Сущность общения структура общения кратко
Обновлено: 05.07.2024
Виды социальных контактов. Результат, цель и итоги общения. Биологические и социальное общение. Частные виды общения. Структура и задачи общения. Функции и формы общения. Коммуникативные барьеры в общении.
1. Виды социальных контактов
В психологии различают и два вида социальных контактов - общение и деятельность. Общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность.
Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка мысли, идеи, высказывания)
Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга.
Деятельность и общение это взаимосвязанные стороны социальной активности человека, они могут быть едины или реализовываться независимо друг от друга.
Необходимо рассмотреть структуру и функцию общения для того, чтобы понимать его механизм и дать полноценное определение.
Общение – взаимодействие людей, при которых реализуются их социальные отношения.
В общении существует три взаимосвязанные составляющие:
- коммуникативная сторона отвечает за обмен информацией между людьми;
- интерактивная сторона отвечает за организацию взаимодействия между людьми, например, необходимо повлиять на настроение человека;
- перцептивная сторона отвечает за включение процесса восприятия и взаимопонимания друг друга.
Общение выполняет ряд функций:
- Личностную.
- Коммуникативную.
- Инструментальную.
- Экспрессивную.
- Психотерапевтическую.
- Интегративную.
- Социализирующую.
- Самовыражения.
Рассмотрим каждую из них.
Средства общения
Средство общения – это поведенческие аспекты, которые во время коммуникации проявляются и адресуются партнеру в ходе общения.
Средства общения бывают двух видов:
К вербальным средствам относят:
Язык – это система единых слов, выражений, правил, которые используются в момент коммуникации.
Интонация – это эмоциональная выразительность, придающая разный смысловой окрас одной и той же фразе.
К невербальным средствам относят:
- мимику, позу, взгляд, которые либо усиливают, либо дополняют, либо опровергают смысл высказывания;
- жесты (бывают 2типов:
- общепринятые;
- экспрессивные то, что придает речи большую выразительность);
- дистанцию между людьми, которая зависит от культурных, национальных традиций, степени доверия.
Классификация дистанции
Рассмотрим отдельно виды дистанции. Она бывает 4 видов:
- Интимная. Расстояние между партнерами от 15 до 45 см. Эта дистанция допустима с близкими людьми. Характерные черты интимной зоны:
- доверие;
- негромкий голос;
- такесика.
При нарушении данной дистанции у человека наблюдаются физиологически изменения: учащение сердцебиения, повышение адреналина и т.д. Раннее вторжение в интимную зону в момент коммуникации говорит о покушении на неприкосновенность собеседника.
- Личная, или персональная. Расстояние между партнерами от 45 до 120 см. Данный тип дистанции присущ повседневным беседам с друзьями и т.п. Она включает в себя только визуально-зрительный контакт.
- Социальная. Расстояние между партнерами от 120 до 400 см. Такую дистанцию можно наблюдать на различны деловых встречах.
- Публичная. Расстояние между партнерами больше 400 см. Такая дистанция используется при взаимодействии с большой группой людей, например, лекция в университете, митинг и т.д.
Ученые вывели процентную составляющую использованных средств человека во время коммуникации:
Наша жизнь практически полностью состоит из общения. Поэтому оно представляется нам естественным, очень простым и понятным процессом. Но с точки зрения психологии, общение – это система с очень сложной внутренней структурой. Сегодня мы поговорим о том, что оно собой представляет, как устроено, каким бывает и какие функции выполняет.
Что такое общение?
Общение – это взаимодействие людей, в процессе которого происходит обмен информацией, идеями и эмоциями. Оно может происходить как между отдельными индивидами, так и между группами людей. Общение – комплексное понятие, включающее в себя такие аспекты как:
С точки зрения психологии, общение – это взаимодействие между людьми, заключающееся в обмене познавательной или эмоционально-оценочной информацией. Оно является проявлением межличностных отношений или ведёт к их формированию и развитию. Любое общение подразумевает наличие содержания (передаваемой информации) и цели (причины, по которой стороны вступают во взаимодействие).
Средства общения
Существует большое количество способов кодирования и каналов передачи информации. Общение возможно лишь тогда, когда обе стороны владеют подходящим способом кодирования и способны воспользоваться каналом передачи. Все существующие средства общения принято делить на две категории: вербальные и невербальные.
1. Вербальные средства общения
В эту категорию входят все способы общения, подразумевающие использование речи (устной, письменной или какой-либо ещё).
Примеры вербальной передачи информации:
Общим для всех этих способов является то, что они подразумевают передачу слов, состоящих из букв, закодированных определённым образом. Таким образом, вербальные средства общения определяются не каналом передачи информации, а способом её представления.
2. Невербальные средства общения
К невербальным средствам общения относятся способы передачи информации, которые не подразумевают кодирования речи. Они могут зависеть или не зависеть от воли отправителя. К примеру, человек может подмигнуть, осознанно вложив дополнительный смысл в свои слова. А дрожащий голос может выдать волнение говорящего против его воли.
Примеры невербальной передачи информации:
- особенности почерка, выделение слов;
- мимика, жесты, поза (кинестетические средства);
- приближение или отдаление;
- интонация и скорость речи, особенности голоса, паузы;
- символы, знаки и пиктограммы.
Характерной особенностью невербальных способов передачи информации является их относительная независимость от языка общения. Хоть их и нельзя назвать культурными универсалиями, большинство людей понимает их правильно.
Цели общения
Цели общения – это совокупность причин, заставляющих людей инициировать процесс обмена информацией и участвовать в нём. Все возможные цели общения можно разделить на две группы: функциональные (решающие определённую задачу) и объектные (связанные с поиском и выбором партнёра).
Основные функциональные цели общения:
- обмен информацией, выгодный обеим сторонам или одной из них;
- получение помощи;
- оказание помощи другому человеку;
- получение эмоционального отклика (похвалы, сочувствия, солидарности, сопереживания);
- координация взаимодействия (в работе, игре или иной совместной деятельности);
- приобщение к коллективу или социальной группе путём принятия идей, ценностей, принципов, моральных норм и прочих установок;
- влияние на взгляды и поведение собеседника;
- самовыражение, проявление своих умений и способностей;
- получение удовольствия от самого процесса общения.
Объектные цели общения – это цели, связанные с поиском и выбором партнёра. В зависимости от того, о каком партнёрстве идёт речь (постоянном или ситуативном, личном или рабочем), важными являются разные факторы (возраст, пол, образование, симпатия, близость проживания). Выяснение этих факторов и понимание того, уместно ли такое партнёрство, является объектной целью.
Этапы общения
Весь процесс общения можно разделить на 5 этапов:
Функции общения
Существуют разные подходы к классификации функций общения. В современной психологии одним из наиболее точных считается подход советского психолога Владимира Панферова. Он выделил 6 функций:
- Коммуникативная. Взаимодействие между людьми на разных уровнях (межличностное, групповое, общественное).
- Когнитивная. Общение является основным источником познания, получения опыта, развития когнитивных способностей.
- Информативная. Данная функция состоит в передаче информации разной степени важности.
- Креативная. В процессе общения формируются, меняются и развиваются социальные связи между людьми.
- Конативная. У людей есть социальные роли, которые как-то соотносятся между собой (например, начальник и подчинённый). Конативная функция состоит во взаимодействии этих ролей.
- Эмотивная. Данная функция обеспечивает обмен эмоциями.
Виды общения
В зависимости от того, как собеседники воспринимают друг друга, можно выделить несколько характерных видов межличностного общения:
Стороны общения
Психологи считают общение сложной системой, которая включает три подсистемы (стороны общения):
- Коммуникативная сторона общения. Данная подсистема объединяет процессы, направленные на обмен знаниями, мнениями и идеями с использованием как вербальных, так и невербальных средств.
- Перцептивная стороны общения. Это восприятие людьми друг друга, формирование мнения о личности в процессе взаимодействия и общения.
- Интерактивная сторона общения. Это всевозможные виды взаимодействия, возникающие при совместной деятельности людей (действия, выполняемые вместе, либо действия одного человека, влияющие на другого).
Роль общения в человеческой жизни
Личность человека формируется в процессе социализации, а основу этого процесса составляет именно общение. Поэтому можно без преувеличения сказать, что общение – важнейший фактор формирования личности. Кроме того, на общении построены все сферы жизни общества, и каждый человек постоянно общается с другими людьми в своей повседневной жизни.
Общение позволяет нам адаптироваться, находить место в обществе, улучшать своё положение и получать различные блага. А значит, от нашего умения общаться напрямую зависит качество нашей жизни. У каждого человека есть минимальные навыки общения от природы, но для достижения успеха их необходимо совершенствовать. Поэтому к общению надо относиться не просто как к форме взаимодействия с окружающими, но и как к важному навыку, который нужно развивать.
Коммуникация — важнейший компонент жизни каждого человека. Именно процесс коммуницирования помогает выстроить отношения между людьми из разных социальных групп и сообществ. Благодаря разговорам, возникает психологический контакт между людьми, происходит обмен сведениями, опытом и результатами работы.
Понятие общения, его виды и типы
С позиции обществознания, общение — это не что иное, как способ передачи данных от одного человека другому. Но с точки зрения психологии, коммуникация является главным условием для эффективного развития общества в целом и личности в частности. Коммуникация может быть:
- Формальной. Этот вид взаимодействия используется незнакомыми и знакомыми людьми, беседа которых носит исключительно информационный характер и не требует включения в разговор эмоциональной составляющей.
- Неформальной. При таком взаимодействии беседа может быть наполнена личным смыслом и эмоциями. Неформальный разговор может быть светским, повседневным и бытовым.
Формально можно общаться на работе, в университете, школе. Неформальное взаимодействие допустимо во всех остальных местах, но важно правильно подобрать стиль, тему и выбрать коммуникативный уровень в зависимости от ситуации.
- Материальной. Подразумевает реальный обмен предметами, которые в данный момент являются средством удовлетворения потребностей субъектов коммуникации, или их передачу.
- Когнитивной. В этом случае происходит обмен знаниями, оказывающий влияние на личностный рост людей. Например, один человек узнаёт у другого актуальную информацию о текущих ценах на бензин или студент узнаёт от преподавателя возможные методы решения математической задачи.
- Кондиционной. При этом субъекты оказывают психологическое или физическое воздействие друг на друга. Например, один человек успокаивает другого во время беседы, пытается поднять ему настроение или, наоборот, испортить его.
- Мотивационной. Направленной на передачу друг другу каких-либо установок, импульсов к действию.
В совершенстве зная методы эффективного общения, понимая структуру, механизм и возможные виды коммуникации, каждый человек может быстро адаптироваться в обществе, коллективе и в семье.
Цели и функции коммуникации
- помогать тому, кто в этом нуждается;
- получить помощь;
- самовыразиться;
- приучить других к своим или общесоциальным ценностям (воспитание, обучение);
- изменить мнение, намерение другого человека;
- получить эмоциональный отклик;
- получить выгоду или блага;
- научиться чему-то.
Только посредством правильно выстроенного разговора можно достигнуть поставленной цели. Таким образом, выделяют следующие функции общения:
- Информационная — заключается в обмене данными.
- Синдикативная — служит стимулятором для организации объединённых действий.
- Социальная — оказывает влияние на появление определённых навыков общения, принятых в конкретном социуме.
- Координационная — необходима для согласования действий при ведении коллективной деятельности.
- Интерактивная — направлена на корректировку поведения людей в процессе выполнения ими общих задач.
- Духовная. Отвечает за взаимопонимание партнёров на эмоциональном уровне.
Если между людьми завязывается беседа, значит, на то есть причины. Чёткое осознание целей и мотивов, побудивших к общению, помогает правильно выстроить диалог, вычленить важное и второстепенное и даже предугадать возможный результат.
Средства общения
Если говорить о средствах общения, то их классифицируют на вербальные и невербальные. Коммуникативная сторона общения с использованием вербальных средств имеет высокую ценность, поэтому важно, чтобы ребёнок своевременно овладел речью. В структуру вербального общения входят устно произнесённые или написанные слова и фразы. Если что-то требуется донести до собеседника, то очень важно правильно использовать слова и чётко формулировать предложения, следить, чтобы собеседник понимал смысл сказанного, говорить кратко или развёрнуто в зависимости от ситуации. Только при помощи грамотного вербального общения можно выстроить эффективную коммуникацию. Несмотря на всю важность вербальной составляющей, нельзя не принимать во внимание роль невербальной человеческой коммуникации, к которой относятся:
- Мимика — движение мышц лица.
- Жесты — движения руками, головой, ногами.
- Визуальный контакт — взгляд собеседника.
- Пантомимика — моторика тела (поза, осанка, походка).
- Такесика — прикосновения.
- Проксемика — зона (дистанция) во время разговора.
- Просодика — высота, громкость, тембр голоса.
Основные стили
Стиль общения — это устойчивые характеристики, которые выбирает человек во время разговора в зависимости от конкретной ситуации. Учёные выделяют следующие стили:
Уровни общения
Люди могут общаться на разных уровнях. Их классификация и систематизация была сделана в 1996 году психиатром Добровичем А. Б. Специалист выделил 7 основных уровней:
Читайте также: