Связь гис с авиацией кратко

Обновлено: 30.06.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Поскольку количество ГИС-приложений и данных продолжает расти, заметно снизился ценовой барьер. На всех уровнях управления – от летной школы до крупной авиакомпании – ГИС создают адекватное отражение действительности, позволяющее пилотам лучше понимать риски и принимать качественные управленческие решения.

Чтобы создать модель, нужен всего лишь доступ к Google Earth. Google Earth (GE) позволяет наложить на поверхность фотографии. Процесс приземления, сохраненный в формате фото, можно привязать к конкретному аэропорту, поскольку для каждой посадки фиксируется широта и долгота. Эта программа также позволяет менять прозрачность, чтобы помимо важной информации о посадке можно было различить местность и опорные точки рельефа.

Кроме того, в GE пользователь может создавать полигоны для выделения отдельных участков, таких как воздушное пространство, местность, навигационные координаты. Отрисовывая их, пилот знакомится с районом.

Как инструменты обеспечения безопасности такие приложения особенно полезны в случае аэропортов с особыми условиями взлета и посадки: можно визуализировать возвышенности, закрытые участки воздушного пространства, запрещенные траектории и т.п. Ниже приведены примеры рабочих изображений.

Ситуации, полученные в GE, можно собрать в презентацию или записать видео - вид представления зависит от возможностей организации. Сделать процесс еще более познавательным можно собирая сведения систем безопасности и отчеты пилотов.

Иллюстрации для данной статьи сделаны в Google Earth с использованием треков, предоставленных FlightAware, и фотографий отдельных глиссад. С ростом популярности ГИС стоимость их применения все ниже. Сейчас доступен ряд программ - Google Earth, FlightAware, Sketchup, Grass GIS, Flightwise и Marble. При низкой цене (порой, равной нулю) они подходят для операций любых масштабов. Дополнительные ресурсы предлагает Open Source Geospatial Foundation. Появилось множество поставщиков навигационных схем захода на посадку и взлета (в виде отсканированных документов или рисунков), подходящих для Google Earth - следите за тем, чтобы не нарушать правила использования.


Данная работа посвящена усовершенствованию возможностей системы развлечений во время полета путем интеграции геоинформационной системы (ГИС) с технологией виртуальной реальности (ВР) с целью оптимизации и расширения возможностей пассажира при применении в системе виртуального туризма (ВТ). Технический подход к такой интеграции мы описали достаточно подробно при рассмотрении необходимых мер безопасности на борту гражданского самолета.

Ключевые слова:виртуальная реальность (ВР), виртуальный туризм (ВТ), программные обеспечения системы развлечений в полете.

Самолеты перевозят огромное количество пассажиров, которым современные бортовые технологии ещё не позволяют использовать время полета рационально. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) опубликовала прогнозы пассажирских и грузовых авиаперевозок, где показано, что в 2011 году отрасль воздушного транспорта обработала 2,75 млрд. пассажиров, т.е. 620 млн. больше пассажиров, чем в 2006 году [6]. В настоящее время большинство пассажиров проводят время полета в системе развлечений или беседах с соседом (особенно в дальних полетах), так как они не имеют иной возможности использовать это время с выгодой для себя. В докладе Всемирного туристического совета, который базируется в столице Великобритании, говорится о том, что в 2012 году количество путешественников во всем мире, которые выехали за пределы своих стран, достигло рекордных показателей. Согласно данным статистики, в 2012 году их стало более одного миллиарда [5].

Туризм рассматривается многими, как поездки или полеты для отдыха, зачастую в виде организованных групп, или обучения. Это может быть посещение достопримечательностей, туры по городу, поездки для деловых встреч, спортивных мероприятий, концертов, посещения друзей и родственников. Туризм становится неотъемлемой частью нашей жизни и культуры. Его экономические перспективы незаменимы в социально-культурном развитии любой нации. Он предоставляет возможности трудоустройства, а также помогает заработать иностранную валюту.

Виртуальный туризм (ВТ) – это путешествие или туризм по виртуальному пространству с помощью средств технологии виртуальной реальности (ВР) с целью развлечения, покупки, знакомства и совершения различных видов деятельностей, предлагаемых геоинформационной системой (ГИС). ВТ согласно данной предложенной системе осуществляется способом реалистичного отображения 3D многоэлементного пространства 2D/3D экраном, расположенным на спинке пассажирского сиденья. Элементами виртуального туризма, как правило, являются 3D изображения и объекты, сферические панорамы, соединенные между собой интерактивными ссылками-переходами (хотспотами). В виртуальный туризм также могут быть включены цилиндрические панорамы, реже и обыкновенные фотографии. ГИС – информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных (пространственных данных) [3].

Основная задача ГИС заключается в её использовании в качестве инструмента для связи между различными заинтересованными ней группами, как проектировщиками, лицами, принимающими решения и целым обществом. Технология ГИС предоставляет новый, более соответствующий современности, более эффективный, удобный и быстрый подход к анализу географических данных и решению их задач, стоящих перед человечеством в целом, конкретной организацией или группой людей, в частности, так как её преимущество заключается в том, что она автоматизирует процедуру анализа и прогноза. Стоит отметить, что быстрый рост Интернета значительно расширяет возможности ГИС и представляет индивидуальный, доступный и интерактивный источник информации, одновременно меняет способами, которыми люди приобретают и манипулируют пространство всей информации, в том числе и ГИС [1].

Виртуальная реальность (ВР), искусственная реальность, электронная реальность, компьютерная модель реальности есть созданный техническими средствами мир (объекты и субъекты), передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и др. ВР имитирует как воздействие, так и реакции на воздействие. Для создания убедительного комплекса ощущений реальности компьютерный синтез свойств и реакций виртуальной реальности производится в реальном времени. Объекты виртуальной реальности обычно ведут себя близко к поведению аналогичных объектов материальной реальности. Пользователь может воздействовать на эти объекты в согласии с реальными законами физики (гравитация, свойства воды, столкновение с предметами, отражение и т. п.). Однако часто в развлекательных целях пользователям виртуальных миров позволяется больше, чем возможно в реальной жизни (например: летать, создавать любые предметы и т. п. [4].

Архитектура системы виртуального туризма

Предложенная архитектура включает в себя комбинацию присоединённых серверов друг другу, в том числе веб-серверы, клиент-сервера, сервера системы ГИС-ВР и её приложений, сервер системы развлечений, установленный в самолете. Основной целью данной работой является создания многосвязных узлов передачи данных с различными серверами международной сети для внедрения ВТ в авиацию. В первую очередь в


подсистеме моделирования данных включаются носители данных, которые в нашем случае разделяются на две главных категории, имеющих совместную структуру: базу геоинформационных данных системы ГИС и база данных системы ВР. База данных ГИС-ВР включает в себя аудиоданные, видеоданные, 3D интерактивные графики туристических и исторических достопримечательностях в той или иной стране, которым обеспечиваются широкий набор различных слоев и масштабов отображения. Сервер ГИС внедрен в систему для проведения специальных анализов, статистик, моделирования данных многочленных обработок запросов клиент-серверов соединенных с сетью при этом эти процессы находятся под контролем системы управления базы данных (СУБД). К тому же внешние серверы, использующие данные ГИС-ВР для специального назначения или осуществления особых возможностей могут быть подключены к сети (Рис.1).

В системе моделирования данных выполняются различные обработки обновленных данных для их моделирования и преобразования в обобществленные форматы 2D/3D изображений, редактирования и модификации, импортирования или экспортирования данных. В некоторых архитектурах сервер ГИС играет роль виртуального браузера или интерфейса для отображения графических данных без участия клиентских программных обеспечений. Следовательно, в таком случае не требуется загружать приложения ГИС на клиент-серверы.

Преимуществом, предоставленным в результате реализации системы ВТ является обеспечение разнообразных опций рекламирования туристических пунктов, достопримечательностей, коммерческих центров в зависимости от географического местонахождения самолета при полете, при этом расширяя возможности бортовой системы развлечений. В режиме полёта, находясь в определенной точке воздушного маршрута, система глобального позиционирования (СГП) в самолете с помощью специальных спутников определяет координаты географического местонахождения



самолета. Эта технология широко используется в современной авиации, например, система отображения информации полета авиапассажирам, основанная на СГП, показывает маршрут самолета на мониторах бортовой системы развлечений в полёте, установленных в пассажирском салоне. Дополнительные сведения о полете такие, как высота, скорость полета, температура атмосферы и время прибытия и т.д., также показываются в рамках данной системы.

Соответственно, при наличии необходимых программных обеспечений ГИС-ВР в системе развлечений, СГП в самолете может служить эффективно для снабжения специализированных браузеров и приложений в устройстве каждого пассажирского кресла большим количеством ГИС-ВР данных. Такие данные могут быть использованы для отображения геоинформационных изображений в 2D/3D экранах, включая и систему информации о полете, расширения возможностей и функций систем развлечений во время полета.

В подсистеме отображения данных, которая в частности входит в систему развлечений, установлены агрегаты обработки данных, такие как система управления данных (в некоторых архитектурах), клиент-сервер с базой данных и оперативными приложениями. Основной функцией подсистемы отображения данных является показ графических данных систем ГИС-ВР. Поэтому в подсистему может быть встроен ряд электронных блоков: дисплей, графические процессоры и аудио-видео преобразователи и т.д. Более того, для достижения оптимальных результатов, к подсистеме отображения данных дополнительно возможно подключить стереодинамики, специальные датчики движения, 3D и панорамный дисплей и т.д.

Осуществление работы системы виртуального туризма

Как только самолет пересекает воздушное пространство определенной страны (рис.3), система глобального позиционирования (СГП) распознает данное изменение местонахождения самолета. Система с помощью Интернета автоматически направляет в сервер ГИС-ВР запрос на разрешение передачи туристических, исторических, графических данных о стране, над которой летит самолет. В случае если самолет летит над территорией двух или более стран, приоритет идет согласно критериям и выгодам ведущей авиакомпании данного рейса. Как привило, пассажиру обеспечены все доступные информации международной ГИС, однако в полете ему предлагаются наилучшие, согласно специальным туристическим опросам, сезонам туризма, что, в конце концов, приносит финансовые, культурные и другие выгоды самому пассажиру, авиалинии и поставщикам предложенных сервисов. Поэтому данные системы ГИС-ВР в основном обеспечивают стороны, получающие финансовые прибыли.

С помощью своей антенны и бортовой системы развлечений самолёт получает данные с сервера ГИС-ВР и передает их дальше узлам обработки и отображения. Бортовая система развлечений предлагается оснащать устройством дисплея, соответствующим требованиям 2D/3D изображения, так как в них нуждаются обеспечить браузеры 3D графиков, описывающих реальные объекты как то: дороги, здания, водоемы, лесные массивы, в добавление к функциональным приложениям ГИС, подобным GoogleEarth (Google планета земли), способным обрабатывать форматы XML, HTML [2]. В отличие от приложения GoogleEarth, серверы ГИС таких провайдеров как QGIS, GRASS GIS, ArcGIS, gvGIS позволяют показывать пользователю только графические данные и несколько связанных с этим возможностей просмотра или анализа с помощью веб-интерфейса, что ограничивает их опции. Провайдер GoogleEarth характеризуется оснащением уникальными 3D и стереосферическими панорамными картами, данными о рельефе и высоте географических объектов, что является лучшим вариантом для осуществления потребностей нашей предложенной системы. К тому же пользователь через GoogleEarth дополнительно может наложить изображения, обладающие параметрами 2D/3D представления, ссылки и отметки на географические слои. В приложении предложены эксклюзивные возможности использования имитатора полета, имитаторы наземных и морских транспортов также имеются и на других сайтах. Космические снимки луны, планет, неба эффективно расширяют функциональность выдвинутого нами приложения..

В настоящее время возможности приложения GoogleEarth намного усовершенствованы за счет применения передовых методов обработки данных. Появились возможности легко и реалистично представить любые структуры мира: например, здания, дома, учреждения, природные объекты, так что всё большее число государственных организаций, учреждений, компаний и даже индивидуумов стараются воспользоваться этой возможностью, чтобы в объёмных изображениях представить свои офисы. К панорамным фотографиям улиц, магазинов, парков прикрепляют ссылки, дающие туристическую и историческую информацию о них.


Браузер ГИС-ВР в нашем предложении отличается от типичных браузеров веб-страниц и ГИС тем, что он обеспечивает способность отображения всех форматов ГИС и обычные форматы веб-страниц (т.е. форматы Аудио, Java, видео и другие форматы файлов). БраузерыExitReality, 3B и др. были разработаны частично в качестве браузеров 3D веб-страниц, пользователи которых должны иметь собственный аккаунт, однако они не способствуют показу данных ГИС в соответственном 3D виде. Следовательно, для выполнения заданной функции требуется специальный многофункциональный браузер с возможностями изображения по-новому всех форматов веб-страниц и ГИС в одном интерфейсе. Кроме того, браузер должен обеспечить личным аккаунтом каждого пользователя (т.е. пассажира), представляемым опционально в виде фигуры, подходящей ему на основании верных официальных данных (см. рис.3). Такие официальные данные могут быть получены с согласием пассажира при его регистрации в аэропорту или при покупке авиабилета.



В один из вариантов образовательно-развлекательных услуг бортовой системы развлечений с программным обеспечением ГИС-ВР можно добавить имитаторы использованного в нынешнем авиарейсе самолета для того, чтобы обучить желающего пассажира начальным правилам управления самолетом (Рис.5). Кроме того, можно внедрить виртуальную фигуру каждого пассажира для показа инструкции безопасности.

С помощью виртуальной фигуры системы ГИС-ВР можно провести виртуальные и панорамные прогулки по городам и странам (см. рис.6). В дополнение к этому мы ещё предлагаем внедрить такие опции, как получение модифицированных фотографий мировых достопримечательностей с помощью готовых шаблонов фотомонтажа, внедренных в систему. В данной работе также предлагается включить телевизионные прямые передачи в зависимости от географического положения самолёта. Скажем, самолёт летит над городом или страной, где проходит важная пресс-конференция, на виртуальной карте ГИС-ВР сразу появляется приглашение посетить конференцию и виртуально поучаствовать в данном событии. Пассажир может участвовать в ней комментариями или вопросами в диалоговой передаче с помощью своего аккаунта, который считается и социальным сайтом.


Оптимизации возможностей системы ГИС-ВР можно добиться за счёт применения средств технологии ВР. Джойстики бортовой системы развлечений можно использовать для выполнения специальных развлекательных функций таких, как ГИС-ВР-игры и развлекательных возможностей. Веб-камеру, которой может быть оснащена система развлечений, можно использовать для наблюдения за определенными жестами, мимикой пассажира с целью дальнейшего отражения их в виде реакций на виртуальной фигуре, задания ряда команд системе и т.д.

Следовательно, пассажирский салон становится активным сообществом при внедрении программных обеспечений, позволяющих пассажирам связываться и знакомиться между собой, познавать, совершать покупки и т.д., что реализует одну из миссий путешествия и туризма.

В данной работе мы стремились интегрировать геоинформационную систему (ГИС) с технологией виртуальной реальности (ВР) с целью оптимизации и расширения их возможностей. В качестве приоритетной области применения этих обновленных схем комбинации ГИС-ВТ была предложена система развлечений во время полета. Выбор был основан на учете мер эффективности, актуальности, пригодности и безопасности при использовании системы в авиационной технике. Исследование показало настоятельную необходимость наряду с геоинформационными системами усовершенствовать и средства ВР. Следовательно, мы рекомендуем направлять дальнейшие широкие исследования применений ГИС-ВТ во всех областях повседневной жизни, усовершенствования средств и устройств управления технологией виртуальной реальности (ВР), многофункциональных браузеров для охвата всех форматов веб-страниц и 3D графиков ГИС в одном программном обеспечении, соответственно и компьютерных систем развлечений, чтобы способствовать ускоренному технологическому прогрессу в обеспечении максимального комфорта и рационального использования времени полёта пассажирами.

3. Большая актуальная политическая энциклопедия/ Под общ. ред. А. Белякова и О. Матвейчева. 2009. — 412 с.

Основные термины (генерируются автоматически): бортовая система развлечений, виртуальная реальность, виртуальный туризм, время полета, данные, система развлечений, возможность, пассажир, система, система ГИС-ВР.

Ключевые слова

виртуальная реальность (ВР), виртуальный туризм (ВТ), программные обеспечения системы развлечений в полете

виртуальная реальность (ВР), виртуальный туризм (ВТ), программные обеспечения системы развлечений в полете

Похожие статьи

Современные периферийные устройства виртуальной реальности

Ключевые слова: виртуальная реальность, HMD, VR Tracker, VR Gloves.

− систему виртуальной ориентации (трекинг), которая отслеживает и передает в компьютер линейные и угловые координаты положения головы пользователя

Обзор программных продуктов для создания веб-ориентированной.

Главное достоинство виртуальных туров — возможность экономии времени как для стороны, представляющей тур, так и для зрителя/клиента.

В сферу рассмотрения попали программы разработки веб-ориентированных систем виртуального присутствия

Устройства виртуальной реальности | Статья в сборнике.

Видеоигры и развлечения.

Электронная система управления очередью в бортовой туалет.

В данной работе рассматривается подход к осуществлению максимального соответствия разработанной нами системы бортовых развлечений в [1] с требованиями системы электронного управления очередью в бортовой туалет.

Обзор возможностей виртуального маркетинга

Применение геоинформационной системы для обеспечения виртуального туризма во время полета в рамках системы развлечений.

Использование технологий геоинформационной системы при.

В настоящее время большое значение приобретают геоинформационные системы (ГИС). Это система накопления и хранения географических данных, инструмент для фиксации и характеристики объектов земной поверхности.

Автономная система ориентирования беспилотного летательного.

Проведен анализ инженерных решений, характеристик и возможностей построения систем навигации, ориентирования и наведения БЛА с лазерным приборным модулем. Предложена схема построения и алгоритм функционирования бортового модуля, включающего камеру.

Виртуальная реальность общества посредством сети Интернет

На сегодняшний день это новейшая технологическая среда проявляет сильное влияние на человеческую нервную систему.

Веб-ГИС и возможности 3D позволили всему коллективу международного аэропорта Хартсфилд-Джексон перейти на новый уровень – от простого использования карт к специализированным корпоративным решениям и приложениям, работающим с постоянно актуализируемыми данными. Команда ГИС-специалистов аэропорта оперативно реагирует на события, обеспечивая поддержку выполнения основных бизнес-процессов в круглосуточном режиме и на разных устройствах, в том числе мобильных.

Управление активами

Целостная картина аэропорта для совместной работы и принятия обоснованных решений.

Развитие инфраструктуры

Эффективная поддержка в планировании работ, мониторинге их выполнения и дальнейшей эксплуатации.

Безопасность

Интегрируйте разрозненные технологии в единую геоинформационную среду, для получения критических сведений в реальном времени.

Соответствие нормативам

Платформа ArcGIS позволяет следовать международным требованиям гражданской авиации.

Специализированные решения


ArcGIS for Aviation: Airports

Решение ArcGIS для аэропортов позволяет работать с отраслевыми стандартами в геоинформационной среде, повышая эффективность процессов за счёт автоматизации и получения данных высокого качества.


Полевые приложения

Мобильные ГИС-приложения позволяют отслеживать персонал, назначать задания и обновлять данные об активах с мобильных устройств.

Aliaxei A. Sazonau at Belarusian State University

This person is not on ResearchGate, or hasn't claimed this research yet.


Discover the world's research

  • 20+ million members
  • 135+ million publications
  • 700k+ research projects

All content in this area was uploaded by Aliaxei A. Sazonau on Jun 14, 2016

Географический факу льтет Белорусск ого государственного университета

На протяжении ряда последних лет беспилотные летательные аппараты (БПЛА)

нахо дят все большее применение в различных с ферах деятельности человека, от сельского

нескольк о де сятилетий испо льзовались военными. Военные БПЛА часто мельк ают в

новостях. Они нередко появляются и на большом экране, многие довольн о хорошо

знако мы с ними хотя бы на таком уровне. Как и GPS, впервые дроны получили широкое

применение именно у военных и продолжают нести службу в качестве компонента

В этой связи беспилотные аппараты не могут не вызывать живого интереса и в

отечественных Вооруженных Силах. Многие эксперты отмечают значительное ко личество

крупном учении, проводимом за по следние пять лет, не о существлялось такого

поиска ДРГ противника и НВФ до передачи целеуказания огневым средствам ракетных

Причины бурного развития беспилотной авиации различны: во-первых, высокая

стоимость обучения пилотов – в то время как для решения достаточно широкого круга

задач наличие человека на летательном аппарате совсем не обязательно; во-вторых, в

использование БПЛА имеет неоспоримо е преим ущество. С учетом того, что современные

средства ПВО стали не тольк о совершенным оружием, но и получили широкое

распространение в мире, это становится еще более актуальным. Кроме того, современные

системы ПВО сильно ограничивают использование такт ической авиации и серьезно

усложняют возмо жность нанесения ударов по наземным целям противник а. По этой

причине прослеживается тенденция к росту процента боевы х вылетов БПЛА.

Перспективы применения бе спилотной авиации, в немалой степени, определяются

также физиологическими в озможностями летчик а, к оторые н а современном уровне

развития п илотируемой авиации практически достигли своего пре дела. Зна чительные

объемы информации и воздействие больших перегрузок ставят пилота в экстремальные

условия, при ко торых в кратчайшие сроки необх одимо проанализировать ситуацию и

Г лавное же достоинство беспилотного аппарата, по признанию экспертов, – это

отсутствие на борту летчика, благодаря чему БПЛА можно использовать при решении

особо сложных зада ч, особенно т ех, к оторые св язаны с риск ом для жизни пило та,

например, в условиях радиационного и химического заражения. Более того,

значительно снизить вес летательного аппарата и, в свою очередь, разместить

дополнительное обору дование (целевую нагру зку) или вооружение.

в современной армии им сейчас отводится важная роль при совершенствовании систем

вооружения и решении широкого с пектра задач, г де применение дру гих систем по

Исхо дя из этого, военные экспер ты выделяют задачи, свойственн ые БПЛА:

• ведение воздушной разведки в реальном м асштабе времени;

• целеуказание и к орректировка огня рак етных войск и артиллерии;

• создание противнику сложной воздушной обстановки путем применения БПЛА в

Тем не менее, не смотря на широкий спектр решаемых задач, мнение о том, что

законо мерные сомнения: в ходе проведенных испытаний выяснилось, что БПЛА могут

успешно выполнять тольк о 65% ра зведывательных зада ч, 50% задач по об еспечению

охранения войск и всего лишь 25% задач боевого поражения. Более того, несмотря на всю

кажущуюся простоту , разработка, производство и применение БПЛА – довольно сложные

и дорогостоящие мероприятия, осилить которые может государство, имеющее

Перспективы использования БПЛА в качестве полноценной боевой единицы до сих

пор являются предметом ожесточенных споров, однако специалисты сходятся во мнении,

Несмотря на это, в армиях различных стран наб людается тенденция не то лько

в интересах воору женных сил, в т ом числе замещение пило тируемых летательных

Анализируя перечень задач, решаемых средствами БПЛА, становится очевидно, что

для бо лее эффек тивного и быс трого их решения использование геоинформационных

систем является неотъемлемой составляющей. Так, по мнению изве стных американских

экспертов в области трансат лантической безопасности и р еформирования НА ТО Джеффри

П. Бьялосса и Стюарта Л. Коэля «в оенное превосходст во в операциях XXI века

определяется уже не столько количеством танков и ракет , со стоящих на вооружении,

ско лько до стоверным знанием ситуации в боевом про странстве и спо собностью

согласов ания действий всех участников операции, что в значительной мере определяется

уровнем возможностей по предоставлению услуг устойчив ой и безопасной связи и

наличием структуры управления, функционирующей на о снове анализа разведывательных

Действительно, с одной ст ороны, беспилотные аппараты хорошо подх одят для

разведки местности, а с другой – геоинформационные системы позволяют в реальном

времени проводить сбор и анализ разведданных, обеспечивая актуальной информацией

Г лубокая оценка объективных и субъективных недостатков в организации и ведении

объединенных операц ий прошлого, являющихся препятствием для совершенствования

структуры и процессов управления нацеленных на обеспечение при нятия решений

преимущественно в реальном времени, предопределила необхо димость

совершенствования к ак к онцептуальной базы строительства перспек тивной системы

управления ведением боевых действий, так и активной реализации ряда программ

внедрения современных информационно-сетевых технологий, обеспечивающих

формирование единого информационно-телек оммуникационного простран ства,

рассматриваемого в качестве основы для эффективного функционирования такой системы

В вооруженных силах США и ве дущих зарубежных стран испо льзуется весьма

схо дная семантиче ски и этимологически терминология для определения этой оперативно-

стратегической к атегории. Т ак, например, кома ндование ВС США использует термин

W arfare – ICW); ко мандование ВС Нидерландов использу ет концепцию « управление

Heсмотря на различия в названиях концепций ведущих зарубежных государств, в их

функциональной основе лежит концепту ально-теоретическое представле ние о модели

единого информационно-к оммуникационного про странства, как системы, состоящей из

трех подсистем, имеющих структуру решетки: информационной подсистемы, сенсорной

(разведывательной ) подсистемы и боевой подсистемы (подсистемы отдельных

Центральное место и само стоятельная роль в сецентрической войне (СЦВ) отв одится

информационной подсистеме – именно в ней о существляется приём информации

сенсорной подсистемы, п риказов, ан ализ выработки решений по управлению, данных

Сенсорную подсистему создают средства разведки и наб людение. Добывающие

элементы разведывательной подсистемы обеспечивают сбор информации о со ставе сил и

средств (объектов) противника, доведение добытых сведений до потребителей и уточняют

Боевая подсистема, информированная об обстановке и целях, способна с получением

Информационно-управляющие элементы боевой подсистемы на основе добытых сведений

оценивают обстановку , принимают решения, определяют задачи войскам (силам) и

системам оружия, доводят до исполнителей и обе спечивают контроль за их выполнением.

Исполнительные э лементы обе спечивают решение задач по поражению назна ченных

целей и представляют заявки на выявление и определение местоположения

предполагаемых об ъектов про тивника. При этом особую роль играют средства св язи,

предназначение которых обеспечить гарантиров анный об мен ра зведывательной

информацией, доведение данных целеуказания, командно-распорядительной информации

и докладов о выполнении поставленных задач, а также подтверждений поражения

условиями военных действий, которые ведутся в едином боевом пространстве,

объединяющем все сферы вооруженной борьбы, синхронно, взаимо связано и непрерывно

под единым командов анием и в единой информационно-ко ммуникационной ср еде. При

этом пространственно разделенные элементы сети, за счет горизонтальных связей,

обеспечивающих устойчивое управление и по стоянное взаимодействие, своими

действиями во всей глу бине боевого пространства решают главную цель операции.

Таким образом, раскрывая суть современных боевых действий как единого боевого

пространства, совместное ис пользование БПЛА и ГИС становится важным компоненто м

единой информационно-ко ммуникационной среды. Исходя из сп ецифики ГИС, очевидно,

что в первую о чередь данные, получаемые с летальных аппарат ов, используются для

целей того или иного картографиров ания. Современное программное обе спечение

поверхности (рис. 1), что важно для оперативного анализа.

(закуплены в России). Они позволяют на протяжении 1,5-2 часов ве сти возду шную

разведку (фото- и телевизионную) в оптическом и инфракрасном диапазоне, действовать

что самое важное, выдача информации произво дится в реальном режиме времени.

В крупном исследовании, проведенном в Марокко, дет ализированы преимуще ства

использования беспилотных летательных аппаратов для создания ор тофотопланов и

работе с аэрофотоснимками. Серия исследований, состоявших в сравнении снимков с

БПЛА и архивных спутниковых снимков, показала, чт о преимущ ество БПЛА – в

получении снимков с разрешением от метра до десяти и менее сантиметров (рис. 2). При

использовании наземных то чек контроля т очность возрастает соразмерно их ко личеству .

Реальное использование БПЛА в ГИС в отечественных реалиях пока что отстает от

таковог о опыта в первую очередь США и стран Европы, где беспилотная авиация в союзе

с геоинформационными системами уже используется, например, в точном земледелии, все

больше фермеров вне дряют передовые т ехнологии и мет оды для сокращения затра т ,

увеличения прибыли и окупаемости инвестиций. Дроны дают фермерам уверенность в

том, что они могут провести инспекц ию посевов с другой точки зрения, с недоступной

заболевания и дефекты до тог о, как они отразятся на прибыли.

Также успешным было применение указанных технологий в чрезвычайных

ситуациях. Уж е известны случаи, к огда БПЛА сыграли важную роль в поиск ово-

спасательных операциях. Они не устают и не сдаются. Данные, собранные ими, легко

можно пересмотреть. В охране обще ственного порядка дроны привлекаются в основном

для наблю дения (мониторинга инфраструктуры и слежки за по дозреваемыми).

Г еопространственные технологии – то, что дает беспилотникам возможность быть

автономн ыми. Без возможности сле довать по GPS полетному заданию беспилотник –

просто мо дный радио управляемый летательный аппарат. Надежные дроны о снащены

невероятным количеством сенсоров. Возможность инспектировать протяженные объекты

инфраструктуры без знач ительных затрат времени и сил – достаточно веский аргумент для

изыскателей, ст роительных фирм, энергетических ко мпаний. Однако, инспекция

значительных по протяженности объектов может оказаться неэффективной. Так, проект

мониторинга американо-мексиканск ой границы в последнее время называют не иначе, как

провальным, во многом благодаря высокой стоимости: изначально планируемые

пограничниками затраты в 2468 долл. за час полета обернулись суммой почти в пять раз

Преимущества, которые дают дроны при сборе данных, делают их идеа льными для

наблю дения не только поверхност и планеты, но и атмосферы. НАСА уже запустило свой

первый БПЛА – Global Hawk, он бу дет искать проявления вулк анической активности.

Изображения, полученные таким аппарат ом, как этот, посл е загрузки в ГИС становятся

Способы применения БПЛА разнообразны, преимущества их использования

одновременно проявляются в не скольки х прило жениях. Существующие направления

бу дут активно развиваться, со временем раскрывая новые, такие, как более эффективное и

Беспилотники позволяют более эффективно к артографироват ь. В совокупности с

лидарной съемкой и другими методами зондирования ГИС-консу ль танты бу дут иметь в

распоряжении необычайные по своим свойствам данные, к оторые заложа т стандарт

трехмерного моделирования. Необычные преим ущества беспилотников, уже

проявившиеся в публичном секторе, несомненно проникнут и в частный сектор. Мы

увидим новое направление составления т опокарт , онлайн видео, трехмерные карты-

Принимая во внимание прорыв в нанотехнологиях и оружейном деле, приходит

понимание, что дроны буду щего сделают вчерашнюю научную фантастику реально стью.

Информацию о миниатюрных БПЛА уже можно найти в Интернете. Быстрый поиск

могут стать важными активами при освобожден ии заложников и борьб е с терроризмом.

Реальной становится перспектива доставки грузов. Если такие к омпании, как

Amazon, действительно способ ны доставить посылку по воздуху менее чем за час,

интерес к коммуник ации и оказанию услуг в недоступных сейчас районах бу дет огромен.

Представьте, беспилотник первым оказывается на месте происшествия или ко манды

спасателей, вызванные им, проводят осмотр района. Алек Момонт , выпускник

Дельфтского университета т ехнологий (Нидерланды) уже разработал почтовый БПЛА,

способный доставлять медицинские наборы по страдавшим.

В настоящее время белорусские военные совместно с ГВПК проводят исследования

по созданию бе спилотных систем нового поко ления, при этом основные усилия

• создание унифицированных к омплексов, сопрягаемых с автоматизированными

• разработка базовых ко мплексов с перспективой наращивания их возможностей, в

том числе применением сменной целевой нагрузки (разведки, целеуказания,

• модернизация базовых комплек сов (совершенствование полезных нагрузок,

увеличение дальности и продолжительности полета, повышение точностных

• продление срок ов службы и снижение стоимости эксплу атации БАК.

Использование беспилотных летательных аппаратов – не мимолетное увлечение, не будем

им и интеграция с ГИС. Авиационные эксперты прогнозируют , что к 2015–2020 годам до

одной трети мирового авиапарк а военной авиации станет бе спилотной. В США все

поставщики аппаратов и компании, занимающие с бором данных, постоянно

осуществляют поиск новых способов использования дронов как в гражданских, так и

военных целях. Сфер приме нения много, и практически каждый сценарий применения

потребует ГИС – для бо лее эффективного распоряжения ресурсами.

2. Using Drones to Create Fast Orthorectified Maps, REBECCA MAXWELL

3. Острына С. Беспилотная авиация Беларуси: насто ящее и бу дущее,

4. Применения беспилотных летательных аппаратов в Вооружённых Cилах

5. Охрана американск о-мексиканск ой гран ицы при помощи БПЛА оказалась

6. Совместное использование беспилотных летательных аппарат ов и ГИС

7. Воронов В.В., Трубник ов Г . Бе спилотные летательные аппараты и технологическая

ResearchGate has not been able to resolve any citations for this publication.

ResearchGate has not been able to resolve any references for this publication.

Recommended publications

ГИС-оценка конфигурации административно-территориальных районов Республики

Aliaxei A. Sazonau

Опыт создания цифровых почвенных карт административных районов на основе автоматизации процессов кар.

Aliaxei A. Sazonau

Клебанович Николай

Aliaxei A. Sazonau

Natalia V Zhukovskaya

Потребности человечества в энергии в течение более 200 лет удовлетворяются преимущественно за счет использования ископаемого углеводородного топлива: угля, нефти и природного газа. Однако истощение запасов ископаемого топлива, ухудшающаяся экологическая обстановка и глобальные изменения климата вызывают необходимость поиска новых путей энергообеспечения. Все более актуальным становится вопрос об . [Show full abstract] использовании альтернативных видов энергии таких, как энергия Солнца, ветра и т.д. Самым мощным, экологически чистым, естественным и общедоступным источником энергии на нашей планете является Солнце. Развитие науки и промышленности позволяет сегодня говорить о реальной возможности обеспечения человечества электричеством с помощью преобразования энергии Солнца. Республика Беларусь собственными природными запасами обеспечивает около 15–18 % своих потребностей в топливно-энергетических ресурсах. Недостающее количество топлива и энергии поставляется из других стран, на что ежегодно расходуются немалые средства. Поэтому чрезвычайно актуальным вопросом является поиск собственных экологически чистых источников энергии [4].

Читайте также: