Правление царя ашоки 5 класс кратко впр

Обновлено: 05.07.2024

Индия находится в Южной Азии на полуострове Индостан. Границей Индии на севере являются Гималаи — самые высокие в мире горы. С трёх других сторон полуостров омывает Индийский океан. В Индии очень жаркий климат, поэтому земледелие там возможно круглый год.

На территории Древней Индии жило множество племён, враждующих друг с другом. В середине \(II\) тысячелетия до н. э. на территорию Индии вблизи реки Инд переселились индоевропейские племена кочевников-ариев (родственные жителям Ирана).

Индийцы считали, что все живые существа — звери, птицы, насекомые — могут думать и чувствовать, как люди. Они считали, что когда кто-то умирает, то меняет свой облик и превращается в другое существо. Именно из-за веры в перерождение индийцы старались проявлять милосердие ко всем живым существам.

В \(III\) в. до н. э. в северо-восточной части полуострова Индостан стало расти государство под руководством Чандрагупты Маурьи. Постепенно ему подчинилась вся северная и западная часть полуострова до самых Гималаев. Чандрагупта установил твёрдые законы, единую денежную систему, построил хорошие дороги. Страна мирно развивалась.

Ашока продолжил дело своего деда Чандрагупты. В \(III\) в. до н. э. многие племена на территории Индии были объединены под его властью. Львы с колонны, воздвигнутой при Ашоке, изображены на гербе Индии. Во время его правления учение Будды нашло множество последователей. Ашока сам принял буддизм и приказал возвести каменные колонны с правилами Будды.

В Древней Индии каждый человек принадлежал к одной из четырёх групп населения — их называли варнами. По легенде первые представители варн произошли из разных частей тела бога Брахмы. Изо рта бога появились жрецы-брахманы, из бёдер бога появились крестьяне и торговцы — вайшьи. Воины-кшатрии появились из сильных рук Брахмы, а из ступней бога были созданы слуги-шудры. Индийцы считали такое устройство общества естественным.

Ашока - третий император государства Маурьев в Индии. Он является создателем империи раскинувшийся от Кашемира и Непала до Майсура. Пропагандировал буддизм, позднее принял монашество.

Рождение и детские годы императора

Ашока - внук Чандрагупта (первый объединил Индию, создатель империи Маурьев) и сын Биндусара (второй император). Мать - дочь бедного индийского жреца, воспитанная в гареме. Отцу было предсказано, что его внук будет гениальным государем.

С детства юноша слыл высокомерным, дерзким ребенком, окружающие с трудом с ним ладили. Единственное, что он любил - охоту. Повзрослев, Ашока станет искусным охотником.

Не будучи красавцем, будущий император, обладал храбростью, доблестью, его всегда манили приключения. За эти качества его уважали не только чиновники, но и простой люд. Имея способность к управлению, несмотря на молодой возраст, Биндусара назначил его управлять царством Аванти.

Дорога к власти

Приобретая опыт в военном деле, росла популярность Ашоки среди военачальников. Тем самым укрепляя зависть среди старших братьев. Они боялись, что отец может назначить приемником младшего брата. К их счастью, стался бунт в Таксиле. Сюда, по убеждению старшего сына Биндусара - Сисума и был послан на подавление восстания Ашок. Народ города, не довольный правлением Сусимы, принял будущего правителя. Восстание было остановлено без кровопролития.

Во время подавления второго восстания в Удджайне, Ашока был ранен. Чтобы не достали люди Сусимы, лечился в тайном месте у буддистских монахов.

Здесь впервые познакомился с учением Будды. В это время он встретил дочь купца и женился на ней. Отец был зол и запретил Ашоке проживать в Паталипруте, отослав его опять в Удджан.

Через год умирает император. По решению совета Ашок становится царем Магаджи. Официальная коронация состоялась в 268 г до н.э.

Правление Ашока

Первые годы власти молодого императора были кровавыми. Им овладело чувство власти и жажда войны. За время пребывания на троне подчинил себе земли Бенгальского пролива, страну Андхру. Все это способствовало объединению Индии, начатой Чандрагуптом. Остались свободными три южные страны Индии.

Переход в буддизм

Решившись захватить Калингу, Ашока наткнулся на упорное сопротивление жителей. Главным стратегическим и торговым объектом страны являлась плодородная почва, и ее присоединение значительно укрепило бы империи. Народ не желал мириться с новой властью, поэтому, сначала подвергались суровым мерам наказания. Впоследствии, после кровопролитных битв, Ашок смирился и дал ее самостоятельность.

После окончания войны, пораженный увиденными последствиями войны, Ашок пришел в ужас. И решил отказаться от первоначального права объединения государство. В своем правлении применял дипломатические и идеологические приемы. Незанятым районам правитель оказывал всяческую поддержку.

Раскаяние императора привело к изменению веры и принятию буддизма. Правление Ашоки основывалось на законах нравственности.

Внутренняя политика

После подчинения всей Индии, император ввел многочисленные реформы. Вся территория разделялась на области. Управление осуществлялось представителями царской семьи. Большое значение уделялось строительной области. Все деревянные здания были заменены на каменные. Возводились университет, гостиницы, дороги.

Ашока запретил жертвоприношение, выжигание лесов, охоту ради удовольствия, утвердил список, животных, подлежащих охране. Поощрял формирование медицины, оросительных систем.

Тому дарственные деньги Ашока направлял на улучшение благосостояния народа.

Основные признаки дхармы: ненасилие, благотворное отношение к другим сектам и религиям, повиновение к родителям, щедрость ко всем людям.

Последние годы правления

Ашока переживал из-за возникновения ссор среди внуков за право наследования троном. В последние годы правления император делал щедрые пожертвования в буддистскую общину, тем самым заметно опустошив казну. Ставший у престола его внук Сампади, отменил данное указание. Ашоке, оставаясь царем, с трудом пришлось примириться с тем, что вся власть находится в руках внука.

Наследники престола не способны были сохранить единую империю. В результате она распалась на восточную и западную. Впоследствии империя пришла в упадок и в 180 г до н.э. пала.

Заключение

Ашока был способным императором, героем, проповедником буддизма. Посвятил свою жизнь благосостоянию своих жителей. На протяжении своего правления он изучал законы Будды. И сейчас его империя справедливости остается идеалом для всего мира.

Император Ашока — самый знаменитый и могущественный правитель во всей индийской истории

И мператор Ашока после ряда военных успехов подчинил себе значительную часть Южной Азии от современного Афганистана до Бенгалии и далее на юг до Майсура. Повелитель огромной империи после многочисленных побед на полях сражений отказался от насилия и дал клятву никогда не воевать. Он стал идеальным правителем и до конца жизни стремился нести людям просвещение и справедливость, распространяя учение Дхармы:

Все люди — мои дети. Всё, чего я желаю для своих детей, а я желаю им богатства и счастья в этом мире и в следующем, того я желаю и для всех людей.

Ашока вошёл в историю как великий покровитель буддизма. По мнению современных исследователей, для превращения буддизма в мировую религию этот правитель сделал больше, чем кто бы то ни было.

Колесо на вершине столба, который он установил в Сарнатхе во время паломничества по святым местам, теперь украшает национальный флаг свободной Индии.


Предсказание Будды

Считается, что Будда Шакьямуни предсказал приход Ашоки.

Однажды Будда отправился в город просить пищу. Его путь проходил по берегу, где играли дети. Они строили из песка замки, где были и царский дворец, и сокровищница. Дети даже распределили между собой роли царя, царицы и сановников.

Когда Будда с учениками приблизился к ним, маленький мальчик, который изображал царя, увидел, что они пришли, и очень обрадовался. Он набрал горсть песка и гальки, которые изображали царские сокровища, и подбежал к Будде. Увидев, что мальчик хочет наполнить чашу Будды песком, ученик Ананда собрался его прогнать, но Будда сказал:

– Позволь мне принять это подношение. Это особый знак.

Будда опустил свою чашу, но мальчик не мог дотянуться. Тогда он подозвал одного из своих сановников, попросил его встать на четвереньки. Мальчик встал ему на спину, чтобы положить подношение в чашу Будды.

Увидев это, Ананда и другие ученики очень удивились и спросили:

– Кто этот мальчик?

– Это не простой мальчик, – ответил Будда. – Благодаря своему намерению и связи, что возникла между нами сегодня, он через двести пятьдесят лет после моей Махапаринирваны станет великим царём. Он поможет распространять моё Учение и поддержит сангху. Он воздвигнет по всему миру столько статуй Будды, сколько песчинок у него на ладонях. Это совершенно особый ребёнок, и его друзья, которые помогали ему сегодня, и впредь будут поддерживать его деяния.

Затем Будда произнёс особую молитву-посвящение и продолжил свой путь по направлению к городу. Таким было его пророчество о царе Ашоке.

Как и было предсказано, Ашока появился через двести пятьдесят лет после Махапаринирваны Будды.


Происхождение и детство

Ашока был внуком Чандрагупты — основателя династии Маурьев. Чандрагупта был первым правителем империи Маурьев. Он управлял империей двадцать четыре года и затем передал власть своему сыну — Биндусару. Биндусара был отцом Ашоки.

Матерью Ашоки была Субхадранги — дочь бедного брамина по имени Чампаканагар. По легенде, отец отдал её в гарем потому, что получил предсказание, что сын его дочери станет великим правителем. Статус Ашоки в гареме был весьма низким, у него было много братьев от более знатных жён царя и ещё старший брат от той же матери.

В детстве Ашока был резвым ребёнком, и сладить с ним было очень трудно. Единственное к чему у него лежало сердце — это охота, вскоре он стал искусным охотником.

Ашока не отличался внешней красотой. Но ни один принц не превосходил его в доблести, храбрости, достоинстве, любви к приключениям и искусности в управлении. Поэтому Ашоку уважали чиновники и простой люд. Биндусара заметил его способности к управлению, и хоть Ашока был молод, назначил его наместником Аванти.

Приход ко власти

Прибыв в Удджайн, столицу Аванти, Ашока показал себя как превосходный правитель. В этом городе он женился на Шакья Кумари — красивой дочери богатого торговца Видишанагара. Она родила ему двоих детей, которых звали Махендра и Сангхамитра.

Граждане Таксилы восстали против правления Магадхи. Старший сын Биндусары по имени Сусема не смог успокоить народ. Тогда Биндусара послал Ашоку подавить восстание. Ашока смело подвёл войска к городу и осадил его. Граждане Таксилы вместо противостояния устроили новому правителю великий приём.


Восстание в Таксиле показало неспособность Сусемы управлять страной. На собрании советников стало ясно, что если Сусема по традиции станет царём, то в империи не будет справедливости, и она придёт в упадок. Поэтому Ашоке дали понять, что после смерти отца именно он вопреки традиции возглавит империю. Император Биндусара умер в 272 до н. э. Ашока, который прибыл в Паталипутру из Удджайна по просьбе Радхагупты, главы правительства, был коронован как царь Магадхи. Официальная коронация Ашоки состоялась только спустя четыре года после захвата им власти — в 268 года до н.э.

Ашока был очень образованным государственным деятелем. Он управлял Магадхой мудро и умело. Совет советников и чиновников государства был предан императору. Восемь лет в государстве царили мир и спокойствие.

Война с Калингой и раскаяние Ашоки

Через восемь лет после восшествия на трон Ашока объявил войну маленькому государству Калинга (Орисса). Калинга имела богатую и плодородную землю между Годавари и Манханди, поэтому была важным стратегическим и торговым объектом. Но люди Калинги были патриотами и готовились сразиться и умереть в защиту родины.

Армия Калинга воевала с армией Магадхи, проявляя чудеса храбрости, но Ашока всё же одержал трудную победу. Во время битвы было взято в плен 150 тысяч и убито более 100 тысяч человек. Калинга оказала Ашоке упорное сопротивление. Суровые меры наказания применялись и к простому народу, и к знати, которая тоже не захотела смириться с властью Мауриев.

Это раскаяние привело его к укреплению веры и последующему принятию буддизма. Калингская война, которая была первой войной Ашоки, стала его последней войной. Мощь оружия склонилась перед властью справедливости и Дхармы. Ашока поклялся, что никогда снова не возьмёт оружие и никогда не совершит подобных преступлений.


Учение, которое передал ему Ученик Будды Упагупта, принесло покой Ашоке.

Внутренняя политика

Деятельность Ашоки внутри империи была уникальной. Он запретил жертвоприношения и упразднил принудительные работы. Был составлен список охраняемых животных, запрещена охота ради удовольствия и бесцельное выжигание лесов.

По всей империи Ашока инициировал строительство университетов. Наланда – самый известный университет того времени – стал центром образования в Магадхе.

Все деньги из государственной казны расходовались на благосостояние людей. Он развивал сельское хозяйство, торговлю и различные ремёсла. Строились каналы для ирригации и шлюзы для торговых кораблей. Ашока прокладывал добротные дороги по всей стране, чтобы помочь росту торговли и развитию ремёсел. Для блага путешественников он сажал деревья с обеих сторон дороги. Вырывались колодцы, строились навесы и дома отдыха.

Была распространена бесплатная медицинская помощь – и для людей, и для животных. Ашока – первый в мире, кто построил больницы для лечения животных. Он брал лекарственные растения и разнообразные плодоносные деревья из определённых мест и сажал там, где их не было. В одной из надписей-эдиктов он даже выразил желание, чтобы обитатели леса в его империи жили счастливо.


Продвижение Дхармы и эдикты Ашоки

Ашока полагал, что послание Дхармы не должно быть неподвижным. Он хотел, чтобы она распространялась повсюду в Индии и за её пределами. Поэтому он повелел, чтобы слова Дхармы наносились на скалы и колонны по всей стране. Эти надписи –эдикты Ашоки – внедряли Дхарму в социальную этику и мораль жителей страны. Ашока желал, чтобы его послание достигло людей всех стран и дало возможность им следовать и распространять Дхарму для блага всего мира.

К настоящему времени сохранилось более 150 эдиктов. Основную их часть составляют различные местные версии 14 Больших наскальных эдиктов, а также двух Особых наскальных эдиктов, Малого наскального эдикта и семи колонных эдиктов. Такие надписи можно найти сегодня в Индии и за её пределами. В Индии они были обнаружены в Мадхья Прадеш, Гуджарат, Уттар Прадеш, Махараштра, Орисса, Андхра Прадеш и в районе Сиддапура Читрадурга, а также в Коппала и Маски в Райчуре района Карнатака. Вне Индии они были найдены в районе Пешвар в Пакистане, а также около Кандагара в Афганистане и на границе Непала.


Круг вопросов, освещённых в эдиктах, включал принятие и распространение буддизма, нравственные и религиозные законы, послушание родителям, заботу царя о благополучии подданных и защите животных. Моральные правила, освещённые в эдиктах, не были специфическими ни для буддизма, ни для брахманизма или какого-либо другого религиозного течения. Ни о каких религиозно-философских категориях буддизма в эдиктах не говорится. Это были традиционные этические положения, хорошо понятные различным слоям населения независимо от этнической и религиозной принадлежности. Принципы дхармы, которые отражались в эдиктах Ашоки, должны были стать общими для населения всей империи и как бы подняться над дхармами варн, объединений и разных социальных групп.

Большая часть его эдиктов была обращена не к монахам, а к мирянам. Поэтому в надписях не упоминается о нирване, четырёх благородных истинах, восьмеричном пути и других специальных понятиях буддизма.

Для распространения принципов Дхармы Ашока даже создал нечто подобное институту правозащитников. Для этого он расширил состав верховных государственных чиновников махаматр, добавив к ним дхарма-махаматр. Эти чиновники встречались с людьми различных религий и жили среди них. Они помогали преодолевать ошибочные идеи относительно других религий. Обязанностью дхарма-махаматров также было наблюдать, чтобы деньги, предназначенные для религиозных целей, были потрачены должным образом. Они совершали поездки по империи и посещали суды, где пересматривали дела и, обнаружив ошибки, изменяли наказание. Подобных чиновников никогда более не существовало в истории. Помимо них, другие чиновники также совершали поездки по империи каждые пять лет и распространяли Дхарму среди людей.


Распространение буддизма и Третий буддийский собор

Точка зрения о том, что буддизм при Ашоке был государственной религией, не является верной. Оказывая буддийской общине особое покровительство, Ашока не превратил буддизм в государственную религию. Главной чертой его религиозной политики была веротерпимость, и он придерживался этой политики в течение почти всего периода своего царствования.

В своих эдиктах Ашока выступает за объединение всех сект, но не путём насилия, а в результате развития главных принципов их учений. Судя по эдиктам, Ашока дарил пещеры адживикам, которые были в этот период одними из главных соперников буддистов и пользовались значительным влиянием в народе. Из эдиктов известно и о том, что царь посылал своих представителей в общины джайнов и к брахманам. Именно политика религиозной терпимости при умелом контроле государства над жизнью различных религиозных сект позволила Ашоке избежать конфликта с сильной прослойкой брахманов, с адживиками, джайнами и вместе с тем особенно усилить буддизм. Когда же в последние годы царствования Ашока отступил от политики веротерпимости и стал проводить явно пробуддийскую политику, это вызвало решительную оппозицию у приверженцев других религий и привело к тяжёлым для царя и его власти последствиям.


Ашока не был похож на других царей, которые посылали свои армии, чтобы победить соседние страны. Он говорил, что победа Дхармы – наивысшая победа, и посылал в другие страны буддийских монахов нести свет, который он получил от Учения Будды. Проповедники Учения Будды были в Сирии, Египте, Македонии, Бирме и Кашмире. На остров Цейлон (Шриланка) он послал своих собственных детей Махендру и Сангхамитру. В результате таких деяний Учение Будды распространилось во все страны Восточной Азии.

Последние годы правления Ашоки и судьба империи

Ашока, который был воплощением сострадания, доброты и любви, много страдал в старости. Так как его сыновья – Махендра, Кунала и Тивала – занимались распространением Учения Будды, его внуки Дашарата и Сампрати начали ссориться за право наследства трона.

Если верить поздним буддистским писаниям, к концу своего правления царь Ашока, преподнося щедрые дары в пользу буддийской общины для процветания учения Будды, разорил государственную казну. В этот период внук Ашоки — Сампрати стал наследником престола. Царские сановники сообщили ему о чрезмерных дарах императора и потребовали их немедленно отменить. По приказу Сампрати распоряжения Ашоки о пожалованиях буддийской общине более не выполнялись.

Наследникам Ашоки не удалось сохранить единство империи. На основании источников можно предполагать, что империя распалась на две части — восточную с центром в Паталипутре и западную с центром в Таксиле. После смерти Ашоки империя Мауриев постепенно пришла в упадок и пала в 180 году до н. э. вследствие заговора.


Уникальность Ашоки в истории человечества

Некоторые историки говорят, что Ашока следовал Учению Будды настолько преданно, что стал монахом. Хотя Ашока был императором, он часто посещал монастыри и строго соблюдал обеты, аскезы и предписания. В течение своего пребывания там он тщательно изучал Учение Будды.


Задание 3 № 2257

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—4, только по выбранной Вами теме.

Прочтите список слов (словосочетаний) и напишите слово (словосочетание), относящееся к выбранной Вами теме:

Тир, Амон-Ра, клинопись, конфуцианство, варны, акрополь.

Объясните смысл этого слова (словосочетания).

А) Древняя Индия

Б) Древняя Греция

В) Вавилонское царство

Г) Древний Китай


Задание 1 № 2255

Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по одной иллюстрации.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) Древняя Индия — 3) древнеиндийский барельеф;

Б) Древняя Греция — 1) изображение древнегреческих богов;

В) Вавилонское царство — 2) изображение царя Хамураппи;

Г) Древний Китай — 4) фрагмент китайского традиционного рисунка.


Задание 2 № 2256

Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

В тексте упомянута терминология характерная для Древней Индии (брахманы, дхарма и т. д.).

Читайте также: