Ереси при иване 3 кратко

Обновлено: 06.07.2024

27 декабря 1504 года в Москве в деревянных клетках были всенародно сожжены жидовствующие – дьяк Иван Волк Курицын‚ Дмитрий Коноплев и Иван Максимов за отпадение от христианской веры.

Пятнадцатый век стал временем пробуждения религиозной мысли в Европе. Верующие задумывались над сущностью религии‚ и в разных странах возникали всевозможные секты‚ которые отрицали церковные обряды‚ некоторые догматы и иерархию христианства, видели единственный выход из этого – возвращение к Библии. Знаменитый Афонский монастырь в Греции был в те времена центром движения христиан‚ которые отрицательно относились ко всякой обрядности‚ и монахи этого монастыря разносили свое учение по православному Востоку.

Еще до этого, в четырнадцатом веке, в Болгарии распространилась ересь секты жидовствующих. Ее сторонники искали поддержку у жены царя Федоры‚ которая была крещеной еврейкой из Тырнова по имени Сарра. Жидовствующие отвергали церковную власть‚ причастие‚ иконы и священников. По приговору церковного собора ересь была уничтожена‚ а евреев Болгарии лишили права владеть недвижимостью.

На русском Севере были в обычае религиозные споры; в Новгороде мужчины и женщины‚ люди разных сословий‚ сходились не только в домах‚ но и на площадях‚ обсуждали духовные проблемы‚ критиковали порой церковь‚ ее обряды и постановления. В этом хаосе споров и мнений, быть может, и объявился некий человек‚ разъяснявший свое учение‚ которое легло на подготовленную почву.

К новой вере обратились затем некий Иванька Максимов с отцом‚ Гридя Клоч‚ поп Григорий с сыном‚ Мишук Собака‚ Васюк Сухой зять Денисов‚ дьяк Гридя‚ поп Федор‚ поп Василий‚ поп Яков‚ поп Иван‚ дьякон Макар‚ поп Наум и даже протопоп Софийского собора Гавриил. Новообращенные хотели обрезаться‚ – их было уже не один десяток‚ – но их учители велели держать иудейство в тайне. В тайне сохранялись и новые имена: так, например, священник Алексей получил имя Авраам‚ а жена его – имя Сарра. Вскоре евреи уехали из города‚ и ересь распространялась уже без них.

В 1479 году великий князь московский Иван III побывал в Новгороде – после присоединения его к Московскому государству. Слухи о благочестивой жизни и мудрости двух главных тайных еретиков Алексея и Дионисия дошли до него‚ сами они произвели на великого князя хорошее впечатление‚ и Иван III взял их с собой в Москву. Алексей стал протопопом Успенского собора в Кремле‚ а Дионисий – священником Архангельского собора. Так ересь попала из Новгорода в Москву.

В 1487 году новгородскому архиепископу Геннадию донесли‚ что несколько священников в пьяном виде надругались над иконами, хулили православную веру. Геннадий начал розыск в Новгороде‚ ему помогал раскаявшийся поп Наум‚ передавший Геннадию тетрадки с молитвами жидовствующих. На допросах еретики называли себя православными‚ но выяснилось‚ что втайне они держались ереси, распространяли ее в городах и селах‚ где у них были приверженцы среди попов.

Но ересь продолжала распространяться при дворе великого князя‚ и этому способствовало одно обстоятельство.

Удаление Зосимы не помешало еретикам в Москве. Более того‚ они добились назначения архимандритом в новгородский Юрьев монастырь монаха Кассиана‚ который тоже держался ереси. Это было сделано стараниями всесильного дьяка Федора Курицына. Кассиан собрал вокруг себя новгородских еретиков‚ и в кельях его монастыря они сходились на тайные свои собрания. Но архиепископ Новгорода Геннадий нашел их и там; некоторые из них бежали в Литву и к немцам‚ где окончательно перешли в иудаизм.

Но всё обошлось в Московском государстве. Торжество Елены и ее приверженцев было непродолжительным. Влиятельного дьяка Федора Курицына не было уже в живых. Иван III из-за семейных неурядиц охладел к невестке Елене‚ заключил ее с сыном в темницу и назначил в 1502 году наследником своего сына Василия. Вместе с этим пришел конец влиянию жидовствующих при дворе великого князя.

Сохранилось еврейское сказание о событиях в Полоцке в 1563 году:

«Была лютая зима. Московский царь Иван Грозный завоевал Полоцк и повелел всех евреев с их женами и детьми – всех до единого! – согнать к берегу реки Двины‚ неподалеку от княжеского замка. Собрали всех евреев‚ их жен и детей‚ числом три тысячи‚ и поставили у реки Двины‚ как приказал царь. И лишь двое детей – мальчик‚ сын одного коэна‚ и девочка‚ дочь коэна‚ – во время суматохи были позабыты и не приведены к реке.



С 1551 года монах Феодосий Косой начал проповедовать учение, отрицавшее божественное происхождение Христа и основные догматы христианства. Был арестован, бежал из Москвы в Литву‚ принял иудаизм и женился на еврейке. Православная церковь предала анафеме Феодосия Косого и его учеников.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

2. Иосиф Волоцкий – один из главных персонажей борьбы с ересью жидовствующих на Руси

2. Иосиф Волоцкий – один из главных персонажей борьбы с ересью жидовствующих на Руси Иван Санин (таково было первоначальное мирское имя Иосифа Волоцкого) был родом из волоколамских дворян, сыном боярина. В роду Ивана Санина известно 18 монашеских имен и только одно

2. Иосиф Волоцкий — один из главных персонажей борьбы с ересью жидовствующих на Руси

2. Иосиф Волоцкий — один из главных персонажей борьбы с ересью жидовствующих на Руси Иван Санин (таково было первоначальное мирское имя Иосифа Волоцкого) был родом из волоколамских дворян, сыном боярина. В роду Ивана Санина известно 18 монашеских имен и только одно

Первые казни еретиков

Первые казни еретиков Итак, как мы уже говорили, в 1480 году в Севилье был учрежден первый трибунал инквизиции, а в начале января 1481 года он, удобно обосновавшись в местном доминиканском монастыре Сан-Пабло, приступил к работе.Прежде всего был обнародован приказ, касавшийся

§ 56. Вопрос о церковном землевладении; ересь жидовствующих

§ 56. Вопрос о церковном землевладении; ересь жидовствующих Вопрос о церковном землевладении. Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Нестяжатели и иосифляне. Вассиан Косой. Максим Грек. Ересь жидовствующих. Церковный собор 1504 г.Вопрос об устройстве служилого землевладения был в

3. Ересь жидовствующих конца XV века на Руси и порожденная ею смута в Московском государстве

3. Ересь жидовствующих конца XV века на Руси и порожденная ею смута в Московском государстве Забегая вперед, скажем, что именно эти события в Руси-Орде конца XV века (или конца XVI века при столетнем сдвиге вверх), по-видимому, и составляют содержание ветхозаветной книги

5.5. Клавдий поддержал иудеев, а Грозный поддержал ересь жидовствующих

5.5. Клавдий поддержал иудеев, а Грозный поддержал ересь жидовствующих При Иване Грозном, приблизившем к себе Елену Волошанку (Есфирь), огромное влияние приобрела ересь жидовствующих. Это привело к расколу в стране, к смуте, к созданию опричнины и противостоящей ей земщины.

4.3. Ересь жидовствующих и падение Новгородской республики

Очерк двадцать седьмой Нищета еврейского населения Российской империи. Духовная жизнь общин. Рав Исраэль Салантер и его учение

Очерк двадцать седьмой Нищета еврейского населения Российской империи. Духовная жизнь общин. Рав Исраэль Салантер и его учение Раввин Йосеф Юзл Гурвич учил‚ что мир можно изменить‚ если этого по-настоящему захотеть. Его ученики часто повторяли: «Обычно говорят: если

Очерк тридцать седьмой Евреи во внутренних губерниях Российской империи. Участие в русской общественной‚ научной и культурной жизни

Очерк тридцать седьмой Евреи во внутренних губерниях Российской империи. Участие в русской общественной‚ научной и культурной жизни Про Исаака Левитана говорили с восторгом и изумлением: «Из какого-то глухого провинциального угла пришел этот тщедушный еврейский

Очерк сорок седьмой Первая мировая война и российские евреи. Февральская революция 1917 года

Очерк сорок седьмой Первая мировая война и российские евреи. Февральская революция 1917 года Во время войны, в одной из оскверненных синагог Галиции С. Ан-ский обнаружил‚ что от десяти заповедей‚ начертанных над Ковчегом Завета‚ остались неповрежденными два слова:

Ересь Жидовствующих — загадка русского Средневековья

Ересь Жидовствующих — загадка русского Средневековья Ересь жидовствующих считается одним из самых загадочных явлений русского Средневековья. Многие историки задавались вопросом, как в такой сугубо православной стране, какой была Русь в XV веке, могло возникнуть

2.1. Иван III Васильевич Грозный и Иван IV Васильевич Грозный как два частичных дубликата в русской истории

2.1. Иван III Васильевич Грозный и Иван IV Васильевич Грозный как два частичных дубликата в русской истории Прежде чем перейти к рассказу о том, как Иван Грозный отразился в Библии, нам придется отклониться от библейской темы и поговорить о параллелизме, обнаруженном нами в

6. Ересь жидовствующих конца XV — на самом деле XVI — века на Руси и порожденная ею смута в Московском государстве

6. Ересь жидовствующих конца XV — на самом деле XVI — века на Руси и порожденная ею смута в Московском государстве Забегая вперед, сразу скажем, что именно эти яркие события в Руси-Орде конца XV века — а на самом деле конца XVI века — составляют содержание библейской книги

Клубок восемнадцатый Жидовствующие и прочая ересь

Клубок восемнадцатый Жидовствующие и прочая ересь В первые века нашей эры, когда по разным странам распространялось христианство, у него возник опасный антидвойник. Гностицизм. Его породили язычники. Нет, не те простодушные язычники, которые традиционно били поклоны

Новгородская ересь проникла в самое сердце государства, а Иван III на протяжении долгого времени покровительствовал отступникам.

Схарий. Начало ереси

История еретического течения, впоследствии проникшего даже в ближний круг Великого князя Ивана III, началась в 1470 году в Великом Новгороде. Тогда противостояние Новгорода и Московского княжества близилось к своему логическому завершению, часть бояр олигархической республики пыталась избежать скорого присоединения к южному соседу. Недовольные политикой Москвы, они пригласили князя Михаила Олельковича, правнука знаменитого литовского князя Ольгерда. Его правление в городе не оставило о себе какой-либо значительной памяти, кроме, разве что, одного, казалось бы, непримечательного момента.

1.jpg

Евреи на Руси

Контакты между евреями и христианами были обычным делом для европейской жизни тех лет. Русская земля не была исключением — прослойка иудеев присутствовала в крупных торговых центрах, которым, например, являлся Новгород. Однако в отличие от Западной Европы, где преследования евреев в XV — XVI веках только усилились, в русских княжествах такого не происходило.

2.jpg

Однако примерно в это время начали появляться переводные работы западных богословов, в которых ярко выражалась тема противостояния влиянию иудаизма. Эти литературные памятники были позаимствованы из Византии, исчезнувшей в 1453 году под ударами османских завоевателей. Тем не менее, реальной исторической подоплёки под ними искать не стоит. Скорее, русские книжники просто перерабатывали богатое теософское наследие старшей сестры. Реальных антисемитских настроений ни в Москве, ни в Новгороде не наблюдалось.

Церковный собор 1488 года, первый суд над еретиками

Ересь обнаружилась совершенно случайно. Новый новгородский архиепископ Геннадий узнал о непотребствах, учиняемых жидовствующими, от одного раскаявшегося попа, пришедшего к нему за прощением. Среди прочего, этот клирик рассказал Геннадию об одном эпизоде: на очередной посиделке еретиков, во время которого они перебрали с алкоголем, как часто бывает в таких ситуациях, возник теологический спор. Поп Наум стал свидетелем обсуждения. Именно тогда он узнал о фактах богохульств новгородских священников: осквернение икон, отрицание Троицы и божественного происхождения Иисуса Христа.

3.jpg

Вот только действия архиепископа Геннадия не возымели должного эффекта. Московская часть еретиков фактически не пострадала. Напротив, она стала укрепляться, приобретая высоких покровителей в среде приближённых к Великому князю вельмож.

Жидовствующие — московская ячейка

В столице еретическому учению жидовствующих стали покровительствовать многие высокопоставленные светские и духовные лица. Среди них особо выделялись дьяки Великого князя Фёдор и Иван Курицыны и архимандрит Симонова монастыря Зосима.

Последний в 1490 году занял вакантное место московского митрополита, после чего началась активная кампания против архиепископа Геннадия. Глава русской церкви усомнился в лояльности своего подчинённого. Геннадий же, в свою очередь, потребовал созвать очередной собор для того, чтобы раз и навсегда разобраться с еретиками-жидовствующими, спокойно жившими в Москве.

Елена Волошанка против Софии Палеолог. Жидовствующие и политические интриги

История ереси жидовствующих оказалась тесно связана с внутриполитической борьбой в окружении Ивана III. Фактически еретики группировались вокруг невестки Великого князя, дочери молдавского господаря Стефана III Елены Волошанки. По другую сторону баррикад оказались сторонники Софии Палеолог, сохранившие тесные связи с Римом.

4.jpg

Однако ситуация сменилась в противоположную сторону за чрезвычайно короткое время. Это связано с двумя обстоятельствами — провалом попытки Ивана III ограничить земельные привилегии Русской Православной Церкви с одной стороны и тяжёлой болезнью самого Великого князя с другой. Глава государства, чувствуя, что близок час смерти, внезапно становится чрезвычайно лояльным к клирикам. С этим связано и возвышение знаменитого преподобного Иосифа Волоцкого.

5.jpg

В 1504 году состоялся очередной церковный собор, на котором ересь жидовствущих была окончательно разгромлена. В отличие от прошлых решений русских клириков, теперь наказания были максимально жёсткими. Фактически вся партия Волошанки была разгромлена, братьев Курициных казнили в Москве, а наиболее видных представителей еретиков сожгли в Новгороде.

Русское общество неоднозначно встретило такие жёсткие меры против еретиков. В полемических трудах Иосиф Волоцкий пытался доказать, что именно таким способом нужно бороться с преступниками против веры, однако его оппоненты, опираясь на Священное Писание, резко осуждали радикальные меры, предпринятые в 1504 году.

Династия и ересь

Митрополит Симон и священный собор продолжали упорствовать и в конце концов выиграли дело. Великий князь Иван не смог навязать духовенству угодное ему решение из-за противодействия духовенства и Боярской думы. Недовольные могли действовать в рамках закона, так как великий князь Дмитрий-внук был на их стороне.

В отличие от Дмитрия Василий энергично выступил в защиту идеи секуляризации. Опыт секуляризации, проведенной в Новгороде, подкреплял планы великого князя.

Предчувствуя близкую кончину, Иван III наконец решил разрубить затянутый узел и объявил своим единственным наследником Василия.

Дмитрия могло бы спасти от тюрьмы заступничество Боярской думы и митрополита. Но руководство думы было разгромлено, а церковь была поглощена заботами о том, как удержать земельные богатства, на которые посягал великий князь.

Иван III не помышлял об умерщвлении внука, но желал, чтобы потомство примирилось у его гроба. Было еще одно обстоятельство. По обычаю государь, вступая на трон, объявлял об амнистии. Иван III должен был подготовить к этому шагу наследника. В народе Дмитрий-внук был популярен, и если бы Василий не простил племянника Дмитрия, на это обратили бы внимание.

Были и другие причины, побудившие властелина Кремля вспомнить о низложенном внуке Дмитрии. Мать Дмитрия, еретичка Елена Волошанка, умерла в заточении 18 января 1505 г. В глазах московских властей именно она, а не ее юный сын была ответственна за интриги в пользу сына Дмитрия.

Арест Дмитрия не повлек за собой репрессий против знати. Иван III избегал раздора с могущественным боярством.

Иерархи, оказавшие наибольшее противодействие Ивану III на соборе, не избежали наказания.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Церковь и государство в конце XV- начале XVI векаИстория России 6 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Церковь и государство в конце XV- начале XVI векаИстория России 6 класс

Церковь и государство
в конце XV- начале XVI века
История России 6 класс

Изменения в положении русской православной церквиПолная самостоятельность от.

Изменения в положении русской православной церкви
Полная самостоятельность от греческой церкви

ЕресиЕще в XIV в. на Руси появляются еретические движения. Ереси - это религи.

Ереси
Еще в XIV в. на Руси появляются еретические движения.
Ереси - это религиозные учения, противоречащие
ортодоксальным догматам церкви.
Так, возникшая в 70-х годах в Новгороде ересь стригольников критиковала Библию и сочинения "отцов церкви", отвергала церковные обряды, осуждала возвеличивание духовенства. Идеи стригольников
(происхождение этого названия неясно) содержали также
социальный протест: они выступали против закабаления
свободных людей. Несмотря на преследования, сторонники
стригольничества (низшее духовенство и ремесленники) встречались и в середине XV в.
Новая ересь (вторая половина XV в.) получила название
ереси "жидовствующих", так как ее приверженцы обвинялись в
переходе в иудаизм. Видимо, действительно, эти еретики
использовали какие-то сочинения иудейских авторов, в целом
оставаясь в пределах христианского вероучения.
Еретики-священники отрицали церковную иерархию, не
принимали догмат о троичности божества, считали ненужными иконы и обряды.

Борьба против ереси- жидовствующиеПротив еретичества повела решительную борьб.

Борьба против ереси- жидовствующие
Против еретичества повела решительную борьбу церковь.

Высшие церковные иерархи: новгородский архиепископ
Геннадий и игумен крупнейшего монастыря Иосиф Волоцкий -
призывали применить силу против них.

В 1490 г. ересь была осуждена церковным собором в Москве.
Тем не менее она проникла даже в великокняжеский дворец, и одно время еретикам покровительствовал Иван III. Но в 1502 г. он окончательно порвал с ними. Тогда новый церковный собор в
1504 г. осудил еретиков на смерть.

Однако в последующее время под влиянием ереси "жидовствующих" находились так называемые русские вольнодумцы: Матвей Башкин и один из его соратников Феодосии Косой.

НестяжателиВнутреннее церковное движение связано и с такими направлениями, ка.

Нестяжатели
Внутреннее церковное движение связано и с такими
направлениями, как «иосифлянство" и "нестяжательство". В
центре спора между ними стоял вопрос о церковных
богатствах.

Теория "нестяжательства" зародилась в конце XVв. среди монашества заволжских монастырей. Их идеологом
стал Нил Сорский. Он настаивал на необходимости строгого
использования церковных правил и обрядов, в целях
нравственного самоусовершенствования проповедовал ведение аскетического образа жизни и отказ от мирских
удовольствий.
В этой связи Нил пришел к выводу о вреде
монастырского крупного землевладения и считал возможной
его ликвидацию.
На церковном соборе 1503 г. нестяжатели выдвинули программу, "чтобы у монастырей сел не было, а жили бы они по пустыням, а кормились бы рукодельем.

ИосифлянеДругие же церковные деятели настаивали на необходимости для церкви и.

Иосифляне
Другие же церковные деятели настаивали на необходимости для церкви иметь большие материальные средства, чтобы можно было успешно выполнять функции проводника христианской веры.
Они также требовали невмешательства
светской власти в церковные дела, добиваясь сильной, богатой и независимой церкви, занимающей высокое положение в политической жизни государства.
Во главе этого направления стоял настоятель подмосковного Волоцкого монастыря Иосиф (отсюда - «иосифляне").

"Москва - третий Рим" -"Москва - третий Рим" - политическая теория в XVI в. в.

"Москва - третий Рим" -
"Москва - третий Рим" - политическая теория в XVI в. в России, обосновавшая всемирно - историческое значение столицы русского государства Москвы как политического и церковного центра.

Теория "Москва - третий Рим" утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй, павших, создателя этой теории, из-за отклонения от "истинной веры", является Московская Русь - "третий Рим".

Теория "Москва - третий Рим" была сформулирована в начале XVI в. в посланиях псковского монаха Филофея к московскому великому князю Василию III Ивановичу.

Троице- Сергиев монастырьВ стенах этого монастыря была разработана теория «Мо.

Подводим итогиРусская Православная церковь, избавившись от византийской завис.

Подводим итоги
Русская Православная церковь, избавившись от византийской зависимости, значительно повысила свой авторитет как духовного центра русского государства.
Однако она постепенно начинает попадать в зависимость от великокняжеской власти.

НЕПЛАКАТНЫЙ ГОСУДАРЬ

Ивану III не повезло – большинство наших современников имеют о нем смутное представление. То ли дело Иван Грозный или Петр Первый! Парадокс в том, что этот малоизвестный русский государь сделал для России ничуть не меньше, чем великие реформаторы и великие тираны. При нем страна окончательно освободилась от татарского ига.

При нем появился российский герб – двуглавый орел. При нем был создан ансамбль Московского Кремля, который до сих пор является символом нашей державы. Но ни одного памятника этому человеку в России до сих пор нет. Почему? Мы обратились с этим вопросом к специалисту по русскому средневековью, историку Дмитрию Володихину.
Двенадцать лет назад я написал для одной энциклопедии статью об Иване III. И высказался в ней очень категорично: важнейшее событие в истории русского государства – его рождение. А рождение это произошло при Иване III. Страна, созданная его усилиями, унаследовала Православие, христианскую культуру и долгую историческую биографию от нескольких княжеств Северо-Восточной Руси.
Сколько воды утекло с тех пор! Теперь я редко использую столь категоричные формулировки, поскольку, кажется, набрался ума. Но факт остается фактом: от тех давних слов отказаться не могу. Действительно, Иван III Великий создал Россию, действительно, он достоин считаться величайшим политиком всей русской истории. Почему же ему до сих пор нет памятника? Почему массовая историческая память не возвела его на пьедестал должной высоты? Историки очень хорошо понимают роль Ивана Васильевича в судьбе нашей страны. Однако массовое сознание еще не восприняло его в качестве одного из главных героев в истории России.
Причин несколько.

Во-первых, величественную личность деда заслонила от потомков нервная артистичная фигура внука – Ивана Грозного. Ему приписываются многие достижения предка. Писательский талант выделяет его из череды “безгласных” государей. Но действительность такова:
Ивану Грозному многие ставят в заслугу то, что он привлек на русскую службу иностранцев, искусных в военном, инженерном и медицинском деле. Однако этим занимались и отец его, и дед. Ведь не кто иной, как Аристотель Фиораванти занимался при Иване III строительством, делал порох и чеканил московскую монету.
Ивану Грозному ставят в заслугу многочисленные победоносные войны, значительно прирастившие нашу территорию. Но он проиграл главную войну своей жизни – Ливонскую. А Иван III не потерпел поражения ни в одной крупной военной кампании. Будучи по призванию политиком, он, тем не менее, часто воевал. Умея подбирать талантливых полководцев для командования полевой армией, государь полагался на их искусство, и они его не подводили.
Из главных военных побед времен правления Ивана Великого учебная и научно-популярная литература чаще всего упоминает освобождение от ордынского ига в 1480 году да присоединение Новгорода. Однако Новгород – всего лишь одно и притом не самое крупное его завоевание. На протяжении трех с небольшим десятилетий Москва присоединила к себе Ярославль, половину Ростовской земли (вторая половина к тому времени уже контролировалась Московскими государями), Тверь, Вятку, а также добрую половину Литовской Руси. Последнее приобретение стоило наибольших трудов и было самым серьезным результатом вооруженной борьбы за единство Руси.
Литовской Русью историки называют колоссальную территорию, принадлежавшую в XIV–XV столетиях великим князьям Литовским и населенную русскими православными людьми. Граница Великого княжества Литовского проходила по нынешнему дальнему Подмосковью. Потребовалось две тяжелые войны, чтобы изменить это положение. В результате Москва получила Вязьму, Новогород-Северский, Чернигов, Одоев, Воротынск, Путивль, Торопец, Брянск, Дорогобуж, Мосальск, Мценск, Гомель, Стародуб и другие города. Новые православные земли послужили главным строительным материалом для создания молодой державы.
Если взглянуть на карту, станет ясно: при Иване III сравнительно небольшое Московское княжество выросло в три-четыре раза и превратилось в Россию – принципиально новое государство, порядки которого отличались от провинциальных устоев старой Москвы. Оно родилось в территориальном взрыве – совершенно неожиданно для современников.
Ивану Грозному ставят в заслугу упорядочение русских законов. Но его Судебник 1550 года представляет собой лишь улучшенную или, как сейчас говорят, “модернизированную” версию Судебника 1497 года, принятого Иваном Великим. А этот последний содержит в себе поистине масштабную идею – распространение единых правовых норм на огромном пространстве только что созданного государства.

Великий князь и русская Церковь

Во-вторых, Иван Великий при всех его достоинствах – далеко не святой. Возникающие время от времени дикие, сумасшедшие разговоры о канонизации Ивана Грозного провоцируют разного рода инициативы по причислению к лику святых иных политических деятелей России. Но Ивана Великого среди них нет, поскольку его отношения с Церковью ни прямотой, ни простотой не отличались.
По отношению к Церкви Иван III вел себя независимо. В конечном итоге великий князь неизменно находил взаимопонимание с высшим духовенством, однако процесс этот мог принимать болезненные формы. Например, митрополит Геронтий, ведя с государем и некоторыми представителями духовенства полемику по вопросам веры, покинул митрополичью кафедру, вынудив тем самым Ивана Васильевича покориться. В других спорных случаях уступал сам митрополит.
Собственно, Русская Церковь, ставшая в середине XV столетия при св. митрополите Ионе автокефальной, обрела тем самым внешнюю независимость – прежде всего от Константинополя, и в то же время начала утрачивать независимость внутреннюю. Великие князья Московские вмешивались во все главные события церковной жизни, с вожделением поглядывая на обширные церковные земли. Духовная иерархия как могла давала отпор давлению светских властей. Симфония, то есть гармоничное со-действие Церкви и государства, в подобных условиях получалась далеко не всегда. Однако времена Ивана III при всей крутости его характера надо признать довольно благополучными в этом отношении. По инициативе государя Московского строились великие храмы. Сердце России – Успенский собор в московском Кремле – появился именно тогда. Великий князь никогда не позволял себе в церковных делах дикого самоуправства, присущего тому же Ивану IV или Петру I. В те годы цвела “северная Фиваида”, звучали прекрасные голоса преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского.
Но, будучи лично благочестивым человеком, Иван III, к сожалению, покровительствовал еретическим движениям, если видел в них государственную пользу, например, возможность отобрать церковные земли для раздачи служилым людям. Так, под его влиянием в митрополиты Московские после Геронтия был поставлен Зосима, склонный к ереси “жидовствующих”. Суть ереси состояла в уклонении от Православия в иудейское учение каббалистики и тайную науку чернокнижия (трактовки содержания этого еретического учения у разных историков сильно расходятся). Несколько лет спустя религиозные пристрастия митрополита, а так же его пьянство вызвали в Церкви всеобщее возмущение, и Зосиму свели с кафедры. Возведение на Московскую кафедру его преемника Симона было совершено с большой торжественностью. По словам церковного историка Е. Е. Голубинского, “. Иван Васильевич хотел придать чину поставления митрополитов тот вид, как в Константинополе совершалось поставление патриархов”. В 1504 году церковный собор осудил и сурово наказал еретиков, и Церковь действовала тогда в полном согласии с Иваном III.
В Европе обретение рядом радикальных бюргерских ересей общей платформы, получившей впоследствии название протестантизма, привело к долгим и кровавым десятилетиям религиозных войн. Россия, по милости Божией, была от них избавлена. В немалой степени этому способствовало симфоническое действие государя Ивана III и нашей Церкви в первые годы XVI столетия.

В-третьих, помимо деяний очевидно полезных для русской земли и православной веры, Иван III совершал и другие, более спорные. Так, например, долгую дискуссию в среде историков вызвало присоединение Новгорода Великого к Москве. Это произошло в 70-е годы XV века, после ряда походов и, в частности, полного разгрома вооруженных сил республики на Шелони. Сопротивление новгородцев великий князь Московский подавил с большой суровостью. Новгород сохранил некоторые, довольно незначительные остатки былой политической независимости, однако солнце его закатилось. Исчезло вече, исчезли выборные должности новгородской администрации, исчезли собственное войско, печати и монеты. Новгородская знать утратила обширные земли и была переселена в иные края, а в прежних ее владениях обосновались московские помещики. Иными словами, бывшая вечевая республика, “северная Венеция” (она же “боярская Швейцария”) стала всего лишь одним из драгоценных камней в державном венце московских государей.
К худу ли, к добру ли совершилась эта драма? Однозначно ответить невозможно. Немало сказано о том, как могла бы пойти история аристократического Новгорода, помоги Бог на Шелони северянам. Возможно, современная политическая карта украсилась бы еще одним крупным самостоятельным государством. Возможно, на Новгородчине быстро прижился бы европейский дух, и нынче эта земля была бы членом Евросоюза. Возможно, там сформировалась бы новая, доселе невиданная цивилизация. Возможно, официальная резиденция президента РФ находилась бы сейчас не в московском Кремле, а в новгородском Детинце.
Но контрфактическое моделирование (этим термином в науке определяется бытовое понятие “если бы, да кабы”) предлагает и другие варианты “альтернативной истории” Новгорода Великого. Колоссальный экономический ресурс независимого Севера был жизненно необходим поднимающейся Руси для борьбы с ордынской угрозой. И действительно, новгородское серебро и новгородские ратники пригодились для борьбы с ханом Ахматом, о чем речь пойдет ниже. Если бы Москва, жестко и порой жестоко “собиравшая земли”, не подчинила себе новгородскую вольницу, как знать, куда повернула бы судьба всей страны… Могло произойти худшее: новая утрата независимости, раздробление на мелкие улусы, падение Православия. Не объединившись с “низовой” Русью, Новгород, тем не менее, имел все шансы разделить ее горькую судьбу.
И тогда, быть может, в наши дни на месте старинной православной твердыни и множества храмов стояла бы рыбацкая деревенька, и туристы время от времени заглядывали бы туда посмотреть на сохранившиеся кое-где башни и стены Детинца, а главная магистраль между столицами каганата и халифата пролегла бы намного южнее. Рыбаки платили бы ясак местному тудуну, а по дороге к ближайшему большому базару предъявляли бы пайзцу отважным нукерам. Ну а тот, у кого не сыскалось бы в нужной момент пайзцы, мог бы избежать зиндана в Торжке, только дав нукерам приличествующий бахшиш.
Иван III разрушил в Новгороде вечевую демократию. Но как знать, не стала ли утрата старинной вольности меньшим злом в судьбе Новгородчины?

Читайте также: