Светлая седмица это кратко

Обновлено: 05.07.2024

С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, то есть всю неделю и поэтому эта неделя называется "Светлая Пасхальная Седмица". Каждый день недели тоже называется светлым - Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день - Светлая Суббота.

В Пасхальную Седмицу в храмах ежедневно совершаются богослужения по пасхальному чину. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.

После каждой Божественной литургии совершается праздничный крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На Крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами.

Царские врата в иконостасе (отделяющие алтарь от основного пространства храма) остаются в продолжении седмицы открытыми в знак того, что в эти дни перед верующими как бы открывается невидимый, духовный, Небесный мир. Открытые Царские Врата - образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. Во всю Светлую седмицу они не закрываются даже во время причащения священнослужителей, и только в субботу перед 9-м часом они закроются.

В продолжение всей Седмицы полагается вседневный звон во все колокола. По традиции всякий мирянин может по благословению настоятеля подняться на колокольню и ударить в колокола.

На Светлой седмице отменяются однодневные посты (в среду и пятницу).

Начиная со дня Святой Пасхи верующие приветствуют друг друга словами пасхальной радости: "Христос воскресе! - Воистину воскресе!".

До праздника Святой Троицы (на пятидесятый день после Пасхи) не совершаются земные поклоны. На Светлой седмице нет венчаний и заупокойных молитв. Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи.

Во вторник Светлой седмицы совершается особое празднование в честь Иверской иконы Божией Матери.

В пятницу Светлой Седмицы празднуется память иконы Божией Матери "Живоносный источник" (по традиции, в этот день после Божественной литургии совершается освящение воды, а если позволяют местные обстоятельства - крестный ход на водоемы или водные источники).

Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. Обычай этот установлен с апостольских времен. Известно, что после Своего воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу. В ожидании этих благодатных посещений, а позднее - в память их святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь. В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб. В Субботу Светлой седмицы после Божественной литургии артос торжественно благословляется и читается особая молитва на раздробление артоса. После этого кусочки этого священного хлеба раздаются верующим. Потом эту святыню дают больным или тем, кто не может быть допущен к Святому Причащению.

Молящиеся, получив после окончания Литургии часть артоса, сохраняют ее в течение всего года (обычно – разрезав на небольшие кусочки и вкушая их натощак, особенно во время болезни).

В субботу Светлой седмицы впервые после дня Пасхи Царские врата в храмах закрываются.

В восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой седмицы, следует особое торжество, называемое Антипасхою, что означает в переводе "вместо Пасхи" или вторая Пасха.

В восьмой день Святая Церковь также вспоминает явление Воскресшего Господа апостолу Фоме, который отказывался верить в Воскресение Христа. В этот день Господь вновь явился своим ученикам, в особенности апостолу Фоме, чтобы убедить его Своими ранами, что именно с Ним встречались все свидетели Его Воскресения.

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня - до Вознесения Господня. Весь этот период (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом, и православные приветствуют друг друга приветствием "Христос Воскресе! " и ответом "Воистину Воскресе!"


Светлая седмица – первые семь дней празднования Святой Пасхи – от собственно Пасхи до Недели Фоминой. На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.

Каждый день после Литургии совершается праздничный крестный ход, и в продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола.

В Светлый вторник совершается празднование в честь Иверской иконы Божией Матери. Икона, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. В XVII веке слух о чудотворном образе через паломников распространился по России, по просьбе будущего патриарха Никона копия с иконы прибыла в Москву.

В Светлую субботу на Литургии читается молитва на раздробление артоса, после богослужения его раздают верующим.

Первое воскресенье после Пасхи называется Антипасхой и напоминает о том, как Господь Иисус Христос, явившись одиннадцати ученикам в восьмой день по Воскресении, обновил Свое явление. В этот день вспоминается также уверение апостола Фомы, почему его называют Фоминой неделей или Фоминым воскресеньем.


Светлый понедельник


Светлый Вторник


Во вторник Светлой седмицы Православная Церковь празднует день Иверской Иконы Божией Матери. Этот праздник установлен в честь обретения чудотворного образа на горе Афон вXI веке. Иверская икона Пресвятой Богородицы, Вратарница или Привратница (греч. Портаитисса) — православная икона Девы Марии с Младенцем, почитается как чудотворная, принадлежит к иконописному типу Одигитрия. Оригинал находится в Иверском монастыре на Афоне, в Греции; согласно православному преданию он написан евангелистом Лукой.

Тропарь Иконе Божией Матери Иверская.

От святыя иконы Твоея,
о Владычице Богородице,
исцеления и цельбы подаются обильно
с верою и любовию приходящим к ней,
тако и мою немощь посети,
и душу мою помилуй, Благая,
и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Светлая Среда

Светлый Четверг

В четверг Светлой Седмицы в Евангельском чтении говорится о том, как к Христу пришел фарисей Никодим, которому Господь поведал о рождении свыше, о Таинстве Крещения.

Светлый Пяток


Светлая Суббота


Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. Обычай этот установлен с апостольских времен. Известно, что после Своего воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу. В ожидании этих благодатных посещений, а позднее — в память их святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь. В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб.
В Субботу Светлой седмицы после Божественной литургии артосторжественно благословляется и читается особая молитва на раздробление артоса. После этого кусочки этого священного хлеба раздаются верующим. Потом эту святыню дают больным или тем, кто не может быть допущен к Святому Причащению. Молящиеся, получив после окончания Литургии часть артоса, сохраняют ее в течение всего года (обычно – разрезав на небольшие кусочки и вкушая их натощак, особенно во время болезни).
В субботу Светлой седмицы впервые после дня Пасхи Царские врата в храмах закрываются.

Антипасха. Фомино Воскресенье


Пасхальный Период

Почему Церковь освящает куличи и пасхи


Светлая неделя (Светлая седмица, Пасхальная неделя) — это следующая за праздником Пасхи седмица, которая включает пасхальное воскресение и последующие шесть дней до Фоминой недели. Составные дни Светлой недели также имеют свое соответствующее название: Светлый понедельник, Светлый вторник и так до Светлой субботы включительно.

Содержание:

Светлая неделя. Событие праздника

От Святаго Воскресения Христа Бога нашего дне, до Новыя недели, всю неделю во святых церквах пребывати подобает, нескудно верным, псалмы и хвалами и песньми духовными веселящеся празднующе, и Божественнаго Писания почитание внемлюще, и Святых Таин наслаждающеся. Будем бо сице со Христом совоскресше же и вознесшеся. Ни какоже убо в предлежащия дни конная уристания да не будут, или ин людский позор да не творят (Лист 229, об). (1).


В духовном смысле Светлая седмица является для нас прообразом будущего века и нескончаемой радости Общего Воскресения в Царствии Небесном, куда сможем войти, если достойно послужим здесь Христу Богу, как в молитвенном песнопении, так и в добрых делах по отношению к своим ближним, чтобы сбылось и на нас святое Евангельское обетование:

Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34).

Светлая неделя. Богослужение в храме и дома

На Светлой неделе служба поется по пасхальному чину: опускается псалтырь, отменяются земные поклоны и обычное поминовение усопших, а также пост для среды и пятницы. Минейные службы на Светлой седмице опускаются, так как каноны соответствующим святым вычитываются заранее, на павечерницах во время Великого поста. Исключения встречаются в том случае, если на седмицу выпадают двунадесятые праздники (Благовещение) или память особо почитаемых полиелеосных святых, как, например, св. влмч. Георгий. По окончании литургии положено совершать крестный ход в память о женах-мироносицах, шествовавших в Пасхальную ночь ко Святому Гробу. В Светлый вторник по Триоди Цветной поется бденная служба Пресвятой Богородице Одигитрии.

Народные традиции Светлой седмицы


Крестьяне верят, что в Светлое Воскресенье солнце играет на небе. Такое же точно убеждение существует у простого народа Ирландии, и многие стараются подкараулить тот момент, когда оно играет. В деревнях во время Пасхи занимаются всевозможными играми, преимущественно мужчины бьются красными яйцами, катают их с каточков; девушки и молодые парни качаются на качелях, водят хороводы и пр. Финны, подобно русским, тоже устраивают качели и водят хороводы, в которых в старину принимали участие даже старухи. В Финляндии о Святой, подобно нашим куличу и пасхе, пекут пресные лепешки, называемые мемми (mammi).

Смысл вышеозначенного содержания песни имеет глубокое значение в отношении сельского хозяйства. Здесь подразумевается в хорошо веденном хозяйстве своевременное решение хозяйственных задач, которые наш русский народ совершает, согласуясь с праздниками, вверяя свои полевые работы и вообще хозяйство покровительству святых, хотя на самом деле здесь дело хозяйства сопряжено со временем года.

Подробно о народных пасхальных традициях читайте в статье Пасха на Руси. Записки этнографа.

Светлая седмица

Светлая седмица – Пасхальная неделя, которая следует после Христова Воскресения. В эти дни проходят утренние богослужения с крестным ходом по окончании службы. Он символизирует шествие ко Гробу Господню жен-мироносиц.

Враг не смог погасить в людских сердцах лампадку любви

Враг не смог погасить в людских сердцах лампадку любви. Как и в прошлые века, так и сегодня, мы радостно празднуем этот самый главный, светлый праздник.

Закончился Великий пост и скорбная Страстная неделя. Господь Воскрес, отверзлись Врата Небесной обители. Обнулился и смылся кровью Христа первородный грех человечества.

Воскресение Христово

Светлая седмица

Светлая седмица – это особенно праздничные дни. Богослужения проходят при открытых Царских вратах. Они символизируют собой Усыпальницу Христа, от которой Ангел отвалил камень, закрывающий вход. Так же это символ того, что теперь для нас открыта Райская обитель.

Богослужение в Светлую седмицу

Немного истории

А сейчас немного истории. Согласно Церковным летописям, первые три века существования христианства, Пасхой называли две недели. Предшествующая дню Воскресения, называлась Крестной, или Страстной Пасхой. Последующая неделя именовалась Новой Пасхой.

На Вселенском Соборе, который состоялся в 325 году, было принято решение о переименовании этих названий. Благодаря принятому тогда постановлению, мы называем эти дни как Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения Иисуса Христа именуем Пасхой.

Духовный смысл Светлой седмицы

Пасхальный крестный ход

Традиции празднования Светлой седмицы

После церковных богослужений, согласно традиции празднования, Светлую седмицу христиане отмечали радостно и с размахом. В эти дни организовывались катания на лошадях, цирковые представления, устанавливались балаганы и качели. Проводились особые благотворительные обеды для неимущих, даже правители открывали двери темниц и отпускали на свободу пленников, которые не сильно согрешили в своих преступлениях.

Люди ходили в гости с подарками. Особенно было принято дарить подарки бедным родственникам и знакомым, которые жили в нужде. Молодёжь водила хороводы с песнями и плясками, а также в эти дни засылались сваты и решалась судьба молодых. До Фомина воскресенья не проводились обряды венчания, но зато в само воскресенье было самое большое количество свадеб.

Шумным, радостным и азартным было развлечение народа биться яйцами и катать яйца. Это были самые настоящие турниры, как сказали бы наши современники. Обладатель яйца с крепкой скорлупой был настоящим героем, и само собой, уносил приличные трофеи.

Пасха на Руси

Как уже говорилось ранее, была хорошая традиция дарить подарки. Но эти подарки не ограничивались корзинкой с куличом и яйцами. Наши предки были хорошими мастеровыми. Умельцы-ремесленники делали удивительные сувениры.

Пасхальная тематика отображалась в дереве, камнях, металлах. Слава Богу, эта традиция не канула в лето, современные мастера продолжают делать своими руками уникальные вещи. Такие сувениры дорого стоили, поэтому их было не принято выставлять на всеобщее обозрение. Эти подарки хранились вдали от любопытных глаз, в шкатулках или за образами.

Пасха

Особый хлеб

Куличи – такие родные, любимые и знакомые нам с детства, Пасхальные лакомства, которые мы выпекаем к Светлому празднику. История их возникновения уходит корнями в прошлое. Это не что иное, как особый хлеб, именуемый Артос. Эти хлеба изначально выпекали в церковных пекарнях, освящали в первый день Пасхи. Всю Светлую седмицу эти хлеба стояли в храме. В Светлую субботу, после литургии читалась особая молитва, после которой Артос делился на части и раздавался верующим. Его съедали натощак во время болезни или других скорбях.

В обители есть и ещё один почитаемый список, но доставлен он в монастырь в середине девятнадцатого века из Константинополя иеросхимонахом Иоанникием. На этом списке изображено явление Богородицы на источнике.

Светлый праздник Пасха на Русь пришёл из Византии, в конце девятого века, вместе с Крещением Руси. С тех пор весь христианский мир торжественно празднует этот праздник. Во многих регионах России до сих пор люди считают, что от Пасхи до Вознесения ходит по земле Христос с апостолами, и испытывает людей на доброту и милосердие, а значит, в эти дни нужно обратить особое внимание на всех просящих и нуждающихся, кто к нам обращается с просьбой.

Возле храма на Пасху на Руси

Читайте также: