Министерство обороны история создания кратко

Обновлено: 04.07.2024

7 мая Россия отмечает День создания Вооруженных Сил Российской Федерации. Эта дата выбрана не случайно. 26 лет назад, 7 мая 1992 года, президент Борис Ельцин подписал распоряжение об организационных мерах по созданию Министерства обороны и Вооружённых Сил Российской Федерации. Это решение стало закономерным шагом в рамках строительства суверенного российского государства. С прекращением существования Советского Союза ушла в прошлое и единая Советская Армия. Естественно, что у вновь образовавшегося государства – Российской Федерации – возникла потребность в создании собственных вооруженных сил.

Созданию российских вооруженных сил предшествовало подписание Беловежских соглашений 21 декабря 1991 года, после чего было создано Содружество Независимых Государств. Обязанности по командованию вооруженными силами, размещенными на территории стран – участниц СНГ, были возложены на последнего министра обороны Советского Союза маршала авиации Евгения Ивановича Шапошникова. 14 февраля 1992 г. Шапошников был назначен Верховным главнокомандующим Объединенными вооруженными силами СНГ. Одновременно с этим решением Министерство обороны СССР, прекратившее свое существование, было преобразовано в Главное командование Объединенных вооруженных сил СНГ. 16 марта 1992 г. в оперативном подчинении Главкомата Объединенных вооруженных сил СНГ были созданы Вооруженные Силы Российской Федерации. Министерство обороны Российской Федерации на данном этапе возглавил сам президент РФ Борис Ельцин.

После подписания 7 мая указа о создании Вооруженных сил РФ Борис Ельцин взял на себя обязанности Верховного Главнокомандующего ВС РФ. Министром обороны РФ в этот же день был назначен генерал-полковник Павел Грачев, с 3 апреля 1992 г. занимавший должность первого заместителя министра обороны РФ Ельцина и отвечавший за взаимодействие с вооруженными силами стран – участниц СНГ. Начало 1990-х годов стало для Грачева периодом головокружительной карьеры. Еще в декабре 1990 года он носил погоны генерал-майора и занимал должность первого заместителя главкома Воздушно-десантных войск, с 30 декабря 1990 года стал главнокомандующим ВДВ, 6 февраля 1991 года получил звание генерал-лейтенанта, а 23 августа 1991 года – генерал-полковника. Одновременно с назначением министром обороны России Павлу Грачеву было присвоено звание генерала армии. Такая головокружительная карьера была связана с той преданностью, которую Грачев проявил по отношению к первому российскому президенту Борису Ельцину. Поэтому именно его кандидатуру Ельцин выбрал на пост министра обороны суверенной России.

Другим вероятным кандидатом на эту должность мог быть генерал армии Константин Кобец. Именно он возглавил Государственный комитет РСФСР по обороне и безопасности, функционировавший с января по август 1991 года. 20 августа 1991 года, в дни августовского путча, генерал-полковник (на тот период) Константин Кобец был назначен министром обороны РСФСР, получив 24 августа 1991 года звание генерала армии. В отличие от десантника Грачева, Кобец был связистом – выпускник Киевского военного училища связи, он отдал службе в этом роде войск 35 лет. К моменту переломных для отечественной истории событий Кобец три года (с августа 1987 года) занимал должность начальника войск связи Вооружённых Сил СССР — заместителя начальника Генерального штаба Вооружённых Сил СССР.

Ответственность за неудачи в Чечне, за общее падение воинской дисциплины, ухудшение морально-психологического климата в армии общество возлагало на генерала армии Павла Грачева. В конечном итоге, несмотря на верность Ельцину, которую генерал подтвердил и в дни октябрьских событий 1993 года, в 1996 году он был отправлен в отставку. Известно, что немалую роль в этом сыграл покойный генерал-лейтенант Александр Лебедь, бывший кандидатом в президенты на президентских выборах и заключивший с Борисом Ельциным соответствующее соглашение.

Павла Грачева сменил на посту министра обороны России генерал-полковник Игорь Родионов, занимавший прежде должность начальника Военной академии Генерального штаба. В отличие от Грачева, Игорь Николаевич Родионов придерживался совершенно иных взглядов на будущее и России, и российской армии. Возможно поэтому он и не сработался с ельцинской командой. 22 мая 1997 года, менее чем через год после назначения, Игоря Родионова отправили в отставку с занимаемой должности. Его сменил генерал армии Игорь Дмитриевич Сергеев, ставший 21 ноября 1997 года первым Маршалом Российской Федерации. Как выходец из РВСН, Сергеев был убежден, что ключевая роль в обороне России должна принадлежать стратегическим ядерным силам.

При Сергееве и сменившем его в 2001 году Сергее Иванове продолжалось обсуждение возможности перевода российских вооруженных сил на контрактную основу. К 2003 году удалось добиться того, что 45% личного состава в Чечне составляли контрактники. Однако, полностью перевести вооруженные силы на контракт все равно не представлялось возможным. Было решено комплектовать контрактниками только части постоянной боевой готовности, которым предстояло оперативно решать боевые задачи. Главная сложность все также заключалась в финансировании, а также в отсутствии соответствующей социальной инфраструктуры в местах размещения воинских частей. Все же контрактники – это не призывники, а взрослые люди, часто с семьями, для которых требуются соответствующие условия жизни.

Современный облик российских вооруженных сил сформировался при двух последних министрах обороны – Анатолии Сердюкове и Сергее Шойгу. Примечательно, что оба этих человека не являлись кадровыми военными. Осуществленные при Анатолии Сердюкове системные преобразования в вооруженных силах были стремительными и не всегда оправданными, вызывали критику со стороны многочисленных оппонентов. Вместе с тем, многие эксперты считают, что роль Сердюкова в модернизации российской армии оценена далеко не по заслугам и существенно принижена. Многие претворенные в жизнь планы реформы Сердюкова при его преемнике Шойгу были отменены. В частности, Шойгу выразил резко негативное отношение к реформе системы военного образования в стране, которая привела к недостатку военных специалистов, а также к отмене института прапорщиков в вооруженных силах.

В любом случае, середину 2010-х годов российская армия встретила уже в совершенно обновленном виде, не напоминавшем те вооруженные силы, которые существовали в 1990-е – 2000-е годы. При министре обороны Сергее Шойгу была серьезно интенсифицирована боевая подготовка в войсках, модернизировано вооружение, а самое главное – российские вооруженные силы в новом облике были проверены во время воссоединения Крыма с Россией и борьбы с террористами в Сирии. В российском обществе многократно повысился престиж военной службы, что проявилось в сокращении количества уклонистов, росте конкурса при приеме в военные училища, общим изменением отношения к военнослужащим. Российская армия превратилась к 2015 году во вторую по боевой мощи армию в мире. Конечно, определенные проблемы существуют, но радует то, что государство действительно стремительными темпами модернизирует вооруженные силы, превращает их в современные, крайне эффективные, способные оперативно реагировать на изменение военно-политической ситуации в любой точке мира.

Вооруженные Силы Российской Федерации являются надежным защитником страны, ее главным и единственным, если вспомнить известное выражение Александра III, союзником. Несмотря на существующие проблемы, российские военнослужащие в большинстве своем с честью несут службу, успешно решают поставленные задачи, действительно являются гордостью, элитой российского общества.

Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) — федеральный орган исполнительной власти (федеральное министерство), проводящий государственную политику и осуществляющий государственное управление в области обороны, а также координирующий деятельность федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении обороны государства.

В системе органов военного управления государства Минобороны России является органом управления Вооружёнными Силами России; возглавляется Министром обороны Российской Федерации; руководится Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации.

Содержание

История

Краткая историческая справка

История государственного военного управления в России берет свое начало от Разрядного приказа (Разряда), в ведении которого были: воинские дела, комплектование армии, строительство крепостей и управление военными силами в южной полосе государства. Разрядные дьяки впервые упоминаются в 1531 году, однако Разрядный приказ в документах встречается с 1535 года.

В начале XVIII века в целях централизации военного руководства в России учреждается Военная коллегия.

20 сентября 1802 года манифестом императора Александра I Военная коллегия преобразуется в Министерство военно-сухопутных сил, которое позже переименовывается в Военное министерство (указом от 24 июля 1808 года). На должность министра военно-сухопутных сил был назначен вице-президент вошедшей в состав министерства Военной коллегии генерал от инфантерии Сергей Кузьмич Вязмитинов.

В 1812 году в целях укрепления единоначалия и централизации управления войсками были изменены структура и функции Военного министерства. В его составе было образовано семь департаментов: артиллерийский, инженерный, инспекторский, аудиторский, провиантский, комиссариатский, медицинский, а также канцелярия министра и его совет. В 1815 году Военное министерство вошло в состав Главного штаба Его Императорского Величества. После их разделения в 1816 году оно вновь стало действовать самостоятельно. В 1835 году произошло их новое слияние: Главный штаб Его Императорского Величества вошел в состав Военного министерства. Руководство всеми частями военного ведомства сосредотачивалось в руках военного министра, и только ему одному разрешалось докладывать о делах лично императору. В 30-е годы XIX века Военное министерство сосредоточило под своим началом все отрасли управления сухопутными силами страны и стало одним из наиболее значимых органов всего государственного аппарата Российской империи. Во многом это было заслугой генерала от кавалерии Александра Ивановича Чернышева, возглавлявшего Военное министерство с 1827 по 1852 годы. За всю двухсотлетнюю историю военного ведомства это самый продолжительный срок нахождения в должности военного министра. К 1836 году Военное министерство состояло из Главного штаба, военного совета, генерал-аудиториата, департаментов Генерального штаба и военных поселений. В 1869 году Военное министерство включало в себя императорскую главную квартиру, военный совет, канцелярию военного министра, Главный штаб и семь главных управлений: артиллерийское, инженерное, интендантское, военно-медицинское, военно-учебных заведений, казачьих войск и военно-судебное. Позднее в состав министерства вошли и другие управления.

Поражение в Крымской войне подтолкнуло правительство Александра II к проведению военных реформ. Руководителем преобразований стал военный министр генерал-фельдмаршал Д. А. Милютин. В результате милютинских реформ 1860—1870 годов в России была сформирована территориальная система военного управления, образованы военные округа. Введение всесословной воинской повинности позволило создать массовую современную армию с обученным резервом. Началось перевооружение новыми образцами оружия, улучшилась подготовка офицерских кадров, были разработаны новые уставы и наставления. Коренным образом изменились и органы центрального военного управления. Победа России над Турцией в войне 1877—1878 годов подтвердила правильность выбранного Военным министерством курса реформ.

После поражения в русско-японской войне 1904—1905 годов, которая вскрыла существенные недостатки в государственном военном управлении, были предприняты меры по его совершенствованию. В 1905 году образован Совет государственной обороны (СГО), объединивший все центральные военные учреждения. В 1909 году СГО был упразднен, а главное управление Генштаба введено в состав Военного министерства. В годы первой мировой войны в составе Военного министерства были образованы новые управления, в том числе, военно-воздушного флота, по заграничному снабжению. С 1914 года наряду с Военным министерством существовала Ставка Верховного главнокомандующего. В 1915—1917 годах военный министр являлся одновременно председателем Особого совещания по обороне — главной организации, осуществляющей мероприятия по обороне страны.

После Октябрьской революции 1917 года Военное министерство было расформировано и образован Наркомат по военным делам во главе с Коллегией. Общее руководство обороной страны и вооруженными силами с ноября 1918 года осуществлял Совет Рабочей и Крестьянской обороны (с 1923 года — Совет Труда и Обороны). Совет, объединив деятельность двух наркоматов: по военным и по морским делам, разрабатывал и проводил в жизнь планы обороны страны, руководил строительством армии и флота, военными действиями на фронтах.

После окончания Гражданской войны и образования СССР существовавшие раздельно военный и морской наркоматы в июле 1923 года были объединены в Наркомат по военным и морским делам СССР. Первым народным комиссаром по военным делам в Советском правительстве стал Н. И. Подвойский. С 1918 по 1925 годы во главе военного ведомства находился Л. Д. Троцкий. Стройную структуру система военного управления приобрела при М. В. Фрунзе. Его опыт руководства войсками и организаторские способности позволили существенно повысить эффективность военно-государственного управления, укрепить обороноспособность страны. В 1934 году Наркомат по военным и морским делам постановлением ЦИК и СНК был преобразован в Народный комиссариат обороны СССР. В качестве совещательного органа при нём был создан Военный Совет. В 1937 году из НКО СССР было выделено Управление Военно-Морских Сил РККА и образован самостоятельный Наркомат ВМФ СССР.

С началом Великой Отечественной войны для стратегического руководства Вооруженными Силами 23 июня 1941 года была образована Ставка Главнокомандования (с 10 июля — Ставка Верховного Командования, с 8 августа — Ставка Верховного Главнокомандования). Руководство обороной страны возглавил И. В. Сталин. Победа в войне с фашистской Германией и милитаристской Японией подтвердила эффективность созданных в стране органов, методов и способов управления вооруженной борьбой.

В послевоенный период высший орган военного управления играл ведущую роль в оснащении Вооруженных Сил ракетно-ядерным оружием, внедрении современных видов обычных вооружений, создании и развитии новых видов и родов войск. За всем этим стояла напряженная ежедневная работа руководителей, всех сотрудников Министерства обороны и Генерального штаба. В феврале 1946 года был создан единый Наркомат Вооруженных Сил СССР, переименованный в марте того же года в Министерство ВС СССР. В феврале 1950 года Министерство ВС СССР вновь разделилось на два самостоятельных ведомства — Военное министерство СССР и Военно-морское министерство СССР. Однако, уже в марте 1953 года было создано единое Министерство обороны СССР. Большой вклад в совершенствование системы военного управления в этот период внесли маршалы Советского Союза А. М. Василевский, Г. К. Жуков, Р. Я. Малиновский, А. А. Гречко, Д. Ф. Устинов.

В связи с распадом Советского Союза и в соответствии с Соглашением глав государств — участников Содружества Независимых Государств в декабре 1991 года образовано Главное командование Вооруженных Сил СНГ (с 1992 года — Главное командование Объединенных Вооруженных Сил СНГ, с 1993 года — Штаб по координации военного сотрудничества государств — участников СНГ). 16 марта 1992 года на базе Министерства обороны СССР Указом Президента Российской Федерации создано Министерство обороны Российской Федерации. В настоящее время Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, который проводит государственную политику, осуществляет государственное управление в области обороны, а также координирует деятельность федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам обороны.

Основные направления реформы:

Хронология

Органы управления в структуре Минобороны России

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 7 сентября 2011.

Фе­де­раль­ный ор­ган ис­пол­нительной вла­сти, про­во­дя­щий государственную по­ли­ти­ку и нор­ма­тив­но-пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние в об­лас­ти обо­ро­ны, ко­ор­ди­ни­рую­щий дея­тель­ность фе­де­раль­ных ми­ни­стерств, служб, агентств, ор­га­нов ис­пол­нительной вла­сти субъ­ек­тов РФ, ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, об­щественных объ­е­ди­не­ний и ор­га­ни­за­ций в этой об­лас­ти, а так­же осу­ще­ст­в­ляю­щий управ­ле­ние и рас­по­ря­же­ние иму­ще­ст­вом Воо­ружённых Сил Российской Фе­де­ра­ции (ВС РФ) и под­ве­дом­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций.

Об­ра­зо­ва­но Ука­зом Пре­зи­ден­та РФ от 16.03.1992 года на ба­зе Ми­ни­стер­ст­ва обо­ро­ны СССР. Ука­зом Пре­зи­ден­та РФ от 16.08.2004 года № 1082 ут­вер­жде­но По­ло­же­ние о МО РФ, со­глас­но ко­то­ро­му МО РФ, на­ря­ду сГе­не­раль­ным шта­бом ВС РФ, яв­ля­ет­ся центральным ор­га­ном во­енного уп­рав­ле­ния и со­сто­ит из служб и иных под­раз­де­ле­ний. МО РФ яв­ля­ет­ся ор­га­ном управ­ле­ния ВС РФ, а так­же осу­ще­ст­в­ля­ет ко­ор­ди­на­цию и кон­троль дея­тель­но­сти под­ве­дом­ст­вен­ных ему Фе­де­раль­ной служ­бы по во­енно-тех­ническому со­труд­ни­че­ст­ву, Фе­дераль­ной служ­бы по поставкам вооружения, военной, специальной техники и ма­териальных средств, Фе­де­раль­ной служ­бы по тех­ническому и экс­порт­но­му кон­тро­лю и Фе­де­раль­но­го агент­ст­ва спец. строи­тель­ст­ва. Ру­ко­во­дство дея­тель­но­стью МО РФ осу­ще­ст­в­ля­ет Пре­зи­дент РФ.

Основными функ­ция­ми МО РФ яв­ля­ют­ся: вы­ра­бот­ка и про­ве­де­ние государственной по­ли­ти­ки, нор­ма­тив­но-пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние в об­лас­ти обо­ро­ны, раз­ра­бот­ка пред­ло­же­ний по во­ен­ной док­три­не и иным до­ку­мен­там, оп­ре­де­ляю­щим во­енную по­ли­ти­ку РФ; ор­га­ни­за­ция при­ме­не­ния и под­дер­жа­ние в не­об­хо­ди­мой го­тов­но­сти ВС РФ в со­от­вет­ст­вии с фе­де­раль­ны­ми кон­сти­туционными за­ко­на­ми, фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми и ме­ж­ду­народными до­го­во­ра­ми РФ, раз­ра­бот­ка пла­на при­ме­не­ния, мо­би­ли­зационного пла­на ВС РФ, фе­де­раль­ных государственных про­грамм воо­ру­же­ния и опе­ра­тив­но­го обо­ру­до­ва­ния тер­ри­то­рии РФ в це­лях обо­ро­ны; осу­ще­ст­в­ле­ние раз­ве­ды­вательной дея­тель­но­сти в ин­те­ре­сах обо­ро­ны и безо­пас­но­сти РФ; опе­ра­тив­ная, бое­вая и мо­би­ли­зационная под­го­тов­ка ВС РФ; ор­га­ни­за­ция их опе­ра­тив­но­го, тех­нического, ты­ло­во­го, мо­раль­но-пси­хо­ло­гического и фи­нан­со­во­го обес­пе­че­ния, функ­цио­ни­ро­ва­ния и раз­ви­тия еди­ных сис­тем тех­нического и ты­ло­во­го обес­пе­че­ния ВС РФ, других войск, во­ин­ских фор­ми­ро­ва­ний и ор­га­нов; обес­пе­че­ние и ор­га­ни­за­ция стра­те­гического раз­вёр­ты­ва­ния ВС РФ, мо­би­ли­зационное раз­вёр­ты­ва­ния других войск, во­ин­ских фор­ми­ро­ва­ний и ор­га­нов, за­щи­ты государственной гра­ни­цы РФ в воздушном про­стран­ст­ве и под­вод­ной сре­де; ор­га­ни­за­ция взаи­мо­дей­ст­вия с фе­де­раль­ны­ми ор­га­на­ми ис­пол­нительной вла­сти, в со­ста­ве ко­то­рых име­ют­ся вой­ска, во­ин­ские фор­ми­ро­ва­ния и ор­га­ны, по во­про­сам обо­ро­ны и обес­пе­че­ния без­опас­но­сти го­су­дар­ст­ва; осу­ще­ст­в­ле­ние ме­ро­прия­тий по во­енному строи­тель­ст­ву, раз­ра­бот­ка и реа­ли­за­ция кон­цеп­ции и пла­на строи­тель­ст­ва ВС РФ; раз­ра­бот­ка пред­ло­же­ний по про­ек­там государственных про­грамм в об­лас­ти обо­ро­ны, в том числе по раз­ви­тию обо­рон­но-про­мыш­лен­но­го ком­плек­са, реа­ли­за­ция еди­ной во­енно-тех­нической по­ли­ти­ки в РФ по во­про­сам соз­да­ния и со­вер­шен­ство­ва­ния воо­ру­же­ния и во­енной тех­ни­ки; фор­ми­ро­ва­ние государственного обо­рон­но­го за­ка­за, раз­ра­бот­ка пред­ло­же­ний по рас­хо­дам на обо­ро­ну, по мо­би­ли­зационным пла­нам эко­но­ми­ки РФ, пла­ну тех­нического при­кры­тия ин­фра­струк­ту­ры железно-дорожного и ав­то­мо­биль­но­го транс­пор­та РФ и пла­ну гра­ж­дан­ской обо­ро­ны; раз­ра­бот­ка и ус­та­нов­ле­ние обя­зательных тре­бо­ва­ний к обо­рон­ной про­дук­ции (ра­бо­там, ус­лу­гам), по­став­ляе­мой для ВС РФ по государственному обо­рон­но­му за­ка­зу, к про­дук­ции (ра­бо­там, ус­лу­гам), ис­поль­зуе­мой в ВС РФ в це­лях за­щи­ты све­де­ний, со­став­ляю­щих го­су­дар­ст­вен­ную тай­ну; раз­ме­ще­ние и оп­ла­та за­ка­зов на за­куп­ку, сер­вис­ное об­слу­жи­ва­ние, мо­дер­ни­за­цию, ре­монт и ути­ли­за­цию воо­ру­же­ния и во­енной тех­ни­ки, ка­пи­таль­ное строи­тель­ст­во, за­куп­ку про­до­воль­ст­вия, ве­ще­во­го и другого иму­ще­ст­ва, ма­те­ри­аль­ных и иных ре­сур­сов для ВС РФ, а так­же для других войск, во­ин­ских фор­ми­ро­ва­ний и ор­га­нов; ко­ор­ди­на­ция ра­бот по ис­поль­зо­ва­нию и кон­тро­лю кос­ми­че­ско­го про­стран­ст­ва, ра­дио­час­тот­но­го спек­тра в ин­те­ре­сах обо­ро­ны; осу­ще­ст­в­ле­ние государственного над­зо­ра за ядер­ной и ра­ди­ационной безо­пас­но­стью при раз­ра­бот­ке, из­го­тов­ле­нии, ис­пы­та­нии, экс­плуа­та­ции, хра­не­нии и ути­ли­за­ции ядер­но­го ору­жия и ядер­ных энер­ге­ти­че­ских ус­та­но­вок во­ен. на­зна­че­ния, ор­га­ни­за­ция ядер­но­го обес­пе­че­ния ВС РФ, про­ве­де­ние ме­ро­прия­тий по ядер­ной и ра­ди­ац. безо­пас­но­сти и фи­зич. за­щи­те ядер­но­го ору­жия; ор­га­ни­за­ция на­учных ис­сле­до­ва­ний, раз­ме­ще­ние и оп­ла­та научно-исследовательских и опыт­но-кон­ст­рук­тор­ских ра­бот в об­лас­ти обо­ро­ны; раз­ра­бот­ка государственных об­ра­зовательных стан­дар­тов под­го­тов­ки спе­циа­ли­стов с выс­шим и сред­ним специальным об­ра­зова­ни­ем для ВС РФ и пред­ло­же­ний по государственным об­ра­зо­вательным стан­дар­там в об­лас­ти обя­зательной под­го­тов­ки гра­ж­дан РФ к во­енной служ­бе и др.

МО РФ воз­глав­ля­ет ми­нистр обо­ро­ны, ко­то­ро­го на­зна­ча­ет и ос­во­бо­ж­да­ет от долж­но­сти Пре­зи­дент РФ по пред­став­ле­нию председателя Пра­ви­тель­ст­ва РФ. Ми­нистр обо­ро­ны осу­ще­ст­в­ля­ет управ­ле­ние ВС РФ, из­да­ёт при­ка­зы, по­ло­же­ния, на­став­ле­ния, ин­ст­рук­ции и другие нор­ма­тив­ные ак­ты по наи­бо­лее важ­ным во­про­сам жиз­ни и дея­тель­но­сти ВС РФ, а при не­об­хо­ди­мо­сти - совместно с другими фе­де­раль­ны­ми ми­ни­стер­ст­ва­ми, служ­ба­ми. Ми­нистр обо­ро­ны име­ет за­мес­ти­те­лей по различным сфе­рам дея­тель­но­сти; начальник Ге­не­раль­но­го шта­ба ВС РФ яв­ля­ет­ся 1-м за­мес­ти­те­лем ми­ни­ст­ра обо­ро­ны и име­ет пра­во от­да­вать при­ка­за­ния от его име­ни. Со­ве­щательным ор­га­ном МО РФ яв­ля­ет­ся Кол­ле­гия ми­ни­стер­ст­ва, в ко­то­рую вхо­дят: ми­нистр обо­ро­ны (председатель), его за­мес­ти­те­ли, глав­но­ко­ман­дую­щие ви­да­ми ВС РФ и другие долж­но­ст­ные ли­ца, ут­вер­ждае­мые Пре­зи­ден­том РФ. МО РФ име­ет свои флаг и эмб­ле­му.

Министерство обороны Российской Федерации существует для проведения военной политики державы, имеет свое руководство и напрямую подчиняется Верховному Главнокомандующему. От слаженности работы всей системы, хорошо выстроенной структуры вооруженных сил РФ и подготовленности штата зависит безопасность всей России. Какими же важными проблемами оно занимается, какую роль и предназначение выполняет?

Задачи и функции министерства

Орган исполнительной власти призван отвечать за обороноспособность государства, успешно заниматься руководством подведомственными департаментами в мирное и военное время. В настоящее время приоритетным вопросом является успешное использование человеческого ресурса. Для выполнения поставленных заданий перед высшим органом Минобороны требует от сотрудников большого опыта, деловых умений.

Сайт Министерства обороны РФ

Можно выделить основные ежедневные задачи, которые включают в себя такие мероприятия:

  • прохождение армейской службы молодыми людьми по контракту, планирование и их соответствующее комплектование;
  • работу с офицерами запаса;
  • проведение подготовки студентов в учебных учреждениях с военной кафедрой;
  • разработку и принятие мер по силовой защите территорий страны от посягательств на ее целостность;
  • поступление, прохождение и успешное окончание гражданской службы;
  • решение кадровых вопросов в проведении международных мероприятий воинского сотрудничества;
  • социальную защиту отслуживших лиц;
  • помощь другим государствам в подготовке высококвалифицированного персонала;
  • ведение учета служащих, находящихся в запасе и гражданских лиц;
  • разработку мер для повышения авторитета и престижа военнослужащих;
  • проведение кадровой политики в Вооруженных силах;
  • награждение военнослужащих знаками отличия Министерства обороны и государственными наградами РФ;
  • контроль пересечения границы державы гражданами;
  • профилактику появления правонарушений и пресечение их;
  • работу по обращениям жителей государства.

Интересно! Задачи меняются в зависимости от происходящих перемен в стране и в мире.

Это далеко не полный перечень. Описать все важные задания данного органа невозможно. Они регулируются ст. 6 Положения о Министерстве обороны РФ. Условно их можно разделить на две части:

  1. Научно-теоретическая. Состоит из разработки концепций, положений, составления законодательной и нормативной основы для выполнения людьми воинской повинности.
  2. Практическая. Включает в себя эффективное проведение работы с кадрами, ее подготовку, ротацию определенных военнослужащих, мотивацию.

Функции Министерства обороны державы прописаны в ст. 14 ФЗ РФ и ст. 7 ПМО:

    занимается формированием доктрины вооруженных сил РФ;

Проекты Минобороны РФ

Перечень функционала неполный. Существуют и другие, предусмотренные правовыми актами государства.

Подробно о военных финансистах мы рассказывали в этой статье.

Структура МО РФ

Президент страны является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил РФ. Его указом назначается Министр обороны. У него имеется в подчинении одиннадцать заместителей. Первый является главным координатором по вопросам управления. Остальные занимаются такими задачами:

Структура МО РФ

  • политикой;
  • приобретениями, технологиями и тылом;
  • личным составом и боеготовностью;
  • разведкой;
  • финансированием;
  • повседневной деятельностью.

Важно! Существует генеральный инспектор и юрисконсульт, главный координатор по вопросам информационных систем и технологий.

По указу главы державы был создан Общественный совет при Министерстве обороны России. Основной его задачей является привлечение жителей страны и различного рода организаций к формированию и реализации государственной политики в оборонной сфере, защита конституционных прав и интересов соотечественников. В процессе проведенной работы были проанализированы события повседневной жизни и учебы армейских частей. Он ведут активную деятельность по воспитанию патриотического настроения подрастающего поколения.

Руководство министерства обороны

Министром обороны является на сегодняшний день генерал армии Шойгу Сергей Кужугетович. Он выполняет такие обязанности:

  • вносит на рассмотрение президенту правовые акты, находящиеся в его компетенции;
  • утверждает структуру Минобороны;
  • находится во главе Главного Управления РФ и является Председателем МО.

Контактные данные и реквизиты

Существует возможность узнать необходимую информацию, отчетные материалы, просмотреть фотографии, представляющие работу органа власти на официальном сайте Министерства Обороны Российской Федерации. Он разработан для всех жителей страны. Предусмотрены такие направления в его работе:

  1. Сведения о деятельности Минобороны.
  2. Электронная приемная с возможностью создания личного кабинета и обращения к руководству державы.

Для посещения сайта иностранными гражданами разработана версия на нескольких языках.

Основной ОГРН – 1037700255284, а другие реквизиты, в том числе ИНН МО РФ, указаны в таблице.

НаименованиеПояснение
ИНН7704252261
Код налогового органа7746
КПП770401001
ОКПО00032158

Здание Министерства Обороны РФ состоит из старых и новых строений. Расположено на Фрунзенской набережной Москвы-реки.

Герб Министерства обороны

Рисунок на флаге Министерства Обороны с двух сторон прямоугольного полотнища одинаковый. Это четырехконечный крест. Присутствует белый, красный и синий цвет.

Структура Министерство обороны и его задачи

В центре полотнища расположен военный геральдический знак – герб ведомства. Это серебряный двуглавый орел с короной. В лапах держит меч и дубовый венок. На груди птицы находится щит, на котором изображен всадник, убивающий дракона.

Как обратиться с личным вопросом

Существует несколько телефонных линий, по которым можно получить ответ на возникшие вопросы. Они отображены в таблице.

Если у вас есть новые данные по представленному материалу, можете поделиться с читателями в разделе комментариев.

Читайте также: