Своеобразие реализма достоевского преступление и наказание кратко

Обновлено: 30.06.2024

В своем романе Достоевский хотел показать, что необходимо сохранить в себе доброту и сострадание даже в таком мире, какой показан в романе. Человек одинок в окружающем его мире, он задыхается, не находя поддержки и понимания. Обстановка жизни не способствует развитию человеческих чувств, таких как доброта и сострадание. Действительность порождает яростную, ожесточенную реакцию на несправедливые жизненные условия и ненависть к людям.

В эпилогу Достоевский показывает, что теория Раскольникова потерпела поражение не только по своей внутренней логике, но и сам угнетенный народ отверг её. Раскольников был отвергнут народом как носитель антигуманной идеи. Преступление Раскольникова встает между ним и миром. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и облегчить страдания. Такой душой для него стала Сонечка Мармеладова. Благодаря ей, Раскольников встает на путь раскаяния за свои поступки.

Рассмотрев двух героев романа, мы также можем увидеть, как вера помогает возвыситься человеку духовно. Вера Сонечки помогает ей выжить в жестоком мире.

Приобщившись, с помощью Сони, к вере, Раскольников воскресает.

В своем романе Достоевский учит верить, творить добро и сострадать. Если в противостоянии добра и зла будет побеждать зло, то человечество не сможет выжить.

2. маленький человек и мир эксплуатации. проблема власти денег в романе

Противоречива и фигура его жены Екатерины Ивановны. Она старательно хранит воспоминания о благополучном детстве, о своей учебе в гимназии, где танцевала на балу. Она вся отдалась стремлению не допустить окончательного падения, но неродную дочь все же послала заниматься проституцией и тоже принимает эти деньги. Екатерина Ивановна своей гордыней стремиться укрыться от очевидной истины: ее дом разорен, а младшие дети, возможно, повторят судьбу Сонечки.

Тяжела судьба и семьи Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату, служит гувернанткой у циника Свидригайлова и готова выйти замуж за богача Лужина, к которому испытывает чувство отвращения.

3. индивидуалистический бунт Раскольникова против капитала. Противоречивость этого протеста. образ Раскольникова

Родион Раскольников, с одной стороны, чуткий, способный на самопожертвование человек, с другой — бунтарь, совершающий аморальный поступок.

Преступление героя не есть результат его свободного выбора. Раскольников — жертва авторского произвола. Он обречен на убийство, потому что для суда необходим подсудимый, Раскольников попал в капкан. Автор провоцирует героя всеми возможными способами: тут и встреча с Мармеладовым, и письмо матери, и падшая девица, и бедность.

Мотив преступления- деньги. Паутина мелочных расчетов плетется автором вокруг Раскольникова только до убийства. А после же преступления денег хватает на все, даже на поминки Мармеладова. Деньги существуют в романе как условность.

Преступление же обеспечено сложность души Раскольникова. Когда герой перечисляет законодателей и установителей человечества он упоминает Ликурга, Солона, Магомета и Наполеона. И тут бросается в глаза отсутствие одного имени: нет Христа. Этим многозначительным умолчанием Достоевский ставит крайне провокационный вопрос: ”А не был ли и Христос преступником?” “ Уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушал древний свято чтимый обществом”. Герой не включает в свой список сверх людей Христа, но это не означает, что автор не помнит о нем, что он не видит в божьем сыне, создателя нового закона, новой нравственности, прообраз своего героя.

Кумиры, идолы Раскольникова – великие гении, вершители судеб человечества. Чтобы стать одним из них, герою надо принять на себя все грехи людские и тем изжить их. Его преступление в парадоксально этике Достоевского смыкается с величайшей жертвой. Здесь начинается первейшая для Достоевского тема Христа- преступника, которая мучила автора всю его жизнь. Старуха- процентщица действительно пала жертвой не убийцы, а принципа. Раскольников совершил преступление потому, что он человек, Не проверял ли Достоевский героя на прочность из-за того, что увидел себя в осужденном убийце? Не хотел ли убедиться в том, смог бы он, автор, совершить преступление?

Раскольников оказывается в тупике, но Достоевский находит выход из положения, а помогает ему в этом статейка, сложившая до этого уликой дотошному Порфирию Петровичу. И вот это газетная заметка превратилась в залог громадного литературного таланта героя, которым бредит его мать. Это утверждает и Свидригайлов: “ Большой шельмой может быть, когда вздор повылетит”, и чиновник Порох, оригинально замечающий, что многие писатели в начале совершают экстравагантные поступки. По ходу романа Раскольников общается с Порфирием Петровичем, представляющим идеи земной справедливости, возмездия, но не правды.

Главный герой романа «Преступление и наказание” Родион Романович Раскольников. «Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью, но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его…”

Уединение нужно Раскольникову, чтобы окончательно сформулировать теорию о сверхчеловеке, имеющем право на убийство. Родион Романович хочет на себе проверить, «тварь ли он дрожащая или право имеет…”. Для доказательства своей теории Раскольников решает убить старуху-процентщицу, вредную для общества ростовщицу, как он считает, «никчемную старушонку”.

Почему же возникла в голове довольно образованного юноши такая дикая теория? Из-за ужасной бедности, в которой вынужден существовать Раскольников, несправедливости, невозможности, да и нежелания переделать окружающую жизнь. Он решает встать над жизнью, над ее законами. А это под силу лишь немногим. Стать выше и вне мира — это и значит стать человеком, обрести действительную свободу,— так думает Раскольников, когда готовится к убийству. Не изменить мир, а свое положение в нем стремится герой. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или… «или отказаться от жизни совсем!”

Преступление совершено, почему же так тяжело и страшно нашему герою? Он избегает общества людей, даже ближайшего друга Разумихина, отталкивает сестру и мать. Он боится «запачкать” их своим преступлением. Лишь в разговорах с Соней Мармеладовой Раскольников смог открыть свою душу. Она такая же грешная, как и он (живет по желтому билету). На этот путь Соню тоже толкнула безысходная нужда. Она тяготится своим положением, но не может его изменить.

Слушая страшную историю Раскольникова, Соня берет на себя тяжесть его вины:

— Что вы, что вы это над собой сделали,— отчаянно проговорила Соня.— Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!

Она уговаривает Родиона Романовича покаяться на площади, облегчить душу, чтобы обрести покой и душевное равновесие, утраченное после убийства.

Раскольников понимает что его «теория” потерпела крах. А он и рад этому. Страдая из-за убийства «никчемной старушонки”, герой доказывает себе и нам, что нормальный человек не может безнаказанно совершить злодейство, что жизнь намного сложнее и «изобретательнее” любой теории. Убив старуху, Раскольников вынужден был убить и ее безобидную сестру Лизавету, вернувшуюся домой в момент убийства. Это двойное преступление тяготит Родиона Романовича. И в конце концов он признается следователю во всем содеянном. Раскаяние на площади и у следователя несколько примиряет Раскольникова с окружающими.

Реализм Достоевского развился и получил свое воплощение в период развития в России капиталистических отношений. Наступление цивилизации на патриархальную Россию породило бунт маленького человека против униженности. Какие бы идеи ни захватывали писателя, он никогда не забывал об истоках создаваемых им трагедий.

Образы, идеи, идеалы его романов восходят к российской действительности.

Основой романов Достоевского становится разночинная, городская пореформенная среда, полуобразованная, мнящая о себе больше, чем она стоит.

В Раскольникове много типичного для молодого интеллигента второй половины XIX века: он студент, должен подрабатывать, чтобы заработать себе на обучение, его денежно поддерживают мать и сестра. Именно бедное студенчество было в России наиболее подготовленной почвой для новых социальных идей.

Психологический реализм романа

Романы Достоевского по праву считают психологическими романами.

Падающий в бездну человек не обречен, если в его душе сохранилось что-то светлое, этот человек может спастись.

Так много говорящий Лебезятников спасен тем, что помог спасти Соню от обвинений Лужина. Постепенно находит выход к спасению своей души Раскольников: не тогда, когда каялся на площади, не тогда, когда шел на каторгу, а значительно позже, когда приходит к нему великая истина Евангелия, тогда же приходит и настоящая любовь к Соне.

Особенности авторского отношения к героям

Талант Достоевского жесток к гордым, зато бесконечно мягок к падшим, потерявшим не только чрезмерное уважение к себе, но и почти что не считающим себя людьми.

Реалистическое композиционное решение романа

Все романы Достоевского чрезвычайно динамичны, при том что огромное место в их композиции занимают размышления героев, их диалоги с собой и другими персонажами.

Большое значение имеют сны Раскольникова, которые позволяют писателю раскрыть подсознание героя.

Образная система как полифоничное строение реальной действительности

С другой стороны, в романе существуют двойники главного героя, те, чей образ жизни и миропонимание соответствуют теории героя, — Свидригайлов и Лужин. Именно они зрительно дают герою и читателю понять, как отвратительна , античеловечна теория Раскольникова.

Дополняет эту полифонию описание той обстановки, в которой живут герои.

Петербург, в котором разворачиваются события, тоже становится героем романа.

Сумрачность города, его грязь, вонь, его улицы и бульвары, где гибнут люди, подтверждает теорию Раскольникова, подталкивает его к преступлению, именно на этих улицах, в этих каморках и может зародиться теория протеста против этого мира.

  • не только то, что он переживает наяву (убийство старухи),
  • но и то, о чем он постоянно думает, чем живет (теория героя).

Реализм Достоевского называют фантастическим, потому что мир его героев сочетает в себе реальность и ирреальность (мыслей, чувств, переживаний).

В таком мире живет главный герой романа — Раскольников.

Достоевский по праву считается одним из самых замечательных реалистов ХIХ века. Но интересно то, что именно этот писатель оказался особенно ценимым веком двадцатым, так как писателю удалось:

  • поднять проблемы,
  • показать характеры,
  • дать социальную оценку тем явлениям, которые оказались насущными для нашего века.

Реализм Достоевского наиболее четко подчеркивает проблемы общества, а его нестандартные решения вызывают кучу критики и споров. Сам он моделировал Раскольникова как типичный образ. Мы могли бы идти другим путем, полярного толкования образа Раскольникова – так, как интерпретировал Раскольникова бунинский герой.

Тот воспринимал его просто как иллюстрацию мысли писателя (причем ложной), что преступления без наказания вообще не бывает.
Однако отображать реализм, в том числе и Реализм Достоевского, к отображению или проявлению определенной

ситуации в конкретном обществе – обозначает вынос этого художественного метода за границы искусства. И сами приступные действия Раскольникова, и его личное отношение к наказанию в действительности имеют отношение не к его “нигилизму” или авторскому “анти нигилизму”. Они типичны, потому что отображают типичный путь в сердце человека – и до человеческого сердца.
Сказанные в начале романа “Преступление и наказание” грубые, жестокие слова “всему подлец-человек привыкает…” принадлежат не Достоевскому (хоть его опыт пребывания на каторге должен был бы удостоверять

это), а Раскольникову, который такого опыта не имел. Однако мысль о “подлеце человеке” появилась у него после знакомства с типичным персонажем, выведенным
Достоевским еще в его первой повести “Бедные люди”. Этот персонаж, который в начале второго раздела знакомится с Раскольниковым в кабаке и рекомендуется как титулованный советник Мармеладов, сильно напоминает Девушкина: приторно-сладкой фамилией, любовью к “высокому и прекрасному” среди грязи реальной жизни, слабой волей и нежеланием смотреть в глаза этой самой жизни, а главное – манерой высказывать свои мнения.
Дочка прекраснодушного Мармеладова вынуждена торговать своим телом, чтобы содержать семью, которую сам Мармеладов кормить не может.
Однако какой же колодец сумели выкопать! – цинично думает Раскольников после встречи с Мармеладовым и после того, как он услышал его слезный рассказ о несчастье его семьи. То есть как Сонечка Мармеладова якобы без “помех” и “страхов” занимается проституцией, так и он, Раскольников, может и должен убить.
Обратите внимание на слово вообще в этом монологе Раскольникова. Это его эврика, его поспешный вывод, ложное “открытие”. Сам, отказавшись от поспешных выводов, автор романа именно этот отказ делает ли не основным сюжетным стержнем. Герои Достоевского Пробираются к истине сквозь дебри абстракций.

Достоевский реализм в романе "Преступление и наказания"

Реализм Достоевского наиболее четко подчеркивает проблемы общества, а его нестандартные решения вызывают кучу критики и споров. Сам он моделировал Раскольникова как типичный образ. Мы могли бы идти другим путем, полярного толкования образа Раскольникова — так, как интерпретировал Раскольникова бунинский герой. Тот воспринимал его просто как иллюстрацию мысли писателя (причем ложной), что преступления без наказания вообще не бывает.

Однако отображать реализм, в том числе и реализм Достоевского, к отображению или проявлению определенной ситуации в конкретном обществе — обозначает вынос этого художественного метода за границы искусства. И сами приступные действия Раскольникова, и его личное отношение к наказанию в действительности имеют отношение не к его "нигилизму" или авторскому "анти нигилизму". Они типичны, потому что отображают типичный путь в сердце человека — и до человеческого сердца.

Достоевским еще в его первой повести "Бедные люди". Этот персонаж, который в начале второго раздела знакомится с Раскольниковым в кабаке и рекомендуется как титулованный советник Мармеладов, сильно напоминает Девушкина: приторно-сладкой фамилией, любовью к "высокому и прекрасному" среди грязи реальной жизни, слабой волей и нежеланием смотреть в глаза этой самой жизни, а главное — манерой высказывать свои мнения.

Дочка прекраснодушного Мармеладова вынуждена торговать своим телом, чтобы содержать семью, которую сам Мармеладов кормить не может.

Однако какой же колодец сумели выкопать! — цинично думает Раскольников после встречи с Мармеладовым и после того, как он услышал его слезный рассказ о несчастье его семьи. То есть как Сонечка Мармеладова якобы без "помех" и "страхов" занимается проституцией, так и он, Раскольников, может и должен убить.

Обратите внимание на слово вообще в этом монологе Раскольникова. Это его эврика, его поспешный вывод, ложное "открытие". Сам, отказавшись от поспешных выводов, автор романа именно этот отказ делает ли не основным сюжетным стержнем. Герои Достоевского пробираются к истине сквозь дебри абстракций. Истина конкретна, жива, как живой Христос.

С топографической точностью воссоздает Достоевский реалии города, где живут и страдают его герои. Эта журналистская конкретность идет от традиций "натуральной школы". Достоевский, внутренне близкий этому течению, навсегда сохранил особый социализированный взгляд на действительность и ее противоречия. Но было в "натуральной школе" нечто, что Федор Михайлович Достоевский категорически не принимал, считал пагубным заблуждением. Речь идет об абсолютизации роли среды, социального фактора в развитии личности. Вспомните, как возмущается Разумихин "социалистами": "У них на все одно объяснение: среда заела. Натура не принимается в расчет, натура изгоняется, натуры не полагается!" Не все, по мысли Достоевского, предопределено средой, положением, воспитанием. Человек сам способен отвечать за то, что происходит с ним, и должен отвечать.

Но абсолютизация роли среды не была изначально присуща "натуральной школе": вспомним, как чужд подобный взгляд Гоголю. Именно к гоголевскому реализму возвращает Достоевский "натуральную школу", снимая шелуху позднейших напластований. В целом художественный мир Достоевского сродни фантастической реальности, созданной Гоголем; Петербург Достоевского - это во многом и Петербург Гоголя.

В Петербурге - современном, настоящем - сохранились дома, где жили рожденные фантазией писателя Раскольников и старуха-процентщица, Свидригайлов и семейство несчастного Мармеладова, те мосты и площади, где, как в декорациях, происходит действие романа. И можно убедиться: достоверность деталей - предельна, при всей фантасмагоричности город из "Преступления и наказания" - тот Петербург, по которому можно пройтись и сейчас. Ибо Достоевскому было необходимо, чтобы все реалии текста были узнаваемы, чтобы читателя неотступно преследовало ощущение: здесь и сейчас, в этом городе, на этой вот улице. И возникает потрясающей силы эффект сопричастности происходящему.

Но в то же время автор создает странную, почти невероятную атмосферу полусна-полуяви, в которую читатель погружается вслед за героем: теряется ощущение реальности и ее границ. Раскольников перестает ощущать себя и даже "акт еды" кажется ему чуждым, насильственным. Он чувствует лишь биение своей мысли, которая и стала для него жизнью. Мир, изображенный в романе, существует в воспаленном сознании человека, почти оторвавшегося от земли, не чувствующего земного притяжения; перед читателем - крайне субъективная картина, пропущенная через угнетенное сознание Раскольникова и служащая лишь аргументом в том споре, который он ведет со всеми и с самим собой.

Петербург в романе не объективная реальность, а часть внутреннего мира героя. Ничто не существует вне мира его оскорбленной души. Естественно, что реальность приобретает все черты и противоречия сознания главного героя и изменяется как часть его мира, движется в зависимости от его состояния, и даже само время может убыстрить или замедлить свой ход. Достоевский дает Раскольникову до дна окунуться в бездну одиночества, в беспредельность тайного, никем не знаемого мира.

И еще один прием, создающий эффект присутствия. Здесь дело в своеобразной авторской манере повествования, где рассказчик-хроникер как будто спрятан от читателя. Читатель ощущает его присутствие, чувствует, что чья-то воля ведет его по этому фантастическому лабиринту человеческой жизни, что между ним и происходящим практически нет дистанции. Кроме того, автор почти слился с героем, пытается увидеть мир его глазами, представить его вот таким - странно остановившимся, будто на краю страшной пропасти, куда он неминуемо должен рухн

Раздел: Литература и русский язык
Количество знаков с пробелами: 3549
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Читайте также: