Китайско конфуцианская цивилизация кратко

Обновлено: 07.07.2024

В середине первого тысячелетия до н. э. философ Конфуций (551—479 гг. до н. э.) создал учение, кото­рому было суждено стать плотью и кровью цивилиза­ции. Цель его философской системы состояла в том, чтобы сделать государство идеальным, основанным на твердых нравственных принципах, с гармоничными социальными отношениями.

Идеи Конфуция, на первый взгляд далекие от реальности, спустя несколько веков стали госу­дарственной религией и на протяжении более чем двух тысячелетий, почти не изменившись, сохраня­ли ведущую роль в духовной жизни китайского об­щества.

Конфуцианство: спасение на земле

Методы управления государством, регулирование отношений между разными социальными слоями, принципы семейной жизни, этические нормы, кото­рым должен следовать человек, — вот что в первую очередь интересовало Конфуция и его последователей.

Однако мир потусторонний все-таки незримо при­сутствует в учении: древнее божество — Небо — вос­принимается как средоточие высшего блага и гар­монии, как образец для подражания. И основные принципы конфуцианства как раз зиждутся на подра­жании небесной гармонии, они нацеливают человека на создание своего рода Царства Божьего на земле.

Государство, которое Конфуций стремился привес­ти в строгое соответствие с Божественным порядком, определялось как большая семья. В этой семье каж­дый должен занимать свое место и вести себя так, как подобает при его положении.

Государь должен быть государем, сановник — са­новником, отец — отцом, сын — сыном.

Стержнем, на котором держится государство, были для философа преданность и покорность. Эти качест­ва должны пронизывать всю жизнь общества сверху донизу. Дети почитают родителей, младшие братья и сестры — старших, а подданные — своих правителей.

Однако принцип большой семьи означал и другое: не только покорность нижестоящих по отношению к вышестоящим, но и полную ответственность влас­тей перед народом. Только в этом случае народ будет доверять своим правителям, а без доверия не может существовать прочное государство.

Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ бу­дет добрым.

Поэтому Конфуций придавал большое значение нравственному облику чиновников — представителей власти, непосредственно осуществляющих управле­ние страной и напрямую связанных с народом. К ним философ предъявлял очень высокие требования, со­здавая образ чиновника-рыцаря — бескорыстного бор­ца за справедливость, духовно совершенного человека, готового всем пожертвовать во имя своих идеалов.

Конфуций и приверженцы его учения пытались пе­ревести теорию в практику: создавали специальные школы, в которых готовили новую бюрократическую элиту к выполнению высокой миссии. Впоследствии, когда конфуцианство превратилось в государственную религию, учение философа вошло как основной пред­мет в систему государственных экзаменов: только те, кто блестяще знал работы Конфуция, могли претендо­вать на получение должности чиновника.

Конфуцианство с его идеей гуманности и нравст­венности государственной власти укрепило бюрокра­тический аппарат, а в конечном счете и саму госу­дарственность.

Конечно, конфуцианство не определяло полно­стью духовную жизнь Китая. Оно существовало в об­становке соперничества с другими религиозными уче­ниями; почти одновременно с конфуцианством, в VI—V вв. до н.э., появилось учение философа Лао-Цзы — даосизм, в котором проповедовалось духовное совершенствование и созерцательный образ жизни (недеяние), слияние с природой. В IV—V вв. н. э. в Китае стал широко распространяться буддизм. И буд­дизм, и даосизм имели много поклонников и в верхах общества, и особенно в народной среде, однако никог­да не вытесняли конфуцианства полностью. Скорее, они дополняли это рационалистическое, исполненное практицизма учение мистическим осмыслением мира и человека.

Конфуцианство выдержало и борьбу с политиче­ской школой легистов (от слова 1ех — закон), которые претендовали на ведущую роль в управлении страной. Легисты видели основу благополучия государства в строгом, суровом культе закона. Выполнение законов поощрялось, малейшее отступление от них преследо­валось.

Во времена Конфуция политика китайских прави­телей почти целиком находилась под влиянием легис­тов. Но в конце концов (и это очень примечательный факт) власть сделала ставку на конфуцианство, проро­чески оценив это гуманное учение как цементирую­щую цивилизацию силу.

Циклы китайской истории

Государственность конфуцианского Китая являет­ся своего рода образцом долголетия и устойчивости: ведь на протяжении почти двух тысячелетий она со­хранялась практически в неизменном виде. Между тем история Китая в средние века была весьма бурной. Страна переживала времена процветания и жесточай­ших бедствий, гражданского мира и кровопролитных восстаний, единства и раздробленности.

Именно в таких условиях — жесточайшего эконо­мического и социального кризиса, голода и распада административной системы, восстаний — в 206 г. до н. э. начала свое существование первая конфуциан­ская империя, которой правила династия Хань. Ее основателем был крестьянин, один из вождей восставших. Новая династия вновь объединила стра­ну, отменила многие казарменные законы прежних времен, снизила налоги. В систему управления стали вводиться конфуцианские нормы; ставка была сдела­на не столько на насилие, сколько на моральные прин­ципы и древние почитаемые традиции. Однако уже с середины II в. н. э. империя вступила в роковую поло­су упадка.

ВIII в. Китай распался на три самостоятельных го­сударства. Правда, в конце III в. была предпринята по­пытка вернуться к централизации, но новой династии Цзинь удалось объединить Китай лишь на несколько десятилетий.

В начале IV в. с севера на Китай хлынули орды ко­чевников, в том числе гуннов. Население бежало из районов, занятых чужеземцами-варварами, а на севе­ре страны возникло множество мелких государств, со­зданных захватчиками. Они довольно быстро кита­изировались, перенимая местную культуру, обычаи и систему управления.

Следующий этап централизации был осуществлен при династии Суй, которая в конце VI в. объединила север и юг, но была свергнута в начале VII в.

Эпоха истинного расцвета Китая связана с динас­тией Тан, правившей достаточно долго (с начала VII по начало X в.) и династией Сун (X—XIII вв.). В ту эпоху по всей стране строились дороги, каналы и но­вые города, необычайного расцвета достигли ремесло и торговля, все изящные искусства и особенно поэзия.

Правление Сунской династии закончилось траги­чески для Китая, пережившего новую волну вторже­ния кочевых племен. В течение XIII в. империя была завоевана монголами, и великий хан Хубилай основал новую монгольскую династию Юань (1280—1368). Экономика страны в ходе долгих войн (Китай сопро­тивлялся монголам около 40 лет) была разрушена, ир­ригационные сооружения, от которых зависело сель­ское хозяйство, не ремонтировались, огромное число китайцев было обращено в рабство.

Хотя монголы довольно быстро стали ассимилиро­ваться, недовольство их правлением возрастало. Древ­няя буддийская секта Белый Лотос, которая к XIV в. превратилась в тайное общество, объединила вос­ставший народ. Руководитель движения, Чжу Юань-Чжан, родом из крестьян, бывший послушник буд­дийского монастыря, опираясь на свои войска и примкнувших к нему ученых-конфуцианцев, разгро­мил монголов и в 1368 г. объявил себя императором династии, получившей символическое название Мин (Свет).

Минское правительство сумело восстановить эко­номику страны; было отменено рабство, сокращены налоги, выходцы из низов получили большие возмож­ности продвигаться вверх по иерархической лестнице. Но в конце XVI в. последовал очередной кризис, за­кончившийся весьма драматично: в начале XVII в. не­большое племя маньчжуров стало набирать силу и, объединившись с соседними племенами, повело воору­женную борьбу с Китаем, и во второй половине XVII в. в стране снова воцарилась иноземная династия Цин. Маньчжуры со временем удивительно органично впи­сались в структуру китайской империи и конфуциан­скую культуру. Очевидно, именно в этом была причи­на долголетия династии, которая просуществовала вплоть до начала XX в.

Чем же можно объяснить регулярно повторяющие­ся периоды расцвета и упадка, централизации и де­централизации в истории Китая? Многие китайские историки считают, что в этих циклах отражается борь­ба двух космических сил — добра и зла, попеременно одерживающих победу. Но если перевести разговор из плана метафизического в конкретно-исторический, то объяснение получится иным.

Китайская цивилизация — одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет. Раннее освоение крупнейших аграрных очагов в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы, создавало преимущества для китайского государства, экономика которого основывалась на развитом земледелии. Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введение конфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н. э.).

Конфуцианство - этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае, спустя 300 лет после смерти Конфуция. Учение конфуцианство оказало огромное влияние на развитие всей духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы Конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием и затем развиты его учениками и последователями.

Как целостное этико-религиозное учение, Конфуцианство считало всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным, существование эксплуататоров и эксплуатируемых - людей умственного и физического труда, причём первые господствуют, а вторые подчиняются им и содержат их своим трудом.

Согласно конфуцианству все люди были разделены на пять категорий. Первая - люди привычки, живущие повседневной животной жизнью; их понятия дальше глаз, ушей и рта не простираются. Вторая - люди грамотные, образованные, живущие в соответствии с законами и обычаями. Третья - люди здравого смысла, одинаковые в горе и радости, невозмутимые философы, умеющие говорить и молчать. Четвёртая - люди прямодушные и истинно добродетельные. Пятая - люди, совершенные во всех отношениях. Согласно конфуцианству "человек обладает способностью совершенствоваться или развращаться, смотря по доброму или злому употреблению своей воли; за злые деяния он заслуживает наказания, за добрые - награды.

Главными в Конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь ("гуманность") - высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли ("этикета") - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д.

Китайско-конфуцианская цивилизация в своем классическом виде охватывала Китай и некоторые соседние страны, например, Корею .

На становление китайского менталитета сильно повлияли природные условия региона, в котором сложилась ханьская народность : плодородная почва давала обильные урожаи, но возделывать ее приходилось, каждый год борясь то с засухой, то, наоборот, с наводнениями.

Рис — основная возделываемая культура, довольно капризное растение, для выращивания которого необходимо создавать очень влажные поля наподобие искусственных болот. Все это требовало задействования очень большого числа рабочих рук, и в Китае как нигде в мире был важен коллективный труд. А коллективный труд формировал и коллективистское сознание : китаец не мыслил себя без общества, всегда был готов поступиться личными интересами ради общественных. Собственно, счастьем для китайца было счастье его общины, горем — горе его общины. Такой уклад жизни требовал строгой дисциплины, неуклонного подчинения выработанным за века порядкам.

Младшие — как по возрасту, так и по общественному положению, беспрекословно подчинялись старшим, дети — родителям, население государства — своему правителю. Самые близкие сановники повиновались императору так же, как простой народ; за неповиновение, преступления император мог бить своих министров бамбуком или казнить без суда. Важные государственные сановники управляли в провинциях, в отдельных землях, и все нижестоящее население тех тоже беспрекословно им повиновалось, а сами они беспрекословно повиновались более важным начальникам.

Вся земля в государстве принадлежала правителю , и он по своему усмотрению наделял ею население или забирал ее.

При этом человек, получивший в руки власть, должен был сам показывать пример добродетели и скромности, ответственно выполнять свой долг. Ставя выше всего единство и сплоченность своего общества, китайцы и другие народы, воспринявшие ценности их цивилизации, могли долго терпеть деспотизм и своеволие императоров, их наместников, феодалов, чтобы не допустить внутренних смут. Но когда уже вся правительственная система действовала наперекор конфуцианским ценностям, не заботилась об общественном благе, погрязала в разврате, народ поднимал мощные восстания против власти. Эти восстания сметали в Китае целые императорские династии. После чего народ провозглашал из наиболее популярных в нем людей нового императора, и издревле сложившаяся государственная система, лишь обновив кадры, пополнившись справедливыми и преданными долгу людьми, продолжала существовать, как прежде.

Основные духовные ценности китайской цивилизации были сформулированы мудрецом Конфуцием в VI — V вв. до н.э., поэтому она и называется еще китайско-конфуцианской .

В период конфуцианской цивилизации, который пришелся на 723г. до н.э. – 481 г. до н.э. в Китае происходили социальные и политические потрясения. Рассматривая вопросы морали, взаимоотношения подчиненных и правителей, глубоко проникая в душу, конфуцианство заменило собой религию. В этот период культура Китая стала претерпевать свое новое развитие. Это коснулось всех ее направлений. Архитектура, живопись и литература были доведены до совершенства.

Во всех отраслях культуры и науки появились энциклопедии и трактаты. В них вошли гуманитарные знания, технические навыки и знания по естествознанию. Крупнейший энциклопедист Шэнь Ко создал трактаты о химии, физике, биологии, медицине, математике, инженерии и архитектуре. Им был разработан солнечный календарь, ученый строил дамбы, возводил городские стены, руководил процессом плавления различных металлов. Шэнь Ко создавал приборы для изучения космоса и создал одну из первых карт неба. Ученый в области медицины Шао Юн разработал легендарный метод лечения при помощи иглоукалывания и прижигания. Он так же предложил свою теорию развития нашей вселенной. Историк Оуян Сю стал основоположником нумизматики, археологии, музейного дела.

Литература конфуцианской культуры

Так как китайцы смотрели на мир не через призму философии или религии, а через искусство, живопись никогда не была сплетена с религией. По мнению китайцев, настоящий художник должен быть высокообразованным и обладать безупречными моральными качествами. Только тогда он смог бы создать произведение, которое будет нести в себе просветление. В этот период китайская живопись с её великолепными пейзажами и применением туши только зарождалась. Первые картинные галереи Китая отличаются от привычных нам современных выставочных павильонов. Картины хранились в свитках, и их разворачивали и демонстрировали помощники по такому принципу, что получалось неразрывная цепочка изображений. Культура Китая конфуцианского периода претерпела своё возрождение.

Зарождение китайских церемоний

Благодаря китайскому этносу появился особый вид культуры, которая не похожа ни одну культуру мира. Традиционная китайская культура сложилась из этики. Доверчивость китайцев к цельности и гармоничности природы помогла создать индивидуальную картину мира. В представлении конфуцианцев природа совершенна, её не надо переделывать. Человек должен сам подстраиваться под природу. В зависимости от того, какую должность в обществе занимает человек. В этот исторический период сложились нормы и правила поведения человека в обществе. Конфуцианские нормы вылились в трактат, в котором были перечислены все правила китайских церемоний.

Цивилизация возникла 27 в. назад.

Цивилизация переформатирует свои социокульты в новые форматы через 1 в. в будущем.

Цивилизационные высоты были достигнуты в течение 600-летнего развития в I тыс. до н.э. В этот период в Китае рождаются сотни выдающихся личностей, десятки философских школ и учений, открытие и быстрое внедрение в жизнь тысяч крупных и мелких изобретений, способствовавших резкому повышению производительности труда.

Важнейшей характеристикой конфуцианства является человеческое взаимодействие.

Способность свободно соотнести себя с обществом, социальность является определяющей характеристикой человеческих достижений.

Конец элитарной, ориентированной на высокое образование, требующей высоких затрат, конфуцианской цивилизации наступает с переходом общества на социокульты, ориентированные на народные механизмы взаимодействия, предлагаемые даосизмом и буддизмом, для освоения которых не требовалось получение специального образования и потому менее затратных. Наступило время высокой конкуренции социокультов на рубежах китайской цивилизации, нужны были способы быстрой мобилизации народов для адекватного реагирования на изменения окружающей среды.

Исходя из древней религиозной практики, конфуцианцы сводили важную роль морального равновесия, сдерживания чувств к определенным ритуалам, к определенному поведению в обществе и семье. Ритуалы управляют жизнью каждого, определяют положение человека, его права и обязанности. Следовать своему пути, своему тао означает прежде всего оставаться постоянно на подобающем месте в социальной иерархии. "Таков глубокий смысл знаменитого определения, которым Конфуций обозначал хорошее правительство: "Пусть государь остается государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном!"

К онфуцианская цивилизация — более открытая но отношению к внешним воздействиям и внутренним трансформациям, что обусловлено конфуцианским культом этики и самоусовершенствования, установкой на посюсторонние поиски гармонии в обществе (культ знаний, повышенное чувство долга и ответственности, крепкие патерналистские связи в семье и обществе, постоянная забота о повышении культуры и дисциплины труда). Это активно – инновационная цивилизация.

В озможно, что деятельность Конфуция (551-479 гг. до н.э.) отличалась гораздо более скромными размерами, чем её описывают конфуцианцы последующих веков. До победы легизма школа Конфуция была только одним из многих направлений в интеллектуальной жизни Воюющих Царств, в период, известный под названием Сто школ.

П осле падения Цинь возрождённое конфуцианство достигло статуса государственной идеологии, который сохранился до начала XX в., лишь временно уступая место буддизму и даосизму. Это, естественно, привело к возвеличиванию фигуры Конфуция и даже её включению в религиозный пантеон.

Е го учение оказало глубокое влияние на цивилизацию Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. В возрасте немного более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной.

Ж энь, или гуманность, наиболее ценное качество личности, достижимое в процессе образования. Путем к обретению жэнь яляется практика ли, то есть социальных норм. Ли не есть нечто раз и навсегда данное, они могут изменяться в соотвествии с конкретными условиями. Критерием приемлемости тех или иных ли является и, "долг-справедливость", источник правильности и смысла. Образование является необходимым условием возникновения гармонии и культуры в обществе. Высшим принципом управления является жэнь (гуманность), а практикующий этот принцип правитель является образцом для всего народа. Для наведения порядка в обществе, пребывающем в состояние хаоса, следует использовать "исправление имен" - поэтому этот принцип можно назвать ещё "укреплением ли".

В осточный тип цивилизации, особенно мусульманский и конфуцианский, при контактах с другими цивилизациями обнаруживает имперские политические тенденции при толерантности к социокультурным различиям (синдром авторитарно – властного господства и подчинения).

К итайский император У Ди по предложению Конфуция эпохи Хань Дун Чжуншу (187-120 до н.э.) издал указ о возведении конфуцианства в интерпретации этого ученого, по которой социально-этическое учение превращалось в некое подобие религии, в ранг официальной доктрины.

Н аиболее существенным отличием конфуцианского политико-идеологического комплекса от всех цивилизационных систем, созданных человечеством на протяжении всей его истории, является следующее: собственно конфуцианский канон являлся не источником доктрины, цементирующей самые основы универсума, а только лишь ее разъяснителем.

В ажнейшей характеристикой конфуцианства вообще как целостной оболочки комплекса цивилизации Дальнего Востока является человеческое взаимодействие. Конфуцианство исходит из того, что социальность является определяющей характеристикой высочайших человеческих достижений. Индикатором самоусовершенствования становится способность свободно соотнести себя с обществом.

Т аким образом, на место личной ответственности, свободы, равенства и принципа равных возможностей становился патернализм, основанный на моральном обязательстве старшего перед.

К итайские императорские династии неизменно проходили примерно аналогичные, структурно и хронологические, этапы становления, расцвета и упадка; их объединяли общность официальных конфуцианских идеалов, обращенных к прошлому, схожесть структур государственного аппарата и характер его функционирования и формирования.

С пецификой дальневосточной цивилизации является достижение еще в античности (в хронологическом смысле) высокого уровня совершенства почти всех аспектов общественной жизни: социальной, морали и нравственности, производительности труда в ремесле и сельском хозяйстве, уровне науки и искусства, военного дела и т.п.

Э ти высоты стали следствием почти 600-летнего развития в I тыс. до н.э. В этот период мы наблюдаем в Китае сотни выдающихся личностей, десятки философских школ и учений, зачастую альтернативных друг другу или удивительно сопрягающихся с аналогичными построениями мыслителей Греции, открытие и быстрое внедрение в жизнь тысяч крупных и мелких изобретений, способствовавших резкому повышению производительности труда.

М атериальное благоденствие китайского традиционного общества поддерживалось равновесием между численностью населения и потребляющимися природными ресурсами.

Л андшафт китайского общества оставался неизменным как минимум две тысячи лет, и при неизменных технике и технологии население могло процветать, не переходя определенных величин демографического давления на землю.

П осему важнейшей из задач управления китайским обществом стало поддержание в неизменном виде порядков и ценностей, сложившихся примерно в эпоху Хань, когда были разработаны механизмы поддержания внутрисоциального равновесия, равновесия между социумом и природой.

В одоразделом культуры в Китае служил ее аксиологический аспект: народная культура даосско-буддийская в своей основе, элитарная – конфуцианская. Данный разрыв, разумеется, не исключал и взаимопроникновения, но именно аксиологический характер его сыграл роль, скорее, трагическую.

Читайте также: