Свобода по ницше кратко

Обновлено: 08.07.2024

Ницше — великий человеконенавистник. Суть его учения выражена в песне Заратустры. Ницше, как и всех великих людей нужно читать в молодом возрасте, когда только начинаешь жить, чтобы выбрать для себя жизненные приоритеты.

Мне очень запомнилось выражение Ницше про людское общество и я с ним согласна:

Учение Ницше очень любил, например, Адольф Гитлер. Символ фашизма — крест олицетворяет Солнце, так и Заратустра воспевал солнце и Ра.

Основная мысль учения Ницше: Человек сильнее и выше Бога! Ницше хотел заставить поверить людей в то, что им всё подвластно.

Учение Ницше приводит к жестокости и отказу даже от своих близких и от Бога, прочитав Ницше можно пустить ся во все тяжкие.

В чем особенность учения Ф. Ницше о справедливости и о праве

Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900) – немецкий мыслитель, представитель иррационализма и волюнтаризма, профессор филосо­фии Базельского университета.

Учение Ниц­ше очень противоречиво, поэтому к его наследию обращались и реак­ционные, и прогрессивные мыслители. Рассмотрим основные положе­ния его учения.

Источник справедливости – сила и обмен притязаниями. «Спра­ведливость возникает первоначально среди приблизительно одинаково могущественных.. .Где нет точно различимого превосходства в силе и борьба привела бы к бесплодному обоюдному вреду, там возникает мысль о соглашении и об обсуждении взаимных притязаний: первона­чальный характер справедливости есть характер обмена.

Обратимость прав и обязанностей.

Воля к власти.

Право производно от воли к власти, от силы.

Несостоятельны есте­ственно-правовая доктрина, идеи свободы и равенства.

Право победителя в войне – осно­ва аристократического правопорядка. Право в мирном порядке фиксирует результаты войны различных воль и предполагает согла­шение неких борющихся сил.

Принцип неравенства правовых притязаний. Неравенство прав -условие права вообще. Право есть преимущество. Органическая связь права с насилием определяет отношение к справедливости. Правовая справедливость исходит от различных индивидов и зависит от того, относятся они к аристократическим типам или являются обычными людьми.

Человек сам по себе не обладает ни правами, ни достоинства­ми, ни ценностями.

Мораль – орудие слабых, рабов против господ для низвержения сильных и установления власти слабых.

Время мелкой политики прошло: двадцатое столетие будет време­нем большой политики – борьбы за мировое господство, невиданных ранее войн. Вокруг понятия политики будет развязана духовная война.

Фридрих Ницше: кратко о философе и философии

Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 г. в немецком городе Рёккене.

Его отец, лютеранский пастор, умер, когда Фридриху было всего четыре года.

Через полгода после этого трагического события умер двухлетний брат Ницше. Фридрих остался с матерью и двумя сестрами. Впоследствии он говорил, что уход отца и брата оказал на него очень сильное эмоциональное воздействие.

В возрасте 14–19 лет Фридрих Ницше учился в одном из лучших интернатов Германии, затем продолжил образование сначала в Боннском университете, а потом в Лейпцигском университете, где проявил особый интерес к филологии (академическая дисциплина, которая занималась главным образом интерпретацией библейских и классических текстов).

В это время Ницше, который с подросткового возраста сочинял музыку, познакомился с известным композитором Рихардом Вагнером (Ницше был большим его поклонником).

Знакомство переросло в близкую дружбу, которая оказала на Ницше огромное влияние (спустя 20 лет он отзывался о ней как о самом большом своем достижении за всю жизнь). Уже в возрасте 24 лет, будучи еще студентом и не закончив свою диссертацию, Ницше был приглашен на должность профессора классической филологии в Базельский университет.

Книга получила высокую оценку от Вагнера, но была встречена резкой критикой, в частности со стороны Ульриха Виламовица-Мёллендорфа (1848–1931), который считался самым авторитетным филологом Германии того времени.

Ницше преподавал в Базельском университете до 1879 г.

В возрасте 34 лет здоровье Ницше ухудшилось настолько, что ему пришлось оставить преподавание в университете.

В 1878–1889 гг. здоровье Ницше ухудшалось, он путешествовал по разным немецким, швейцарским и итальянским городам и написал 11 книг.

3 января 1889 г. у него случился нервный припадок, когда он увидел, как на улице избивают лошадь кнутом…
Душевное здоровье больше не вернулось к Ницше, вплоть до смерти 25 августа 1900 г.

Философские взгляды Фридриха Ницше

Во время психической болезни о Ницше заботилась его сводная сестра Элизабет Фёрстер-Ницше.

Она была вдовой известного германского антисемитского идеолога и, став распорядительницей литературного наследия Ницше, выборочно публиковала его труды.

Сам того не желая и не зная об этом, он приобрел статус знаменитости в Германии и стал практически нацистской иконой: его отрывочные и искаженные философские работы использовались для продвижения этой идеологии. Только после завершения Второй мировой войны работы Ницше были опубликованы без искажений.

Нигилизм

В конце XIX в. с ростом влияния Германии и бурным развитием научной мысли многие немецкие философы с оптимизмом относились к современной им жизни. Ницше же считал свою эпоху смутным временем, отмеченным фундаментальным кризисом ценностей.

Ему так понравился этот образ жизни, что он решил там остаться еще на десять лет. После возвращения в общество он объявил, что Бог умер. По утверждению Ницше, прогресс науки привел к тому, что люди уже не обращают внимания на ценности христианства и больше нет того мощного влияния на цивилизацию со стороны религии, которое определяет, что есть добро и что есть зло.

Ницше фактически был критиком христианства, но еще более яростно он выступал против атеизма и опасался, что тот может стать следующим логическим шагом.

Философ не утверждал, что наука предлагает новый набор ценностей, который заменит христианские заповеди. Наоборот, он говорил, что на смену христианской морали придет нигилизм – отрицание всех убеждений и норм.

Ницше полагал, что человеку всегда необходимо знать источник ценностей и смысла. Он заключил: если наука не сможет стать этим источником, то он появится в других формах, например в форме агрессивного национализма. Ницше не выступал за возвращение к традициям христианства.

Скорее он пытался понять, как избавиться от этой формы нигилизма через утверждение жизни.

Воля к власти

Теорию Ницше о воле к власти можно разбить на две части.

Во-первых, Ницше считал, что всё в мире находится в состоянии потока и состояния неподвижности не существует. Понятия смысла, знаний, истины постоянно меняются, а основу изменений составляет так называемая воля к власти.

Согласно Ницше, Вселенная состоит из подобных желаний.

Во-вторых, воля к власти – индивидуальное, фундаментальное стремление к властвованию, которое проявляется в доминировании и независимости. Она значительно сильнее желания секса или выживания и может выражаться по-разному.

Согласно Ницше, воля к власти иногда проявляется в форме насилия или физического доминирования. Но ее можно обратить вовнутрь, и тогда человек будет стремиться управлять собой (а не другими).

Чтобы принять философию утверждения жизни и руководствоваться ею, необходимо согласиться с идеей изменений и осознать, что перемены – единственное, что постоянно в жизни.

Роль человека

Согласно Ницше, существуют животные, человек и сверхчеловек.

Когда человек научился контролировать свои инстинкты и рефлекторные импульсы для получения большей выгоды (цивилизация, знания, духовность), он перестал быть животным. Воля к власти у человека смещается с внешнего локуса (контроль над другими) на внутренний (самосовершенствование).

Процесс самосовершенствования сложен: человек постоянно подвергается искушению все бросить (два таких примера, когда человек действительно всё бросает, согласно Ницше, – нигилизм и христианская мораль).

В попытке достичь внутреннего совершенства человек стремится стать сверхчеловеком, то есть обладать полным контролем над собой (это желание отсутствует у животных) и совестью (которой нет у человека). Сверхчеловек отличается глубокой любовью к жизни, без жалоб принимает постоянную борьбу и страдания.

Таким образом, согласно Ницше, человек – переходная форма к сверхчеловеку.

Истина

Ценности

Ницше называл мораль фикцией и считал, что необходимо провести переоценку ценностей, так как они не объективны. Особенно критично он относился к христианской морали, утверждая, что на фундаментальном уровне она противоположна жизни и даже враждебна ей.

Например, по словам Ницше, основная концепция христианства о загробной жизни обесценивает природные инстинкты человека, принижает важность настоящей жизни и делает человека слабым.

В поисках основ моральности Ницше не стремился заменить христианство чем-то иным. Скорее, он верил, что, осознав истинную природу морали, люди станут честнее и реалистичнее в своих мотивах и отношении к жизни.

Вечное возвращение

Возможно, самая сложная теория Ницше – метафизическая теория вечного возвращения.

Ее суть, как и в остальных работах Ницше, заключается в утверждении жизни.

Идея вечного возращения существует уже не одно столетие. Классической ее метафорой стало изображение Уробороса – дракона, или змеи, пожирающего собственный хвост, – времен Возрождения.

В теории Ницше о вечном возвращении присутствует идея о цикличности времени: люди проживают каждый момент жизни снова и снова бесконечное число раз, и каждый раз он одинаков.

(Следовательно, каждый момент, который проживает человек, происходит в вечности, и человек должен принять этот факт и радоваться этому.)

Фридрих Ницше считается одним из первых философов-экзистенциалистов, и его влияние было огромным.

Помимо прочего, акцент на утверждении жизни и вызов морали и христианству сделали его одним из главных философов своего времени.


В статье освещено понимания Э. Фроммом и Ф. Ницше проблемы проявления человеческой сущности, отчуждения человека в обществе и определены пути ее преодоления. Рассмотрены типы свободы и механизмы бегства от свободы.

Ключевые слова:человек, свершенный человек, индивид, общество, негативная свобода, позитивная свобода, спонтанная активность, любовь.

In the article is exposed E. Fromm's and F. Nietzsche understanding of the problem of human's alienation in society and are provided the ways to overcome it. Philosophers considered types of freedom and mechanisms of escape from freedom.

Key words: man, the accomplishment of man, the individual, society, negative freedom, positive freedom, spontaneous activity, love.

Человеческое существование есть бытие индивида как целостного существа во всём многообразии форм, видов и свойств его проявления. Проблема человеческого существования имеет не менее важное значение, чем проблема сущности человека. Своё наиболее полное выражение она нашла в философии существования или экзистенционализме. Человеческое существование трактуется здесь как человеческое бытие, соотнесённое с трансденцией, выходом человека за рамки индивидуально — реального, посюстороннего мира. Конечность существования человека задана и обнаруживается уже в том, что его существование рассматривается под углом зрения конечности, смертности. Отсюда существование — это всегда индивидуальное существование. Это существование, в котором хотя и живут вместе, но умирают в одиночку. Поэтому в экзистенционализме индивид и общество рассматривается как противоположные образования, находящиеся в постоянном и непримиримом конфликте. Индивид — это личность, общество — это безличность, так социальная сущность человека рассматривается здесь как субъекта исторической деятельности и общения.

Человек обладает Свободой и в силу этого ответствен за свои действия. Но условия, в которых реализуется его свобода, подчинены законам внешней и его собственной природы. Достижение реальной свободы в процессе исторического развития осуществляется путем осознания и практического освоения, как внешнего мира, так и внутреннего путем раскрепощения человека, освобождения от всех видов духовного гнета. Таким образом, человек не вещь среди вещей, лишь включенных в систему природных и социальных детерминаций, он есть существо, способное, по И. Канту, начинать причинный ряд. Способен осуществлять то, что получило название детерминации из свободы. В качестве субъекта человек есть творец мира и самого себя, но не произвольно, а в определенных, заранее данных, наработанных историей и природой объективных обстоятельствах и условиях.

Э. Фромм — философ-исследователь, неофрейдист затронувший вопросы о смысле человеческого бытия, о его моральных и нравственных нормах. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутри психических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду и т. д.), представители неофрейдизма исследовали межличностные отношения. В стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. Исходным положением неофрейдизма явился так называемый принцип приоритета социального (Э. Фромм). Истоками детерминизма (обусловленности) выступает не биологическая природа человека, а природа личности, которая формируется через систему межличностных отношений.

Таким образом, виды свободы можно разделить на три категории:- свобода воли человека — сознательная свобода выбора в жизни, частных жизненных решений, выбора жизненных приоритетов, организации своей жизни и т. п. Общественная свобода гражданина — права человека в обществе и государстве, регулируемая законами.;Духовная свобода личности — христианское понимание свободы духа от рабства греха, гнева, нетерпения, осуждения, жадности, зависти, чрезмерных желаний плоти и т. п.

Возможность формулировать цели, использовать средства для их реализации отражает степень свободы человека. Чем больше позитивных целей и конструктивных средств, чем богаче деятельность человека, тем разнообразнее у него взаимодействия с другими людьми, тем более осознанно стремление к личной независимости и подлинной солидарности. Автора волновала не столько трагедия человеческого существования, сколько свобода творчества человека, его способность к проектированию и самопроектированию. Ведь степень свободы соответствует уровню развития деятельности, а преждевременное освобождение людей порождает чувство покинутости и одиночества.

Философ анализирует два аспекта процесса растущей индивидуализации: развитие и интеграция физической, эмоциональной и интеллектуальной сфер — развитие личности, обусловленное в основном социальными условиями. Растущее одиночество, сопутствующее освобождению от первичных уз, обеспечивавших ранее фундаментальное единство с окружающим миром и ощущение полной безопасности. Таким образом, современное обществознание мировоззренчески должно исходить из приоритета человека, а не общества. Подход, основанный на идее развивающегося человека, представляет собой принципиально новую стратегию общественного развития, исходящую из господства разума, а не силы, и не может определяться той или иной формой присвоения.

Состояние позитивной свободы, в котором индивид существует как независимая личность, но не изолированная, а соединенная с миром, возможно, по Э. Фромму, через реализацию своей личности. Самореализация достигается путем активного проявления всех эмоциональных возможностей.

Проблема свободы в истории философии в концепциях Ф.Ницше и Э.Формма осложняется тем, что они, как и многие мыслители пытались вывести из сущности свободы долг человека, стремились или вообще не употреблять понятие свободы, или употреблять, ограничив его определенным образом. Но обязанность никогда не может вытекать из самой свободы, а лишь из этических соображений. Будучи неограниченным по своей сути, свобода как раз должна подразумевать религию, этику, труд, любовь, чтобы сделать людей ответственными за все, что они делают и позволяют делать другим. Таким образом, особую актуальность приобретает проблема приведения в соответствие целей, выдвигаемых людьми. Несоответствие целей и средств, целей и результатов требует качественного изменения процессов целеполагания. Это станет возможным тогда, когда человек преодолеет отчужденные формы собственного бытия, обретет целостность в восприятии мира. Необходимо обеспечение целостности не путем элиминирования разнообразия и сведения множественности к единой закономерности, а через стремление к высшей цели, абсолюту. Ведь в ряду человеческих сущностных сил особое место занимает свобода. В концепции Э. Фромма Свобода является пространством реализации личности, а человек — как существо, прежде всего экзистенциальное, самореализация которого связана с любовью. Без нее человек не может реализовать намеченные цели, свои способности. Потребность в свободе заложена в человеке, она имманентна любому виду его деятельности, связана с самой сутью природы человека как существа, свободно выбирающего между различными альтернативами.

В мире, где существует множество целей и вариантов действий, именно стремление к абсолюту поможет вернуться от идеалов выбора к идеалу образа. Поиск абсолютных высших ценностей, на основе которых человек мог бы строить свое существование, реализовать себя, является условием выхода из ситуации, при которой человек утрачивает свои сущностные характеристики. Смысловая целостность личности станет возможной тогда, когда процессы целеполагания будут основываться на единстве истины, добра и красоты, сочетая истинностное знание и высшие нравственные ценности. Утверждение человека как субъекта свободного целеполагания возможно при условии выхода в трансцендентное бытие, которое находит отражение в абсолютности личностного бытия.

1. Иванова М. В. Экзистенциальная антропология Эриха Фромма. Вестн. Санкт-Петербург. гос. ун-та. Сер.: Философия. — СПб.1992. — С. 15–24

3. Марков Б. В. Ницше в России и на Западе. // От Гегеля к Ницше, революционный перелом в мышлении XIX века. СПб: Владимир Даль. — 2002.

4. Матвеев П. Е. Этика. Основы общей теории морали: Курс лекций. Ч. 1 / Владим. гос. ун-т. — Владимир, 2002.– 51 с.

5. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Соч.: В 2 т. — М., 1990. — Т. 2. — С.3–251

7. Радеев А. Е. Эстетика силы в философии Ницше — М, 1999. — С.65–67

8. Свобода воли //Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003. — 1280 с. — (Мир энциклопедий).

10. Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу // Филос. науки. — М., 1990. — № 8. — С. 88–95.

12. Фромм Э. Психоанализ и религия. В кн.: Сумерки богов. — М.: Политиздат, 1987. — С. 217.

13. Шопенгауэр А. Мир как воля и представления. — М.. 1993. — Т. 1–2.

14. Young Julian, Friedrich Nietzsche: A Philosophical Biography. — Cambridge: Cambridge University Press.2010.-Р.124

Основные термины (генерируются автоматически): свобода, власть, воля, свобода воли, человеческое существование, позитивная свобода, Жизнь, природа, мир, общество.

Ключевые слова

человек, любовь, общество, индивид, свершенный человек, негативная свобода, позитивная свобода, спонтанная активность, любовь.

человек, свершенный человек, индивид, общество, негативная свобода, позитивная свобода, спонтанная активность, любовь.

Похожие статьи

Смысл свободы как высшей ценности в философии Н. А. Бердяева

Свобода от или свобода для? С точки зрения личности или общества?

Свобода в первую очередь трактуется как возможность проявления субъектом своей воли [1]. В новой

Поэтому у Бога нет власти над свободой. Бог лишь присутствует в ней и действует через нее.

Эвтаназия как выражение свободы воли и права на смерть

Имеет ли человек свободу воли, которая может быть направлена на собственное уничтожение? Есть ли у человека право на смерть?

Проблемы свободы и ответственности личности

В обществе свобода личности ограничивается интересами общества.

Все в мире подчинено силам, действующим непреложно, неотвратимо.

В этом выражается свобода воли человека.

Значение человеческой свободы в теодицеи князя.

Понятие свободы в философии Э. Фромма и Ф.Ницше как проявление человеческой сущности. Любовь как основа человеческой жизни в философских взглядах В.

По мнению М.А. Низаева, «свобода воли первозданного человека проявилась в том, что он реально

Основные термины (генерируются автоматически): Потерянный рай, смерть, Павлово, Кинг, выбор, земное существование, житель острова, жизнь, проблема выбора, Бур столетия.

К вопросу об основах философии права | Статья в журнале.

Свободу Локк понимал как независимость от воли другого человека и одновременно наличие для всех общих и постоянных правил поведения.

В трактовке Бердяева неотчуждаемые права человека выступают как форма существования и выражения личной свободы в земном мире.

Социально-психологический аспект проблемы свободы в работе.

Основные термины (генерируются автоматически): свобода, мир, тенденция, стремление, чувство, разрушительность, жизнь.

Свобода потребителя — подлинная свобода? | Статья в журнале.

Какова же природа этой свободы?

Испытывая такую свободу, человек начинает чувствовать свою власть над рынком, над

Английское свободомыслие и его влияние на развитие духовной.

Локк отмечал: «Абсолютная свобода, справедливая и истинная свобода, равная и беспристрасная свобода — вот в чем

Ведь недостаточно только воздерживаться от насилия, грабежа и гонений, необходимо еще и наставлять своих прихожан в духе мира и доброй воли.

31 августа ’2012 16:37


Поднять работу в данном разделе


Услуга "Покажи себя сам" (шапка сайта)


Ницше в книге "Смешанные мнения и изречения" писал: "Мы находимся в тюрьме; мы можем только свободно мечтать, но не действовать". Продолжая эту мысль, можно сказать, что мы находимся в плену условностей, обычаев, жизненных устоев, нравственных преград. Для свободного волеизъявления остается не более 5 % нашей активности. Нам кажется, что мы полностью свободны в своем выборе, но в действительности это не так. Человек в большинстве ситуаций действует как запрограммированная машина (совсем как "Человек-машина" у Ламетри). То, как поведет себя человек, попав в ту или иную ситуацию, можно с большой долей вероятности предсказать. Лишь мысль человека, как вольная птица, свободно порхает, не зная преград.
* * *
В книге "Так говорил Заратустра" Ницше возвращается к проблеме свободы. В главе "На блаженных островах" он пишет: "Все чувствующее страдает во мне и находится в темнице; но моя воля всегда приходит ко мне как освободительница и вестница радости. Воля освобождает: таково истинное учение о воле и свободе - ему учит вас Заратустра". В этом Ницше, безусловно, прав. Мы окружены потенциальными барьерами, и без воли их не преодолеть. Об этом же говорит Достоевский, который писал, что тот, кто не пережил горя, не сможет в полной мере почувствовать счастье. А без воли полосу горя преодолеть невозможно.
C другой стороны, Церковь говорит об опасности своеволия. В молитве к Пресвятой Богородице Петра Студийского есть следующие строки: "Не попущай, Пречистая, воли моей совершатися, не угодна бо есть, но да будет воля Сына Твоего и Бога моего: да мя спасет, и вразумит, и подаст благодать Святаго Духа, да бых аз отселе престал сквернодейства, и прочее пожил бых в повелении Сына Твоего". Но как распознать волю Господа Бога? Для этого есть священное писание, святоотеческая литература и институт духовных наставников. Воля - опасное и обоюдоострое оружие.



Посмотреть все работы автора

Валерий Сидоров

"Создавать новые ценности - этого не может ещё лев; но создать себе свободу для нового созидания - это может сила льва.
Завоевать себе свободу и священное Нет даже перед долгом - для этого, братья мои, нужно стать львом."

Как мне подсказали это освободится от груза всех ценностей, любых и всех, которые существовали раньше, которые символизирует верблюд. Так как Ницше призывает провести переоценку всех ценностей, это возможно только при выполнении этого условия.

Но по какому критерию идет переоценка так как в любой переоценке лежит так или иначе добро и зло, либо хуже и лучше и т.д.

Валерий Садовников

Валерий Сидоров

Валерий, разве der wille zur macht это воля к власти, а не к могуществу?
Macht - способность к ощущению преодолеваемого противодействия. разве это власть?

Валерий Садовников

Я употребил устояшийся, утвердившийся в переводах термин. Die Macht - 1 сила, мощь. 2 власть, влияние. 3 политическая власть. перевод зависит от контекста. У Ницше, преимущественно, речь идёт о воле к мощи. Мощь может ослабевать, а может и усиливаться. Таким образом, всё, что способствует росту мощи (воли к власти) - положительно, хорошо, прекрасно и прочая. Всё, что способствует кпадку мощи (воли к власти) - отрицательно, плохо, безобразно и прочая.

Александр Городовой

Валерий, Вы слишком торопитесь Валерий Николаевич. Перед тем как быть львом, сначала надо стать верблюдом, а уж потом стать львом.
То есть сначала необходимо взять на себя груз всех ценностей, всех понятий, перед лицом тех, кто имеет власть, перед лицом тех, кто обладает мощью, кто способен действовать в соответствии с этими ценностями. Далее, когда ваша воля к мощи перерастет волю к мощи власть имущих, то только тогда вы становитесь "львом", таким образом завоевывая свободу. Суть в этом.
А третьем превращении духа, когда Вы становитесь ребенком, то есть созидаете сами ценности, что называется без страха и упрека, идя порой за них на смерть.
Эти так называемые сутарналии духа и есть метаморфозы вашей или чьей то воли к мощи, воли к могуществу конкретного субъекта, индивида, а лучше в данном контексте сказать личности.

Валерий Садовников

Ах, Александр! Это Вы торопливы и суетливы. Вопрос то был о критерии переоценки, а не о трёх стадиях превращения духа. Вот о критерии я и высказался.

Валерий Сидоров

Валерий, если критерий воля к мощи, так ведь одно может ослабевать, а другое усиливаться, т.е может быть так, что одно относительно от другого, при том что оба ценны и развивают общество, тогда и не понятно выходит, что из этого выбрать.

Также другой вопрос:
если по Ницше свобода это воля к отвественности. в чем тут свобода? ведь ответственность это отношение зависимости человека от чего-то, но какая может быть зависимость у свободного человека. с таким же успехом получается, что заключенные в тюрьме на долгие сроки являются самыми свободными людьми, так как они уже не наказуемы и понесли отвественность за свои поступки самим нахождением на зоне, но как в тюрьме можно быть свободным если твои потребности и возможности ограничиваются другими людьми и самой тюрьмой. это выходит мнимая свобода.

Александр Городовой

Валерий, сказать, что критерий воля к мощи, это сказать уж слишком абстрактно, как я полагаю. Да все в этом мире "воля к мощи", если посмотреть гносеологию Ницще, да так и есть на самом деле. Моя жизнь - это воля к мощи, ваша жизнь - это воля к мощи и т. д. и т. п.
У Ницще рассмотрены куча психологических типов, от создателей религий, до полководцев типо Цезаре. Раскритикованы куча философов. У каждого из них были ценности, то есть то, за что они боролись, за что сражались и т. д. Вопрос только что это за ценности и какие это ценности?

Валерий Садовников

Валерий, Вы плохо знаете и понимаете Ницше. Менее всего Ницше думал об обществе или общественном благе. Есть слабые и есть сильные (только не спрашивайте: кто слабы, а кто сильные, сами почитайте Ницше). Итак, переоценка ценностей просто необходима, нужны новые ценности. Но что взять за основу? Жизнь – вот та основа, вот от чего должна отталкиваться переоценка всех ценностей, вот откуда должен выводиться и на чём базироваться новый принцип переоценки и ценности, если речь идёт ни много ни мало как о деградации и возможности уничтожения жизни вообще. Но вполне очевидно, что речь идёт не просто о возможности жить (сохранение), а о жизни способной к возрастанию, расширению и возвышению, иначе и огород городить не стоит. Жизнь же в сущности своей как возрастание и возвышение, как самообладание и сила – это воля к власти, утверждает Ницше. Отметим, что вернее было бы здесь, как затем и во многих других случаях, что следует из контекста, переводить с немецкого "der Wille zur Macht" как "воля к мощи". Воля к власти или, что точнее, воля к мощи, следовательно, и будет тем основанием для переоценки всех ценностей, источником, фундаментом, основанием для существования ценности вообще. Для Ницше является несомненным, что конечной целью стремлений человека является не благо, не удовольствие и уж конечно не истина, а жизнь. И он утверждает примат жизни над всеми до сих пор утверждавшимися ценностями.
Но что такое ценность для Ницше? В чём её сущность? И Ницше даёт такой ответ: "Ценность – это наивысшее количество власти, которое человек в состоянии себе усвоить, – человек, а не человечество! … Точка зрения "ценности" – это точка зрения условий сохранения, условий подъёма сложных образований с относительной продолжительностью жизни внутри процесса становления". Здесь мы совершенно однозначно можем сделать вывод о том, что не было и нет вечных, неизменных, абсолютных ценностей. Не было, и нет чего-то ценного самого по себе изначально. Ценность – это только точка зрения смотрящего и полагающего, ис-ходя из количества власти, доступного ему, т.е. ценности – "это полагаемые самой же волей к власти условия её самой", а изменение ценностей происходит в связи с усилением или ослаблением воли к власти, смотрящего и полагающего ценности.

Валерий Садовников

Alexander, если у Шопенгауэра мы имеем дело с единой и неделимой волей как метафизической сущностью, то Ницше учит о множестве воль, конкурирующих и взаимодействующих между собой. Жизнь, с этой точки зрения, представляет собой "специфическую волю к аккумуляции силы: в этом рычаг всех процессов жизни". Жизнь, таким образом, есть выражение роста форм власти. Жизнь – это длительная форма "процессов уравновешивания силы, в течение которых силы борющихся, в свою очередь растут в неодинаковой степени". Отсюда следует, что основным законом жизни является её иерархичность, неравенство её форм. Ницше утверждает, что "в природе царит не бедственное состояние, но изобилие, расточительность, доходящая до абсурда. Борьба за существование есть лишь исключение, временное ограничение воли к жизни; великая и малая борьба всегда идёт за перевес, за рост и распределение, за власть, сообразно с волей к власти, которая и есть как раз воля к жизни". Жизнь, следовательно, это постоянное возвышение, усиление, расширение самой себя через преодоление себя же.
В качестве основного и исходного понятия для своей философии, как мы видим, Ницше берёт понятие "жизнь" и, по сути, является основоположником философии жизни. "Человечество, – пишет Ницше, – всегда повторяло одну и ту же ошибку: из средства к жизни оно сделало масштаб для жизни: вместо того, чтобы обрести мерило в высшем подъёме самой жизни, в проблеме роста и истощения – оно средство к вполне определённой жизни использовало в целях исключения всех иных форм жизни, – одним словом, – для критики и отбора жизни". У Ницше, таким образом, совершенно иной подход. У него жизнь начинает выступать основным критерием для всякой вещи и всякого суждения при определении их ценности, истинности, полезности и т.п. Жизнь – это всегда оценка и предпочтение. И если истинно, ценно и полезно всё, что способствует усилению, расширению и возвышению жизни, то и ложь, и религия могут иметь ценность для жизни, но всё это лишь до тех пор, пока они способствуют росту жизни, увеличению её мощи и расширению.

Валерий Садовников

Валерий, ещё раз рекомендую внимательнее читать Ницше, если Вы вообще его читаете. Ваше понимание того, что есть свобода (исходя из Вашего рассуждения)в лучшем случае наивно. Оно на уровне следующего вывода - я сижу в тюрьме, но я и гуляю (прогулки), следовательно, я свободен.
Свобода, о которой говорит Ницше – это, прежде всего, радость и сила самоопределения, это расставание со всякой верой и кумирами, это умение полагаться на себя и "умение держаться на тонких канатах и возможностях и даже танцевать ещё над пропастями. Такой ум был бы свободным par excellence", а это, бремя и опасность, очевидно, доступны далеко не каждому.
Сам Ницше уверен, что человек пока ещё не готов к свободе, к свободе духа, ибо в нём ещё много от животного. Он полагает, что необходима долгая работа по подготовке человека к свободе, причём с соблюдением величайшей осторожности. "Мы же теперь находимся в самом разгаре этой работы освобождения от цепей, пишет он, – и нам при этом необходима величайшая осторожность. Только вполне облагороженному человеку может быть дарована свобода духа… Всё ещё, по-видимому, не настала пора, чтобы над всеми людьми, как над древнейшими пастухами, разверзлись небеса и послышался голос, возвещающий: "на земле мир и в человецех благоволение!" Да, и теперь это ещё жребий только отдельных, единичных личностей".
Свобода познающего духа, утверждает вместе с тем Ницше, ведет к добродетелям, подтверждая их полезность. Такими добродетелями, с точки зрения Ницше, являются прежде, всего умеренность, справедливость и душевное спокойствие. Они, безусловно, будут присущи свободному духу, а развитый свободный дух не будет нуждаться ни в каких внешних нравственных запретах и предписаниях.
Но свобода для Ницше – это и "то, что имеешь волю к собственной ответственности. Что сохраняешь дистанцию, которая нас разделяет. Что становишься равнодушным к тяготам, суровости, лишениям, даже к жизни. Что готов жертвовать за своё дело людьми, не исключая и самого себя. Свобода означает, что мужские, боевые и победные инстинкты господствуют над другими инстинктами, на-пример над инстинктом "счастья". Ставший свободным человек, а в гораздо большей степени ставший свободным ум, топчет ногами тот презренный вид благоденствия, о котором мечтают мелкие лавочники, христиане, коровы, женщины, англичане и другие демократы. Свободный человек – воин. – Чем измеряется сво-бода, как у индивидов, так и у народов? Сопротивлением, которое должно быть побеждено, трудом, который расходуешь, чтобы оставаться наверху".
Из этого отрывка хорошо видно, что свобода для Ницше, увязана, прежде всего, с ответственностью и вместе с тем – это тяжкий труд, что, как нам хорошо известно, доступно далеко не каждому. Один хочет свободы, но не хочет ответственности, но тогда это не свобода, а произвол. Другой хочет свободы, но при этом пальцем о палец не желает ударить, ради обретения её, но только говорит и моргает. Третий не выдерживает этого каждодневного тяжкого труда и тогда всё как говорил Заратустра: "вышел, как герой, искать истины, а в конце добыл он себе маленькую наряженную ложь", ибо "некогда мечтали они стать героями – теперь они сластолюбцы. Печаль и страх для них герой". Воля же к власти, по мнению Ницше, это и есть не что иное, как инстинкт свободы.

Валерий Садовников

Нельзя просто стать свободным. Нельзя освободиться и возвыситься, не избавившись от дурных инстинктов, ибо много "псов" сидит в темницах души нашей. Очиститься должен ещё дух. Отсюда уж очень понятно, что тот, кто хочет быть свободным и возвыситься, должен сделать это сам. Свобода никому не падает как дар с неба. Свобода – это твой собственный неустанный труд, твоя борьба за себя самого. Не всякий человек способен быть свободным, не всякий способен выдержать бремя свободы, тем более, если она вдруг оказывается даром свыше. Кошмар свободы для "стада" великолепно изобразил Ф.М. Достоевский в легенде "Великий инквизитор".
Проблема свободы не такая уж пустая и надуманная проблема и не так примитивна, как Вы её себе представляете. Именно область философии и в немалой степени религии была всегда ареной борьбы за понимание того, что есть свобода и как есть свобода, ибо утвердить свободу в действительности можно только отталкиваясь от того или иного её понимания. От определения свободы прежде всего как "свободы для", или "свободы от" будет зависеть формирование и развитие человека, личности и общества, ибо общество есть не что иное, как способ, форма, средство бытия личности. Но что более всего здесь важно – это политическое воспитание и такт. Пока этого нет как в верхних, так и в низших слоях населения, пока они не обретут уважения к своим и чужим правам (стадо, толпа, масса к чужим правам всегда относилась и относится очень отрицательно), до тех пор, писал Е. Тарновский в начале 20 века, Россия и личная свобода будут двумя прекрасными незнакомцами.

Александр Городовой

Валерий, Понятное дело, что метафизическую философию Шопенгауэра Ницще перерос. Это верно, с этим я не спорю. Ясное дело, что раз мы имеем множество борющихся воль к мощи, отсюда и следует иерархичность, отсюда и следует интенция к справедливости, как каждому по его силам. Отсюда и критика Дарвинизма, и верная критика, как я совсем недавно понял.
Второе, в жизни надо мыслить не метафизически, а диалектически. Ницше, как я полагаю, так и мыслил в своих работах.
не стоит мешать одну религию с другой. Какая религия? Христианство, точнее павлианство, так как на деле был один христианин и того распяли на кресте, никак не может являться полезной для жизни. Уж раз она является нигилистической религией. Что касается, то эта категория более серьезная. Знаете ложь лжи рознь, Валерий Николаевич!
Я вот тут философствую, чтобы потренироваться в красноречии с Вами.

Илья Болдырев

Macht имя существительное

держава -- Staat, Macht, Reichsapfel

сила -- Kraft, Force, Violenz, Stärke, Wucht, Macht

мощь -- Macht, Force, Urkraft, Stärke, Wucht

власть -- Gewalt, Macht, Herrschaft, Behörde, Machtbefugnis

влияние -- Einfluss, Auswirkung, Einwirkung, Wirkung, Bedeutung, Macht

могущество -- Macht, Gewaltigkeit, Gewalt

мощность -- Kapazität, Macht, Gewaltigkeit, Leistung, Arbeitsleistung, Arbeitsmenge

Читайте также: