Светский и религиозный экзистенциализм кратко

Обновлено: 30.06.2024

1 Светский и религиозный экзистенциализм Урок 11

2 План 1. Социально- исторические и духовные предпосылки экзистенциализма. 2. Экзистенциализм: понятие и основные направления. 3. Философия К.Ясперса. 4. Смысл бытия в трудах М.Хайдеггера.

3 Возникновение экзистенциализма Нюрнбергский процесс – суд над нацистскими преступниками – гг. После Второй мировой войны на Нюрнбергском процессе судили нацистских преступников, и многие из них оправдывались тем, что были законопослушными людьми. Да, я убивал, сжигал, истязал. Но ведь не по своей воле. У меня был приказ. Я его и выполнял. Тогда в сознании философов родился вопрос: неужели человек полностью запрограммирован обществом? Где же мера индивидуальной ответственности, которая позволяет ему поступить не по существующим законам, а по внутреннему, глубинному побуждению?

4 Так в XX столетии появилось новое философское направление экзистенциализм Предельное внимание обращал на уникальность человеческого бытия

5 Экзистенциализм Одно из крупнейших и влиятельных течений современной философии Экзистенциализм сформировался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами

6 Предпосылки возникновения экзистенциализма Экзистенциализм возникает в период мировых войн не случайно Это философское отражение драматизма эпохи XX века, самочувствия человека, поставленного между жизнью и смертью, бытием и небытием

9 Духовные предпосылки экзистенциализма Сёрен Кьеркегор Датский философ Эдмунд Гуссерль Немецкий философ Большое влияние на идеи экзистенциализма оказали работы датского философа середины 19 века С.Кьеркегора и немецкого философа начала 20 века Э.Гуссерля

10 Социально-политические предпосылки экзистенциализма Нравственный, экономический и политический кризисы Открытия науки, поставившие человечество на грань самоуничтожения Приближение экологической катастрофы Усиление жестокости по отношению к человеческой личности Возникновение тоталитарных режимов фашистского типа

11 Основоположники экзистенциализма Мартин Хайдеггер Карл Ясперс Немецкие философы Жан Поль Сартр Габриель Марсель Альбер Камю Французские философы

12 Экзистенциализм Направление в философии XX века Рассматривающее человека Как уникальное духовное существо Способное к выбору собственной судьбы

13 Центральные вопросы экзистенциализма Существование человека Смысл жизни человека и его судьбы в мире

14 Центральные понятия экзистенциализма Экзистенция От латинского existentia - существование Возможность быть Эссенция Сущность Человек обретает свою сущность в процессе своего существования

15 Главный тезис экзистенциализма Существование предшествует сущности Человек сначала существует – думает, чувствует, живёт, а потом уже определяет себя в мире Человек сам определяет свою сущность, сам определяет себя, он хочет быть таким, а не другим

16 Существование предшествует сущности Вначале человек ничего собой не представляет Человеком он становится впоследствии, таким, каким он себя делает Свобода человека есть его существенное определение

17 Основное свойство существования Свобода Подразумевает тревогу человека за результат своего выбора

19 Основные направления экзистенциализма Светский, или атеистический экзистенциализм Религиозный экзистенциализм Человеческое бытие связано с обращением к Богу, смысл существования в том, что человек – Его образ и подобие Человек абсолютно одинок в этом мире, он должен сделать свою жизнь сам, не рассчитывая на помощь высшего существа; то короткое время, что отпущено ему природой, - единственный шанс выразить себя

20 Представители светского экзистенциализма Жан Поль Сартр Французский философ- экзистенциалист, писатель, лауреат Нобелевской премии Альбер Камю Французский философ, писатель, лауреат Нобелевской премии Мартин Хайдеггер Немецкий философ

21 Представители религиозного экзистенциализма Николай Александрович Бердяев Русский философ Карл Ясперс Немецкий философ Габриэль Марсель Французский философ

24 Виды коммуникации (по Ясперсу) Массовая коммуникация Экзистенциальная коммуникация Человек в своей жизни играет множество ролей (пассажир, студент, пациент, зритель). В этом случае в общении он играет роль усреднённого человека, похожего на других. Массовая коммуникация стирает различия между людьми, делает их похожими друг на друга. В этой коммуникации мы незаменимы. Именно наша неповторимая индивидуальность, личность интересует нашего партнёра по коммуникации. Данная коммуникация возникает чаще всего между любящими людьми. Человек играет не роль, уготованную ему обществом, а самого себя, раскрывает себя.

30 Сущность человека Заключается в особом способе жизни В существовании в страхе Чувствуя страх, человек становится одиноким, его перестаёт интересовать мир, он обращается к себе и тем самым начинает понимать себя

31 Страх Основное переживание и способ бытия, позволяющий точно и всеобъемлюще понять человека = Страх Боязнь Это когда что-то угрожает человеку и это что-то вполне конкретно Относится к неопределённой опасности, к миру как таковому

33 Образ смерти М.Хайдеггер пояснял смысл существования через образ смерти. Человек должен сейчас проникнуться мыслью о своей неизбежной будущей смерти На самом деле речь идёт не столько о смерти, сколько о жизни. Никто не будет за нас умирать, но и жить за нас никто не будет. Ты сам должен прожить свою жизнь

35 Подлинная жизнь Человек, живущий подлинной жизнью Постоянно испытывает чувство вины, что жизнь его никогда не получается, как надо, что он не успел сделать и то, и другое и третье, а то, что сделал, можно было сделать намного лучше Всегда считает виноватым себя, отвечает за всё, что случилось с ним, потому что он свободен Я сам выбираю свою жизнь – это трудная и тяжёлая жизнь, но единственно достойная того, чтобы её прожить

Переживание человеком своего существования есть бесспорная и подлинная непосредственная данность, присущая ему в качестве экзистенции — ощущения человеком своего живого присутствия в мире и в отношениях с миром.

Поскольку экзистенция есть непосредственная данность, то её основная особенность, в таком случае — это не выводимость из каких-либо объективных причин (биологических, физиологических, духовных, бессознательных и т. д.), и не сводимость к ним.

Вследствие этого экзистенция рационально не познаваема никакими рациональными средствами (ни наукой, ни философией) и также ни в каком виде не объективируема (не может быть представлена в виде объекта познания): ни в практическом (в виде предметов или физических объектов), ни в теоретическом (в виде идей или рассудочных моделей). И только в моменты глубочайших потрясений, в условиях пограничной ситуации (перед лицом смерти) человек может прозреть и постичь экзистенцию, как стержень своего существа и как способ своего существования.

Различают экзистенциализм светский (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный (Ясперс).

МАРТИН ХАЙДЕГГЕР

1. Поскольку экзистенция есть осознание человеком своей конечности, временности, то основной характеристикой бытия является время. Следовательно, бытие нельзя рассматривать как нечто вневременное, оно в своих характеристиках полностью определяется главной своей существенной характеристикой — временем. Но поскольку подлинное бытие — это экзистенция, то есть нечто, обязательно соотносимое с человеком, то и подлинное время должно соотноситься с человеком.

2. Таким образом, если время — это основная характеристика человеческого бытия, и если время может быть подлинным и не подлинным, то и само человеческое бытие может быть также подлинным, и неподлинным.

— подлинное бытие содержит в себе подлинное время, то есть внутреннее переживание человеком своего будущего, а

— неподлинное бытие остается замершим в неподлинном физическом времени настоящего.

3. Итак, подлинное бытие — это внутреннее переживание человеком своего будущего.

Но внутреннее переживание человеком будущего есть не что иное, как страх смерти, осознание человеком своей конечности. Следовательно, чтобы постичь подлинное бытие и его смысл, человек должен осознать свою смертность, чувствовать себя постоянно перед лицом смерти, и тогда он будет в состоянии увидеть значимость каждого момента жизни и освободится от скрывающих истину нагроможденных целей повседневной жизни.

Но познать бытие дальше его смысла, познать само бытие как таковое, то есть экзистенцию, возможно только в момент смерти, когда человек психическим усилием особого порядка, недоступного в иные моменты жизни, отстраняется от всего и обращается к самому себе.

Вклад Хайдеггера в экзистенциализм состоит в рассмотрении отношений бытия и времени.

ЖАН ПОЛЬ САРТР

1. Время есть всего лишь свойство переживающей человеческой души. То есть время — это элемент внутренней человеческой реальности, а не внешнего человеку объективного мира.

Человеческая реальность, следовательно, существует во времени, а поскольку время в человеческой реальности создается психикой, то сама психика человека есть явление, существующее до времени, до самой вот этой человеческой реальности, способной переживать и рефлексировать.

2. Таким образом, психика человека существовала некогда в состоянии, не способном переживать и рефлексировать, пока не создала время и не превратилась в нынешнюю рефлексирующую внутреннюю реальность человека.

Но при этом следует иметь в виду то обстоятельство, что способность к рефлексии — это есть способность осознавать себя и получать опыт своего индивидуального существования. Следовательно, в дорефлексионном состоянии человеческое сознание было неспособно осознавать себя и воспринимать своё индивидуальное существование и, таким образом, не способно было осознавать мир, ибо не было индивидуальным сознанием, то есть сознанием, способным вмещать в себя нечто, что не есть оно само.

Таким образом, сознание создает для человека мир только тогда, когда оно из дорефлексионного, превращается в сознание, имеющее опыт своего индивидуального существования. Таким образом, именно опыт сознания человека и есть та данность, которую невозможно отрицать — экзистенция, ибо, если отрицать эту данность, то человек должен отрицать самого себя.

Следовательно, экзистенцию следует понимать и описывать в неразрывности с сознанием.

4. Разница между сознанием и окружающим миром состоит в том, что:

— окружающий мир (бытие-в-себе) — есть то, что он есть, независимо ни от чего и, прежде всего, от собственных усилий; то есть

предметный мир — это отсутствие свободы быть тем или этим, это необходимость быть именно тем, что ты есть;

— а сознание (бытие-для-себя) есть отчасти также то, что оно есть, но больше оно то, чем оно должно быть по собственному выбору, по собственным намерениям, то есть,

сознание — это выбор, это самоопределение, это свобода быть тем, чем ты себя спроектируешь.

Но не следует забывать, что сознание, как человеческая свобода, самоопределяется в условиях несвободного мира, который может влиять на сознание и ограничивать свободу выбора человека.

5. Ситуация — это есть синтез случайной данности пассивной среды, сложившейся тем или иным образом, и целенаправленного активного сознания, которое отрицает ситуацию и проектирует ее изменение, исходя из целей человека. Таким образом, сознание, самоопределяясь в мире и проектируя изменения сложившихся ситуаций, является источником активности мира, его перемен и преобразований.

Следовательно, мир без сознания человека случаен (как тот или иной вид беспричинно сложившейся ситуации), и, следовательно, не разумен.

6. На этом основании следует отказаться от иллюзий упорядоченности и закономерности мира, а, вслед за этим, отказаться и от необходимости существования Бога.

Таким образом, только человек ответственен за всё происходящее, как с ним, так и со всем миром, как в социально-историческом, так и в морально-этическом плане, и, следовательно, человек, и более ничто, есть единственный источник и критерий нравственности.

Вклад Сартра в экзистенциализм состоит в рассмотрении отношений бытия и сознания.

АЛЬБЕР КАМЮ

также признает неразумность мира, но доводит эту неразумность до степени абсурдности.

Всё, что можно сказать о мире, это то, что мир абсурден. У человека в абсурдном мире также нет никакого смысла существования, поскольку его жизненный путь завершается смертью.

Таким образом, у человека нет не только смысла настоящего в абсурдном мире, но и отсутствует вообще будущее, и, следовательно, абсурд — это вся правда и конечный смысл человеческого существования.

В этом много трагического, но это не должно приводить к самоубийству или к бегству в религию, наоборот, следует трезво взглянуть на мир, реально увидеть всю абсурдность существования и жить, несмотря на это и безо всяких поводов к этому.

Но жить следует, не примирившись с действительностью, а, бунтуя против нее, неустанно проявляя мужество и стремление бороться с миром, потому что только бунт, как действие осознанное и направленное, вносит в мир хоть немного от разума и целеполагания, что делает тотально абсурдный мир хоть сколько-нибудь гармоничным.

Вклад Камю в экзистенциализм состоит в рассмотрении вопросов смысла человеческого существования.

КАРЛ ЯСПЕРС

представитель религиозного экзистенциализма. По его мнению, неразумность мира на самом деле есть видимость, которая скрывает его истинную разумность.

Само бытие мира Ясперс делит на три вида:

1. Предметное бытие, чувственный мир, который есть мир явлений.

3. Трансценденция, то есть мир сверхувственного, недоступный, ни опыту, ни мышлению (Бог).

Когда сознание человека проникает в предметное бытие, то оно ориентирует в нем человека с помощью таких наук, как антропология, психология, социология, история и т. д.

Когда сознание проникает в экзистенцию, то оно её высветляет, открывает для себя, но не познает, поскольку экзистенция в принципе не доступна научному познанию, так как познать можно только объект, а экзистенция необъективируема, то есть не может быть объектом.

Когда сознание пытается проникнуть в трансцендентное, познать Бога, то возникает метафизика, которая является тайнописью, шифром, несущим в себе только одну единственную истину — трансцендентное действительно есть; Бог действительно существует. Таким образом, узнать о Боге больше того, что Он действительно существует, невозможно.

Но даже это знание о Боге не может быть выражено никакими словами, символами или знаками. Однако Бога познать нельзя, но с ним возможна коммуникация, то есть духовное общение.

Поскольку главная особенность человека вообще состоит в его тотальном стремлении к коммуникации, то в мире существуют не только коммуникации экзистенций с экзистенциями (между людьми), но и коммуникации экзистенций с трансцендентным (людей и Бога).

Вклад Ясперса в экзистенциализм состоит в рассмотрении проблем отношения экзистенции и трансценденции.

Экзистенциализм привнес в философское осмысление действительности скептицизм в отношении безоглядной ставки на науку и технику при определении приоритетов человеческой истории, а также связал проблему свободы выбора человека с проблемой ответственности человека за последствия своего выбора.

АБСУРД — бессмыслица.

ВРЕМЯ — некая мыслимая целостность, вбирающая в себя длительность некоего движения и маркирующая собою его этапы.

КОММУНИКАЦИЯ — взаимодействие в общении.

ОБЪЕКТИВАЦИЯ — превращение смыслового содержания какой-либо реальности в объект для познания (в предмет, идею, модель, схему, и т. д.).

РЕФЛЕКСИЯ — осмысление своих собственных действий.

СВЕТСКИЙ — не связанный с религиозным мировоззрением или укладом жизни.

ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ — сфера бытия по ту сторону опыта.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — создание образа главной цели и разработка промежуточных целей, как этапов её реализации.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — философия, которая в качестве подлинного изначального бытия признает только само переживание человеком своего существования.

ЭКЗИСТЕНЦИЯ — необъективируемое и несводимое ни к каким причинам ощущение человеком своего живого присутствия в бытии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Философия западного экзистенциализма

77. Философия западного экзистенциализма

77. Философия западного экзистенциализма Экзистенциализм – философское течение, считающее своим предметом человеческую жизнь, человеческое существование.Развитие экзистенциализма связано с именами М. Хайдеггера и К. Ясперса в Германии, Ж.-П. Сартра и А. Камю во Франции.

Камю и Сартр в борьбе с совестью

Камю и Сартр в борьбе с совестью Если вспомнить, какую колоссальную роль играет в творчестве Достоевского идея совести, нельзя будет не поразиться отношению к соответствующей проблематике французской интеллектуальной романистики левоэкзистенциального толка. У

3. Понятие экзистенциализма

3. Понятие экзистенциализма Попробуем дать определение экзистенциализма. Для этого достаточно вспомнить некоторые наиболее общие его черты. Экзистенциализм лучше всего рассмотреть как последнюю стадию переживающего сегодня кризис иррационалистического движения. С

§3. Индийский экзистенциализм Гуру Датта и экзистенциальная философия Хайдеггера

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Светский и религиозный экзистенциализмУрок № 11

Описание презентации по отдельным слайдам:

Светский и религиозный экзистенциализмУрок № 11

Светский и религиозный экзистенциализм
Урок № 11

План Социально- исторические и духовные предпосылки экзистенциализма. Экзисте.

План
Социально- исторические и духовные предпосылки экзистенциализма.
Экзистенциализм: понятие и основные направления.
Философия К.Ясперса.
Смысл бытия в трудах М.Хайдеггера.

Возникновение экзистенциализмаНюрнбергский процесс – суд над нацистскими прес.

Возникновение экзистенциализма
Нюрнбергский процесс – суд над нацистскими преступниками –
1945-1946 гг.
После Второй мировой войны на Нюрнбергском процессе судили нацистских преступников, и многие из них оправдывались тем, что были законопослушными людьми. Да, я убивал, сжигал, истязал. Но ведь не по своей воле. У меня был приказ. Я его и выполнял. Тогда в сознании философов родился вопрос: неужели человек полностью запрограммирован обществом? Где же мера индивидуальной ответственности, которая позволяет ему поступить не по существующим законам, а по внутреннему, глубинному побуждению?

Так в XX столетии появилось новое философское направление экзистенциализмПр.

Так в XX столетии появилось
новое философское направление
экзистенциализм
Предельное внимание обращал на уникальность человеческого бытия

Экзистенциализм Одно из крупнейших и влиятельных течений современной философи.

Экзистенциализм
Одно из крупнейших и влиятельных течений современной философии
Экзистенциализм сформировался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами

Предпосылки возникновения экзистенциализмаЭкзистенциализм возникает в период.

Предпосылки возникновения экзистенциализма
Экзистенциализм возникает в период мировых войн не случайно
Это философское отражение драматизма эпохи XX века, самочувствия человека, поставленного между жизнью и смертью, бытием и небытием

Основной вопрос экзистенциализмаЭкзистенциализм поставил вопрос, волнующий че.

Философы-экзистенциалисты критиковали рационализм XVIII в.Действительность до.

Духовные предпосылки экзистенциализмаСёрен Кьеркегор 1813-1855 Датский филосо.

Духовные предпосылки экзистенциализма
Сёрен Кьеркегор
1813-1855
Датский философ
Эдмунд Гуссерль
1859-1938
Немецкий философ
Большое влияние на идеи экзистенциализма оказали работы датского философа середины 19 века С.Кьеркегора и немецкого философа начала 20 века Э.Гуссерля

Социально-политические предпосылки экзистенциализмаНравственный, экономически.

Социально-политические предпосылки экзистенциализма
Нравственный, экономический и политический кризисы
Открытия науки, поставившие человечество на грань самоуничтожения
Приближение экологической катастрофы
Усиление жестокости по отношению к человеческой личности
Возникновение тоталитарных режимов фашистского типа

Основоположники экзистенциализмаМартин Хайдеггер 1889-1976Карл Ясперс 1883-19.

Основоположники экзистенциализма
Мартин Хайдеггер
1889-1976
Карл Ясперс
1883-1969
Немецкие философы
Жан Поль Сартр
1905-1980
Габриель Марсель 1889-1973
Альбер Камю
1913-1960
Французские философы

Экзистенциализм Направление в философии XX векаРассматривающее человекаКак у.

Экзистенциализм
Направление в философии
XX века
Рассматривающее человека
Как уникальное духовное существо
Способное к выбору собственной судьбы

Центральные вопросы экзистенциализмаСуществование человекаСмысл жизни человек.

Центральные вопросы экзистенциализма
Существование человека
Смысл жизни человека и его судьбы в мире

Центральные понятия экзистенциализмаЭкзистенция От латинского existentia - су.

Центральные понятия экзистенциализма
Экзистенция
От латинского existentia - существование
Возможность быть
Эссенция
Сущность
Человек обретает свою сущность в процессе своего существования

Главный тезис экзистенциализмаСуществование предшествует сущностиЧеловек снач.

Главный тезис экзистенциализма
Существование предшествует сущности
Человек сначала существует – думает, чувствует, живёт, а потом уже определяет себя в мире
Человек сам определяет свою сущность, сам определяет себя, он хочет быть таким, а не другим

Существование предшествует сущностиВначале человек ничего собой не представля.

Существование предшествует сущности
Вначале человек ничего собой не представляет
Человеком он становится впоследствии, таким, каким он себя делает
Свобода человека есть его существенное определение

Основное свойство существования Свобода Подразумевает тревогу человека за рез.

Основное свойство существования
Свобода
Подразумевает тревогу человека за результат своего выбора

Жан-Поль Сартр о существовании, предшествующем сущности:«Возьмём любой предме.

Основные направления экзистенциализмаСветский, или атеистический экзистенциал.

Основные направления экзистенциализма
Светский, или атеистический экзистенциализм
Религиозный экзистенциализм
Человеческое бытие связано с обращением к Богу, смысл существования в том, что человек – Его образ и подобие
Человек абсолютно одинок в этом мире, он должен сделать свою жизнь сам, не рассчитывая на помощь высшего существа; то короткое время, что отпущено ему природой, - единственный шанс выразить себя

Представители светского экзистенциализмаЖан Поль Сартр 1905-1980 Французский.

Представители светского экзистенциализма
Жан Поль Сартр
1905-1980
Французский философ-экзистенциалист, писатель, лауреат Нобелевской премии
Альбер Камю
1913-1960
Французский философ, писатель, лауреат Нобелевской премии
Мартин Хайдеггер
1889-1976
Немецкий философ

Представители религиозного экзистенциализмаНиколай Александрович Бердяев 1874.

Представители религиозного экзистенциализма
Николай Александрович Бердяев
1874-1948
Русский философ
Карл Ясперс
1883-1969
Немецкий философ
Габриэль Марсель
1889-1973
Французский философ

Карл Ясперс (1883-1969)Карл Ясперс – знаменитый немецкий философ, один из осн.

Философия Карла ЯсперсаУниверсальное условие человеческого существованияКомму.

Виды коммуникации (по Ясперсу)Массовая коммуникацияЭкзистенциальная коммуника.

Виды коммуникации (по Ясперсу)
Массовая коммуникация
Экзистенциальная коммуникация
Человек в своей жизни играет множество ролей (пассажир, студент, пациент, зритель). В этом случае в общении он играет роль усреднённого человека, похожего на других. Массовая коммуникация стирает различия между людьми, делает их похожими друг на друга.
В этой коммуникации мы незаменимы. Именно наша неповторимая индивидуальность, личность интересует нашего партнёра по коммуникации. Данная коммуникация возникает чаще всего между любящими людьми. Человек играет не роль, уготованную ему обществом, а самого себя, раскрывает себя.

Даже если рядом с нами находятся наши близкие, в этих пограничных ситуациях м.

Мартин Хайдеггер (1889-1976)Немецкий философ, один из основоположников экзист.

Сущность человекаЗаключается в особом способе жизниВ существовании в страхеЧу.

Сущность человека
Заключается в особом способе жизни
В существовании в страхе
Чувствуя страх, человек становится одиноким, его перестаёт интересовать мир, он обращается к себе и тем самым начинает понимать себя

Страх Основное переживание и способ бытия, позволяющий точно и всеобъемлюще.

Страх
Основное переживание и способ бытия, позволяющий точно и всеобъемлюще понять человека
=
Страх
Боязнь
Это когда что-то угрожает человеку и это что-то вполне конкретно
Относится к неопределённой опасности, к миру как таковому

Образ смертиМ.Хайдеггер пояснял смысл существования через образ смерти. Челов.

Образ смерти
М.Хайдеггер пояснял смысл существования через образ смерти. Человек должен сейчас проникнуться мыслью о своей неизбежной будущей смерти
На самом деле речь идёт не столько о смерти, сколько о жизни. Никто не будет за нас умирать, но и жить за нас никто не будет.
Ты сам должен прожить свою жизнь

Подлинная жизньЧеловек, живущий подлинной жизньюПостоянно испытывает чувство.

Подлинная жизнь
Человек, живущий подлинной жизнью
Постоянно испытывает чувство вины, что жизнь его никогда не получается, как надо, что он не успел сделать и то, и другое и третье, а то, что сделал, можно было сделать намного лучше
Всегда считает виноватым себя, отвечает за всё, что случилось с ним, потому что он свободен
Я сам выбираю свою жизнь – это трудная и тяжёлая жизнь, но единственно достойная того, чтобы её прожить

Иллюстрация к смыслу бытия М.ХайдеггераУ французского драматурга Э.Ионеско ес.

Представление о человеке М.Хайдеггера трагично. Не обесценивает ли оно таким.

Экзистенциализм (от лат. exsistentia — "существование") — философское течение, а также направление в литературе, возникшие в начале 19 века, которые уделяют внимание существованию человека, его одиночеству и оторванности, поискам его "Я" и смысла жизни, который выражался бы в полной свободе от внешнего окружения и в свободе выбора.

Датский философ Сёрен Кьеркегор (в России его фамилия переводится также как Киргегард) считается первым философом, кто высказывал экзистенциональные идеи. Сам термин экзистенциализм был введён немецким философом Фрицем Хайнеманом в 1929 году.

Экзистенция (лат. exsistentia — "существование") — понятие в философии, обозначающее бытиё конкретного человека, существование, в процессе которого человек становится неповторимой личностью.

Основные идеи экзистенциализма:

  • в центре находится существование каждого конкретного человека, его "Я";
  • внешняя жизнь человека и окружающая его среда не важны, важно лишь его внутреннее бытиё;
  • пессимистичный способ восприятия мира: жизнь представляется трагичной и бессмысленной;
  • человек свободен в своём выборе;
  • у жизни нет цели, то, что важно, — это само существование, бытиё;
  • отрицание науки.

Эти идеи поддерживаются представителями буржуазии. Экзистенциалисты имеют различные политические, социальные и религиозные взгляды. Но схожи они тем, что важнейшими эмоциями человека считают отрицательные эмоции: страдание, страх, озабоченность и другие.

Экзистенциальные проблемы

Экзистенциальные проблемы или экзистенциальный кризис — это состояние, которое появляется у человека, когда он не может понять, в чём смысл его жизни, в чём её ценность и для чего он живёт. Как правило, такими вопросами задаются люди, которые живут в развитых странах. Потому что их основные потребности уже удовлетворены и борьба за выживание окончена.

  • "В чём смысл строить отношения, если все люди умирают в одиночку?"
  • "Какова цель моей жизни?"
  • "Какой смысл того, чем я занимаюсь, если меня скоро забудут?"
  • "Как понять, что то, что я делаю, — хорошо?"

Цели экзистенциализма

Экзистенциализм уделяет большое внимание образованию человека. В частности, образование должно подготовить ребёнка к жизни. А именно:

  • научить его распознавать своё истинное "Я". Французский философ Жан-Поль Сартр говорил, что есть "Я", которым мы являемся в определённый момент, потому что существуем, и есть "Я", которым мы становимся, потому что работаем над собой;
  • помочь ему самореализоваться. Для самореализации очень важно понимать себя, свои эмоции;
  • подготовить его к трагедиям в жизни. А именно принять факт своей будущей смерти и научиться наслаждаться жизнью;
  • научить принимать собственные решения; объяснить, что человек свободен в своём выборе;
  • помочь ему социально приспособиться. Экзистенциализм учит, что в первую очередь под социальной адаптацией понимается умение ценить не только свою свободу, но и свободу других людей;
  • помочь ребёнку развить в себе уникальные черты характера;
  • привить ему чувство ответственности. Экзистенциалисты уверены, что человек сам делает свой выбор и сам же за него отвечает.

История экзистенциализма

Основоположником экзистенциализма считается датский философ Сёрен Кьеркегор. Ещё в первой половине 19 века философ высказывал близкие экзистенциализму идеи.

Помимо работ Кьеркегора, экзистенциалисты также черпали вдохновение из трудов таких учёных-философов, как Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд, Эдмунд Гуссерль, Освальд Шпенглер, Анри Бергсон, Георг Зиммель и др.

Неслучайно понятие экзистенциализма ввёл именно немецкий философ Хайнеман в 1929 году. Атмосфера в Германской империи после Первой мировой войны служила хорошей почвой для расцвета отрицательных эмоций: никчёмность жизни, покинутость, страх, одиночество.

Личность в экзистенциализме

Человек свободен в выборе и сам определяет своё поведение. Всё, что не относится к внутреннему "Я" человека, не имеет значения, весь мир крутится, потому что существует человек. Существование человека очищено от социальных условностей.

Люди отчуждены друг от друга. Экзистенциалисты понимают, что взаимоотношения между людьми невозможно устранить, но отношения считаются побегом от своего "Я", они истощают внутренний мир человека. А природа — это что-то инородное, не относящееся к внутреннему миру личности.

Сторонники теории не верят, что природа создаёт человека таким, какой он есть. Они считают, что сущность человека не предопределена, не даётся ему заранее и вообще отсутствует. Человек сам выбирает свою сущность и естество.

Представители экзистенциализма

Философы-экзистенциалисты:

  • Сёрен Кьеркегор;
  • Фридрих Ницше;
  • Зигмунд Фрейд;
  • Эдмунд Гуссерль;
  • Мартин Хайдеггер;
  • Карл Ясперс;
  • Освальд Шпенглер;
  • Анри Бергсон;
  • Георг Зиммель;
  • Николай Александрович Бердяев;
  • Лев Исаакович Шестов.

Писатели-экзистенциалисты:

  • Жан-Поль Сартр;
  • Альберт Камю;
  • Габриэль Марсель;
  • Симона де Бовуар.

В книгах данных авторов присутствуют идеи экзистенциализма. Они воспевают такие экзистенциальные понятия, как отчуждение, одиночество, свободу, абсурд, страх, пустоту.

Считается, что экзистенциалисты находили в романах Фёдора Достоевского, Франца Кафки и Генрика Ибсена зачатки своих идей. Известно, что Жан-Поль Сартр и Ницше, прочитав произведение Фёдора Достоевского "Братья Карамазовы", затем цитировали рассуждения Ивана Карамазова о Боге, в частности его взгляд, что, если Бога нет, всё дозволено.

Экзистенциализм Кьеркегора

Søren Kierkegaard

Сёрен Кьеркегор

Кьеркегор утверждал, что постигнуть существование с помощью его осмысления невозможно. Можно только испытать его на опыте, то есть прожить. По мнению философа, каждый человек имеет своё внутреннее "Я", которое нельзя понять из внешнего окружения. Человек может понять кто он и реализовать свою экзистенцию только бессознательно, отвлёкшись от всего внешнего.

Экзистенциализм Ницше

Friedrich Nietzsche

Фридрих Ницше

По мнению Ницше, Бога больше нет, человек может рассчитывать только на собственную волю. Причём воля должна быть именно к власти, в этом состоит сущность человека. Философ считал, что внутреннее "Я" человека — это его инстинкты. Экзистенциализм Ницше тесно связан с нигилизмом.

Нигилизм

(От лат. nihil — "ничто") философское понятие, введённое Ницше, связанное с обесцениванием ценностей, бессмысленностью жизни и отсутствием чего-то постоянного и неизменного.

Экзистенциализм Гуссерля

Husserl Edmund

Эдмунд Гуссерль

Гуссерль отрицал важность внешнего окружения, реальный мир. Есть только реальность конкретного человека, которая может быть понята, опираясь на собственные ощущения и впечатления.

Гуссерль писал о "чистом сознании" человека, которое существует независимо от человека, хоть и находится в нём. Такое сознание приводит к "идеальному бытию", которое невозможно познать опытным путём или путём осмысления — одним лишь созерцанием.

Экзистенциализм Сартра

Sartre Jean Paul

Жан-Поль Сартр

Сартр превыше всего ставит индивидуальность каждого человека. При этом субъективность человека первична, она формирует то, чем человек является, его сущность. Философ считал, что человек самостоятельно делает свой выбор и становится кем-то. У человека нет заложенной в нём кем-то или чем-то (природой или обществом) сущности, он свободен принимать решения и определять свою сущность.

Экзистенциализм и религия

Среди экзистенциалистов есть и атеисты (Жан-Поль Сартр, Фридрих Ницше), и католики (Габриэль Оноре Марсель), и протестанты (Карл Ясперс).

При этом экзистенциализм и религия не направлены против друг друга. Экзистенциалисты считают, что вера — нелепое понятие, но всё же полагают, что она имеет важное значение для познания истины.

Атеистический экзистенциализм

Атеисты-экзистенциалисты критикуют религию. По их мнению, происхождение человека необъяснимо. Но человек свободен в выборе своего существования и своей сущности. Его существование не предопределено никакой высшей силой.

Экзистенциалисты уверены, что мир враждебен по отношению к человеку, поэтому нужно отрешиться от него, от всего внешнего окружения и обратиться внутрь себя. Человек начинает испытывать страх (Angst) от чувства одиночества, оторванности от мира, безразличности ко всему происходящему. Этот страх, в отличие от боязни (furcht), не возникает из-за чего-то конкретного. Он овладевает человеком полностью. Жизнь, по мнению философов, лишена смысла, а существование — цели.

Религиозный экзистенциализм

Религиозные экзистенциалисты считают, что для подлинной жизни необходимо установить связь с богом. Они согласны с идеей атеистов-экзистенциалистов, что мир враждебен, но уверены, что когда человеком овладевает страх, в этот момент человек обращается внутрь себя и пытается найти Бога внутри себя. При этом именно Бог повелевает человеку, как тот должен жить.

"Позитивный" экзистенциализм

В 1951 году Ватикан обвинил экзистенциализм в излишнем пессимизме. После чего католические экзистенциалисты создали новое направление — "позитивный" экзистенциализм. Среди представителей этого направления были Никола Аббаньяно, Эрриго Пачи, Армандо Ведальди. Философы основывают свои взгляды на религии, мотивируя это схожестью последней с философией.

По мнению последователей "позитивного" экзистенциализма, у человека есть много возможностей. Он не даёт человеку замкнуться в себе и отсоединиться от всего мира. Они утверждают, что у человека всегда есть возможность найти свой истинный путь в жизни, несмотря на неудачи и страдания.

Смотрите также значение Религия.

Трансценденция

Трансценденция (от лат. transcendere — "переступать") — термин в философии, означает перемещение из одной области в другую, как правило, из реальной и земной в потустороннюю.

У экзистенциалистов есть много определений слова "трансценденция". По мнению одних, трансценденция есть истинное бытиё. Необходимо в неудобном и недружественном мире, скованном социальными условностями, найти способ существовать истинно. Религиозные экзистенциалисты считают, что достичь такого подлинного бытия можно только с помощью трансценденции, т. е. контакта с Богом.

По мнению других философов, трансценденция — это выход сознания человека за его границы; ситуация, при которой сознание перемещается из настоящего в будущее.

Читайте также: