Связь дошкольной педагогики с другими науками кратко
Обновлено: 04.07.2024
Дошкольная педагогика является частью возрастной педагогики, ее первоначальной отраслью; связана с педагогическими дисциплинами:
- методики дошкольного образования,
с науками естественнонаучного цикла:
с психологическими науками:
с другими науками:
- математические и технические науки,
- науки об искусстве,
Дошкольная педагогика развивалась в тесной взаимосвязи с другими науками, особая связь с двумя – это философия и психология.
Педагогика образовывалась от философии. Став самостоятельной она не порывает связи с ней. Философские концепции лежат в основе любой педагогической теории. Союз с философскими науками помогает педагогике в определении цели воспитания, законов развития природы и общества. Педагогика непосредственно связана с такими отраслями философии, как этика, эстетика, способствующими решению таких проблем нравственного, эстетического воспитания.
Педагогика органически связана с психологией, которая изучает закономерности развития психики человека. В свою очередь, педагогика исследует, как надо организовать воспитание и обучение, что бы способствовать эффективному изменению психических процессов, поведения детей. Все педагогические проблемы имеют психологическое обоснование.
Интеграция психологии и педагогики привела к возникновению пограничных отраслей – психопедагогики, педагогической психологии.
Анатомия и физиология - основа для понимания биологической сущности человека, особенностей развития организма на каждом возрастном этапе.
Дошкольная педагогика связана с медицинскими науками, возникает новая область лечебная педагогика, призванная разработать специальную систему обучения и воспитания детей, часто болеющих, недомогающих.
Педагогика усилила свои взаимосвязи с генетикой, кибернетикой, информатикой.
Этнопедагогика – наука предметом изучения которой является народная педагогика различных этносов.
Социальная педагогика – которая занимается вопросами не только детей но и молодежи, и других возрастных групп и проблемами перевоспитания и адаптации.
Дошкольная педагогика – наука, которая занимается изучением закономерностей воспитания, развития и обучения детей с момента рождения и до поступления в школу.
Дошкольная педагогика как самостоятельная наука
Дошкольная педагогика является самостоятельной наукой, в связи с чем, она имеет определенные задачи, предмет, объект и методы, что отличает ее от иных наук.
Задачи дошкольной педагогики:
- Разработка методов и средства воспитания детей дошкольного возраста в рамках ДОО и семьи, отвечающих современным требованиям и заказу общества.
- Разработка методов и средств по работе с семьями воспитанников.
- Сохранение преемственности в воспитании и обучении между ДОО и школой.
- Соблюдение права каждого ребенка на гарантированное получение дошкольного образования.
Предметом дошкольной педагогики выступают вопросы воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Объектом дошкольной педагогики является ребенок в возрасте от рождения до поступления в школу.
Методы воспитания – это система взаимосвязанных и последовательных способов работы воспитателя и воспитанников, направленных на достижение цели воспитательного процесса.
Методы дошкольной педагогики: наблюдение, педагогические ситуации, эксперимент, беседа, опрос, анкетировании и тестирование.
Функции дошкольной педагогики как науки:
- Описательная. Данная функция предусматривает осуществление эмпирических исследований для накопления и пополнения знаний, фактов и явлений в области воспитания детей дошкольного возраста.
- Объяснительная. Раскрывает сущности различных педагогических явлений, а именно их структуру, происхождение, закономерности существования и развития.
- Проективно-конструктивная. Проявляется в разработке различных педагогических проектов, программ и т.д., направленных на воспитание детей дошкольного возраста, а также на осуществление педагогического взаимодействия с семьями воспитанников, в рамках воспитательного процесса.
- Прогностическая. Осуществляет прогнозирование развития педагогических систем, на основании познания закономерностей воспитания детей дошкольного возраста.
- Мировоззренческая. Предусматривает активное формирование и развитие педагогического сознания в современном обществе.
Готовые работы на аналогичную тему
Дошкольная педагогика выполняет немаловажную роль по обеспечению единства используемых методов и средств воспитания детей в ДОО и семье, а также обеспечивает преемственность между ДОО и школой. Дошкольная педагогика обосновывает цели и задачи, содержание, методы, средства и необходимый результат дошкольного образования.
Таким образом, дошкольная педагогика, является самостоятельной наукой, имеющей свои особенные черты, отличающие ее от иных наук. Выделение дошкольной педагогики в отдельную науку обусловлено особенностями развития детей дошкольного возраста.
Связь дошкольной педагогики с другими науками
В процессе своего становления и развития дошкольная педагогика находилась во взаимосвязи со многими науками. Основной наукой, оказавшей влияние на возникновение педагогики, в том числе и дошкольной, является философия.
Философия является фундаментом педагогики, так как именно философы впервые задались вопросом воспитания и обучения подрастающего поколения. На протяжении долгого времени педагогика была отраслью философии, и только в 17 веке Я. А. Коменский выделил ее в отдельную, самостоятельную науку.
Процесс воспитания детей дошкольного возраста предусматривает воспитание нравственных качеств и компетенций, в связи с чем, дошкольная педагогика находится во взаимосвязи с такими науками как этика и эстетика.
Для того, чтобы лучше разбираться в биологической и социальной сущности ребенка, дошкольная педагогика опирается на анатомию и физиологию. Для дошкольной педагогики наибольшее значение, в изучении вопросов воспитания и обучения, имеет возрастная физиология. Благодаря возрастной физиологии раскрываются основные принципы становления и развития организма ребенка. Невозможно без этих знаний организовать и реализовать эффективный воспитательно-образовательный процесс и иные воспитательные мероприятия с детьми дошкольного возраста.
На сегодняшний день наиболее тесная связь дошкольной педагогики прослеживается с психологией, а именно, с возрастной психологией. Возрастная психология исследует закономерности протекания развития психических процессов у ребенка, помогая дошкольной педагогике ориентироваться в возможностях и потребностях детей, а также их восприимчивости к различного рода воздействиям.
Взаимосвязь с социальной психологией обусловлена тем, что ребенок является социальной личностью, то есть его развитие и воспитание должно осуществляться в рамках социума. Только в этом случае можно воспитать полноценную личность, способную жить и работать в обществе.
Интеграция психологических и педагогических наук способствовала возникновению таких пограничных отраслей как:
- педагогическая психология: занимается изучением особенностей протекания психологических процессов у детей во время воспитания;
- психопедагогика: изучает психологические закономерности воспитательного воздействия на формирование личности ребенка;
Процесс воспитания должен быть направлен на всех детей без исключения, в том числе и на детей с нарушениями. Именно поэтому дошкольная педагогика находится во взаимосвязи с коррекционной педагогикой, которая занимается развитием детей с различными видами нарушениями. Через коррекционную педагогику, дошкольная педагогика связана с блоком таких медицинских наук как терапия, психиатрия, психогигиена и т.д.
Следует заметить, что педагогика использует материалы и данные смежных наук не путем механического переноса, а на основе строгого отбора с обязательным анализом условий и границ их применимости в педагогике.
Взаимодействие дошкольной педагогики с другими отраслями.
Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарное форм обучения детей в возрасти от рождения до 7 лет .
Дошкольная педагогика взаимодействует со следующими науками.
- Психологические науки (общая психология, детская психология, возрастная, педагогическая, социальная психологии.)
- Естественные науки (анатомия, физиология, педиатрия, гигиена).
- Общественные науки (философия, эстетика, этика, социология).
Фундаментом педагогики является философия воспитания, являющаяся основой для осмысления целей воспитания и образования. Что бы лучше понять взаимосвязь биологической и социальной сущности человека, разобраться в причинах поведения ребёнка, педагогика опирается на такие науки как анатомия и физиология.
Кроме того дошкольная педагогика связана и с рядом других наук (экономика, математика, кибернетика, литература и другими науками.
Особенно большое значение для разработки вопросов обучения и воспитания имеет возрастная физиология, раскрывающая основные принципы строения и закономерности функционирования растущего организма. Без знания этих особенностей нельзя правильно определить средства и методы воспитания соответствующего возрасту воспитанников организационные формы поведения тех или иных знаний воспитательных мероприятий. Наиболее тесная связь прослеживается между педагогикой и психологией: педагогика пользуется психологическими методами исследования. Возрастная психология исследуя закономерности протекания и развития психических процессов растущего человека, помогает педагогике ориентироваться в познавательных возможностях восприимчивости детей разного возраста к тем или иным воздействиям. Социальная психология изучает возможности, включенной в различные социальные группы, помогает педагогике разработать методы и средства воздействия коллектива на личность. Интеграция педагогических и психологических наук привела к возникновению пограничных отраслей-педагогической психологии и психопедагогики: педагогическая психология изучает особенности протекания психических процессов у ребенка в ходе его воспитания и обучения психологические закономерности педагогического воздействия на формирование личности.
Этика дает теоретическое обоснование морали, углубляет понимание проблем нравственного воспитания подрастающего поколения. Этика изучает общие закономерности развития эстетических отношений человека в действительности искусству, служит научной основой эстетического воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С ДРУГИМИ ИНСТИТУТАМИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
В статье раскрыается роль дошкольного учреждения, как субъекта социального партнерства, принципы, мероприятия, с помощью которых решается данная задача.
"Взаимодействие воды с другими веществами".
Занимательные исследования можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Все материалы просты и безопасны.
Взаимодействие с родителями, другими педагогами в творческой музыкальной деятельности в детском саду
1. Консультации с родителямиКонсультации позволяют дифференцированно, индивидуально проводить работу с родителями. Проводятся 2 раза в неделюС помощью консультаций решаются конкретные задачи, пос.
Интегрированные занятия как одна из основных форм взаимодействия логопеда с другими специалистами системы образования.
Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. Реализация коррекционных и обра.
взаимодействие педагога с другими специалистами доу
взаимодействие педагога с психологом 2018взаимодействие педагога с психологом 2019взаимодействие педагога с музыкальным руководителем 2018взаимодействие педагога с музыкальным руководителем 2019взаимо.
Планы взаимодействия воспитателя с другими специалистами ДОУ
Планы взаимодействия с психологомПланы взаимодействия с музыкальным руководителемПланы взаимодействия с физинструктором.
Планы взаимодействия воспитателя с другими специалистами ДОУ
Планы взаимодействия с психологомПланы взаимодействия с музыкальным руководителемПланы взаимодействия с физ.инструктором.
Дошкольная педагогика является частью возрастной педагогики, ее первоначальной отраслью; связана с педагогическими дисциплинами:
- методики дошкольного образования,
с науками естественнонаучного цикла:
с психологическими науками:
с другими науками:
- математические и технические науки,
- науки об искусстве,
Дошкольная педагогика развивалась в тесной взаимосвязи с другими науками, особая связь с двумя – это философия и психология. Педагогика образовывалась от философии. Став самостоятельной она не порывает связи с ней. Философские концепции лежат в основе любой педагогической теории. Союз с философскими науками помогает педагогике в определении цели воспитания, законов развития природы и общества. Педагогика непосредственно связана с такими отраслями философии, как этика, эстетика, способствующими решению таких проблем нравственного, эстетического воспитания.
Педагогика органически связана с психологией, которая изучает закономерности развития психики человека. В свою очередь, педагогика исследует, как надо организовать воспитание и обучение, что бы способствовать эффективному изменению психических процессов, поведения детей. Все педагогические проблемы имеют психологическое обоснование.
Интеграция психологии и педагогики привела к возникновению пограничных отраслей – психопедагогики, педагогической психологии.
Анатомия и физиология - основа для понимания биологической сущности человека, особенностей развития организма на каждом возрастном этапе.
Дошкольная педагогика связана с медицинскими науками, возникает новая область лечебная педагогика, призванная разработать специальную систему обучения и воспитания детей, часто болеющих, недомогающих.
Педагогика усилила свои взаимосвязи с генетикой, кибернетикой, информатикой.
Этнопедагогика – наука предметом изучения которой является народная педагогика различных этносов.
Социальная педагогика – которая занимается вопросами не только детей но и молодежи, и других возрастных групп и проблемами перевоспитания и адаптации.
Организация научно-педагогического исследования, его этапы.
Педагогическое исследование – поиск путей, средств и методов усовершенствования пелагогического процесса.
Исследование представляет собой процесс, ведущий к формированию новых научных знаний. Существуют различные виды исследования. По продолжительности исследования делятся на краткосрочные и долгосрочные. С познавательной точки зрения исследования можно классифицировать в соответствии с их различием по глубине познания:
a) описательные (диагностические) – например, определяют уровень готовности ребенка к школе;
b) исследования экспликативные, объясняющие явления и их причины;
c) эксплоративные (эвристические) исследования (открывают новые процессы).
В зависимости от цели и задач исследование может постигать свой предмет с разной мерой полноты: частные (специальные) и комплексные.
Основой научного исследования являются следующие философские положения:
1. объект рассмотрения явления;
2. необходимость рассмотрения фактов относительно других;
3. важность изучения особенностей поведения, физических качеств, трудовых навыков и т.д. в развитии;
4. необходимость поиска внутренних противоречий;
5. рассмотрение явлений как единство противоречий;
6. соединение анализа и синтеза.
Этапы педагогического исследования.
1. Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования и соотнесенных с целями задач.
2. Выбор методологии – исходной концепции, опорных теоретических положений, единого, определяющего ход и предполагаемые результаты исследования замысла, исследовательского подхода. Построение гипотезы исследования – теоретической конструкции, истинность которой предстоит доказать.
3. Выбор методов исследования.
4. Теоретический анализ проблемы.
5. Организация и проведение поэтапной опытно-экспериментальной работы: констатирующий, формирующий (преобразующий) и контрольный (итоговый) этапы.
6.Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования. Выработка практических рекомендаций.
7. Внедрение результатов исследования в практику работы учреждений образования.
Читайте также: