Предфилософия древней греции кратко

Обновлено: 04.07.2024

В соответствии с изложенной выше периодизацией античной философии я перехожу к реконструкции первого периода эпохи классики — ранней классики, когда происходило формирование ранней греческой философии, а именно греческой предфилософии в условиях архаичного античного общества.

Греческая предфилософия зародилась в регионе Эгейского моря, где впервые в истории западного мира сложилась одна из древних цивилизаций — эгейский мир. В районе Эгейского моря сложились и взаимодействовали три культурные общности: древнейшая из них критская, или минойская; кикладская, расцветшая на островах; элладская — в собственно Греции. Отражением критской культуры в материковой Греции была культура микенская.

Термин "философия" означает любовь к мудрости. Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном.

Согласно Пифагору, смысл философии - в поиске истины.

Другого мнения придерживались софисты. Главная задача философа, считали они, - научить своих учеников мудрости.

Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам. Философами поэтому не становятся, а рождаются.

По мнению Аристотеля, задача философии - постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия.

Существенные моменты, свойственные предмету философии вообще:

- исследование наиболее общих вопросов бытия;

- анализ наиболее общих вопросов познания;

- изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества;

- исследование наиболее общих и существенных вопросов человека.

Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

Философия — это форма духовной деятельности, вырабатывающая на основе развивающейся системы знаний о мире в целом, о наиболее общих законах природы, общества и мышления основополагающие принципы, ориентирующие человека в его практике.

Предмет философии — наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, особенности их воспроизведения в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции.

В состав философии входят:

§ теоретическая философия (систематическая философия);

§ социальная философия - раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек;

§ этика - философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность;

§ эстетика - философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания;

§ логика - раздел философии, наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка;

Основными частями теоретической философии выступают:

§ онтология — учение о бытии;

§ гносеология — учение о познании;

§ диалектика — учение о развитии

§ аксиология (теория ценностей);

§ герменевтику (теорию понимания и толкования знаний).

Особым разделом в философии, проблематика которого входит как в общетеоретическую (систематическую философию), так и в социальную философию, является философия науки.

Предфилософия Древней Греции. Мифология и философия

Философия прошла свой цикл развития от зарождения к расцвету, а затем к упадку и гибели. В связи с этим в ее становлении выделяют три периода. Первый - предфилософия, когда закладываются основы для формирования античной философии как рационализированного мировоззрения.

Предфилософия включала мифические, мистические и научные представления.

Итак, в VII веке до н.э. греческое общество испытывает серьезный кризис, который продолжается и в последующем столетии. Это был период смут, внутренних конфликтов.

Предфилософия Древней Греции завершается формированием убеждения, что мудрость как высший идеал знаний, без которых человеческая жизнь не может быть полноценной, приобретается собственными усилиями человека. И источником ее является не вера, а познание, полученное с помощью разума. Таким образом, на место оракульского прорицания, господствовавшего в рамках культуры мифа, приходит самостоятельное размышление человека о мире и своей судьбе.

Философия и мифология - две различные формы общественного сознания - два типа мировоззрения.

Мифологический способ познания относится к эмоционально-образному, а философский - к логико-рассудочному, понятийному.

Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением.

Мифология – система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой.

Миф – образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантастическому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека.

– познавательный компонент – миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т. п.;

– предписательно-побудительный компонент – принципы жизнедействия: ценности, установки, инструкции, директивы, идеалы;




– практический компонент – миродействие: социальное взаимодействие, межиндивидное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т. п.

В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов:

– как он развивается;

– что такое жизнь;

– что такое смерть и др.

Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал.

Мифология – начальная форма мировоззрения, она выражала: наивные формы объяснения природных и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру.

Философия досократиков

Досокра́тики — условное название древнегреческих философов раннего периода (VI—V века до н. э.), а также их преемников IV в. до н. э., творивших вне русла аттической сократической и софистической традиций.

Основным предметом философствования у досократиков был космос. Он представлялся им состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. Человек и сфера социального, как правило, не вычленялись досократиками из общекосмической жизни. Человек, общество и космос у досократиков подчинялись действию одних и тех же закономерностей. Устойчивой досократической концепцией отмечают дуализм.

Наиболее известны следующие досократики: Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит Эфесский, Диоген Аполлонийский, Ксенофан, Пифагор Самосский, Парменид из Элеи, Эмпедокл из Агригента, Анаксагор из Клазомен, Левкипп, Демокрит,Кратил

Досократики традиционно подразделяются на представителей ионийской философии (Милетская школа, Гераклит, Диоген Аполлонийский), италийской философии (пифагорейцы, элеаты) и атомистов.

Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. Основой всего сущего Фалес считал воду.

Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр. Анаксимандр ставил вопрос о начале мира. Он утверждал, что «первоначалом и основой является беспредельное (APEIRON), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное.

Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр. Анаксимандр ставил вопрос о начале мира. Он утверждал, что «первоначалом и основой является беспредельное (APEIRON), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное.

Гераклит объяснял естественным образом такие природные явления как ветер, молнии, гром, зарницы и другие. Основой всего Гераклит считал огонь.

Пифагор исследует и взаимоотношения чисел. Изучение зависимости между числами требовало весьма развитого уровня абстрактного мышления, и этот факт отразился на философских взглядах Пифагора.

4. Софисты и Сократ: эристика и маевтика

4 век до н.э. был переломным в истории греческой философии. Произошел переход от проблем устройства мироздания (натурфилософии) на проблемы познания общества и человека. Переход к новому видению человека и общества подготовили софисты – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик и другие.

Одним из главных противоречий между Сократом и софистами было существование истины. Последние утверждали, что объективной истины не может быть, и что правда у каждого своя.

Сократ же придавал истине большое значение, считал ее основой, на которой строится развитие личности и разумная деятельность человека.

Несмотря на общую идеалистическую основу философских взглядов, еще одним камнем преткновения между Сократом и большинством софистов была религия. Некоторые из софистов в своих измышлениях доходили до того, что боги придуманы людьми с целью контроля над остальными. Сократ же, будучи достаточно религиозным человеком, не мог и в малой степени согласиться с софистами, поскольку считал Бога носителем абсолютного знания.

Сократ и софисты различались взглядами на идею. С точки зрения софистов, одна и та же мысль в восприятии разных людей имеет существенные отличия, поэтому достижение единого понимания между людьми невозможно, особенно если они находятся в разных жизненных условиях. Сократ же считал, что, несмотря на различия в образе жизни и мышлении людей, какое-либо понятие может быть воспринято ими совершенно одинаково.

Сократ, как и софисты, принимал активное участие в политической и общественной жизни своих современников. Но, в отличие от них, мотивы к этому он имел более возвышенные. Он действительно хотел помочь обществу своими знаниями, а не искал какой-либо личной выгоды.

Эри́стика искусство спора, диспута и полемики, разрабатывавшееся софистами. Аристотель эристикой называл искусство спора нечестными средствами. Эристическая аргументация направлена на то, чтобы доказать правоту спорящего вне зависимости от его истинной правоты.

Сократ использовал еще один метод - маевтику, то есть такую форму беседы, при которой умение вести диалог означало умение задавать наводящие вопросы.

Как и вся античная культура, философия прошла свой цикл развития от зарождения к расцвету, а затем к упадку и гибели. В связи с этим в ее становлении выделяют три периода. Первый - предфилософия, когда закладываются основы для формирования античной философии как рационализированного мировоззрения. Второй период вошел в историю как классический. Это время возникновения, созревания и расцвета древнегреческой философской мысли. Данный временной отрезок подразделяется на раннюю (натурфилософия), среднюю (софисты и Сократ) и высокую классику (Платон и Аристотель). И, наконец, третий период связан с кризисом древнегреческого общества. Это - эпоха эллинизма и латинской философии Рима (конец IV в. до н.э. - начало VI в. н.э.).

У истоков эллинской мудрости стоит полулегендарный поэт Гомер (XII в. до н.э.). Мир его поэм был упорядочен путем распределения сфер влияния между великими богами: Зевсу отводился яркий свет небес (эфир), Аиду - туманный мрак подземелья, Посейдону - водные просторы; Землю олицетворяла Гея как мать всех живых существ, в том числе и людей.

Гомеровский эпос еще насквозь пропитан мифологическими представлениями. Почти все природные и многие из социальных явлений имеют здесь сверхъестественную ипостась. Но Океан как первоначало всего уже в значительной степени демифологизирован и представлен в виде реки, опоясывающей сушу. Олимпийские боги находятся в отношениях кровного родства. Им не чужды во многом людские страсти и пороки (зависть, коварство, лицемерие). Однако от смертных людей они отличаются вечной молодостью и бессмертием. Жизнь представителей рода человеческого трудна и полна невзгод, ибо полностью зависит от произвола богов. И все же если последних еще можно как-то умилостивить, то этого нельзя сделать в отношении Судьбы, которая могущественнее самих богов. Поэтому ей подчиняются не только жалкие и ничтожные люди, но и сами небожители.

Гомер один из первых заговорил о мудрости, которую он рассматривал как знание о неведомом, как дар богов. Мудрец, в его представлении, тот, кто ведает о прошлом, настоящем и будущем, ибо он располагает сведениями о первоначале и о том, как из него все возникает. Если искать зачатки философии в гомеровском эпосе, то их можно усмотреть в деантропоморфизации Судьбы (Ананке), в ориентации на первоначало, уже в значительной мере утратившее свои мифологические черты и представшее в виде стихии, в прославлении мудрости.




Предфилософия Древней Греции завершается формированием убеждения, что мудрость как высший идеал знаний, без которых человеческая жизнь не может быть полноценной, приобретается собственными усилиями человека. И источником ее является не вера, а познание, полученное с помощью разума. Таким образом, на место оракульского прорицания, господствовавшего в рамках культуры мифа, приходит самостоятельное размышление человека о мире и своей судьбе.

Как и вся античная культура, философия прошла свой цикл развития от зарождения к расцвету, а затем к упадку и гибели. В связи с этим в ее становлении выделяют три периода. Первый - предфилософия, когда закладываются основы для формирования античной философии как рационализированного мировоззрения. Второй период вошел в историю как классический. Это время возникновения, созревания и расцвета древнегреческой философской мысли. Данный временной отрезок подразделяется на раннюю (натурфилософия), среднюю (софисты и Сократ) и высокую классику (Платон и Аристотель). И, наконец, третий период связан с кризисом древнегреческого общества. Это - эпоха эллинизма и латинской философии Рима (конец IV в. до н.э. - начало VI в. н.э.).

У истоков эллинской мудрости стоит полулегендарный поэт Гомер (XII в. до н.э.). Мир его поэм был упорядочен путем распределения сфер влияния между великими богами: Зевсу отводился яркий свет небес (эфир), Аиду - туманный мрак подземелья, Посейдону - водные просторы; Землю олицетворяла Гея как мать всех живых существ, в том числе и людей.

Гомеровский эпос еще насквозь пропитан мифологическими представлениями. Почти все природные и многие из социальных явлений имеют здесь сверхъестественную ипостась. Но Океан как первоначало всего уже в значительной степени демифологизирован и представлен в виде реки, опоясывающей сушу. Олимпийские боги находятся в отношениях кровного родства. Им не чужды во многом людские страсти и пороки (зависть, коварство, лицемерие). Однако от смертных людей они отличаются вечной молодостью и бессмертием. Жизнь представителей рода человеческого трудна и полна невзгод, ибо полностью зависит от произвола богов. И все же если последних еще можно как-то умилостивить, то этого нельзя сделать в отношении Судьбы, которая могущественнее самих богов. Поэтому ей подчиняются не только жалкие и ничтожные люди, но и сами небожители.

Гомер один из первых заговорил о мудрости, которую он рассматривал как знание о неведомом, как дар богов. Мудрец, в его представлении, тот, кто ведает о прошлом, настоящем и будущем, ибо он располагает сведениями о первоначале и о том, как из него все возникает. Если искать зачатки философии в гомеровском эпосе, то их можно усмотреть в деантропоморфизации Судьбы (Ананке), в ориентации на первоначало, уже в значительной мере утратившее свои мифологические черты и представшее в виде стихии, в прославлении мудрости.

Предфилософия Древней Греции завершается формированием убеждения, что мудрость как высший идеал знаний, без которых человеческая жизнь не может быть полноценной, приобретается собственными усилиями человека. И источником ее является не вера, а познание, полученное с помощью разума. Таким образом, на место оракульского прорицания, господствовавшего в рамках культуры мифа, приходит самостоятельное размышление человека о мире и своей судьбе.

Философия как система делится: на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию.

В состав философии входят:

• Теоретическая философия (систематическая философия)

• Социальная философия – философия об обществе (Как возникло? Что является ячейкой? Учение об идеальном государстве)
• Антропология – философия о человеке (Что отличает человеческое бытие? Что является главной человеческой ценностью? О душе)

• Этика – учение о нравственности

• Эстетика – учение о чувственном восприятии, о красоте и прекрасном

• История философии или историософия ( Почему происходят события? Существует ли логика истории? Циклично/Линейно/Веерообразно ли развивается история?)

Основными частями теоретической философии выступают:

• Онтология — учение о сущем, учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности. (Что первично: бытие или сознание? Материализм/идеализм (объективный – существует объективное божественное сознание, которое порождает мир (Платон); в конце 17 века солипсизм (субъективный идеализм) – мир является порождением моего субъективного познания / дуализм (2 субстанции появляются одновременно (Рене Декарт))…..Какова причина мира? Монизм – рассмотрение многообразия явлений мира в свете одного начала (Фалес – все из воды).

• Диалектика — учение о развитии

• Аксиология (теория ценностей) В чем ценность человеческой жизни?

• Герменевтика (теорию понимания и толкования знаний).

Соловьев толковал слово “философия” как стремление к духовной цельности человеческого существа.

Вопрос 2. Предфилософия Древней Греции. Мифология и философия

Существует три основных взгляда на происхождение философии в Древней Греции:

1) Мифогенная концепция – космогония (происхождение мира) в философии произошел из древнегреческой мифологии, так как боги из мифов символизируют природные начала

2) Гносеогенна концепция происхождения философии – философия как и мифология появляется из протознания.

3) Гносеомифогенная концепция – в мифологии мы встречаемся с метафизическими вопросами, а протознание – источник этических норм в философии

Гомер считает, что отцом всего является Океан, а мать – Тефия. Океан не управляет миром.

У Гесиода мы читаем, что вначале был Хаос. Хаос – зияние, бездна. Независимо от Хаоса возникает Гея, Эрос (любовь) и Тартар. Хаос рождает Эос и Ньюкти (день и ночь),которые рождают эфир и гемер. Гемеры рождают мойр: Клофо, Лахезис и Антропу.

Гея родила Урана (небо), Понта (море) и нимф. Затем, разделив ложе с Ураном: 12 титанов (Океан, Коя и Фебу, Гипериона и Тею, Иопета и Фемиду, Мнемосину, Крона и Рею, Тефию и Напета), сторуких (Котт, Бриарей и Гиес) и киклопов.

Гиперион и Тея рождают Гелиос (солнце), Эос (утренняя заря) и Селену (луна).

Иопет и Фемида рождают Прометея, Эпиметея и Атланта

Когда Зевс вырос, он начал войну с отцом. После десятилетней войны Кронос был свергнут Зевсом и заключён в Тартар.

Зевс нанес Крону удар и Крон ушел в прошлое, тогда из него вышли дети, сделавшись олимпийскими богами (Гестию — богиней домашнего очага, Геру — женой и царицей богов, Деметру — богиней полей и плодородия, Аида — богом подземного царства мёртвых и Посейдона — богом морей).

Титаномай – простершие руку.

Атлант не перешел на сторону Зевса.

Первая жена Зевса Мнемосина (память). Прометей предсказал, что от этого брака будет сын сильнее Зевса. Зевс проглотил беременную Мнемосину, и из его головы вышла Афина. _______________________________________________________________________

Одна из версий происхождения людей принадлежит Платону. По его теории, люди появляются при Зевсе, когда он поручает Прометею и Эпиметею создать живые существа на земле. Эпиметей создает прекрасный и гармоничный мир существ, в котором лишь люди оказываются обделенными и обреченными на смерть. Увидев этот недостаток, Прометей крадет мудрость у Афины и огонь с Олимпа и дает их людям. За этот поступок Прометей был наказан богами: прикован к скале, на которую каждый день прилетал орел клевать печень Прометея, - но Геракл освободил Прометея.

В наказание людям Зевс приказал Гефесту создать первую женщину – Пандору (пан - всё). Пандора стала женой Эпиметея, который рассказал ей про ларец, который нельзя открывать. В отсутствии Эпиметея Пандора открыла ларец, выпустив неисчислимые беды и оставив на дне надежду.

Гесиод в поэме выделяет пять поколений людей. Он считает, что люди появились в золотой век Крона. Они не старели, не болели, не трудились. Зевсу не понравились золотые люди, и он их истребил. Серебряные люди сто лет взрослели, не трудились, затем старели и умирали. Их Зевс тоже истребил. Медные люди рождались в доспехах, у них появилась зависть и война, они сами друг друга истребили. На смену медным людям пришли герои, такие как Персей, Геракл, Одиссей, Тесей, Орфей, Ахиллес, Герои были истреблены в ходе Троянской войны.

Железный век – наш и Гесиода. Люди деградируют, правда не живет средь них, исчезнит почтительность к отцам, любовь и брат пойдет на брата, среди них не живет закон.

Гесиод верит, что железный век кончиться и все вернется на круге своя.

Аид – это царство мертвых, которым правит Аид. Оно находится недалеко под землей и в него легко можно спуститься (Орфей, Тесей). Аид упоминается в сказаниях об Орфее, спустившемся в его царство за своей умершей женой Эвридикой. Орфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону, и они согласились отпустить Эвридику. Однако, выводя её из царства мёртвых, Орфей по пути оглянулся на неё, чем нарушил поставленное ему богами условие, и Эвридика навсегда осталась там.

В Аиде течет пять рек: мрачная и ужасная река страданий Стикс, река забвения Лета, Флегетон, Ахерон и река плача Кокитос. Гидра с 50 пастями сторожит ворота в Тартар из Аида. Выход из царства мертвых охраняет трехглавый пес Цербер.

Сизиф, однажды улизнувший из мира мертвых, бесконечно катит в гору камень, который всякий раз скатывается вниз, не достигнув вершины. Тантал стоит покалено в воде, но не может утолить жажду, он видит над собой виноград, но не может дотянуться до него; лишь мучимый жаждой и голодом он вечно страдает в Аиде.

Орфизм. Еще одним источником древнегреческой мудрости является орфизм. Это мистическое учение связано с мифическим певцом и поэтом Орфеем.

Первоначалом в орфизме служит первовода. Из воды рождается Геракл – двуглавый дракон Время, Адростея (неизбежность), Земля, Небо и Крон.

Во время царства Зевса говорится, что Зевс вступает в брак с Деметрой – богиня плодородия, которая рождает Персифону. Аид похищает Персифону, когда та собирает цветы на лугу. Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. Зевс приказал возвратить Персефону матери. Однако Аид заставил её проглотить несколько зёрен граната, и дочь Деметры уже не могла окончательно покинуть подземное царство; она только две трети года будет проводить на земле с матерью и одну треть — с Аидом. Но Зевс вступает в брак и с Песифоной, и рождается Дионис. Законная жена Зевса Гера насылает титанов на Диониса, и они его раздирают. Зевс находит сердце Диониса, вступает в брак с земной Селеной и Дионис родился вновь.

Дионис изпепеляет титанов и из пепла рождаются люди. Сома есть семо.

Житейская мудрость. Наконец, источником предфилософского знания послужила житейская мудрость, выражавшаяся в гномах семи мудрецов.

Вы когда-нибудь задавались вопросом о том, что было до философии?

Но почему же предфилософия не приобрела статуса науки?

В чём же двойственность предфилософии? Аркадий Арк объясняет так:

Тут уже указано второе значение предфилософии как донаучного мышления. То есть, первое значение предфилософии – это всего лишь хронологическое отличие от философии, но это не различие по существу. Более важное значение, – это осознание разницы между философией как бытовой мудростью и философией как наукой.

Теперь каждый без труда может определить, кто перед ним, философ или предфилософ, стоит только спросить, как этот человек относится к философии, считает он её наукой, или не считает.

Читайте также: