Классификация грузовых атс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Автомобильные транспортные средства (АТС) подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные.

К пассажирскому транспорту относятся легковые автомобили и автобусы. К грузовому – грузовые бортовые автомобили, фургоны, самосвалы, тягачи, прицепы и полуприцепы, включая специализированные АТС, предназначенные для перевозки конкретного вида грузов. К специальным АТС относится подвижной состав, оборудованный и предназначенный для выполнения определенных преимущественно нетранспортных работ, не связанных с перевозкой грузов (в т.ч. пожарные, коммунальные, мастерские, краны и т.п.).

1 – 4. Первые четыре категории L, M, N, O представлены в таблице.

Транспортные средства категорий М2 и М3 относят:

– к одному или более из трех классов (I, II, III) по Правилам ЕЭК ООН № 36 и Правилам ЕЭК ООН № 107;

– к одному из двух классов (А, В) по Правилам ЕЭК ООН № 52.

Класс I (городские автобусы). Транспортные средства, конструкцией которых предусмотрены зоны для стоящих пассажиров, обеспечивающие возможность пассажирообмена.

Класс II (междугородные автобусы). Транспортные средства, сконструированные для перевозки главным образом сидящих пассажиров, в которых может предусматриваться перевозка стоящих пассажиров, находящихся в проходах и/или в зонах, не превосходящих по своей площади пространства, необходимого для размещения двух двойных сидений.

Класс III (туристические автобусы). Транспортные средства, сконструированные исключительно для перевозки сидящих пассажиров.

Класс А. Транспортные средства, конструкцией которых предусмотрена перевозка (не более 22, кроме места водителя) стоящих пассажиров. Транспортное средство этого класса имеет сиденья, но может также предусматривать перевозку стоящих пассажиров.

Класс В. Транспортные средства, не предназначенные для перевозки стоящих пассажиров (не более 22, кроме места водителя). Транспортное средство этого класса не имеет оборудования, предназначенного для стоящих пассажиров.

Таблица – Классификация транспортных средств категорий L – O

*) Категория L7. Квадрицикл. Четырехколесное транспортное средство иное, чем транспортное средство категории L6, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.




Кроме того, прицепы категорий О2 – О4 относят к одному из следующих трех типов:

полуприцеп – буксируемое транспортное средство, ось(и) которого расположена(ы) позади центра масс транспортного средства (при равномерной загрузке) и которое оборудовано сцепным устройством, позволяющим передавать горизонтальную и вертикальную нагрузки на буксирующее транспортное средство.

Одна или более осей могут иметь привод от буксирующего транспортного средства;

полный прицеп – буксируемое транспортное средство, имеющее не менее двух осей и оборудованное буксирным устройством, которое может перемещаться вертикально (по отношению к прицепу) и служит для поворота передней оси(ей), но не передает какой-либо значительной статической нагрузки на буксирующее транспортное средство.

Одна или более осей могут иметь привод от буксирующего транспортного средства;

прицеп с центральной осью – буксируемое транспортное средство, оборудованное буксирным устройством, которое не может перемещаться вертикально (по отношению к прицепу), и ось(и) которого расположена(ы) вблизи центра масс транспортного средства (при равномерной загрузке) так, что на буксирующее транспортное средство передается только незначительная статическая вертикальная нагрузка, не превышающая либо 10% величины, соответствующей максимальной массе прицепа, либо 10 кН (в зависимости от того, какая из этих величин меньше).

Капралов С.С.

Лекция № 3

Классификация АТС

Автомобильные транспортные средства (АТС) подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные.

К пассажирскому транспорту относятся легковые автомобили и автобусы. К грузовому – грузовые бортовые автомобили, фургоны, самосвалы, тягачи, прицепы и полуприцепы, включая специализированные АТС, предназначенные для перевозки конкретного вида грузов. К специальным АТС относится подвижной состав, оборудованный и предназначенный для выполнения определенных преимущественно нетранспортных работ, не связанных с перевозкой грузов (в т.ч. пожарные, коммунальные, мастерские, краны и т.п.).

1 – 4. Первые четыре категории L, M, N, O представлены в таблице.

Транспортные средства категорий М2 и М3 относят:

– к одному или более из трех классов (I, II, III) по Правилам ЕЭК ООН № 36 и Правилам ЕЭК ООН № 107;

– к одному из двух классов (А, В) по Правилам ЕЭК ООН № 52.

Класс I (городские автобусы). Транспортные средства, конструкцией которых предусмотрены зоны для стоящих пассажиров, обеспечивающие возможность пассажирообмена.

Класс II (междугородные автобусы). Транспортные средства, сконструированные для перевозки главным образом сидящих пассажиров, в которых может предусматриваться перевозка стоящих пассажиров, находящихся в проходах и/или в зонах, не превосходящих по своей площади пространства, необходимого для размещения двух двойных сидений.

Класс III (туристические автобусы). Транспортные средства, сконструированные исключительно для перевозки сидящих пассажиров.

Класс А. Транспортные средства, конструкцией которых предусмотрена перевозка (не более 22, кроме места водителя) стоящих пассажиров. Транспортное средство этого класса имеет сиденья, но может также предусматривать перевозку стоящих пассажиров.

Класс В. Транспортные средства, не предназначенные для перевозки стоящих пассажиров (не более 22, кроме места водителя). Транспортное средство этого класса не имеет оборудования, предназначенного для стоящих пассажиров.

Таблица – Классификация транспортных средств категорий L – O

*) Категория L7. Квадрицикл. Четырехколесное транспортное средство иное, чем транспортное средство категории L6, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.

Кроме того, прицепы категорий О2 – О4 относят к одному из следующих трех типов:

полуприцеп – буксируемое транспортное средство, ось(и) которого расположена(ы) позади центра масс транспортного средства (при равномерной загрузке) и которое оборудовано сцепным устройством, позволяющим передавать горизонтальную и вертикальную нагрузки на буксирующее транспортное средство.

Одна или более осей могут иметь привод от буксирующего транспортного средства;

полный прицеп – буксируемое транспортное средство, имеющее не менее двух осей и оборудованное буксирным устройством, которое может перемещаться вертикально (по отношению к прицепу) и служит для поворота передней оси(ей), но не передает какой-либо значительной статической нагрузки на буксирующее транспортное средство.

Одна или более осей могут иметь привод от буксирующего транспортного средства;

прицеп с центральной осью – буксируемое транспортное средство, оборудованное буксирным устройством, которое не может перемещаться вертикально (по отношению к прицепу), и ось(и) которого расположена(ы) вблизи центра масс транспортного средства (при равномерной загрузке) так, что на буксирующее транспортное средство передается только незначительная статическая вертикальная нагрузка, не превышающая либо 10% величины, соответствующей максимальной массе прицепа, либо 10 кН (в зависимости от того, какая из этих величин меньше).



Спасибо, Ваш запрос пролучен

Ошибка отправки формы

Пример: 64226-2201010-02, вал карданный, МАЗ, 631208


Цены на сайте не являются публичной офертой, а служат только в ознакомительных целях. Подробности необходимо уточнять у сотрудников нашей организации.

ЕЭК ООН: Классификация АТС

Автомобильный подвижной состав по назначению разделяется на грузовой, пассажирский и специальный:

  • к грузовому составу относятся бортовые автомобили, тягачи, самосвалы, прицепы и полуприцепы, различающиеся по грузоподъёмности и назначению,
  • к пассажирскому – автобусы, легковые автомобили, пассажирские прицепы и полуприцепы, различающиеся по вместимости и назначению,
  • к специальному – автомобили, прицепы и полуприцепы для выполнения различных (нетранспортных) видов работ, транспортирующие специальное оборудование: рефрижераторы, пожарные автомобили, автокраны, коммунальная техника, техника нефтегазодобывающей отрасли и т.п..

Автомобильный подвижной состав классифицируется по степени приспособления к различным дорожным условиям:

  • дорожный, для работы по дорогам общей сети:
    • предназначенный для работы по дорогам с покрытием и без него,
    • повышенной и высокой проходимости – для систематической работы по неблагоустроенным дорогам и бездорожью. В зависимости от конструкции делятся на классы: колесные, колесно-гусеничные, полугусеничные, автомобили-амфибии и ТС на воздушной подушке.

    Для сертификации автомототехники, разработки стандартов, таможенных правил в РФ используется международная классификация на основе рекомендаций ЕЭК ООН.

    Согласно нее все автомобили, мотоциклы и прицепы разделены на 4 основные группы: L, M, N, O.

    • Категория М – механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров.
    • Категория М1. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не бол. 8 мест для сидения.
    • Категория М2. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, бол. 8 мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т.
    • Категория М3. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, бол. 8 мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.

    АТС категорий М2, М3 дополнительно подразделяют на:

    • класс I - городские автобусы – ТС, оборудованные сиденьями и местами для перевозки стоящих вне проходов пассажиров,
    • класс II- междугородные автобусы – ТС, оборудованные сиденьями, но в которых допускается перевозить стоящих в проходах пассажиров,
    • класс III - туристские автобусы – транспортные средства, предназначенные для перевозки только сидящих пассажиров.

    Категория N – механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов.

    • Категория N1. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие макс. (полную) массу не бол. 3,5 т.
    • Категория N2. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие макс. (полную) массу св. 3,5 т, но не бол. 12 т.
    • Категория N3. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие макс. массу (полную массу) бол. 12 т.

    Для седельных тягачей, входящих в категории N1, N2, N3, предназначенных для буксирования полуприцепов, в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают сумму массы тягача в снаряженном состоянии и массы, соответствующей максимальной статической вертикальной нагрузке, передаваемой тягачу от полуприцепа через седельно-сцепное устройство, а также в случае необходимости максимальной массы груза тягача.

    Категория О – прицепы (включая полуприцепы).

    • Категория O1. Прицепы, максимальная масса которых не более 0,75 т.
    • Категория О2. Прицепы и полуприцепы, максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 т.
    • Категория О3. Прицепы и полуприцепы, максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 т.
    • Категория О4. Прицепы и полуприцепы, максимальная масса которых более 10 т.

    Для полуприцепов, сцепленных с тягачом, или прицепов с центральной осью в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают массу, соответствующую максимальной статической вертикальной нагрузке на опорную поверхность от оси(ей), когда полуприцеп с центральной осью присоединен к тягачу и максимально загружен.

    Прицепы (полуприцепы) категорий О2, О3, O4 дополнительно классифицируют по типам:

    Письмом Минюста России от 21.09.2009 N 03-2609 предписано руководствоваться данным документом в целях организации эксплуатации транспортных средств.

    Классификация автотранспортных средств, принятая ЕЭК ООН

    Тип и общее назначение АТС

    Максимальная масса, т

    Класс и эксплуатационное назначение АТС

    АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест для сидения (кроме места водителя)

    Легковые автомобили, в том числе повышенной проходимости

    АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя)

    Автобусы: городские (кл. I), междугородные (кл. II), туристические (кл. III)

    АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест (кроме места водителя)

    Автобусы: городские, в том числе сочлененные (кл. I), междугородные (кл. II), туристические (кл. III)

    Отдельно выделяются маломестные АТС, предназначенные для перевозки пассажиров, вместимостью не более 22 сидящих или стоящих пассажиров (кроме места водителя)

    Автобусы маломестные, в том числе повышенной проходимости, для стоящих и сидящих пассажиров (кл. A) и для сидящих пассажиров (кл. B)

    АТС, предназначенные для перевозки грузов

    Грузовые, специализированные и специальные автомобили, в т.ч.

    АТС, предназначенные для перевозки грузов

    Свыше 3,5 до 12,0

    Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специализированные и специальные автомобили

    АТС, предназначенные для перевозки грузов

    Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специализированные и специальные автомобили

    АТС, буксируемые для перевозки

    АТС, буксируемые для перевозки

    Свыше 0,75 до 3,5

    Прицепы и полуприцепы

    АТС, буксируемые для перевозки

    Свыше 3,5 до 10,0

    Прицепы и полуприцепы

    АТС, буксируемые для перевозки

    Прицепы и полуприцепы

    Вместе с новой международной классификацией в нашей стране также используется отраслевая нормаль ОН 025 270-66, регламентирующая классификацию и систему обозначения АТС. Подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обозначения завода-изготовителя, так и порядковый номер модели подвижного состава. Заводские обозначения подвижного состава практикуются до настоящего времени для ряда моделей, включая АТС специализированного и специального назначения.

    В соответствии с нормалью ОН 025 270-66 была принята следующая система обозначения АТС.

    1-я цифра обозначает класс АТС:

    Для легковых автомобилей по рабочему объему двигателя (в литрах или куб. дм):


    Грузовой автомобильный транспорт – популярный вид техники, используемый для перевозки грузов: неопасных и различной степени опасности, стандартных габаритов и массы, крупногабаритных и тяжеловесных, навальных, насыпных, в контейнерах и цистернах. Широкий перечень грузовых авто позволяет выбрать вариант, подходящий для транспортировки конкретного вида груза и объема партии. По типу кузова различают открытые и закрытые грузовые автомобили.

    Классификация грузового транспорта с открытым кузовом

    Такие автомобили пригодны для транспортировки грузов общего назначения, кроме наливных без тары. Выпускаются в широком ассортименте по грузоподъемности, проходимости и другим параметрам.

      . В общей конструкции объединены кабина и открытая кузовная часть. Один или несколько бортов могут быть откидными. Кузов неопрокидывающийся. . Одиночный автомобиль с откидывающимся кузовом.
    • Самосвал-тягач с одним или двумя прицепами. В последнем случае такая техника называется автопоездом.
    • Бортовые автомобили-тягачи, к которым можно присоединить один или два прицепа. . Кузов отсутствует. Имеется седельно-сцепное устройство, предназначенное для присоединения полуприцепов. Это более универсальное транспортное средство, по сравнению с сочлененным грузовым автомобилем. Обладает маневренностью, большой грузоподъемностью, может использоваться для длинномерных грузов.
    • Платформы и их разновидность – низкорамные тралы. Такая автотехника обладает уникальной грузоподъемностью – до 200 тонн, оснащается специальными фиксирующими устройствами. Предназначена для транспортировки тяжеловесных и длинномерных грузов.

    На базе шасси и прицепа или седельного тягача и полуприцепа создают лесовозы-сортиментовозы – технику, удобную для транспортировки длинномерной древесины – 2, 4, 6 м.

    Классификация грузовых автомобилей с закрытым кузовом

    Автофургоны изготавливают в виде одиночных автомобилей либо с одним или двумя прицепами. Грузовая техника общего назначения с закрытым типом кузова используется для перевозки почты, посылок, мебели, специализированные виды – для транспортировки охлажденной или замороженной пищевой продукции, медикаментов, свежесрезанных цветов, парфюмерии.

    Виды кузовов-фургонов:

    • тентованные – удобны тем, что тент можно частично или полностью убрать и использовать авто в качестве открытой площадки, а натянутый тент обеспечивает защиту от непогоды;
    • цельнометаллические контейнеры – обеспечивают грузу надежную защиту от внешних механических воздействий, непогоды и грязи;
    • изотермические – изготавливаются из многослойных панелей, в которых промежуточным слоем выступает изоляционный материал, температура в таких фургонах длительное время сохраняется на одном уровне;
    • рефрижераторы – представляют собой изотермические фургоны с холодильным или отопительным агрегатом, используются для доставки на значительные расстояния грузов, требующих особых температурных условий.

    К этой категории можно отнести микроавтобусы – транспортные средства, которые могут быть пассажирскими, грузопассажирскими и просто грузовыми.

    Специализированная грузовая автотехника

    Для транспортировки и кратковременного хранения жидкостей (воды, молока, кваса, нефтепродуктов), сыпучих веществ и сжиженных газов используются автоцистерны, которые выпускают в следующих вариантах:

    • одиночный автомобиль с цистерной, имеющей цилиндрическую, эллиптическую, смешанную форму;
    • автомобиль-цистерна, оснащенный тягово-сцепным устройством.

    Виды прицепов и полуприцепов

    Грузовая техника с прицепами и полуприцепами удобна тем, что при поломке тягача прицепное устройство можно присоединить к другой технике без перегрузки. Прицеп – это транспортное средство, не имеющее собственного двигателя. Предназначается для формирования автопоездов. Отличается от полуприцепа опиранием на собственные оси. Прицепы бывают следующих типов:

    • бортовые;
    • самосвальные;
    • тентованные;
    • контейнерные цельнометаллические;
    • изотермические;
    • рефрижераторные.

    Полуприцеп – разновидность прицепа, опирается на тягач с помощью сцепного механизма. Полуприцепы имеют два или три осевых элемента. Одна ось является подъемной, ее задействуют только при перевозке тяжеловесных материалов и конструкций. Полуприцепы бывают:

    • тентованные;
    • контейнеры;
    • цистерны;
    • самосвалы;
    • тралы;
    • платформы.

    В одном автопоезде могут присутствовать прицепы и полуприцепы.

    Другие классификационные признаки

    Помимо конструкции кузова, грузовые автомобили различаются и по другим признакам.

    По количеству осей

    Двух-, трех-, четырех-, пятиосные и более. Этот параметр оказывает влияние на грузоподъемность и учитывается при получении допуска на проезд по той или иной автодороге. Для транспортировки тяжелых грузов на дальние расстояния используют грузовые автомобили с тремя и более осями.

    По осевым нагрузкам

    При определении этого параметра учитывают наиболее загруженную ось:

    По колесной формуле

    Первая цифра обозначает общее количество колес, вторая – число ведущих колес. Сдвоенные колеса обозначаются как одно.

    По типу топлива

    На бензине, дизельном топливе, газе.

    По грузоподъемности

    Этот один из наиболее важных параметров, учитываемых при выборе автомобиля для транспортировки груза. Классы грузовиков по грузоподъемности:

    Список классификационных признаков можно продолжить, исходя из конструкционных и эксплуатационных особенностей автомобиля, функционального назначения, характеристик перевозимых грузов.

    Читайте также: