Сущность проблемы пандемия кратко

Обновлено: 02.07.2024

Медицина

Сегодня во всем мире можно выделить ряд ключевых проблем, связанных с пандемией коронавируса. Различные сферы жизни общества вступают в сильный конфликт. Мы выделили как минимум 10 противоречий.

1. Инерция – скорость.

Человеку свойственна инерционность мышления, которая в обычной жизни является нормальным фактором, но в кризисной приводит к промедлению с принятием решений. Соответственно, в постпандемийном мире может вырасти роль медицинских структур, которые по определению должны находиться в постоянном напряжении.

Накануне 8 марта премьер-министр Испании Педро Санчес призывал испанцев принять участие в демонстрации в Мадриде по случаю Международного дня женщин, несмотря на то, что на севере страны уже был введен карантин. Тогда в стране было зафиксировано 589 случаев заражения. В демонстрации приняли участие около 120 тысяч человек, в том числе некоторые министры и супруга премьера. Правительство убеждало, что коронавирус под контролем, для правящей левоцентристской коалиции марш носил политически значимый характер. В итоге у многих участников – в том числе у жены Санчеса, министра равенства Ирен Монтеро и вице-премьера Кармен Кальво – позднее обнаружили коронавирус. По состоянию на 4 апреля в Испании заразились 124 тысячи человек, умерли 11,7 тысяч.

Первый зараженный появился в Греции 26 февраля. По настоянию эпидемиолога Сотириса Цодраса сразу же были приняты жесткие меры. Уже на следующий день в стране начали отменять массовые мероприятия. Когда через неделю, 5 марта, в стране появилось еще двадцать инфицированных, власти приостановили работу школ, вузов, детских садов. Были отменены массовые акции, связанные с празднованием 8 марта. По состоянию на 4 апреля в Греции заразились 1,6 тысяч человек, умерли 68.

2. Медицина – экономика.

Вопрос о приоритетности в современном мире решается в пользу человеческих жизней. Быстрое снятие карантинов невозможно, но сами карантинные меры предусматривают определенную гибкость – и при благоприятных тенденциях они будут постепенно смягчаться, чтобы быстрее восстановить экономический рост.

Особый случай – Швеция, где карантин также не введен – но правила безопасности и там ужесточаются. Неясно, сколько времени в стране будет сохраняться ставка на дисциплинированность граждан.

3. Свободы – безопасность.

Карантины неизбежно ведут к ужесточению контроля за поведением граждан. Здесь возникают две проблемы – краткосрочная (обеспечение прав и свобод человека в чрезвычайной ситуации) и долгосрочная (не возникнет ли у государств соблазна сохранить – хотя бы и в смягченном виде – такой контроль в будущем, объяснив его медицинскими факторами и в целом необходимостью обеспечения безопасности).

4. Технологии – права человека.

В то же время в случае неблагоприятного развития эпидемиологической ситуации или роста количества нарушений домашнего режима город готов запустить умную систему контроля соблюдения правил самоизоляции. Она может заработать после подписания соответствующего нормативного акта правительства Москвы. В случае, если такой правовой акт будет подписан, жители должны будут получать специализированный код, чтобы подтвердить свое перемещение по городу. Передвигаться по-прежнему можно будет как пешком, так и на общественном транспорте или личном автомобиле - достаточно лишь уведомить город о своих планах и иметь при себе полученный код. А чтобы выгулять питомца рядом с домом или вынести мусор на ближайшую контейнерную площадку, никаких уведомлений вообще не потребуется.

5. Центр – регионы.

Пандемия усиливает напряженность в отношениях между мегаполисами и провинцией, обостряют и ранее существовавшие проблемы. Более динамичное население мегаполисов воспринимается в глубинке как разносчик заболевания (это свойственно, в частности, России, где усиливаются антимосковские настроения, причем не только на массовом, но и на элитном уровне - директор департамента здравоохранения Ивановской области Артур Фокин призвал жителей региона не сдавать жилье гостям из Москвы и Московской области). Кроме того, местные власти обвиняют центральные в недостаточной эффективности (Испания).

6. Власть – общество.

7. Элиты – население.

Пандемия уравнивает людей – ее жертвами могут стать представители всех социальных слоев. На практике нередко у элит есть преимущество – раньше можно было уехать в свое поместье (как многим московским дворянам во время эпидемии чумы 1771 года), сейчас – запереться в личном особняке. Но при этом в России и Украине именно элитные и субэлитные группы, и без того не слишком легитимные в глазах общества, попали под огонь критики как разносчики вируса из-за своей высокой мобильности и недостаточной ответственности.

8. Знание - некомпетентность.

9. Достоверность – фейки.

10. Вера – рациональность.

Вера способна успокоить людей в трудной ситуации, дать им надежду на лучшее – но она же может и привести к тяжелым последствиям, если вера связана с фанатизмом (вспомним ту же московскую чуму 1771 года и убийство архиепископа Амвросия). В пандемию в России, Греции, Словакии возникало напряжение между государством и православными церквями, руководство которых оглядывалось на наиболее консервативную часть верующих, чтобы не утратить свой авторитет в их глазах. Но напряжение быстро заканчивалось, так как современный мир секулярен, и даже любящий демонстрировать свою верность традициям чиновник в кризисной ситуации относится к богослужениям как к обычным собраниям. А государство имеет возможность настоять на своем, хотя и с учетом некоторых важных для конфессий факторов (например, ради получения Благодатного огня для нескольких священнослужителей откроют храм в Иерусалиме).

Карта исторических путей распространения оспы, проказы и малярии в мире

Начиная с 20-го века в промышленно развитых государствах мира наблюдается постепенное сокращение заболеваемости и смертности от различных инфекций. Это обусловлено совершенствованием средств гигиены, а также внедрением в медицину таких новшеств, как вакцинация и антибиотики. Благодаря этому происходит рост средней продолжительности жизни человека.

В наши дни в качестве главных причин смертности на смену инфекционным заболеваниям, таким как дизентерия, корь, оспа и туберкулёз, приходят неинфекционные (сердечно-сосудистые, рак, диабет), а также хронические респираторные заболевания. Так, в Германии от неинфекционных заболеваний умирает в среднем в 16,5 раз больше людей, чем от инфекционных. Такая же тенденция наблюдается и в других богатых регионах мира.

Сегодня инфекционные заболевания являются главным образом проблемой более бедных стран. К примеру, во многих регионах Африки и Азии, особенно в сельской местности, царит антисанитария. Медицинское обеспечение является недостаточно доступным, при этом полностью отсутствует санитарное просвещение.

Подобная ситуация создаёт идеальные условия для распространения инфекционных заболеваний. В средних широтах такая болезнь, как ВИЧ/СПИД, стала редкостью благодаря проведению широкомасштабных информационно-просветительских кампаний, а также доступности презервативов; туберкулёз – благодаря хорошим возможностям диагностики и терапии; острые кишечные инфекции (дизентерия) – благодаря повышению уровня гигиены, а корь – благодаря проведению масштабных кампаний по вакцинации. В то же время в беднейших странах мира эти же заболевания входят в число главных причин смертности.

И корь, и оспа были распространены почти повсеместно до середины 20-го века и оказывали большое влияние на уровень заболеваемости населения, однако эта ситуация изменилась после разработки соответствующих вакцин.

Перспективы борьбы с эпидемиями

Хотя посредством эффективной вакцинации теоретически можно было бы истребить и корь, сделать это до сих пор не удаётся. По данным Всемирной организации здравоохранения, в период с 2000 по 2013 год благодаря прививкам удалось предотвратить 15,6 миллионов случаев смерти от этой болезни.

Северная и Южная Африка, а также Австралия до недавнего времени являлись территориями, фактически свободными от кори, не считая нескольких случаев завоза инфекции из других регионов. Однако в последние годы в связи с растущей давностью вакцинации произошло несколько вспышек заболевания в США, Германии и других промышленно развитых странах.


Пандемия подвергла испытанию возможности международного сообщества решать новые универсальные задачи как на глобальном, так и на местном уровнях. В конечном счете, для преодоления подобных угроз необходимо международное сотрудничество. Секьюритизация проблемы лишь усугубляет ее, а не способствует решению.

Что особенно важно, необходимо учитывать уроки, извлеченные из борьбы с пандемией, при решении проблем, связанных с изменением климата и другими глобальными вызовами. Они обнажают те же проблемы, вызванные отсутствием международного сотрудничества, невозможностью сдержать заболевания в пределах национальных границ и необходимостью совместной работы для общего блага. Пандемия коронавируса — это не только проблема безопасности, но и общесоциальная проблема, решать которую стоит не за счет использования механизмов безопасности, а путем обеспечения защищенности общества.

Пандемия подвергла испытанию способность международного сообщества реагировать на новые универсальные вызовы как на глобальном, так и на местном уровнях. Рикке Исхой, глава Международной кризисной группы по борьбе с коронавирусом при Международном комитете Красного Креста, кратко изложила соответствующие уроки, извлеченные из предыдущих пандемий:

необходимо расширять действие и обеспечивать строгое соблюдение норм международного гуманитарного права для защиты гражданских лиц, особенно в зонах конфликтов;

медицинская помощь и средства защиты (включая вакцины) должны быть доступны для всех;

меры по борьбе с пандемией не могут ограничиваться лишь вопросами здравоохранения, а должны быть направлены на борьбу с самым широким спектром ее вторичных последствий;

пока хоть кто-то находится в зоне риска, от пандемии не застрахован никто; меры по борьбе с заболеванием должны охватывать и наиболее уязвимые категории людей, и отдаленные районы;

любые чрезвычайные меры по борьбе с пандемией и ее распространением должны быть ограниченными во времени, носить недискриминационный характер и вводиться соразмерно потребностям здравоохранения;

ключевой фактор успеха профилактических мер и вакцинации — доверие и поддержка со стороны общественности.

С этой точки зрения, пандемия коронавируса продемонстрировала ряд упущений, многие из которых оказались обусловлены факторами политического характера. Семинар РСМД и RUSI помог выявить некоторые ключевые тенденции и проблемы в этой сфере.


Индивидуальные или коллективные меры по борьбе с вирусом?

Легко распространяющееся инфекционное заболевание нельзя удержать в пределах национальных границ. Борьба с ним требует от стран совместных усилий, обмена информацией о выявленных случаях заражения, геноме вируса, распространении заболевания и новых методах лечения. С этой точки зрения, мы наблюдали блестящие примеры такого международного сотрудничества — в частности, беспрецедентно открытый обмен генетической информацией, в результате которого 10 января 2020 г. был впервые опубликован полный геном вируса. В то же время, наблюдается заметная склонность государств бороться с коронавирусом самостоятельно, что подстегивает конкуренцию между странами в ущерб совместным усилиям. Подобная динамика — не простое усиление уже существовавшей геополитической напряженности, например, между США и Китаем или Россией и Западом; новые границы разделили и традиционных политических союзников: например, государства-члены ЕС отгородились друг от друга как буквально (Германия и Бельгия), так и в более широком смысле — Италия обвиняла партнеров по ЕС в отсутствии солидарности.

Рост национализма и популистских настроений стал серьезным напоминанием о том, что само по себе наличие мощных стимулов для сотрудничества по проблемам здравоохранения не означает его автоматического налаживания. Кроме того, подобная ситуация свидетельствует о подрыве доверия общественности к институтам глобального управления, в частности — к Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и ЕС, которые по большей части не смогли выработать согласованных и действенных мер по борьбе с коронавирусом.


Проблемы принятия решений на национальном уровне

Поскольку основное внимание уделяется фармацевтическим препаратам и другим медицинским способам лечения, а не устранению изначальных причин плохого состояния здоровья граждан — от деградации окружающей среды до социально-экономического неравенства, — велика вероятность, что влияние окружающей и социальной среды на здоровье населения останется без внимания. Восприимчивость к коронавирусу оказывалась выше в районах с загрязненным воздухом, у лиц, страдающих ожирением и диабетом, плохо питающихся, а также в социальных системах, где бедным и социально уязвимым слоям населения не созданы условия для ведения здорового образа жизни. В этой связи примечательно, что те главы государств, которые не предприняли эффективных мер по борьбе с пандемией, склонны преуменьшать значение изменений климата, а уровень социальной поддержки и степень участия государства в развитии системы здравоохранения в их странах остается низким.

Реагирование на трансграничные проблемы (включая пандемию и климатические изменения) зависит от взаимодействия законов, политических мер и социальных факторов. Политики, как правило, плохо разбираются в науке — вклад бывшей премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер как химика в разработку Монреальского протокола явился скорее положительным исключением. При выработке стратегии реагирования необходима опора на науку, но для этого требуются и политики, полностью осознающие последствия своих действий и умеющие грамотно противостоять угрозам, которые проявляются на национальном, но наиболее эффективно устраняются на международном уровне.

Многие участники семинара РСМД — RUSI подчеркивали первостепенную важность широкого информирования, поддержки и вовлечения общественности в борьбу с пандемией. Благодаря этим факторам органы здравоохранения могут получать достоверные сведения о заболеваемости, поддерживать эффективность системы отслеживания контактов с зараженными и обеспечивать соблюдение установленных правил (например, требований носить защитные маски или избегать больших скоплений людей). В России временами проявлялось недоверие общественности к системе здравоохранения — так, некоторые средства массовой информации ставили под сомнение официальную статистику заболеваемости COVID-19. Другой проблемой стало нежелание делать прививки — отсутствие доверия к вакцинам в таких странах бывшего советского блока, как Польша и Армения, характерно и для восточноевропейских иммигрантских диаспор. В Великобритании такие общины чаще уклоняются от прививок, чем, например, белое британское население или британцы азиатского происхождения, что подчеркивает необходимость общего укрепления доверия к вакцинации.


Субнациональные регионы и неправительственные организации как важные акторы

В ходе семинара были рассмотрены конкретные примеры реагирования на пандемию на региональном и муниципальном уровнях в Великобритании и России. Выступавшие отмечали весьма позитивные эффекты тесного сотрудничества в области здравоохранения как внутри страны (например, между 10 муниципалитетами Большого Манчестера), так и между регионами разных стран (к примеру, между Архангельской областью и ее традиционными партнерами в Северной Норвегии).

Роль этих акторов в решении таких общечеловеческих проблем, как изменения климата и развитие здравоохранения, заслуживает более пристального рассмотрения. Статус Фонда Билла и Мелинды Гейтс как основного спонсора ВОЗ уже вызывал подозрения о перекосах в деятельности этой организации, в которой искоренению отдельных болезней отводилось более важное место, чем общему укреплению систем здравоохранения бедных стран; в условиях пандемии опасения по поводу влияния Б. Гейтса на определение направлений деятельности ВОЗ только возросли. Возникают также непростые вопросы об эффективности мер, предпринимаемых правительствами, и об их реальных приоритетах. Риск возникновения пандемий занимает одно из первых мест в Национальном реестре рисков Великобритании с момента его первой публикации в 2008 г., однако существуют сомнения, действительно ли он воспринимался силовиками в качестве серьезной национальной угрозы. И, безусловно, подготовка к борьбе с пандемиями никогда не обеспечивались таким же финансированием, не вызывала такого же интереса у политиков и не рассматривалась как предмет международного сотрудничества в той же мере, как другие угрозы XXI в. типа изменений климата и кибербезопасности. Многие россияне в период пандемии также высказывали подобные сомнения, припоминая непрерывную оптимизацию системы здравоохранения в течение десятилетия, предшествовавшего вспышке инфекции, а также нежелание некоторых губернаторов, несмотря на прямое президентское поручение, выплачивать утвержденные надбавки медицинскому персоналу больниц, работающему с коронавирусными больными.


Без международного сотрудничества не обойтись

Чтобы мир преуспел в борьбе с пандемией коронавируса и подобными вспышками в будущем, националистические подходы должны уступить место открытому, ориентированному на результат сотрудничеству.

Российско-британское измерение

Семинар выявил немало параллелей между Великобританией и Россией, например, схожие тенденции в количестве заболевших и реакциях общественности. В обеих странах пандемия проходила на фоне крупных системных потрясений — выхода Великобритании из ЕС и резкого падения цен на российскую нефть.

Пандемия помогла выявить новые многообещающие возможности для неполитизированного сотрудничества, такие, как обмен опытом и передовыми наработками в области здравоохранения, устранения последствий чрезвычайных ситуаций, городского планирования (подходы к которому могут потребовать пересмотра в целях ограничения передачи вируса воздушно-капельным путем) и психологической помощи людям, находящимся на самоизоляции.

Выводы

И, пожалуй, важнее всего учитывать уроки, извлеченные в ходе борьбы с пандемией, при решении проблем, связанных с изменением климата и другими глобальными вызовами, поскольку они обнажают те же болевые точки: отсутствие международного сотрудничества, невозможность обойтись действиями в пределах национальных границ и необходимость совместной работы для общего блага. Пандемия коронавируса — это не проблема безопасности, а общесоциальная проблема, решать которую следует путем использования механизмов не государственной, а общественной безопасности и гражданской защиты населения.


Мы сегодня находимся в состоянии глобальной войны (четвёртой мировой). Отсюда все кризисы и проблемы – революция цен буквально на всё (технику, автомобили, недвижимость, стройматериалы, продукты питания и пр.), разорение среднего класса, рост бедных и нищих, увеличение числа сверхбогачей, запреты, сокращения прав и свобод человека, усиление запретительных мер, волнения по всей планете, бунты в Южной Африке, наступление талибов в Афганистане и т.д.

Саботаж России

Русские, очевидно, на уровне коллективного бессознательного почувствовали, что дело это мутное и надо выждать. 70–80 % населения против принудительной вакцинации ради каких-то туманных целей. Русские готовы пожертвовать даже своим здоровьем. То, что на Западе прошло на ура, в России не работает. Русские в очередной раз показали себя самым непредсказуемым и упорным народом, который ломает все рациональные и логичные сценарии и планы, которые составляют на Западе.

Что будут должны сделать силы, которые и развязали эту мировую бойню?

Кто самый нелояльный? Россия со своими 70 % отказа от вакцинации.

Поэтому Россию будут принуждать к лояльности. Методы различные. На западных границах, от Балтики до Чёрного моря, беспрерывно проходят учения стран НАТО. Военная демонстрация. Возникает угроза в южном подбрюшье России – афганский вопрос. Украина откровенно и явно становится плацдармом НАТО, нацеленным на нас. Идёт блокирование Белоруссии. Разжигают новую войну на Южном Кавказе.

Следующий шаг – смута, разрушение государственных структур по всему миру. Успешные примеры уже есть, как в Ираке, Сирии и Ливии. Ныне бунты охватили ЮАР, начались волнения на Кубе. Пандемия страха ведёт к хаосу и агрессии.

Таким образом, проведя успешную глобальную кампанию по манипуляции сознанием больших масс людей, обменявших свободную волю на иллюзорную безопасность (универсальный код лояльности, учёта и систематизации людей), хозяева Запада переходят к новому этапу – разрушению национальной государственности.

Читайте также: