методы. Человек развивался, а вместе с ним и материальный мир, появлялись новые открытия и доводы, благодаря которым стало возможным объяснить понятие начала начал.

Термин бытия впервые был использован Парменидом, и кристаллизация его произошла в начале зарождения философии, когда внимания заслуживали не духовные, а повседневные материальные вещи. Возможно, это стало причиной материализации и объектности термина. Бытие означало понимание картины мира.

Отсюда возникло утверждение, что мысль существует сама по себе, так же, как и вещи вокруг, и пересекаться межу собой они не могут. Человек в начале философии считался единственной сущностью, обладающей пониманием мира. Только он обладал разумом и возможностью мыслить. Но с развитием философского учения менялись и приоритеты, и подходы к изучению основных терминов.

Структура жизни

Представление о мышлении и окружающем мире как об отдельных элементах, которые никогда не смогут взаимодействовать, а только пребывать в доминирующих отношениях были развеяны благодаря поиску точек соприкосновения. Их удалось найти нескольким мыслителям. Пифагор считал, что объединяет человека и окружающий мир число, Гераклит утверждал, что это слово. Оно даёт возможность не только понимать вещи, но и управлять ими, наделяя теми или иными характеристиками.

Парменид точкой соприкосновения считал бытие. Философ был уверен, что окружающий мир, так же как и люди, живая субстанция, которая является равноправной человеку. Что такое бытие и для чего живые сущности проходят этот этап, мыслители не смогли дать ответа, вернее, даже не искали его, так как в ранние времена развития человечества и зарождения философии приоритеты были иными.

Монизм дуализм плюрализм

Мыслители были уверены, что бытие тесно связано с понятием истины, найдя ответ на один вопрос, можно будет раскрыть смысл жизни, но, в чём заключалась истина, не знал никто. Понятие добра и его выражение в человеческих действиях также корректировалось в зависимости от эпохи. В процессе развития философии как отдельного учения последователями науки был сформирован треугольник:

Идеалистический монизм

Термины были основой для изучений и развития течений в философии. И если в ранние периоды были изучены недостаточно, то в более позднее время трём китам философии были посвящены целые монографии и трактаты.

Основные течения

Монизм объяснял бытие как единоначальное в виде первичной субстанции. Идеалистический монизм зародился ещё в античном мире и наполнился плюралистическими идеями с подобными тенденциями развития. В центре течения — мир с изменениями и развитием, которое происходит вне зависимости человеческой деятельности. Даже наоборот, человек происходит от природы и напрямую зависит от окружающего мира, который формирует мысли и поступки. К ярким примерам монизма в философии относят высказывания:

  • Первопричиной создания материи может являться вода как основа материалистического мира.
  • На основе материи возникают знания.

Дуализм в философии

В основе дуализма две первопричины — добро и зло, в результате противостояния которых и возник мир, а вместе с ним и люди. Нельзя выделить чётко, которая из истин главнее, ведь они равноценны и одновременны. Противоположностью этим течениям был плюрализм, который раскрывал проблему окружающего мира сквозь многосущность. Плюралисты считали, что одновременно существует несколько противоречивых мировоззрений или подходов.

Картина мира человека формируется под влиянием разных философских направлений и характеризует его взгляды на жизнь и стиль бытия. Благодаря духовным школам философствование получило признание в мире и возможность развиваться.

История монизма

Как отдельное направление на основе философии монизм развивался долго, пропагандируя божественную сущность. По мнению монистических мыслителей, благодаря божественной силе человек имеет возможность жить на земле и проходить свой путь.

Каждая вещь имеет свою первопричину и назначение. Нет ничего в мире просто так, всё взаимосвязано и обладает смыслом. С развитием философских школ менялись и значения термина, постоянно совершенствуясь и корректируясь. Вскоре монизм поделился на два типа:

Дуализм и плюрализм в философских концепциях

  • Материалистический. Представители течения пытались раскрыть смысл жизни через материю. Именно это божественное начало было в основе всего. Представителями направления были Демокрит, Эпикур, Лукреций. Позже идею материи в основе мира поддержали марксисты и позитивисты. В политических трудах представители марксизма кратко упоминали о материальной основе мира.
  • Идеалистический вариант в основе реальности видел идею, благодаря которой всё и происходило. Платон, Гегель и Соловьёв были уверены в метафизическом содержании.

Сегодня философия переживает новый этап развития, в котором уже нет места древним размышлениям о природе всего, но некоторые труды мыслителей стали хорошей основой для дальнейших работ и поисков истины. Благодаря направлению монизма человечество развивало не только свои знания, но и веру в высшие силы, которые видят конечную картину бытия и помогают людям принять те или иные решения. На основе материалистического возник онтологический монизм как результат желания познать истину через Божество.

Влияние дуализма и плюрализма

Проблема добра и зла как основа дуалистических противостояний была силой, благодаря которой развивалось это философское направление. Мыслители выделяли множество примеров, в которых происходило противостояние двух начал, наиболее популярные из них:

  • Свет и тьма.
  • Дух и материя.
  • Инь и янь.

Представителями дуализма были Декарт, Спиноза, Кьеркегор. Благодаря их работам направление получило известность и стало одним из ключевых в развитии философии.

Монизм дуализм и плюрализм в философских концепциях

В плюрализме нет одной основы, ведь всё взаимосвязано и множественно. То есть существуют другие миры, в которых также находятся живые существа, ощущающие такую же жизнь. Благодаря возможности противопоставить свою идею монизму за плюрализмом как отдельным течением в философии пошло много мыслителей.

Бытие рассматривается как результат действия нескольких разных сил, представляющих уникальные идеи, поэтому существуют разные люди, много подходов к изучению тем и мысли. Нет тех, кто думает одинаково, каждый человек — индивидуальность, именно таким и создала его природа. На пике популярности это направление привлекло к себе много философов, открывались школы и форматировались целые трактаты, повествующие об основах оригинального виденья. Известным членом плюралистических собраний был Лейбниц, который смог выделить в хаосе перфекционизм и идеализм и объединить их под началом этого направления.

Мыслитель считал, что мир является результатом порядка размещения разных субстанциональных тел, которые и являются основой жизни. Философ отвергал время и пространство как первооснову, давая возникновению мира более рациональное толкование, что лишний раз доказывает сложность формирования общего представления на протяжении столетий о бытии и возникновении мира. Благодаря монизму, плюрализму и дуализму в философских концепциях варианты создания мира и сущность бытия рассматривались с разных сторон, давая возможность сконцентрироваться на ключевых аспектах.

Читайте также: