Связь дошкольной педагогики с другими науками кратко

Обновлено: 04.07.2024

Дошкольная педагогика является частью возрастной педагогики, ее первоначальной отраслью; связана с педагогическими дисциплинами:

- методики дошкольного образования,

с науками естественнонаучного цикла:

с психологическими науками:

с другими науками:

- математические и технические науки,

- науки об искусстве,

Дошкольная педагогика развивалась в тесной взаимосвязи с другими науками, особая связь с двумя – это философия и психология.

Педагогика образовывалась от философии. Став самостоятельной она не порывает связи с ней. Философские концепции лежат в основе любой педагогической теории. Союз с философскими науками помогает педагогике в определении цели воспитания, законов развития природы и общества. Педагогика непосредственно связана с такими отраслями философии, как этика, эстетика, способствующими решению таких проблем нравственного, эстетического воспитания.

Педагогика органически связана с психологией, которая изучает закономерности развития психики человека. В свою очередь, педагогика исследует, как надо организовать воспитание и обучение, что бы способствовать эффективному изменению психических процессов, поведения детей. Все педагогические проблемы имеют психологическое обоснование.

Интеграция психологии и педагогики привела к возникновению пограничных отраслей – психопедагогики, педагогической психологии.

Анатомия и физиология - основа для понимания биологической сущности человека, особенностей развития организма на каждом возрастном этапе.

Дошкольная педагогика связана с медицинскими науками, возникает новая область лечебная педагогика, призванная разработать специальную систему обучения и воспитания детей, часто болеющих, недомогающих.

Педагогика усилила свои взаимосвязи с генетикой, кибернетикой, информатикой.

Этнопедагогика – наука предметом изучения которой является народная педагогика различных этносов.

Социальная педагогика – которая занимается вопросами не только детей но и молодежи, и других возрастных групп и проблемами перевоспитания и адаптации.

Дошкольная педагогика – наука, которая занимается изучением закономерностей воспитания, развития и обучения детей с момента рождения и до поступления в школу.

Дошкольная педагогика как самостоятельная наука

Дошкольная педагогика является самостоятельной наукой, в связи с чем, она имеет определенные задачи, предмет, объект и методы, что отличает ее от иных наук.

Задачи дошкольной педагогики:

  1. Разработка методов и средства воспитания детей дошкольного возраста в рамках ДОО и семьи, отвечающих современным требованиям и заказу общества.
  2. Разработка методов и средств по работе с семьями воспитанников.
  3. Сохранение преемственности в воспитании и обучении между ДОО и школой.
  4. Соблюдение права каждого ребенка на гарантированное получение дошкольного образования.

Предметом дошкольной педагогики выступают вопросы воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Объектом дошкольной педагогики является ребенок в возрасте от рождения до поступления в школу.

Методы воспитания – это система взаимосвязанных и последовательных способов работы воспитателя и воспитанников, направленных на достижение цели воспитательного процесса.

Методы дошкольной педагогики: наблюдение, педагогические ситуации, эксперимент, беседа, опрос, анкетировании и тестирование.

Функции дошкольной педагогики как науки:

  1. Описательная. Данная функция предусматривает осуществление эмпирических исследований для накопления и пополнения знаний, фактов и явлений в области воспитания детей дошкольного возраста.
  2. Объяснительная. Раскрывает сущности различных педагогических явлений, а именно их структуру, происхождение, закономерности существования и развития.
  3. Проективно-конструктивная. Проявляется в разработке различных педагогических проектов, программ и т.д., направленных на воспитание детей дошкольного возраста, а также на осуществление педагогического взаимодействия с семьями воспитанников, в рамках воспитательного процесса.
  4. Прогностическая. Осуществляет прогнозирование развития педагогических систем, на основании познания закономерностей воспитания детей дошкольного возраста.
  5. Мировоззренческая. Предусматривает активное формирование и развитие педагогического сознания в современном обществе.

Готовые работы на аналогичную тему

Дошкольная педагогика выполняет немаловажную роль по обеспечению единства используемых методов и средств воспитания детей в ДОО и семье, а также обеспечивает преемственность между ДОО и школой. Дошкольная педагогика обосновывает цели и задачи, содержание, методы, средства и необходимый результат дошкольного образования.

Таким образом, дошкольная педагогика, является самостоятельной наукой, имеющей свои особенные черты, отличающие ее от иных наук. Выделение дошкольной педагогики в отдельную науку обусловлено особенностями развития детей дошкольного возраста.

Связь дошкольной педагогики с другими науками

В процессе своего становления и развития дошкольная педагогика находилась во взаимосвязи со многими науками. Основной наукой, оказавшей влияние на возникновение педагогики, в том числе и дошкольной, является философия.

Философия является фундаментом педагогики, так как именно философы впервые задались вопросом воспитания и обучения подрастающего поколения. На протяжении долгого времени педагогика была отраслью философии, и только в 17 веке Я. А. Коменский выделил ее в отдельную, самостоятельную науку.

Процесс воспитания детей дошкольного возраста предусматривает воспитание нравственных качеств и компетенций, в связи с чем, дошкольная педагогика находится во взаимосвязи с такими науками как этика и эстетика.

Для того, чтобы лучше разбираться в биологической и социальной сущности ребенка, дошкольная педагогика опирается на анатомию и физиологию. Для дошкольной педагогики наибольшее значение, в изучении вопросов воспитания и обучения, имеет возрастная физиология. Благодаря возрастной физиологии раскрываются основные принципы становления и развития организма ребенка. Невозможно без этих знаний организовать и реализовать эффективный воспитательно-образовательный процесс и иные воспитательные мероприятия с детьми дошкольного возраста.

На сегодняшний день наиболее тесная связь дошкольной педагогики прослеживается с психологией, а именно, с возрастной психологией. Возрастная психология исследует закономерности протекания развития психических процессов у ребенка, помогая дошкольной педагогике ориентироваться в возможностях и потребностях детей, а также их восприимчивости к различного рода воздействиям.

Взаимосвязь с социальной психологией обусловлена тем, что ребенок является социальной личностью, то есть его развитие и воспитание должно осуществляться в рамках социума. Только в этом случае можно воспитать полноценную личность, способную жить и работать в обществе.

Интеграция психологических и педагогических наук способствовала возникновению таких пограничных отраслей как:

  • педагогическая психология: занимается изучением особенностей протекания психологических процессов у детей во время воспитания;
  • психопедагогика: изучает психологические закономерности воспитательного воздействия на формирование личности ребенка;

Процесс воспитания должен быть направлен на всех детей без исключения, в том числе и на детей с нарушениями. Именно поэтому дошкольная педагогика находится во взаимосвязи с коррекционной педагогикой, которая занимается развитием детей с различными видами нарушениями. Через коррекционную педагогику, дошкольная педагогика связана с блоком таких медицинских наук как терапия, психиатрия, психогигиена и т.д.

Следует заметить, что педагогика использует материалы и данные смежных наук не путем механического переноса, а на основе строгого отбора с обязательным анализом условий и границ их применимости в педагогике.

Взаимодействие дошкольной педагогики с другими отраслями.

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарное форм обучения детей в возрасти от рождения до 7 лет .

Дошкольная педагогика взаимодействует со следующими науками.

- Психологические науки (общая психология, детская психология, возрастная, педагогическая, социальная психологии.)

- Естественные науки (анатомия, физиология, педиатрия, гигиена).

- Общественные науки (философия, эстетика, этика, социология).

Фундаментом педагогики является философия воспитания, являющаяся основой для осмысления целей воспитания и образования. Что бы лучше понять взаимосвязь биологической и социальной сущности человека, разобраться в причинах поведения ребёнка, педагогика опирается на такие науки как анатомия и физиология.

Кроме того дошкольная педагогика связана и с рядом других наук (экономика, математика, кибернетика, литература и другими науками.

Особенно большое значение для разработки вопросов обучения и воспитания имеет возрастная физиология, раскрывающая основные принципы строения и закономерности функционирования растущего организма. Без знания этих особенностей нельзя правильно определить средства и методы воспитания соответствующего возрасту воспитанников организационные формы поведения тех или иных знаний воспитательных мероприятий. Наиболее тесная связь прослеживается между педагогикой и психологией: педагогика пользуется психологическими методами исследования. Возрастная психология исследуя закономерности протекания и развития психических процессов растущего человека, помогает педагогике ориентироваться в познавательных возможностях восприимчивости детей разного возраста к тем или иным воздействиям. Социальная психология изучает возможности, включенной в различные социальные группы, помогает педагогике разработать методы и средства воздействия коллектива на личность. Интеграция педагогических и психологических наук привела к возникновению пограничных отраслей-педагогической психологии и психопедагогики: педагогическая психология изучает особенности протекания психических процессов у ребенка в ходе его воспитания и обучения психологические закономерности педагогического воздействия на формирование личности.

Этика дает теоретическое обоснование морали, углубляет понимание проблем нравственного воспитания подрастающего поколения. Этика изучает общие закономерности развития эстетических отношений человека в действительности искусству, служит научной основой эстетического воспитания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С ДРУГИМИ ИНСТИТУТАМИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

В статье раскрыается роль дошкольного учреждения, как субъекта социального партнерства, принципы, мероприятия, с помощью которых решается данная задача.


"Взаимодействие воды с другими веществами".

Занимательные исследования можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Все материалы просты и безопасны.

Взаимодействие с родителями, другими педагогами в творческой музыкальной деятельности в детском саду

1. Консультации с родителямиКонсультации позволяют дифференцированно, индивидуально проводить работу с родителями. Проводятся 2 раза в неделюС помощью консультаций решаются конкретные задачи, пос.


Интегрированные занятия как одна из основных форм взаимодействия логопеда с другими специалистами системы образования.

Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. Реализация коррекционных и обра.


взаимодействие педагога с другими специалистами доу

взаимодействие педагога с психологом 2018взаимодействие педагога с психологом 2019взаимодействие педагога с музыкальным руководителем 2018взаимодействие педагога с музыкальным руководителем 2019взаимо.


Планы взаимодействия воспитателя с другими специалистами ДОУ

Планы взаимодействия с психологомПланы взаимодействия с музыкальным руководителемПланы взаимодействия с физинструктором.


Планы взаимодействия воспитателя с другими специалистами ДОУ

Планы взаимодействия с психологомПланы взаимодействия с музыкальным руководителемПланы взаимодействия с физ.инструктором.

Дошкольная педагогика является частью возрастной педагогики, ее первоначальной отраслью; связана с педагогическими дисциплинами:

- методики дошкольного образования,

с науками естественнонаучного цикла:

с психологическими науками:

с другими науками:

- математические и технические науки,

- науки об искусстве,

Дошкольная педагогика развивалась в тесной взаимосвязи с другими науками, особая связь с двумя – это философия и психология. Педагогика образовывалась от философии. Став самостоятельной она не порывает связи с ней. Философские концепции лежат в основе любой педагогической теории. Союз с философскими науками помогает педагогике в определении цели воспитания, законов развития природы и общества. Педагогика непосредственно связана с такими отраслями философии, как этика, эстетика, способствующими решению таких проблем нравственного, эстетического воспитания.

Педагогика органически связана с психологией, которая изучает закономерности развития психики человека. В свою очередь, педагогика исследует, как надо организовать воспитание и обучение, что бы способствовать эффективному изменению психических процессов, поведения детей. Все педагогические проблемы имеют психологическое обоснование.

Интеграция психологии и педагогики привела к возникновению пограничных отраслей – психопедагогики, педагогической психологии.

Анатомия и физиология - основа для понимания биологической сущности человека, особенностей развития организма на каждом возрастном этапе.

Дошкольная педагогика связана с медицинскими науками, возникает новая область лечебная педагогика, призванная разработать специальную систему обучения и воспитания детей, часто болеющих, недомогающих.

Педагогика усилила свои взаимосвязи с генетикой, кибернетикой, информатикой.

Этнопедагогика – наука предметом изучения которой является народная педагогика различных этносов.

Социальная педагогика – которая занимается вопросами не только детей но и молодежи, и других возрастных групп и проблемами перевоспитания и адаптации.

Организация научно-педагогического исследования, его этапы.

Педагогическое исследование – поиск путей, средств и методов усовершенствования пелагогического процесса.

Исследование представляет собой процесс, ведущий к формированию новых научных знаний. Существуют различные виды исследования. По продолжительности исследования делятся на краткосрочные и долгосрочные. С познавательной точки зрения исследования можно классифицировать в соответствии с их различием по глубине познания:

a) описательные (диагностические) – например, определяют уровень готовности ребенка к школе;

b) исследования экспликативные, объясняющие явления и их причины;

c) эксплоративные (эвристические) исследования (открывают новые процессы).

В зависимости от цели и задач исследование может постигать свой предмет с разной мерой полноты: частные (специальные) и комплексные.

Основой научного исследования являются следующие философские положения:

1. объект рассмотрения явления;

2. необходимость рассмотрения фактов относительно других;

3. важность изучения особенностей поведения, физических качеств, трудовых навыков и т.д. в развитии;

4. необходимость поиска внутренних противоречий;

5. рассмотрение явлений как единство противоречий;

6. соединение анализа и синтеза.

Этапы педагогического исследования.

1. Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования и соотнесенных с целями задач.

2. Выбор методологии – исходной концепции, опорных теоретических положений, единого, определяющего ход и предполагаемые результаты исследования замысла, исследовательского подхода. Построение гипотезы исследования – теоретической конструкции, истинность которой предстоит доказать.

3. Выбор методов исследования.

4. Теоретический анализ проблемы.

5. Организация и проведение поэтапной опытно-экспериментальной работы: констатирующий, формирующий (преобразующий) и контрольный (итоговый) этапы.

6.Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования. Выработка практических рекомендаций.

7. Внедрение результатов исследования в практику работы учреждений образования.

Читайте также: