Свет и тени духовной жизни советского общества кратко

Обновлено: 06.07.2024

Государство берет под свою опеку семью, контроль за воспитанием детей в ней. Советскому государству нужны граждане, воспитанные в коллективистском духе, в сознательной дисциплине и уважении к авторитетам. Причем наивысшим авторитетом наделялись партия и государство. Литература, кино и другие виды искусства внушали, что интересы коллектива, государства выше интересов семьи и личности, что человек без колебаний должен разоблачать членов своей семьи, друзей, если кто-либо из них будет заподозрен в отступлении от линии партии.

На помощь Сталину пришли кинематограф и литература. Историческая тематика стала их любимым детищем. В уста своих героев писатели и сценаристы вкладывали едва ли не дословные сталинские речи. Исторические фильмы, исторические романы являлись по сути иллюстрацией сталинской концепции истории. Они лучше, нежели любой учебник, формировали нужные вождю стереотипы, способствуя созданию определенного психологического состояния общества.

Успехи советской науки. Идеологические догмы и строгий партийный контроль самым пагубным образом отразились на состоянии гуманитарных наук. Естественные науки, хотя и испытывали на себе негативные последствия вмешательства партийных и карательных органов, все же смогли достигнуть заметных успехов, продолжив славные традиции русской науки.

Получила мировое признание советская физическая школа, представленная именами С. И. Вавилова (проблемы оптики), А. Ф. Иоффе (изучение физики кристаллов и полупроводников), П. Л. Капицы (исследования в области микрофизики), Л. И. Мандельштама (труды в области радиофизики и оптики) и др. Советские физики начали интенсивное исследование атомного ядра (Л. Д. Мысовский, Д. Д. Иваненко, Д. В. Скобельцын, Б. В. и И. В. Курчатовы и др.).

Весомый вклад в прикладную науку внесли работы ученых-химиков Н. Д. Зелинского, Н. С. Курнакова, А. Е. Фаворского, А. Н. Баха, С. В. Лебедева. Был открыт способ производства синтетического каучука, началось производство искусственных волокон, пластических масс, ценных органических продуктов и т.д.

Мировыми достижениями стали работы советских биологов — Н. И. Вавилова, Д. Н. Прянишникова, В. Р. Вильямса, В. С. Пустовойта. Значительных успехов достигли советская математическая наука, астрономия, механика, физиология.

Советский кинематограф. Особенно большой вклад в создание подобного социально-психологического феномена внес кинематограф, ставший самым массовым видом искусства. И этому было свое объяснение. Кинематография — сравнительно молодая отрасль культуры. У нее не было нравственного опыта, которым так богаты и русская литература, и театр, и живопись. Советский кинематограф рождался вместе с революцией, впитывал в себя весь ее пафос. События 20-х, а затем 30-х гг. отражались в сознании людей не только через собственный опыт, но и через интерпретацию их кинематографом. Документальную хронику смотрела вся страна. Ее видел зритель, подчас не умевший читать, не способный глубоко анализировать события, и он воспринимал окружающую жизнь не только как жестокую зримую действительность, но и как радостную эйфорию, льющуюся с экрана. Ошеломляющее воздействие советской кинодокументалистики на массовое сознание объясняется еще и тем, что на этом поприще трудились блистательные мастера (Д. Вертов, Э. Тиссэ, Э. Шуб, П. Новицкий, А. Згуриди).

Не отставал и художественный кинематограф. Он находился под личным контролем Сталина. И если документальное кино служило в основном для поддержания в народе трудового энтузиазма, то на художественное возлагалась несколько иная миссия. В период, когда набирал обороты маховик репрессий, перед кинематографом была поставлена задача сформировать атмосферу всеобщей подозрительности в обществе. В фильмы любого жанра, если они не носили исторического характера, должны были вкрапливаться сюжеты о борьбе с троцкистами, бухарин-цами, врагами народа, вредителями, диверсантами и саботажниками. Кинематограф конца 30-х гг. внедрял в массовое сознание и мысль о неизбежном военном нападении на СССР. На экране культивировалась атмосфера триумфальной победы Красной Армии над всеми врагами в самый короткий срок.

Наибольшего расцвета в 30-е гг. достигла самая демократическая ветвь музыкального творчества — песенная. На этом поприще творили талантливые композиторы—И. О. Дунаевский, Б. А. Мокроусов и др. Их произведения оказывали огромное влияние на современников, формируя их сознание в духе официальной идеологии. Простые, легко запоминающиеся мелодии песен этих авторов были у всех на слуху: они звучали дома и на улице, лились с киноэкранов и из репродукторов. И вместе с мажорной, бодрой музыкой звучали незамысловатые стихи, прославляющие Родину, труд, Сталина. Пафос этих песен не соответствовал реалиям жизни, но их романтико-революционная приподнятость оказывала сильнейшее воздействие на человека.

Быстрыми темпами развивалась система среднего специального и высшего образования. К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.

Рост грамотности в стране вызвал большой спрос на литературу. Тираж книг в 1937 г. достиг 677,8 млн. экземпляров; книги выходили на 110 языках народов Союза. Широкое развитие получили массовые библиотеки: к концу 30-х гг. их число превысило 90 тыс. Вместе с тем уровень полученного образования принципиально отличался от дореволюционного. Оно было не только сокращено до минимально необходимого, но и крайне идеологизировано.

Важнейшей чертой культурной революции стало активное приобщение советских людей к искусству. Это достигалось за счет не только увеличения числа театров, кинотеатров, филармоний, концертных залов, но и широкого распространения художественной самодеятельности. По всей стране создавались клубы, дворцы культуры, дома детского творчества; устраивались грандиозные смотры народных талантов, выставки самодеятельных работ.

Широкое распространение получило физкультурное движение.

ДОКУМЕНТЫ

Центром и высшей точкой сценария следовало бы поставить борьбу двух программ, двух установок: одна программа — за победу социализма в СССР, за ликвидацию всех остатков капитализма, за независимость и территориальную целостность СССР, за антифашизм и сближение с нефашистскими государствами против фашистских государств, против войны, за политику мира; другая программа — за реставрацию капитализма в СССР и свертывание социалистических завоеваний, против независимости СССР и за государственное расчленение СССР в угоду фашистским государствам. за обострение военной опасности и против политики мира.

Из этого следует, что сценарий придется переделать, сделав его по своему содержанию более современным, отражающим все то основное, что вскрыто процессом Пятакова — Радека.

27 января 1937 г.

Из воспоминаний кинорежиссера М. Ромма

Таким образом, каждая картина, какую бы мы ни сделали, непременно дожидалась, иногда по полгода и больше, просмотра ее Политбюро, а фактически — Сталина.

Расширяем словарный запас:

Генетика — наука о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1917 Февральская и Октябрьская революции 1917-1922 Гражданская война в Росси.

1917 Февральская и Октябрьская революции 1917-1922 Гражданская война в России 1922 Создание СССР, избрание И.В. Сталина Генеральным секретарем ЦК 1924 Смерть В.И.Ленина

Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны… О.Э.

Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны… О.Э.Мандельштам

Вопросы к документу Какое понятие отражает тему урока?

Вопросы к документу Какое понятие отражает тему урока?

 Культурная революция

Вопросы к документу Как Вы думаете, что означает данное понятие?

Вопросы к документу Как Вы думаете, что означает данное понятие?

Культурная революция это комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской Рос.

Культурная революция это комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской России и СССР, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества.

Вопросы к документу А что такое культура, на Ваш взгляд? Какие компоненты она.

Вопросы к документу А что такое культура, на Ваш взгляд? Какие компоненты она включает?

Культурная революция Рабочий лист ученика Что из перечисленного ниже относитс.

Культурная революция Рабочий лист ученика Что из перечисленного ниже относитс.

Постановление Академии наук (1936 г.) «Мы решим стоящую перед нами задачу еди.

Из письма А.В.Луначарского в Оргкомитет Союза советских писателей. Февраль 1.

Вопросы к тексту Как называется описываемый в тексте художественный метод лит.

Вопросы к тексту Как называется описываемый в тексте художественный метод литературы и искусства?

 Социалистический реализм

Вопросы к тексту В чем состоит суть этого метода?

Вопросы к тексту В чем состоит суть этого метода?

Пропаганда идеалов социализма, восхваление партии и народа на фронтах индуст.

Пропаганда идеалов социализма, восхваление партии и народа на фронтах индустриализации и коллективизации, критика чуждого советскому народу буржуазного образа жизни. Главным героем был ТРУД. А человек был сталеваром, шахтером, тружеником.

Наркомы просвещения Анатолий Васильевич Луначарский Андрей Сергеевич Бубнов

Наркомы просвещения Анатолий Васильевич Луначарский Андрей Сергеевич Бубнов

Наука и идеология

Наука и идеология

Наука и идеология Стр. 15. Выпуск 1. «Царская Россия была тюрьмой народов. Не.

Наука и идеология Стр. 457. Выпуск 2. «Коренные социально - экономические изм.

Почему были популярны образы этих исторических деятелей?

Почему были популярны образы этих исторических деятелей?

Архитектура Дом советов Театр Красной Армии

Архитектура Дом советов Театр Красной Армии

Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны… О.Э.

Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны… О.Э.Мандельштам

 Спасибо за работу на уроке!

Спасибо за работу на уроке!

Краткое описание документа:

Целевая установка урока:

Образовательная: дать представление о крутом повороте в политике советского руководства по отношению к культуре, сутью которого являлось ее огосударствление.

Развивающая : развивать у учащихся критическое мышление в оценке противоречивых явлений советской действительности в 1930-е гг .

Воспитательная : воспитывать чувство сопричастности и толерантности к сложным и неоднозначным периодам отечественной истории.

Оборудование: раздаточный материал, ПК, проектор, доска, презентация. Тип урок: урок изучения нового материала

Данный урок по истории России XX века может быть использован как в 9 так и в 11 классе. На уроке освещаются проблемы духовной жизни советского общества в 60-егг. XX века.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka__60-gody_sssr.docx 28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему: « Свет и тени духовной жизни.

Тип урока: Урок- путешествие с элементами исследовательской работы, с применением компьютерных технологий.

- раскрыть духовную атмосферу 1960-х годов;

- сформировать представление о стиле 60-х годов;

Умения и навыки :

- умение воссоздавать образы прошлого, анализировать материал, черпать информацию из различных источников,

- аргументировать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам

- групповая работа должна способствовать развитию умений общаться, находить в споре компромиссные решения.

Оборудование: плакаты, иллюстрации по культуре, песни 60-х гг., выставка литературных произведений 60-х, вещи того времени.

Основные понятия : Оттепель

  1. Сегодня у нас необычный урок, а урок-путешествие. Куда же мы отправимся? Совсем недалеко, всего-то на 40-50 лет назад, в то время, которое многие помнят. Наша задача воссоздать атмосферу того времени. Узнать и почувствовать, как жили люди, о чем думали, о чем мечтали. Вы спросите зачем?

К этому уроку мы долго готовились. Собирали экспонаты для выставки, проводили исследования о быте того времени. Каждый ученик изучал историю своей семьи вэтот период времени ( см. творческие работы). Ведь история всей страны становится ближе и понятнее, когда это связано с твоими родными и близкими. ( Семейный альбом: заранее принесены фотографии членов семей учащихся и оформлены на ватманском листе.)

Обращаясь к гостям, хочу попросить вас в конце урока сказать нам, насколько точно мы отобразили 60-е гг., а что, может быть, нам не удалось, поделиться своими впечатлениями.

  1. Ребята, мы не просто будем рассказывать друг другу о том, что было, вспоминать сцены из прошлого, но и попытаемся осмыслить и понять, почему это было так, а не иначе и сделать это вам помогут вопросы на доске. Отвечать на них будем в конце урока.

Безмолвствовал мрамор. Безмолвно мерцало стекло.

Безмолвно стоял караул, на ветру бронзовея.

А гроб чуть дымился. Дыханье из гроба текло,

Когда выносили его из дверей мавзолея.

Хотел он запомнить всех тех, кто его выносил-

Рязанских и курских молоденьких новобранцев,

Чтоб как-нибудь после, набраться для вылазки сил,

И встать из земли, и до них неразумных добраться.

Он что-то задумал. Он лишь отдохнуть прикорнул,

И я обращаюсь к правительству нашему с просьбой:

Удвоить, утроить у этой стены караул ,

Чтоб Сталин не встал, и со Сталиным прошлое.

Мы сеяли честно и честно варили металл,

И честно шагали мы, строясь в солдатские цепи.

А он нас боялся. Он, верящий в цель, не считал

Что средства должны быть достойны величия цели.

Он был дальновиден. В законах борьбы умудрен,

Наследников многих на шаре земном он оставил.

Мне чудится, будто поставлен в гробу телефон.

Кому-то опять сообщает свои указания Сталин.

Куда еще тянется провод из гроба того?

Нет, Сталин не сдался. Считает он смерть поправимостью.

Мы вынем из мавзолея его.

Но как из наследников Сталина

Иные наследники розы в отставке стригут,

А в тайне ,считают, что временна эта отставка.

Иные и Сталина даже ругают с трибун,

А сами ночами тоскуют о времени старом.

Наследников Сталина, видно, сегодня не зря

Им, бывшим когда-то опорами

Не нравится время, в котором пусты лагеря,

А залы, где слушают люди стихи, переполнены.

Велела не быть успокоенным Родина мне

Спокойным я быть не сумею.

Покуда наследники Сталина живы еще на земле,

Мне будет казаться, сто Сталин еще в Мавзолее.

Это стихотворение, на мой взгляд, очень точно отразило настроения людей того времени.

С одной стороны разоблачение Сталина благотворно сказалось на литературе, живописи, кино – всех видах искусства. С другой стороны партийное руководство стремилось по-прежнему жестко и властно и неумолимо контролировать творческую деятельность интеллигенции. Рассмотрим подробнее эти противоречивые процессы.

После реабилитации пострадавших от сталинских репрессий было восстановлено доброе имя многих деятелей науки и искусства: Вавилова, Мейерхольда, Бабеля и др.

После долгого перерыва стали издаваться произведения А.Ахматовой и М.Зощенко. Вновь стали публиковаться находившие под запретом стихи С.Есенина, в концертных залах и консерваториях зазвучала музыка незаслуженно забытых композиторов.

В к.50-х гг. значительно расширились международные культурные связи: проходили фестивали зарубежных фильмов, проводились выставки зарубежного изобразительного искусства. Особую популярность имела выставка П. Пикассо в 1956г.

Значительными событиями международной культурной, жизни стали проводимые в Москве фестивали конкурсы: кинофестиваль, международный конкурс им. П.И.Чайковского, Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1957г.

Все эти события дали возможность многим советским людям впервые познакомиться с современным искусством зарубежных стран.

. Советские деятели искусств, ученые также стали выезжать за границу.

Но люди, особенно молодежь, вдохнув воздух свободы стремились выразить то, что так долго было под запретом.

Широкую популярность приобрели магнитофонные записи авторской песни Б.Окуджавы, А.Галича, В.Высоцкого. В Москве проходили выставки дискуссии художников авангардистов. Летом они организовывали поездки на теплоходе по стране с демонстрацией своих картин.

Из записей художника Б. Жутовского на встрече в доме приемов 1962г.

Л.ИЛЬИЧЕВ (председатель идеологической комиссии при ЦК КПСС )

ЦК удовлетворен развитием нашей культуры. Повысилась ответственность за идеологию…Поступают письма, ставящие вопросы развития нашего искусства. Авторы, протестуют против поощрения формалистам…Абстракционисты действуют активно. Рекламируют, выдают себя за единственных. Вынуждают соцреалистов уходить в оборону…Под видом разнообразия пытаются навязать чуждое.

Это порнография, это не искусство. Это претит! Даже абстрактная мазня объявляется концом, венцом. Какой дурак пойдет под этим знаменем? (Аплодисменты)

Поэты пропагандируют общечеловеческое начало. Н тебе классов, ни борьбы…У нас не может быть анархии, своеволия, разнузданности. Раз покончено с произволом, значит все позволено? Значит, нет ограничений?

Если им дать власть и волю, вы бы посмотрели, как они с вами поступили – в бараний рог бы согнули!

ХРУЩЕВ обращается к ВОЗНЕСЕНСКОМУ:

- Предатель! Посредник наших врагов. Вы не член моей партии, господин Вознесенский! Ты не на партийной позиции. Для таких – самый жестокий мороз…

Обожди еще, мы тебя научим. Ишь ты, какой Пастернак . Получайте паспорт и езжайте к чертовой бабушке. К чертовой бабушке!

Многие поэты и писатели участвовали в травле. Некоторые из них, впоследствии, горько сожалели об этом. Но, сделанного, не исправишь. В 1960 г. Пастернак скончался

Я пропал, как зверь в загоне,

Где-то воля, люди, свет,

А за мною, шум погони,

Мне наружу хода нет.

Тесный лес и берег пруда

Ели сваленной бревно –

Путь отрезан отовсюду

Будь, что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость?

Я – убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над судьбой страны моей.

Но и так, почти у гроба,

Верю я, придет пора –

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Следует отметить, что судьба, раскритикованных властью деятелей искусств всеже не была столь трагичной, как в предшествующие годы. Всегда, в любое время, находились люди, которые имели достаточно мужества, чтобы противостоять злу и насилию, не поступаясь собственной совестью. Например Э.Неизвестный…Как-то Хрущев, не имея никакого понятия о произведениях, ни о самом авторе, раскритиковал Э.Неизвестного. Неизвестный – боевой командир в Великую Отечественную войну – возмутился, снял свою рубаху перед Хрущевым, показал страшные рубцы от ран на спине. Хрущев был поражен этим и смущен.

После смерти Хрущева именно Э.Неизвестный сделал по просьбе семьи Никиты Сергеевича памятник на его могиле : позолоченная. Улыбающаяся голова Хрущева на фоне черно-белой стены. Контрастные цвета символизируют противоречия, свет и тени хрущевской эры…Закончить свой рассказ хотелось стихотворением

«Мне говорят – ты смелый человек

Неправда. Никогда я не был смелым.

Считал я просто недостойным делом

Унизиться до трусости коллег.

Устоев никаких не потрясал.

Смеялся просто над фальшивым, дутым.

Писал стихи. Донов не писал,

И говорить старался все, что думал.

Да, защищал талантливых людей.

Клеймил бездарных, лезущих в писатели.

Но делать это, в общем, обязательно,

А мне твердят о смелости моей.

О, вспомнят с чувством горького стыда

Потомки наши, расправляясь с мерзостью,

То время, очень странное, когда

Выступления детей по группам…

Ответы на вопросы, написанные на доске…

А как считаете вы?

2. Способствовать развитию умений у чащихся: планировать свою деятельность,

работать с дополнительными источниками, развивать свои исследовательские

умения, доказывать свою точк у зрения и выслушивать алтернавиву, выделять

3. Содействовать формированию мировоззренче ской позиции учащихся, через

моральную оценку сит уа ции, сложившейся в отечественной к у льтуре в годы

Итак, одн ой из основных черт тоталитарного режима является партийн ый контроль

Главная цель внедрение в массовое соз нани е единственной единообразной

идеологии, оправдывающей и обосновывающей все деяния режима.

Для идеологической обработки населения необходимо п риспособить все средства

воздействия н а сознание людей - школ у , ли тературу, и скусство, средства массовой

информации, нау ку, т.е. необходимо было идеально создать следующий идейно -

Сегодня на у роке мы у знаем, какие явления происходили в 30 - е годы в области

культуры и постараемся выявить прогрессивные черты на у ки, искусства, лите рат уры,

скульптуры, архитект уры. А так же разбере мся, п очему Сталинский режим во многом

тормозил развитие культуры, почем у совет ская интеллигенция чу вствовала с ебя не

свободно. При этом мы будем п родолжать учиться работать с источниками, обобщать и

анализировать, а также доказывать свою точку зрения.

Следовательно, анализируя материалы параграфа, охарактериз уем основные направления

Читайте также: