Наука и глобальные проблемы современности кратко

Обновлено: 07.07.2024

Общие черты: масштабность - затрагивают все человечество; предполагают международное сотрудничество различных стран (невозможно решить в одной отдельно взятой стране); актуальность - от их решения зависит дальнейшая судьба цивилизации; проявляются как объективный фактор развития общества; остро требуют решения.

Научно-философская классификация проблем состоит из трёх больших групп.

2.Проблемы, возникающие от взаимодействия человечества с природой. Это нехватка сырья, топлива и энергии, проблема загрязнения окружающей среды, сохранения Мирового океана, флоры и фауны земли.

3. Проблемы, которые могут быть связаны с человеком и обществом. Основные из них — перенаселение земли, образование и здравоохранение. Информационная проблема связана с всеобщей компьютеризацией. С одной стороны, компьютеризация – это благо, а с другой стороны, не исключается возможность разрушительного, губительного воздействия компьютеризации на психику человека.

Причины кризиса: усиленный рост потребностей человечества, возросшие масштабы технических средств воздействия общества на природу, истощение природных ресурсов. Особенность - их тесная взаимосвязь и взаимообусловленность.

Наука стала одним из источников глобальных кризисов современной цивилизации, она же взяла на себя ответственность за их преодоление, проявляет себя как деятельная производительная сила и фактор регуляции общественного развития. Наука способна осознать эти проблемы, выяснить причины глобального кризиса. Кроме этого, наука может предложить реальные меры по смягчению глобальных проблем. Наука разработала технологии безотходных производств,предложила технологии использования альтернативных источников энергии, природосберегающие технологии.

Основные направления разрешения глобальных проблем:

- Формирование нового планетарного сознания.

- Воспитание человека на принципах гуманизма.

- Информирование людей о глобальных проблемах.

- Изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем.

- Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете.

- Получение объективной информации от стран и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений.

-Четкая международная система прогнозирования. Развитие новых технологий (ресурсосберегающих, использующих вторсырье, природные источники энергии).

- Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень.

- Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем.

Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информацией.

Человечество вступило в эпоху необратимого развития, и предотвращение деградации человечества как элемента биосферы сводится к формированию новой цивилизации. Встает вопрос разработки Стратегии Человека, согласованной со стратегией природы.

2. Пессимистический сценарий - изменить негативную ситуацию можно лишь в случае сокращения потребления природных ресурсов. В ином случае неизбежна деградация биосферы и человечества.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Для того, чтобы объединить различные подходы к глобальным проблемам, для осознания полученных результатов, возникла необходимость в новой науке– теории глобальных проблем, или глобалистике. Она предназначена выработать практические рекомендации для решения глобальных проблем. Эффективные рекомендации должны учитывать множество социальных, экономических и политических факторов.

Глобалистика как наука о глобальных проблемах человечества, рассматриваемых в связи с идеей пределов развития зарождается на рубеже 60-70-х годов прошлого века. В основу представлений большинства ученых о перспективах глобального развития человечества легли доклады Римского клуба, инициировавшего системные исследования глобальных проблем.

В докладах Римского клуба "Пределы роста", "За пределами роста" и в теоретических трудах его создателей предмет глобалистики определяется как совокупность проблем, угрожающих существованию человечества и требующих разрешения, а также как компонент процесса универсальной эволюции.

Всем глобальным проблемам общественного развития свойственна мобильность, ибо ни одна из этих проблем не находится в статическом состоянии, каждая из них постоянно изменяется, приобретая разную интенсивность, а, следовательно и значимость в ту или иную историческую эпоху.

По мере решения некоторых из глобальных проблем, последние могут терять свою актуальность в мировом масштабе, переходя на другой, например, локальный уровень или вообще исчезнуть (показателен пример с заболеванием оспой, которая будучи в прошлом действительно глобальной проблемой, практически исчезла сегодня).

Обострение традиционных проблем (продовольственных, энергетических, сырьевых, демографических, экологических и т.п.) возникших в разное время и у разных народов ныне формирует новый общественный феномен- совокупность глобальных проблем современности.

По мнению отечественных ученых И.Т. Фролова и В.В. Загладина - историческое развитие подвело человечество к качественно новому и чрезвычайно ответственному рубежу.

Еще в начале 90-х годов прошлого века ими была разработана следующая классификация глобальных проблем:

1. Интерсоциальные проблемы - связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств. К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установление справедливого международного экономического порядка. До недавнего прошлого такого рода проблемы были связаны с противостоянием двух политических систем: капиталистической и социалистической. На смену двухполюсному миру пришел мир многополюсный, что повлекло изменения характера проблем.

На место угрозы мировой войны как следствия столкновения двух противоположных общественно-политических систем пришло множество локальных конфликтов. Несмотря на свою локальность, каждый из них имеет свою меру глобальности, поскольку чреват втягиванием в орбиту конфликта множества сторон, в том числе, и не имеющих отношения к его возникновению. В отсутствие противостояния противоположных общественно-политических систем еще более очевидной стала проблема установления справедливого экономического порядка. Она связана с неравномерностью мирового развития.

На планете существую группы стран резко различающиеся по уровню общественно-экономического развития и соответственно по уровню благосостояния населения. С одной стороны, это сравнительно небольшая группа развитых стран, с другой, большое число государств, в которых экономическое развитие характеризуется отсталостью, а качество жизни населения является низким.

2. Проблемы, которые порожденные взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы как обеспеченность энергией, топливом, пресной водой, чистым воздухом и т.д. К этой же группе относится проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, разумного освоения мирового океана и космического пространства.

Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды. Растущее давление антропогенных факторов на биосферу может привести к полному разрыву естественных циклов воспроизводства биологических ресурсов, самоочищения вод, почвы, атмосферы. Это порождает" коллапс"- резкое и стремительное ухудшение экологической обстановки, что может повлечь за собой скоротечную гибель населения планеты.

3. Проблемы, связанные с системой человек-общество. Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности. Это проблема "человеческих качеств"- развития нравственных, интеллектуальных и иных задатков человека, обеспечения здорового образа жизни, нормального психического развития.

Особое внимание к этим проблемам стало характерной чертой глобалистики, начиная со второй половины 70-х годов. Поворот к человеку, к духовным основам бытия был не случаен. По сути, он выражает новое понимание глобальной проблематики. Это понимание можно назвать философско-антропологическим.

Новый подход противостоит тому взгляду, который рассматривал глобальные проблемы как результат социального устройства, особенностей экономики и техники, а человека как пассивную жертву хода мирового развития. Теперь стало ясно, что судьбы мира в конечном итоге зависят от вопросов духовного порядка.

Глобальные проблемы нашей эпохи - закономерное следствие всей современной глобальной ситуации, сложившейся на земном шаре в последней трети ХХ века. Для правильного понимания происхождения, сущности и возможности их решения необходимо видеть в них результат предшествовавшего всемирно-исторического процесса во всей его объективной противоречивости.

Будучи результатом (а не просто суммой) предшествовавшего общественного развития человечества, глобальные проблемы выступают как специфическое порождение именно современной эпохи, как следствие крайне обострившейся неравномерности социально-экономического, политического, научно-технического, демографического, экологического и культурного развития в условиях совершенно новой, своеобразной исторической ситуации.

В современной цивилизации наука и техника играют особую роль. Неудивительно, что проблемы будущего современной цивилизации не могут обсуждаться вне анализа современных тенденций развития науки и ее перспектив.

Глобальные проблемы человечества стали важным объектом междисциплинарных исследований, в которых участвуют и общественные, и естественные, и технические науки. Среди отдельных таких наук можно назвать философию, экономику, социологию, право, географию, биологию, экологию, физику, химию, океанологию и др. науки.

Развитие науки является частью общей динамики современной цивилизации. Мир становится единым, более унифицированным, чем в прежние времена. Эту важнейшую особенность нынешней цивилизационной ситуации все чаще называют глобализацией. Для современного цивилизационного пространства характерны сложные переплетающиеся взаимосвязи различных регионов и различных сфер жизни, сверхсложная техническая оснащенность общества.

Современная наука тоже изменяется в сторону колоссального усиления, ускоренной динамики, наращивания технического потенциала. Это связано, прежде всего, с процессами информатизации современной науки. Информатизация – это использование современных информационных технологий, их постоянное совершенствование во всех важнейших областях человеческой деятельности – науке, управлении, образовании, производстве и т.п.

Сегодня компьютер является необходимым инструментом в любых областях науки. Он включается во все стадии работы: в поиск базовой информации по теме, планирование эксперимента, управление процессом экспериментирования, теоретический анализ, представление результатов, научную коммуникацию и т.п. Информатизация резко повышает возможности человека, позволяет ему осилить чрезвычайно сложные задачи.

Компьютеризация науки имеет два наиболее очевидных следствия для развития научного знания.

Первое – это появление новых направлений познания, непосредственно связанных с развитием высокотехнологичных отраслей, компьютеризацией различных сфер человеческой деятельности. Одной из особенностей новых направлений познания стала ориентация на междисциплинарность. Для работы в области информационных технологий важным оказывается не только инженерное и программное знание, но и осведомленность в области психологии, философии, социологии, владение различными видами моделирования.

Новые области научного знания, например: телематика (объединение средств телекоммуникации и информации), когитология (пограничная область между психологией, лингвистикой, информацией, философией) исследует устройство и функционирование человеческих знаний.

Компьютерные способы объективации знания, с одной стороны, делают информацию более доступной и демократичной, а с другой - ослабляют критерии представления научных результатов существующих в печати. Возникающие проблемы: об авторском праве, о цензуре, о достоверности и ответственности и т.д.

Если в античной философии знание рассматривалось как учение об истинном представлении чего-либо, отличного от мнения (Платон, Аристотель), во времена Средневековья знание понималось по отношению к вере, то сейчас актуальным является рассмотрение проблематики знания и информации. В современных информационных коммуникациях на первый план выходят проблемы изложения, передачи, поиска и обнаружения информации.

Однако, говоря об общественных достоинствах компьютеризации, следует отметить и ряд негативных моментов. Успехи информатизации заставили человека слишком доверять машине. Возникает тенденция трактовки тех или иных ситуаций (управленческих, познавательных и т.д.) в терминах компьютерных возможностей, т.е. ориентация на то, что эта ситуация будет проанализирована машинным способом.

При этом снижается уровень качественного собственного человеческого видения проблемы (ценностно ориентированного, смыслового, неформального), что особенно неоправданно в социально значимых областях – медицине, здравоохранении, экономике, педагогике, политике и т.д. В итоге забывается, что машина является лишь вспомогательным средством человеческой деятельности и, что единственным субъектом познавательной деятельности и принятия решений является человек.

Решение глобальных проблем является сверхсложной задачей. Ни одна из них не может быть решена отдельно от других. Наука играет здесь огромную роль. Существенная часть работы по выходу из глобально-кризисной ситуации принадлежит специальным научно-технологическим разработкам.

Так, чрезвычайно важными являются:

Ø дальнейшее исследование закономерностей поведения сверхсложных экологических систем;

Ø создание программ оздоровления и регенерации природной среды;

Ø проведение поисковых работ для обнаружения новых запасов топлива и сырья;

Ø освоение новых источников энергии;

Ø разработка ресурсосберегающих технологий и общее повышение эффективности используемого сырья:

Ø повышение эффективности сельского хозяйства;

Ø разработка социальных программ (в образовании, здравоохранении, экономике и занятости населения) для повышения качества жизни в неблагополучных регионах и др.

Результаты и последствия глобализационных процессов в современном мире противоречивы и неоднозначны. Сегодня уже совершенно очевидно, что они могут не только способствовать интеграции мирового сообщества с целью преодоления вызовов технической цивилизации, но и создавать предпосылки для их дальнейшего обострения.

Острота и актуальность глобальной проблематики общеизвестна. Сохраняется опасность военных конфликтов, способных перерасти в крупномасштабные бедствия. Международной опасностью является терроризм. Напряженной остается экологическая проблема. Актуальной является проблема сохранения человеческой личности как биосоциальной структуры в условиях растущих процессов отчуждения. Не менее опасны и взрывоопасны социальные проблемы – резкая граница в уровнях жизни богатых и нищих социальных слоев, регионов и т.д.

Своеобразной реакцией на неоднозначность социокультурных последствий глобализации стало антиглобалистское движение, которое сформировалось в середине девяностых годов двадцатого века и стало активно развиваться в США, Германии, Англии, Франции и других стран. Одна из проблем, повсеместно привлекающая внимание антиглобалистов, связана с обостряющимися противоречиями в сфере взаимодействия человека и природы, с необходимостью формировать адекватное современности – экологическое сознание на принципах коэволюции.

Переход к постиндустриальной, информационной цивилизации – одна из ярко выраженных тенденций в развитии современного мира, которая неразрывно связана с достижениями науки и их внедрением в производство и человеческую жизнь. В последние десятилетия идея рождения нового общества активно обсуждается учеными.

Таким образом, глобальные проблемы ставят на повестку дня вопрос выживания человечества, требуют обобщенных подходов и интеграции, которые подразумевают пересмотр комплекса национальных приоритетов и инфраструктур, уступку части национального суверенитета в пользу мировых структур ради более прочного экономического и политического единства, эффективных объединенных действий с целью поиска путей к устойчивому развитию и решения проблем.

В современной цивилизации наука играет особую роль. Технологический прогресс ХХ века, приведший в развитых странах Запада и Востока к новому качеству жизни, основан на применении научных достижений. Наука революционизирует не только сферу производства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности.

Непосредственная цель науки – описание, объяснение и, предсказание процессов, и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе его законов, то есть в широком смысле – теоретическое отражение действительности.

Посредством философского анализа определяются те мыслительные горизонты, на фоне которых и формируется рациональное отношение к возникающим в жизни человека и общества проблемным ситуациям.

Иначе говоря, философский анализ позволяет выразить на языке понятий и, следовательно, сделать предметом разумного осмысления наши интересы и устремления, нашу неудовлетворенность самими собой и тем, что нас окружает, в общем, все то, что побуждает нас действовать, и действовать так, а не иначе. Именно на этой основе и может вырабатываться, обосновываться и осуществляться рациональный курс действий.

Вопросы для самопроверки

1. Уровни, формы и методы научного познания.

2. Основания науки.

3. Динамика науки как процесс порождения нового знания.

4. Особенности социально-гуманитарного знания и взаимоотношения с другими науками.

5. Особенности объектно-субъектных отношений в общественных науках.

6. Типы познавательных процедур.

7. Особенности эмпирического исследования и его результатов.

8. Структура теоретического исследования и формы его результатов.

9. Гипотеза, ее обоснование и требования.

10. Теория как вид достоверного знания.

§4.1. Системное видение мира. Формирование картин мира. §4.2. Античная и средневековая картина мира. §4.3. Физические картины мира в синтезе знаний: механическая, электромагнитная, квантово-полевая. Подходы и принципы. §5.4..Научные революции и проблема преемственности знаний.

Наука стала одним из источников глобальных кризисов современной цивилизации, она же взяла на себя ответственность за их преодоление. Усиление антропогенного влияния на окружающую среду, технологического давления на мир привело человечество к порогу эпохи глобальных кризисов. Антагонистический характер приобрели не только противоречия техногенной деятельности человека и адаптивных возможностей природных циклов, направленных на утилизацию отходов производственного процесса. Антагонизм характерен для роста материально-энергетических потребностей человечества и ограниченных ресурсов природных экосистем.

К глобальным проблемам современности относят экологические, демографические, проблемы кризиса культуры, проблемы войны и мира. С недавнего времени в статус глобальных возведена проблема международного терроризма. К причинам возникновения глобальных проблем относят: усиленный прост потребностей человечества, возросшие масштабы технических средств воздействия общества на природу, истощение природных ресурсов. Особенностью глобальных проблем является их тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, так, что обострение одной из них влечет за собой и обострение всей их цепочки. В силу этого глобальные проблемы должны решаться комплексно, координированно, усилиями всего мирового сообщества. Они сплетены в сложный клубок, включающий в себя сеть медико-биологических проблем, указывающих на риски для здоровья современного человека, сокращения ареалов нищеты и бедности, комплекс минерально-сырьевых проблем, свидетельствующих о потенциале народнохозяйственного развития, проблемы энергетического кризиса, проблемы прекращения гонки вооружения и предотвращения использования средств массового уничтожения.

Наука отреагировала на глобальную экологическую проблему созданием новой науки – социальной экологии. Ее задачами являются: изучение экстремальных ситуаций, возникающих вследствие нарушения равновесия во взаимодействии общества и природы, выяснение антропогенных, технологических, социальных факторов, обусловливающих экологический кризис и поиск оптимальных путей выхода из него, выявление средств минимизации негативных разрушающих последствий экологических катастроф, создание программ решения экологических проблем, рассмотрение способов экологической переориентации экономики, технологии, образования и общественного сознания в целом.

Проблемы обострения гонки вооружения и опасности ядерной угрозы тесно связаны с проблемами радиоактивного загрязнения. Новые виды вооружения предлагают все более изощренные способы поражения человечества, которое балансирует на грани выживания. Предложенная учеными коэволюционная стратегия принята как новая парадигма развития цивилизации XXI в. Она нацелена на утверждение в сознании людей новой экологической нравственности.

РИМСКИЙ КЛУБ – неправительственная организация. Выдающийся итальянский менеджер А. Печчеи осознал, что бездумная погоня людей за прибылью и предметами потребления в недалеком будущем приведет человечество к гибели в результате конфликта между безудержным ростом потребления и ограниченными возможностями Земли. Он нашел в разных странах несколько десятков единомышленников и в 1968 г. организовал неправительственную организацию, получившую название Римского клуба, который заказывал исследования глобального взаимодействия человечества со средой обитания. Наиболее известна работа “Пределы роста”, выполненная под руководством Д.Х. Медоуза. Согласно этому исследованию крах человеческой цивилизации наступит во второй половине XXI в.

6.4. Наука и глобальные проблемы

Современные цивилизационные процессы вызвали к жизни огромную массу проблем. Многие их этих проблем, такие как экологическая, сырьевая, продовольственная, опасность войн и т.д. приобрели глобальный характер. Их изучением занимается обширная область междисциплинарных исследований, которую называют глобалистикой. Анализ глобальных тенденций и проблем производится в мультидисциплинарной сфере, в которой участвуют экономика, экология, социология, демография, политология, география, философия глобальных проблем, этика и другие научные и философские направления.
Определение и классификация глобальных проблем
В отечественной научно-философской литературе широкое распространение получил подход Ж. Т. Фролова и В.В. Загладина(І). Ими были предложены критерии для отнесения проблем к разряду глобальных. Необходимо прежде всего различать глобальные проблемы (и их локальные проявления) а региональные. Глобальные — относятся ко всей территории, на которой осуществляется деятельность человека. В каждом регионе глобальные проблемы проявляются тем или иным специфическим для него способом. Собственно региональные проблемы актуальны для отдельных континентов, крупных районов, государств и т.п. Можно выделять также проблемы более мелкого масштаба — локальные и частные. Итак, существуют следующие критерии глобальности проблем. Глобальные проблемы — это:
1) проблемы, которые затрагивают интересы и судьбы всего человечества в целом и отдельных людей;
2) проблемы, для преодоления которых необходимы кооперативные усилия по крайней мере большинства жителей планеты;
3) проблемы,, которые являются объективной составляющей факторов мирового развития и поэтому не могут быть проигнорированы кем бы то ни было;
4) проблемы, нерешенность которых может привести к серьезным (и даже необратимым) последствиям для человечества и среды его обитания.
Кроме того, глобальные проблемы отличаются высокой мобильностью (т.е. одни могут со временем терять свою актуальность, переходить в более низкий разряд, другие, наоборот, подниматься до глобального уровня) и взаимозависимостью (решение любой из них предполагает по крайней мере учет влияния на нее других проблем).
Список глобальных проблем в связи с их мобильностью является открытым. Однако среди них можно выделить некоторые устойчивые группы. И.Т. Фролов и В.В. Загладин предлагают рассматривать три класса глобальных проблем:
а) Проблемы,связанные с отношениями между социальными общностями человечества, или интерсоциальные;
б) проблемы, являющиеся результатом взаимодействия общества и природы;
в) проблемы вида “человек — общество”.
К проблемам первого вида относятся предотвращение угрозы войны, строительство нового международного экономического порядка; ко второму виду — энергетическая, экологическая и др.; к третьему — демографическая, вопросы здравоохранения, образования и др. Некоторые из глобальных проблем не могут быть однозначно отнесены к какому-то классу вследствие их сложности. Например, продовольственная проблема может быть отнесена сразу ко всем классам.

Структура глобальных проблем

Ввиду динамичности глобальных проблем довольно сложно установить какую-либо шкалу приоритетов по их остроте, срочности решения. Для каждого региона, в принципе, характерен свой собственный рисунок их проявления. Общую структуру глобальных проблем можно представить в виде следующей таблицы, которая является модифицированной таблицей Чумакова А.Н. (1994) (см. рис. 8).
Острота и актуальность глобальной проблематики общеизвестна. Сохраняется опасность военных конфликтов, способных перерасти в широкомасштабные бедствия. Международной опасностью является терроризм. Напряженной остается экологическая проблема: в результате массированной деятельности человека нарушается устойчивость биогеоценозов, температурного баланса планеты, состояние атмосферы, исчезают многие виды животных и растений, высок фон различных техногенных излучений и т.п. Сохраняется острота проблемы посевных земель: сейчас человек использует примерно 10% суши для сельскохозяйственных нужд, но расширить ее — что весьма необходимо при интенсивности современных процессов эрозии почвы — невозможно, т.к. попытка освоить новые земли приводит к негативным экологическим последствиям. Не менее остры и взрывоопасны и социальные проблемы — резкая разница в уровнях жизни богатых и нищих регионов, драматические проблемы медицины и здравоохранения, социальных служб, трудовой занятости населения, непрерывно усложняющегося образования.
Роль науки в подходах к решению глобальных проблем
Решение глобальных проблем является сверхсложной задачей. Ни одна из них не может быть решена отдельно от других. Работа над каждой из них требует учета огромного множества взаимосвязей самой различной природы (экологических, технологических, социально-политических, культурно-традиционных и др.).
Наука играет здесь огромную роль. Существенная часть работы по выходу из глобально-кризисной ситуации принадлежит специальным научно-технологическим разработкам. Так, чрезвычайно важными являются:
1) дальнейшее исследование закономерностей поведения сверхсложных экологических систем;
2) создание программ оздоровления и регенерации природной среды;
3) проведение поисковых работ для обнаружения новых запасов топлива и сырья;
4) освоение новых источников энергии;
5) разработка ресурсосберегающих технологий и общее повышение эффективности используемого сырья;
6) повышение эффективности сельского хозяйства;
7) разработка социальных программ в образовании, здравоохранении, экономике и занятости населения) для повышения качества жизни в неблагополучных регионах и др.
Весь мир сегодня существенно вовлечен в глобальные процессы. Для изучения планетарных тенденций и для решения общечеловеческих проблем требуются особые глобально ориентированные стратегии и подходы. Примером исследований нового типа, посвященных анализу всемирных экономических трендов и нацеленных на решение проблем интеграции мирового хозяйства, могут служить последние работы выдающегося экономиста В.В. Леонтьева (1906-1999). В.В. Леонтьев и его сотрудники обработали колоссальный материал, отражающий современную динамику общепланетарного хозяйственного механизма.
Общая ориентация мировой науки на глобальную проблематику должна стать ведущей стратегией будущего развертывания научно-технологических разработок. Можно сказать, что, перспективным способом организации подобных научных исследований, как это уже сегодня показывает мировая научная практика, является комплексно-междисциплинарный подход, концентрирующийся вокруг конкретных проблем. Заметим, что подобная организационная структура в свое время предлагалась знаменитым отечественным ученым В.И. Вернадским (1863-1945).
Роль социальной активности ученых. Деятельность Римского клуба
Однако глобальную проблематику не следует понимать зауженно, в том сциентистском толковании, что “нас может спасти только наука”. Это проблематика не только (и не столько) сугубо научно-исследовательского плана. Глобальная проблематика имеет характер социально-цивилизационный в широком смысле.
Поэтому, помимо сугубо научно-теоретической деятельности по разработке стратегий решения глобальных проблем, на ученых лежит ответственность и как на представителях общественности, которые по роду своей профессии обладают специальными знаниями в важнейших научных областях, касающихся глобальной проблематики. Ученые должны выступать с широким обсуждением наличных проблем, привлекать внимание политиков, руководителей, общества в целом. Их реальный вклад состоит в проведении экспертиз и консультаций, составлении прогнозов, оценке тенденций и выдвижении предупреждений, разработке реальных программ. Ученые (и вообще интеллектуалы) должны максимально содействовать созданию благоприятного социально-политического контекста обсуждения и решения этих проблем.
Образцом подобного рода деятельности может служить работа Римского клуба. Эго международная организация, включающая ученых, а также политических и общественных деятелей. Она была создана в 1968 г. по инициативе Аурелио Печчеи, итальянского бизнесмена и экономиста. На рубеже 1960-1970-х гг. А. Печчеи и его единомышленники поставили задачу добиться изменения в настроениях общественности, переломить равнодушное отношение общества к глобальной проблематике. Для этого они обратились к необычной по тем временам теме — к прогнозированию будущего методом математического моделирования. Использовав работы Дж. Форрестера по динамике мирового развития и придав им яркий, в некотором смысле даже рекламный облик, ученые Римского клуба под руководством Д. Медоуза опубликовали подобранные материалы в виде доклада “Пределы роста” (1972). Доклад вызвал бурную реакцию общественности. С этого времени понятие пределов роста стало весьма популярным.
Смысл концепции Форрестера—Медоуза состоял в утверждении тезиса о конечности существования индустриально-ориентированной цивилизации. Идеология неограниченного возрастания материального благополучия является мифом; сохранение тех глобальных (промышленных, экологических, демографических) тенденций, которые сложились к началу 1970-х гг., должно было, как показывали компьютерные модели обозримого будущего, привести к резко негативным последствиям уже в начале третьего тысячелетия. Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, рост народонаселения достигнут критического предела, после которого начнутся мировые катастрофы. С осознания катастрофичности избранного индустриальными странами пути развития и началось оживленное становление проблематики глобальных проблем.
Деятельность Римского клуба существенно повлияла на оформление Глобалистики и на активизацию усилий общественности по решению глобальных проблем. То, что некоторые пессимистические прогнозы первых докладов Римского клуба не оправдались, несомненно, не в последнюю очередь вызвано деятельностью самого Римского клуба. Сегодня эта общественная организация включает представителей более 50 стран мира. Она продолжает активно работать, проводя информационные кампании, собирая конференции, анализируя проблемы различных регионов мира, производя экспертизы и разрабатывая программы действий. По инициативе Римского клуба осуществлен ряд исследовательских проектов, результаты которых, представленные в виде докладов, неизменно вызывают интерес и приобретают широкую известность. Назовем такие, как “Цели для человечества” Э. Ласло (1977), “Нет пределов обучению” Дж. Боткина, М. Малица, М. Эльманджра (1977), “Микроэлектроника и общество” (Г. Фридрихса, А. Шаффа (1982), “Фактор 4: в два раза больше богатства из половины ресурсов” Э. фон Вайцзеккера, А. и X. Ловинсы (1997).
Но, к сожалению, то, что делается сегодня Римским клубом и другими общественными организациями, чрезвычайно мало по сравнению с той глобальной опасностью, которая требует максимальной активизации наших усилий. Глобальные проблемы по определению требуют для своего решения объединения вокруг общей цели ученых, интеллектуалов, политиков, представителей самых разных областей человеческой деятельности и жителей различных регионов. Речь идет о выработке и осуществлении интегральной стратегии развития человечества, которая в свою очередь требует единого конструктивного настроя в международных политических, экономических и социальных отношениях.
Поиск новых ценностно-мировоззренческих ориентиров
Разработка средств для проведения экономико-хозяйственных социальных мероприятий должна разворачиваться в общем контексте поиска и обоснования новых ценностей мировой цивилизационной системы. Антисциентистское движение, набирающее сегодня силу среди широких слоев общества, нацелено в своем критическом пафосе против односторонней, ориентированной на безудержный рост производства научно-технической модернизации. Однако крайности антисциентизма, нападающего на науку вообще, не могут служить достаточной мировоззренческой альтернативой засилью инструментального разума. Для выхода из кризисной ситуации необходимо искать более взвешенный и гармоничный подход, который одновременно будет опираться на потенциал самой же науки и осознавать ограниченность и опасность неконтролируемой модернизации.
Важнейшим регулятивом нового типа цивилизационного развития должно стать осознание пределов человеческих возможностей, понимание того, что общество не только не может сколько-нибудь полно спланировать собственную среду обитания, но должно принимать как факт бесконечно превосходящую возможности нашего познания сложность биосферы как единой планетарной системы, включающей и жизнь, и связанные с ней процессы неорганической природы. Это заставляет нас вновь и вновь обращаться к идеям В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере и разрабатывать пути разумного включения человека в циклы планетарной жизнедеятельности.
В поисках перспективных мировоззренческих оснований сегодня обращаются к моделям других культур, ориентированных не на безграничный рост, а на поддержание гармонии человека и среды его обитания. Это, например, модель т.н. традиционных обществ (Китай, Индия и др.). Общества традиционного типа опираются на ценностные системы, нацеленные на поддержание стабильных, консервативных отношений человека и природы. Конечно, современный разбег цивилизации не может быть остановлен с последующим выстраиванием некоего псевдотрадиционного общества. Но речь может и должна идти о коррекции современного цивилизационного курса. Одним из возможных ориентиров такой коррекции может служить понятие коэволюции, предложенное Н.Н. Моисеевым для обозначения такого способа развития общества, который, в отличие от общества с неограниченными техногенно-модернизационными тенденциями, включает в себя существенную стабилизационную составляющую; такое развитие общества стратегически сбалансировано с объективными законами развития биосферы. Разумеется, сегодня о возможных путях коррекции цивилизационного курса больше говорится в контексте желаемого, чем реального. Тем не менее есть и примеры действительной реализации подобного рода подходов. Здесь вновь хотелось бы вернуться к деятельности В.В. Леонтьева. Разработанные им для Японии (и успешно претворенные в жизнь) программы экономического возрождения учитывали сложные местные условия, специфичные для островного государства с ограниченными ресурсами. Поэтому проекты Леонтьева были ориентированы на достижение и поддержание эколого-экономического баланса.
Коэволюционно ориентированные стратегии хозяйствования и развития — это новый тип мышления. Конечно, выработка и внедрение таких стратегий в мировом масштабе потребуют значительных усилий. Но возможно, это единственный разумный путь реформирования нынешних способов хозяйствования.

Читайте также: