Сущность просветительского движения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Просвещение как идейно-политическое и культурное движение началось в Англии, но с 1740 — 1750-х гг. лидерство в развитии просветительских идей переходит к французам. По определению немецкого философа Иммануила Канта, Просвещение — эпоха, когда человеческий разум стал считаться главным средством объяснения окружающего мира и продвижения социального прогресса.

Просветители полагали, что все малые и большие ошибки людей на протяжении их истории — следствие невежества, незнания, и будь люди, в первую очередь правители, образованны, их можно было бы избежать. Конфликты также являются в значительной степени результатом предрассудков, суеверий, и рас

пространение знаний поможет преодолеть их. Господствующим умонастроением эпохи стала уверенность в безграничных возможностях человеческого разума, вооруженного новейшей наукой, вера в то, что силой разума можно достигнуть социального прогресса и переустроить общество на началах добра и справедливости. Вера в разум и социальный прогресс — это доминирующие принципы эпохи Просвещения.

Все просветители выступали против господствующих форм религии, особенно против католической церкви, хотя не все из них были атеистами. Среди них были сторонники деизма (Вольтер), естественной религии (Руссо) и др. Но для всех просветителей были категорически неприемлемы любые взгляды, связанные с потусторонним (божественным или иным) вмешательством. Большинство просветителей — материалисты.

Конечно, философия XVIII века неоднородна: в ней присутст­вует как материалистическая, так и идеалистическая мировоз­зренческие ориентации, атеистические и деистические взгляды. Часто идеализм и материализм, религия и наука идут рядом. Философия Просвещения была подготовлена работами П. Гассенди (1592-1655), его атомистическим материализмом, пропа­гандой идей Эпикура, в том числе его этики, критикой схоласти­ки, сочинениями Р. Декарта, критикой религиозного догматизма в работах П. Бейля (1647-1706).

Идеи Просвещения выражали интересы буржуазии, беспощадно критикуя отживающий феодально-крепостнический строй. Ос­новное направление критики - паразитирующий на темноте и невежестве масс образ жизни и нецивили­зованные порядки крепостничества.

Понятие Просвещения стало выражением общего процесса, постепенно охватившего ряд стран и, в первую очередь, Европу.

Характерные особенности Просвещения:

1. Рационализм как общая вера в разум;

2. Антиклерикализм (от греч. anti - против и лат. clericalis - цер­ковный) - направленность против засилья церкви (но не рели­гии) в духовной жизни общества;

3. Антиобскурантизм (от лат. obscurans - затемняющий) - борьба с мракобесием, с враждеб­ными науке и образованию силами.

Философия Просвещения известна, главным образом, своей социально-политической частью. В ней получили свое обосно­вание принципы буржуазного общества (свобода, равенство прав, частная собственность, представительное правление) вза­мен феодальных (зависимость, сословность, условная собствен­ность, абсолютизм). Социальные явления философия Просвещения объясняла законами природы: законы развития общества и законы природы отождествлялись.

А чтобы договор был обязателен для всех, нужна непреклонная власть, которая обеспечила бы следование закону. У Гоббса абсолютная власть сосредотачивалась в руках государства, которое есть Левиафан - смертный бог (название взято Гоббсом из книги Иова). Государство Гоббса по своему характеру абсолютистская организация, которая обладает такой силой власти, что внушает страх. Гоббс приносит в жертву государству свободу гражданина, делая это как бы в интересах последнего. Худшим из зол, считает Гоббс, является анархия, неизбежная при отсутствии государства.

Но государственная власть не может действовать по произволу, Локк выдвинул идею конституционного ограничения монархической власти и идею разделения властей.. Она делится у Локка на исполнительную, законодательную и судебную. Решающее значение, по его мнению, должна иметь сосредоточенная в парламенте законодательная власть. Правовая концепция Локка ставит во главу угла уважение и соблюдение гражданской самостоятельности индивида, уважение к конституции. В заключение следует отметить, что новый стиль философского мышления привел к выработке развитого юридического мышления.




Расцвет философии Просвещения приходится на восемна­дцатое столетие. Ее идейным центром становится предреволю­ционная Франция. Начало эпохи французского Просвещения XVIII в. связывают с появлением сатирических сочинений Вольтера (1694-1778, наст. имя Франсуа Мари Аруэ). Вольтер не внес в философскую мысль принципиально новых идей, од­нако антифеодальный и антиклерикальный пафос его произве­дений стал отправной точкой формирования новой идеологии.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) — один из основоположников географического детерминизма. Он считал, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества. Монтескье развивал концепцию функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности.

Ламетри доказывал несостоятельность де­картовой идеи о нематериальной бессмертной душе, считая душу функцией и проявлением деятельности мозга. Он ставит задачу опровергнуть взгляд Декарта на животное как на бесчувствен­ную машину и доказать, что человек такое же животное, как и другие высшие животные, и отличается от них лишь степенью развития ума. Однако человека он изучает как машину, опираясь на законы механики, ошибочно полагая, что исследование меха­ники тела человека автоматически приведет к раскрытию сущ­ности его чувственной и мыслительной деятельности.

Французские материалисты воспели царство разума, вечной справедливости и равенства. Равенство ими понималось как равенство граждан перед законом. Существен­нейшим из прав объявлялось право частной собственности.Весьма важным и глубоким у французских материалистов является рассмотрение роли личности в истории и роли среды в формировании личности.

Определяющее значение имеет культура, считает философ, ко­торая одновременно и стимулирует развитие общества и пред­стает результатом этого развития. Исторический прогресс — это направленное, поступательное развитие всего человечества из прошлого через настоящее в будущее. Общественный про­гресс — это развитие общества на конкретном этапе его суще­ствования, а также различных элементов культуры: науки, ре­месла, искусства, семейных отношений, государства, языка, религии.

Подведем некоторые итоги по философии Просвещения .

Просвещение – это большой и важный этап в истории культуры, философской и общественной мысли. Основные теории Просвещения - теория естественного права и общественного догово­ра подготовили будущие социально-политические преобразования. Согласно этой теории каждый участник общества должен свои личные интересы подчинить обществен­ным, отдав при этом часть своих гражданских прав государству, но государство при этом должно взять на себя заботу о человеке, обеспечив мир и согласие. Но так как власть не может выполнить свои обязательства перед народом, народ вправе сверг­нуть эту власть. Такую революционную теорию проводили самые радикальные идеологи Просвещения: Руссо, Дидро, Гельвеций и Гольбах.

Смистема философского мировоззрения просветителей включала в себя не только социальные, но и материалистические, и атеистические идеи, отражающие в себе математическое и описательное естествознание. Последующее развитие философии показало, что некоторые положения материалистического мировоззрения просветителей (отрицание бытия Бога, сведение разума к чувствам) являются такими же принимаемыми на веру догматами, как и отвергавшиеся ими положения христианства.

Значение эпохи Просвещения:

1) в философии оно выступало против всякой метафизики, содействовало развитию любого рода рационализма;

2) в науке способствовало развитию естествознания, достижения которого оно часто использовало для доказательства научной правомерности взглядов и веры в прогресс;

3) в области морали и педагогики проповедовало идеалы гуманности;

4) в политике, юриспруденции и общественно-экономической жизни проповедовало освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом.

Идеоло­гия Просвещения легла в основу общественных преобразований, свершившихся в ходе буржуазных революций XVIII-XIX вв. Однако уже в конце ХVIII в., Фихте указал на отрицательные стороны Просвещения. В конце ХIХ в. возвращение к метафизике привело к частичному отходу от философии Просвещения.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Какова главная цель Просвещения как течения в культуре и духовной жизни общества?

3. Назовите представителей французского и немецкого Просвещения и какова главная парадигма их учений?

Конечно, философия XVIII века неоднородна: в ней присутст­вует как материалистическая, так и идеалистическая мировоз­зренческие ориентации, атеистические и деистические взгляды. Часто идеализм и материализм, религия и наука идут рядом. Философия Просвещения была подготовлена работами П. Гассенди (1592-1655), его атомистическим материализмом, пропа­гандой идей Эпикура, в том числе его этики, критикой схоласти­ки, сочинениями Р. Декарта, критикой религиозного догматизма в работах П. Бейля (1647-1706).

Идеи Просвещения выражали интересы буржуазии, беспощадно критикуя отживающий феодально-крепостнический строй. Ос­новное направление критики - паразитирующий на темноте и невежестве масс образ жизни и нецивили­зованные порядки крепостничества.

Понятие Просвещения стало выражением общего процесса, постепенно охватившего ряд стран и, в первую очередь, Европу.

Характерные особенности Просвещения:

1. Рационализм как общая вера в разум;

2. Антиклерикализм (от греч. anti - против и лат. clericalis - цер­ковный) - направленность против засилья церкви (но не рели­гии) в духовной жизни общества;

3. Антиобскурантизм (от лат. obscurans - затемняющий) - борьба с мракобесием, с враждеб­ными науке и образованию силами.

Философия Просвещения известна, главным образом, своей социально-политической частью. В ней получили свое обосно­вание принципы буржуазного общества (свобода, равенство прав, частная собственность, представительное правление) вза­мен феодальных (зависимость, сословность, условная собствен­ность, абсолютизм). Социальные явления философия Просвещения объясняла законами природы: законы развития общества и законы природы отождествлялись.

А чтобы договор был обязателен для всех, нужна непреклонная власть, которая обеспечила бы следование закону. У Гоббса абсолютная власть сосредотачивалась в руках государства, которое есть Левиафан - смертный бог (название взято Гоббсом из книги Иова). Государство Гоббса по своему характеру абсолютистская организация, которая обладает такой силой власти, что внушает страх. Гоббс приносит в жертву государству свободу гражданина, делая это как бы в интересах последнего. Худшим из зол, считает Гоббс, является анархия, неизбежная при отсутствии государства.

Но государственная власть не может действовать по произволу, Локк выдвинул идею конституционного ограничения монархической власти и идею разделения властей.. Она делится у Локка на исполнительную, законодательную и судебную. Решающее значение, по его мнению, должна иметь сосредоточенная в парламенте законодательная власть. Правовая концепция Локка ставит во главу угла уважение и соблюдение гражданской самостоятельности индивида, уважение к конституции. В заключение следует отметить, что новый стиль философского мышления привел к выработке развитого юридического мышления.

Расцвет философии Просвещения приходится на восемна­дцатое столетие. Ее идейным центром становится предреволю­ционная Франция. Начало эпохи французского Просвещения XVIII в. связывают с появлением сатирических сочинений Вольтера (1694-1778, наст. имя Франсуа Мари Аруэ). Вольтер не внес в философскую мысль принципиально новых идей, од­нако антифеодальный и антиклерикальный пафос его произве­дений стал отправной точкой формирования новой идеологии.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) — один из основоположников географического детерминизма. Он считал, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества. Монтескье развивал концепцию функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности.

Ламетри доказывал несостоятельность де­картовой идеи о нематериальной бессмертной душе, считая душу функцией и проявлением деятельности мозга. Он ставит задачу опровергнуть взгляд Декарта на животное как на бесчувствен­ную машину и доказать, что человек такое же животное, как и другие высшие животные, и отличается от них лишь степенью развития ума. Однако человека он изучает как машину, опираясь на законы механики, ошибочно полагая, что исследование меха­ники тела человека автоматически приведет к раскрытию сущ­ности его чувственной и мыслительной деятельности.

Французские материалисты воспели царство разума, вечной справедливости и равенства. Равенство ими понималось как равенство граждан перед законом. Существен­нейшим из прав объявлялось право частной собственности.Весьма важным и глубоким у французских материалистов является рассмотрение роли личности в истории и роли среды в формировании личности.

Определяющее значение имеет культура, считает философ, ко­торая одновременно и стимулирует развитие общества и пред­стает результатом этого развития. Исторический прогресс — это направленное, поступательное развитие всего человечества из прошлого через настоящее в будущее. Общественный про­гресс — это развитие общества на конкретном этапе его суще­ствования, а также различных элементов культуры: науки, ре­месла, искусства, семейных отношений, государства, языка, религии.

Подведем некоторые итоги по философии Просвещения .

Просвещение – это большой и важный этап в истории культуры, философской и общественной мысли. Основные теории Просвещения - теория естественного права и общественного догово­ра подготовили будущие социально-политические преобразования. Согласно этой теории каждый участник общества должен свои личные интересы подчинить обществен­ным, отдав при этом часть своих гражданских прав государству, но государство при этом должно взять на себя заботу о человеке, обеспечив мир и согласие. Но так как власть не может выполнить свои обязательства перед народом, народ вправе сверг­нуть эту власть. Такую революционную теорию проводили самые радикальные идеологи Просвещения: Руссо, Дидро, Гельвеций и Гольбах.

Смистема философского мировоззрения просветителей включала в себя не только социальные, но и материалистические, и атеистические идеи, отражающие в себе математическое и описательное естествознание. Последующее развитие философии показало, что некоторые положения материалистического мировоззрения просветителей (отрицание бытия Бога, сведение разума к чувствам) являются такими же принимаемыми на веру догматами, как и отвергавшиеся ими положения христианства.

Значение эпохи Просвещения:

1) в философии оно выступало против всякой метафизики, содействовало развитию любого рода рационализма;

2) в науке способствовало развитию естествознания, достижения которого оно часто использовало для доказательства научной правомерности взглядов и веры в прогресс;

3) в области морали и педагогики проповедовало идеалы гуманности;

4) в политике, юриспруденции и общественно-экономической жизни проповедовало освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом.

Идеоло­гия Просвещения легла в основу общественных преобразований, свершившихся в ходе буржуазных революций XVIII-XIX вв. Однако уже в конце ХVIII в., Фихте указал на отрицательные стороны Просвещения. В конце ХIХ в. возвращение к метафизике привело к частичному отходу от философии Просвещения.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Какова главная цель Просвещения как течения в культуре и духовной жизни общества?

3. Назовите представителей французского и немецкого Просвещения и какова главная парадигма их учений?

Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли.

Век просвещения отражает дух XVII столетия, которое известно мощным развитием идейного движения, дискредитацией религиозных и политических авторитетов, популяризацией образования, культуры и ценности человеческого разума. Эпоха просвещения зародилась в Англии под влиянием научной революции в конце XVII, но свое название получила во Франции в XVIII веке. Это движение опиралось на гуманистические традиции Возрождения и ставило в основу своего интеллектуального течения понятия рационализма и свободомыслия. Главная цель, стоящая перед прогрессивной эпохой XVII-XVIII вв., состояла в распространении:

  • идеалов научного знания;
  • торжества человеческого разума и человеческой свободы;
  • общественного прогресса:
  • компрометации церкви, различных суеверий и политических авторитетов.

Самыми яркими представителями просвещения были просветители Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро во Франции, Джон Локк, Бернард де Мандевиль, Адам Смит в Англии, Готхольд Эфраим Лессинг и Иоганн Гете в Германии, Михаил Ломоносов, Александр Радищев в России. Философы просвещения верили в необъятные возможности человеческого разума, которые наиболее полно могли быть задействованы в научно-технической сфере.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Конец важнейшей для европейской культуры эпохи ознаменован началом Великой французской революции в 1789 году. Идеи и принципы Эпохи просвещения повлияли на создание важных документов того времени, заложив основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.

Основные черты эпохи

Идеи просвещения дали мощный импульс, который был необходим на этом этапе развития цивилизации и любого государства, переходящего от устоев традиционного общества к новым индустриальным ценностям. Просвещение оказало огромное влияние на развитие культурной, философской и общественной мысли, последующие изменения в этике и социальной мысли, отмену рабства и другие ключевые события, предопределившие ход мировой истории.

Свобода совести

Свобода совести — естественное право человека формировать свои убеждения.

Возникновение понятия связано с началом реформирования католической церкви, но особое развитие и теоретическое обоснование принципы свободы совести и вероисповедания получили в трудах философов Нового времени. В общественных и философских дискуссиях Эпохи просвещения вопросы нравственного характера занимали одно из важнейших мест. Свобода начала восприниматься не просто как благо, а как естественное состояние каждого человека.

Наиболее подробно эту идею в своих работах развивал английский мыслитель Жан-Жак Руссо, который выступал за разделение церкви и государства. Он считал, что человек рождается свободным, с правом распоряжаться своей жизнью по своему усмотрению и самостоятельно выбирать свое будущее. По мнению Руссо, социальные устройство, основанное на ограничениях и требованиях государства и религии, накладывает оковы на свободу человеческой воли.

Просветительская идея свободы делила ее на естественную и гражданскую. Если естественная свобода была ограничена только законами природы, то гражданская предполагала следование законам и моральным нормам, которые защищали общество.

Освобождение науки и философии от влияния религии

Отношение к религии в просветительскую эпоху претерпевает ряд широких изменений, которые в большей степени относятся к осмыслению истоков религии. Наука приобретает эмпирический характер, поэтому слепое подчинение церкви заменяется попыткой докопаться до секретов и тайн природы.

Это не означает, что просветители выступали против религии. Скорее они призывали к ее реформации, уничтожению суеверий и предрассудков, так как считали, что настоящая вера основана на принципах гуманности и разумности.

Многие мыслители считали, что просвещение не может существовать отдельно от истинной религии, которая открывается через познание законов разума. Шотландский философ Дэвид Юм в своих работах доказывал невозможность разумной веры в чудеса, но не отрицал существование религии как таковой.

Космополитизм

Космополитизм — идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли.

Формирования космополитического мировоззрения происходило на фоне участившихся войн, которые убеждали уставших европейцев в необходимости новой объединенной Европы. Пацифистски настроенные мыслители Эпохи просвещения видели решение проблемы в создании единой европейской республики с государствами-провинциями. Идеалы мирового гражданства проповедовали Данте, Гете, Шиллер и другие.

Космополитизм просветительской эпохи — это не отказ от ценностей патриотизма и служения родине. Приверженность всечеловеческим интересам и ценностям не исключала любовь к своей стране.

Возрождение науки и естествознания

Научное знание заняло лидирующие позиции в формировании просветительского мировоззрения и признавалось наиболее продуктивной формой интеллектуальной деятельности. Наука опиралась на принципы эмпиризма и рационализма, отвергая принятые религиозные теории. Интересы ученых просвещения отличались широтой научных взглядов. Основное место в системе знаний занимали точные и естественные науки, такие как математика, химия, биология, физика и другие.

Идеология разума, как источника и двигателя познания

Период просвещения отличается своей приверженностью культу разума. Факторы, характеризирующие идеологию разума:

  • разум воспринимался как единственный инструмент, благодаря которому можно преобразовать мир, исходя из принципов свободы, гуманности и равенства;
  • причина всякого зла и несчастья лежит в невежестве, которое можно преодолеть лишь силой разума;
  • любая истина познается через взаимодействие чувства и разума;
  • в основу человеческой культуры должна должны лежать принципы разума;
  • разум является единым и общим для всех людей, независимо от эпохи, национальности, социального статуса и т. д.

Идея прогресса

Для мыслителей просвещения движущей силой прогресса и истории являлся человеческий разум, с развитием которого менялась жизнь и строение общества. Идеология прогресса основывалась на неразделимости развития разума и промышленного прогресса, которые влияли друг на друга, приводя к новым открытиям и научным подвигам.

Также прогресс определялся как результат развития индивидуальных навыков человека, отраженные в личном вкладе каждого члена общества на пути к новому миру.

Абсолютизация образования в формировании человека

Одной из важнейших идей просветительского мира была возможность получения образования простыми людьми. Мыслители просвещения считали, что без всеобщей образованности невозможно дальнейшее развитие и прогресс. Просветительская эпоха дала сильный толчок образованию, в некоторых европейских странах ввели общее начальное образование. Во Франции в течение XVIII века количество неграмотных среди населения сократилось с 79 до 63%.

Однако, несмотря на большие надежды просветителей, образовательные реформы привели к еще большему социальному расколу в обществе, так как значительная часть населения оставалась необразованной и не могла поладить с остальной частью привилегированного населения. Народная мудрость и традиционные ценности казались мыслителям просвещения отсталыми и вредными, что тоже становилось причиной конфликтов в обществе.

Общие задачи просветителей

Течение Эпохи просвещения для каждого народа имело свои особенности и различия, но истоки движения и основные принципы были идентичны, независимо от национальности.

Борьба с феодализмом

Мыслители просвещения отрицали божественное происхождение феодально-абсолютистского государства, аргументируя его теорией общественного договора. Согласно этому, государство представлялось как социальный институт, который возник в результате заключения соглашения между людьми. Эта теория позволяла народу лишать государя власти, если он нарушает условия соглашения. Окончательный и решающий удар феодальному устройству нанесла Французская буржуазная революция, которая опиралась на идеи просвещения.

Борьба против церкви

С началом просветительского движения начался радикальный пересмотр идей и догм официального христианства и церкви. Абсолютная вера в человеческий разум подорвала авторитет и позиции церкви.

К тому времени позиции католической церкви были уже ослаблены под давлением протестантской критики и, в значительной степени, в результате научно-технического прогресса. Духовенство не было готово к таким потрясениям эпохи, и немалая часть церковных служителей поддержала идеи просветителей.

Идеальная модель общества

  • равная ценность каждой личности, независимо от происхождения;
  • гуманизм и человеколюбие, служение всех людей на благо общества;
  • отказ от любых форм принуждения;
  • свобода вероисповедания;
  • единство морального закона для всех;
  • отказ от теологии из интерпретации исторического процесса;
  • осмысление средних веков в резко негативном ключе;
  • подражание идеалам античности.

Примеры эпохи Просвещения

Помимо активного развития философской и общественной мысли, идеи просвещения осмыслялись деятелями искусства. Первым направлением творчества был классицизм, который воплотился в литературе, музыке и живописи. Мастера, работающие в этом направлении, следовали принципам античности. Основными чертами классицизма являются рациональность и строгое соответствие форме. В литературе классицизма обожествляется человеческий разум, восхваляется борьба за свободу и движение научного прогресса. Каноническим произведением классицизма считаются произведения французского поэта Пьера Корнеля. В России это направление обрело популярность в середине XVIII века. К классицизму причисляют оды Державина, в которых он восхвалял Екатерину и трагедии Сумаркова.

2. Краткий исторический обзор просветительской деятельности.

3. Направления, формы и средства просветительской деятельности, требования к ее организации.

4. Психолого-педагогическое просвещение населения.

Сущность и специфика просветительской деятельности

Просветительство – передача знаний, распространение знаний и культуры. Просветительская деятельность – разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основу его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию.

Основная цель просветительской деятельности – это повышение уровня общей культуры и социальной активности населения. Просветительская деятельность во все времена была важнейшим средством продвижения прогрессивных идей.

Значительный воспитательный потенциал просветительской деятельности признавал С.И. Гессен, который рассматривал внешкольное образование в качестве условия свободного самообразования личности, что является высшей ступенью образования. Учебная деятельность в образовательном учреждении, как правило, основана на подчинении строгой дисциплине и авторитету, которое, по мере развития личности ученика и его учебной мотивации, должно проникаться творчеством и свободой. Однако, если свести образование только к рамкам урока, то личность будет слабо подготовлена к творческой работе.

Просвещение можно рассматривать как составную часть образования и самообразования населения, дополнительную по отношению к основному, обязательному образованию. Специфика просвещения как своеобразной разновидности дополнительного образования проявляется в его нацеленности на самообразование и самовоспитание, на становление неповторимой и творческой индивидуальности человека.

Краткий исторический обзор просветительской деятельности

Различия социально-экономических условий и национальных традиций обусловили специфику просвещения в разных странах. В Англии просветительская мысль имела своим истоком идеологию, рождённую Английской буржуазной революцией XVII в. Просветители прославляли экономическое процветание, пафос покорения природы, предприимчивого человека, не теряющего присутствия духа в самых тяжёлых обстоятельствах. Во Франции просветительство на первых порах заимствовало многие идеи у английских мыслителей. С позиций разума французские просветители боролись с религиозным мировоззрением, решительно выступая против католической церкви, против феодального деспотизма и юстиции, они внесли большой вклад в разработку просветительской философии истории. Общеевропейское значение получила французская просветительная литература XVIII века в лице Вольтера, Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро.

В нашей стране имеются давние традиции общественного просвещения: деятельность российских просветителей XVIII века, декабристов и народников в XIX веке, сельской интеллигенции в первые годы Советской власти и других подвижников просветительства.

В XIX веке попыткой претворения идей просветительской деятельности в жизнь было движение декабристов, деятельность и литературное творчество которых (П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер и др.) отличали идеи гражданского служения, активной борьбы за воплощение идеалов общечеловеческой свободы и разумного общества. Элементы просветительства присутствуют в творчестве И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко и других деятелей отечественной культуры.

Читайте также: