Святая троица значение фразеологизма и происхождение кратко

Обновлено: 06.07.2024

Есть такое выражение «Бог един в трёх лицах, когда Бог одновременно Отец, Сын и Дух Святой. Что означает Святая Троица в православии и как трактуется этот образ, разберем ниже в статье.

Ответ на вопрос

Как солнце излучает одновременно свет, тепло и невидимое радиационное излучение, так и Господь имеет 3 ипостаси, которые познать просто невозможно. Празднуется праздник Святой Троицы на 50-й день Пасхи, которая каждый год приходится на разное время. В этот день празднуется и День Духа Святого, когда в храмы приносят зелень, которая потом освящает и дом.

Немного о Сотворении мира

Вначале Бог сотворил Небо и Землю. И Дух Божий носился над водой. До появления Христа Дух Божий существовал как продолжение Создателя. Христос оказался сыном Божьим, третьим воплощением Господа, который явился на Землю. Святая Троица – это один Бог в трёх воплощениях. У Него единая природа и 3 самосознания. Понять Его сущность невозможно, но можно сравнить с Солнцем, которое ярко светит и одновременно греет.

Бог Отец

Создатель людей, вселенной, начало начал. Он не рождён, не сотворён, вечен. Дух Святой и Иисус Христос (Бог Сын) – его продолжение, воплощение. Понять, прочувствовать это практически невозможно. Бог Отец знает всё наперёд, даже судьбу отдельного человека. Только Ему ведомо, в какой день закончится земное человечество и человек сумеет перейти в Царство небесное. Поэтому те, кто пытается предугадать конец света, ставят себя выше Бога Отца. Однако Бог Отец знает о каждом практически всё вокруг. Он начало и конец, высшее, что существует над всеми нами.

Бог Сын

Земное воплощение Бога, то есть Христос. В отличие от Отца, Христос рождён. Ему было предписано явиться на землю, чтобы спасти человечество от множества согрешений. Это воплощение, с одной стороны, Божественной сути человека, с другой – Бога, который явился, чтобы принять на себя грехи всего человечества и дать надежду на спасение поколений, как того времени, так и тех, кто потом появится на свет до скончания века.

Дух Святой

Имеет несколько воплощений в Библии. При Сотворении мира он носится над водой. Затем появляется в виде голубя во время Крещения Иисуса Христа как особый знак свыше. Дух Божий третье воплощение Бога. Считается, что церковь будет уже не настоящей, если в ней будут упоминать только Отца и Сына.

Почему Бог есть любовь и как это проявляется?

Любовь руководила Создателем при сотворении мира. В этот момент Богом руководила любовь высшая, в самом чистом виде, в котором бывает. Человек же создан по образу и подобию Божьему, поэтому для того, чтобы быть счастливым и исполнять Его волю, он должен быть творцом, реализатором своих способностей и, конечно же, силы любви.

Бутылка и стакан

Сегодня многие верующие искренне считают, что употребление спиртного – дело совершенно нормальное. Нередко нам

Свечи в храме

Спаситель православных принес на грешную землю восковые атрибуты, излучающие в церквях свое божественное сияние

Иисус утешает человека

Церковные каноны

Понятие Церковные каноны обозначает 1) обязательные для всех правила, которые определяют порядок жизни, принятый

Вы пишите: Святая Троица – термин, означающий, что Бог един в 3-х воплощениях…

Вы пишите: Дух Святой
имеет несколько воплощений в Библии. При Сотворении мира он носится над водой. Затем появляется в виде голубя во время Крещения Иисуса Христа как особый знак свыше. Дух Божий третье воплощение Бога. Считается, что церковь будет уже не настоящей, если в ней будут упоминать только Отца и Сына.

Дух Святой — это не голубь, и не облако, и не огненные языки по существу. Все это образы, в которых был явлен Святой Дух в том или ином месте. На самом деле святой Дух — это Бог, которого невозможно видеть. В Лике Христа мы видим Отца и Святой Дух, только в Нем. Так же Святой Дух являет невидимым образом на земле Сына, в душах верующих. Причем стоит понимать, что благодать Святого Духа в православии понимается как Божественная Энергия исходящая от Отца в Сыне святым Духом, то есть, от единой Божественной Сущности, а не от одной Третьей ипостаси.


Святая Троица в православии

Святая Троица — богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. Это одно из важнейших понятий православия.

Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии.

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

Фильмы о Святой Троице

Уроки православия. Святая Троица

Множество христиан всего мира исповедуют веру в Бога-Троицу: православные, католики, лютеране. Безусловно, никто из них не считает, что верит в трех богов. Учение о Боге-Троице, по словам одного богослова, есть крест для человеческого ума. Однако же Священное Писание и Священное Предание Православной Церкви помогают нам приблизиться к этой тайне, дают возможность говорить о ней.

Во-первых, стоит отметить, что Православное христианство есть религия монотеистическая. Это, безусловно, так. Православие говорит о Боге как о Творце, Промыслителе, Искупителе, Освятителе и Мздовоздоятеле. В то же время Православие есть религия богооткровенная, т.е. та, истины которой были открыты Самим Богом через Откровение. Прикровенно учение о Боге-Троице мы находим в Ветхом Завете. Так, в Книге Бытия слово Бог (элохим - греч.) стоит во множественном числе, что указывает на некую множественность, а слово сотворил (бара - греч.) стоит в единственном числе. Сам Господь Иисус Христос в Своих беседах с книжниками и фарисеями ссылался на ветхозаветные книги, чтобы показать Свое единосущие с Отцом, что уже предполагает наличие в Боге двух лиц (Христос также говорил и о Святом Духе, Который должен придти). Так, Господь Иисус Христос обращался к словам одного из псалмов, в котором сказано: . рече Господь, Господеви Моему: седи одесную мене, доколе положу врагов Твоих к подножию ногам Твоим. Христос спрашивал иудеев: как Давид называет Христа Господом? Вообще, новозаветные тексты однозначно содержат учение о Боге-Троице.

Во-вторых, приблизиться к тайне Троичности Божества помогают аналогии из видимого мира, Творцом которого является Бог-Троица. Так, мы пожем посмотреть на солнце и увидеть в нем сам солнечный диск, луч света, а также тепло. Но ведь это не три солнца, а одно. Или же, возьмем пример человека, у которого есть ум, с умом неразлучно слово, внутреннее и внешнее, а также дыхание или душа. Т.е. в человеке есть ум, есть слово и есть душа и это все один человек, а не три.

Православное учение о Боге-Троице таково: Бог один по природе и Троичен в Лицах, Отец - Нерожденный, Сын - Рожденный, Дух Святой - Исходящий от Отца. Бог-Троица есть Бог любви, т.к. еще до творения видимого и невидимого мира все Три Лица Пресвятой Троицы пребывали в любви.

Святая Троица что это

Предлагаю опять же свою версию ипостаси церкви – Святая Троица. Что это за Троица, какое значение имеет для человека и в чем она выражается. Так же разберем появление Святой Троицы и правильно ли она объясняется Святыми Отцами или не объясняется совсем.

Предыстория появления Святой Троицы

Исследование Принципов сотворения человека

s1200.jpg

Вот и исследуем это нехристианское происхождение Святой Троицы, и так ли оно выражается, как об этом пишут все святые писания.

Что в человеке может означать Святую Троицу, пусть еще в потенциале? Предлагаю немного подумать, мы не создаем догматы, мы исследуем и святые писания, в том числе.

Почему церковь во главу Святой Троицы поставила Отца, а после Сына? Непонятно. А может сознательно таким образом церковь скрывала истину до поры до времени, пока человек не созреет и не поймет сам. По-видимому, это важно, плод должен созреть, чтобы начать плодоносить.

Вот теперь становится немного более или менее ясно. Повторюсь:

Обращу внимание, что сначала Бог создал Небо и Сушу (твердь), что значит Бесконечное (Дух) и конечное (Материю). Главное, что важно, что Бог создал Материю (Матерь) и все образы Творения, которые до появления человека являются образами Материи (Матери), как пассивного Принципа Реальности.

И вечно им искать друг друга, но как только обретут, обретут все, ибо два божественных Принципа – Дух и Материя обретут единство в человеке и это Па-Ра в свободном и свадебном танце Ра-зума, ибо это рождение Младенца, который превышает силою Отца, как и Мать своих. Не об этой ли свадьбе сказано в завете?

Святая Троица в Высшем

1448959761-alex-grey-love-circuit.jpg

Святая Троица в Высшем – это Дух и Материя, Мысль и Чувство, которые в Сыне обретают статус Разума (прочувствованная Мысль), в низшем – это Мужское и Женское, что есть вечное рождение жизни. Бог Отец и Материя Мать, отныне, передают полномочия Сыну своему Единородному, который есть Люцифер и он же Иисус Христос – Майтрейя. Не зря говорят – Муж и Жена одна сатана.

Люцифер, сброшенный в сумеречную зону возвращается в бесконечность Человеком Эволютом, то есть рожденным, а не сотворенным.

Прошу простить меня за такое вульгарное высказывание по поводу Люцифера, но в тех же древних манускриптах довольно четко определено, что Люцифер – это Единородный Сын Бога и он же падший ангел. Прошу обратить внимание на схожесть падения человека и ангела. Человек, создан в Раю и после ослушания Отца сброшен на землю.

Более того, Иисус сказал, что он есть Единородный Сын Бога, разве это не значит, что. не буду продолжать, предлагаю выводы сделать каждому самому.

Продолжим разговор о Святой Троице. Как уже писал, что Троица в Христианстве появилась только во втором веки новой эпохи, но мы знаем, что Троица была изначально в языческих верованиях. Приведу примеры:

Индуизм: Брахман – Вишну – Шива, как созидание – сохранение – разрушение.

Жрецы Египта: Осирис – Исида – Гор, как Отец – Мать – Сын.

Буддизм: Дхарма – Будда – Сангха, как Божественная реальность – Человек просветленный – Общество просветленное.

Таким образом, о божественном триединстве говорится много. Потому и неудивительно, что христианам тоже захотелось иметь свою Святую Троицу. И для этого всего лишь требовалось дописать несколько слов в свои Священные книги, поскольку христианство берёт своё начало в иудаизме, а там прямых символов Святой Троицы не существует.

И христиане дописали: в четвёртом веке, на втором Константинопольском соборе, был утверждён догмат о едином Боге в трёх лицах - Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой.

Из нашего исследования можно сделать всего один вывод – Святая Троица – это состояние Единого Бога во всех Божественных, как Земных мирах. Поэтому мы видим тройственность вещества – лед – вода – пар, например, тройственность жизни, тройственность света – огонь – свет – тепло и так далее.

И по традиции уже небольшой ролик о приметах дня Святой Троицы

Вот и все, друзья. Повторюсь, что мои выводы о Святой Троице не предназначены, чтобы хоть как-то оскорбить чувства верующих, обыкновенное исследование в режиме синтеза и анализа образов информации. Мир развивается быстро и потому скрижали Завета менять придется, в соответствии знаний современности.

Свята́я Тро́ица (греч. Αγία Τριάδα, лат. Trinitas) – Бог, единый по суще­ству и тро­ич­ный в Лицах (Ипо­ста­сях); Отец, Сын и Святой Дух.

Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – Единый и един­ствен­ный Бог, позна­ва­е­мый в трех рав­но­слав­ных, рав­но­ве­ли­ких, не сли­ва­ю­щихся между Собою, но и нераз­дель­ных в едином Суще­стве, Лицах, или Ипо­ста­сях.

svjataja troica - Святая Троица

Образы Святой Троицы в мате­ри­аль­ном мире

Как же Гос­подь Бог может быть одно­вре­менно Один и Троица? Не надо забы­вать, что к Богу непри­ло­жимы при­выч­ные для нас земные изме­ре­ния, в том числе кате­го­рия числа. Ведь исчис­лять можно только пред­меты, раз­де­лён­ные про­стран­ством, вре­ме­нем и силами. А между Лицами Святой Троицы нет ника­кого про­ме­жутка, ничего встав­ного, ника­кого сече­ния или раз­де­ле­ния. Боже­ствен­ная Троица есть абсо­лют­ное един­ство. Тайна тро­ич­но­сти Бога недо­ступна чело­ве­че­скому разуму (см. подроб­нее). Неко­то­рыми види­мыми при­ме­рами, гру­быми ана­ло­ги­ями Её могут слу­жить:

  • солнце – его круг, свет и тепло;
  • ум, рож­да­ю­щий неиз­ре­чен­ное слово (мысль), выра­жа­е­мое дыха­нием;
  • сокры­тый в земле источ­ник воды, ключ и поток;
  • при­су­щие бого­об­раз­ной чело­ве­че­ской душе ум, слово и дух.

Единая при­рода и три само­со­зна­ния

Будучи еди­ными по при­роде, Лица Святой Троицы раз­ли­ча­ются лишь лич­ными свой­ствами: нерож­дён­ность у Отца, рож­де­ние – у Сына, исхож­де­ние у Св. Духа. Отец – без­на­ча­лен, не сотво­рен, не создан, не рожден; Сын – пред­вечно (вне­вре­менно) рождён от Отца; Святой Дух – вечно исхо­дит от Отца.

  • одну волю (жела­ние и воле­изъ­яв­ле­ние),
  • одну силу,
  • одно дей­ствие: любое дей­ствие Бога едино: от Отца через Сына в Духе Святом. Един­ство дей­ствия в отно­ше­нии Бога сле­дует пони­мать не как некую сумму трех взаимо-соли­дар­ных дей­ствий Лиц, а как бук­валь­ное, стро­гое един­ство. Это дей­ствие всегда пра­во­судно, мило­сердно, свято…

Отец – источ­ник бытия Сына и Св. Духа

Отец не обла­дает боль­шей вла­стью и честью, чем Сын и Святой Дух.

Истин­ное знание о Боге-Троице невоз­можно без внут­рен­него пре­об­ра­же­ния чело­века

Опыт­ное позна­ние Тро­ич­но­сти Бога воз­можно лишь в мисти­че­ском откро­ве­нии по дей­ствию Боже­ствен­ной бла­го­дати, чело­веку, чьё сердце очи­щено от стра­стей. Святые отцы опытно созер­цали Единую Троицу, среди них можно особо выде­лить Вели­ких Кап­па­до­кий­цев (Васи­лия Вели­кого, Гри­го­рия Бого­слова, Гри­го­рия Нис­ского), свт. Гри­го­рия Паламу, прп. Симеона Нового Бого­слова, прп. Сера­фима Саров­ского, прп. Алек­сандра Свир­ского, прп. Силу­ана Афон­ского.

Каждое из Лиц Троицы живет не для Себя Самого, но без остатка отдает Себя другим Ипо­ста­сям, оста­ва­ясь при этом пол­но­стью откры­тым для их ответ­ного дей­ствия, так что все три сопре­бы­вают в любви друг с другом. Жизнь Боже­ствен­ных Лиц есть вза­и­мо­про­ник­но­ве­ние, так что жизнь одного ста­но­вится жизнью дру­гого. Таким обра­зом, бытие Бога Троицы осу­ществ­ля­ется как любовь, в кото­рой соб­ствен­ное суще­ство­ва­ние лич­но­сти отож­деств­ля­ется с само­от­да­чей.

Учение о Святой Троице – основа хри­сти­ан­ства

Все дог­маты хри­сти­ан­ства поко­ятся на учении о Боге едином по суще­ству и тро­ич­ном в Лицах, Троице Еди­но­сущ­ной и Нераз­дель­ной. Учение о Пре­свя­той Троице есть высшая цель бого­сло­вия, поскольку познать тайну Пре­свя­той Троицы в ее пол­ноте – значит войти в Боже­ствен­ную жизнь.

Хри­сти­ан­ское учение о Святой Троице есть учение о Боже­ствен­ном Уме (Отце), Боже­ствен­ном Слове (Сыне) и Боже­ствен­ном Духе (Святом Духе) – Трех Боже­ствен­ных Лицах, обла­да­ю­щих единым и нераз­дель­ным Боже­ствен­ным Суще­ством.

Боже­ствен­ный Ум, Слово и Дух все­цело Личны, поэтому Они и названы Лицами (Ипо­ста­сями). Ипо­стась или Лицо есть личный способ бытия Боже­ствен­ной сущ­но­сти, кото­рая в равной мере при­над­ле­жит Отцу, Сыну и Свя­тому Духу. Отец, Сын и Святой Дух едины по Своей Боже­ствен­ной при­роде или сущ­но­сти, еди­но­при­родны и еди­но­сущны. Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог. Они совер­шенно равны по Своему Боже­ствен­ному досто­ин­ству.

Каждое Лицо обла­дает все­мо­гу­ще­ством, вез­де­при­сут­ствием, совер­шен­ной свя­то­стью, высо­чай­шей сво­бо­дой, несо­здано и неза­ви­симо от чего-либо твар­ного, нетварно, вечно. Каждое Лицо несет в Себе все свой­ства Боже­ства. Учение о трех Лицах в Боге озна­чает, что отно­ше­ния Боже­ствен­ных Лиц для каж­дого Лица трой­ственны. Невоз­можно пред­ста­вить себе одно из Боже­ствен­ных Лиц без того, чтобы сразу не суще­ство­вали два Других.

Может ли хри­сти­а­нин обра­щаться к каж­дому из трёх Лиц Святой Троицы?

  • Мы обра­ща­емся к Отцу, вечно рож­да­ю­щему Сына, выра­зи­те­лем Кото­рого явля­ется вечно исхо­дя­щий от Отца Святой Дух.
  • Мы обра­ща­емся к Сыну, вечно рож­да­ю­ще­муся от Отца, чьим выра­зи­те­лем явля­ется вечно исхо­дя­щий от Отца Святой Дух.
  • Мы обра­ща­емся к Свя­тому Духу, как выра­зи­телю Сына, кото­рый вечно рож­да­ется от Отца.

Таким обра­зом наши молитвы не про­ти­во­ре­чат учению о един­стве (в т.ч. воли и дей­ствия) и нераз­дель­но­сти Лиц Святой Троицы.

Для чего необ­хо­димо знать учение о Святой Троице

Пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин всякий раз испо­ве­дует истину о Пре­свя­той Троице, осеняя себя крест­ным зна­ме­нием через пер­сто­сло­же­ние.

В более част­ной пер­спек­тиве это знание необ­хо­димо:

Как объ­яс­нить учение о Св. Троице не-хри­сти­а­нину?

Для луч­шего объ­яс­не­ния дог­мата о Пре­свя­той Троице святые отцы исполь­зо­вали ряд обще­до­ступ­ных ана­ло­гий. В рамках одной из них Бог, как Высо­чай­ший, Вер­хов­ный Ум, сопо­став­ля­ется с чело­ве­че­ским умом (см. подробно: Догмат о Пре­свя­той Троице).

При­ме­ча­тельно: с утвер­жде­нием, что в устрой­стве мира усмат­ри­ва­ется разум­ность, могут согла­ситься даже языч­ники и ате­и­сты. В этом отно­ше­нии данная ана­ло­гия может слу­жить хоро­шим апо­ло­ге­ти­че­ским сред­ством.

Суть ана­ло­гии состоит в сле­ду­ю­щем. Чело­ве­че­ский ум выра­жает себя через мысль.

Обычно чело­ве­че­ская мысль бывает сфор­му­ли­ро­вана в сло­вес­ном выра­же­нии. Имея это в виду, мы можем ска­зать: чело­ве­че­ская мысль-слово рож­да­ется умом (от ума) по подо­бию того, как Боже­ствен­ное Слово (Бог-Слово, Сын Божий) рож­да­ется Отцом, от Отца.

Когда мы хотим выра­зить нашу мысль (озву­чить её, про­из­не­сти), мы исполь­зуем голос. В данном случае голос может быть назван выра­зи­те­лем мысли. В этом можно видеть подо­бие со Святым Духом, Кото­рый явля­ется Выра­зи­те­лем Слова Отца (Выра­зи­те­лем Бога-Слово, Сына Божьего).

По пре­да­нию, когда Бла­жен­ный Авгу­стин про­гу­ли­вался по берегу моря, раз­мыш­ляя о тайне Святой Троицы, он увидел маль­чика, кото­рый вырыл ямку в песке и пере­ли­вал туда воду, кото­рую зачер­пы­вал ракуш­кой из моря. Бла­жен­ный Авгу­стин спро­сил, зачем он это делает. Маль­чик ему отве­тил:
– Я хочу вычер­пать всё море в эту ямку!
Авгу­стин усмех­нулся и сказал, что это невоз­можно. На что маль­чик ему сказал:
– А как же ты своим умом пыта­ешься исчер­пать неис­чер­па­е­мую тайну Гос­подню?
И тут же маль­чик исчез.

Читайте также: