Сущность методологии исследования кратко
Обновлено: 05.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
1) совокупность приемов исследования, применяемые в определенной науке;
2) учение о методах познания и преобразования действительности.
Методология науки (rp.methodos - способ, метод и logos - наука, знание) - это система методологических и методических принципов и приемов, операций и форм построения научного знания.
Методология – это учение об организации деятельности.
Методология выполняет следующие функции:
- определяет способы получения научных знаний, которые отражают динамику процессов и явлений;
- предусматривает особый путь, с помощью которого может быть достигнута научно-исследовательская цель;
- обеспечивает всестороннюю получения информации относительно процесса или явления, что изучается;
- помогает введению новой информации;
- обеспечивает уточнения, обогащения, систематизацию терминов и понятий в науке;
- создает систему научной информации, которая базируе тся на объективных явлениях, и логико-аналитический инструмент научного познания[6.].
В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня:
Содержание высшего - философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом. Методологические функции на этом уровне выполняет вся система философского знания: философские категории, законы, закономерности, подходы.
Второй уровень - общенаучная методология - представляет собой теоретические положения, которые можно применить ко всем или к большинству научных дисциплин.
Третий уровень - конкретно-научная методология — это совокупность методов и принципов, применяемых в той или иной науке.
Четвертый уровень - технологическая методология - составляют методика и техника исследования, то есть набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.
Все уровни методологии взаимосвязаны и имеют определенное самодвижение. При этом философский уровень выступает в качестве всеобщей методологии и содержательного основания всякого методологического знания.[1, с. 87].
На основе учения о методологии составлена схема структуры методологии:
1. Основания методологии: философия, психология, системный анализ, науковедение, этика, эстетика;
2. Характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности;
3. Логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности;
Методология – это принципы построения, формы и способы организации научно-исследовательской деятельности и учение о них.
Вопросы, связанные с методологическим обоснованием научных исследований много лет занимают центральное место на разных этапах становления и развития научного знания, так как развитие любой науки осуществляется только тогда, когда она регулярно пополняется новыми фактами, накопленными с помощью научно обоснованных методов исследования. В свою очередь, выбор методов исследования полностью зависит от теоретических принципов, которые и составят основу практического исследования.
Понятие и задачи методологии
Методология вот уже много лет является самым многозначным, спорным и неопределённым понятием.
В более широком понимании методологию принято трактовать, как систему принципов и способов построения практической и теоретической деятельности. Более узкая трактовка: методология — это учение о методе научного познания и преобразования мира.
Необходимость знания методологии очевидна – без знаний методологии нельзя провести грамотно и достоверно ни одно исследование. Любому исследователю необходимо овладевать методологической культурой, которая состоит из:
- методологическая рефлексия – умение анализировать свою собственную научную деятельность;
- способность с научной точки зрения научно обосновывать различные концепции и методы познания.
С. С. Розовая, считает, что основными задачами методологии являются: определение главных направлений и программ исследовательской деятельности, обеспечение правильной постановки проблемы, разработка методов и средств научного исследования, обеспечение ученых самой необходимой техникой для научных исследований, выявление общих подходов к изучению предмета, становление единой стратегии научного поиска, проведение коррекции хода исследования по его предметному содержанию, выявление принципиальной структуры и основных векторов взаимосвязей результатов исследования, построение и обоснование предмета научного исследования.
Готовые работы на аналогичную тему
Структура методологии
Методологию можно рассматривать с двух сторон, как практическую, которая направлена на решение практических проблем и теоретическую, которая формируется с помощью философской гносеологии. Теоретическая сторона направлена на формирование идеальных знаний, практическая это набор методов и приемов, направленных на достижение желаемой цели.
Успешность и эффективность метода диагностируется практикой, решением научно-прикладных задач, поиском принципов достижения цели, реализуемых в комплексе реальных дел и обстоятельств.
Можно выделить следующую структуру методологии:
- методологические основания – логика, философия, системный анализ;
- логическая структура деятельности – объект, субъект, предмет и т.п.;
- характеристики деятельности – принципы, нормы и условия деятельности;
- технология выполнения задач – способы, методы и приёмы.
Методология также разделяется на формальную и содержательную. Формальная методология – это анализ исследовательских методов подходов к истинности и аргументированности теоретических знаний. Содержательная построена на изучении теорий и законов научного знания и системы методов исследования.
Понятие социологической методологии
Социологическая методология – это учение о системе принципов, методов и подходов, которые объясняют получение социологических знаний и явлений и их применения.
С помощью методологию можно понять то, как необходимо использовать полученные знания и как с их помощью получать новые. Чем сложнее процессы научного познания, и чем сильнее необходимость выбора путей их развития, тем сильнее развивается методология. Во второй половине ХХ века методология становится самостоятельной областью изучения, она начинает развиваться отдельно от философии и других специальных дисциплин. Методология становится самостоятельной областью, важным направлением которой является увеличение научного знания.
В таком понимании методология социологии – это способ самопознания социологии как науки, способ ее рефлексии, т. е. размышления по поводу сущности, назначения, возможностей и границ научного познания социальных процессов и явлений. Методологический анализ связан с разными видами познавательной деятельности исследователя.
Функции методологии
- Контрольная функция – методология выступает нормой научной деятельности, она оценивает правильность выбора методов исследования и позволяет дать объективную оценку полученным сведениям.
- Описательная функция – обобщение опыта исследовательской деятельности, тем самым создается реестр достижений социологического знания и использовавшихся ранее познавательных средств.
- Прогностическая функция – основа описания предыдущего опыта и тех причин, которые этот опыт породили.
- Объяснительная функция – это объяснение и понимание причин, лежащих в основе применения тех или иных методов.
- Критическая функция связана с сомнениями вокруг полученных научных результатов;
- Дескриптивная функция – учение о структуре научного знания, служит неким маяком в исследовательском процессе.
Разнородность всех этих функций обуславливает различие уровней методологического анализа, так исследователи Э. Г. Юдин и И. В. Блауберг выделили следующие уровни методологии:
- высший уровень представляет собой философская методология;
- второй уровень – это общенаучная методология;
- третий уровень – определённая научная методология;
- четвёртый уровень – сама техника и методика исследования.
На современном этапе методологические проблемы социального знания постоянно увеличиваются, это связано с изменениями социальных структур в пространстве и времени т.к. социальное общество рассматривается в динамике.
Таким образом, методология это своего рода метатеория всех социальных наук, которые сформировались и развиваются и в которых отражаются противоречия сложившихся теоретических направлений.
Любое научное исследование – индивидуально. Это творческий процесс, в котором фантазия, опираясь на факты и достижения, приводит к новому открытию. Несмотря на индивидуальный творческий подход, любое научное исследование проводится с применением общей методологии. В этой статье вы узнаете, что такое методы исследования.
Что такое научное исследование
Структура научного знания по В.С. Ледневу
Научное исследование можно определить как целенаправленное познание. Проводить исследование – значит изучать, познавать закономерности, систематизируя факты.
Научное исследование обладает рядом отличительных признаков: наличие четкой сформулированной цели; стремление к открытию неизвестного; систематичность процесса и результатов; обоснование и верификация полученных выводов и обобщений.
Следует отличать научное и обыденное познание. Научное познание в отличие от обыденного предполагает использование особых методов исследования. В связи с этим возникает необходимость постоянного поиска новых методов для изучения неисследованных объектов.
Нужна помощь в написании работы?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Что такое методы исследования
Методы исследования – это способы достижения цели в научной работе. Наука, занимающаяся изучением данных методов называется “Методология”.
Любая деятельность человека зависит не только от объекта (на что направлена) и действующего лица (субъекта), но и от того, каким образом она осуществляется, какие средства и способы применяются. В этом и заключается суть метода.
Отличие метода от методики и методологии
Очень часто происходит путаница в понятиях метода и методики. Методика представляет собой систему способов познания. Например, при проведении социологического исследования, могут сочетаться количественные и качественные методы. Вся совокупность этих методов будет представлять собой методику исследования.
Понятие методики близко по значению к процедуре исследования, его последовательности, алгоритму. Без качественной методики даже верно подобранный метод не даст хорошего результата.
Если методика – это способ воплощения метода, то методология – это учение о методах. В широком смысле методология представляет собой
Классификация методов научного исследования
Все методы научного исследования подразделяются на несколько уровней.
Философские методы
Наиболее известными среди них являются древнейшие методы: диалектический и метафизический. Кроме них к философским методам относятся феноменологический, герменевтический, интуитивный, аналитический, эклектический, догматический, софистический и другие.
Общенаучные методы
Анализ процесса познания позволяет выделить методы, на которых строится не только научное, но и любое повседневное человеческое познание. К ним относятся методы теоретического уровня:
- Анализ – расчленение единого целого на отдельные части, стороны и свойства для дальнейшего их детального изучения.
- Синтез – соединение отдельных частей в единое целое.
- Абстрагирование – мысленное выделение каких-либо существенных свойств рассматриваемого предмета при одновременном отвлечении от ряда других присущих ему признаков.
- Обобщение – установление объединяющего свойства предметов.
- Индукция – способ построения общего вывода на основе известных отдельных фактов.
Примеры методов исследования
Например, изучая свойства определенных жидкостей, выявляют, что им присуще свойство упругости. Опираясь на тот факт, что вода и спирт – это жидкости, делают заключение, что все жидкости обладают свойством упругости.
Дедукция – способ построения частного вывода, опираясь на общее суждение.
Например, известно два факта: 1) все металлы обладают свойством электропроводности; 2) медь – металл. Можно сделать вывод о том, что медь обладает свойством электропроводности.
Аналогия – такой метод познания, при котором знание ряда общих признаков для объектов позволяет сделать вывод об их сходстве и по другим признакам.
Например, науке известно, что свету присущи такие свойства как интерференция и дифракция. Кроме этого ранее были установлено, что звук обладает этими же свойствами и связано этого с его волновой природой. На основе этой аналогии был сделан вывод о волновой природе света (по аналогии со звуком).
Моделирование – создание модели (копии) объекта изучения с целью его исследования.
Помимо методов теоретического уровня, выделяют методы эмпирического уровня.
Классификация общенаучных методов
Методы эмпирического уровня
Метод | Определение | Пример |
Наблюдение | Исследование, опирающееся на органы чувств; восприятие явлений | С целью изучения одной из стадий развития детей Ж.Пиаже наблюдал за манипулятивными играми детей с определенными игрушками. На основе наблюдения им был сделан вывод о том, что способность ребенка составлять предметы друг в друга возникает позже, чем необходимые для этого моторные навыки. |
Описание | Фиксация сведений | Антрополог записывает все факты з жизни племени, не оказывая никакого влияния на него |
Измерение | Сравнение по общим признакам | Определение температуры тела с помощью термометра; определение веса с помощью уравновешивания гирь на рычажных весах; определение расстояния с помощью радиолокатора |
Эксперимент | Исследование, основанное на наблюдении в условиях, созданных специально для этого | На оживленной городской улице останавливались группы людей в различных количествах (2,3,4,5,6 и т.д. человек) и смотрели вверх. Рядом останавливались прохожие и также начинали смотреть вверх. Выяснилось, что процент присоединившихся значительно возрастал при достижении экспериментальной группы 5 человек. |
Сравнение | Исследование, основанное на изучении сходств и различий предметов; сопоставление одного предмета с другим | Сопоставление экономических показателей базового года с прошедшим, на основе чего делается вывод об экономических тенденциях |
Методы теоретического уровня
Метод | Определение | Пример |
Формализация | Раскрытие сущности процессов за счет их отображения в знаково-символическом виде | Моделирование полета на основе знаний основных характеристик летательного аппарата |
Аксиоматизация | Применение аксиом для построения теорий | Геометрия Эвклида |
Гипотетико-дедуктивный | Создание системы гипотез и выведение из этого заключений | Открытие планеты Нептун было основано на выдвижении нескольких гипотез. В результате их анализа было сделано заключение, что Уран не является последней планетой солнечной системы. Теоретическое обоснование нахождения новой планеты в определенном месте, подтвердилось затем эмпирическим путем |
Конкретно-научные (специальные) методы
- генеалогический – изучение наследственности, составление родословных;
- исторический – определение взаимосвязи между явлениями, которые имели место на протяжение долгого времени (миллиарды лет);
- биохимический – изучение химических процессов организма и др.
- историко-правовой – получение знаний о юридической практике, законодательстве в разные периоды времени;
- сравнительно-правовой – поиск и изучение сходств и различий между государственно-правовыми институтами стран;
- правосоциологический метод – исследование действительности в области государства и права с применением анкетирования, опросов и т.д.
В медицине выделяют три основные группы методов исследования организма:
- лабораторная диагностика – изучение свойств и состава биологических жидкостей;
- функциональная диагностика – исследование органов по их проявлениям (механическим, электрическим, звуковым);
- структурная диагностика – выявление изменений в строении организма.
- экономический анализ – изучение составных частей изучаемого целого;
- статистико-экономический метод – анализ и обработка статистических показателей;
- социологический метод – анкетирование, опрос, интервьюирование и т.д.
- расчетно-конструктивный, экономическое моделирование и т.д.
- метод эксперимента – создание таких обстоятельств, которые провоцируют проявление какого-либо психического явления;
- метод наблюдения – путем организованного восприятия явления объясняют психическое явление;
- биографический метод, сравнительно-генетический метод и т.д.
Анализ данных эмпирического исследования
Эмпирическое исследование направлено на получение эмпирических данных – данных, полученных путем опыта, практики.
Анализ таких данных происходит в несколько этапов:
- Описание данных. На этом этапе описываются обобщенные результаты с помощью показателей и графиков.
- Сравнение. Происходит выявление сходств и различий двух выборок.
- Изучение зависимостей. Установление взаимозависимостей (корреляционный, регрессионный анализ).
- Уменьшение объема. Изучение всех переменных при наличии их в большом количестве, выявление наиболее информативных.
- Группировка.
Итоги любого проведенного исследования – анализ и интерпретация данных – оформляются на бумаге. Спектр таких исследовательских работ достаточно широк: контрольные работы, рефераты, доклады, курсовые работы, тезисы, дипломные работы, диссертации, монографии, учебники и т.д. Лишь после всестороннего изучения и оценки полученных выводов, результаты исследований используются на практике.
Вместо заключения
А. М. Новиков и Д. А. Новикова в книге “Методология научного исследования” в методах теоретического и эмпирического исследования выделяет также методы-операции (способ достижения цели) и методы-действия (решение конкретное задачи). Такая конкретизация не случайна. Более жесткая систематизация научного познания увеличивает его эффективность.
Пища для размышления
Что такое "методология", и можно ли ее считать одной из характеристик исследования? Как формируется методология исследования? Что такое проблема, и какую роль она играет в методологии исследования? Существует ли разнообразие методологических схем исследования? Можно ли их выбирать? Если можно, то какие факторы влияют на их выбор?
Методология исследования: понятие и практическое содержание
Методология – это логично организованная деятельности человека, которая состоит в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров к его проведению, выбору средств и методов, какие, в свою очередь, определяют наивысший результат (рис. 1).
Рис. 1 - Методология исследования управления
Любой деятельности человека характерно использование методологии. Однако именно в исследовательской деятельности методологии отводится решающая роль в успешном исходе.
Целью исследования является поиск самых эффективных вариантов формирования системы управления и организации ее эффективной деятельности и развития.
Хотя стоит отметить, что это общее представление о цели. В реальности же реализуемая исследовательская деятельность стремится к множеству целей, например, контроль качества управления, создание творческой и инновационной атмосферы в контексте системы управления, своевременное обнаружение проблем, усугубление которых в будущем в состоянии осложнить работу, повышение квалификации человеческих ресурсов управления, анализ стратегий и прочее.
Разнообразие целей исследования управления
Цели исследований классифицируют на текущие и перспективные, общие и локальные, постоянные и эпизодические (рис. 2).
Методология любого исследования начинается с момента выбора, постановки и построения его цели.
Объект исследования - это система управления. Но в методологическом отношении крайне важно понимать и принимать во внимание класс данной системы. Ее стоит отнести к классу социально-экономических систем, что говорит о человеке как о ее основополагающем элементе, а его деятельность обуславливает особенности всех процессов деятельности и развития системы. Связи, с помощью которым существует данная система, говорят о сложных и противоречивых отношениях между людьми, которые в своем основании имеют интересы, ценности, мотивы и установки.
Рис. 2 - Диверсификация целей исследования управления
Насколько бы совершенными ни были технические средства современности, их роль находится в прямой зависимости от интересов человека, его мотивов применения и освоения данных средств.
Невозможно заниматься изучением техники отдельно от человека и всех факторов ее применения в его дальнейшей деятельности.
Предмет изучения - это проблема, то есть реально существующее противоречие, которое требует своего решения.
Верной и безошибочной деятельности системы управления характерно наличие большого количества разнообразных проблем, выступающих в качестве противоречивых отношений между стратегией и тактикой управления, условиями рынка и реальными мощностями и возможностями фирмы, квалификацией трудового коллектива, потребностями в нововведениях и прочее.
Для того, чтобы решить данные проблемы, часть из которых является перманентными и извечными, а часть – переходящими или назревающими, возникает необходимость исследований.
В свою очередь, цель есть фундамент, позволяющий распознавать и выбирать проблемы в исследованиях.
Подход как составляющая методологии
Еще одним фрагментом в содержании методологии исследования стал подход – это ракурс исследования, как бы исходная позиция, точка отсчета, с которой начинается изучение, и которая обуславливает его вектор движения по отношению к цели.
Подходы бывают следующих видов:
Данный подход - это выбор одной грани проблемы, руководствуясь принципом актуальности либо учитывая те ресурсы, которые были предоставлены для исследования. Например, проблема развития трудового коллектива может иметь экономический, социально-психологический, образовательный аспект и так далее.
Этот подход отображает более высокий уровень методологии исследования. Он нуждается в максимально возможном учете всех параметров проблемы в их взаимосвязи и целостности, определении главного и весомого, установления характера и вида связей между этими параметрами, их свойствами и характеристиками.
Концептуальный подход подразумевает заранее осуществленную разработку концепции исследования, то есть комплекса основных и значимых положений, которые определяют общую направленность, архитектонику и последовательность исследования.
Подходы также можно разделить на эмпирические, прагматические и научные.
Эмпирический подход больше основывается на опыте, прагматический ставит своей целью получение наикратчайшего и более близкого результата без лишних издержек. Однако самым эффективным является, конечно, научный подход, характеризующийся научной постановкой целей исследования и применением научного аппарата при его реализации.
Методология исследования также должна включать в свой состав определение и формулирование ориентиров и ограничений, которые дадут возможность проведения исследования более последовательным и целеустремленным. Ориентиры, в свою очередь, делятся на мягкие и жесткие, а ограничения – на явные или неявные.
Главная роль в методологии принадлежит средствам и методам исследования, которые принято разделять на три группы:
Читайте также: