Новгород в средние века кратко

Обновлено: 18.05.2024

Предки ильменских словен в результате Великого переселения народов были вытеснены из Центральной Европы на север, в края Приильменьской низменности. И это стало благом для них. Хорошо защищенные пространством и лесами от злобных полчищ, рыскающих по Европе племён, в неустанном труде, они сумели создать средневековую республику, по времени просуществовавшую дольше других государств на территории России, со всеми её монархическими династиями. Новгородская земля тех времён — это довольно развитая цивилизация, с почти поголовной грамотностью населения , что не характерно было для средневековых феодальных государств.

Для процветания любого общества, кроме мирного труда, не меньшую роль играет коммуникация — способность налаживания связей с внешним миром, и чем они прочней будут и дальше простираться, тем благотворней для этого общества.

Местоположение Приильменья в этом плане просто идеально: как сухопутным путём, так и через систему рек, его жители могли выходить во все моря, прилегающие к Восточно-Европейской равнине, таким образом вести торговлю с самыми отдалёнными странами и народами. Это даже отмечено в одной из старинных народных былин:

Через Приильменье проходили сразу два торговых пути: "Из варяг в арабы" — из Балтики по Волге в Каспий, и далее в страны Востока; "Из варяг в греки" — по Днепру в Чёрное море, в Византию, и даже вокруг Европы, что способствовало быстрому росту экономики этого региона. Как отмечено в летописи: иногда корабли "гостей" из разных земель и стран стояли на Волхове так плотно, что когда случался пожар на одной стороне, то по этим кораблям перебрасывался на другую.

ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД (1136 - 1478, 342 года) — именно так новгородцы официально именовали, и юридически фиксировали, своё государство в пику княжествам, где правили князья с титулом — "Господин Великий Князь", тем самым фиксируя, что у них не единоличное, а коллективное государственное правление, которое мы именуем республикой. Сразу же хочу отметить 3 момента, которые могут разочаровать романтиков от истории, и в первую очередь либералов, продвигающих идею Новгородской республики, как альтернативу Москве:

1 . Новгородская земля, ни при каких обстоятельствах не могла стать центром собирания русских земель, тем более на основе средневековой республиканской формы правления . Новгород, со всеми своими ресурсами, был объектом, а не субъектом европейской политики того времени (для него стать частью чьего то государства было просто делом времени). Новгородская средневековая республика подобна европейским , которые сложились также в эпоху феодализма, и развивались по одинаковым принципам, это — Венецианская, Генуэзская, Любекская, Пизанская, Республика Лукка, Сиенская, Флорентийская, Швейцарский союз, Цюрих. Все они со временем были завоёваны монархиями или уже Наполеоном, не устояла ни одна, хотя некоторые в своё время заправляли на международной политической арене ("suis quaeque temporibus" - "всему своё время" ). То есть, ни одна из подобных республик в Европе не стала центром создания современных национальных государств республиканского типа, тут даже не было исключения из правила. Ещё раз повторюсь — не мог ею стать и Новгород.

2. Новгород времён феодальной раздробленности почти ничего не связывает с современным республиканским строем, с его разделением властей, Конституцией и демократией, возникшей в Новое время периода становления капитализма . Новгородская республика была средневековой, она эмпирически вырастала ещё из родового строя. Её институты нацелены были, в первую очередь, на регулирование общественных отношений таким образом, чтобы несколько сотен самых богатых семей могли обогащаться, без особого на то риска — это было доминирующим, как во внутренней, так и внешней политике. Ведь вся новгородская земля, в первую очередь, на которой стоял сам Новгород, принадлежала коренным боярским родам, которые сдавали в аренду эти земли, как горожанам, так и жителям округов. То есть, все горожане, от самого нищего смерда и выше, платили этим боярам за проживание в Новгороде, так как их дома стояли на землях принадлежащих этим барыгам (что-то подобное собираются сделать и в наше время).

Война дело рискованное, в результате неё можно всё потерять, поэтому лидеры боярских группировок-кланов стремились договориться. Как раз для этого и была разработана очень тщательно, как нигде на Руси, вечевая и судебные системы, а также органы управления, иначе бы Новгородская земля не выжила от постоянных конфликтов, вызванных несовпадением интересов выше упомянутых группировок . Эта система постоянно "дорабатывалась" соответственно велению времени и назревающим объективным потребностям.

3. Об особенностях новгородской демократии. Да, было там такое, что на вече за кого громче кричали, тот и побеждал (от голоса и пошло "голосование"). Мало того, в более поздних слоях археологи находят ровно обрезанные кусочки бересты с каким-либо именем, вполне возможно, что это были первые бюллетени. Либералы всё ищут демократию в прошлом нашей страны и ностальгируют о том, что она у нас не прижилась. Но через свои "розовые очки" они не хотят видеть реальную историю. В результате длительной борьбы ещё с периода распада родового строя, в Новгородской земле утвердились уже упоминаемые выше боярские роды-кланы (в разное время их было 30 - 40 "фамилий", на подобии Древнего Рима), которые объединяли в разное время в среднем 300 влиятельных фигур, так называемых "300 золотых поясов"(или ”вячшие” — мудрейшие, старшие). В своих взаимоотношениях они старались держать баланс, по принципу "Лучше плохой мир, чем хорошая война", не раз убедившись, что любая, даже маленькая война, нанесёт вред всем, и в том числе более сильному. Но бывали моменты, когда жажда наживы затмевала здравый смысл, этот устоявшийся баланс нарушался, и дело доходило до столкновений. Вот если бы на картине ниже, иллюстрирующую новгородскую демократию эпохи Руси, дать её персонажам в руки биты со "стволами", она бы напоминала нам реалии демократии Российской Федерации 90-х годов 20 века. Напомнить, какая тогда была демократия, с чубайсовскими кейсами и позорным договорняком между "царём Борисом" и недокоммунистом Зю? Если это демократия, то тогда автор этих строк ветеран звёздных войн. Это твориться сейчас, а что творилось тогда?

Вече Софийской и Торговой сторон Новгорода демократически решают спорные вопросы на мосту через Волхов.

Вече Софийской и Торговой сторон Новгорода демократически решают спорные вопросы на мосту через Волхов.

Любой конфликт, переросший в "горячий" это всегда непредсказуемость, особенно если слабого зажимают в угол, и ему нечего терять. Тогда он способен на самые дерзкие поступки, типа "Пропади всё пропадом!". В очередной раз более сильный убеждался, что не надо "ворошить муравейник", и садился за стол переговоров. Отсюда, например, эволюция должности посадника Великого Новгорода , который мог выражать интересы какой-либо одной группировки. Сначала он избирался пожизненно; потом срок его полномочий сократился до 1 года; позже возникло коллективное посадничество, представлявшее разные концы города; затем создавалась коллегия посадников, среди которых поочерёдно выбирался "степенной" (председатель). Под конец Новгородской республики посадников одновременно было уже 36 (скорее всего столько и было самых знатных влиятельных родов-кланов). Увы, в Новгородской республике не было настоящего народного правления — власти большинства, как при демократии. Вся власть принадлежала нескольким десяткам самых богатых боярских родов. То есть, по сути — Господин Великий Новгород был аристократической средневековой республикой, постоянно скатывавшейся к олигархической форме правления, когда верхушка "рулила" в своих интересах, особенно под конец, что и приведёт к потере независимости Новгорода (низы не стали на его защиту, когда пришло войско Ивана III в 1478 году). Олигархия являлась основной причиной постоянных социальных конфликтов трудового люда Новгородской земли с его знатью. Если и были какие то проблески демократии, то они завоёвывались в борьбе СМЕРДОВ и ЧЁРНЫХ ЛЮДЕЙ с богатеями. О том, что "смерды" и "чёрные люди" — эксплуатируемое население Новгорода, тоже добились своего веса в городе, указывает тот факт, что когда Всеволода Мстиславича выгоняли из Новгорода, то 1-м пунктом обвинения было "Не блюдот смерд" — не защищает низы от произвола богачей, что накаляло обстановку в городе.

Одна из гипотез происхождения понятия "чёрные люди". Среднее и правое фото — последний день эксперимента (уже можно было полакомиться апельсином).

Одна из гипотез происхождения понятия "чёрные люди". Среднее и правое фото — последний день эксперимента (уже можно было полакомиться апельсином).

СТРЕМЛЕНИЕ НОВГОРОДЦЕВ К НЕЗАВИСИМОСТИ во времена Киевской Руси практически не покидало никогда. Как пример, можно взять случай, когда в княжение Владимира I они не побоялись отказаться, поддержав Ярослава, платить дань. Или взять хотя бы те же новгородские летописи, все они выделяют самость Новгорода, противопоставляя себя Киеву, и даже иногда изображают столицу в уничижительном виде. Заложенные в родовом строе традиции самоуправления были столь велики, что они продолжали жить даже при сильной княжеской власти. По всему видно, что они тяготились этой единоначальной властью, которая только что и могла, как "трясти" с новгородцев дань. Потому, как только выпал удобный момент, они тут же князя "посадили на цепь" — ограничили его власть на выгодных для себя условиях, создав республиканскую форму правления. Всё настолько созрело, что буквально произошло в промежутке 4-х лет. Хронология событий такова:

1132 год — сын Мстислава I Владимировича — Всеволод Мстиславич, княживший в Новгороде с 1117 года, после смерти отца ввязывается в междоусобную войну со своим дядей Юрием Долгоруким за Переяславское княжество.

1135 год — 26 января, между войсками Всеволода Мстиславича, куда кроме новгородцев входили даже отряды немецких рыцарей, и ростово-суздальцами у Жданой горы произошло сражение . Новгородцы потерпели сокрушительное поражение. В этой битве погибли представители высшей аристократии Новгорода — посадник Иванко и тысяцкий Петрило Микулич. Всеволод Мстиславич, со своей конной дружиной кинулся наутёк, бросив на произвол судьбы новгородское пешее ополчение, которое почти что всё было перебито. Летопись об этом событии рассказывает следующее:

Неприглядное поведение Всеволода Мстиславича, как военного предводителя, нанесло сильный удар по престижу княжеской власти в Новгороде. Очевидно, чтобы загладить своё позорное поражение в битве при Жданой горе, и упрочить своё пошатнувшееся положение в Новгороде, уже при новом посаднике Мирославе Гюритиниче, Всеволод Мстиславич составляет в 1135 году, так называемое "Рукописание". Это юридический документ, даровавший льготы второй по влиятельности группировке боярства в Новгороде — купеческому братству "Ивановское сто" при церкви на Опоках . "Рукописание" чётко защищает права и интересы крупного торгового сословия: они выводились из-под юрисдикции посадника, наделялись правом самостоятельного суда по торговым делам; в пользу этого братства должны были собираться таможенные пошлины с воска, которые поступали в Новгород со всей Руси. Это вызвало недовольство бояр-вотчинников Новгорода. Их раздражение по отношению к Всеволоду Мстиславовичу ещё больше усилилось, когда посадник Мирослав Гюритинич ездил в южные княжества решать ситуацию, связанную с междоусобицей (мирить киевлян с черниговцами), и по рекомендации князя, как эксперта, совершал действия не в пользу новгородцев.

Чашу терпения влиятельных кругов Новгорода, по отношению к князю Всеволоду, переполнило следующее. Кроме купечества в Новгороде влиятельными силами, на которые можно было ещё опереться, являлись "чёрные люди" со "смердами" и церковные верхи. Но низы к князю испытывали лютую ненависть, особенно после того, как он их бросил на убиение при Жданой горе, на них опираться он даже и не помышлял. Другое дело ЦЕРКОВЬ , имевшая значительный экономический и политический вес в городе. Всеволод Мстиславович в угоду ей, в начале 1136 года, издаёт второй документ, который частично перечёркивает привилегии данные купеческому братству — "Устав князя Всеволода о церковных судех. и о мирилах торговых" . В нём речь идёт о праве церкви судить по целому ряду статей. Но самое главное! Он вверяет "мерила торговые" : в первую очередь — церкви Святой Борогодицы на Торгу, которая была им построена и находилась под его контролем; затем Софийскому собору с епископом; и лишь на третьем месте их получает "староста Иваньский" из церкви на Опоках (то самое купеческое братство). Это был серьёзный удар по доходах купечества Новгорода. Кроме церкви и небольшой части "прикормленных" боярских родов против Всеволода Мстиславича выступили жители всех сословий города.


Тема: Древнерусское государство

Урок: Великий Новгород в XII—XIII веках

Географическое положение

Новгородское княжество или Новгородская земля (республика) располагалось в северной части Руси от Северного Ледовитого океана до верховьев Волги, и от Балтийского моря до Уральских гор. Столица — Новгород. Крупные города: Новгород, Псков, Старая Русса, Ладога, Торжок, Корела, Псков и другие.

Карта Новгородской земли в 12-13 веках.

Специфика географического положения заключалась в практически полном отсутствии земледелия, поскольку почва была непригодной для сельского хозяйства, а также удаленность от степей, благодаря чему Новгород практически не видел монгольского нашествия. При этом княжество постоянно подвергалось военным нашествиям со стороны шведов, литовцев и немецких рыцарей. Тем самым именно новгородские земли были щитом Руси, который охранял ее с Севера и Запада.

Географические соседи Новгородской республики:

  • Владимиро-суздальское княжество
  • Смоленское княжество
  • Полоцкое княжество
  • Ливония
  • Швеция

Новгородское вече

Верховным органом власти в Новгороде было народное собрание – вече. Которое к этому времени, уже не было собранием всего новгородского взрослого мужского населения. Как правило, в вече принимали участие только владельцы городских усадеб количеством не более $500$ участников. Именно они, на то момент, составляли правящую верхушку Новгорода.

Среди историков нет единого мнения относительно полномочий веча. Например историк В. И. Сергеевича ограничивал деятельность веча приглашением князя, принятием законов, объявлением войны и заключением мира. По мнению И. Я. Фроянова в компетенцию веча не входила такая важная функция, как законодательная. Однако большинство историков подчеркивают нестабильность данного института. Как правило, вече само определяло круг своих полномочий, поэтому в разное время он был различным.

Государственный строй

Особенности развития хозяйства определили и государственный строй Новгородской земли. Во времена единого Древнерусского государства великий киевский князь назначал в Новгород своего наместника, которого называли посадником. По мере обособления Новгорода боярам удалось добиться от Киева права избирать посадника на городском вече. Поэтому, в отличие от большинства русских земель, Новгород в период раздробленности сменил монархическую форму правления на форму вечевой республики. Права князя – как главы государства – перешли к выборным должностным лицам, избиравшимся на городском вече из числа бояр или богатых горожан. Свободное мужское население (хозяева дворов) обладало правом избирать на вече правителей Новгорода.

Тысяцкий представлял в совете господ торгово-ремесленное население (в основном купцов). Его главной задачей был сбор налогов. Кроме этого, он участвовал в торговом суде, а в случае военной опасности возглавлял народное ополчение, собираемое в помощь княжеской дружине. Архиепископ руководил церковными делами Новгорода, а также был хранителем городской казны, образцов мер и весов. Он скреплял печатью договоры с иностранными государствами и купцами, которые подписывал посадник. В его ведении находился и церковный суд. Архимандрит был главой черного (монастырского) духовенства.

Экономические особенности

Отсутствие хороших пашенных земель привело к тому, что в Новгородской республике активно развивались ремесла и торговля. Среди промыслов выделялись: производство железа, рыболовство, охота, солеварение и другие ремесла, характерные для северных регионов. Торговля же в основном осуществлялась с соседними регионами: Прибалтика, немецкие города, Волжская Булгария, Скандинавия.

Новгород был богатейшим торговым городом Руси. Достигалось это выгодностью географического положения, а также наличие торговых связей различными регионами, в том числе и с Византией, и с Кавказом. В основном новгородцы торговали пушниной, медом, воском, изделия из железа, гончарные изделия, оружие и так далее.

Совет господ

В связи с тем, что вече собиралось не постоянно необходим был постоянный орган власти. Таким органом власти являлся Совет господ. В его состав входили бывшие посадники, тысяцкие, сотские и архиепископа. Этот Совет имел ярко выраженный аристократический характер, число его членов редко доходило до $50$. Функцию постоянного председателя Совета выполнял архиепископ. Совет господ вместе с князем, посадником и тысяцким решал вопрос о созыве веча и в дальнейшем направлял всю его деятельность. К компетенции Совета относилась подготовка вопросов для обсуждения на вече, разработка законопроектов, хотя он не имел права голоса в принятии законов. Кроме того, Совет осуществлял общий надзор за работой должностных лиц, контролировал деятельность исполнительной власти.

Политическое устройство

Новгородская феодальная республика формально управлялась князем, но реально система управления может быть представлена в виде перевернутого треугольника.

Реальная власть была у Вече и бояр. Достаточно сказать, что именно вече назначило князя, и оно же могло его изгнать. Кроме того на общегородском вече, которое функционировало в рамках боярского совета (300 золотых поясов) назначались:

  • Князь — приглашался вместе с дружиной. Его резиденция находилась за городом. Главная задача — защита новгородской земли от внешней угрозы.
  • Посадник — глава городского управления. Его задачи — наблюдение за князем, суд в городах, управление городами. В подчинении имел старост улиц города.
  • Тысяцкий — глава городской администрации и городского ополчения (помощник посадника).Занимался управлением населением.
  • Архиепископ — глава новгородской церкви. Задачи — хранение архивов и казны, ответственность за внешние связи, наблюдение за торговлей, составление и сохранность летописей. Архиепископ утверждался московским митрополитом.

Князь мог быть призван новгородцами, но мог быть и изгнан, что случалась часто. С князем заключали дар (договор), в котором указывали права и обязанности князя. Князь рассматривался только в качестве защитника от иностранных захватчиков, но не имел никакого влияния на внутреннюю политику, а также на назначение/смещение должностных лиц. Достаточно сказать, что за 12-13 века князья в Новгороде менялись 58 раз! Поэтому можно смело говорить, что реальная власть в этом княжестве принадлежала боярству и купечеству.

Политическая самостоятельность Новгородской республики была оформлена в 1132-1136 годах после изгнания князя Всеволода Мстиславича. После этого Новгородская земля ликвидировала власть Киева и стала фактически независимым государством с республиканской формой правления. Поэтому и принято говорить, что Новгородское государство представляло собой боярскую республику с элементами системы городского самоуправления.

Выборные должности

Основные власти города: посадник, тысяцкий, владыка (архиепископ) и новгородский архимандрит выбирались на вече. Посадник первоначально назначался князем и был его наместником. Однако с начала $XII$ в. посадника уже начинают избирать. Посадник играл ключевую роль в управлении Новгородом. Вместе с князем он руководил военными походами, принимал участие в дипломатических переговорах, заключал соглашения с князем. Избирался посадник из узкого круга боярских семей. Существование должности тысяцкого была связана с особой налоговой сотенной организацией. Для сбора податей весь город был разделен на $10$ сотен возглавлявшихся сотскими, которые подчинялись тысяцкому. Тысяцкий, как и посадник, первоначально назначались князем. В конце $XII$ в. эта должность также стала выборной. Если посадник избирался из бояр, то тысяцкий представлял интересы небоярского населения Новгорода — меньших людей и купцов. Во главе новгородской церкви стоял владыка, т. е. епископ (в дальнейшем архиепископ), также выбирался на вече и только после этого утверждался митрополитом. Архиепископ управлял делами всей новгородской земли, часто он являлся посредником между князем и посадником. Одной из основных его функций был контроль над эталонами мер и весов. Вместе с посадником и тысяцким он подкреплял своей печатью дипломатические соглашения. Должность владыки, в отличие от остальных, была пожизненной. Хотя иногда бывали случаи смещения владык. На рубеже $XII — XIII$ вв. на вече стали избирать особого новгородского архимандрита, который возглавлял все черное духовенство (т. е. монахов) и был независим от владыки. Таким образом, власть в Новгородской республике фактически принадлежала феодалам (боярам и меньшим людям) и купцам, в которой выборные власти проводили политику защиты интересов господствующего класса.

Новгород Великий

Новгород — столица Новгородской земли, был основан в 9 веке как результат объединения поселков трех племен: чудское, славянское и мерянского. Город располагался по реке Волхов и разделялся ею как бы на 2 части: восточную и западную. Восточная часть называлась Торговой, а западная — Софийской (в честь собора).

Новгород был один из самых крупных и красивых городов не только Руси, но и Европы. Население города было довольно образованным по сравнению с другими городами. Во многом это было связано с тем, что в городе развивались ремесла и торговля, которые требовали специфических знаний.

Политическая борьба в Новгороде в XII – XIII вв

Например, черты народного движения присутствовали в восстании $1136$ г. против князя Всеволода Мстиславича. В $1207$ г. вспыхнуло восстание направленное направлено против бояр Мирошкиничей, которые восстановили против себя не только черный люд, но и боярскую верхушку, и князя Всеволода Большое Гнездо. Народное недовольство и серия неурожайных лет вызвали крупное народное движение в Новгороде в $1228 — 1230$ гг. В эти годы было смещено несколько князей, посадников и тысяцких, изгнан архиепископ.

Противоборствующие группировки умело использовали эти выступления во внутрифеодальной борьбе, чтобы свести счеты со своими врагами. Результатом таких выступлений, как правило, была смена группировки находящейся у власти. Однако иногда простым горожанам удавалось добиться некоторого улучшения жизни.

Основные события

Основные события в княжестве в 12-13 века:

  • 1136 — изгнание князя Всеволода Мстиславича, после чего новгородцы самостоятельно избирали себе князя.
  • 1156 — самостоятельное избрание новгородское Архиепископа
  • 1207-1209 — социальные движения в Новгороде против бояр
  • 1220-1230 княжение Ярослава, сына Всеволода Большое Гнездо
  • 1236-1251 — княжение Александра Невского

Кол-во блоков: 12 | Общее кол-во символов: 12826
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:


В летописи помещён большой список различных племён и народов, издавна плативших дань Руси; добрая половина их была связана с Новгородом или входила впоследствии в состав его владений: Чудь, Норома, Ямь, Чудь Заволочская, Пермь, Печора, Югра. Отношения с этими племенами были, как и при колонизации Ростово-Суздальской земли, сравнительно мирными. Конфликты, которые изредка возникали между новгородцами и местным населением, носили частный характер и никогда не кончались жестокими массовыми расправами и истреблением народа, как это бывало в эпоху раннего и позднего средневековья в других странах (от Европы до Америки включительно). Местная знать вливалась в русское боярство (например, Чудин и его брат Тукы). О далеких северных связях Новгорода очень интересно рассказал летописцу боярин Гюрята Рогович в конце XI века:


К Югорскому Шару и Русскому Завороту Новгородцы плавали на кораблях по океану, делая в общей сложности путь в 5 тысяч километров, равный путешествию из Новгорода в Лондон и обратно.

Реки да озера к Нову-городу,
А мхи да болота к Белу-озеру,
Да чистое поле ко Пскову;
Темные леса Смоленские…
Широка мать-Волга под Казань шла,
Подале того — и под Астрахань…
Из-под белого горючего из-под камешка
Выбегала мать Днепра-река
Да устьем впадала в море Черное…


Северный морской путь новгородцев в Мангазею

Из Новгорода вниз по Волхову через Ладожское озеро и Неву легко было попасть в Швецию, на Готланд или в земли балтийских славян.

Из Новгорода через Ильмень и Мету попадали на Волгу и шли в Болгарию, Хазарию и далекие земли Востока.


С другой стороны, удаленность от Киева, широчайшие связи с десятками могущественных и богатых стран и богатства собственной земли давали Новгороду возможность роста, усиления, а следовательно, и независимости.


Пятины Новгородской земли

Новгород расположен на берегах Волхова, недалеко от истока этой реки, вытекающей из Ильмень-озера. Древнейшее местоположение было, очевидно, на левом берегу, где стоит кремль и где в названии Волосова улица хранится память о языческом боге скота и богатства — Волосе (Велесе). Почти у самого озера, вне города, стоял идол Перуна, поставленный по приказу киевского князя в конце X века. Вокруг Перуна, как гласит древнее предание, горел неугасимый огонь; раскопки обнаружили вокруг идола восемь костров. Вплоть до XX века у жителей Новгорода сохранялось поверье, что, проплывая мимо Перыни, нужно бросить в воду монету, как бы в жертву древнему богу.


Новгород XI — XIII веков был большим, хорошо организованным городом. Его кремль, выросший вдвое, был укреплен каменной стеной и включал в себя Софийский собор, являвшийся также хранилищем государственных документов, и епископский двор. В южной части кремля другой новгородский былинный герой — богатый купец Садко Сатинич построил большую Борисоглебскую церковь. Напротив кремля находился торг, вечевая площадь, Ярославово дворище, дворы иноземных купцов и церкви купеческих корпораций (Иван на Опоках, Богородица на Торгу, Варяжская божница). Берега Волхова были поделены на пристани и густо уставлены кораблями и лодками разных стран и городов. Судов было так много, что иногда во время пожара огонь по ним переходил с одного берега на другой. По периферии города располагались монастыри. Юрьевский монастырь, построенный Мстиславом, возвышался, как башня, при въезде в город с юга, со стороны Ильменя, а для плывших с севера такими воротами города являлся Антониев монастырь.

Карта городов, где найдены берестяные грамоты

Новгородцы славились как искусные плотники, и в раскопках найдено много остатков деревянных домов и резных украшений. Целый конец Новгорода назывался Плотницким, а многие улицы долго хранили память о селившихся кучно ремесленниках: Щитная, Кузнецкая, Кожевники, Гончарная и др. Ремесло, существовавшее первоначально как работа на заказ, в XII веке все больше связывалось с рынком. По всей вероятности, наиболее богатые из мастеров торговали своей продукцией на главном торгу Новгорода, как это хорошо известно для более позднего времени.


Выгодное географическое положение Новгорода способствовало развитию внешней торговли, которая была делом не только купцов, но и бояр, и новгородской церкви. Далекие торговые экспедиции, требовавшие оснащения кораблей и большой вооруженной охраны, сплачивали боярско-купеческие круги и выдвигали их сразу на видное место. В новгородском былинном эпосе эти далекие плавания опоэтизированы: в 1070-е годы появилась былина о плавании к Корсуню (Херсону) в Крыму, былина о Садко, богатом госте, которая очень живо рисует и быт самого Новгорода Великого в XII веке, и плавание 30 кораблей по синему морю.


В Нове-городе живу да я хозяином,
Я хозяином живу да управителем…
У меня ли у Ставра у боярина
Злата, серебра стоят кованы ларцы,
Крупну жемчугу бурмицкому несть числа.

Ой, глупые бояре, неразумные,
Они хвалятся градом Киевом…
А что это за ограда во Киеве
У ласкова князя Владимира?
У меня ли у Ставра широкий двор
Не хуже будет города Киева!


Ивановскому братству давались самоуправление и суд по торговым делам, независимые от посадника. Стать членом гильдии мог богатый купец, или сын богатого купца, вносивший большой вклад — 50 гривен. В пользу Ивановского братства шли таможенные пошлины с воска, привозимого в Новгород со всех концов Руси. Гильдия имела свой общинный праздник 11 сентября, когда из общей казны тратили, очевидно, на устройство пира, 25 гривен серебра, зажигали в церкви 70 свечей и приглашали служить в церкви самого владыку, получавшего за это гривну серебра и сукно. Праздник братства Ивана на Опоках длился целых три дня. Такие совместные праздники членов купеческих гильдий или ремесленных цехов были характерны для всех средневековых городов Европы и Востока.

Тем временем в начавшейся феодальной раздробленности и распрях князей Новгород попытался сказать своё слово в общерусской политике. Посадник Мирослав Гюрятинич ездил в Южную Русь мирить киевлян с черниговцами. Князь Всеволод, остававшийся в Новгороде, давал противоречивые рекомендации относительно того, с кем из соперников быть Новгороду в союзе. Недовольство князем со стороны новгородских бояр возрастало одновременно с сознанием их собственного могущества.


Новгород Церковь Прокопия


Дальнейшие события показали, что князь просчитался: 28 мая 1136 года по приговору веча с участием псковичей и ладожан Всеволод был арестован и вместе с женой, детьми и тещей посажен в епископский дворец, где два месяца 30 вооруженных воинов стерегли его, а заодно и владыку (?) . В июле Всеволода выпустили из города, предъявив ему обвинения:

Последние князья Новгорода являлись, по существу, наемными военачальниками. Новгород Великий в XII—XIII веках, управляемый боярами, был ареной напряженной классовой борьбы. Обособление его от власти киевского князя сказалось в том, что боярское правительство все чаще стало принимать участие в усобицах в других землях, а это сильно ухудшало положение и крестьян, и городского люда, на плечи которых ложилась вся тяжесть междоусобных войн, разорявших страну и затруднявших подвоз хлеба из более хлебородных земель. Восстание 1136 года было далеко не единственным.

Богатый ремесленно-торговый город, столица огромной земли, границы которой терялись у берегов Ледовитого океана, Новгород на протяжении XII — начала XIII века быстро рос, развивался, расширял свои торговые связи, создавал своеобразную культуру. Наиболее близкой аналогией Новгороду в Западной Европе является Флоренция, богатая торгово-аристократическая республика, внутренняя история которой тоже полна борьбой феодальных партий, борьбой бедных горожан с ростовщиками и патрициями.

История Новгорода не была так трагически прервана татарским нашествием, как это случилось с Киевом, Черниговом и другими городами. Новгород успешно отбился от немецких рыцарей и легче, чем другие земли, перенёс утверждение татарского ига, но и здесь тяжело сказывались первые десятилетия татарского владычества на Руси. Новгород Великий играл очень важную роль в истории Руси, Западной Европы и далекого Северо-Востока, куда вместе с новгородской мирной колонизацией проникало русское ремесло и русское земледелие. Этим был подготовлен путь дальнейшего продвижения в Сибирь.

Далее…СЕВЕРОРУССКИЕ КНЯЖЕСТВА В XII — НАЧАЛЕ XIII ВЕКА. Владимиро-Суздальское княжество

Читайте также: