Музеи во второй половине 19 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

· Общеевропейская тенденция утверждения идеи общественного значения музея, влияние идей революционной Франции, создание в Европе публичных музеев.

· Дифференциация научного знания, усложнение общественной мысли, появление самостоятельных и самобытных идейных течений, учитывающих национальную специфику.

· Деятельность научных обществ и кружков (Вольное Экономическое общество, Русское географическое общество, научные общества при университетах Москвы, Харькова, Казани; Румянцевский кружок), появление в них новаторских музейных проектов.

· Развитие личной инициативы различных деятелей эпохи, частных коллекционеров, выдвижение инициативных проектов общественных и частных музеев (В. П. Аделунг, Б.-Г. Вихман, П. П. Свиньин, З. А. Волконская).

· Развитие промышленности, курс на модернизацию и первый опыт проведения промышленных и сельскохозяйственных выставок.

· Формирование буржуазии, развитие меценатства

· Рост городов, географическое и экономическое освоение новых российских территорий, расширение культурного пространств.

Основные тенденции развития музейного дела:

· Преобразование музеев дворцового ведомства (Эрмитаж, Оружейная палата) в музеи с открытым для публики доступом, а в дальнейшем - демократизация их деятельности музеев, потеря лидирующих позиций в художественной жизни страны.

· Преобразование в музейные учреждения ряда протомузейных форм - Модель-камеры в Морской музей, Царскосельский арсенала, кабинетов и коллекций Вольного экономического общества в музей.

· Формирование музеев общегосударственного значения (Императорский Российский исторический музей, 1872; Музей изящных искусств им. Императора Александра III (Петербург, 1912); Русский музей Александра III, в дальнейшем положивший начало Этнографическому и Русскому музеям;).

· .Создание первых промышленных музеев.(Мануфактурный музеум (1811) в Санкт-Петербурге; Музей г. Барнаула был открыт к 100-летию горной промышленности на Алтае (1823); Нижнетагильский музеум естественной истории и древностей (1841).

· Формирование просветительской функции музеев игруппы педагогических музеев, не имевших аналогов в мире. В 1864 г. был основан Педагогический музей военно-учебных заведений (Санкт-Петербург). Основу коллекции составляли наглядные пособия и педагогическая литература. Музей изготавливал дешевые наглядные пособия, выпускал обзоры педагогической литературы, устраивал народные чтения и публичные лекции, проводил временные учительские курсы. В 1875 г. музей принял участие во Всемирной выставке в Париже, получил множество наград. После выставки аналогичные музеи возникли во Франции, Бельгии, Англии, Германии и др. странах. Музей стал действенным средством переустройства образования. В 1918 году Педагогический музей был преобразован в Центральный педагогический музей.

· Повсеместное создание провинциальных музеев.Музеи в провинции создавались учреждениями, программа деятельности которых включала изучение края. Статистические комитеты разбирали местные архивы, описывали памятники, проводили исторические и этнографические обследования. В ходе их деятельности стали возникать коллекции памятников истории края, археологические и этнографические музеи (Вятский музей, 1866). Музеи при земствахстали организовываться с 1880-х г. (Нижний Новгород, 1885; Кишинев, 1889; Полтава, 1890 и др.). Музеидревности губернских ученых архивных комиссий формировались на основе научных исследований в области истории и этнографии, археологических раскопок и носили комплексный характер(Тверь. Рязань, Тамбов, Кострома, Нижний Новгород, Ярославль, Симбирск, Владимир). Большую роль в создании провинциальных музеев сыграли научные общества, проводившие исследования в различных регионах страны (например, Русское географическое общество).Немалое значение имела личная инициатива представителей передовой интеллигенции. Так, музей в г. Минусинске был основан в 1876 г. Н. М. Мартьяновым, получившим в Минусинске место провизора двумя годами раньше.

К началу XX в. музей стал важным элементом культурной жизни России. По неполным данным музеи были открыты в 104 городах, коллекции Эрмитажа имели мировую известность, а Исторический, Политехнический и, чуть позднее, Русский музей приобрели значение национальных. Для музеев строятся специальные здания (Этнографический, Политехнический, Исторический, Минусинский, Красноярский, Саратовский и др.). Формируются основы научного коллекционирования, вырабатываются основные принципы музейной технологии, в т.ч. документации. Музейное дело данного периода связано с именами видных ученых, предпринимателей, государственных деятелей. Вместе с тем, оно остается уделом энтузиастов, а не элементом государственной культурной политики. Музеи стали важным ресурсом развития экономики, науки, были постоянными участниками всемирных выставок. Они способствовали оформлению самостоятельных научных дисциплин, стали базой для создания в XXв. научно-исследовательских институтов. Завершился процесс, в результате которого музеи приобрели статус культурной нормы, а музейное дело сложилось в особую форму культурной деятельности.

Со­б­ра­ния раз­лич­ных пред­ме­тов ис­кус­ст­ва, книг из­вест­ны в Рос­сии с 13 в.: со­кро­вищ­ни­цы мо­с­ков­ских кня­зей, риз­ни­цы и биб­лио­те­ки при мо­на­сты­рях и со­бо­рах Вла­дими­ра, Кие­ва, Нов­го­ро­да. Лю­би­те­лем ис­кусств был князь Се­мён (Си­ме­он) Гор­дый (14 в.). Цен­ны­ми ху­до­же­ст­вен­ны­ми из­де­лия­ми вла­де­ли пред­ста­ви­те­ли ви­зан­тий­ской сви­ты Со­фьи Па­лео­лог (15 в.). С 16 в. на­чи­на­ет­ся це­ле­на­прав­лен­ное со­би­ра­тель­ст­во (Иван IV Гроз­ный, Бо­рис Го­ду­нов). В нач. 16 в. приоб­ре­та­ет чер­ты ве­ли­ко­кня­же­ской со­кровищ­ни­цы Ору­жей­ная па­ла­та Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, с 1584 из­вест­но хра­ни­ли­ще об­раз­цов воо­ру­же­ния – Ар­се­нал в Мо­ск­ве; эти хра­ни­ли­ща од­но­вре­мен­но яв­ля­лись мас­тер­ски­ми и бы­ли тес­но свя­за­ны с про­из­вод­ст­вом.


В уроке рассматривается влияние реформ 1860–1870-х годов на разные сферы культуры. Говорится о развитии просвещения и женского образования, увеличении количества музеев. Рассказывается о важнейших научных достижениях и географических исследованиях в Северном Ледовитом океане, Центральной Азии.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Культура России второй половины XIX в. Просвещение, библиотеки и музеи, наука, путешественники"

Реформы 60-70-х годов 19 века имели последствия во всех сферах жизни Российской империи. Коснулись они и сферы культуры, которая перестала быть элитарной и охватывала широкие слои населения. Культура становилась всё более демократичной и чутко реагировала на важные государственные проблемы.

В ходе урока вы узнаете о просвещении, печати, библиотеках и музеях, науке и русских путешественниках.

Просвещение. Наиболее ярко демократизация культуры проявилась в просвещении. В России была создана сеть начальных школ: земских, церковно-приходских и школ Министерства народного просвещения.

Распространены были воскресные школы, где образование получали представители взрослого населения, среди которых были солдаты и рабочие. Эти действия привели к росту грамотности среди населения. В конце 19 века этот показатель достиг 20 процентов.


Дальнейшее развитие получила система среднего образования. Выпускники мужских гимназий имели право поступления в университет.

В реальных училищах получали образование, ориентированное на практические занятия торговлей и промышленностью. Создание таких училищ было обусловлено развитием пореформенного хозяйства.

Новым явлением для России стало женское образование. В 1872 году были организованы Высшие женские курсы профессора Герье. Главной целью этих курсов было просвещение женщин. В основном там преподавались гуманитарные дисциплины. Выпускницы курсов получали право преподавать в гимназиях. В 1878 году в Петербурге были открыты Бестужевские курсы. Принимались на них девушки, окончившие гимназию и старше 21 года.


Печать, библиотеки и музеи. Рост грамотности вызвал бурный интерес к книжным изданиям. Росли тиражи и темпы книгопечатания.


Демократическую направленность приобрело библиотечное дело. Создавались бесплатные народные библиотеки. Одной из крупнейших стала Публичная библиотека в Москве, открытая в 1860-е годы.

Во второй половине 19 века важную роль играли музеи. Произведения искусства стали доступны широким кругам населения.

В 1865 году свободное посещение было введено в Эрмитаже, где находились известные произведения западноевропейской живописи.


В 1892 году Павел Третьяков, собравший большую коллекцию русской живописи, передал её в дар Московской городской думе.

В 1895 году указом Николая II был создан Русский Музей Императора Александра III, известный сейчас как Государственный Русский музей. Экспозиция находилась в здании Михайловского дворца.

В основу Литературно-театрального музея легла коллекция Алексея Бахрушина по истории русского и западного театра.

Собирательство предметов искусства в основном было распространено в купеческой среде. Зачастую оно носило черты меценатства – поддержки деятелей искусства.


Музейное дело было направлено и на популяризацию науки. Этому способствовало создание Исторического и Политехнического музеев.

Наука. Во второй половине 19 века расцвет переживала наука. Важную роль играли различные научные общества, например математическое или химическое. Новым явлением в этой сфере стали всероссийские съезды учёных, которые давали возможность обмена опытом.

Основным доказательством роста научных знаний был ряд открытий, совершённых в рассматриваемый период.


Александр Попов 7 мая 1895 года во время заседания Русского физико-химического общества в Петербурге продемонстрировал изобретённую им модель радиопередатчика. Этот день в России объявлен Днём радио.


Дмитрий Менделеев открыл периодический закон химических элементов, чьи свойства были можно было описать, опираясь на периодическую таблицу.

Иван Сеченов и Иван Павлов занимались исследованиями деятельности головного мозга и нервной системы.

Климент Тимирязев стал основателем русской школы физиологии растений. Он изучал явления, находившиеся в основе жизни растительного мира.

Василий Докучаев стал основоположником науки о свойствах почв.

Русские путешественники. Во второй половине 19 века продолжались научные и географические исследования, организовывались новые экспедиции.



Одним из выдающихся путешественников был Николай Пржевальский. Первую свою экспедицию он совершил в 1867 году в возрасте 28 лет. Он отправился в Усурийский край, где вёл орнитологические наблюдения и описывал жизнь местного населения.

В 1870 году Пржевальский находился в Центральной Азии, где изучал реку Хуанхэ, исследовал горные хребты.


Помимо географических описаний, Пржевальский собрал богатый ботанический материал. Им были открыты новые виды животных – дикий верблюд, лошадь, названная в честь учёного, и медведь-пищухоед. Николай Пржевальский начал научное завоевание ранее неизвестной местности, которая представляла для России интерес.

Золотой Константиновской медалью был награждён Иван Мушкетов за исследования Туркестанского края. Он стал составителем первой геологической карты этой местности.

Одной из самых ярких и неутомимых личностей конца 19 века был Николай Миклухо-Маклай. Одним из самых знаменитых его путешествий стала экспедиция в Новую Гвинею. На побережье, где ещё никогда не бывали европейцы, он построил себе дом, в котором жил в течение нескольких лет. Миклухо-Маклай лечил аборигенов, давал им многочисленные советы. Параллельно он занимался антропологическими исследованиями местного населения.


Позже он изучал народы Филиппинских островов, Меланезии и Микронезии. Учёный смог доказать видовое единство человечества.

Давайте подведём итоги.

В конце 19 века уровень грамотности населения России достиг 20 процентов.

Рост грамотности вызвал бурный интерес к книжным изданиям. Росли тиражи и темпы книгопечатания.

Во второй половине 19 века важную роль играли музеи. Произведения искусства стали доступны широким кругам населения.

В конце 19 века был совершён ряд научных открытий, имевших практическое применение.

Основные географические исследования велись в Северном Ледовитом океане, Центральной Азии.

В 1-ой половине XIX века в России музеи стали разнообразнее, возросло их число. Сенсационные археологические открытия античной культуры, скифского золота на Юге России (Пантикопей, Херсонес, Фанагория, Ольвия) привели к созданию музеев древности в Феодосии (1811), Одессе (1825) и Керчи (1826); в национальных регионах России открываются Курземский музей в Елгаве (1818), музеи древностей в Екатеринославе (1856) и др. Патриотический подъем после победоносного завершения войны 1812 года, рост национального самосознания, публикуемые Н.М. Карамзиным "Истории государства российского" стимулировали сбор, изучение и сохранение памятников истории и культуры России.

Особое значение имела деятельность графа Н.П. Румянцева, собравшего вокруг себя крупных ученых, сыгравших важную роль в сборе и изучении исторических источников. Собрание древностей графа Румянцева, Румянцевский музей, было одним из первых частных собраний, открытых для широкого круга посетителей. Членам Рямянцевского кружка принадлежат первые музеологические работы - проекты национального музея Ф.П. Аделунга (1817) и Б.Г. Вихмана (1821). Позднее появились проекты Свиньина (1829) и Тамаша Зана (1830). Последний предусматривал создание общероссийского национального музея, опирающегося в своей деятельности на многочисленные региональные музеи.

В связи с развитием художественного образования в 1-ой половине XIX века предпринимались попытки создания публичного художественного музея - разрабатывались проекты Эстетического музея при Московском художественном классе (А.С. Добровольский, 1836), картинной галереи при Московском университете (Е.Д. Тюрин, 1855). Все названные проекты не были реализованы из-за невнимания правительства к общественным инициативам и слабости самих общественных сил.

Так как в XIX веке музеи начинают становиться доступными для посещения, служить целям эстетического воспитания и образования, эта прогрессивная тенденция отражается и на музейной архитектуре. Музейные помещения выделяются из дворцовых, здания музеев формируются как самостоятельный архитектурный тип. Идеи просвещения, преобразования личности и общества средствами искусства формировали концепцию музея как алтаря просвещения, как храма науки и искусства. Прямая ассоциация "храм - музей" отразилась на архитектурном облике музейных зданий, которые приобрели ордерную систему античных храмов. Проектируются системы различных по величине помещений с расчетом на размещение конкретных экспозиций (Старый музей в Берлине, 1823-30, архитектор К.Ф. Шинкель; Глиптотека в Мюнхене, 1830; Пинакотека в Мюнхене, 1830; Новый Эрмитаж в Петербурге, 1840-1852, архитектор Л.фон Кленце).

Музейное дело в эпоху СССР.

В послевоенные годы положение основной массы музеев было крайне тяжелым из-за отсутствия помещений, нищенских ассигнований и нехватки кадров. Существовала опасность утраты ценных материалов из-за катастрофического состояния хранилищ и отсутствия должного учета фондов. К сентябрю 1946 года началась проверка фондов музеев, подтвердившая утрату многих ценных предметов, отсутствие кадров, способных осуществить учет музейных ценностей. Необходимость обновления и возвращения к жизни многочисленных музеев СССР в условиях послевоенных трудностей, нехватка средств усложняли развитие музейного дела и требовали пристального внимания к нему со стороны властей. Основным документом, которым руководствовались музейные работники при решении задач восстановления и развития музеев в первые послевоенные годы в СССР, стал закон о пятилетнем плане, принятый в марте 1946 г. Выдвинутую в нем задачу обновления довоенной музейной сети должен был решить новый управленческий орган, созданный в 1945 г., -- Комитет по делам культурно-просветительных учреждений СССР. Перевод музеев, находившихся в системе Наркомпроса, в подчинение Комитета по делам культурно-просветительных учреждений закрепил за большинством советских музеев статус культпросветучреждений. Комитет по делам культурно-просветительных учреждений произвел раздел музеев на категории, которые обусловливали размеры государственного финансирования.

Экспозиции краеведческих музеев обязательно должны были состоять из следующих отделов:

2) дореволюционное прошлое края;

3) советский период.

Государственную политику в области музеев можно проследить по следующим фактам. Во второй половине 40-х гг. в Москве теряют свои помещения Литературный музей и Дарвиновский музей, волюнтаристски, также без достаточных научных обоснований были закрыты Музей народов СССР, Музей нового западного искусства в Москве, Государственный музей сельского хозяйства и Музей обороны Ленинграда.

В послевоенный период развернулась работа по созданию литературных музеев, более 170 из которых были связаны с именами известных писателей и поэтов. В послевоенный период в СССР было создано 19 музеев А.С. Пушкина, 5 музеев Ф.М. Достоевского, 4 -- Л.Н. Толстого и 9 -- Максима Горького, 7 -- А.П. Чехова и 5 -- Т.Г. Шевченко. Почти в каждой союзной и автономной республике СССР существовал свой музей истории литературы. Абсолютное большинство этих музеев носило монографический характер, т. е. были посвящены памяти какого-то одного писателя. Отличительной особенностью музеев этого профиля была активная публикаторская деятельность.

После окончания войны значительную часть музейной сети РФ составляли ведомственные музеи (находившиеся вне системы министерств культуры СССР и РСФСР, создававшиеся по представлению ведомста постановлением СМ после согласования с Министерством финансов), в числе которых преобладали естественно-научные музеи и музеи науки и техники, имелись исторические музеи, литературные музеи и др. Более половины из них являлись научно-исследовательскими, около 40% - научно-просветительными, около 10% - учебными музеями. Новый морально-политический климат в СССР после осуждения культа личности Сталина, процесс демократизации не могли не отразиться на музейной сфере. Перед музеями встала задача переосмысления содержания своих экспозиций. Начался процесс перепрофилизации музеев, связанных с именем Сталина. В июне 1958 г. ЦК КПСС при участии представителей АН СССР и деятелей культуры принял положение о коренном улучшении охраны памятников и деятельности музеев. Понадобилось пережить горечь утрат в великой Отечественной войне, чтобы осознать ценность культурного наследия. Практическим результатом этого явилась организация музеев-заповедников в Новгороде, Костроме, Владимире, Суздале, Горьком.

Особым феноменом культурной жизни явилось создание в конце 1950-х гг. общественных музеев. Рождённые инициативой отдельных энтузиастов, обществ, организаций, действующих на предприятиях, в колхозах, совхозах, школах, вузах, при местных Советах и т.д., они стали резервом для формирования государственных музеев, значительно обогатили музейную сеть. Общественные музеи создавались при органах культуры, в школах, учреждениях и организациях, на предприятиях в тех местах, где ощущалась нехватка в музеях. Первыми были народные (общественные) музеи в городах Лысьва, Кизел, Очера Пермской области. Министерство культуры РСФСР рекомендовало управлениям культуры использовать опыт организации таких музеев (постановление Коллегии от 20 октября 1959); эта и другие меры государственных и партийных органов привели к формализации общественного начинания, к появлению общественных музеев, не имевших подлинных материалов.

Пример классического художественного музея, не подверженного конъюнктурным колебаниям, давал в рассматриваемый период Эрмитаж.

На рубеже 50-60-х гг. XX в. оживилась собирательская работа, в процессе которой музеи сотрудничали с академическими институтами АН СССР, государственными архивами, библиотеками, другими научными учреждениями. Собирательская работа приобрела более плановый характер, тематика собраний и сроки комплектования фондов новыми поступлениями регулировались годовыми и перспективными планами.

Музеи в XX-XXI вв.

Преобладающей группой в отечественной музейной сети являются комплексные музеи, среди них краеведческие составляют около 50%. Их число остается стабильно высоким. Всех увлекает история своего региона особенно сегодня когда музеи решают вопросы культурной и национальной идентичности. Многопрофильность и многофункциональность — общие черты, характеризующие деятельность современных учреждений культуры.

Ключевые вопросы:

1. Особенности протомузейных собраний в древней Греции.

• Первоначально представляли собой сакральные портики с жертвенником, которые располагались в рощах, предгорьях, у родников;

• Имело прагматический характер, то есть использовались не только в богослужении, но и в оформлении интерьеров и внешнего облика храмов, царских дворцов

• В периоды экономического и политического спада храмовые сокровищницы служили своеобразными “банками”, играя роль общественной казны

• собрания предметов формировались стихийно, отличаясь неоднородным составом, и носили сакральный характер, использовались для демонстрации религиозного поклонения как “дары богам”

В 1-ой половине XIX века в России музеи стали разнообразнее, возросло их число. Сенсационные археологические открытия античной культуры, скифского золота на Юге России (Пантикопей, Херсонес, Фанагория, Ольвия) привели к созданию музеев древности в Феодосии (1811), Одессе (1825) и Керчи (1826); в национальных регионах России открываются Курземский музей в Елгаве (1818), музеи древностей в Екатеринославе (1856) и др. Патриотический подъем после победоносного завершения войны 1812 года, рост национального самосознания, публикуемые Н.М. Карамзиным "Истории государства российского" стимулировали сбор, изучение и сохранение памятников истории и культуры России.

Особое значение имела деятельность графа Н.П. Румянцева, собравшего вокруг себя крупных ученых, сыгравших важную роль в сборе и изучении исторических источников. Собрание древностей графа Румянцева, Румянцевский музей, было одним из первых частных собраний, открытых для широкого круга посетителей. Членам Рямянцевского кружка принадлежат первые музеологические работы - проекты национального музея Ф.П. Аделунга (1817) и Б.Г. Вихмана (1821). Позднее появились проекты Свиньина (1829) и Тамаша Зана (1830). Последний предусматривал создание общероссийского национального музея, опирающегося в своей деятельности на многочисленные региональные музеи.

В связи с развитием художественного образования в 1-ой половине XIX века предпринимались попытки создания публичного художественного музея - разрабатывались проекты Эстетического музея при Московском художественном классе (А.С. Добровольский, 1836), картинной галереи при Московском университете (Е.Д. Тюрин, 1855). Все названные проекты не были реализованы из-за невнимания правительства к общественным инициативам и слабости самих общественных сил.

Так как в XIX веке музеи начинают становиться доступными для посещения, служить целям эстетического воспитания и образования, эта прогрессивная тенденция отражается и на музейной архитектуре. Музейные помещения выделяются из дворцовых, здания музеев формируются как самостоятельный архитектурный тип. Идеи просвещения, преобразования личности и общества средствами искусства формировали концепцию музея как алтаря просвещения, как храма науки и искусства. Прямая ассоциация "храм - музей" отразилась на архитектурном облике музейных зданий, которые приобрели ордерную систему античных храмов. Проектируются системы различных по величине помещений с расчетом на размещение конкретных экспозиций (Старый музей в Берлине, 1823-30, архитектор К.Ф. Шинкель; Глиптотека в Мюнхене, 1830; Пинакотека в Мюнхене, 1830; Новый Эрмитаж в Петербурге, 1840-1852, архитектор Л.фон Кленце).

Музейное дело в эпоху СССР.

В послевоенные годы положение основной массы музеев было крайне тяжелым из-за отсутствия помещений, нищенских ассигнований и нехватки кадров. Существовала опасность утраты ценных материалов из-за катастрофического состояния хранилищ и отсутствия должного учета фондов. К сентябрю 1946 года началась проверка фондов музеев, подтвердившая утрату многих ценных предметов, отсутствие кадров, способных осуществить учет музейных ценностей. Необходимость обновления и возвращения к жизни многочисленных музеев СССР в условиях послевоенных трудностей, нехватка средств усложняли развитие музейного дела и требовали пристального внимания к нему со стороны властей. Основным документом, которым руководствовались музейные работники при решении задач восстановления и развития музеев в первые послевоенные годы в СССР, стал закон о пятилетнем плане, принятый в марте 1946 г. Выдвинутую в нем задачу обновления довоенной музейной сети должен был решить новый управленческий орган, созданный в 1945 г., -- Комитет по делам культурно-просветительных учреждений СССР. Перевод музеев, находившихся в системе Наркомпроса, в подчинение Комитета по делам культурно-просветительных учреждений закрепил за большинством советских музеев статус культпросветучреждений. Комитет по делам культурно-просветительных учреждений произвел раздел музеев на категории, которые обусловливали размеры государственного финансирования.

Экспозиции краеведческих музеев обязательно должны были состоять из следующих отделов:

2) дореволюционное прошлое края;

3) советский период.

Государственную политику в области музеев можно проследить по следующим фактам. Во второй половине 40-х гг. в Москве теряют свои помещения Литературный музей и Дарвиновский музей, волюнтаристски, также без достаточных научных обоснований были закрыты Музей народов СССР, Музей нового западного искусства в Москве, Государственный музей сельского хозяйства и Музей обороны Ленинграда.

В послевоенный период развернулась работа по созданию литературных музеев, более 170 из которых были связаны с именами известных писателей и поэтов. В послевоенный период в СССР было создано 19 музеев А.С. Пушкина, 5 музеев Ф.М. Достоевского, 4 -- Л.Н. Толстого и 9 -- Максима Горького, 7 -- А.П. Чехова и 5 -- Т.Г. Шевченко. Почти в каждой союзной и автономной республике СССР существовал свой музей истории литературы. Абсолютное большинство этих музеев носило монографический характер, т. е. были посвящены памяти какого-то одного писателя. Отличительной особенностью музеев этого профиля была активная публикаторская деятельность.

После окончания войны значительную часть музейной сети РФ составляли ведомственные музеи (находившиеся вне системы министерств культуры СССР и РСФСР, создававшиеся по представлению ведомста постановлением СМ после согласования с Министерством финансов), в числе которых преобладали естественно-научные музеи и музеи науки и техники, имелись исторические музеи, литературные музеи и др. Более половины из них являлись научно-исследовательскими, около 40% - научно-просветительными, около 10% - учебными музеями. Новый морально-политический климат в СССР после осуждения культа личности Сталина, процесс демократизации не могли не отразиться на музейной сфере. Перед музеями встала задача переосмысления содержания своих экспозиций. Начался процесс перепрофилизации музеев, связанных с именем Сталина. В июне 1958 г. ЦК КПСС при участии представителей АН СССР и деятелей культуры принял положение о коренном улучшении охраны памятников и деятельности музеев. Понадобилось пережить горечь утрат в великой Отечественной войне, чтобы осознать ценность культурного наследия. Практическим результатом этого явилась организация музеев-заповедников в Новгороде, Костроме, Владимире, Суздале, Горьком.

Особым феноменом культурной жизни явилось создание в конце 1950-х гг. общественных музеев. Рождённые инициативой отдельных энтузиастов, обществ, организаций, действующих на предприятиях, в колхозах, совхозах, школах, вузах, при местных Советах и т.д., они стали резервом для формирования государственных музеев, значительно обогатили музейную сеть. Общественные музеи создавались при органах культуры, в школах, учреждениях и организациях, на предприятиях в тех местах, где ощущалась нехватка в музеях. Первыми были народные (общественные) музеи в городах Лысьва, Кизел, Очера Пермской области. Министерство культуры РСФСР рекомендовало управлениям культуры использовать опыт организации таких музеев (постановление Коллегии от 20 октября 1959); эта и другие меры государственных и партийных органов привели к формализации общественного начинания, к появлению общественных музеев, не имевших подлинных материалов.

Пример классического художественного музея, не подверженного конъюнктурным колебаниям, давал в рассматриваемый период Эрмитаж.

На рубеже 50-60-х гг. XX в. оживилась собирательская работа, в процессе которой музеи сотрудничали с академическими институтами АН СССР, государственными архивами, библиотеками, другими научными учреждениями. Собирательская работа приобрела более плановый характер, тематика собраний и сроки комплектования фондов новыми поступлениями регулировались годовыми и перспективными планами.

Музеи в XX-XXI вв.

Преобладающей группой в отечественной музейной сети являются комплексные музеи, среди них краеведческие составляют около 50%. Их число остается стабильно высоким. Всех увлекает история своего региона особенно сегодня когда музеи решают вопросы культурной и национальной идентичности. Многопрофильность и многофункциональность — общие черты, характеризующие деятельность современных учреждений культуры.

Ключевые вопросы:

1. Особенности протомузейных собраний в древней Греции.

• Первоначально представляли собой сакральные портики с жертвенником, которые располагались в рощах, предгорьях, у родников;

• Имело прагматический характер, то есть использовались не только в богослужении, но и в оформлении интерьеров и внешнего облика храмов, царских дворцов

• В периоды экономического и политического спада храмовые сокровищницы служили своеобразными “банками”, играя роль общественной казны

• собрания предметов формировались стихийно, отличаясь неоднородным составом, и носили сакральный характер, использовались для демонстрации религиозного поклонения как “дары богам”


ответ к заданию по истории

Запишите названия музеев, которые существовали во второй половине XIX в. в Москве и Петербурге. Музеи Москвы Музеи Петербурга

Датой основания первого российского музея, названного Кунсткамерой, принято считать год, когда по приказу императора его кабинет,

Укажите место пунктуационной ошибки в предложении: Still, (1) the defendants (2) failed (3) to appear Пунктуационной ошибки в предложении нет

Функция _ в скрытом виде исторически присуща музейным учреждениям хотя бы по той причине, что посещение музеев связано

К источникам доходов целевого бюджетного фонда рекламы и городской информации г. Москвы относятся доходы от проведения конкурсов и аукционов

Читайте также: