Свобода собраний это кратко

Обновлено: 07.07.2024

СВОБОДА СОБРАНИЙ - конституционное право публичного, массового выражения социальных требований против или в поддержку политических мер и событий общественно-политической жизни. Всеобщая декларация прав человека предусматривает, что "каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций" (п. 1 ст. 20). Содержанием С.с. охватывается право: а) собираться мирно, без оружия; б) проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Закрепление данного права в Конституции РФ (ст. 31) позволяет гражданам РФ легально, т.е. законно, публично участвовать в обсуждении вопросов, имеющих общественное значение, выражать поддержку проводимой властью политике или протест против нее, публично оглашать собственную позицию по этим вопросам. Можно сказать, что данное право является юридическим средством материального объективирования свободы слова, демонстрации воли и выражения мнений граждан по поводу тех или иных акций государства (его органов). На органы государственной власти и местного самоуправления возлагается обязанность гарантировать С.с, иных публичных мероприятий. В то же время в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 21) в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц допускаются ограничения данного права. Такие ограничения возможны только в соответствии с законом. В действующем российском законодательстве реализация данного права оговорена рядом условий: публичные мероприятия должны преследовать мирные цели, не должны нарушать общественный порядок и общественную безопасность, создавать препятствия нормальному функционированию предприятий, организаций, учреждений; осуществление публичных мероприятий не должно нарушать права и свободы других лиц, т.е. участники собраний, митингов, иных публичных акций не вправе посягать на достоинство, свободу и личную неприкосновенность граждан, совершать действия, направленные против частной собственности, и др.

Порядок осуществления публичных мероприятий регламентируется Указом Президента РФ от 25 мая 1992 г. "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования". Указ устанавливает следующий порядок проведения указанных мероприятий. Письменное заявление (уведомление) подается организаторами публичного мероприятия в местную администрацию не позднее чем за 10 дней до его проведения. В заявлении указываются цель, форма, место проведения мероприятия или маршрут движения, время начала и окончания, предполагаемое число участников и др. Местная администрация обязана рассмотреть заявление и сообщить о принятом решении не позднее чем за 5 дней до проведения публичного мероприятия. В случае введения чрезвычайного положения проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. "О чрезвычайном положении" может быть запрещено или ограничено (п. "е" ст. 11).

Полезное

Смотреть что такое "СВОБОДА СОБРАНИЙ" в других словарях:

Свобода собраний — Свобода Базовые понятия Свобода воли Позитивная свобода Негативная свобода Права человека Насилие … Википедия

СВОБОДА СОБРАНИЙ — в конституционном праве одно из основных политических прав граждан, представляет собой неограниченную возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые, в принципе, может быть ограничен устроителями собрания. Законодательство может… … Юридическая энциклопедия

СВОБОДА СОБРАНИЙ — одно из основных политических прав граждан; представляет неограниченную возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые в принципе может быть ограничен устроителями собрания. Законодательство либо предусматривает уведомительный… … Юридический словарь

СВОБОДА СОБРАНИЙ — в конституционном праве одно из основных политических прав граждан, представляет собой неограниченную возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые, в принципе, может быть ограничен устроителями собрания. Законодательство может… … Энциклопедический словарь экономики и права

свобода собраний — одно из основных политических прав граждан; представляет неограниченную возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые в принципе может быть ограничен устроителями собрания. Законодательство либо предусматривает уведомительный… … Большой юридический словарь

СВОБОДА СОБРАНИЙ И МИТИНГОВ, УЛИЧНЫХ ШЕСТВИЙ И ДЕМОНСТРАЦИЙ — – одна из основных демократических свобод (см. Свободы демократические), закреплённых в Конституции СССР (ст. 125). Советское государство с первых же дней своего существования предоставило в распоряжение трудящихся все необходимые материальные… … Советский юридический словарь

Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций — см. в ст. Свободы демократические … Большая советская энциклопедия

СВОБОДА СОБРАНИЙ И МАНИФЕСТАЦИЙ — право мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Речь идет о так называемых публичных мероприятиях, т.е. проводимых гражданами для выражения своих интересов, требований, взглядов. Это может быть не… … Энциклопедия юриста

СВОБОДА СОБРАНИЙ, УЛИЧНЫХ ШЕСТВИЙ И ДЕМОНСТРАЦИЙ — см.: Право на собрания и манифестации … Энциклопедический словарь конституционного права

Свобода ассоциаций — Свобода Базовые понятия Свобода воли Позитивная свобода Негативная свобода Права человека Насилие · … Википедия

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Судебная практика по статье 31 Конституция РФ:

Вместе с тем право собираться мирно, без оружия, проводить собрания митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, закрепленное статьей 31 Конституции Российской Федерации, не является абсолютным и в силу ее части 3 статьи 55 может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности здоровья.

Вместе с тем право собираться мирно, без оружия, проводить собрания митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, закрепленное статьей 31 Конституции Российской Федерации, не является абсолютным и в силу ее части 3 статьи 55 может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя нравственности, здоровья.

Согласно статье 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.


Свобода собраний и ассоциаций – это наши политические права. Без них нам сложно выражать свое мнение, публично отстаивать свою позицию, защищать свои права и общественные интересы. Эти свободы закреплены международными нормами, Конституцией и законами.

Свобода манифестаций – это возможность проводить демонстрации, шествия, митинги, пикеты и другие выступления под открытым небом, при условии предварительного уведомления властей.

Свобода собраний – это неограниченная возможность собираться в закрытых помещениях.

Свобода ассоциаций - это возможность создавать любые объединения в мирных целях.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение, к участию в каком-либо собрании или манифестации.

В чем отличие санкционированного и несанкционированного митинга?

По закону организаторы должны уведомить о проведении манифестации и получить подтверждение, о том, что место и время согласовано.

О проведении митинга, демонстрации или шествия нужно уведомить за 10 дней.

О проведении группового пикета за 3 дня.

О проведении встречи депутата с избирателями за 5 дней.

Не требуется сообщать о проведении одиночных пикетов и согласовывать место их проведения. Также нет необходимости уведомлять о проведении собраний в помещениях.

Мирные манифестации нельзя запретить. Но власть имеет право согласовывать место их проведения. Власти могут отказаться выделить выбранное место для митинга со ссылкой на дорожные работы, на то, что место занято под другое публичное мероприятие, что выбранное место не сможет вместить участников. В таких случаях власти должны предложить другое время и место.

Существуют и другие ограничения. Так участники одиночных пикетов не должны находиться друг другу ближе установленного количества метров. Совокупность одиночных пикетов, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда одним публичным мероприятием. Возможны провокации. Закон запрещает участникам скрывать свое лицо, иметь при себе оружие и распивать алкоголь, а также создавать помехи в движении транспорта или препятствовать работе учреждений. За нарушения установленного порядка организаторы могут быть привлечены к административной ответственности.


По закону никто не имеет права заставить идти на митинг, нельзя уволить или исключить из учебного заведения за отказ выполнить требования, не связанные с работой и учебой. Принуждение к участию в митинге незаконно и противоречит Конституции.

Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера

Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции

Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (статья 29 Конституции РФ)

Участие в проведении собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетов - это конституционное право человека, а не обязанность.

Участие в публичных мероприятиях является добровольным (Закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях")

По закону об образовании обязательными для школьников и студентов могут быть только мероприятия, которые предусмотрены учебным планом. По Трудовому кодексу нельзя принуждать работника к участию в мероприятиях, которые не предусмотрены его должностными обязанностями. Принуждение и наказание за отказ от участия можно обжаловать в Инспекцию по труду и прокуратуру. Для начала попросите выдать письменное распоряжение об обязательности участия в митинге.

Свобода собраний


Записывают в ряды юнармейцев, казаков, или юных инспекторов не спрашивая согласия? Так нельзя, это противоречит нормам закона и Конституции.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (статья 30 Конституции РФ)

Граждане имеют право объединяться с другими людьми, добровольно создавать общественные объединения, вступать в существующие объединения и беспрепятственно выходить из них.

Объединения могут регистрироваться и получать права юридического лица, либо существовать без государственной регистрации.

Перечень ограничений свободы собраний и ассоциаций установлен законом:

  • Запрещено создавать тайные общества, военизированные организации и объединения с антиобщественными целями.
  • При проведении собраний и создании организаций можно преследовать только мирные цели.
  • Свобода собраний и ассоциаций может быть ограничена в условиях чрезвычайного или военного положения.

Можно считать, что конституционное право на свободу собраний и ассоциаций соблюдается не только на бумаге, если

В 2021 г. в связи с нарушениями законодательства, регламентирующего право на свободу собраний, и законодательства об иностранных агентах граждан России начали привлекать не только к административной, но и к уголовной ответственности. При этом в фокус внимания органов власти попадали и журналисты, юристы и адвокаты. Ниже – размышления нашего заинтересованного читателя

Новые законные ограничения свободы собраний

Свобода собраний

Больше арестов, строже наказания

Практически рутиной стали задержания журналистов во время протестов, так как человек с камерой и микрофоном – это опасный свидетель нарушения прав и свобод. В 2021 г. в фокусе внимания властей оказались и юристы: мы наблюдали несколько случаев преследований юристов и адвокатов, помогающих задержанным. И это все в контексте общего тревожного состояния нашей профессии: несколько отечественных юристов и адвокатов уже персонально объявлены СМИ-иноагентами, кто-то находится под уголовным преследованием.

Из-за массовых задержаний с новой силой актуализировалась проблема нечеловеческих условий содержания задержанных, применения по отношению к ним силы со стороны полиции. В начале года участники публичных мероприятий часто содержались в переполненных отделах полиции, спецприемниках, перевозились в набитых под завязку автозаках. Публичными стали случаи насилия полицейских и росгвардейцев по отношению к участникам протестов. Однако примеров расследований таких случаев, а уж тем более привлечения виновных сотрудников к ответственности, катастрофически мало.

Свое влияние на свободу собраний оказала и пандемия. В некоторых регионах, например в Москве и Санкт-Петербурге, с марта 2020 г. запрещены любые уличные акции, в том числе одиночные пикеты. В то же время бары и рестораны открыты, проводятся футбольные матчи и концерты, массовые скопления людей допустимы и не преследуются властями. Очевидно дискриминационное отношение к свободе собраний. И пандемия оказалась удобным предлогом, чтобы еще сильнее ограничить эту конституционную свободу.

Из-за карантинных ограничений юристы сталкивались со сложностями прохода в суды на процессы по защите задержанных участников собраний. В начале года приключением могли стать даже ознакомление с материалами дела и подача жалобы на постановление о привлечении к ответственности за участие в протестах. Карантинный режим работы судов сказался и на гласности процессов.

Одни юристы считают незаконным запрет на посещение общественных мест без QR-кода, другие находят ему оправдание. В любом случае, если внесенные в Госдуму законопроекты о QR-кодах не отклонят, популярные юридические лайфхаки из соцсетей гражданам уже не помогут

Вопросы обоснованности коронавирусных ограничений и их пропорциональности текущим угрозам

Адвокат АП Архангельской области Владимир Цвиль:

Ситуация с ограничением права на проведение публичных мероприятий непростая. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только соразмерно конституционно значимым целям. Кроме того, в условиях чрезвычайного положения федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия (ч. 1 ст. 56 Конституции РФ).

Эти конституционные гарантии порождают как минимум два вопроса.

Полезные советы

Что делать в сложившейся ситуации, посоветовал Денис Шедов.

Во-первых, не унывайте.

В-третьих, если вы столкнулись с ограничением права на свободу собраний, отстаивайте свои права в рамках правовых институтов. Воспользуйтесь нашими инструкциями и инструментами. Также вы можете позвонить нам на горячую линию: 8 (800) 707-05-28. Или обращайтесь через наш телеграм-бот. Надеемся, что задержаний будет меньше или совсем не будет, но мы всегда готовы помочь.

Иноагентство

От законодательства об иноагентах страдают все: граждане, организации, государство

Денис Шедов рассказал, что трендом уходящего года в сфере ограничения прав и свобод стала дискриминационная практика применения против некоммерческих организаций, СМИ и отдельных людей законодательства об иностранных агентах. Такая практика затрагивает конституционные свободу ассоциаций (ст. 30), свободу выражения мнений и убеждений (ст. 29), запрет дискриминации (ст. 19), право на уважение достоинства личности (ч. 1 ст. 21) и др. Поистине комплексная проблема.

Власти заявляют, что законодательство об иноагентах позволяет сделать прозрачной политическую сферу и не накладывает дискриминационных ограничений на организации, а просто требует более подробной отчетности об иностранном финансировании. Но это далеко не так.

От законодательства об иноагентах страдают все: организации и СМИ вынуждены самоликвидироваться или существенно сокращать работу; люди получают менее разнообразную информацию и лишаются благотворительной, экологической, правозащитной поддержки некоммерческих организаций; государство вынуждено тратить миллионы на технические средства для мониторинга маркировки материалов и упоминаний в СМИ иноагентов; армия чиновников тратит огромное количество времени на это вместо решения актуальных общественных проблем. Единственную пользу от этого законодательства получают лишь те, кто хочет сокращать пространство гражданского общества и независимых СМИ в России.

Полезные советы

Что мы можем предложить и посоветовать?

Поддержите проекты и людей, признанных иноагентами за свою общественно полезную деятельность. Это безопасно: российское законодательство не предусматривает ответственности за пожертвования организациям, признанным иноагентами, или за репосты материалов СМИ-иноагентов.

Можно присоединиться к требованию отменить законодательство об иноагентах.

Читайте также: