Отношение пожилых людей к смерти кратко

Обновлено: 05.07.2024

Отношение к смерти – одна из величайших проблем, с которой человек непременно сталкивается в своей жизни.

Характерной особенностью психологического состояния старости является постоянно присутствующее подсознательное предчувствие близкой кончины. В старости смерть теряет свои неопределенные очертания и становится близким и глубоко личным явлением.

Сама же мысль о смерти в значительной мере индивидуальна, что обусловлено разными обстоятельствами: состоянием здо­ровья, социальными условиями и т.д. Об индивидуальном отношении к этому небезразличному в старости вопросу американский психолог П. Рот писала, что проблемы времени, жизненного опыта, продолжительности, и неизбежности смерти касаются старого человека различным образом. Интерпретации значения жизни и смерти также различны, как и сами индивиды.

Установлено, что интерес к смерти усиливается в позднем возрасте, после 70 лет. В основной своей части пожилые люди не избегают разговоров о смерти. Страх смерти, сама смерть как бы теряют свое значение в глубокой старости. По наблюдени­ям замечательного русского ученого И. Мечникова,«глубоких стариков перспектива смерти не только не страшит, но и при­влекает и нимало не возбуждает желания бессмертия. По его мнению, правомерно говорить об инстинкте естествен­ной смерти после нормальной и продолжительной жизни. Большинство исследователей отмечает, что у старых людей нет страха перед смертью, но есть страх перед физической несостоятельно­стью и потерей умственных способностей.

Отрицательный ответ дали 5 человек. Эти долгожители вы­ссказывали свое желание умереть как можно скорей, чтобы ос­таться в памяти своих внуков и детей сохранившими до глубокой старости свое физическое и психическое здоровье. Страх перед смертью не был обнаружен ни в одном случае. Психически здоровые долгожители относились к неизбежной смерти как к естественному и необходимому завершению всякой долгой жизни.

Возможно, из этого отсутствия страха перед смертью происходит поразительное само по себе чувство желательности, приятности смерти. Л.Н. Толстой, по словам его секретаря Гусева признавался, что почти чувствует возможность радостно умереть.

В этом отношении очень интересны высказывания В.В. Вересаева, врача-атеиста, далекого от мистической настроенности: «Смерти я никогда не боялся, страха смерти никогда не мог понять.


В наш век научно-технической революции многие проблемы медицины усложняются. Меняется содержание даже такого основополагающего понятия, как гуманизм медицины, кото­рое, по мнению некоторых ученых, следует заменить рациона­лизмом.

Для нас сейчас главным является то, что при всех впечатля­ющих достижениях медицины реалистичность подхода не должна подменить нравственно-этического начала медицины.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Особенностью переживаний пожилых людей является приближение смерти, которую, несмотря на ее неизбежность, большинство людей боится и стремится отодвинуть срок ее наступления.

Л. Н. Юрьева приводит данные зарубежных социологических опросов. Исследования 1 тыс. жителей Чикаго выявили актуальность темы смерти практически для всех лиц пожилого возраста. Они философски относятся к смерти и склонны воспринимать ее на эмоциональном уровне скорее как продолжительный сон, чем как источник страданий; у 70 % лиц пожилого возраста мысли о смерти касались подготовки к ней (28 % – составили завещание; 25 % – уже подготовили некоторые похоронные принадлежности и половина уже обговорила свою смерть с ближайшими наследниками) (Hinton, 1972).

В переживаниях, связанных со смертью, достаточно определенно проявляется не только возрастная, но и половая дифференциация.

Иная картина психологического отношения к смерти была получена спустя 20 лет.

Таблица 10.2. Распределение частоты встречаемости мыслей о смерти по возрасту и полу, %

У женщин мысли о смерти чаще всего сопровождаются страхом и беспокойством, мужчины относятся к этой проблеме более взвешенно и рационально, а в трети случаев и вовсе безразлично. Отношение к смерти у мужчин и женщин отражено в табл. 10.3.

Таблица 10.3. Распределение мыслей об отношении к смерти по полу, %

Исследуемые, отнесшиеся к проблеме смерти с безразличием или спокойствием, объясняли это тем, что, по их мнению, есть более страшные состояния, чем смерть (табл. 10.4).

Таблица 10.4. События, более страшные, чем смерть, %

Поэтому наиболее универсальным желанием у всех тестируемых был быстрый уход из жизни; 90 % опрошенных отвечали, что хотели бы умереть во сне, избежав страданий. Психологи утверждают, что страх смерти – это чисто человеческое чувство, такого нет ни у одного животного. Именно поэтому оно и может быть преодолено. Философы, от Платона и Аристотеля, стремились преодолеть трагизм смерти, освободить человека от страха перед ней. Платон опирался на представления о бессмертии души и писал, что настоящие философы всю жизнь готовятся к смерти; при этом было бы нелепым, если бы, неустанно стремясь к этой единственной цели, они устранялись от нее и боялись, когда смерть настигнет их. Аристотель тоже верил в бессмертный дух, продолжающий жить после смерти.

Поэт Илья Сельвинский выразил свое отношение к смерти следующим стихом:

Бояться смерти – что бояться сна.
Она для духа вовсе не страшна,
Боится смерти только наше тело,
Но это уж совсем другое дело.
Предсмертные мученья из лихих!
Но сколько раз мы испытали их
В теченье жизни! Сколько умирали,
Не умерев. Так, значит, не пора ли
Возвыситься над смертью? Ведь она
На сотни возрождений нам дана.
Воскреснем мы не у Господня трона,
А под ваяньем бога Электрона:
Упрямый скульптор, он наверняка
Одних и тех же лепит все века.

Много лет назад, прочитав это стихотворение, я выразил полное несогласие с ним в следующем стишке:

Наличие этого страха в старости часто ведет к различным формам психологической защиты, в частности – вере в существование после смерти. Для верующих людей с их представлениями о загробной жизни встреча со смертью может быть более легкой, чем для атеистов, для которых смерть – это действительно уход в небытие (Alvarado et al., 1995). Пожилые люди также используют регрессию, начинают стремиться к детским формам поведения. Еще один вид реагирования – реактивное образование, которое подразумевает трансформацию негативного аффекта в позитивный, или наоборот. Например, ненависть – в любовь, привязанность – в пренебрежение. С этим связаны убеждения стариков в том, что раньше было лучше, чем сегодня. Также пожилые люди могут использовать отрицание, когда они отказываются принять существование какой‑либо проблемы.

Прежде всего, он выделил два основных источника тревоги:

  1. Источники, не относящиеся к жизненному опыту, имеющие:
  • филогенетическое происхождение;
  • экзистенциальное происхождение.
  1. Источники, формирующиеся благодаря жизненному опыту:
  • пренатальный период;
  • перинатальный период;
  • рождение;
  • постнатальный период;
  • дальнейшая жизнь.

Филогенетическое происхождение страха смерти берет свое начало в инстинктах самосохранения, смерти и каннибализма, которые мы черпаем из коллективного бессознательного в той мере, в которой это запрограммированно в нашей ДНК. В данной связи вполне очевидно, что до появления самого знания о смерти у человека уже существуют некоторые предпосылки к тому, чтобы ее бояться. Если проанализировать все вышеуказанные инстинкты, то можно заметить, что при наличии только их в формировании тревоги, все сводилось бы к стремлению жить, однако страх бывает настолько деструктивным, что нередко приводит к суициду [32], да и подвиг вряд ли удалось бы совершить.

Другими словами, человек изначально осознает возможность собственного небытия и находится в состоянии экзистенциальной тревоги, что хорошо объяснимо с позиции реинкарнации, которая, по мнению Национального научного фонда США, является одним из наиболее распространённых среди американцев псевдонаучных заблуждений [33]. Интересная позиция – отвергать то, что лучше всего объясняет положение вещей, и строить громоздкие теории, лишь запутывающие понимание. Коллективное бессознательное, например, доказано ровно настолько, насколько доказан метемпсихоз, а К. Юнг, Ф. Перлз и другие видные исследователи, ничего нового, по сути, не открывали, но лишь перевели на западный язык восточное видение мира. И экзистенциальные данности, и инстинкты, уже давно были описаны нашими далекими предками и представлены в определенной концепции, которая сегодня почему-то не признается в научных кругах.

Такое отступление необходимо для того, чтобы лучше понять, почему на свет появляются люди с разными не только психологическими характеристиками, но и предрасположенностью к тому или иному виду деятельности. Первейший источник страха смерти, таким образом, вполне может относиться не к периоду, который существовал до жизненного опыта, а к жизненному опыту предыдущего воплощения. Это никак не отрицает факта влияния внутриутробного развития и послеродовой жизни, но лишь подчеркивает истоки, на базе которых начинает развиваться личность уже с момента зачатия.

Таким образом, можно заключить, что первичным источником страха смерти является родовая память (можно также говорить о том, что это память прошлых воплощений) и инстинкты, выступающие в роли некоторого программного обеспечения, выполняющего роль индикатора опасности. Далее, страх смерти формируется на стадии внутриутробного развития и поэтому является универсальным для любого человека, а момент рождение является кульминационным в преддверии социализации. Начинается вхождение человека в культуру, от которой зависит трансформация первоначальной тревоги в ту или иную сторону.

Ф. Арьес выделяет некоторые черты и установки, присущие современному обществу западного образца, относительно вопроса смерти и умирания:

Консультирование экзистенциальных кризисов

Прежде чем перейти к рассмотрению методов психологического консультирования экзистенциального кризиса, следует обратить внимание на тот факт, что в научном психологическом сообществе нет четкого определения его критериев. Такая ситуация рождает неуверенность в том, что консультируемый на самом деле выходит из кризиса, а не адаптируется к внутреннему кризисному состоянию. А также возникает вопрос, находится ли вообще человек в указанном состоянии, или это так решил психолог, опираясь на свое представление о том, как это должно выглядеть [41]. Эти вопросы необходимы для того, чтобы понимать – универсального подхода в решении экзистенциальных проблем не существует. Данное предисловие необходимо для понимания того, что не существует универсального подхода к консультированию экзистенциального кризиса так же, как не существует универсального понимания сути этого феномена. Не смотря на это, можно выделить некоторые общие шаги и закономерности консультационного процесса, помогающие достигнуть положительного результата.

Прежде всего, следует акцентировать внимание на целях экзистенциального консультирования, которые заключаются в том, чтобы помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности, побуждая его к принятию ответственности за происходящее в его жизни [42]. Целью не может быть исправление человека, но лишь осмысление им своих намерений в контексте общего отношения к жизни [43]. На базе этих целей мы можем построить принципиальную схему консультационного процесса, начиная с вхождения человека в кризис и заканчивая тем, как и что должен делать психотерапевт.

Итак, исходя из того, что экзистенциальные данности присутствуют в человеке изначально, можно предположить, что кризисное состояние присутствует в нем потенциально. Ситуацию в преддверии кризиса можно представить в виде пружины, сжатой до такой степени, что любая причина, даже далекая от кризисной, может стать спусковым механизмом, запускающим вхождение в кризис. Опираясь на этот тезис, консультанту необходимо быть аккуратней с поспешными выводами относительно причины кризиса и суметь отличить настоящую причину от фактора, который спровоцировал кризис.

Кризисные этапы можно представить в виде:

Кризисные этапы можно представить в виде:

  1. Психологическое состояние до кризиса:
  • Проблемы решаются стандартными, привычными способами, на основании имеющегося алгоритма;
  • Используются ранее приобретенные установки;
  • Проблемы решаются разными способами, что говорит о гибкости;
  • Крайние полюса энергии находятся в состоянии баланса, отдых и напряжение сочетаются.
  1. Предкризисное состояние:
  • Нарастает ощущение дисбаланса чувств, ощущение страха, дискомфорта, фрустрации и т.д.;
  • Проблема стандартными способами не решается, что влечет за собой ощущение гнетущей безысходности;
  • Потеря гибкости мышления.
  1. Непосредственно кризис:
  • Состояние внутреннего противоречия, переживаемого как конфликт или разлад психических структур;
  • Потеря эмоциональной и рациональной организации;
  • Депрессивно-суицидальное или делинквентное поведение, в зависимости от типа реагирования;
  • Истощение психических ресурсов;
  • Полная потеря ценностных ориентиров, которые позволяли человеку определять свою роль в обществе и давать оценку себе;
  • Состояние страха перед неопределенным будущим, боязнь любых перемен.

На этом этапе рабочий процесс ведется в рамках кризисного консультирования, которое направлено на оказание психологической помощи человеку, непосредственно находящемуся в кризисном состоянии. Если процесс протекает нормально, то наступает следующий этап:

  1. Возможности и перспективы:
  • На фоне нерешительности присутствует некоторое ощущение уверенности;
  • Происходит постепенная прорисовка целей;
  • Новые цели позволяют осознать новые перспективы;
  • Появляется гибкость, позволяющая видеть новые варианты решения проблем, начинают формироваться новые установки.

Данный этап консультирования должен быть направлен на выбор стратегии и принятия решения, что поможет успешно перейти на следующий этап:

  1. Расслабление и уверенность:
  • Намечены пути выхода из ситуации;
  • Найдена новая стратегия решения проблем;
  • Наступление ощущения уверенности;
  • Стабилизация настроения, чувство наполненности;
  • Ощущение уверенности в себе.

Если человек прошел все пять указанных этапов, то консультационный процесс можно считать успешно завершенным. Однако не следует забывать, что не всегда все протекает так гладко и не обязательно по такой схеме. Очень многое зависит от глубины кризиса и от подхода к процессу кризисного консультирования, который условно можно разделить на семь шагов:

Шаги кризисного консультирования:

  1. Подстройка к клиенту и установление с ним контакта;
  2. Сбор информации о состоянии клиента, причинах и факторах, спровоцировавших кризис;
  1. Поиск проблемного поля и формулирование проблемы;
  2. Оценка психологических возможностей клиента;

Следует всегда поддерживать консультационный процесс в рамках настоящего времени. В связи с тем, что человек находится непосредственно в кризисной ситуации, то его решения могут быть неадекватными, он не может найти выход из создавшегося положения.

  1. По возможности совместная деятельность, направленная на поиск альтернативных решений проблемы;
  1. Поддерживание постоянного контакта, как вербального, так и невербального.
  2. Заключительный этап консультирования.

В связи с тем, что при общении с человеком, находящимся в состоянии кризиса, возможен эффект эмоционального заражения, следует учесть некоторую осторожность. Необходимо так вести процесс, чтобы с одной стороны быть на определенной психологической дистанции от клиента, а с другой - выражать ему поддержку и теплоту. Весьма важно сохранять внешнее и внутреннее спокойствие, которое может придать уверенности неуверенному человеку, а от прогнозов и нереальных обещаний, направленных на то, чтобы успокоить клиента, лучше воздержаться. Активность в беседе со стороны консультанта должна быть настолько размерена, чтобы не мешать человеку самостоятельно находить пути решения проблем.

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что нет единого метода консультирования экзистенциального кризиса, но всегда есть профессионализм и опыт консультанта, который поможет ему привести человека в желаемое расположение духа.

Редко кто не сталкивался с разговорами бабушек и дедушек на темы кладбищ и похорон. Почему это так важно для пожилых людей самого разного возраста? Ведь кто-то начинает говорить об этом уже в 50, а кто-то в 90.

Страшно? Разберитесь в себе

Выяснение причины страха — первый шаг к тому, чтобы научиться его преодолевать.

Зачем бабушке это надо?

Человек может беспокоиться о том, что обременяет своих близких, и они занимаются уходом за ним вместо того, чтобы уделять время детям или карьере. Или волноваться, что на него вынуждены тратить деньги.

А может быть, если пожилой человек живет самостоятельно, он уже боится оставаться один и таким образом просит, чтобы его взяли к себе.

Неплохо позаимствовать у пожилых людей принятие неизбежности смерти.

Дайте возможность поговрить о том, что тревожит

Порой пожилому человеку достаточно, чтобы его по-настоящему выслушали, показали, что понимают причины его беспокойства. Вы не сможете эти причины отменить — но можете назвать вслух и этим успокоить собеседника.

Марина Бялик рекомендует слушать через вопросы: почему ты говоришь об этом, хочешь ли сказать мне что-то, чего я не знаю, как ты представляешь себе свою смерть. Хочешь ли ты, чтобы это произошло постепенно или внезапно. Не опасаешься ли ты, что у тебя тяжелая болезнь, не тоскуешь ли от одиночества.

Открытые вопросы дают возможность человеку рассказать о том, что его тревожит. А уж потом это можно будет обсуждать.

Болезнь, усталость от одиночества, желание завещать что-то – все это требует разной реакции: пойти к врачу, больше проводить времени вместе, подготовить документы.

Даже в деменции старику, который еще хоть сколько-то логически мыслит, важно чувствовать себя услышанным. Если просто отмахиваться и резко менять тему, разговор будет возникать снова и снова, потому что человек не чувствует, что его поняли.

Все мои уже там

Некоторые старые люди по-настоящему ждут смерти и вовсе не рисуются, говоря об этом: их супруги, их ровесники и друзья почти все уже их оставили, им тяжело переживать утраты, особенно если они пережили детей.

По словам арт-терапевта, он спрашивал мнения своих студентов о разработках против старения и выяснил, что жить вечно они вовсе не хотят.

Разговоры о смерти могут заводить совсем не старые люди. Женщина только что вышла на пенсию — и уже готовится к собственным похоронам.

«С человеком старше 80 лет и с 60-летним (без деменции и терминальных заболеваний) стоит вести этот разговор по-разному, хотя для начала так же надо понять, что заставляет говорить о смерти. В 60 у нас обычно нет столько утрат, как в 80.

Если проблема в утрате смысла, то надо оглянуться и помочь собеседнику его найти.

В традиционных сообществах разговоры о смерти — признак душевного равновесия

«Современная культура в вопросе отношения к смерти значительно менее христианская, чем еще сто лет назад, — сетует протоиерей Федор Бородин . — Раньше человек начинал готовиться к смерти, когда был еще крепок телом или только начинал угасать. Это было нормально. До сих пор мы можем встретить у пожилых людей деревенского воспитания отложенные в шкафу деньги на похороны, одежду и тапочки, аккуратно сложенные документы на могилу и рекомендации для родственников, чтобы было проще исполнить должное. Память смертная всегда считалась важной христианской добродетелью.

Монахи наших дней делали рентген своего черепа и вставляли его в окно – я видел такое в Троице-Сергиевой Лавре.

Естественно не только молча готовиться к смерти, но и говорить об этом. Разговоры о смерти – настолько традиционные и стойкие по содержанию, что о них рассказывают студентам филологического факультета в курсе русского фольклора.

Поговорка о том, что человек должен родить сына, построить дом и вырастить дерево, имела и продолжение: когда ствол дерева станет толщиной как черенок лопаты, посадившему пора копать себе могилу.

Сама смерть в традиционном обществе была более заметной частью жизни. «В деревне умершего кладут на стол, на тот самый, за которым семья обедала, за которым он когда-то получал подзатыльники от своего отца. Все читают молитвы по очереди, умершего омывают, потом тело начинает издавать запах. Все знают, что это: тлен пришел, — описывает отец Федор. — Это твоя судьба и моя судьба, я тоже так буду лежать.

Смерти нет — а страх смерти есть

Даже если человек никогда не был воцерковленным, даже если он не был крещен, в пожилом возрасте он может прийти к религиозному взгляду на смерть. Душа чувствует, что на самом деле смерти нет, то есть жизнь не кончается с переходом в иной мир, а значит, нужна подготовка.

В пору немощи мысль о смерти, которую раньше отодвигали, может помочь переосмыслить всю жизнь. Главное — успеть.

«Сейчас колоссальное количество людей приближаются к своему исходу, а родственники в растерянности и не могут сказать им правду, хотя об этом знают, поскольку все они никогда о смерти не думали. Например, человеку с неизлечимой раковой опухолью до последнего говорят другие диагнозы, он уверен, что жизнь продолжается, хотя у него осталось несколько дней для принесения покаяния. Когда он уже не может толком очнуться от наркотических обезболивающих и родным ясно, что уже конец, – зовут священника. Священник и хотел бы рассказать человеку, как готовиться к самому важному событию в его жизни, но общение уже невозможно.

Презентация на тему: " Отношение к смерти в старости. Эвтаназия.. Отношение к смерти - одна из величайших проблем, с которой человек непременно сталкивается в своей жизни. Эта." — Транскрипт:

1 Отношение к смерти в старости. Эвтаназия.

2 Отношение к смерти - одна из величайших проблем, с которой человек непременно сталкивается в своей жизни. Эта проблема далеко не разрешена, и в каждом случае решение ее представляется человеку в отдельности.

3 Характерной особенностью психологического состояния в старости является постоянно присутствующее подсознательное предчувствие близкой кончины. Сама же мысль о смерти глубоко индивидуальна и обусловлена разными обстоятельствами: состоянием здоровья, социальными условиями и т. д.

4 Интерес к смерти усиливается в позднем возрасте после 70 лет. В основной части пожилые люди не избегают разговоров о смерти. Страх смерти, сама смерть как бы теряет свое значение в глубокой старости.

5 Глубоких стариков перспектива смерти не только не страшит, но и привлекает и нимало не возбуждает желания бессмертия. Илья Ильич Мечников

6 Эвтаназия - это право человека выбрать смерть, отказавшись от длительного, не приносящего облегчения лечения, это право на достойную смерть.

7 Истоки эвтаназии лежат в глубокой древности и кроются в древних традициях некоторых человеческих племен, где считалось естественным избавление от немощных и больных.

8 Во Франции и США в последние десятилетия распространилась особая теория так называемого биологического завещания, содержание которого примерно сводится к следующему: Прошу использовать все возможные средства, чтобы облегчить страдания, даже в том случае, если применение сильнодействующих препаратов может сократить жизнь, в качестве последнего средства прошу прибегнуть к эвтаназии. Написанное собственноручно человеком в здравом рассудке, подобное завещание имеет юридическую силу в 21 американском штате, но в Европе оно пока не практикуется.

9 Меняется содержание такого основополагающего понятия, как гуманизм медицины, которое, по мнению некоторых ученых, следует заменить рационализмом. СОЦИАЛЬНАЯ ГЕРОНТОЛОГИЯ Издательство МГСУ СОЮЗ, Москва

Читайте также: