Свобода совести в ссср кратко

Обновлено: 05.07.2024

Кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Филиал Казанского (Приволжского) федерального университета в г. Набережные Челны 423812, г. Набережные Челны, проспект Сююмбике, 10А
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Обосновывается негативное отношение коммунистической партии к религии и вероисповеданию, что объясняется несовместимостью основополагающих принципов православной религии о непротивлении и терпимости с большевистской идеологией о революционном, насильственном сломе старого социального строя. Характеризуется закрепление свободы совести в основных конституционных актах Советского государства. Определяются основные направления антирелигиозной политики советской власти и ее последствия для современного российского общества.

Ключевые слова: религиозные организации; свобода совести; свобода вероисповедания; коммунистическая идеология; конституционное регулирование; антирелигиозная пропаганда; атеизм

Согласно действующей Конституции РФ [3] каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28). Право на свободу совести следует отнести к одному из основополагающих личных прав для правового, демократического, светского государства, каковым провозгласила себя современная Россия. В гражданском обществе, к построению которого мы стремимся, не может не быть многообразия убеждений, гарантированного государством. Но для того чтобы прийти к осознанию этого, нашей стране пришлось пройти сложный путь.

В Российской империи первенствующей и господствующей в стране признавалась православная вера. Ее верховным защитником и блюстителем правоверия считался император, в церковном управлении действовавший посредством Святейшего Правительствующего Синода. Святейший Синод со дня своего образования являлся орудием политической воли светской власти. Государство вмешивалось в дела различных конфессий.

Православная религия с ее основополагающими принципами о терпимости, любви к ближнему, человеколюбии, непротивлении злу насилием и другими оказалась несовместима с большевистской идеологией о революционном, насильственном сломе старого социального строя, в основе которого лежит непримиримая классовая борьба (по сути, заранее предусмотренная гражданская война), установление диктатуры пролетариата.

В Конституции РСФСР 1918 г. [6], вобравшей в себя положения целого ряда актов первоначального периода становления Советского государства, в общем перечне прав и свобод в гл. 5 разд. 2 на первое место была поставлена именно свобода совести (ст. 13). Тем самым подчеркивалась важность регулирования вопросов, связанных со свободой совести, которая в соответствии с конституционными положениями обеспечивалась только трудящимся, при этом свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признавалась за всеми гражданами. В ст. 13 подтверждалось также отделение церкви от государства и школы от церкви.

Как известно, первая Конституция СССР, принятая в 1924 г., не содержала разделов, посвященных основным правам и обязанностям граждан, оставив регулирование этого института на уровне конституций союзных республик. Вторая Конституция РСФСР 1925 г. [7] в сравнении с предыдущей не внесла каких-либо изменений, закрепляя в ст. 4 свободу совести за трудящимися, при этом неизменными остались положения об отделении церкви от государства и школы от церкви, а также о признании за всеми гражданами свободы религиозной и антирелигиозной пропаганды.

Только в ходе перестройки была признана противоречивость положений ст. 52 Конституции СССР 1977 г. о гарантированности гражданам свободы совести и ее практического обеспечения. Отмечалась также узость самой трактовки свободы совести, содержавшейся в ст. 52, поскольку в ней предоставлялось верующим только право отправления религиозных обрядов, но ничего не говорилось о возможности религиозной пропаганды, как это было в первых конституциях РСФСР. Было признано и то, что антирелигиозная политика имела негативные последствия для общества и государства, поскольку именно она создала условия для проявления массового идеологического нигилизма, неверия в общечеловеческие ценности и идеалы.

Вместе с тем Закон установил и равенство для всех без исключения конфессий, произведя эффект внезапно открывшихся шлюзов, высвободивших поток невиданного религиозного многообразия, буквально обрушившегося на неподготовленное для адекватного восприятия сознание советских граждан. Началась повальная охота за душами со стороны представителей как традиционных конфессий, так и многочисленных сект, зачастую сомнительного происхождения и не лучшей репутации.

Представляется, что основной проблемой, созданной антирелигиозной политикой Советского государства, стал идеологический вакуум в сознании людей, проявившийся в годы перестройки в виде утраты системы ценностей и жизненных ориентиров. Решение этой проблемы оказалось делом весьма сложным – вытравливание религиозной веры на протяжении почти семи десятилетий возымело пагубное воздействие. На восстановление прежних духовных ценностей может уйти времени не меньше, чем было потрачено на их уничтожение.

Библиографический список

Антирелигиозные лозунги // НА РТ. Р. 5263. Оп. 1. Д. 19. Л. 9.

Бердяев Н.А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Сварог и К, 1997. 414 с.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2009. №4. Ст. 445.

Конституция Союза Советских Социалистических Республик: утв. Чрезвычайным VIII Всесоюзным съездом Советов 5 декабря 1936 г. // Изв. ЦИК Союза СССР и ВЦИК. 1936. 16 дек. (№283).

Конституция Союза Советских Социалистических Республик: Принята внеочередной седьмой сессией Верховного Совета Союза ССР 7 октября 1977 г. // Ведомости ВС СССР. 1977. №41. Ст. 617.

Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. №51. Ст. 582.

Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: утв. Х II Всероссийским съездом Советов 11 мая 1925 г. // СУ РСФСР. 1925. №30. Ст. 218.

Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии // Полн. собр. соч. Т. 17. С. 415–426.

О религиозных объединениях: постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8.04.1929 // СУ РСФСР. 1929. №35. Ст. 353.

О свободе совести, церковных и религиозных обществах: декрет СНК РСФСР от 20.01.1918 // Декреты Советской власти. М.: Гос. изд-во полит. лит., 1957. Т. 1. С. 373–374.

О свободе совести и религиозных организациях: закон СССР от 1.10.1990. №1689-1 // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. №41. Ст. 813.

Савельев В.Н. Свобода совести: история и теория. М.: Высш. шк., 1991. 144 с.

Шмелев Г.М. Русская православная церковь, ее деятельность и экономика до и после 1917 года // Вопр. истории. 2003. №11. С. 36–51.

Лозунг свободы совести был провозглашен буржуазией, когда она вела борьбу за власть против господства феодалов и феодальной церкви. Провозглашая свободу совести на словах, буржуазия нигде не осуществила ее на деле. Да она и не могла этого сделать, ибо, как и все эксплуататорские классы до нее, была кровно заинтересована в сохранении религии как орудия духовного закабаления трудящихся, подавления революционного движения.

Для иллюстрации этого можно указать на целый ряд обязательных религиозных ритуалов, сохранившихся во многих буржуазных государствах. В числе их продолжают оставаться: религиозная присяга в административных и судебных органах, чтение молитв на заседаниях правительственных органов; использование исповеди и других религиозных таинств в полицейских целях, религиозно-церковное освящение рождений, браков, похорон и других актов гражданского состояния.

В некоторых буржуазных странах и в наше время притесняется свобода вероисповедания. В Испании, Португалии, Италии, Израиле еще имеются государственные религии, пользующиеся особыми привилегиями. Так, в Израиле господство раввинов распространяется на все стороны личной жизни людей. Религиозное насилие смыкается здесь с расизмом, используемым империалистами для разжигания войны против арабских народов. В школе детям вбивают в головы религиозный фанатизм и нетерпимость, в особенности в отношении арабских народов.

Понятно, что буржуазия, так заинтересованная в ре^ лигии, не может осуществить подлинную свободу сове* сти. Только социалистическая революция обеспечила полную свободу совести, включающую право не только не верить ни в какого бога, но и право вести антирелигиозную пропаганду. С победой Октябрьской революции связан новый этап борьбы передовых сил общества против религии, новый период в осуществлении программных требований Коммунистической партии по избавлению народных масс от религиозного гнета. Это нашло свое законодательное отражение в знаменитых декретах Октября.

Отделение церкви от государства навсегда покончило со всяким насилием над совестью граждан, ибо оно давало им возможность самим, без какого-либо давления со стороны государства решать вопрос об отношении к религии и церкви. Декрет обеспечил трудящимся полную свободу совести, нанес сокрушительный удар по политическому и духовному засилью церкви и обеспечил широкие возможности для освобождения народных масс от религиозного дурмана.

Свобода совести в СССР характеризуется следующими основными чертами:

3. Свобода антирелигиозной пропаганды. Советское государство одной из своих важнейших задач считает заботу о повышении культурного уровня трудящихся и поэтому не может мириться с темнотой и невежеством верующих людей. Обеспечивая полную свободу совести, оно выдвигает вместе с тем задачу освобождения трудящихся от религиозных пережитков.

4. Религия во всех ее формах является частным, личным делом каждого верующего, делом его совести. Каждый гражданин СССР свободен в выборе религии и смене религиозных убеждений. В СССР нет господствующего вероисповедания и какого-либо преследования инакове-рующих. Все веры, церкви и секты равны перед законом. Все верующие, будь то православные, католики, лютеране, мусульмане, буддисты, баптисты и т. п., пользуются равными правами.

5. Запрещение уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей, оскорблять, физически и морально калечить людей, ссылаясь на религиозные воззрения. На этом основании в СССР не разрешается деятельность всякого рода антисоветских и изуверских религиозных сект: иеговистов, пятидесятников, адвентистов-реформистов, истинно православных христиан, иннокентьевцев, иоан-нитов, скопцов, хлыстов, молчальников, пустынников, свободных христиан и т. п.

6. Отделение школы от церкви, то есть прекращение принудительного религиозного воспитания детей, насильственного приобщения их к религии. Религия несовместима с наукой, поэтому государство не может допустить, чтобы в. школах детям прививалась враждебная научному мировоззрению религиозная идеология. Это было бы насилием над совестью и чувствами детей. Во всех гражданских учебных заведениях преподавание религиозных вероучений в нашей стране не допускается.

Коммунисты ставят своей целью полную ликвидацию классов, классового и национального гнета и эксплуатации, полное уничтожение тех отношений, которые породили религию и способствуют ее сохранению. В социалистическом обществе ликвидированы классы, заинтересованные в распространении и укреплении религии. В нашей стране ликвидирована частная собственность, безработица, нищета и бесправие трудящихся масс. Тем самым подорваны самые глубокие корни религии. Рабочий класс, крестьянство, интеллигенция нашей страны не нуждаются в религии. Напротив, они заинтересованы в скорейшем искоренении всех пережитков эксплуататорского общества. Все это и является самой прочной и реальной основой свободы совести в СССР.

В последующие годы многие из служителей культа были организаторами и активными участниками контрреволюционных организаций, которые ставили своей целью свержение Советской власти и реставрацию буржуазных порядков. Амвоны церкви зачастую использовались духовенством для антисоветских проповедей. Религиозная пропаганда была направлена в то время главным образом на подрыв государства рабочих и крестьян, на срыв социалистического строительства в нашей стране, на поддержку свергнутых эксплуататорских классов. Борьба религиозных организаций и духовенства против декрета была частью их общей борьбы против Советской власти и показала на практике широким народным массам антинародную, реакционную роль религии и церкви.

Трудящиеся в ходе социалистического строительства все больше убеждались, что политика Советского государства по отношению к религии и церкви полностью отвечает интересам народа.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Конституции и УК в СССР о религиозной пропаганде

Краткий конспект этой темы с приведением некоторых текстов статей - возможно, кому-то пригодится. Да и в принципе, любопытно сравнить прошлое с настоящим.
Касательно свободы религиозной пропаганды в Союзе значимы следующие законодательные вехи.
Ст. 13 Конституции РСФСР 1918 года гласила: "В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами". То же самое было подтверждено ст. 4 Конституции РСФСР 1925 года.
Здесь нужно отметить две вещи: во-первых, речь идёт именно об "антирелигиозной пропаганде" (то есть атеизм понимается вовсе не как "безбожие", а как "антирелигиозность"), во-вторых, религиозная пропаганда разрешается, её свобода уравнена с антирелигиозной.
Перелом произошёл в 1929 году: тогда, согласно постановлению XIV Всероссийского Съезда Советов от 18 мая ст. 4 приняла следующий вид: "В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести, церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами".
Таким образом, положение о религиозной пропаганде было изъято из Конституции.
Аналогичные положения действовали и в Конституции СССР 1936 г., ст. 124: "В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами".
В ст. 52 Конституции СССР 1977 г. сказано: "Гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается. Церковь в СССР отделена от государства и школа - от церкви".
Здесь, таким образом, отдельно выделяется право исповедования (и неисповедования) религии, то есть наличия религиозных взглядов, однако религиозная пропаганда не разрешается, термин "антирелигиозная пропаганда" сменяется термином "атеистическая".
Интересны также статьи УК советского периода, которые соответствуют указанным статьям Конституции.
Прежде всего, это ст.ст. 122-127 УК РСФСР 1926 г.:
"122. Преподавание малолетним или несовершеннолетним религиозных вероучений в государственных или частных учебных заведениях и школах или с нарушением установленных для этого правил влечет за собой - принудительные работы на срок до одного года.
123. Совершение обманных действий с целью возбуждения суеверия в массах населения, для извлечения таким путем каких-либо выгод, -
принудительные работы на срок до одного года с конфискацией части имущества или штраф до пятисот рублей.
124. Принудительное взимание сборов в пользу церковных и религиозных групп -
принудительные работы на срок до шести месяцев или штраф до трехсот рублей.
125. Присвоение себе религиозными или церковными организациями административных, судебных или иных публично - правовых функций и прав юридических лиц - принудительные работы на срок до шести месяцев или штраф до трехсот рублей.
126. Совершение в государственных и общественных учреждениях и предприятиях религиозных обрядов, а равно помещение в этих учреждениях и предприятиях каких-либо религиозных изображений, - принудительные работы на срок до трех месяцев или штраф до трехсот рублей.
127. Воспрепятствование исполнению религиозных обрядов, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан, - принудительные работы на срок до шести месяцев".
Согласно ст. 142 УК РСФСР 1960 г.,
"Нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви - наказывается исправительными работами на срок до одного года или штрафом до пятидесяти рублей.
Статья 143. Воспрепятствование совершению религиозных обрядов, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательством на права граждан, - наказывается исправительными работами на срок до шести месяцев или общественным порицанием".
Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 марта 1966 года о применении с. 142 УК РСФСР гласило:
"Разъяснить, что под нарушением законов об отделении церкви от государства и школы от церкви, влекущем уголовную ответственность по статье 142 Уголовного кодекса РСФСР, понимается:
принудительное взимание сборов и обложений в пользу религиозных организаций и служителей культа;
изготовление с целью массового распространения или массовое распространение обращений, писем, листовок и иных документов, призывающих к неисполнению законодательства о религиозных культах;
совершение обманных действий с целью возбуждения религиозных суеверий в массах населения;
организация и проведение религиозных собраний, шествий и других церемоний культа, нарушающих общественный порядок;
организация и систематическое проведение занятий по обучению несовершеннолетних религии с нарушением установленных законодательством правил;
отказ гражданам в приеме на работу или в учебное заведение, увольнение с работы или исключение из учебного заведения, лишение граждан установленных законом льгот и преимуществ, а равно иные существенные ограничения прав граждан в зависимости от их отношения к религии".
Наконец, ст. статья 143.1. того же УК:
"Организация религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с причинением вреда здоровью граждан или с иными посягательствами на личность или права граждан либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или совершению иных противоправных действий, а также руководство таким объединением - наказывается лишением свободы на срок до трех лет или штрафом до шестнадцати минимальных месячных размеров оплаты труда. Активное участие в деятельности объединения, указанного в части первой настоящей статьи, а равно систематическая пропаганда, направленная на совершение указанных в ней деяний, - наказывается лишением свободы на срок до одного года или штрафом до пяти минимальных месячных размеров оплаты труда".
Изменения происходят 15 декабря 1990 года, когда ст. 50 Конституции РСФСР была принята в следующей редакции: "Гражданам РСФСР гарантируется свобода совести и вероисповеданий, включающая право каждого человека свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства. Религиозные объединения в РСФСР отделены от государства. Государственная система образования носит светский характер. Все религии и религиозные объединения равны перед законом. Запрещается ограничение прав граждан, разжигание вражды и ненависти по признаку отношения к религии".
Как мы видим, тут уже, в свою очередь, ничего не говорится ни о свободе антирелигиозной пропаганды, ни об атеизме (а сказано о неких "иных убеждениях").
Закон РФ от 18 октября 1991 г. "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитировал граждан, осуждённых, в том числе, за "нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви; посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов".
Ст. 142 из УК была исключена.
Наступила иная эпоха.
Перепост: vidjnana (есть коментарии).

Одно из главных отрицательных последствий проникновения адептов РПЦ в школы вообще и, тем более, в начальные классы - это приобщение сознания ребёнка к „благости” иудейской лексики.

К сожалению, критики такого противозаконного (церковь-то отделена от государства!) поведения попов об этом аспекте, лингвистическом зомбировании, вообще не задумываются.

Т.е. иудеи распространили некий текст, испещрённый иудескими же именами, а о кровавых сюжетах Ветхого завета уже и говорить не приходится. И всё это - без единого научного доказательства. Верьте, люди, мафии ростовщиков: они не обманут.



Давайте сравним Конституцию СССР и Конституцию РФ в той части, где они говорят о взаимоотношении церкви и государства, церкви и школы, а также об отношении к верующим и неверующим, об отношении к религиозной и атеистической пропаганде.

Конституция СССР.

Статья 52. Гражданам СССР гарантируется совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.

Церковь в СССР отделена от государства и школа – от церкви.

Конституция РФ.

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 28. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Что изменилось?

1. Исчезла свобода атеистической пропаганды.

В Конституции СССР всё четко и ясно: гражданин имеет право быть верующим или атеистом, имеет право и исповедовать любую религию, и вести атеистическую пропаганду.

А в Конституции РФ всё несколько иначе…

С одной стороны в статье 14 прямо говорится о том, что государство светское. Но дальше, в статье 28 начинаются странности… Право иметь и распространять религиозные убеждения у граждан есть, а вот право распространять атеистические взгляды, вести атеистическую пропаганду – уже нет.

Случайность? Вряд ли. Сейчас часто слышим об оскорблении чувств верующих. Некоторые деятели РПЦ готовы обвинить любого критикующего РПЦ и ее священнослужителей в оскорблении чувств верующих. А кто не помнит многомесячную истерию матильдоборцев?

А вот о чувствах атеистов почему-то наши законодатели не задумываются. Или, может быть, они считают, что атеисты не вправе иметь чувств? Видать так. А при этом утверждается, что государство светское… Или, может быть, светскость наши законодатели понимают так, как на фото сверху? Похоже на то…

2. Исчезло указание, что школа отделена от церкви.

В Конституции СССР всё четко и ясно: школа отделена от церкви.

И это логично и понятно для случая, где церковь отделена от государства. Если церковь отделена от государства, значит государство – светское. Если государство светское, значит и обязательное образование тоже должно быть светским. А если кто-то в дополнении к этому хочет получить дополнительное, церковное образование – для этого есть специальные духовные школы, семинарии и т.д. В СССР всё именно так и было.

А в Конституции РФ всё несколько иначе. Несмотря на указание о том, что государство – светское, отделение школы от церкви в Конституции не прописано. Вот и получается странная вещь: государство светское, а церковь в открытую проникает в школы. Государство светское, а чисто светское образование без участия церкви ребенок получить уже не может: уже в четвертом классе (для учеников начальной школы. ) нужно изучать религию.

Вопросы и ответы.

1. Почему всё так?

Потому, что правящему в России олигархату нужны покорные рабы!

Нынешнее положение вещей, когда 10% семей владеет 90% национального богатства России должно, по мнению многих служителей церкви, представляться естественным порядком вещей, угрожать которому ничего не должно. Для этого нынешней власти и нужна РПЦ.

И именно поэтому, несмотря на то, что Конституция утверждает, что РФ – это светское государство, российская власть готова в открытую не просто игнорировать, но нарушать это положение Конституции РФ для того, чтобы можно было и дальше спокойно грабить и обманывать народ.

2. А может автор слишком сгущает краски, преувеличивает, вообще очерняет церковь, а на самом деле вовсе не все так плохо?

Увы, никакого сгущения красок в статье нет. Давайте посмотрим на факты, кого защищает нынешняя РПЦ, а кого нет.

Или возьмем ювенальную юстицию. Вот уж воистину сатанинское изобретение, в прямом смысле этого слова. Ну и где опять православные активисты, всякие поклонские и т.д.? Где массовые выступления, где обращения в прокуратуру, выступления в Госдуме и т.д.? Нету…

Сатанинское шествие ювенальной юстиции, крушащей ежегодно многие тысячи семей, тоже не волнует православных активистов. И это понятно. Не для того власть так благоволит церкви, чтобы церковь создавала власти проблемы.

Церковь нужна, чтобы проблемы власти решать: чтобы народ можно было грабить, а народ был бы безропотен. В этом и есть соработничество РПЦ и власти.

Читайте также: