Способы компенсации нарушения зрения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Компенсаторные возможности детей с нарушенным зрением .

Своеобразие развития детей с теми или иными дефектами органов зрения обнаруживается в двух направлениях: с одной стороны, отмечаются отрицательные последствия аномального развития вследствие нарушения зрения; с другой стороны, в ходе обучения и воспитания возникают и развиваются компенсаторные процессы, мобилизуются разнообразные защитные средства, противодействующие нарушенному ходу развития и способствующие нормализации деятельности центральной нервной системы и всего организма. Как известно, человеческий организм располагает огромными резервными возможностями развития, которые в обычных условиях полностью не реализуются. В коре больших полушарий мозга человека существует богатая и разветвленная система нервных связей. В процессе обучения и накопления опыта нервные связи подвергаются изменению и становятся более сложными, подвижными и многосторонними. Это расширяет познавательные возможности детей и повышает их обучаемость. Развитие компенсаторных процессов способствует преодолению отрицательных последствий нарушенных функций и приводит к нормализации развития детей. Компенсаторная перестройка происходит за счет использования других сенсорных функций (слуховая, тактильная, мышечная и другие виды чувствительности), так и за счет использования высших форм познавательной деятельности. Большое значение при этом имеют накопленные знания, позволяющие восполнять пробелы зрительного восприятия. Повышение зрительных возможностей осуществляется и за счет использования оптических средств коррекции.

В отличии от других видов чувствительности, зрительная система располагает огромными возможностями компенсаторного развития, которые при нормальном зрении, как правило, не используются или в случаи необходимости используются лишь частично. По мере накопления знаний и опыта в процессе обучения возникают различного рода замещения и перестройки, способствующие восстановлению, исправлению недоразвитых функций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.).

Компенсация нарушенных функций и восстановление недоразвитых функций у разных детей протекает не одинаково. Это зависит от многих условий: от содержания, методов обучения, от структуры и состава нарушенных функций, от клинических форм нарушения зрения, течения патологического процесса, от возраста, в котором утрачено зрение, а также от применяемых технических и оптических средств коррекции зрения, режима зрительной нагрузки и др.

В дореволюционной тифлопсихологии при решение вопроса о том, какой рецептор становится ведущим после полной или частичной утраты зрения, большая часть ученых отдавало предпочтение слуху. Выдвигая слуховые ощущения как ведущие они исходили из имевшей в то время места классификации, делившей ощущение на высшие (зрительные, слуховые) и низшие (все остальные). Еще одно подтверждение ведущей роли слуха при

нарушения зрения тифлопсихологи видели в том, выпадение функций дистантного рецептора может быть возмещено только деятельностью другого одноименного, т.е. дистантного, рецептора. Выдвижение на первый план слуховых ощущений основывалось на умозрительном анализе деятельности слепых, принижало роль других видов чувствительности в компенсации дефектов зрения, и направляло по неверному пути обучения детей с нарушенным зрением, обосновывая как ведущие так называемые слуховые, вербальные методы обучения.

Таким образом, выделение ведущей деятельности какого-либо одного анализатора не исключает участия в процессе отражения ощущений других модальностей и не снижает их роли в компенсации утраченных или частично нарушенных зрительных функций. В процессе чувственного отражения на уровне ощущений обычно принимает участие несколько анализаторных систем, причем выделение ведущего анализатора в каждый определенный момент зависит не только от степени и характера нарушения зрительных функций, но и от объективных свойств отражаемых предметов, от задач, стоящих перед ребенком, от выполняемой деятельности.

Положение о процессе компенсации Л.С. Выготского является более содержательным в рамках нашего исследования. Он придавал большое значение включению аномальных детей в разнообразную социально значимую деятельность. Сущность работы с детьми, имеющими какие-либо нарушения, например в сенсорной сфере, должна заключатся в развитии у них более активных и действенных форм детского опыта.

1. Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации.

2. Классификация зрительных нарушений.

3. Формирование зрения у детей.

4. Методы ранней диагностики. Особенности проявления нарушений зрения у детей.

5. Особенности психофизического развития и основные этапы медико-педагогичес -кой коррекционной работы.

6. Система образования лиц с нарушением зрения. Профессиональное образование и трудовая деятельность слепых и слабовидящих.

7. Обучение специальной графике.

8. Гигиенические требования к учебной работе.

Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации.

ЗРИТЕЛЬНОЕ НАРУШЕНИЕ - это острота зрения менее 0,3 на лучший глаз с коррекцией и/или поле зрения менее 15 угл. град. Определяя, что такое зрительное нарушение, мы одновременно определяем и круг лиц, нуждающихся в специальном образовании. Чтобы понять, какие дети относятся к этой категории детей, нужно знать, что не любое отклонение от нормы в анатомии или функциях зрительной системы следует определять, как зрительное нарушение. Международная классификация нарушений зрения основана на оценке двух зрительных сенсорных функций: остроты зрения и поля зрения. Зрительные нарушения вызывают у детей значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужают общественные контакты, ограничивают их ориентировку, возможность заниматься многими видами деятельности. К сожалению, лишь некоторые заболевания органа зрения (например, дальнозоркость, близорукость) вполне успешно излечиваются. Что же касается врожденных заболеваний зрительного анализатора -например, частичной атрофии зрительного нерва (частичного поражения зрительных нервов, по которым проходят сигналы от глаз в зрительные центры коры головного мозга), особенно у глубоконедоношенных детей, - то подобные патологии практически не поддаются лечению и ре ограничивают зрительные возможности ребенка.

Причины нарушений зрения.

Врожденные:

·вызванные различными вирусными и инфекционными заболеваниями (грипп, токсоплазмоз и др.), нарушениями обмена веществ матери во время беременности;

·наследственная передача некоторых дефектов зрения (уменьшение размеров глаз, катаракта и др.);

·иногда обусловленные врожденными доброкачественными мозговыми опухолями (такие нарушения проявляются не сразу).

Приобретенные:

·внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы во время родов и в раннем возрасте ребенка;

·в связи с повышением внутриглазного давления;

·на фоне общего соматического ослабления здоровья ребенка;

·недоношенные дети с ретинопатией (снижение чувствительности сетчатки), при которой часто наступает тотальная слепота.

· Причиной атрофии зрительного нерва могут быть как наследственные, так и приобретенные аномалии, могут быть связаны с поражением ЦНС. Иногда факторов, обуславливающих снижение зрения, может быть несколько.

Слепота - наиболее резко выраженная степень утраты зрения, когда невозможно или сильно ограничено зрительное восприятие окружающего мира вследствие глубокой потери остроты центрального зрения или сужения поля зрения, или нарушения других зрительных функций. Наиболее выраженные с клинической и тифлопедагогической точек зрения формы детской слепоты характеризуются тем, что нарушаются функции различных зрительных структур в результате органических поражений зрения. Раннее наступление слепоты особенно неблагоприятно сказывается на психофизическом развитии детей.

По степени сохранности остаточного зрения различают абсолютную(тотальную) и практическую слепоту. При абсолютной слепоте на оба глаза полностью выключены зрительные ощущения. При практической слепоте наблюдается остаточное зрение, при котором сохраняется светоощущение или форменное видение. Светоощущение позволяет отличать свет от тьмы. При остаточном форменном зрении имеется возможность фиксировать пальцы вблизи лица, воспринимать свет, цвет, контуры, силуэты предметов на близком расстоянии. Остаточное зрение характеризуется:

Приобретенная слепота обычно бывает следствием заболевания органов зрения - сетчатки, роговицы и заболеваний центральной нервной системы (менингит, опухоль мозга, менингоэнцефалит), осложнений после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина), травматических повреждений мозга (ранения головы, ушибы) или глаз.

Дети, имеющие остроту центрального зрения 0,05-0,08 и более высокую, в процессе обучения могут пользоваться зрением. Однако функциональные возможности зрения зависят от состояния зрения лучше видящего глаза и таких зрительных функций, как цветовое и периферическое зрение, и прежде всего от остроты центрального зрения. Известно, что при атрофии зрительного нерва хуже видящий глаз не принимает участия в акте зрения.

Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал.

    органическая, или внутрисистемная, компенсация,
    при которой перестройка функций осуществляется
    за счет использования механизмов
    данной функциональной системы;

  • на мобилизации резервных возможностей,
    находящихся за пределами
    нарушенной функциональной системы,
  • на установлении и формировании
    новых анализаторных нервных связей
    • с использованием обходных путей,
    • включением сложных механизмов адаптации и
    • восстановления вторично нарушенных функций.

    Структуры систем нервных связей на разной стадии компенсации

    • Процессы компенсации протяженны во времени,
      для различных ее стадий характерны
      свои структуры динамических систем нервных связей.

    • времени наступления дефекта,
    • характера сформированных связей
      к моменту наступления дефекта,
    • возраста ребенка,
    • степени пораженности анализатора,
    • уровня физического и
      психического развития ребёнка,
    • индивидуальных и личностных особенностей,
    • социальных условий воспитания, а также
    • организующей и направляющей роли взрослого,
      учитывающего эти особенности развития.

    Исследование формирования компенсаторных процессов

    • систему работы по компенсации слепоты следует создавать
      на основе анализа психологических требований,
      предъявляемых детям различными
      видами деятельности каждого возраста,
      • того, насколько и как они владеют
        совокупностью операций и способов,
        с помощью которых осуществляется деятельность,
      • а также каковы психические процессы,
        которые эти способы деятельности
        • контролируют,
        • регулируют и
        • направляют.

        Условия перехода от одной стадии компенсации к другой

        • появлением или изменением ведущей деятельности и
          в значительной степени зависит от
          • уровня развития
            познавательных процессов и психических свойств,
            позволяющих осуществить эту деятельность;
          • того, какое негативное влияние оказывает
            зрительный дефект на развитие этих процессов и
            в какой зависимости они находятся от первичного дефекта.

          Стадии образования новых психологических структур

          1. На первой стадии развития это
            • комплексные двигательно-кинестетические восприятия,
            • осязание,
            • слух,
            • образование глобальных связей —
              • межфункциональных и
              • внутрифункциональных
                в процессе осуществления
                • общения и
                • предметной деятельности;

          • Включение речи
            • в общение и
            • в предметную деятельность
              позволяет корригировать отставание
              в локомоторном развитии
              слепого,
              возникшее из-за отсутствия
              зрительного контроля за деятельностью руки
              .
            • речевого материала,
            • музыкального ритма,
              понимание речи позволяет использовать и
            • развитием и появлением образов представлений,
            • укреплением их связей с предметным миром,
            • возможностью представлять отсутствующие предметы,
            • оперировать образами в воображаемой ситуации.
              Это создает предпосылки для возникновения
              творческой игры как условия активизации развития слепого
              ;
            • речи,
            • памяти,
            • мышления,
              • в наглядно-практической,
              • в наглядно-образной и
              • в понятийной форме
                в сенсорное отражение слепым внешнего мира.

              Компенсация зрительных функций в педагогической практике

                понимание компенсации зрительной недостаточности
                как образования гибких динамических систем взаимодействия
                различных психических структур
                имеет непосредственный выход
                в педагогическую практику обучения
                и воспитания детей с нарушениями зрения.

              • учебной,
              • игровой,
              • практической
                деятельности и
                имеющих целью компенсацию
                • нарушенных или
                • полностью утерянных
                  зрительных функций, а также
                • вторичных отклонений в развитии.

                Отличие компенсации частичного дефекта от тотального дефекта

                  в процесс включается информация
                  от нарушенного анализатора. При этом
                  изменяется соотношение коррекции и компенсации.

                • начинает играть роль
                  коррекция первичного дефекта,
                • развитие
                  • слуха,
                  • осязания,
                  • зрения.

                  • в сенсорный акт познания включаются
                    • высшие познавательные процессы,
                    • используется прошлый опыт,
                      большая роль принадлежит
                    • предметно-практической деятельности.

                    Условия адаптации слепых и слабовидящих в современной жизни

                    • Чтобы адаптироваться в современной жизни,
                    • победить в конкуренции со зрячими,
                      слепому и слабовидящему необходимо быть
                      • первоклассным специалистом,
                      • широко образованным и
                      • вполне самостоятельным человеком,
                        не требующим помощи со стороны.

                      Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденная слепота обусловлена повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития либо является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения.

                      Приобретенная слепота обычно бывает следствием заболевания органов зрения — сетчатки, роговицы и заболеваний центральной нервной системы (менингит, опухоль мозга, менингоэнцефалит), осложнений после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина), травматических повреждений мозга (ранения головы, ушибы) или глаз.

                      Различают прогрессирующие и непрогрессирующие нарушения зрительного анализатора. При прогрессирующих зрительных дефектах происходит постепенное ухудшение зрительных функций под влиянием патологического процесса. Например, при глаукоме повышается внутриглазное давление и происходят изменения в тканях глаза. Зрение снижается при появлении мозговых опухолей. При несоблюдении санитарно-гигиенических условий письма и чтения прогрессирует близорукость и дальнозоркость.

                      К непрогрессирующим дефектам зрительного анализатора относят некоторые врожденные его пороки, такие, как астигматизм, катаракта. Причинами этих дефектов могут стать также последствия некоторых заболеваний и глазных операций.

                      Итак, нарушения функций зрительного анализатора могут возникнуть у детей как во время внутриутробного развития, так и после рождения. Поэтому существуют такие категории детей с нарушениями зрения, как слепорожденные, рано ослепшие, лишившихся зрения после трех лет жизни. Такая дифференциация основывается на том, что время утраты зрения имеет очень большое значение для последующего развития ребенка.

                      Например, слепорожденные не имеют зрительных образов в памяти, которыми в различной мере и объеме располагают ослепшие.
                      Время наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения, психофизические особенности и своеобразие психофизического развития.

                      Психическое развитие слепорожденных имеет такие же закономерности, как и у зрячих детей, но отсутствие визуальной ориентировки сказывается наиболее заметно на двигательной сфере, на содержании социального опыта. Своеобразным ориентиром для слепого является реакция на звук, как и для нормально видящего в раннем возрасте реакции на звуковые раздражители, но для незрячего звук становится основным фактором ориентировки.

                      Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих возникают трудности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью. В более старшем возрасте у лиц с нарушенным зрением возникают бытовые проблемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции. В одних случаях своеобразие характера и поведения слепых сказывается на развитии у них отрицательных черт характера: неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции; в других случаях — повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность.

                      Развитие высших познавательных процессов (внимание, логическое мышление, память, речь) у слепорожденных протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувственных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии мыслительной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления.

                      Отличие ослепших детей от слепорожденных зависит от времени потери зрения: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний. Если не развивать зрительную память, частично сохранившуюся после потери зрения, происходит постепенное стирание зрительных образов.

                      Слепой ребенок имеет все возможности для высокого уровня психофизического развития и полноценного познания окружающего мира с опорой на сохранную анализаторную сеть. В условиях специального обучения формируются адекватные приемы и способы использования слухового, кожного, обонятельного, вибрационного и других анализаторов, представляющих сенсорную основу развития психических процессов. Благодаря этому развиваются высшие формы познавательной деятельности, которые являются ведущими в компенсаторной перестройке восприятия.

                      Система компенсаторной перестройки на первоначальном этапе обучения создает условия для правильного отражения окружающего мира в наглядно-действенной форме, а по мере накопления социального и бытового опыта и в словесно-логической форме при помощи сохранных анализаторных систем в организме слепого ребенка.

                      Компенсаторная перестройка во многом зависит от сохранности зрения. Даже незначительные остатки зрения важны для ориентации и познавательной деятельности лиц с глубокими зрительными нарушениями.

                      Л.С. Выготский указывал, что слепые владеют так называемым шестым чувством (тепловым), позволяющим им на расстоянии замечать предметы, при помощи осязания различать цвет.
                      В процессе обучения педагогу, взрослому родителям) следует исходить из того, что компенсация слепоты начинается у ребенка с первых месяцев его жизни.

                      Компенсация слепоты, указывает Л. И. Солнцева, представляет собой целостное психическое образование, систему сенсорных, моторных, интеллектуальных компонентов, обеспечивающую ребенку адекватное и активное отражение внешнего мира и создающую возможность овладения различными формами деятельности в каждом возрастном этапе.

                      Слабовидящие имеют некоторую возможность при знакомстве с явлениями, предметами, а также при пространственной ориентировке и при движении использовать имеющееся у них зрение. Зрение остается у них ведущим анализатором. Однако их зрительное восприятие сохранно лишь частично и является не вполне полноценным.

                      Обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен и неточен, поэтому их зрительное восприятие и впечатления ограничены, а представления имеют качественное своеобразие. Например, у слабовидящего нарушено цветоощущение, цветовые характеристики воспринимаемого оттенка обеднены. При резко выраженной близорукости и дальнозоркости слабовидящий может не заметить некоторых внешне слабо выраженных признаков, важных для характеристики предмета.

                      У слабовидящих при косоглазии затруднена способность видеть двумя глазами, т. е. нарушено бинокулярное зрение. В условиях раннего специального обучения форменное, пространственное и стереоскопическое зрение развивается и совершенствуется, что в будущем обеспечивает формирование сложных пространственных представлений.
                      Среди слабовидящих существует большое число лиц с нарушением цветоразличительных функций и контрастной чувствительности зрения, имеются врожденные формы патологии цветоощущения.

                      На восприятие предметов и их изображений оказывает влияние нарушение глазодвигательных функций, что вызывает трудности в фиксации взора, прослеживания динамических изменений, оценке линейных и условных величин.

                      Коррекционная работа поэтому направлена на использование специальных приемов и способов наблюдения явлений и предметов с опорой на слух, осязание, обоняние, что позволяет формировать у детей сложные синтетические образы реальной действительности.
                      Остаточное зрение слабовидящего имеет существенное значение для его развития, учебной, трудовой и социальной адаптации, поэтому оно должно тщательно оберегаться: необходимы регулярная диагностика, периодическое консультирование у офтальмолога, тифлопедагога, психолога.

                      Большое значение в восприятии и познании окружающей действительности у слепых и слабовидящих имеет осязание. Тактильное восприятие обеспечивает получение комплекса разнообразных ощущений (прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль, фактура материала и др.) и помогает определять форму, размеры фигуры, устанавливать пропорциональные отношения.

                      Наряду с осязанием у слепых и слабовидящих в различных видах деятельности важную роль играет слуховое восприятие и речь. Возникшее на первой стадии системы компенсации слепоты дифференцированное слуховое восприятие и голосовые реакции при знакомстве с предметами становятся все более значимыми как средство общения с окружающими людьми. С целью привлечения внимания к себе слепой ребенок использует звуки и слова. Адекватная реакция взрослого стимулирует ребенка на эмоциональное отношение к этому.

                      С помощью звуков слепые и слабовидящие могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды. Они могут по звуку определить его источник и местонахождение с большей точностью, чем это сделали бы зрячие люди. Высокий уровень развития пространственного слуха у лиц с нарушением зрения обусловлен необходимостью ориентироваться в условиях разнообразного звукового поля.

                      Поэтому в процессе обучения и воспитания слепых и слабовидящих проводятся упражнения на дифференциацию — различение и оценку с помощью звука характера предмета, анализ и оценку сложного звукового поля: звуковые сигналы присущи определенным предметам, устройствам, механизмам и являются проявлением процессов, происходящих в них.

                      Успешность овладения лицами с нарушениями зрения различными видами деятельности: предметной, игровой, трудовой, учебной — зависит от высокого уровня развития наглядно-образных представлений, пространственного мышления, пространственной ориентировки.

                      Пространственная ориентировка является существенной частью свободного движения в пространстве. Умение выдерживать направление, определять свое место в пространстве, преодолевать или обходить препятствия — все это представляет трудности для слепого из-за нарушения возможности зрительно воспринимать и анализировать пространство.

                      Различные структуры психологической системы, формирующейся у слепых разного возраста, являются основой для эффективной коррекции дефектов их пространственной ориентировки.

                      Обучение пространственной ориентировке слепых детей дошкольного и школьного возраста показывает, что процесс ее формирования многоуровневый и связан с развитием и совершенствованием интегративных процессов, умением и возможностью слепых детей целостно и обобщенно воспринимать окружающее пространство, анализировать его, используя как конкретные, индивидуальные, так и обобщенные ориентиры, наполняющие пространство.

                      САМЫЙ ДЕЙСТВЕННЫЙ И БЕЗОПАСНЫЙ СПОСОБ ОСТАНОВИТЬ ПРОГРЕССИРУЮЩУЮ МИОПИЮ (близорукость) У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ - ЭТО ОРТОКЕРАТОЛОГИЯ (НОЧНЫЕ,ОК ЛИНЗЫ). С 2013 ГОДА КОРНЕОРЕФРАКТИВНАЯ ТЕРАПИЯ ВКЛЮЧЕНА В ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ , КАК САМЫЙ БЕЗОПАСНЫЙ СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ МИОПИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

                      Ухудшения зрительной функции появляются в любом возрасте. Они носят временный или постоянный характер. В большинстве случаев дефекты рефракции можно предупредить или устранить. Рассмотрим основные причины нарушения зрения.

                      Физиология зрительного процесса

                      Физиология зрительного процесса

                      Чтобы человек мог воспринимать зрительную информацию, через его зрительный аппарат проходят лучи света, которые преломляются в хрусталике под определенным углом. Благодаря этому картинка проецируется на сетчатку, с которой зрительный нерв передает информацию в мозг, обрабатывающий изображение и отвечающий за его восприятие.

                      На сетчатке располагаются нервные рецепторы — колбочки и палочки, они отвечают за цветовое восприятие. В дневное время зрение обеспечивается колбочками, которые бывают трех видов. Они помогают воспринимать основные цвета спектра: синий, красный и зеленый. Благодаря палочкам человек видит в сумерках и в темное время суток. Они предназначены для восприятия черных и серых оттенков.

                      Зрительный нерв отправляет импульсы, полученные палочками и колбочками, в головной мозг. В итоге человек понимает то, что он увидел.

                      Также в работе зрительного аппарата принимает участие цилиарная мышца, которая уменьшает и увеличивает толщину хрусталика. Глазодвигательные мышцы отвечают за передвижение глазного яблока, повороты в разных направлениях.

                      Причины нарушения зрения


                      Причины, вызывающие нарушения зрения, бывают врожденные и приобретенные. Под нарушением врачи понимают не только снижение остроты зрения, но и искажение изображения, наличие темных пятен перед глазами, плохую видимость в темное время суток, неправильное восприятие цветов.

                      Врожденные

                      Врожденные причины плохого зрения кроются в неправильном развитии плода, осложнениями при беременности и родах. Самые распространенные из них:

                      • генетические мутации у плода;
                      • употребление алкогольных напитков, наркотических веществ, некоторых видов медикаментов во время вынашивания ребенка;
                      • получение травм при беременности;
                      • недоношенность (проблемы со зрением диагностируются у трети недоношенных детей);
                      • патологическое формирование органов у ребенка;
                      • эндокринные заболевания у матери;
                      • воздействие ядов или токсических веществ на беременную;
                      • инфекции, перенесенные беременной женщиной (краснуха, токсоплазмоз, сифилис и др.).

                      Нередко патологии органов зрения вызываются наследственностью, но передается не само заболевание, а сильная склонность к нему. Если болезнь имеется у обоих родителей, то у ребенка она обнаружится с вероятностью 70-90%.

                      Профилактика таких отклонений невозможна, но зная о патологиях родителей можно как можно раньше выявить их у ребенка и начать лечение.

                      Приобретенные

                      расстройства зрения

                      Полученные в течение жизни расстройства зрения считаются приобретенными. Большая часть патологий возникает после 40-45 лет, когда начинаются возрастные изменения зрительного аппарата.

                      Наиболее часто встречаются следующие причины полной или частичной потери зрения:

                      • инфекционные, паразитические, грибковые и прочие заболевания глаз;
                      • возрастные изменения (помутнение хрусталика, отклонение от нормы параметров глазного яблока и др.);
                      • стрессовые состояния, вследствие которых ухудшается зрение;
                      • заболевания кровеносной системы, которые провоцируют нарушения кровообращения в органах зрения;
                      • неправильное питание, недополучение витаминов и питательных веществ, необходимых для полноценного функционирования зрительного аппарата;
                      • механические травмы глаз (ушибы, ожоги, попадание инородного тела);
                      • работа, связанная с постоянным зрительным напряжением, плохое освещение рабочего места;
                      • перенесенные травмы головы с кровоизлиянием в головной мозг, заболевания головного мозга, в которых задействован зрительный центр;
                      • инфаркты и инсульты;
                      • чрезмерное употребление алкогольных напитков, наркотиков, кофеина;
                      • постоянный прием гормональных средств, антибиотиков, неправильная дозировка лекарств, либо их употребление без назначения врача;
                      • пренебрежение гигиеной органов зрения.

                      Профилактические меры помогут избежать многих факторов, которые вызывают ухудшение зрительных функций.

                      Симптомы нарушения

                      Симптомы нарушения

                      При появлении любых, даже незначительных симптомов, следует обратить на них внимание, в том числе, если они носят периодический характер. К ним относятся:

                      1. Ухудшение зрения. Человек начинает плохо видеть предметы вблизи или вдали или предметы становятся неверной формы.
                      2. Двоение в глазах. Предметы могут начать двоиться после перенесенных травм глаза или головы, но также этот симптом может быть признаком серьезных заболеваний.
                      3. Головокружение и головные боли. Этот признак может свидетельствовать как о неврологических проблемах, так и о глазных заболеваниях. Если он сочетается с ухудшением зрения, то вероятна патология со стороны зрительного аппарата.
                      4. Зуд, жжение, ощущение “песка”. Это указывает на проблемы со слизистой оболочкой.
                      5. Болевые ощущения. Боль в глазном яблоке зачастую является причиной инфекционных или воспалительных заболеваний, повышении внутриглазного давления, патологиях хрусталика, сетчатки.
                      6. Сухость глаз. Причины могут быть разными: недостаточное выделение слезной жидкости, болезни век, при которых веки не могут до конца сомкнуться.
                      7. Нарушение реакции зрачка. Зрачок не сужается под воздействием лучей света, не расширяется в темноте. Это состояние может возникнуть при травмах головы и глаз, употреблении наркотических или лекарственных препаратов.

                      Временное снижение зрения

                      Временное снижение зрения

                      Иногда ухудшение зрения носит временный характер, но причины кроются не в заболевании глаз. Симптомы проявляются в основном по вечерам, а к утру бесследно исчезают. Иногда человек хуже видит на протяжении нескольких недель, а затем зрение само восстанавливается.

                      Считается, что зрительные функции могут ухудшаться по следующим причинам:

                      • постоянное недосыпание, плохое качество сна;
                      • постоянные стрессы, сильное нервное потрясение;
                      • сильные зрительные нагрузки, переутомление на работе.

                      При переутомлении и недосыпе человеку становится сложно фокусироваться на изображениях, а мозг медленно обрабатывает информацию. Картинка становится нечеткой, плывет и раздевается.

                      При стрессе расширяется зрачок, поэтому качество изображения ухудшается. Также из-за учащения дыхания в крови повышается содержание кислорода, поэтому перед глазами мелькают “мушки” и “звездочки”.

                      При тяжелом эмоциональном состоянии расстройство зрительных функций может сохраняться неделями и даже месяцами. Дополнительно появляются головные боли, подергивания век. Эти проблемы требуют лечения, поскольку могут вызвать серьезные нарушения здоровья.

                      Виды нарушений

                      Существует более двух сотен глазных патологий, но некоторые из них встречаются довольно редко. Рассмотрим самые распространенные типы нарушений зрения.

                      Близорукость (миопия)

                      Близорукость (миопия)

                      Миопия — нарушение рефракции, при котором лучи света преломляются рано, поэтому не достигают сетчатки. Изображение фокусируется перед сетчатой оболочкой.

                      Пациенты с миопией могут рассмотреть предметы только на небольшом расстоянии. При тяжелой степени расстройства человек в буквальном смысле не видит дальше своего носа.

                      Причины возникновения миопии кроются в том, что глазное яблоко как бы растягивается в длину, то есть увеличивается его передне-задний размер. В редких случаях миопия вызывается спазмом цилиарной мышцы, изменением строения роговицы.

                      Дальнозоркость (гиперметропия)

                      Дальнозоркость (гиперметропия)

                      Гиперметропия — нарушение зрительной функции, при котором фокусировка лучей происходит за сетчаткой. Человек хорошо видит предметы, расположенные вдали, а картинка вблизи расплывается и становится нечеткой.

                      Главная причина гиперметропии — укорочение передне-заднего размера глазного яблока. К другим причинам относят уменьшение эластичности хрусталика.

                      Понятие гиперметропии также включает пресбиопию. Это нарушение возникает в пожилом возрасте из-за естественного старения организма, поэтому возрастную дальнозоркость предотвратить нельзя, можно лишь отсрочить ее появление.

                      Астигматизм

                      Астигматизм

                      Астигматизм — дефект, при котором лучи преломляются в разных направлениях, поэтому картинка проецируется за сетчаткой и перед ней. Только часть лучей попадают на сетчатую оболочку. Пациент видит периодически четко или размыто, при этом расстояние до предмета не имеет значения. Многие люди с астигматизмом воспринимают изображение с искаженными формами, размытыми очертаниями.

                      Астигматизм появляется из-за искривления формы роговицы, хрусталика, других частей глазного яблока.

                      Косоглазие (страбизм)

                      Косоглазие (страбизм)

                      При косоглазии глаза смотрят не симметрично, а в разные стороны. Из-за этого невозможна фокусировка на одном изображении.

                      • имеются патологии глазодвигательных мышц;
                      • глазные яблоки располагаются неправильно;
                      • снижается острота зрения только на одном глазу;
                      • имеются проблемы с аккомодацией;
                      • человек перенес травму или операцию на глазах;
                      • возникли опухоли зрительных органов, головного мозга;
                      • была поражена центральная нервная система.

                      У косоглазия есть классификация в зависимости от характера отклонения: сходящаяся, расходящаяся, вертикальная и смешанная форма.

                      Амблиопия

                      Амблиопия

                      Амблиопия характеризуется наличием одного “ленивого” глаза, который не функционирует должным образом, то есть не задействован в зрительном процессе. Мозг не может совместить два изображения в одно, поэтому развивается монокулярное зрение. Если проблемой не заниматься, зрительные функции будет все больше ухудшаться.

                      Чаще всего амблиопия возникает из-за недолеченного косоглазия. Также ее причиной могут стать патологии глазного дна, роговой оболочки.

                      Анизометропия

                      Анизометропия

                      При анизометропии у глаз значительно различается преломляющая способность. При этом один глаз может обладать 100%-ным зрением, а второй — иметь значительные нарушения (миопию, дальнозоркость). Также оба глаза могут иметь аномалии, но при этом острота зрения на каждом из них будет значительно различаться (от 2 и более диоптрий). При такой колоссальной разнице в рефракции головной мозг не может воспринимать информацию, происходит сбой в восприятии. Поэтому нервная система отдает предпочтение только одному глазу, либо нервные импульсы считываются по очереди с каждого глаза.

                      Предпосылки к возникновению анизометропии: аномальное строение органов зрения, хирургические операции на глазных яблоках, офтальмологические заболевания.

                      Дальтонизм

                      Дальтонизм

                      При дальтонизме человек неправильно различает цвета, он не воспринимает красный, зеленый или синий. В тяжелых случаях пациент видит все в черно-белых тонах. Эта разновидность нарушения называется ахромазией.

                      Причина патологии кроется в дефектах колбочек: их либо мало, либо не хватает красящего пигментах в определенных их видах.

                      Обычно эта аномалия бывает врожденной, лечению не поддается. Крайне редко дальтонизм появляется из-за воспалительных заболеваний, повреждений зрительного нерва, возрастных перерождений зрительного аппарата.

                      Коррекция нарушений зрения

                      Коррекция нарушений зрения

                      Большинство нарушений успешно поддается лечению, если вовремя обратиться к врачу. При этом никаких негативных последствий не остается.

                      В клинике ЭЛИТ ПЛЮС используются только прогрессивные методики устранения нарушений:

                        . Это современный способ коррекции миопии, астигматизма, дальнозоркости.Ночные линзы не просто помогают лучше видеть, а оказывают лечебное воздействие. . Курсы аппаратной терапии снимают спазм аккомодации, улучшают кровоснабжение глазного яблока, устраняют зрительную нагрузку, помогают без хирургического вмешательства вылечить миопию (в том числе ложную), косоглазие, амблиопию и др. Этот метод лечения хорошо подходит для детей, поскольку сеансы проходят в игровой форме.

                      Особенно эффективно применять методики в детском возрасте, поскольку существует возможность полностью устранить нарушения рефракции. Чем раньше будет начато лечение, тем быстрее и проще человек избавится от заболевания.

                      Профилактика ухудшения зрения

                      Профилактика ухудшения зрения

                      Профилактические меры, которые помогут избежать утраты зрения:

                        . Монитор следует отодвинуть от глаз на 50-60 см. Освещение должно падать слева. Стул должен иметь опору для спины, не быть слишком высоким, чтобы ноги доставали до пола. . В меню должны содержаться продукты с полезными для глаз веществами. К ним относятся: черника, цитрусовые, хурма, яйца, морепродукты, орехи, мед, тыква, печень. . Принимать витамины и минералы для улучшения зрительных способностей лучше по рекомендации офтальмолога. В них должны содержаться витамины A, B, C, E, лютеин, зеаксантин, цинк, селен, медь. . Лечебные капли нужно применять по рекомендации врача. Самостоятельно для профилактики излишней сухости можно использовать “искусственную слезу”. . Упражнения делают по утрам и вечерам, а также в течение рабочего дня во время перерывов при работе за компьютером. Перерывы необходимы через каждые 40 минут.

                      Что делать, если заметили нарушения

                      При первых признаках нарушения зрительных способностей рекомендуем обращаться в клинику ЭЛИТ ПЛЮС. Наши доктора высшей категории проведут полное обследование, подберут эффективные методики лечения.

                      Если проблему игнорировать, это может привести к частичной или полной слепоте.

                      Читайте также: