Священный сын неба кратко

Обновлено: 04.07.2024

В Китае всегда был силен культ неба, и любой правитель был дан народу именно этой безграничной стихией, считалось в стране. Поэтому-то ее и принято называть Поднебесной. Император не мог быть никем иным, только Сыном Неба, несущим подданным мудрость и счастье, пусть даже извилистым и жестоким способом. Это уже детали, главное одно — выше неба нет ничего, и император снизошел как раз оттуда.

Сын Неба нес свет и восторг подданным Китая

Поднебесная империя, как и любое рабовладельческое государство, было разделено на ранги: каждый сверчок знал свой шесток. Существовали права и обязанности соответственного рангу, и они передавались по наследству. Однако титул можно было прокачать: а) личными заслугами перед государством или б) за денежную плату.

И поскольку Небо для китайцев было главным божеством, то все официальные верования и обряды формировали целостную и стройную теологическую систему, в которой верховная власть (лично Сын Неба) выступает органическим элементом мироздания.

Попутно было принято уважать усопших предков, поскольку они были квинтэссенцией мудрости. Разумеется, обожествлённые предки императора Китая занимали центральное место в официальном пантеоне, возглавляемом Шан-ди (Верховный владыка). Это божество (вроде как духовный отец правящего императора) ниспосылал людям счастье (добрый урожай, победу в войне) и несчастье (хвори, засуха, наводнение).

Китайского императора хоронили с жемчужиной во рту

Жемчуг во рту усопшего как традиция появился давным-давно. Дело в том, что для китайцев жемчуг очень дорого в моральном плане, народ относится к этой конкреции карбоната кальция трепетно, сравнивая его с сиянием лунного света. И когда в последний путь провожали императоров или других высокопоставленных персон, то им в рот клали жемчужинку.

Почему китайцы выбирали именно жемчуг, точно сказать нельзя. Есть как минимум две версии. Первая — чтобы умерший был красноречив, когда подойдет его очередь общаться с всевышним. Вторая — для защиты усопших от злых духов, спокойно отпустив его в потусторонний мир.

Круглый алтарь, Храм Неба

Круглый алтарь в Храме Неба в Пекине. В эпохи Мин и Цин в день зимнего солнцестояния император совершал здесь церемонию жертвоприношения перед священной табличкой Неба.

Небо (тянь)

В древнекитайских текстах слово тянь 天 трактовалось по-разному:

Небо-тянь никоим образом нельзя соотнести с понятием Бога авраамических религий (иудаизма, христианства, ислама). Бог является Личностью, а Небо – сила обезличенная. Тянь – это высшая мироустроительная сила, благодаря которой сменяются времена года, день и ночь, зреет урожай и др.

Существует несколько версий появления культа Неба в Китае. Согласно одной из них, наиболее авторитетной, вера в Небо как высшую силу была распространена у племени чжоу, которые во II тыс. до н.э. поселились на северо-западной окраине государства Шан-Инь (1600-1027 до н.э.), позднее уничтожили его и основали собственное государство под властью династии Чжоу (1045-221 до н.э.).

人 (жэнь, человек) — 大 (да, большой) — 天 (тянь, небо).

Сын Неба (тянь цзы)

Жизнь императора как Сына Неба была четко регламентирована. Большую часть времени он проводил в своем дворце, скрытый от глаз подданных. Только приближенные имели право лицезреть императора. Его символом был Дракон с пятью когтями.

Храм Урожая, Храм Неба

Храм Урожая — центральное сооружение Храма Неба в Пекине. В день зимнего солнцестояния императоры династий Мин и Цин совершали здесь церемонию жертвоприношения Небу

Небесный мандат на правление (тянь мин)

* Ся (XXI-XVII вв. до н.э.) — первая династия в истории Китая, историчность которой, однако, не подтверждена археологическими данными. Иногда связывается с археологической культурой раннего бронзового века Эрлитоу (близ Лояна, пров. Хэнань).

Благодаря такому представлению о Небе возникла и своеобразная идея легитимности власти: если глава мятежников смог покорить столицу и отстранить правителя от престола, это означало, что Небо вручало новому правителю мандат на правление, и новая власть считалась законной. Если же правительственным войскам удавалось подавить сопротивление, мятежников казнили как врагов государства.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале "Срединный Путь"

Та важная особенность китайского менталитета, что отмечена в последнем абзаце (перед цитатой), давно обратила мое пристальное внимание. Эта особенность поразительно контрастирует с Японией, где одна династия правит с 660 года до Р.Х.
Естественно, я не даю этому оценок. Просто констатирую факт, как исключительно значимый для восприятия национальной истории.

Древние китайские мыслители считали небо владыкой мира, источником активного начала. Но так как небо не могло управлять земными порядками, то оно даровало власть правителю, который управлял подданными по “небесному велению”, считалось исполнителем воли неба, поэтому его называли Сыном Неба.

В феодальном Китае вся китайская нация, носившая название “сто семейств”, рассматривалась как одна большая семья, отцом и матерью которой был император. Все подданные этого большого семейства должны были проявлять к императору сыновью любовь и почтительность. С самого раннего детства китаец приучался верить, что отеческая власть принадлежит как главе малого семейства, т. е отцу, так и главе большой семьи, т. е. императору. Эта традиция сохранилась и поныне. Традиция воспитания подчинения и уважения к старшим прививается с детства. Эта традиция является обязательной как дома, в школе, в обществе, а также на работе. Это помогает начальнику или директору организовать труд своих подчиненных, направленный на улучшение технологических процессов, получения большей прибыли.

Не счесть знаков обожания, которые оказывались императору. Если он приказывал все беспрекословно подчинялись. Присутствующий или отсутствующий император получал от своих подданных доказательства божественного почитания. Самые высокие сановники империи падали ниц даже перед пустым его троном или перед ширмой из желтого шелка, которую украшали изображения дракона – символа могущества и черепахи – символа долголетия. Император Китая считался властелином мира.

Культ предков – древняя традиция, с незапамятных времен наложившая глубокую печать на все стороны духовной жизни китайского народа. Ее суть – почитание и обожествление общего предка рода по мужской линии; вера живых людей в продолжение существования умерших родственников, в магическое влияние мертвых на живых, в сохранении постоянной связи между ними. Иными словами, культ предков – это вера в самостоятельное существование духа покойника.

Истоком веры древних китайцев в потустороннюю жизнь было, прежде всего, сновидение, которое служило не только подтверждением возможности отделения души человека от его тела, но и обоснованием потусторонней жизни усопшего.

Культ предков дает о себе знать и в современном Китае: многие крестьяне верят в потустороннюю жизнь прародителей, поэтому приносят им жертвоприношения – пищу, миниатюрные предметы домашнего обихода. Ныне религиозные суеверия “модернизировались”: в некоторых местах КНР у гроба стали сжигать бумажные изображения телевизора и стиральной машины.

Неправомерно культ предков сводит лишь к суеверию: он, помимо суеверного назначения, призван сохранить память живых о мертвых. Культ предков не только религией для китайского народа, но и единственным нравственным кодексом. В глазах китайца не существовало безнравственности, чем неуважение к предкам.

Императора
в эпоху династии Чжоу (XI в. до н. э.) , распространившей власть на большую территорию бассейна Хуанхэ, утвердился культ Неба . На Небо перешло представление о прямой генетической связи божественных сил с правителем. Чжоуский ван (правитель) стал считаться сыном Неба, а китайская империя - Поднебесной. Этот титул и название страны сохранились вплоть до XX в.

в эпоху династии Чжоу (XI в. до н. э.) , распространившей власть на большую территорию бассейна Хуанхэ, культ Неба и Чжоу вытеснил Шанди. На Небо перешло представление о прямой генетической связи божественных сил с правителем. Чжоуский ван (правитель) стал считаться сыном Неба, а китайская империя - Поднебесной. Этот титул и название страны сохранились вплоть до XX в.

Начиная с эпохи Чжоу, Небо в его основной функции верховного контролирующего и регулирующего начала, стало главным всекитайским божеством, причем культу этого божества был придан не столько священно-божественный, сколько морально-этический акцент.

Считалось, что великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных.

Под добродетелью понималось соответствие правителя, олицетворяющего народ, внутренней божественно-космической силе Неба. Только имея добродетель, правитель имел право управлять. Теряя ее, он утрачивал это право. Для китайских правителей отождествление с Небом означало принятие на себя ответственности за весь мир, в который они включали собственно Китай и окружающую его варварскую периферию, явно тяготеющую, по их представлениям, к центру, т. е. к китайскому властителю Поднебесной, сыну Неба.

Правителя Поднебесной боготворили и необычайно возносили. Небо по учению Конфуция, повелевало землей не неподсредственно, а через императора, которому за его якобы божественное присхождение был присвоен титул Сын Неба . Его именовали "всемирным монархом и господином Вселенной, которому вседолжны подчиняться". Величали императора по-разному:
Тянь-цзы (Сын Неба) ;
Богдыхан (Премудрый правитель) ;
Дан-Цзинь фо-е (Будда наших дней)
Чжу-цзы (Владыка) ;
Ваньсуй-е (10000-летний властелин) ;
Шен-чжу (Августейший владыка) ;
Шен-хуан (Святой император) ;
Юань-хоу (Первый владыка) ;
Чжи-цзунь (Высокочтимый) ,
чаще всего его называли
Хуан-ди (Великий император) .

. Государь объявлялся "сыном неба" (тянь цзы) , правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась конфуцианством священной, дарованной свыше, небом.
Считая, что "управлять - значит исправлять", конфуцианство придавало большое значение учению чжэн мин (об "исправлении имён"), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: "Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном".

В XV в. император Юнлэ перенес свою столицу в Пекин и там постро­ил для себя Запретный город. С тех пор правители Китая жили в этом самом большом в мире дворце, куда имели доступ только самые дове­ренные члены правительства. Императоры целиком и полностью отме­жевались от народа стенами Запретного города.

Китайского императора (и сам Китай) символизировал мифический дракон. Китайцы, в отличие от европейцев, считали дракона добрым и полезным для людей. Он, дескать, приносит дожди и спасает от засухи. Китайцы даже отмечали ежегодно праздник дракона.

Из молитвы императора Даогуана к Небу в связи с засухой в стране

Грехи мои день ото дня умножаются, во мне мало искренности и бла­гоговения — это единственная причина засухи, постигшей страну. Я чувствую себя вынужденным рассмотреть свое поведение и свои проступ­ки. Я спрашиваю себя: не относился ли я небрежно к жертвоприношени­ям? Не вкралась ли в мое сердце гордыня и любовь к роскоши? Не стал ли я с некоторых пор нерадив к делам управления государством и не сделал­ся ли неспособным относиться к ним с должным вниманием и старанием? Ударяя челом, молю царственное Небо — поспеши ниспослать благодетельного дождя, поспеши спасти жизни народа и, насколько это возмож­но, прости мои несправедливости.

Громоздкий государственный аппарат в Китае тяжелым бременем ле­жал на плечах народа. Вездесущие чиновники стали настолько обыденны­ми, что китайцы даже подземный мир считали своеобразной канцелярией.

Читайте также: