Святая троица значение фразеологизма и происхождение кратко
Обновлено: 06.07.2024
Есть такое выражение «Бог един в трёх лицах, когда Бог одновременно Отец, Сын и Дух Святой. Что означает Святая Троица в православии и как трактуется этот образ, разберем ниже в статье.
Ответ на вопрос
Как солнце излучает одновременно свет, тепло и невидимое радиационное излучение, так и Господь имеет 3 ипостаси, которые познать просто невозможно. Празднуется праздник Святой Троицы на 50-й день Пасхи, которая каждый год приходится на разное время. В этот день празднуется и День Духа Святого, когда в храмы приносят зелень, которая потом освящает и дом.
Немного о Сотворении мира
Вначале Бог сотворил Небо и Землю. И Дух Божий носился над водой. До появления Христа Дух Божий существовал как продолжение Создателя. Христос оказался сыном Божьим, третьим воплощением Господа, который явился на Землю. Святая Троица – это один Бог в трёх воплощениях. У Него единая природа и 3 самосознания. Понять Его сущность невозможно, но можно сравнить с Солнцем, которое ярко светит и одновременно греет.
Бог Отец
Создатель людей, вселенной, начало начал. Он не рождён, не сотворён, вечен. Дух Святой и Иисус Христос (Бог Сын) – его продолжение, воплощение. Понять, прочувствовать это практически невозможно. Бог Отец знает всё наперёд, даже судьбу отдельного человека. Только Ему ведомо, в какой день закончится земное человечество и человек сумеет перейти в Царство небесное. Поэтому те, кто пытается предугадать конец света, ставят себя выше Бога Отца. Однако Бог Отец знает о каждом практически всё вокруг. Он начало и конец, высшее, что существует над всеми нами.
Бог Сын
Земное воплощение Бога, то есть Христос. В отличие от Отца, Христос рождён. Ему было предписано явиться на землю, чтобы спасти человечество от множества согрешений. Это воплощение, с одной стороны, Божественной сути человека, с другой – Бога, который явился, чтобы принять на себя грехи всего человечества и дать надежду на спасение поколений, как того времени, так и тех, кто потом появится на свет до скончания века.
Дух Святой
Имеет несколько воплощений в Библии. При Сотворении мира он носится над водой. Затем появляется в виде голубя во время Крещения Иисуса Христа как особый знак свыше. Дух Божий третье воплощение Бога. Считается, что церковь будет уже не настоящей, если в ней будут упоминать только Отца и Сына.
Почему Бог есть любовь и как это проявляется?
Любовь руководила Создателем при сотворении мира. В этот момент Богом руководила любовь высшая, в самом чистом виде, в котором бывает. Человек же создан по образу и подобию Божьему, поэтому для того, чтобы быть счастливым и исполнять Его волю, он должен быть творцом, реализатором своих способностей и, конечно же, силы любви.
Сегодня многие верующие искренне считают, что употребление спиртного – дело совершенно нормальное. Нередко нам
Спаситель православных принес на грешную землю восковые атрибуты, излучающие в церквях свое божественное сияние
Понятие Церковные каноны обозначает 1) обязательные для всех правила, которые определяют порядок жизни, принятый
Вы пишите: Святая Троица – термин, означающий, что Бог един в 3-х воплощениях…
Вы пишите: Дух Святой
имеет несколько воплощений в Библии. При Сотворении мира он носится над водой. Затем появляется в виде голубя во время Крещения Иисуса Христа как особый знак свыше. Дух Божий третье воплощение Бога. Считается, что церковь будет уже не настоящей, если в ней будут упоминать только Отца и Сына.
Дух Святой — это не голубь, и не облако, и не огненные языки по существу. Все это образы, в которых был явлен Святой Дух в том или ином месте. На самом деле святой Дух — это Бог, которого невозможно видеть. В Лике Христа мы видим Отца и Святой Дух, только в Нем. Так же Святой Дух являет невидимым образом на земле Сына, в душах верующих. Причем стоит понимать, что благодать Святого Духа в православии понимается как Божественная Энергия исходящая от Отца в Сыне святым Духом, то есть, от единой Божественной Сущности, а не от одной Третьей ипостаси.
Святая Троица в православии
Святая Троица — богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. Это одно из важнейших понятий православия.
Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии.
Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.
Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.
Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.
2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.
3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.
Краткая история догмата о Пресвятой Троице
В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.
Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам
Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.
В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.
Фильмы о Святой Троице
Уроки православия. Святая Троица
Множество христиан всего мира исповедуют веру в Бога-Троицу: православные, католики, лютеране. Безусловно, никто из них не считает, что верит в трех богов. Учение о Боге-Троице, по словам одного богослова, есть крест для человеческого ума. Однако же Священное Писание и Священное Предание Православной Церкви помогают нам приблизиться к этой тайне, дают возможность говорить о ней.
Во-первых, стоит отметить, что Православное христианство есть религия монотеистическая. Это, безусловно, так. Православие говорит о Боге как о Творце, Промыслителе, Искупителе, Освятителе и Мздовоздоятеле. В то же время Православие есть религия богооткровенная, т.е. та, истины которой были открыты Самим Богом через Откровение. Прикровенно учение о Боге-Троице мы находим в Ветхом Завете. Так, в Книге Бытия слово Бог (элохим - греч.) стоит во множественном числе, что указывает на некую множественность, а слово сотворил (бара - греч.) стоит в единственном числе. Сам Господь Иисус Христос в Своих беседах с книжниками и фарисеями ссылался на ветхозаветные книги, чтобы показать Свое единосущие с Отцом, что уже предполагает наличие в Боге двух лиц (Христос также говорил и о Святом Духе, Который должен придти). Так, Господь Иисус Христос обращался к словам одного из псалмов, в котором сказано: . рече Господь, Господеви Моему: седи одесную мене, доколе положу врагов Твоих к подножию ногам Твоим. Христос спрашивал иудеев: как Давид называет Христа Господом? Вообще, новозаветные тексты однозначно содержат учение о Боге-Троице.
Во-вторых, приблизиться к тайне Троичности Божества помогают аналогии из видимого мира, Творцом которого является Бог-Троица. Так, мы пожем посмотреть на солнце и увидеть в нем сам солнечный диск, луч света, а также тепло. Но ведь это не три солнца, а одно. Или же, возьмем пример человека, у которого есть ум, с умом неразлучно слово, внутреннее и внешнее, а также дыхание или душа. Т.е. в человеке есть ум, есть слово и есть душа и это все один человек, а не три.
Православное учение о Боге-Троице таково: Бог один по природе и Троичен в Лицах, Отец - Нерожденный, Сын - Рожденный, Дух Святой - Исходящий от Отца. Бог-Троица есть Бог любви, т.к. еще до творения видимого и невидимого мира все Три Лица Пресвятой Троицы пребывали в любви.
Предлагаю опять же свою версию ипостаси церкви – Святая Троица. Что это за Троица, какое значение имеет для человека и в чем она выражается. Так же разберем появление Святой Троицы и правильно ли она объясняется Святыми Отцами или не объясняется совсем.
Предыстория появления Святой Троицы
Исследование Принципов сотворения человека
Вот и исследуем это нехристианское происхождение Святой Троицы, и так ли оно выражается, как об этом пишут все святые писания.
Что в человеке может означать Святую Троицу, пусть еще в потенциале? Предлагаю немного подумать, мы не создаем догматы, мы исследуем и святые писания, в том числе.
Почему церковь во главу Святой Троицы поставила Отца, а после Сына? Непонятно. А может сознательно таким образом церковь скрывала истину до поры до времени, пока человек не созреет и не поймет сам. По-видимому, это важно, плод должен созреть, чтобы начать плодоносить.
Вот теперь становится немного более или менее ясно. Повторюсь:
Обращу внимание, что сначала Бог создал Небо и Сушу (твердь), что значит Бесконечное (Дух) и конечное (Материю). Главное, что важно, что Бог создал Материю (Матерь) и все образы Творения, которые до появления человека являются образами Материи (Матери), как пассивного Принципа Реальности.
И вечно им искать друг друга, но как только обретут, обретут все, ибо два божественных Принципа – Дух и Материя обретут единство в человеке и это Па-Ра в свободном и свадебном танце Ра-зума, ибо это рождение Младенца, который превышает силою Отца, как и Мать своих. Не об этой ли свадьбе сказано в завете?
Святая Троица в Высшем
Святая Троица в Высшем – это Дух и Материя, Мысль и Чувство, которые в Сыне обретают статус Разума (прочувствованная Мысль), в низшем – это Мужское и Женское, что есть вечное рождение жизни. Бог Отец и Материя Мать, отныне, передают полномочия Сыну своему Единородному, который есть Люцифер и он же Иисус Христос – Майтрейя. Не зря говорят – Муж и Жена одна сатана.
Люцифер, сброшенный в сумеречную зону возвращается в бесконечность Человеком Эволютом, то есть рожденным, а не сотворенным.
Прошу простить меня за такое вульгарное высказывание по поводу Люцифера, но в тех же древних манускриптах довольно четко определено, что Люцифер – это Единородный Сын Бога и он же падший ангел. Прошу обратить внимание на схожесть падения человека и ангела. Человек, создан в Раю и после ослушания Отца сброшен на землю.
Более того, Иисус сказал, что он есть Единородный Сын Бога, разве это не значит, что. не буду продолжать, предлагаю выводы сделать каждому самому.
Продолжим разговор о Святой Троице. Как уже писал, что Троица в Христианстве появилась только во втором веки новой эпохи, но мы знаем, что Троица была изначально в языческих верованиях. Приведу примеры:
Индуизм: Брахман – Вишну – Шива, как созидание – сохранение – разрушение.
Жрецы Египта: Осирис – Исида – Гор, как Отец – Мать – Сын.
Буддизм: Дхарма – Будда – Сангха, как Божественная реальность – Человек просветленный – Общество просветленное.
Таким образом, о божественном триединстве говорится много. Потому и неудивительно, что христианам тоже захотелось иметь свою Святую Троицу. И для этого всего лишь требовалось дописать несколько слов в свои Священные книги, поскольку христианство берёт своё начало в иудаизме, а там прямых символов Святой Троицы не существует.
И христиане дописали: в четвёртом веке, на втором Константинопольском соборе, был утверждён догмат о едином Боге в трёх лицах - Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой.
Из нашего исследования можно сделать всего один вывод – Святая Троица – это состояние Единого Бога во всех Божественных, как Земных мирах. Поэтому мы видим тройственность вещества – лед – вода – пар, например, тройственность жизни, тройственность света – огонь – свет – тепло и так далее.
И по традиции уже небольшой ролик о приметах дня Святой Троицы
Вот и все, друзья. Повторюсь, что мои выводы о Святой Троице не предназначены, чтобы хоть как-то оскорбить чувства верующих, обыкновенное исследование в режиме синтеза и анализа образов информации. Мир развивается быстро и потому скрижали Завета менять придется, в соответствии знаний современности.
Свята́я Тро́ица (греч. Αγία Τριάδα, лат. Trinitas) – Бог, единый по существу и троичный в Лицах (Ипостасях); Отец, Сын и Святой Дух.
Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – Единый и единственный Бог, познаваемый в трех равнославных, равновеликих, не сливающихся между Собою, но и нераздельных в едином Существе, Лицах, или Ипостасях.
Образы Святой Троицы в материальном мире
Как же Господь Бог может быть одновременно Один и Троица? Не надо забывать, что к Богу неприложимы привычные для нас земные измерения, в том числе категория числа. Ведь исчислять можно только предметы, разделённые пространством, временем и силами. А между Лицами Святой Троицы нет никакого промежутка, ничего вставного, никакого сечения или разделения. Божественная Троица есть абсолютное единство. Тайна троичности Бога недоступна человеческому разуму (см. подробнее). Некоторыми видимыми примерами, грубыми аналогиями Её могут служить:
- солнце – его круг, свет и тепло;
- ум, рождающий неизреченное слово (мысль), выражаемое дыханием;
- сокрытый в земле источник воды, ключ и поток;
- присущие богообразной человеческой душе ум, слово и дух.
Единая природа и три самосознания
Будучи едиными по природе, Лица Святой Троицы различаются лишь личными свойствами: нерождённость у Отца, рождение – у Сына, исхождение у Св. Духа. Отец – безначален, не сотворен, не создан, не рожден; Сын – предвечно (вневременно) рождён от Отца; Святой Дух – вечно исходит от Отца.
- одну волю (желание и волеизъявление),
- одну силу,
- одно действие: любое действие Бога едино: от Отца через Сына в Духе Святом. Единство действия в отношении Бога следует понимать не как некую сумму трех взаимо-солидарных действий Лиц, а как буквальное, строгое единство. Это действие всегда правосудно, милосердно, свято…
Отец – источник бытия Сына и Св. Духа
Отец не обладает большей властью и честью, чем Сын и Святой Дух.
Истинное знание о Боге-Троице невозможно без внутреннего преображения человека
Опытное познание Троичности Бога возможно лишь в мистическом откровении по действию Божественной благодати, человеку, чьё сердце очищено от страстей. Святые отцы опытно созерцали Единую Троицу, среди них можно особо выделить Великих Каппадокийцев (Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского), свт. Григория Паламу, прп. Симеона Нового Богослова, прп. Серафима Саровского, прп. Александра Свирского, прп. Силуана Афонского.
Каждое из Лиц Троицы живет не для Себя Самого, но без остатка отдает Себя другим Ипостасям, оставаясь при этом полностью открытым для их ответного действия, так что все три сопребывают в любви друг с другом. Жизнь Божественных Лиц есть взаимопроникновение, так что жизнь одного становится жизнью другого. Таким образом, бытие Бога Троицы осуществляется как любовь, в которой собственное существование личности отождествляется с самоотдачей.
Учение о Святой Троице – основа христианства
Все догматы христианства покоятся на учении о Боге едином по существу и троичном в Лицах, Троице Единосущной и Нераздельной. Учение о Пресвятой Троице есть высшая цель богословия, поскольку познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь.
Христианское учение о Святой Троице есть учение о Божественном Уме (Отце), Божественном Слове (Сыне) и Божественном Духе (Святом Духе) – Трех Божественных Лицах, обладающих единым и нераздельным Божественным Существом.
Божественный Ум, Слово и Дух всецело Личны, поэтому Они и названы Лицами (Ипостасями). Ипостась или Лицо есть личный способ бытия Божественной сущности, которая в равной мере принадлежит Отцу, Сыну и Святому Духу. Отец, Сын и Святой Дух едины по Своей Божественной природе или сущности, единоприродны и единосущны. Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог. Они совершенно равны по Своему Божественному достоинству.
Каждое Лицо обладает всемогуществом, вездеприсутствием, совершенной святостью, высочайшей свободой, несоздано и независимо от чего-либо тварного, нетварно, вечно. Каждое Лицо несет в Себе все свойства Божества. Учение о трех Лицах в Боге означает, что отношения Божественных Лиц для каждого Лица тройственны. Невозможно представить себе одно из Божественных Лиц без того, чтобы сразу не существовали два Других.
Может ли христианин обращаться к каждому из трёх Лиц Святой Троицы?
- Мы обращаемся к Отцу, вечно рождающему Сына, выразителем Которого является вечно исходящий от Отца Святой Дух.
- Мы обращаемся к Сыну, вечно рождающемуся от Отца, чьим выразителем является вечно исходящий от Отца Святой Дух.
- Мы обращаемся к Святому Духу, как выразителю Сына, который вечно рождается от Отца.
Таким образом наши молитвы не противоречат учению о единстве (в т.ч. воли и действия) и нераздельности Лиц Святой Троицы.
Для чего необходимо знать учение о Святой Троице
Православный христианин всякий раз исповедует истину о Пресвятой Троице, осеняя себя крестным знамением через перстосложение.
В более частной перспективе это знание необходимо:
Как объяснить учение о Св. Троице не-христианину?
Для лучшего объяснения догмата о Пресвятой Троице святые отцы использовали ряд общедоступных аналогий. В рамках одной из них Бог, как Высочайший, Верховный Ум, сопоставляется с человеческим умом (см. подробно: Догмат о Пресвятой Троице).
Примечательно: с утверждением, что в устройстве мира усматривается разумность, могут согласиться даже язычники и атеисты. В этом отношении данная аналогия может служить хорошим апологетическим средством.
Суть аналогии состоит в следующем. Человеческий ум выражает себя через мысль.
Обычно человеческая мысль бывает сформулирована в словесном выражении. Имея это в виду, мы можем сказать: человеческая мысль-слово рождается умом (от ума) по подобию того, как Божественное Слово (Бог-Слово, Сын Божий) рождается Отцом, от Отца.
Когда мы хотим выразить нашу мысль (озвучить её, произнести), мы используем голос. В данном случае голос может быть назван выразителем мысли. В этом можно видеть подобие со Святым Духом, Который является Выразителем Слова Отца (Выразителем Бога-Слово, Сына Божьего).
По преданию, когда Блаженный Августин прогуливался по берегу моря, размышляя о тайне Святой Троицы, он увидел мальчика, который вырыл ямку в песке и переливал туда воду, которую зачерпывал ракушкой из моря. Блаженный Августин спросил, зачем он это делает. Мальчик ему ответил:
– Я хочу вычерпать всё море в эту ямку!
Августин усмехнулся и сказал, что это невозможно. На что мальчик ему сказал:
– А как же ты своим умом пытаешься исчерпать неисчерпаемую тайну Господню?
И тут же мальчик исчез.
Читайте также: