Свобода по фрейду кратко

Обновлено: 07.07.2024

В представлении Фрейда, структура личности состоит из трех составляющих – Оно (бессознательное), Я (сознание), Сверх-Я (неосознаваемые моральные требования).

Оно Фрейд считал архаическим, то есть древним, бессознательным базисом психики, доставшимся нам от животных предков. В этой сфере бессознательного есть очень мощный первичный импульс – импульс продолжения рода, с помощью которого природа обеспечивала воспроизведение новых поколений живых существ. Со временем безграничную власть первичных импульсов начинает жестко ограничивать внешний мир. Под влиянием этого мира в психике человека формируется новый элемент – Я.

В структуре личности есть еще один важный элемент – Сверх-Я. Формируется он под воздействием нравственных требований общества. Сверх-Я выступает судьей, который четко следит и дает оценки всем желаниям и поступкам человека. Наряду с совестью и самонаблюдением, Сверх-Я наделено такой функцией, как носитель идеала-Я. Этот элемент представляет традиции народа, включает ценности поколений.

Взаимоотношения между Я и Сверх-Я оказываются не менее сложными. Сверх-Я по отношению к Я является своего рода моральным цензором, гарантом неподчинения слабого Я силам бессознательных влечений Оно.

Значительный мировоззренческий потенциал психоаналитической философии связан, прежде всего, с осмыслением взаимоотношений между человеком и культурой. Фрейд утверждает, что культура основывается на принуждении и на подавлении инстинктивных импульсов, потому неизбежно вызывает страдание. Культура имеет мощные средства принуждения, к ним относятся религия, нравственные идеалы, произведения искусства и литературы. Однако Фрейд считает, что уничтожить, отказаться от них человек не имеет возможности, поскольку они необходимы для организации совместной жизни людей.

Психоанализ вызвал и продолжает вызывать споры относительно вопроса о его научной ценности. Сам Фрейд и сторонники классического психоанализа считали его такой же наукой, как, например, физика или химия. Однако существуют серьезные возражения против такой позиции. Так, один из крупнейших методологов науки в ХХ столетии К.Поппер считал, что психоанализ не отвечает требованиям науки. Те эмпирические данные, с которыми имеет дело психоаналитик, представляют собой не экспериментальные наблюдения, но словесные ассоциации, воспоминания, эмоционально окрашенные истолкования событий. Психоаналитик вообще лишен возможности объективированного наблюдения – он не может проверить истинность утверждений пациента.

Для некоторых философов (П.Рикёр, Ю.Хабермас) психоанализ – это, прежде всего, герменевтика – искусство истолкования сновидений, текстов художественных произведений, явлений культуры. С критикой различных сторон психоаналитической концепции выступили К.Ясперс, М. Шелер, Ж.-П. Сартр, Э. Мунье и другие. Независимо от приведенных оценок антропологические и социально-философские взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, философию, психологию первой половины ХХ в.

Необходимо отметить, что во многом философская позиция Фрейда не однозначна. С одной стороны Фрейд верил в конечное торжество разума и науки, с другой стороны, рассуждал о безграничном могуществе бессознательного и инстинктов, трактовал их как первоисточник всех явлений культуры. Психоанализ Фрейда справедливо критикуют за преувеличение значения репрессивной (подавляющей) функции культуры, хотя оценка взаимоотношений культуры и личности как противоречивых не лишена оснований. В целом созданное Фрейдом учение показало, насколько сложным предметом философского исследования является человек.

В дальнейшем многие идеи Фрейда подверглись переосмыслению. Ряд сторонников Фрейда, первоначально разделявших его теоретические взгляды, не только высказали критические замечания по их поводу, но и стали создателями своих собственных теорий. В них психоанализ Фрейда трансформируется. Уменьшается роль биологического аспекта бытия человека, пересматривается содержание и функции бессознательного, рассматриваются такие важные явления человеческой жизни, как свобода воли, ответственность, смысл жизни, духовность. Наиболее значительный вклад в дальнейшее развитие психоаналитической философии внесли Карл Густав Юнг (1875–1961) и Эрих Фромм (1900–1980).

К полюсу сильно выраженной позиции детерминизма (по мнению Л. Хьелла и Д. Зиглера) тяготеют З. Фрейд и Б. Скиннер.

Согласно психоаналитической теории личности З. Фрейда (1856–1939), человеком управляют неосознаваемые мотивы поведения: либидо и агрессия. Он один из первых психологов, ярко обозначивших противоречие между свободой индивида и свободой человека как члена общества, признает стремление индивида к свободе:




Э. Фромм (1900–1980) – представитель неофрейдизма, автор гуманистической по своему содержанию теории личности, основную проблему человеческого существования видит в экзистенциальном противоречии – нарушении гармоничной связи человека с природой, обществом и самим собой. Он утверждает, что личность – продукт динамического взаимодействия врожденных потребностей и давления социальных норм, в ходе которого люди приобретают индивидуальность, независимость и оказывают прогрессивное влияние на социальный процесс и культуру. По мнению Э. Фромма, в природе человека заложены ведущие экзистенциальные потребности, которые представляют собой мощную мотивационную силу в жизни людей:

Содержание свободы и сила притяжения к ней изменяются в процессе социально‑экономического развития общества. Свобода от внешней власти предполагается существующим экономическим и социальным типом отношений и сохраняет свой объективный статус и онтологический аспект существования до тех пор, пока не становится достоянием человека.

Спонтанная активность определяется Э. Фроммом как свободная деятельность личности. Под деятельностью он понимает творческую активность, которая может проявляться в эмоционально‑волевой и интеллектуальной жизни человека. Спонтанность – редкий феномен в современном обществе, наблюдается в большей степени у детей и художников. По Э. Фромму, художники способны к спонтанному самовыражению, при котором мысли, чувства и поступки есть проявления их собственной личности, а не автоматические действия роботов. Дети способны чувствовать и думать на самом деле по‑своему; их непосредственность выражается в том, что они говорят и как себя ведут. Однако явления спонтанности присущи не только художникам и детям, но и любому человеку:

Творческий труд соединяет человека с природой в акте творения. Э. Фромм отмечает, что спонтанность, утверждая индивидуальность личности, в то же время соединяет ее с людьми и природой.

Определяющим фактором принятия решения в пользу лучшего или худшего, по мнению Э. Фромма, является ясное осознание ситуации, а именно: того, что хорошо и плохо; собственных желаний; способа действия, наиболее подходящего для достижения желаемой цели; реальных возможностей, между которыми есть выбор; последствий каждого из возможных решений; недостаточности осознания без желания действовать, готовности взять на себя неизбежные лишения и боль, если действовать наперекор своим страстям.

К полюсу сильно выраженной позиции детерминизма (по мнению Л. Хьелла и Д. Зиглера) тяготеют З. Фрейд и Б. Скиннер.

Согласно психоаналитической теории личности З. Фрейда (1856–1939), человеком управляют неосознаваемые мотивы поведения: либидо и агрессия. Он один из первых психологов, ярко обозначивших противоречие между свободой индивида и свободой человека как члена общества, признает стремление индивида к свободе:

Э. Фромм (1900–1980) – представитель неофрейдизма, автор гуманистической по своему содержанию теории личности, основную проблему человеческого существования видит в экзистенциальном противоречии – нарушении гармоничной связи человека с природой, обществом и самим собой. Он утверждает, что личность – продукт динамического взаимодействия врожденных потребностей и давления социальных норм, в ходе которого люди приобретают индивидуальность, независимость и оказывают прогрессивное влияние на социальный процесс и культуру. По мнению Э. Фромма, в природе человека заложены ведущие экзистенциальные потребности, которые представляют собой мощную мотивационную силу в жизни людей:

Содержание свободы и сила притяжения к ней изменяются в процессе социально‑экономического развития общества. Свобода от внешней власти предполагается существующим экономическим и социальным типом отношений и сохраняет свой объективный статус и онтологический аспект существования до тех пор, пока не становится достоянием человека.

Спонтанная активность определяется Э. Фроммом как свободная деятельность личности. Под деятельностью он понимает творческую активность, которая может проявляться в эмоционально‑волевой и интеллектуальной жизни человека. Спонтанность – редкий феномен в современном обществе, наблюдается в большей степени у детей и художников. По Э. Фромму, художники способны к спонтанному самовыражению, при котором мысли, чувства и поступки есть проявления их собственной личности, а не автоматические действия роботов. Дети способны чувствовать и думать на самом деле по‑своему; их непосредственность выражается в том, что они говорят и как себя ведут. Однако явления спонтанности присущи не только художникам и детям, но и любому человеку:

Творческий труд соединяет человека с природой в акте творения. Э. Фромм отмечает, что спонтанность, утверждая индивидуальность личности, в то же время соединяет ее с людьми и природой.

Определяющим фактором принятия решения в пользу лучшего или худшего, по мнению Э. Фромма, является ясное осознание ситуации, а именно: того, что хорошо и плохо; собственных желаний; способа действия, наиболее подходящего для достижения желаемой цели; реальных возможностей, между которыми есть выбор; последствий каждого из возможных решений; недостаточности осознания без желания действовать, готовности взять на себя неизбежные лишения и боль, если действовать наперекор своим страстям.

Сейчас много говорят про свободу личности. Про уникальность и индивидуальность.

А что такое личная свобода? Ее границы известны. Там, где начинается свобода другого человека. Это этика.

Про свободу личности отлично сказал Гоша в кинокартине "Москва слезам не верит"

Мне моя коллега, психолог, как-то раз подарила фразу. Под впечатлением уже несколько лет и фраза круто переменила мою жизнь

Не ждешь, не хочешь, не несешь ответственности

А именно делаешь. В эту самую минуту.

Если вспомнить кинокартину, то самый свободный человек к ней и есть Гоша. Работает там где хочет. Захотел ушел в запой. Захотел вернулся. Его напрягает, что понравившаяся ему женщина гораздо выше его по социальной лестнице?

Значит не стоит мотать себе нервы. Ушел, переболел и опять красив и здоров.

Он любит то, что он делает. Потому, и свободен. По другому никак.

Личная свобода в том, чтобы не прятаться от себя. Смирение перед тем, какими уродились. Все что есть, все ваше. Учитесь жить с этим.

Могут возразить, что если люди не будут стремится быть лучше, то мир развалится и в мире будет хаос и анархия. Не будут.

Зигмунд Фрейд — выдающийся австрийский психоаналитик, разработавший уникальный метод изучения личности — психоанализ. Он первым исследовал скрытую часть психики — бессознательное, его роль в жизни человека. Философия Фрейда заложила базис для развития новых методов изучения психики и способов психологической помощи.

Главные открытия

  1. Бессознательное. Под Бессознательным Фрейд понимал особую область психики, наличие которой человек не осознает. Бессознательное стремится подчинить волю и избавить человеческую особь от давления моральных норм.
  2. Либидо. Фрейд назвал его двигателем психической жизни индивида. Активность либидо влияет на амбиции и стремления. Фрейд проводит параллель между сексуальной и социальной активностью: либидо мужчины сильнее либидо женщины, поэтому у него сильнее развита потребность в сексе и стремление к конкуренции.
  3. Толкование сновидений. Бессознательное постоянно пытается пересилить волю индивида и посылает ему сигналы, напоминающие о подавляемых желаниях. Эти сигналы человек получает в виде сновидений. Чтобы избавиться от чувства тревоги, нужно анализировать сны и находить истинные причины дискомфорта.
  4. Невротизм. Психические расстройства, вызванные подавлением влечений, Фрейд собрал в одну группу и назвал нервными болезнями или невротизмом. Все люди, существующие в рамках европейской культуры, подвержены невротизму, поскольку они отдалены от природы и вынуждены постоянно контролировать свои естественные потребности.

Не все современники приветствовали идеи Фрейда, некоторые их критиковали. Карен Хорни, американский психоаналитик, в одной из своих работ подробно рассмотрела теорию Фрейда о зависти женщин к мужскому пенису и предположила, что на самом деле мужчина завидует наличию матки и способности воспроизводить потомство, а движущей силой человеческой личности является не либидо, а тревожность. Смелые взгляды Карен сделали ее одной из знаковых фигур неофрейдизма.

Личность

Изначально, в философии закрепилось представление о человеческой особи, как у существе разумном. Все поступки рассматривались как результат сознательного решения.

Так было до открытия бессознательного — скрытого компонента, который руководит поступками индивида, но остается неосознанным.

Фрейд предположил, что психика личности не цельная. Это структура, состоящая из отдельных частей:

Компоненты психики

Человеческая психика состоит из Сознательного и Бессознательного. Они не равнозначны: Бессознательное пытается подавить сознание и заставить индивида следовать своим первичным влечениям: Эросу и Танатосу. Эрос вызывает сексуальное желание, Танатос – потребность в смерти, собственной и чужой. Если первичные влечения сливаются, человек становится маньяком. Он не способен руководствоваться принципами реальности и видит мир искаженным, созданным для удовлетворения его желаний. Потребность достижения гармонии между компонентами психики заставляет его совершать убийства и преступления сексуального характера.

фото 821

Функции бессознательного

Постоянный конфликт между Сознательным и Бессознательным приводит к психическим расстройствам. Главная цель психоанализа — определить истинные желания человека, и найти компромиссные способы их реализации.

Истоки зависимости от курения

Фрейд разделил психическое развитие на стадии, зависящие от способа получения удовольствия. Первую он назвал оральной – стадией получения удовольствия с помощью области рта. Младенцы, питаясь молоком из материнской груди, стимулируют ротовую полость. В процессе насыщения у них появляется чувство удовлетворения, и оно автоматически ассоциируется с глотанием, жеванием, облизыванием.

Фрейд считал, что зависимость от курения появляется у людей, нуждающихся в удовлетворении своих потребностей, но имеющих возможности их реализовать. Эти люди ментально возвращаются на первую стадию развития и бессознательно стремятся воздействовать на ротовую полость.

фото 822

Роль культуры

Для Зигмунда Фрейда, философия была способом анализа влияния культуры на человека. По его мнению, культура — внешний цензор личности, определяющий нормы и границы допустимого. Процесс развития культуры напрямую связан с чувством удовлетворения. Эволюция культуры отдаляет человека от природы, удовлетворения первобытных влечений, и делает его несчастным.

Ограничение природных желаний вызывает чувство вины. Фрейд был убежден, что культура подавляет естественные желания человека к агрессии и разрушению. Его коллега и последователь Карл Юнг в начале своей деятельности был солидарен с Фрейдом, но позднее изменил свое мнение. Юнг более подробно рассмотрел влияние либидо на человека и его стремление к творчеству. На основе учения Фрейда Юнг создал собственную теорию об архетипах – образах, формирующихся в коллективном бессознательном, и влияющих на восприятие людей.

Эдипов комплекс и Комплекс Электры

Концепция философии Фрейда включает глубокий анализ сексуальных желаний человека. Ученый полагал, что они формируются в детстве и проявляются как Эдипов Комплекс или Комплекс Электры.

В основу описания комплексов, легли на наблюдения Фрейда за детско-родительскими отношениями и способами проявления привязанностей у мальчиков и девочек. Он установил, что мальчики гораздо больше внимания уделяют матери, стремятся обнять или поцеловать ее, требуют постоянного внимания. Если мать предпочитает больше времени проводить со своим мужем, а не сыном, мальчик начинает ревновать. Бессознательно он испытывает к матери сексуальную тягу и воспринимает отца, как соперника. Девочки демонстрируют привязанность к отцу и показывают негативную реакцию на его отношение к матери.

Читайте также: