Священство и царство кратко

Обновлено: 02.07.2024

Урок-размышление. Учитель истории: Гимранова В.Х.

Цель : - Систематизировать и обобщить знания уч-ся о

церковном расколе ХVII в.

- Определить смысл конфликта между светской и

Оборудование : тема, эпиграф:

Портреты А.М.Романова, Никона;

Тогда только-только закончился Церковный собор, созванный царем Алексеем Михайловичем якобы для рассмотрения дел насущных, на самом же деле – для устранения ставшему ему ненавистным патриарха Никона. Низложить зарвавшегося патриарха, но увековечить его церковную реформу – решил собор… Так, с тревожных звонов, начиналась новая русская церковь.

Однако, прежде чем продолжить разговор о соборе, обратимся к событиям предшествовавшим. В конце концов, решения собора были лишь этапом в жизни страны, звеном в длинной цепочке событий.

Действительно, ли главное то, как стали осенять себя христиане после собора – двоеперстным или троеперстным крестным знамением? Только ли из-за этого горели страсти? В чем была суть происходящего?

В 1589 г. при царе Федоре Иоанновиче в присутствии константинопольского патриарха была учреждена Московская патриархия.

Обращаясь к царю Фёдору, константинопольский патриарх произнёс слова, глубоко запавшие в царскую душу, их с тех пор передавали в Кремле по наследству. В воспроизведении В.О. Ключевского слова эти звучали так: (зачитать с доски).

События, способствовавшие утверждению третьего Рима, происходили и во время правления Алексея Михайловича.

- А какой он был этот царь?

- Какое влияние оказало Соборное уложение?

(Централизация гос. власти, усиление самодержавия, окончательное закрепощение крестьянства).

Таким образом, в XVII в. церковь обладала значительной властью.

- Почему же в XVII в. произошёл такой факт как раскол церкви?

(В церковных книгах накопилось много неточностей, одновременно священник читал свою молитву, дьячок - пел псалмы.

При изучении рукописей выяснилось, что в них много ошибок и исправлений. Тогда решили обратиться к греческим церковным книгам. Реформатором православной церкви выступил патриарх Никон.)

(Характеристика Никона уч-ся)

По поручению Алексея Михайловича в 1653 г. Никон начал проводить в жизнь церковную реформу.

- К чему сводилось основное содержание реформы?

1. Вводилось крестное знамение тремя перстами, двуперстие было предано проклятью;

2. земные поклоны заменялись поясными;

3. во время крестного хода теперь двигались навстречу солнцу;

4. иначе стали писать имя Христа - Иисус, вместо старого Исус;

6. для богослужения допускались иконы только греческого письма.

Таким образом, фактически реформы Никона не затронули каноны Русской церкви, вводились лишь уточнения, единообразие. Изменились лишь обряды.

-Всех устраивала эта реформа? Если нет, то почему?

(Многочисленные противники из разных слоёв общества. Одни были недовольны не столько содержанием реформы, сколько формой и методами её проведения. Их раздражало высокомерие, жестокость и непримиримость Никона ко всем непослушным. Многочисленную группу недовольных составили малограмотные и неграмотные служители церкви. Они с трудом разбирались в старых книгах и тем более не были готовы для работ с новыми исправленными книгами. Были и идейные противники – упорные блюстители старины вообще, они требовали исправлений по старорусским книгам. Крестьяне хотели белой свободы, бояре – главенства Боярской думы.)

Главным идейным противником Никона стал протопоп Аввакум.

(Краткая характеристика Аввакума - учитель)

- Почему Никон и Аввакум вначале входили в один кружок, а потом оказались врагами?

- Что общего в их хар-ре?

- Почему царь превозносит Никона на такую высоту, а потом между ними возникает конфликт?

Через 15 лет при Федоре, ему было разрешено вернуться в Воскресенский монастырь, но Никон был тяжело болен и по дороге скончался под Ярославлем.

В 1667 г. церковный собор проклял всех защитников старых обрядов – старообрядцев. Собор официально признал, что реформа не есть личное дело Никона, а дело царя, гос-ва и церкви. Поэтому все, кто выступал против реформы, стали врагами царской власти. Царь издал ряд указов, которые предписывали воеводам разыскивать и жестоко наказывать старообрядцев. Началась кровавая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры. Они жестоко преследовались, их сжигали на кострах. Так произошел раскол в Русской православной церкви.

Сторонники старой веры бежали на север, в Заволжье, создавали свои общины. В рядах старообрядцев оказались люди из самых разных соц. слоев. В их числе и сестры – боярыня Морозова и княгиня Урусова.

Оставшись вдовой к 30 годам, она считалась одной из самых богатых женщин Руси. Единственная наследница громадного состояния обоих братьев Морозовых. По ногам, переодевшись в простое платье, бродила по темницам, подавала щедрую милостыню, кормила, лечила. Прошла ч/з дыбу, подземелья. Их посадили в яму и подвергли голоду и холоду. Урусова умерла ч/з 2,5 месяца, Морозова выдержала до ноябрьских заморозков.

Гонения продолжались до XX в. и были признаны ошибочными на церковном соборе 1971 г.

-Т.о., в чем политический смысл раскола?

(Москва, мечтавшая о лаврах Третьего Рима – о собственной империи получила свободу действий. Руками Никона церковь подчинилась и стала служить светской власти, а на старую свободную – устроили гонения.)

Аввакум родился в 1621 г. в семье священника. Женился на глубоковерующей девушке Насте, которая стала единомышленницей и другом. Сначала дьякон, потом протопоп. Строго соблюдал все правила церковной службы, публично изобличал пороки своих прихожан, чем вызывал их гнев. Они неоднократно разоряли его дом.

Осенью 1653 г. сослан в Сибирь. Но в царской семье ценили его искренность и убежденность, по настоянию царя сослан сохранив священный сан. В 1662 г. – в Москве, не убедили отречься от убеждений. В 1664 г. – на Мезень, 1667 г. – Пустоозерский острог, 15 лет в земляной тюрьме. 14 апреля 1682 г. сожжен на костре.

“СВЯЩЕНСТВО” И “ЦАРСТВО”

Русская церковь по-прежнему играла немалую роль в жизни страны. Она, с одной стороны, поддерживала светскую, царскую власть, с другой — нередко противостояла ей, и по немаловажным причинам. Церковные иерархи скопили в течение столетий немалые богатства — земли, деньги и прочие ценности. На них зарились и казна, и дворяне. К тому же церковь, опираясь на свои экономическую силу и духовный авторитет, пыталась оказывать влияние на государственные дела. Со времени принятия христианства на Руси снова и снова всплывал вопрос: что выше — “священство” или “царство”, т. е. духовная или светская власть?

Церковная реформа. К середине XVII в. выяснилось, что в русских богослужебных книгах, которые переписывались из столетия в столетие, накопилось много описок, искажений, изменений. Это и не удивительно: переписчики, используя тексты

ветхих рукописей, не все могли прочитать, кое-что дописывали по памяти, домысливали, поправляли и тем самым нередко искажал смысл переписанного.

То же происходило в церковных обрядах. Многие знающие литургию люди осуждали многогласие во время церковных служб.

Обычай креститься двумя перстами, шедший от отцов и дедов, согласно утверждению многих прихожан, тоже был ошибочным, греховным: нужно-де класть крест тремя перстами.

В конце 40-х гг. XVII в. из Киева прибыли в столицу ученые монахи Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий. Посмотрели русские книги, “ужасошася” и засели за благое дело — исправление книг, смущающих людей православных, вводящих их в искушение и грех.

Тогда же сложился в Москве кружок “ревнителей древлего благочестия”. Они тоже кручинились по поводу неисправностей книг и обрядов, а также разгульной жизни монашеской братии. Возмущали их и сохранившиеся от древности языческие суеверия.

Кружок “ревнителей” возглавил Стефан Вонифатьев — духовник царя Алексея Михайловича, протопоп Благовещенского собора в Кремле. В кружок входили Никон — архимандрит столичного Новоспасского монастыря; протопопы Аввакум из Юрьевца-Поволжского .

При изучении русских рукописных книг выяснилось, что в них нет одинаковых текстов, немало описок, ошибок, исправлений, малопонятных слов, терминов. Власти решили обратиться к греческим оригиналам и ученым монахам.

Никон и Аввакум. Всю работу возглавил Никон, в свое время крестьянин, потом священник Нижегородского уезда, монах Соловецкого монастыря, игумен Кожеозерского монастыря в Поморье. Фанатическая вера, большой ум, решительный характер, слава оратора, проповедника, впадавшего в состояние экстаза, вдохновения, к тому же — чудотворца, провидца и целителя сделали его имя известным, и не только в церковных кругах. На него обратил внимание Алексей Михайлович.

В 1646 г. Никон приехал в Москву. Состоялась его встреча с царем, после чего началось быстрое возвышение: он стал архимандритом Новоспасского монастыря, через два года — митрополитом Великого Новгорода, еще через четыре, после смерти Иосифа, — патриархом московским и всея Руси.

Алексей Михайлович, возложивший надежды на сильного духом и телом Никона, поручил ему проведение реформы в церкви, которая, как он не без оснований полагал, не всем придется по нраву. Никон быстро забыл своих друзей из кружка “ревнителей”, их, и свое в том числе, недоверие к ученым грекам и киевлянам . и перешел на грекофильские позиции. Новый патриарх в 1653 г. разослал память по всем церквам: отныне земные поклоны заменить поясными, а двоеперстие — троеперстием.

Тем временем ученые-богословы заново перевели с греческого богослужебные книги. От старых книг они отличались немногими уточнениями, исправлениями. Ничего существенного новые книги, которые по повелению Никона отпечатали и рассылали по церквам, не вносили, основы православия, догматы религии остались неприкосновенными. Вводились только уточнения, единообразие.

Проведение реформы началось, и Никон вложил в это свои недюженные способности, железную волю, фанатизм, нетерпимость к инакомыслящим. Но он столкнулся с противником, равным себе. Против него выступили бывшие соратники и друзья по кружку “ревнителей древлего благочестия”. Возглавил их протопоп Аввакум, во всем похожий на Никона, — человек страстный и горячий, фанатичный и нетерпимый.

“Ревнители” пишут царю, возражая против реформы. Но их не слушают. Свои проповеди и призывы сохранить “древлее благочестие” они не прекращают, наоборот, усиливают их, обращают к широким слоям верующих столицы, а потом и других городов, уездов. Аввакум яростно спорит с Никоном, обличает во весь голос его сторонников . Не довольствуясь положением духовного владыки, он властно вмешивался в дела мирские: во время отлучек царя возглавлял все правительственные дела, указывал боярам, игнорировал и оскорблял их.

Своих оппонентов — Аввакума, Неронова, Федора и прочих — он отправил в ссылку или отдал “под начал” в монастыри. Весной 1654 г. созвали церковный собор, и он по требованию Никона одобрил принятые им меры.

Затем последовали другие: слово “аллилуйя” по его велению стали произносить не дважды, а трижды; двигаться вокруг аналоя стали не по солнцу (“посолонь”), а против солнца. Внес он изменения в церковную и монашескую одежду.

В 1656 г. на очередном соборе всех сторонников старых русских обрядов отлучили от церкви. Споры “ревнителей древлего благочестия” и никониан касались обрядовой, внешней стороны церковной жизни, не затрагивая сути православия. Сторону “ревнителей” принимали многие знатные и богатые бояре, церковные иерархи, крестьяне и посадские люди. В Москве происходили волнения противников реформ Никона. Одно время “ревнители” надеялись, что их поддержит Алексей Михайлович. Он поначалу стоял в стороне от церковной реформы. Но сочувствовал ей, поддерживал патриарха, и Аввакум в нем разочаровался, перестал считать “благочестивейшим и православнейшим” царем.

Падение Никона. Преследование раскольников. Через некоторое время непомерные гордость и властолюбие Никона столкнули его не только со светскими и духовными вельможами, которыми он помыкал, но и с царем.

Значительно возмужавший, повзрослевший, прошедший через испытания военных действий в польской кампании, Алексей Михайлович не мог больше сносить патриаршие претензии, выходки второго “великого государя”, к тому же претендовавшего на политическое первенство. Недовольство царя нарастало. Он перестал посещать службы, которые вел патриарх, приглашать его на приемы во дворец.

Обидчивый и гневливый Никон не выдержал — на одном из богослужений в Успенском соборе он отказался от патриаршества, покинул столицу и уехал в один из построенных им монастырей — Воскресенский Новоиерусалимский к западу от Москвы. Никон ждал, что царь будет умолять его вернуться в Кремль. Но тот и не думал это делать. Обрадованный таким поворотом событий, царь отдал приказание подыскать нового кандидата в патриархи, более сговорчивого, но Никон не спешил давать согласие на уход. Так продолжалось ни много ни мало восемь лет!

Только в 1666 г. состоялся суд, на который под охраной стрельцов привезли Никона. Его свели с патриаршества и сослали в Ферапонтов монастырь, потом перевели в Кирилло-Белозерскую обитель, где он и скончался в 1681 г.

В этом же году окончил свой земной путь и Аввакум, его фанатичный противник. Церковный собор 1666-1667 гг. проклял всех противников реформы, начатой Никоном и продолженной никонианами, в том числе и царем Алексеем. Тот же собор приговорил отдать сторонников Аввакума в руки “градских властей”, т. е. мирских начальников, и судить их по Уложению. Аввакума и других подвижников “древлего благочестия” сожгли на костре в 1681 г.

Старообрядцы, противники церковной реформы, вызывали сочувствие среди обиженных, угнетенных. Поддерживали раскол и представители знатных, богатых фамилий. На стороне раскольников оказались и некоторые представители нарождающегося российского предпринимательства, купцы, казаки и т. д.

Среди прочих инициатив Филарета — начало Смоленской войны с Польшей. В разгар ее он скончался, не дожив два-три года до 80 лет. Два десятилетия спустя русская церковь вступила в эпоху бурных потрясений.

Церковная реформа. К середине XVII в. выяснилось, что в русских богослужебных книгах, которые переписывались из столетия в столетие, накопилось много описок, искажений, изменений. Это и не удивительно: переписчики, используя тексты ветхих рукописей, не все могли прочитать, кое-что дописывали по памяти, домысливали, поправляли и тем самым нередко искажали смысл переписанного.

То же происходило в церковных обрядах. Многие знающие литургию люди осуждали многогласие во время церковных служб. Эти службы шли долго и утомительно, и священники пошли по пути весьма своеобразному: читали сами свою молитву, в это же время дьячок читал свою, а хор пел псалмы. Одновременное чтение и пение наполняли церковь шумом, разноголосицей. Прихожане не могли ничего разобрать, выражали недовольство. А иные, пользуясь сумятицей, переговаривались о мирских делах и заботах, перемигивались, и всякое благочиние шло насмарку.

Обычай креститься двумя перстами, шедший от отцов и дедов, согласно утверждению многих, тоже был ошибочным, греховным: нужно-де класть крест тремя перстами.

Однако при изучении русских рукописных книг выяснилось, что в них нет одинаковых текстов, немало описок, ошибок, исправлений, малопонятных слов, терминов. Власти решили обратиться к греческим оригиналам и уче-ным-монахам.

Никон и Аввакум. Всю работу возглавил Никон, в свое время крестьянин, потом священник Нижегородского уезда, монах Соловецкого монастыря, игумен Кожеозер-ского монастыря в Поморье. Фанатичная вера, большой ум, решительный характер, слава оратора, проповедника, впадавшего в состояние экстаза, вдохновения, к тому же чудотворца, провидца и целителя сделали его имя известным, и не только в церковных кругах. На него обратил внимание Алексей Михайлович.

В 1646 г. Никон приехал в Москву. Состоялась его встреча с царем, после чего началось быстрое возвышение: он стал архимандритом Новоспасского монастыря, затем митрополитом Новгорода Великого, в 1652 г., после смерти Иосифа,— патриархом московским и всея Руси.

Падение Никона. Преследование раскольников. Через некоторое время непомерные гордость и властолюбие Никона столкнули его не только со светскими и духовными вельможами, которыми он помыкал, но и с царем.

Обидчивый и гневливый Никон не выдержал. На богослужении в Успенском соборе Кремля он отказался от патриаршества, покинул столицу и уехал в один из построенных им монастырей — Воскресенский Новоиерусалимский к северо-западу от Москвы. Никон ждал, что царь будет умолять его вернуться в Кремль. Но тот, обрадованный таким поворотом событий, отдал приказание подыскать нового кандидата в патриархи, более сговорчивого. Но не тут-то было! Никон не спешил давать согласие на уход, со сладким бременем власти ему расставаться не хотелось. И так продолжалось ни много ни мало восемь лет!


Воскресенский собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Вид до разрушения немцами во время Великой Отечественной войны. В настоящее время частично восстановлен

Только в 1666 г. состоялся суд, на который под охраной стрельцов привезли Никона. Его свели с патриаршества и сослали в Ферапонтов монастырь, потом перевели в Кирилло-Белозерскую обитель. Лишь через несколько лет после смерти Алексея Михайловича ему разрешили вернуться в Воскресенский монастырь, но по дороге туда в Ярославле бывший патриарх скончался в августе 1681 г.

Старообрядцы, противники церковной реформы, вызывали сочувствие среди обиженных, угнетенных. Поддерживали раскол и некоторые представители знатных, богатых фамилий. Самые известные из них — боярыня Ф. П. Морозова, прославленная В. И. Суриковым, ее сестра княгиня Е. П. Урусова (обе умерли от голода и пыток в Боровской земляной тюрьме), князья Хованский и Мышецкий, представители других фамилий — Стрешнев, Соковнин и др. Раскольниками были и многие представители нарождавшегося российского предпринимательства, купцы, казаки и др.

В конце 1667 г. правительство приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины, имущество монастыря, закрыть пути снабжения всякими припасами. Со следующего года подошедшие сюда царские полки приступили к осаде монастыря. Но изолировать его не удалось: окрестные жители тайком снабжали монахов и монастырских трудников всем необходимым. Да и в самой обители, этой мощной крепости, хранилось большое количество всяких запасов. Осада продолжалась долгих восемь лет.

Вопросы и задания:

Документы

Начало реформ Никона. Первое заточение Аввакума

Таже меня взяли от всенощной Борис Нелединской со стрельцами; человек со мною с шестьдесят взяли: их в тюрьму отвели, а меня на патриархове дворе на чепь посадили ночью. Егда же россветало в день недельный, посадили меня на телегу и ростянули руки, и везли от патриар-хова двора до Андроньева монастыря и тут на чепи кинули в темную полатку, ушла в землю, и сидел три дни, ни ел, ни пил. Никто ко мне не приходил, токмо мыши, и тараканы, и сверчки кричат, и блох довольно. На утро архимандрит с братьею пришли и вывели меня: журят мне, что патриарху не покорился, а я от Писания ево браню да лаю. Сняли большую чепь да малую наложили. Отдали чернцу под начал, велели волочить в церковь. У церкви за волосы дерут и под бока толкают, и за чепь торгают, и в глаза плюют.

Ссылка в Сибирь

Таже послали меня в Сибирь с женою и детьми. И колико дорогою нужды бысть, тово всево много говорить, разве малая часть помянуть. Протопопица младенца родила,— больную в телеге и повезли до Тобольска; три тысящи верст недель с тринатцеть волокли телегами и водою и саньми половину пути. Посем указ пришел, велено меня из Тобольска на Лену вести за сие, что браню от Писания и укоряю ересь Никонову. Таже сел опять на корабль свой. поехал на Лену. А как приехал в Енисейской [острог], другой указ пришел: велено в Дауры вести. Было в Даурской земле нужды великие годов с шесть и семь, а во иные годы отрадило. Таже с Нерчи реки паки назад возврати-лися к Русе. Пять недель по льду голому ехали на нартах. Мне под робят и под рухлишко дал две клячки, а сам и протопопица брели пеши, убивающеся о лед. Страна варварская, иноземцы немирные; отстать от лошедей не смеем, а за лошедьми итти не поспеем, голодные и томные люди.

Из русских людей XVII в. я не знаю человека крупнее и своеобразнее Никона. Но его не поймешь сразу: это — довольно сложный характер и прежде всего характер очень неровный. В спокойное время, в ежедневном обиходе он был тяжел, капризен, вспыльчив, честолюбив, больше всего самолюбив. Но это едва ли были его настоящие, коренные свойства. Он умел производить впечатление, а самолюбивые люди на это не способны.

На основании текста параграфов и документов охарактеризуйте личности Никона и Аввакума.

Домашнее задание§34 читать, ответить на вопросы;изучить материал презентации;най

№ слайда 1

Домашнее задание§34 читать, ответить на вопросы;изучить материал презентации;найти и изучить дополнительный материал в сети Интернет.

План урока1. Патриарх Филарет;2. Церковная реформа;3. Никон и Аввакум;4. Падение

№ слайда 3

План урока1. Патриарх Филарет;2. Церковная реформа;3. Никон и Аввакум;4. Падение Никона. Преследования раскольников;5. Соловецкое восстание.

1. Патриарх ФиларетРусская церковь играла немалую роль в жизни страны Церковные

№ слайда 4

1. Патриарх ФиларетПатриарх Филарет (в миру Федор Никитич Романов) - (ок. 1554 -

№ слайда 5

1. Патриарх ФиларетПатриарх Филарет (в миру Федор Никитич Романов) - (ок. 1554 - 1 октября 1633) - церковный и политический деятель Смутного времени и последующей эпохи Боярин (c 1586 года), один из первых щёголей в Москве, сын влиятельного Никиты Захарьина-Юрьева, племянникцарицы Анастасии, первой жены Ивана IV Грозного, он считалсявозможным соперником Бориса Годунова в борьбе за власть после смерти Фёдора Иоанновича в 1598 году Вместе с другими Романовыми, подвергшимися опале при Борисе Годунове, в 1600 году был сослан, пострижен в монахи под именем Филарет, что должно былолишить его прав на престол.

1. Патриарх ФиларетБудучи родителем государя, до конца жизни официально был его

№ слайда 7

2. Церковная реформаК середине XVII в. выяснилось, что в русских богослужебных к

№ слайда 8

2. Церковная реформаТогда же сложился в Москве кружок «ревнителей древлего благо

№ слайда 9

3. Никон и АввакумВсю работу возглавил Никон, в свое время крестьянин, потом свя

№ слайда 10

3. Никон и АввакумВсю работу возглавил Никон, в свое время крестьянин, потом священник Нижегородского уезда, монах Соловецкого монастыря, игумен Кожеозерского монастыря в Поморье Фанатическая вера, большой ум, решительный характер, слава оратора, проповедника,впадавшего в состояние экстаза, вдохновения,к тому же - чудотворца, провидца и целителя сделали его имя известным, и не только вцерковных кругах. На него обратил внимание Алексей Михайлович В 1646 г. Никон приехал в Москву. Состоялась его встреча с царем, после чего началось быстроевозвышение – через 6 лет, после смерти Иосифа, он стал Патриархом Московским и всея Руси

3. Никон и АввакумАлексей Михайлович, возложивший надежды на сильного духом и те

№ слайда 11

3. Никон и АввакумПроведение реформы началось, и Никон вложил в это свои недюжен

№ слайда 12

3. Никон и АввакумСвоих оппонентов - Аввакума, Неронова, Федора и прочих - он от

№ слайда 13


№ слайда 14

В.И. Суриков. Боярыня Морозова. 1887 г. Боярыня Морозова была противницей реформ

№ слайда 15

В.И. Суриков. Боярыня Морозова. 1887 г. Боярыня Морозова была противницей реформ патриарха Никона, тесно общалась с апологетом старообрядчества - протопопом Аввакумом

4. Падение НиконаЧерез некоторое время непомерные гордость и властолюбие Никона

№ слайда 16

4. Падение НиконаВ 1666 г. состоялся суд, на который под охраной стрельцов приве

№ слайда 17

4. Падение НиконаВ 1666 г. состоялся суд, на который под охраной стрельцов привезли Никона. Его свели с патриаршества и сослали вФерапонтов монастырь, потом перевели в Кирилло-Белозерскую обитель, где он и скончался в 1681 г. Суд над патриархомНиконом(С. Д. Милорадович, 1885 год)

4. Падение НиконаВ этом же году окончил свой земной путь и Аввакум, его фанатичн

№ слайда 18

4. Падение НиконаВ этом же году окончил свой земной путь и Аввакум, его фанатичный противник. Церковный собор 1666-1667 гг. проклял всех противников реформы, начатой Никоном и продолженной никонианами, в том числе и царем Алексеем. Сожжение протопопа АввакумаПётр Евгеньевич Мясоедов, 1897 год

5. Соловецкое восстаниеРадикальные позиции раскольников выявились в ходе восстан

№ слайда 19

5. Соловецкое восстаниеНаряду с активной борьбой, расколоучители и рядовые раско

№ слайда 20


№ слайда 21

Читайте также: