Авторская позиция евгений онегин кратко

Обновлено: 01.07.2024

В этой статье представлен цитатный образ автора в романе "Евгений Онегин": описание личности автора, его роли в произведении и его отношений с героями романа.

Смотрите:
- Краткое содержание романа
- Все материалы по роману "Евгений Онегин"

Образ автора в романе "Евгений Онегин", характеристика в цитатах

В этом произведении автор вовсе не скрывается от читателей. Напротив, он всячески заявляет о себе. И эта манера повествования придает роману особую атмосферу доверия и искренности.

Автор "Евгения Онегина" признается, что он лично знаком со своим героем - Евгением Онегиным. Рассказчик называет Евгения своим "добрым приятелем":

Автор настаивает на том, что его роман не о нем самом, а о его знакомом - Евгении Онегине. Автор просит читателя разделят эти понятия:

". Всегда я рад заметить разность / Между Онегиным и мной . "

". Как будто нам уж невозможно / Писать поэмы о другом, / Как только о себе самом. "

Автор объясняет читателю, что он и Онегин подружились, когда отец Онегина еще был жив. Молодые люди стали друзьями, потому что оба были угрюмые и скучающие:

". С ним подружился я в то время / [. ] Я был озлоблен, он угрюм; / Страстей игру мы знали оба; / Томила жизнь обоих нас; / В обоих сердца жар угас;.."

Любопытно, что у автора каким-то образом оказалось и сохранилось письмо Татьяны к Онегину. Это письмо автор свято бережет:

". Письмо Татьяны предо мною; / Его я свято берегу, / Читаю с тайною тоскою / И начитаться не могу. "

По словам автора, на именинах Татьяны Лариной присутствовал его двоюродный брат - Буянов. Судя по всему, от этого Буянова автор почерпнул некоторые сведения о героях:

На самом деле Буянов - это вымышленный персонаж из поэмы дяди Пушкина - В. Л. Пушкина.

В романе "Евгений Онегин" автор делится мыслями на самые разные темы. Он рассказывает о себе, своих возлюбленных и т.д.

Так например, автор неоднократно дает читателям различные советы, просит извинения и т.д.:

". А вижу я, винюсь пред вами, / Что уж и так мой бедный слог / Пестреть гораздо б меньше мог / Иноплеменными словами. "

Автор признается, что потратил много времени на "разные забавы" - балы и т.д. В этом они очень похожи с Онегиным:

В прошлом автор был сердцеедом и искусителем, как и Онегин. Поэтому автор советует мужьям и матерям лучше следить за своими дочерьми:

". О вы, почтенные супруги! [. ] / Я вас хочу предостеречь. / Вы также, маменьки, построже /За дочерьми смотрите вслед. "

Автор является ценителем женской красоты. Он жалуется на то, что в России трудно найти женщину со стройными ногами:

Судя по тексту романа, автор был влюблен, и, вероятно, не раз. В романе много лирических отступлений о любви и женщинах:

". Кто б ни был ты, о мой читатель, / Друг, недруг, я хочу с тобой / Расстаться нынче как приятель. [. ] / За сим расстанемся, прости. "

Это был цитатный образ автора в романе "Евгений Онегин" Пушкина: описание личности автора, его роли в произведении, а также его отношений с главными героями.

Роман богат элементами лирики, комментариями. Задание отступлений – познакомить читателя с прошлым персонажей, их нравами. Писатель от лица рассказчика делится историями из своего прошлого. Он повествует о вкусах в музыке, культуре, искусстве. С одной стороны, Пушкин отождествляет себя с Евгением:

Создавая иные эпизоды, наоборот, противопоставляет себя Евгению:

  • Ему нравились стройные женщины, автор называет себя ловеласом, обольстителем, сердцеедом;
  • Мнимая леность – отражение самокритичности;
  • Высокий потенциал, самодостаточность – рассказчик прекрасно разбирается в искусстве, языках, литературе, даже в женских туалетах;
  • Наблюдательность, хитрость;
  • Чувство юмора. Писатель в ходе создания романа характеризует его с долей иронии;
  • Отсутствие зазнайства, хвастовства.

О главном действующем лице рассказчик отзывается, как о безразличном человеке, а себя позиционирует как эмоциональную, чувствительную натуру:

Главный герой во многом раскрывается благодаря комментариям рассказчика, авторским ремаркам. Весомое значение слова стороннего рассказчика имеют в формировании структуры всего произведения. С их помощью обеспечивается плавный переход от лирики к эпической части. Благодаря образу Пушкина удалось значительно расширить границы романтического рассказа.

Автор выступает другом Онегина, хранителем его тайн. Именно у рассказчика оказалась записка Татьяны:


Писатель характеризует персонажей, выделяет их основные черты:


Чтобы ответить на тест, выделим четыре главных роли автора в романе:

Дата завершения знаменитого произведения – 1830 год. Пушкин работал над романом почти восемь лет. Авторское отношение к Ленскому, другим героям строилось на основании длительных раздумий. В персонажей Александр Сергеевич вложил свою душу, каждый из них символизировал определенный класс людей – мечтателей, романтиков, прагматиков. Основная тема самого большого романа Пушкина – невзаимная любовь. Автор раскрывает проблемы дружбы, разочарований, верности, преданности.

Произведение относится к жанру стихотворных романов. В его составе восемь частей, содержание книги лирико-эпическое. В начале повествования роман наполнен романтическими мотивами. Ближе к завершению просматривается четкое проявление реализма. Писатель описывает события, произошедшие в девятнадцатом веке. Страной управляет Александр Первый. Персонажи книги – простые люди, дворяне.

Отношение автора к Онегину и Ленскому принципиально разное. Евгения Пушкин упоминает как своего приятеля. Во время прочтения романа создается впечатление, что поэт лично знаком с Онегиным достаточно долго. Александр Сергеевич дает намек, что познакомился с ним в родном городе главного героя – Петербурге. Мужчина изображен как совершенный красавец, неординарная личность. Пушкин не позиционирует его как свое отражение. Он четко выделяет отличия между Евгением и собой. Лирический герой автора:

  • Энергичный;
  • Деятельный;
  • Жаждущий жить;
  • Активный;
  • Восторженный.
  • Увлеченный женщинами, литературой, театром человек.

Онегину все кажется скучным. В театр он ходит, как на задание, чтобы выглядеть образованным мужчиной в глазах других людей. Популярность среди женского пола его не заботит, он не ценит чувства, души женщин. Герой не задумывается о будущем, пребывая в своеобразной прострации.

Автор восхищается прямотой, искренностью персонажа. Изображает его неподражаемо странным, мечтательным человеком с холодным умом. На первых страницах в адрес героя замета авторская ирония. Когда в отношениях с Татьяной была поставлена точка, Пушкин осудил Евгения за жестокость. После автор жалеет героя, так как его отвергает сама Татьяна.

Отношение автора к Ленскому – цитаты

Отношение Пушкина к Онегину и Ленскому читатель может назвать неоднозначным. Оба героя вызывают у него добрые чувства, он наделяет их хорошими качествами, некоторыми недостатками. Если говорить о том, как автор относится к Ленскому, следует указать, что писатель всегда изображает персонажа ярким, веселым, красивым молодым человеком.

В нем он воплощает свои юношеские идеалы, тщательно прорисовывая внешность, характер, повадки. Один из примеров: автор сравнивает себя с Ленским, который мог, в отличие от него, писать стихотворения, будучи влюбленным.

Отношение автора к Ленскому не полностью положительное. Он выделяет в нем и негативные качества. Пушкин не видит будущее персонажа, считая его статичным, не стремящимся к развитию. Он жил романтическими иллюзиями, в своем мире. Литературный деятель характеризовал Ленского:

После смерти героя на дуэли поэт сожалеет о его безвременной кончине. Гибель персонажа он передает такими словами:

Отношение Пушкина к Ленскому строится на идеалистических принципах, но он понимает, что поддерживать идеал на протяжении всего произведения не получится. После гибели юноши жизнь героев продолжается, о нем быстро забывают.

В романе “Евгений Онегин” насчитывается множество авторских отступлений. Именно благодаря им действие романа выходит за рамки частной жизни героя и расширяется до масштабов общероссийских. В. Г. Белинский назвал “Евгения Онегина” “энциклопедией русской жизни”, поскольку авторские отступления раскрывают противоречия, тенденции и закономерности эпохи, на первый взгляд не имеющие прямого отношения к сюжетной канве романа, но ярко

демонстрирующие отношение к ним Пушкина. Однако образ автора не исчерпывается только лирическими отступлениями (авторские комментарии и замечания рассеяны по всему тексту романа).

По ходу романа автор, как и его герои, претерпевает эволюцию. Так, исследователи, изучая стиль поэта, отмечают разницу между главами, написанными до и после 1825 г. Автор не ассоциирует себя с Онегиным, подчеркивая различия в их отношении к жизни, природе, театру, вину, женщинам и т. д. Пушкин идет в своем развитии дальше, чем Ленский, становясь поэтом действительности и подчеркивая, что поэтическое и восторженное отношение к жизни –

В последних главах Пушкин – человек последекабрьской эпохи, он сформировался как поэт и личность. Таким образом, в романе Пушкин выступает как бы в двух ипостасях – автора и рассказчика, причем очевидно, что образ первого значительно шире, чем образ второго.

Принято выделять следующие группы авторских отступлений в романе:

1) Отступления автобиографического характера:

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал,

В те дни, в таинственных долинах,

Весной, при криках лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

Моя студенческая келья

Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,

Воспела детские веселья,

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны.

И свет ее с улыбкой встретил;

Успех нас первый окрылил;

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил.

(ГлаваХVІІІ, строфы I-II)

2) Отступления философского характера (о течении жизни, о природе, о преемственности поколений, о собственном бессмертии):

Увы! На жизненных браздах

Мгновенной жатвой поколенья,

По тайной воле провиденья,

Восходят, зреют и падут;

Другие им вослед идут…

Так наше ветреное племя

Растет, волнуется, кипит

И к гробу прадедов теснит.

Придет, придет и наше время,

И наши внуки в добрый час

Из мира вытеснят и нас!

(Глава ІІ, строфа ХХХVІІІ)

Как грустно мне твое явленье,

Весна, весна, пора любви!

Какое томное волненье

В моей душе, в моей крови!

С каким тяжелым умиленьем

Я наслаждаюсь дуновеньем

В лицо мне веющей весны

На лоне сельской тишины!

Или мне чуждо наслажденье,

И все, что радует, живит,

Все, что ликует и блестит,

Наводит скуку и томленье

На душу мертвую давно

И все ей кажется темно?

Или, не радуясь возврату

Погибших осенью листов,

Мы помним горькую утрату,

Внимая новый шум лесов;

Или с природой оживленной

Сближаем думою смущенной

Мы увяданье наших лет,

Которым возрожденья нет?

Быть может, в мысли нам приходит

Средь поэтического сна

Иная, старая весна

И в трепет сердце нам приводит

Мечтой о дальней стороне,

О чудной ночи, о луне…

(Глава VII, строфы II-III)

Следует отметить, что далеко не все описания природы являются философскими авторскими отступлениями.

3) Авторские отступления о русском языке:

Я знаю: дам хотят заставить

Читать по-русски. Право, страх!

Могу ли их себе представить

С “Благонамеренным” в руках!

Я шлюсь на вас, мои поэты;

Не правда ль, милые предметы,

Которым, за свои грехи,

Писали втайне вы стихи,

Которым сердце посвящали,

Не все ли, русским языком

Владея слабо и с трудом,

Его так мило искажали,

И в их устах язык чужой

Не обратился ли в родной?

Не дай мне Бог сойтись на бале

Иль при разъезде на крыльце

С семинаристом в желтой шале

Иль с академиком в чепце!

Как уст румяных без улыбки

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.

(Глава IIІ, строфы XXVII-XXVIII)

4) Авторские отступления о литературе и культуре пушкинского времени, о литературных героях, о поэтических жанрах:

Волшебный край! там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

И предприимчивый Княжнин;

Там Озеров невольны дани

Народных слез, рукоплесканий

С младой Семеновой делил;

Там наш Катенин воскресил

Корнеля гений величавый;

Там вывел колкий Шаховской

Своих комедий шумный рой,

Там и Дидло венчался славой,

Там, там, под сению кулис,

Младые дни мои неслись.

(Глава І, строфа XVIII)

Свой слог на важный лад настроя,

Бывало, пламенный творец

Являл нам своего героя

Как совершенства образец.

Он одарял предмет любимый,

Всегда неправедно гонимый,

Душой чувствительной, умом

И привлекательным лицом.

Питая жар чистейшей страсти,

Всегда восторженный герой

Готов был жертвовать собой,

И при конце последней части

Всегда наказан был порок,

Добру достойный был венок.

А нынче все умы в тумане,

Мораль на нас наводит сон,

Порок любезен и в романе,

И там уж торжествует он.

Британской музы небылицы

Тревожат сон отроковицы,

И стал теперь ее кумир

Или задумчивый Вампир,

Или Мельмот, бродяга мрачный,

Иль Вечный жид, или Корсар,

Или таинственный Сбогар.

Лорд Байрон прихотью удачной

Обрек в унылый романтизм

И безнадежный эгоизм.

…Унижусь до смиренной прозы;

Тогда роман на старый лад

Займет веселый мой закат.

Не муки страшные злодейства

Я грозно в нем изображу,

Но просто вам перескажу

Преданья русского семейства,

Любви пленительные сны

Да нравы нашей старины.

(Глава III, строфы XI-XIII)

5) Авторские отступления о любви и дружбе (часто носят ироничный характер):

Но дружбы нет и той меж нами.

Все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями,

А единицами – себя.

Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно,

Нам чувство дико и смешно.

(Глава II, строфа XIV)

Чем меньше женщину мы любим,

Тем легче нравимся мы ей

И тем ее вернее губим

Средь обольстительных сетей.

Разврат, бывало, хладнокровный,

Наукой славился любовной,

Сам о себе везде трубя

И наслаждаясь не любя.

Но эта важная забава

Достойна старых обезьян

Хваленых дедовских времян:

Ловласов обветшала слава

Со славой красных каблуков

И величавых париков.

Кому не скучно лицемерить,

Различно повторять одно,

Стараться важно в том уверить,

В чем все уверены давно,

Все те же слышать возраженья,

Которых не было и нет

У девочки в тринадцать лет!

Кого не утомят угрозы,

Моленья, клятвы, мнимый страх,

Записки на шести листах,

Обманы, сплетни, кольцы, слезы,

Надзоры теток, матерей,

И дружба тяжкая мужей!

(Глава ІV, строфы VІІ-VІII)

Любви все возрасты покорны;

Но юным, девственным сердцам

Ее порывы благотворны,

Как бури вешние полям:

В дожде страстей они свежеют,

И обновляются, и зреют –

И жизнь могущая дает

И пышный цвет, и сладкий плод,

Но в возраст поздний и бесплодный,

На повороте наших лет,

Печален страсти мертвой след:

Так бури осени холодной

В болото обращают луг

И обнажают все вокруг.

(Глава VІІІ, строфа XXIX)

6) Авторские отступления о современном обществе, нравах, вкусах, образовании, молодежи:

В этой статье представлен цитатный образ автора в романе "Евгений Онегин": описание личности автора, его роли в произведении и его отношений с героями романа.

Смотрите:
- Краткое содержание романа
- Все материалы по роману "Евгений Онегин"

Образ автора в романе "Евгений Онегин", характеристика в цитатах

В этом произведении автор вовсе не скрывается от читателей. Напротив, он всячески заявляет о себе. И эта манера повествования придает роману особую атмосферу доверия и искренности.

Автор "Евгения Онегина" признается, что он лично знаком со своим героем - Евгением Онегиным. Рассказчик называет Евгения своим "добрым приятелем":

Автор настаивает на том, что его роман не о нем самом, а о его знакомом - Евгении Онегине. Автор просит читателя разделят эти понятия:

". Всегда я рад заметить разность / Между Онегиным и мной . "

". Как будто нам уж невозможно / Писать поэмы о другом, / Как только о себе самом. "

Автор объясняет читателю, что он и Онегин подружились, когда отец Онегина еще был жив. Молодые люди стали друзьями, потому что оба были угрюмые и скучающие:

". С ним подружился я в то время / [. ] Я был озлоблен, он угрюм; / Страстей игру мы знали оба; / Томила жизнь обоих нас; / В обоих сердца жар угас;.."

Любопытно, что у автора каким-то образом оказалось и сохранилось письмо Татьяны к Онегину. Это письмо автор свято бережет:

". Письмо Татьяны предо мною; / Его я свято берегу, / Читаю с тайною тоскою / И начитаться не могу. "

По словам автора, на именинах Татьяны Лариной присутствовал его двоюродный брат - Буянов. Судя по всему, от этого Буянова автор почерпнул некоторые сведения о героях:

На самом деле Буянов - это вымышленный персонаж из поэмы дяди Пушкина - В. Л. Пушкина.

В романе "Евгений Онегин" автор делится мыслями на самые разные темы. Он рассказывает о себе, своих возлюбленных и т.д.

Так например, автор неоднократно дает читателям различные советы, просит извинения и т.д.:

". А вижу я, винюсь пред вами, / Что уж и так мой бедный слог / Пестреть гораздо б меньше мог / Иноплеменными словами. "

Автор признается, что потратил много времени на "разные забавы" - балы и т.д. В этом они очень похожи с Онегиным:

В прошлом автор был сердцеедом и искусителем, как и Онегин. Поэтому автор советует мужьям и матерям лучше следить за своими дочерьми:

". О вы, почтенные супруги! [. ] / Я вас хочу предостеречь. / Вы также, маменьки, построже /За дочерьми смотрите вслед. "

Автор является ценителем женской красоты. Он жалуется на то, что в России трудно найти женщину со стройными ногами:

Судя по тексту романа, автор был влюблен, и, вероятно, не раз. В романе много лирических отступлений о любви и женщинах:

". Кто б ни был ты, о мой читатель, / Друг, недруг, я хочу с тобой / Расстаться нынче как приятель. [. ] / За сим расстанемся, прости. "

Это был цитатный образ автора в романе "Евгений Онегин" Пушкина: описание личности автора, его роли в произведении, а также его отношений с главными героями.

Читайте также: